Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО НКО И ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмыкина Ирина Викторовна, Богомолова Алла Викторовна

В статье рассматривается зарубежный опыт сотрудничества университетов и некоммерческих организаций (НКО), связанный с развитием гражданского общества. Социально ответственный университет, успешно реализующий свои основные миссии - образовательную и исследовательскую, должен участвовать и в реализации третьей миссии, которая тесно связана с развитием местного сообщества. При анализе системы взаимодействия университета и НКО использован проектный подход. Суть его состоит в том, что он направлен на формирование у граждан социальной активности и ответственности в результате сотрудничества университетов и некоммерческих организаций. Анализ зарубежной практики позволил обозначить в статье основных стейкхолдеров системы социального взаимодействия, сформулировать базовые принципы концепции эффективного партнерства университета и некоммерческого сектора, а также предложить направления и формы организации сотрудничества социально ответственного университета и местного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN PRACTICE OF PROJECT APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

The present research examines the foreign experience of cooperation between universities and non-profit organizations (NPOs) related to the development of a civil society. A socially responsible University that successfully implements its main missions related to education and research, should also participate in the implementation of the third mission, which is closely connected with the development of a local community. When analyzing the system of interaction between Universities and NGOs, a project approach was used. The project approach is aimed at building social activity and responsibility among citizens which is possible due to interaction between universities and non-profit organizations. The analysis of foreign practice allowed the authors to identify main stakeholders of social networking system and formulate basic principle of the concept of effective partnership between universities and non-profit organizations, as well as suggest some directions and forms of organizing cooperation between a socially responsible university and a local community.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 316.354

Бурмыкина Ирина Викторовна

Burmykina Irina Viktorovna

доктор социологических наук, профессор кафедры управления Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Богомолова Алла Викторовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

D.Phil. in Social Science, Professor, Department of Management, P.P. Semyonov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University

Bogomolova Alla Viktorovna

PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Management, P.P. Semyonov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University

FOREIGN PRACTICE OF PROJECT APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация:

В статье рассматривается зарубежный опыт сотрудничества университетов и некоммерческих организаций (НКО), связанный с развитием гражданского общества. Социально ответственный университет, успешно реализующий свои основные миссии - образовательную и исследовательскую, должен участвовать и в реализации третьей миссии, которая тесно связана с развитием местного сообщества. При анализе системы взаимодействия университета и НКО использован проектный подход. Суть его состоит в том, что он направлен на формирование у граждан социальной активности и ответственности в результате сотрудничества университетов и некоммерческих организаций. Анализ зарубежной практики позволил обозначить в статье основных стейкхолдеров системы социального взаимодействия, сформулировать базовые принципы концепции эффективного партнерства университета и некоммерческого сектора, а также предложить направления и формы организации сотрудничества социально ответственного университета и местного сообщества.

Ключевые слова:

гражданское общество, некоммерческая организация, социально ответственный университет, третья миссия университетов, проектный подход, взаимодействие и сотрудничество НКО и вузов

Summary:

The present research examines the foreign experience of cooperation between universities and non-profit organizations (NPOs) related to the development of a civil society. A socially responsible University that successfully implements its main missions related to education and research, should also participate in the implementation of the third mission, which is closely connected with the development of a local community. When analyzing the system of interaction between Universities and NGOs, a project approach was used. The project approach is aimed at building social activity and responsibility among citizens which is possible due to interaction between universities and non-profit organizations. The analysis of foreign practice allowed the authors to identify main stakeholders of social networking system and formulate basic principle of the concept of effective partnership between universities and nonprofit organizations, as well as suggest some directions and forms of organizing cooperation between a socially responsible university and a local community.

Keywords:

civil society, non-profit organization, socially responsible university, third mission of universities, project approach, interaction and cooperation between NGOs and universities

Развитие современного гражданского общества строится на принципах поддержания и содействия социальной сплоченности населения и общей экологической устойчивости среды проживания. Важной также для его полноценного функционирования является ориентация на обеспечение прав личности, на формирование демократического мышления у граждан.

