DOI 10.15826/итра.2018.03.032
РОЛЬ ОПОРНОГО ВУЗА В ПРАКТИКАХ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
Е. И. Черненкова, В. А. Иноземцева
Петрозаводский государственный университет Россия, 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33; с[email protected]
Ключевые слова: опорный университет, экспертно-аналитическое сообщество, «третья миссия», общественно-властные коммуникации.
Представленный в статье кейс описывает опыт организации и деятельности инициативных групп Петрозаводского государственного университета по исследованию проблем публично-властной коммуникации, сопровождавшемуся экспертной деятельностью и вовлечением представителей университета в диалог с властными и общественными институтами региона в контексте задач, определенных статусом опорного вуза.
Цель статьи - на основе описания параметров социальной вовлеченности инициативных групп университета, создававшихся в 2015-2017 гг. в целях исследования проблем общественного участия, определить возможные формы воздействия университетского сообщества на формирование публичной повестки дня региона в контексте задач развития опорного вуза.
В связи с обретением в 2017 г. Петрозаводским государственным университетом статуса опорного вуза основной вектор развития университета сфокусирован на решении задач по формированию инновационной инфраструктуры и организационного дизайна, предполагающего реализацию обновленной миссии и усиление социальной роли вуза в регионе. При этом наряду с актуализацией взаимодействия университета с основными стейкхолдерами обеспечивающими устойчивое региональное развитие, существенное значение имеют сложившиеся практики общественного участия университета в системе межсекторного взаимодействия. Многие из таких практик являются результатами реализации программы стратегического развития «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» (2012-2016 гг.). В рамках этой программы с 2015 г. осуществлялись инициативные проекты по изучению публично-властного взаимодействия в Республике Карелия, особенности организации и реализации которых анализируются в данной статье.
Результаты проектной деятельности стали основанием для формирования целостной системы интеракций членов инициативных групп и внешних партнеров, органов власти и управления республики, общественно-консультативных структур и общественных организаций. Практическое использование опыта организации междисциплинарных коллективов и результатов инициативных проектов рассматривается в дискурсе третьей миссии университета. Представленные в рамках данного кейса апробированные формы социальной вовлеченности могут быть использованы при конструировании взаимодействия опорного вуза с основными акторами, участвующими в процессах управления региональным развитием.
Материалы проектов анализируются с применением методов ивент-анализа, сравнения, структурного и функционального анализа в рамках исследовательской стратегии «case-study». Предваряет анализ «случая» обзор литературы по проблемам социальной роли университета.
Оригинальность данной статьи заключается в анализе участия опорного вуза в системе публично-властной коммуникации. Обращение к опыту, позволяющему определить паттерны социального партнерства в процессах формирования региональной повестки дня, показывает возможности, которые первоначально раскрываются в межсекторном диалоге на локальном уровне, в контексте решения конкретных проблем. Но за счет умножения числа интеракций достигается кумулятивный эффект, обеспечивающий новые возможности воздействия университета на состояние региональной публичной сферы.
Представленная информация может иметь практическое применение при обновлении форм социальной вовлеченности как неотъемлемой составляющей третьей миссии. Обобщение опыта социального партнерства имеет значение для организации взаимодействия с региональным сообществом на более высоком уровне управления развитием опорного университета.
нституциональное оформление программ развития опорных университетов сопровождается постановкой целей в сфере развития местных сообществ, городской и региональной среды, обновления социальной роли опорных вузов в контексте третьей миссии университетов.
Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) вошел в число опорных вузов 17 апреля 2017 г. по итогам второго конкурса, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации. В программе, представленной на конкурс, среди ключевых направлений
были обозначены задачи по обеспечению регионального социума инструментами инновационного социально-экономического развития. При формировании стратегических целей программы были учтены итоги реализации программы стратегического развития (ПСР) «Университетский комплекс ПетрГУ в научно-образовательном пространстве Европейского Севера: стратегия инновационного развития» (2012-2016 гг.) [1]. Достигнутые за предшествующий период результаты свидетельствуют об имеющемся потенциале исследовательских коллективов ПетрГУ в системе межсекторного взаимодействия.
Вместе с тем задача обновления параметров социального партнерства актуализирует необходимость обобщения существующих в научной литературе представлений о сущности социальной роли современных университетов, а также изучения конкретного опыта социальной вовлеченности.
Социальные функции университетов заняли свое место в исследовательской литературе сравнительно недавно и анализируются в рамках нескольких теоретико-методологических концептов.
Развернувшаяся в западной науке на рубеже ХХ-ХХ1 вв. дискуссия о значимости университетов сфокусировалась на пересмотре традиционных представлений об их предназначении. Публикации, посвященные роли университетов в публичной политике, стали касаться сущности их взаимодействия с локальными сообществами, при этом предполагалось, что университеты выступают в качестве драйверов инновационных изменений той территории, где они расположены [2-5].
Оформление концепции третьей миссии, ставшей ведущим трендом в процессах модернизации высшего образования, сопровождалось изменениями в понимании сути деятельности университетов, переносом акцентов на их социальное предназначение. Особым вектором исследования социальной функции современных университетов является анализ социальной вовлеченности в контексте третьей миссии университетов.
По мнению исследователей, третья, социальная, публичная роль университета призвана отражать его вовлеченность в сообщество [6, 7]. Само содержание понятия «третья роль университетов» не имеет четкого наполнения. М. Мархл, А. Паусист рассматривают ее как совокупность параметров непрерывного образования, трансфера технологий и инноваций и социальной вовлеченностью; как совокупность специфических услуг, основанных на действиях и возможностях, служащих для блага общества [8].
Опыт взаимодействия европейских университетов с бизнес-сообществами и гражданскими институтами был обобщен в опубликованной в 2012 г. коллективной монографии «Universities, Cities and Regions. Loci for Knowledge and Innovation Creation» [9]. В 2015 г. основные векторы интеллектуальной дискуссии, итоги исследований теоретико-методологического характера и опыт отдельных университетов, были представлены в статьях, опубликованных в специальном выпуске «European Journal of Higher Education». Европейские исследователи отмечают трудности, возникающие в реализации сотрудничества между университетами и региональными сообществами: отсутствие общего языка, единой системы ценностей [10]. Незавершенным процессом остается разработка методологии, системы индикаторов для комплексного метода измерения и оценки видов деятельности университетов в рамках третьей миссии [см. 8].