Образовательный институт в условиях развития гражданского общества также должен быть включен в систему осуществляемых в его границах взаимодействий. Для этого социально ответственный университет, успешно реализующий свои основные миссии - образовательную и исследовательскую, должен участвовать и в реализации третьей миссии - социальной. Современные условия жизни и деятельности определяют «гуманистическое "ядро" идеи университета - понимание его миссии как социальной вовлеченности, бескорыстного служения обществу» [1, с. 67]. Социальная миссия университетов рассматривается в научном сообществе как «совокупность специфических услуг, основанных на действиях и возможностях, служащих для блага

общества» [2, с. 90]. Зарубежными и отечественными авторами выделяются также такие ее характеристики, как взаимодействие с гражданским обществом, с местным сообществом.

Высшее образование призвано «продвигать» общество путем генерирования знаний и поддержки демократии путем формирования у студентов гражданской и социальной ответственности [3]. Для этого учебные учреждения должны активнее участвовать в общественной жизни за пределами кампуса посредством установления и поддержания партнерских отношений с организациями и людьми социума.

Структуры гражданского общества, в том числе некоммерческие организации (НКО), имеют возможность помочь государству и муниципалитетам в организации взаимодействия с населением в сферах оказания социальных услуг, здравоохранения, спорта, культуры и досуга с целью создания условий и предоставления возможностей для индивидуального развития граждан.

Существуют многочисленные точки соприкосновения между университетами и НКО, охватывающие практически все социальные сферы. Сотрудничество этих структур может быть сосредоточено в различных областях деятельности, и в первую очередь - при оказании образовательных услуг. НКО испытывают потребность во взаимодействии с вузами, например при решении задач, связанных с разными формами коммуникации с общественностью, организацией процесса управления персоналом, волонтерством, распространением цифровой грамотности и работой со средствами массовой информации. Кроме того, сотрудничество с университетами способствует устойчивому развитию НКО, нормативно-правовому обеспечению их деятельности.

Большая часть исследований, посвященных партнерским отношениям между НКО и вузами, фокусируется на обучении студентов, но все чаще в качестве предмета анализа выступает непосредственно система взаимодействия двух социальных структур, реализуемая в разных формах и с разными субъектами, в том числе в рамках проектного подхода.

Проектный подход трактуется большинством отечественных специалистов (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Ю.И. Попов) как управление изменениями социальной системы посредством организованной целенаправленной работы [4]. Мы считаем, что эту дефиницию можно дополнить за счет распространения действия подхода «не только на достижение поставленных целей, но и на удовлетворение заинтересованных сторон» [5].

Взаимодействие между университетами и местным сообществом (стейкхолдерами) включает в себя привлечение партнеров в качестве со-преподавателей, участие их в крупных проектах развития сообщества и его инфраструктуры. Зарубежные исследователи R. Stoecker, E. Tryon и A. Hilgendorf разработали список стандартов, который является руководством как для преподавателей, так и для организаций, вовлеченных в отношения сотрудничества в сфере обучения. Этот список включает пять категорий установления партнерского взаимодействия: общение, развитие позитивного отношения, инфраструктурное обеспечение, управление образовательными услугами и содействие разнообразию отношений [6].

В стандарте PMBoK (англ. Project Management Body Of Knowledge - свод знаний по управлению проектами) проектный подход связан с применением знаний, навыков и инструментов и может быть использован в системе партнерства между университетом и сообществом [7].

По мнению зарубежных авторов, партнерство между университетами и сообществом в значительной степени осуществляется в виде взаимодействия не на институциональном, а на индивидуальном уровне [8].

Рассмотрим мировой опыт проектного взаимодействия образовательных учреждений и третьего сектора (НКО).