Третья миссия университетов, которая рассматривается как инструмент реагирования на социальные запросы, побуждающий к определенным трансформациям их внутренней среды, постепенно становится предметом обсуждения в российской науке. Среди работ, обращающихся к этой проблематике, можно отметить исследования Т. А. Балмасовой [11], О. В. Зиневич [12], О. В. Перфильевой [13].
В исследовании Л. С. Бородиной, К. А. Сулимова, Н. В. Борисовой осуществлен сравнительный анализ программ взаимодействия западных и российских университетов с местными сообществами, а также показана роль ведущих отечественных университетских центров в практической реализации обновленных миссий, при этом достаточно скептически оцениваются возможности и практики вузов региональных [14]. Следует отметить, что этот скептицизм преодолевается в расширяющемся пуле исследований, где анализируются практики деятельности вузов, получивших статус опорных. Большая часть этих работ, сосредоточенных на описании конкретных практик, формирующегося опыта социальной вовлеченности опорных вузов, представлена на данный момент в форме докладов, апробирующих первые итоги научных исследований. Наряду с тематическими конференциями особое значение в научном осмыслении и систематизации нарастающего опыта реорганизации деятельности университетов, получивших статус опорных, начинают приобретать специальные, тематические выпуски научных журналов.
В качестве примера подобного рода можно привести специальный выпуск журнала «Университетское управление: практика и анализ» (2017, № 4) [15]. Основная тематика исследований на сегодняшний день связана с осмыслением трансформации университетской управленческой, организационной внутренней среды и бизнес-процессов, которые могут обеспечить системное воздействие на инновационное развитие регионов. При этом происходит усиление внимания и, собственно, к проблемам социальной вовлеченности университетов. К числу таких работ можно отнести статьи С. И. Дворецкого, М. Н. Краснянского, Н. В. Молотковой [16], В. М. Юрьева [17].
Имеющийся потенциал и перспективные задачи обновления роли опорных университетов применительно к региональным практикам принятия управленческих решений в публичном пространстве регионов делают актуальным обращение к результатам исследований роли университетских сообществ в конструировании «фабрик мысли» и центров публичной политики, в системе региональных экспертно-аналитических сообществ [18].
Результаты теоретико-методологических и эмпирических исследований вовлеченности университетов в экспертное сопровождение политико-управленческих практик отражены в специальном выпуске журнала «Политическая наука»: «Социальные и политические функции академических и экспертных сообществ» (2015, № 3). Среди статей представлена публикация Л. А. Фадеевой и К. А. Пуниной, содержащая сравнительный анализ практик нестоличных университетов, которые с 2005 по 2016 гг. отметили свое 100-летие. Авторы делают выводы о сложности осознания университетами своей субъектной роли в региональной публичной политике [19].
Обращение к опыту экспертной деятельности Петрозаводского государственного университета получило частичное освещение в научной литературе. В сборнике статей, посвященных исследованию участия аналитических сообществ в Республике Карелия в политических процессах республики, на основе методологии Н. Ю. Беляевой и Д. Г. Зайцева, оценивающей аналитические сообщества как участников процесса выработки региональной политики, зафиксирована значимая роль представителей университета [20, с. 136-222]. Заложенные этим исследованием направления анализа аналитических сообществ ПетрГУ как акторов публично-властной коммуникации нашли продолжение в региональных публикациях [21].
Вместе с тем поставленные в программе развития опорного вуза задачи по развитию гражданского общества, местных сообществ, создания комфортной городской и региональной среды, креативного социального пространства за счет обновления сложившихся практик публично-властного взаимодействия требуют введения в научный оборот новых данных, не представленных на сегодняшний день в исследовательской литературе. Этим определяется новизна предложенного в статье исследования.
При описании конкретных практик следует отметить, что задачи продуцирования инновационных знаний и трансфера технологий, воздействия на социально-экономические процессы в регионе уже достаточно укоренены во всех направлениях университетской деятельности. В период с 2013 по 2017 гг. на конкурсной основе в рамках ПСР ПетрГУ было реализовано 385 инициативных проектов, из них 59 проектов (15,3 %) социально-гуманитарной направленности. Результаты, достигнутые к моменту наделения университета статусом опорного вуза, являются тем основанием, на котором конструируются современные формы социальной вовлеченности. Это утверждение является справедливым и относительно тех проектов, материалы которых обобщаются в рамках данной статьи. Обобщенный трехлетний опыт деятельности проектных групп Петрозаводского государственного университета может быть востребован при конструировании взаимодействия опорного вуза с основными акторами, участвующими в процессах управления региональным развитием.
Эмпирическая часть исследования базируется на ведомственных документах, отражающих организацию, управление и результаты проектной деятельности социально-гуманитарной направленности в ПетрГУ, осуществлявшейся по ПСР (2012-2016 гг.) и по Программе развития опорного университета (ПРОУ) с 2017 г. Систематизированное представление результатов организационной, исследовательской, просветительской, экспертной, общественной деятельности, сопровождавшей реализацию проектов, базируется на методологических основаниях институционального, структурно-функционального и процессуального подходов. Представленный кейс рассматривается с применением методов ивент-анализа, сравнения, обобщения.