Немецкий подход, пропагандируемый Берлинской школой экономики и права организации взаимосвязи университетов и третьего сектора, заключается в понимании потенциала партнерства вузов и некоммерческих организаций. Подчеркивается, что возможности обучения в университетах могут способствовать и содействовать развитию гражданского общества. К. Рот, Б. Хон, опираясь на анализ социологических и экономических характеристик гражданского общества и НКО в Германии, делают выводы о том, что преподаватели университетов могут активно участвовать в формировании и развитии социума [9]. Исследователи отмечают, что «некоммерческие организации являются институционализированными структурами гражданского общества и, следовательно, особенно подходят для сотрудничества с университетами в контексте обучения» [10]. Необходимо помнить, что данные выводы применимы к третьему сектору и в других странах с развитым гражданским обществом.

Потенциал сотрудничества между НКО и университетами может касаться развития уже существующих программ обучения или реализации новых проектов взаимодействия. Формат образовательного процесса в немецких университетах, основанного на отношениях партнерства между вузами и стейкхолдерами, носит название «сервисное обучение». В Германии 427 университетов, в которых обучается 2,7 млн студентов. В 15 % этих учебных заведений организовано

сервисное обучение. При этом партнерами по обучению обычно выступают либо государственные органы (например, региональные природоохранные структуры или государственные учреждения культуры), либо НКО (например, благотворительные ассоциации или некоммерческие кооперативы, имеющие различные направления деятельности, в том числе связанные с укреплением физического и психического здоровья, поддержкой малообеспеченных людей и защитой гражданских прав и свобод).

Кроме того, сотрудничество вузов и НКО открывает целый ряд возможностей для трудоустройства выпускников вузов, учитывая, что некоммерческий сектор имеет большое социальное значение для страны.

Важно, чтобы сотрудники университетов научились выявлять НКО и отличать их от других типов организаций, а также чтобы преподаватели понимали, как получить к ним доступ через посреднические организации или путем сканирования среды самого университета.

Посреднические организации представлены в Германии волонтерскими агентствами и общественными фондами, специализирующимися на подобных контактах. Понятие «волонтерские агентства» объединяет в себе организации гражданского общества и отдельных людей, заинтересованных в добровольческой деятельности разной направленности. Контактная информация большей части таких агентств доступна в Сети, поэтому найти их очень легко.

Другим типом организации, которая играет роль посредника между университетом и НКО, является общественный фонд. В Германии к ним относятся организации, имеющие собственные активы, доходы от которых используются на цели фонда, в том числе могут быть направлены на реализацию определенного круга проектов в виде грантов.

Американский подход к характеристике взаимодействия университетов и НКО состоит в определении мотивации его участников к такого рода сотрудничеству [11].

В исследовании доктора К. МакМануса (Университет Пенсильвании) было проанализированы данные интервью с преподавателями 25 вузов США. В 72 % случаев им были обнаружены связи университетов с некоммерческими организациями. Отмечается, что профессионалы высшего образования «на самом деле не имели четкого понимания того, что представляют собой отношения между образовательными учреждениями и НКО». Только у 40 % опрошенных имелись официальные контракты с некоммерческими организациями. В ходе исследования установлена прямая зависимость между учебными заведениями и НКО в глазах общественности: если сообщество доверяет некоммерческой организации, которая связана с конкретным колледжем или университетом, то считается, что это учебное заведение также заслуживает положительной оценки.

Не все американские высшие учебные заведения имеют конструктивные партнерские отношения с НКО, но есть и такие в которых обучающиеся имеют возможность реализовать свои послевузовские устремления [см. об этом: 12].

Научно-некоммерческое межотраслевое партнерство имеет огромный потенциал, так как может влиять на долгосрочное развитие, распространение и распространение технологий. В качестве примера можно привести исследование Д. Джу (Массачусетский технологический институт), в котором констатируется, что подобное сотрудничество «может помочь в студенческом новаторстве» в сфере международного взаимодействия и развития [13].