Реализация проектов по исследованию региональных практик публично-властной коммуникации была инициирована в 2015 г. в рам-
ках приоритетного направления ПСР ПетрГУ «Комплексные североевропейские исследования, подготовка кадров для развития социальной сферы региона, развития межрегионального и международного сотрудничества на Севере Европы». В связи с включением проекта «Взаимодействие власти и общества: современные федеральные и региональные практики» в Перечень подпро-ектов, получивших поддержку Программы стратегического развития ПетрГУ на 2015 г., был образован исследовательский коллектив, в который вошли преподаватели кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, а также студенты, обучающиеся по направлению подготовки «политология». В 2016 г. к реализации кроссдисциплинарного проекта «Публично-властное взаимодействие в управлении социально-политическими процессами (Федеральная повестка дня и опыт Республики Карелия)» были привлечены преподаватели кафедр зарубежной истории, политологии и международных отношений и социологии и социальной работы, студенты трех направлений подготовки: «Политология», «Социология» и «Социальная работа». В 2017 г. исследовательская компонента обновленного проекта «Публично-властное взаимодействие как ресурс развития муниципальных сообществ Республики Карелия», нацеленная на исследование локальных практик публично-
властной коммуникации, была дополнена задачами кросстемпорального анализа. Коллектив был расширен за счет преподавателей кафедры отечественной истории и студентов направления подготовки «история».
Сквозным направлением осуществляемых проектов обозначалось исследование характера современной публично-властной коммуникации, при этом конкретная направленность целей и задач исследований за этот период претерпела существенные изменения (табл. 1).
Как следует из представленной в таблице информации, наряду с сохранением преемственности в формулировании целевых установок за эти годы произошли принципиальные сдвиги в характере целеполагания. В своей совокупности задачи, решавшиеся в рамках рассматриваемых проектов, были связаны с анализом теоретико-методологических подходов и эмпирических исследований отдельных векторов публично-властного взаимодействия, предусматривали рассмотрение актуальных практик и специфики публично-властной коммуникации в регионе. Анализировались возможности реализации модели открытого государственного управления, контуры институциональной среды практик общественного участия, роль политической и правовой культуры, характерные особенности политики идентичности, со-
Таблица 1
Целевые установки инициативных проектов исследования проблем взаимодействия властных и общественных институтов, реализованных в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ
в 2015-2017 гг.
Год Целевые установки проекта
2015 Определение методологических оснований и выявление основных теоретических концептов, рассматривающих проблемы взаимодействия власти и общества в современной политической теории, выявление характера современных практик публично-властного взаимодействия на федеральном уровне и специфики их проявления на уровне региональном - в первую очередь на примере Республики Карелия
2016 Рассмотрение теоретико-методологических оснований исследования проблем взаимодействия власти и общественных институтов в системе современного социально-политического знания. Кроссдисциплинарный анализ современных практик публично-властного взаимодействия в управлении социально-политическими процессами, в обеспечении социальной стабильности и устойчивости социальной структуры в современных условиях, рассмотрение актуальных практик и специфики публично-властной коммуникации в социально-политической сфере в Республике Карелия
2017 Кросстемпоральный и кроссдисциплинарный анализ существующего опыта публично-властных коммуникаций в муниципальных образованиях Республики, направленный на выявление характера и особенностей взаимодействия региональных и муниципальных властей и институтов гражданского общества, включенных в практики управления социально-экономическими процессами Подготовка комплекса наукоемких продуктов, предназначенных для практического использования органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и средствами массовой информации, координирующими свою деятельность в управленческих процессах на локальном уровне. Включение в систему экспертного сопровождения практик публично-властного диалога на локальном уровне
стояние партийной и избирательной систем. Самостоятельным вектором исследования стало изучение роли академического сообщества ПетрГУ в публичном и образовательном пространстве региона.
Исследовательская компонента оставалась ключевым направлением деятельности инициативных групп, реализующих проекты. Однако соотношение теоретико-методологических, эмпирических и практических задач менялось, ключевой установкой в контексте получения статуса опорного вуза стала практическая составляющая. Модификация целей и задач сопровождалась изменением составов инициативных групп (табл. 2), форм представления результатов исследования, характера научной коллаборации и связей с внешними партнерами.
Многие преподаватели и студенты были неизменными участниками всех проектов, за три года в их реализации приняли участие 12 преподавателей трех кафедр Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ и 34 студента пяти направлений подготовки. В итоге произошло оформление коллектива, ориентированного на кроссдисциплинарные и кросстемпоральные исследования проблем взаимодействия властных и общественных институтов. И поскольку время осуществления проектов совпало с периодом структурной перестройки, объединением исторического факультета с факультетом политических и социальных наук, слиянием кафедр, вовлеченность в проектную деятельность членов объединенных коллективов способствовала формированию новых
внутрикорпоративных связей и реализации принципов междисциплинарности в образовательном процессе.
На протяжении трех лет реализации проектов планирование и организация деятельности инициативных групп подчинялись критериям, выдвигаемым Дирекцией ПСР и претерпевшим существенные изменения за эти годы. В 2015-2016 гг. среди критериев особо выделялись позиции, определявшие задачи обновления содержания и методического сопровождения образовательной деятельности за счет подготовки учебных пособий и привлечения студентов к проектной деятельности. За эти годы членами инициативной группы было опубликовано 6 учебных пособий, обновлено 6 учебно-методических комплексов дисциплин, предметные поля которых связаны с проблемами общественного участия. Не меньшее значение имело привлечение студентов к реализации проектов, нацеленное на развитие профессиональных компетенций в сфере научно-информационной деятельности, определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. За три года содержание и формы участия студентов в проектах определенным образом изменились (табл. 3).
Индивидуальные векторы студенческих исследований реализовывались в стандартных формах НИРС, в подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, в научных докладах и публикациях. Определенное снижение показателей участия в научных мероприятиях и в количестве публикаций связано с тем, что
Таблица 2
Изменение составов инициативных групп, реализовывавших проекты по исследованию проблем взаимодействия властных и общественных институтов в 2015-2017 гг.
Год Участники
Преподаватели Студенты
2015 4 преподавателя кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений 10 студентов, обучающихся по направлению «Политология»
2016 6 преподавателей кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, 3 преподавателя кафедры социологии и социальной работы 12 студентов, обучающихся по направлению «Политология», 6 студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа»
2017 5 преподавателей кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, 1 преподаватель кафедры социологии и социальной работы, 2 преподавателя кафедры отечественной истории 8 студентов, обучающихся по направлению «Политология», 2 студента, обучающихся по направлению «Международные отношения», 2 студента, обучающихся по направлению «Социология», 2 студента, обучающихся по направлению «История»
Таблица 3 Формы и результаты привлечения студентов к реализации проектов
Формы участия студентов в проектах 2015 2016 2017
Курсовые исследования 6 13 14
Выпускные квалификационные работы 4 5 4
Выступления на конференциях 18 24 15
Научные публикации 10 9 8
Индивидуальные задания во время прохождения производственной практики 3 5 8
Участие в социологических исследованиях 3
Участие в создании наукоемких продуктов 6
к 2017 г. состав студенческого коллектива был обновлен за счет обучавшихся на младших курсах. Вместе с тем стали более активно использоваться возможности баз производственных практик. Постоянными партнерами в организации таких практик стали государственные и общественные институты, с которыми осуществлялось взаимодействие по направлениям реализации проектов: Министерство национальной и региональной политики РК, Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту РК, Администрация Петрозаводского городского округа, Общественная палата РК, Карельский ресурсный центр общественных организаций, Социологическая лаборатория института истории, политических и социальных наук ПетрГУ. В 2017 г. появились новые формы вовлечения студентов, в том числе в проведение социологических опросов под руководством члена инициативной группы, кандидата философских наук И. А. Милюковой. Так, в связи с проведением ряда мероприятий, посвященных столетию революции в России, силами студентов, обучающихся по направлению подготовки «социология», был проведен опрос студентов ПетрГУ по теме «Революционный процесс 1917 года глазами студентов», результаты которого были представлены на научных и публичных мероприятиях. В качестве успешного примера привлечения студентов к созданию аналитических продуктов для государственных структур и общественных организаций можно привести разработку студентами направления подготовки «Политология» банка данных «Практики деятельности НКО
в муниципальных образованиях Республики Карелия (2016-2017 гг.): выборочный анализ». В банке данных была обобщена информация по различным формам общественного участия, а также по связям между административными структурами и обществом в пяти административно-территориальных образованиях республики. Разработанные материалы были переданы Министерству национальной и региональной политики республики и используются в его работе. Эта работа была проведена под научным руководством ответственного исполнителя по проекту, кандидата философских наук В. А. Иноземцевой.
Для некоторых студентов, вовлеченных в реализацию проектов, сформировавшийся исследовательский интерес к проблемам публично-властного взаимодействия оказался совмещенным с активизацией их деятельности в составе студенческих объединений университета, Дискуссионного клуба ПетрГУ, а также в молодежных республиканских общественно-консультативных структурах, Молодежном парламенте при Законодательном собрании Республики Карелия, молодежных советах при органах исполнительной власти.
Наряду с обновлением содержания и форм образовательной деятельности с 2015 г. члены коллективов вовлекались в образовательные и просветительские проекты, организованные Карельским институтом развития образования; Карельским региональным общественным благотворительным фондом (КРОБФ) «Центр развития молодежных и общественных инициатив», Молодежным центром «Смена». Именно с расширения присутствия в образовательном пространстве региона началось конструирование отношений с внешними партнерами.
Однако интенсивность взаимодействий, придание им системного характера напрямую оказалась связанной с актуальностью для региона общей темы научных исследований, активностью разработки и востребованностью этой темы в публичном пространстве. В силу того что важнейшими критериями, обуславливающими поддержку проектов со стороны руководства университета и Дирекции программы стратегического развития, были показатели публикационной активности, результаты исследований апробировались в первую очередь в научных публикациях (табл. 4).
В связи с тем что на протяжении трех лет акцент в исследованиях постепенно смещался на изучение муниципальной среды, у членов инициативных групп появился интересный опыт взаимодействия со специализированным журналом «Самоуправление». Редакция этого журнала
Таблица 4
Публикационная активность членов инициативных групп
Индикаторы 2015 2016 2017
План Выполнение План Выполнение План Выполнение
Монографии 4 4 3 3 - 1
Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах 12 12 33 49 39 45
с 2015 по 2017 гг. приняла к рассмотрению и опубликовала на страницах журнала 8 статей пяти участников проектов по различным аспектам муниципальных практик общественного участия в республике.
Довольно эффективным было представление результатов исследований на научных мероприятиях. В 2015 г. члены коллектива приняли участие в 10, в 2016 г.- в 44 и в 2017 г.-в 54 мероприятиях. Эта активность способствовала построению коллаборативного взаимодействия в профессиональной среде. В период реализации проектов постоянным было участие исследователей в мероприятиях Российского общества политологов, Российской ассоциации политической науки, Департамента прикладной политологии НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, Лаборатории проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС (Ростов-на-Дону). Узнаваемость в профессиональном сообществе подтверждается, например, тем фактом, что в 2017 г. ПетрГУ стал одной из площадок для проведения мероприятий в рамках проекта «Россия 2030», реализуемого Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) под эгидой Российского общества политологов (РОП). В июне темой общественно-экспертного семинара, организованного при непосредственном участии члена коллектива кандидата философских наук А. Ю. Ильина (руководителя регионального отделения РОП) и прошедшего при участии представителей республиканских органов власти, Администрации города Петрозаводска, учреждений высшего образования, науки и культуры, общественных организаций, стала проблема формирования комфортной городской среды и развитие внутреннего туризма. В декабре 2017 г. в рамках проекта ЭИСИ «Молодежь 2030: Будущее России глазами молодого поколения» А. Ю. Ильин выступил организатором круглого стола и дебатов по участию молодежи в развитии инновационной экономики. К организации и участию в мероприятиях были привлечены студенты - члены
исследовательского коллектива, Дискуссионный клуб ПетрГУ и члены молодежных объединений республики.
В качестве примеров влияния коллаборатив-ных связей на формы деятельности инициативных групп можно привести контакты с Лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС (Ростов-на-Дону). В рамках проектной деятельности Лаборатории в масштабах общероссийских исследований, под руководством члена инициативной группы кандидата философских наук А. Ю. Ильина в 2016-2017 гг. было обеспечено проведение экспертных опросов по развитию территорий муниципальных образований Республики Карелии: «Власть, бизнес, гражданское общество: модели взаимодействия (отечественный и зарубежный опыт)»; «Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий муниципальных образований: опыт и проблемы»; «Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований»; «Гражданское единство, этнокультурное и конфессиональное многообразие как ценностные основания и факторы консолидации российского общества».