Обучение на основе услуг - это «педагогика, которая объединяет академическое обучение с работой на уровне сообщества. Продукты обучения, основанного на услугах, включают проекты и инновационные технологии, направленные на решение социальных проблем» [14].

Возможности реализации практических социальных проектов во время обучения в вузе иллюстрирует студенческий проект «Предпринимательский дизайн для экстремальной доступности», выполненный в Стэнфордском университете США. В нем приняли участие обучающиеся различных направлений подготовки, целью их взаимодействия была избрана разработка комплексных решений общественных проблем путем совмещения социальных и инженерных проектов в сфере общественных работ (EPICS), начатых в университете Пердью. Это пример объединения групп студентов с общественными организациями, которым нужна техническая помощь.

Интересным вариантом вовлечения обучающихся в процесс подготовки проектных практических решений общественных проблем представляется также серия занятий под общим названием «D-Lab», которая «способствует разработке соответствующих технологий и устойчивых решений в рамках международного развития». Студенты определяют проблемные точки социального взаимодействия, разрабатывают стратегию их нивелирования, а затем внедряют свои инновации в практическую деятельность.

Возможны два пути реализации научно-некоммерческого сотрудничества: обучающиеся распространяют социальные технологии, либо создавая собственную некоммерческую организацию, либо сотрудничая с уже функционирующими в социуме. Примеры создания социальных предприятий, «выросших» из школьных проектов, - Embrace, Global Cycle Solutions.

Сложности реализации этого направления сотрудничества НКО и образовательных организаций, по нашему мнению, заключаются в том, что большинство студентов при наличии перспективных идей не станут социальными предпринимателями. Не всегда новая технология воспринимается обществом, зачастую она остается учебным материалом, значимость которого не выходит за пределы университета.

Отмечается также сложность выстраивания отношений обучающихся с общественными партнерскими организациями. Хотя для продвижения студенческих инноваций одним из возможных и самых перспективных вариантов развития событий является установление партнерских проектных отношений между академическими учреждениями и некоммерческими организациями.

В поддержку этого направления сотрудничества американская организация «Международная инициатива развития» (MIT) начала предоставлять студентам стипендии за распространение социальных проектов и технологий. Обучающиеся организуют самостоятельно социальные предприятия, MIT отслеживает созданные ими проекты и технологии и направляет их в общественные организации. Если социальный потребитель заинтересован в том, чтобы студенты внедрили в его деятельность инновационный проект или технологию, то он приглашает их на практику. Например, студенты Массачусетского технологического института создали систему сбора данных для приюта бездомных. После того, как разработанная ими технология была передана НКО, ответственность за ее дальнейшую реализацию перешла к Армии Спасения.

Механизмы вовлечения новых студентов в общественные партнерские организации могут быть различными. С этой целью используются практические занятия, основанные на проектах; проводится финансирование студенческих проектных разработок посредством выплаты адресных стипендий и конкурсных премий; осуществляется активное поддержание отношений с организациями-партнерами сообщества. Таким образом, академическое и некоммерческое межотраслевое партнерство имеет огромный потенциал в зарубежном социопространстве.

Возможности сотрудничества высшего образования с некоммерческим сообществом рассматриваются иностранными исследователями также в контексте инновационного преподавания и практического обучения (в том числе для аспирантов). К.М. Лукас и Н.Э. Шерман (Университет Брэдли, Центр Криттентон) [15] считают, что современные модели образования должны сочетать традиционное обучение с практическим проектным. Например, особое внимание в рамках освоения аспирантами курса «Институциональное планирование и оценка» уделяется именно практике создания проектов, что позволяет студентам выступать в качестве консультантов в местном некоммерческом агентстве.

«Соединение сети различных интересов заинтересованных сторон - это современная смена парадигмы для преподавателей», реализующих такую методологию и практику, которые отражают требуемые обществом теоретические и практические результаты обучения.