Развитость профессиональных связей, обеспечивающих наращивание качества проводимых исследований, может способствовать выходу за пределы академических интеракций и вовлечению в систему социального диалога в связи с потребностями общества в решении практических задач, уже обеспеченных результатами проектной деятельности.
В случае с реализованными проектами особое значение имело участие членов коллектива в республиканских мероприятиях научно-практического и общественно-экспертного характера, в рамках которых объединялись представители академического сообщества, государственных органов власти и управления, общественных организаций. Так, в 2017 г. из 54 мероприятий, в которых приняли участие члены коллектива,
22 мероприятия различного уровня организации и характера представленных участников были проведены в республике (табл. 5).
Участие в мероприятиях стало эффективной формой трансляции результатов в публичную среду региона, побуждающей к диалогу и дискуссиям. Это имело большое значение и потому, что в 2017 г. основной акцент в работе исследователей был перенесен на разработку аналитических материалов и рекомендаций по проблемам публично-властного взаимодействия в регионе для передачи в органы власти и управления, а также общественным организациям, с которым установились партнерские отношения.
К этому времени предметное поле исследований во многом определялось тем, как коллектив осознавал реальные потребности региональных властей и регионального социума в анализе состояния и конкретных проблем публично-властных коммуникаций. Это осознание формировалось и уточнялось в связи с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, в состав инициативных групп входили исследователи, имеющие опыт работы в общественно-консультативных структурах республиканского и муниципального (Петрозаводский городской округ) уровня. Такой опыт был у шестерых из четырнадцати преподавателей, вовлеченных в эти годы в реализацию проектов. В этой связи можно отметить, что в состав региональных общественно-консультативных структур всего входят 29 сотрудников ПетрГУ.
Во-вторых, трое членов инициативных групп имеют опыт участия в подготовке региональных и муниципальных программ, в том числе в 2015 г. в разработке Стратегии социально-экономического развития Петрозаводского городского округа на период до 2025 г.
В-третьих, уже в ходе реализации проектов произошло наращение контактов с органами власти и управления республики, с республиканской Общественной палатой, рядом общественных организаций. Примером сотрудничества с органами исполнительной власти является участие члена инициативной группы К. Ю. Терентьева в 2016 г. в исследованиях по изучению уровня удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг (по заявке республиканского Министерства экономического развития) и медицинских услуг (по заявке Министерства здравоохранения Республики Карелия). В 2016-2017 гг. по планам Общественного Совета при МВД по Республике Карелия А. Ю. Ильин вел мониторинг социальной безопасности и деятельности органов МВД в муниципальных образованиях Республики Карелия. Мониторинг участия социально ориентированных НКО республики в конкурсах Президентских грантов (2015-2017 гг.) по заявке Министерства национальной и региональной политики и Общественной палаты РК вела Е. И. Черненкова.
В исследовании практик общественного участия, безусловно, существенное значение имело взаимодействие с институтами гражданского общества, некоммерческими организациями региона, начавшееся в 2015 г. с привлечения членов коллектива к мероприятиям проектов КРОБФ «Центр развития молодежных и общественных инициатив» по подготовке общественных экспертов по независимой оценке качества оказания социальных услуг. В 2016 г. во взаимодействии с КРОО «Возрождение» членом инициативной группы И. С. Петуховой было проведено исследование детского благополучия, образовательных возможностей детей г. Петрозаводска. В том же го-
Таблица 5
Общественно-экспертные и научно-практические мероприятия 2017 г. с участием исполнителей проекта «Публично-властное взаимодействие как ресурс развития муниципальных сообществ Республики Карелия»
Виды мероприятий Количество мероприятий Представленность членов коллектива в мероприятиях
Научно-практические и методические конференции, организованные научными и образовательными учреждениями республики 9 8 преподавателей, 14 студентов
Общественно-экспертные мероприятия, проведенные под эгидой общероссийских институтов и профессиональных объединений 4 3 преподавателя, 12 студентов
Общественно-экспертные мероприятия, организованные органами государственной власти и управления и республиканскими учреждениями и общественно-консультативными структурами 5 2 преподавателя, 4 студента
Общественно-экспертные мероприятия, организованные органами муниципальной власти и управления и общественными организациями 4 4 преподавателя, 3 студента
ду К. Ю. Терентьев по заявке АНО «Центр содействия развитию территорий» разработал инструментарий для изучения уровня развитости гражданского общества и эффективности деятельности социально ориентированных НКО, действующих на территории Карелии. В 2017 г. И. А. Милюкова и К. Ю. Терентьев в процессе проведения социологического исследования «Ценностные ориентации современной студенческой молодежи ПетрГУ» контактировали с Фондом содействия развитию гражданских инициатив Пряжинского района «Мельница», осуществлявшим проект по исследованию общественного мнения в сфере молодежной политики. В 2017 г. за счет привлечения преподавателей истории к участию в проекте было расширено взаимодействие с республиканскими и муниципальными учреждениями культуры и общественными организациями трех муниципальных районов республики, занимающимися краеведческой работой.
Результатом обобщения аналитической и практической деятельности членов коллектива стали подготовленные аналитические обзоры, методические материалы и информационные обзоры. Востребованность результатов исследований подтверждается тем фактом, что они не только приняты к использованию в деятельности властных и общественных институтов, но и в значительной своей части опубликованы на сайтах государственных органов власти и общественных организаций. При этом следует отметить и наличие внимания со стороны СМИ к разрабатываемой коллективом проблематике. Данные о формах представленности в информационном пространстве деятельности инициативных групп обобщены на основе материалов печатных и электронных изданий (табл. 6).
Результаты анализа показывают, что участникам проекта удалось предложить партнерам по диалогу актуальные материалы.
Среди других форм трансляции результатов исследования в публичное пространство региона существенное значение имела публикация с 2015 г. материалов исследований в ежегодных отчетах Общественной палаты Республики Карелия. Особую роль сыграло обсуждение итогов и перспектив исследования практик публично-властной коммуникации, перспектив расширения взаимодействия с некоммерческим сектором на заседании Совета при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека в июне 2017 г., и на открытом пленарном заседании Общественной палаты Республики Карелия в ноябре 2017 г.
Таблица 6
Проект «Публично-властное взаимодействие как ресурс развития муниципальных сообществ Республики Карелия» в информационном пространстве региона
Издания Информационные обзоры Аналитические и методические материалы
Телевидение 3
Печатные СМИ 4
Портал Карелия официальная 2
Сайты министерств Республики Карелия 4 2
Сайты учреждений образования и науки 7
Сайты муниципальных образований и муниципальных учреждений 2 1
Сайты общественно-консультативных структур 1 2
Сайты общественных организаций 1 3
Сайт ПетрГУ 14 2
Электронные СМИ 1 2
Социальные сети(Вконтакте) 6 1
Предложенные к обсуждению материалы показали высокую степень заинтересованности представителей власти и общественных организаций, и по итогам обсуждений от имени этих республиканских общественно-консультативных структур были сформулированы предложения, адресованные Петрозаводскому государственному университету по перспективным направлениям сотрудничества. В частности, по заявке Общественной палаты на 2018 г. университетом запланировано проведение исследования деятельности общественно-консультативных структур региона.
Необходимость реагирования на возникающие запросы периодически побуждала расширять спектр изначально сформулированных задач. Примером подобного рода является изначально непланируемое вовлечение членов коллектива в реализацию международных проектов и мероприятий по проблемам социального партнерства.
Важную роль в деятельности инициативной группы сыграли контакты в 2016-2017 гг. с коллегами из Университета Тюбингена, города-побратима Петрозаводска. Следует отметить, что
в установлении этих контактов особую роль сыграли представители администраций городов-побратимов, изначально вовлекшие немецких и российских аналитиков в мероприятия, проводимые по линии побратимских связей. В результате проведения круглых столов и общественно-экспертных семинаров по итогам совместной работы была опубликована монография, авторами которой стали представители академических сообществ, муниципальные служащие и представители общественных организаций Петрозаводска и Тюбингена [22]. Кроме того, итоги взаимодействия были описаны в опубликованных статьях [23, 24].
В 2016 г. члены исследовательской группы кандидат социологических наук Ю. А. Петровская и И. С. Петухова приняли участие в российско-норвежском проекте «Профилактика ПАВ - работа с семьей в интересах ребенка». С 2017 г. кандидат политических наук Е. Ю. Цумарова принимает участие в реализации проекта «Легитимность, городское планирование и устойчивое развитие в России и Швеции» (Университет Мальме, Швеция). Диалог с международными профессиональными сообществами показывает, что направленность исследований гражданского общества и гражданского участия, проводимых инициативными группами ПетрГУ, вполне соответствует европейским трендам анализа этой проблематики, что делает возможным определять перспективы и новые формы расширения сотрудничества.
Как показывает проведенный анализ, результаты, достигнутые в ходе реализации проектов по исследованию региональных практик общественного участия, свидетельствуют о значительном опыте совмещения образовательной, научно-исследовательской и социально-ориентированной деятельности участников, расширяющих зоны партнерского взаимодействия с внешними партнерами. Обобщение этого опыта дает возможность сконструировать модель сложившегося взаимодействия (табл. 7).
Анализ предложенных в статье материалов показывает, что в модификации форм деятельности опорного университета существенное значение имеет накопленный опыт включенности экспертно-аналитического сообщества в систему социального партнерства на региональном уровне. Безусловно, заинтересованность внешних партнеров во взаимодействии с университетом определяется сфокусированностью всех направлений деятельности вуза на решении актуальных для территории задач. В случае с рассмотренными проектами целевые установки образователь-
ной и исследовательской компонент оказались достаточно гармонично совмещены с текущими задачами, решаемыми региональными властями и институтами гражданского общества. Данное обстоятельство позволило сконструировать целостную систему диалоговых практик, развитие которых стало оказывать и обратное воздействие на характер исследовательской и образовательной деятельности. Это дает возможность подтвердить значение частных случаев и необходимость обобщения накопленного опыта при формировании системы социального партнерства университета на более высоких уровнях организации взаимодействия с региональным сообществом.
В качестве практических рекомендаций можно предложить следующее.
1. В планировании проектной деятельности, обеспечивающей реализацию программ развития опорных университетов, более четко определить возможности сетевого взаимодействия коллективов, реализующих отдельные подпрограммы социальной направленности, что обеспечит не только коллаборацию с внешними партнерами, но и углубление многоуровневой внутриуни-верситетской кооперации, способной привести к кумулятивному эффекту в развитии внутренней среды опорного вуза.
2. В региональной политике, в системе принятия управленческих решений, безусловно, специфичной для каждого региона, тем не менее задействованы общие механизмы, определенные параметрами административной реформы в Российской Федерации, основанные на принципах вовлеченности и информационной открытости. Это дает возможность опорным вузам, используя сложившиеся практики диалога, не только выстраивать партнерские отношения с основными стейкхолдерами, обеспечивающими инновационное развитие региона, но и расширять свою роль в конструировании региональной публичной повестки дня. С нашей точки зрения, важнейшей задачей при этом является не только развитие имеющихся форм экспертного сопровождения деятельности властных институтов, но, в первую очередь, расширение представленности и активизация участия в деятельности общественно-консультативных структур, общественных палат, общественных советов и других институтов, обеспечивающих межсекторное взаимодействие.