Традиционные модели обучения, используемые в современных зарубежных вузах, отлично сочетаются с проектным обучением и управлением. Кроме того, в них существует понимание ценности практического обучения, когда студенты работают с сообществом, решая реальные проблемы, в нем обнаруженные. Традиционные модели и методы, по нашему мнению, недостаточны для подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Реализуя возможности теоретического обучения в реальной практике, студенты смогут полностью подготовиться к реализации в будущем своих профессиональных позиций.

Сотрудничество высшего образования и некоммерческого сообщества должно реализовы-ваться через активную практику и связанное знание [16]. Например, метод преподавания и обучения дает возможность учащимся участвовать в практической работе в качестве руководителей некоммерческого агентства. Обучение на основе непосредственного взаимодействия будет способствовать обмену опытом, установлению четких связей между тем, что преподается, и тем, что происходит в практических условиях, а также формированию критических взглядов обучающихся.

Исследование базовых основ сотрудничества некоммерческого сектора и высшего образования проведено доктором К. Требил-Смит (Университет Денвера) совместно с Э.Дж. Шилдс [17]. Особое внимание исследователи уделили оценке восприятия в социуме партнерства некоммерческого сектора и высшего образования.

Изучение принципов эффективных партнерских отношений между университетами и сообществом было продолжено в штате Айова. Исследование Iowa Campus Compact показало, что партнерство НКО и сферы высшего образования (HED) весьма плодотворно, так как ориентировано на человеческий капитал (например, на привлечение студентов). В выводах специалистов обозначено, что для успешного партнерства требуется прочная стратегическая основа, нацеленная на долгосрочную перспективу. Основные тезисы-рекомендации, предложенные для реализации разработчиками проекта, следующие: ориентация на качество, а не количество; шаг от

взаимности к сотворчеству; создание индивидуального потенциала для партнерства; охват неиспользованных областей для создания новых или упрочнения текущих партнерских отношений. Участники исследования описали также требования к подготовке студентов в рамках партнерства как симбиоз трех составляющих: общепрофессионального этикета, ориентации на организацию и ее деятельность, наличия знаний и умений, в том числе проектных, чтобы обучающиеся могли соответствовать ожиданиям организаций и выполнять задачи, за которые они несут ответственность в их структуре [18].

Таким образом, достижение общественной цели высшего образования требует партнерства с НКО, углубления практики отношений между высшими учебными заведениями и сообществами, развития проектных компетенций студентов, нацеленности обучения на совершенствование общества.

Резюмируя результаты анализа практик организации системы социального взаимодействия, приведем основные принципы концепции эффективного сотрудничества западных университетов и некоммерческого сектора:

- четкое осознание партнерами потребностей друг друга, объективная оценка ожиданий от совместной деятельности для развития взаимовыгодных отношений;

- учет возможностей и ограничения всех сторон взаимодействия с целью обеспечения реалистичности воплощения этих ожиданий;

- ориентация на успех, измеряемый преимуществами для каждого из партнеров по отдельности и в совокупности;

- работа на создание устойчивых партнерских отношений, которые выходят за рамки стандартных задач и мероприятий, подчеркивая процесс развития и поддержания позитивного взаимодействия;

- приоритет проектного подхода при принятии решений и организации деятельности;

- постоянная стратегическая оценка партнерства.

С учетом советов К. МакМануса (Университет Пенсильвании) [19] некоммерческим организациям, пытающимся наладить партнерские отношения с колледжами, сформулируем ряд собственных предложений для развития взаимодействия университетов и НКО:

- необходимо сделать четкое ценностное предложение о взаимодействии;

- можно использовать преимущество «низкой планки при входе», так как «многие учреждения являются своего рода агностиками в отношении организаций, с которыми они взаимодействуют»;

- надо постоянно находиться в поисках новых возможностей, быть открытым для изучения новых отношений и организационных конфигураций НКО и образовательных учреждений;