3. Активность партнерского взаимодействия в условиях информатизации общества во многом зависит от информационного сопровождения про-
Таблица 7
Партнерское взаимодействие в системе проектной деятельности по исследованию проблем общественного участия в Республике Карелия
Партнеры Образовательная деятельность Научно-исследовательская деятельность Социальная вовлеченность
Структурные подразделения ПетрГУ Обновление содержания и методики преподаваемых дисциплин, обращающихся к проблемам общественного участия Формирование междисциплинарных коллективов, развитие коллаборации, обновление НИРС, расширение спектра эмпирических исследований проблем развития гражданского общества и общественного участия в регионе Конструирование внутриу-ниверситетского сетевого взаимодействия с инициативными группами, реализующими проекты социально-гуманитарной направленности, информационное сопровождение реализуемых проектов
Взаимодействие с партнерами в системе профессиональных научных сообществ, в том числе международные исследовательские проекты и мероприятия Обновление методологической базы дисциплин, обращающихся к проблемам общественного участия Формирование международных инициативных исследовательских групп, обновление методологии и расширение спектра сравнительных исследований проблем общественного участия на локальном уровне организации публичной власти Совместное участие представителей экспертно-аналити-ческого сообщества, муниципальных служащих и членов общественных организаций в международных мероприятиях
Органы власти и управления республики Участие в просветительских мероприятиях по планам ведомств. Взаимодействие с ведомствами в организации производственных практик Аналитическая деятельность, научный анализ и сопровождение реализуемых программ и политики ведомств в контексте модели открытого государственного управления Экспертная деятельность, участие, экспертное и информационное сопровождение работы коллегиальных органов
Муниципальные органы власти и управления Участие в просветительских и образовательных мероприятиях в муниципальных образованиях РК. Взаимодействие в организации производственных практик Аналитическая деятельность, научный анализ программ развития муниципальных образований и их реализации в контексте принципов межсекторного партнерства Экспертная деятельность, участие в общественно-экспертных мероприятиях, проводимых органами МСУ, взаимодействие в информационном поле
Общественно-консультативные структуры и общественные организации Республики Карелия Участие в просветительских и образовательных проектах, инициированных общественными организациями. Взаимодействие в организации производственных практик Научное консультирование, анализ, мониторинг проектной деятельности общественно-консультативных структур и общественных организаций Экспертная деятельность, методическая поддержка, участие в проектной деятельности общественных организаций, в мероприятиях общественного характера, взаимодействие в информационном поле
грамм развития опорного вуза. Признание значимости этой деятельности обеспечено изменениями в информационной политике, интенсивным использованием собственных информационных ресурсов. Однако при этом, по нашему мнению, следует учитывать и особенности распространения информации в каждом регионе, ту роль, которую для населения играют традиционные средства массовой информации - не только региональные, но и муниципальные. Расширение взаимодействия со средствами массовой информации может способствовать решению многих задач, связанных с наращиванием узнаваемости и авторитета опор-
ного вуза в территориальном развитии, в частности, это дает возможность более целенаправленно и последовательно развивать системы социальных сервисов, ориентируясь на реальные потребности населения территории.
Список литературы
1. Дербенева О. Ю., Воронин А. В., Пешкова И. В. Результаты реализации программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета // Формирование сети опорных региональных университетов Сборник докладов научно-методической конференции. Томск, 2015. С. 34-36. [Электронный ресурс]. URL:
http://conf.regionvuz.ru/node/2354/edit/sbornik_dokladov.pdf. 97. (дата обращения 30.03.2018).
2. Molas-Gallart J., Salter A., Pater P., Scott A., Dyran X. Measuring third stream activities. Final report to the Russell Group of Universities. Brighton: University of Sussex, SPRU. 2002. 85 p.
3. Trippl M., Sinozic T., Smith H. L. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria: European Planning Studies. 2015. vol. 23, no. 9. pp. 1722-1740.
4. Kohoutek J., Pinheiro R., Cabelkova I., Smidova M. Higher Education Institutions in Peripheral Regions: A Literature Review and Framework of Analysis: Higher Education Policy. 2017. vol. 30, no. 4. Pp. 405-423.
5. Pinheiro R., Benneworth P. Regional Roles of Higher Education: Encyclopedia of International Higher Education Systems and Institutions. Netherlands: Springer, 2018, pp. 1-8.
6. Koryakina T., Sarrico C. S., Teixeira P. N. Universities' Third Mission Activities: The Transformation of University Institutional and Organizational Boundaries. Rotterdam: SensePublishers, 2015, pp. 63-82.
7. Loi M., Di Guardo M. Ch. The third mission of universities: An investigation of the espoused values: Science and Public Policy, 2015, vol. 42, issue 6, pp. 855-870.
8. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=1949 (дата обращения 30.03.2018).
9. Universities, Cities and Regions. Loci for Knowledge and Innovation Creation / Edited by Roberta Capello, Agnieszka Olechnicka, Grzegorz Gorzelak - Routledge, Abingdon. 2012. 400 pp.
10. Pinheiro R. et al. The institutionalization of universities' third mission: introduction to the special issue: European Journal of Higher Education, 2015, vol. 11, issue 3, pp. 227-232.
11. Балмасова Т. А. «Третья миссия « университета -новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 48-55.
12. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67-72.
13. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1(32). C. 133-144.
14. Бородина Л. С., Сулимов К. А., Борисова Н. В. Стратегические ориентиры и миссии современных университетов в зеркале их организационной структуры // Власть. 2016. № 11. С. 60-66.
15. Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 4. 161 с.
16. Дворецкий С. И., Краснянский М. Н., Молоткова Н. В. Опорный вуз региональной экономики и социальной сферы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3 (131). С. 16-25.
17. Юрьев В. М. Региональный опорный университет как локомотив социальной модернизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 10-14.
18. Сунгуров А. Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. Москва, Политическая энциклопедия, 2015. 283 с.
19. Фадеева Л. А., Пунина К. А. Университет в региональной публичной политике: российские практики в сравнительной перспективе // Политическая наука. 2015. № 3. С. 150-161.
20. Аналитические сообщества в публичной политике. Глобальный феномен и российские практики. Москва, РАПН, РОССПЭН, 2012. С. 196-222.