- обратить внимание на возможности взаимодействия с организациями, осуществляющими помощь в инклюзивных сферах;

- необходимо установить оценочные показатели, по которым можно определять успешность и эффективность партнерства с точки зрения различных заинтересованных сторон, включая студентов, персонал НКО, преподавателей, представителей общественности и др.;

- связи и отношения между НКО и образовательными учреждениями должны быть не просто «транзакционными», а «трансформационными», т.е. настроенными на улучшение партнерских отношений, поиск новых и разнообразных проектов и способов совместной работы;

- необходимо обратить внимание на ценность межличностных связей, сложившихся между преподавателями и сотрудниками некоммерческих организаций;

- контакты НКО и университетов должны строиться на регулярной основе с разнообразием точек соприкосновения;

- во взаимодействии необходим ценностный подход, учитывающий, что сетевые партнерские отношения с некоммерческими организациями позволят увеличить качество образовательных услуг университета.

Таким образом, рассмотрение зарубежной практики проектного подхода в реализации взаимодействия университетов и некоммерческих организаций позволило обобщить опыт ведущих мировых высших учебных заведений в выстраивании парадигмы эффективного партнерства с различными общественными структурами и на его основе разработать собственные предложения по совершенствованию процесса взаимодействия университетов и некоммерческих организаций с целью расширения сферы их сотрудничества и повышения его результативности.

Ссылки:

1. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67-72.

2. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1 (1). С. 89-101.

3. Perceptions of Partnership. A Study on Nonprofit and Higher Education Collaboration [Электронный ресурс] // Campus Compact. URL:https://iacampuscompact.org/wp-content/uploads/large/sites/29/2019/03/Perceptions-of-Partnership_toWebsite.pdf (дата обращения: 26.07.2020).

4. Попов Ю.И. Управление проектами. М., 2008. 357 с. ; Управление проектами / И.И. Мазур [и др.]. М., 2013. 456 с.

5. Компанейцева Г.А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности [Электронный ресурс] // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 17. С. 363-368. URL: http://e-koncept.ru/2016/46249.html (дата обращения: 08.12.2020).

6. Stoecker R., Tryon E.A., Hilgendorf A. The Unheard Voices: Community Organizations and Service Learning. Philadelphia, 2009. 232 с.

7. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (Pmbok Guide). Fifth Ed. Pennsylvania, 2013. 589 с.

8. Bringle R., Clayton P., Price M. Partnerships in service-learning and civic engagement // Partnerships: A Journal of Service-Learning & Civic Engagement. 2009. Vol. 1, iss. 1. Р. 1-20.

9. Roth C., Hohn B. How to Interconnect Universities with Nonprofit Organizations for Service-Learning: A German Approach // International Journal of Research on Service-Learning and Community Engagement. 2016. Vol. 4, iss. 1. С. 377-389.

10. Ibid.

11. DeBaun B. How Can Nonprofits Partner with Higher Education? [Электронный ресурс] // National College Attainment Network. URL: https://www.ncan.org/news/456165/How-Can-Nonprofits-Partner-with-Higher-Education.html (дата обращения: 28.07.2020).

12. Ibid.

13. Jue D. Academic-Nonprofit Partnerships Can Pick Up Where Student Innovators Leave Off [Электронный ресурс] // Stanford Social Innovation Review. URL: https://ssir.org/articles/entry/academic-nonprofit_partnerships_can_pick_up_where_student_inno-vators_l1 (дата обращения: 01.08.2020).

14. Ibid.

15. Lucas C.M., Sherman N.E. Higher Education and Nonprofit Community Collaboration: Innovative Teaching and Learning for Graduate Student Education // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2013. Vol. 25, iss. 2. Р. 239-247.

16. Ibid.

17. Perceptions of Partnership. A Study on Nonprofit and Higher Education Collaboration ...

18. Ibid.

19. DeBaun B. Op. cit.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.