21. Inozemtseva V. Expert communities and the state: Experiences from the Republic of Karelia // Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen. / R. Frankenberger, E. Chernenkova [eds.]. Nomos, Baden-Baden, Germany, 2017. PP.173-189.
22. Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen / R. Frankenberger, E. Chernenkova [eds]. Baden-Baden, Germany: Nomos, 2017. 272 p.
23. Черненкова Е. И., Лаврушина Н. В. Роль «народной дипломатии» в развитии международного межмуниципального сотрудничества // Самоуправление. 2017. № 4. С. 74-78.
24. Иноземцева В. А., Черненкова Е. И. Шестая ежегодная международная конференция «Октябрьские чтения» // Studia Humanitatis Borealis. 2017. № 2. С. 54-59. [Электронный ресурс]. URL: http://sthb.petrsu.ru/files/ pdfs_a4T6sdq42RtE 34werSR/journal_5301.pdf. (дата обращения 01.04.2018).
DOI 10.15826/umpa.2018.03.032
FLAGSHIP UNIVERSITY ROLE IN PUBLIC PARTICIPATION PRACTICES
E. I. Chernenkova, V. A. Inozemtseva
Petrozavodsk State University 33 Lenin ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation; [email protected].
Keywords: Flagship University, expert community, «third mission», society-state communication. The case presented in the article describes the experience of organizing and functioning of initiative groups from Petrozavodsk State University conducting research in the field of public and administrative communication. This experience was accompanied with expert activities and organizing dialogue involving university representatives and public and administrative institutions of the region in the context of tasks determined by the status of pillar university.
The aim of the article is to define possible forms of university community influence on forming public agenda in the region in the context of pillar university development asks based on the description of social involvement parameters of university initiative groups created in 2015-2017.
Because of obtaining the status of pillar university in 2017 PetSU focused the main vector of university development on solving the tasks of forming innovation infrastructure and organizational design which suggests implementation of renewed mission and strengthening the social role of the university in the region. Alongside with actualization of university interaction with main stakeholders ensuring stable regional development existing practices of university public participation in intersectoral interaction system also play an important role. Many of them result from implementing strategic development program «University complex of PetSU in academic and educational space of European North: innovation development strategy» (2012-2016 rr.). Since 2015 within this program several initiative projects on studying public and administrative interaction in Republic of Kareliya were conducted. Peculiar features of organizing and implementing these projects are analyzed in this article.
The results of project activities were used as the basis for forming overall interaction system for initiative groups' members and external partners, authorities and republic administration, public consulting structures and public organizations. Practical use of experience in organizing interdisciplinary teams and results of initiative projects are reviewed in the discourse of university third mission. The forms of social involvement presented in this case can be used in constructing interaction between pillar university with main actors participating in the process of regional development management.
Project materials are analyzed with the help of such methods as event - analysis, comparison, structural and functional analysis in the framework of «case-study» research strategy. Case review is preceded by literature review on the topic of university social role.
Original nature of this article is in the analysis of pillar university participation in the system of communication between public and administration. Use of experience allowing for defining social partnership patterns in the process of forming regional agenda demonstrates opportunities which are initially seen in intersectoral dialogue at the local level in the context of solving individual tasks. Multiplication of interaction cases gives cumulative effect which reveals new opportunities of university influence on the state of regional public sphere.
Presented information can have practical implementation in renewing forms of social involvement as an integral part of the third mission. Generalization of existing social partnership practices is important for organizing interaction with regional society on a higher level of pillar university development management.
References
1. Derbeneva O. Yu., Voronin A. V., Peshkova I. V. Rezul'taty realizatsii programmy strategicheskogo razvitiya Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Results of the implementation of the strategic development program of Petrozavodsk State University]. Sbornik dokladov nauchno-metodicheskoi konferentsii Formirovanie seti opornykh regional'nykh universitetov [Collection of reports of the scientific-methodical conference Formation of a network of Flagship university], Tomsk, 2015. pp. 34-36, available at: http://conf.regionvuz.ru/node/2354/edit/sbornik_dokladov.pdf. 97 (accessed 30.03.2018).
2. Molas-Gallart J., Salter A., Pater P., Scott A., Dyran X. Measuring third stream activities. Final report to the Russell Group of Universities. Brighton: University of Sussex, SPRU. 2002. 85 p.
3. Trippl M., Sinozic T., Smith H. L. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria: European Planning Studies. 2015. vol. 23, no. 9. pp.1722-1740.
4. Kohoutek J., Pinheiro R., Cabelkova I., Smidova M. Higher Education Institutions in Peripheral Regions: A Literature Review and Framework of Analysis: Higher Education Policy. 2017. vol. 30, no. 4. pp. 405-423.
5. Pinheiro R., Benneworth P. Regional Roles of Higher Education:/Encyclopedia of International Higher Education Systems and Institutions. Netherlands: Springer, 2018, pp. 1-8.
6. Koryakina T., Sarrico C. S., Teixeira P. N. Universities' Third Mission Activities: The Transformation of University
Institutional and Organizational Boundaries. Rotterdam, SensePublishers, 2015, pp. 63-82.
7. Loi M., Di Guardo M. Ch. The third mission of universities: An investigation of the espoused values: Science and Public Policy, 2015, vol. 42, issue 6, pp. 855-870.
8. Markhl M., Pausist A. Metodologiya otsenki tret'ei missii universitetov [Assessment methodology of the third mission of universities]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. [Lifelong learning: XXI century], 2013, no. 1, available at: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1949 (accessed 30.03.2018).
9. Universities, Cities and Regions. Loci for Knowledge and Innovation Creation/ Edited by Roberta Capello, Agnieszka Olechnicka, Grzegorz Gorzelak. Routledge: Abingdon, 2012. 400 p.
10. Pinheiro R. et al. The institutionalization of universities' third mission: introduction to the special issue: European Journal of Higher Education, 2015, vol. 11, issue 3, pp. 227-232.
11. Balmasova T. A. «Tret'ya missiya « universiteta - novyi vektor razvitiya? [Universities' «third mission» - a new vector of development?]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2016, no. 8-9 (204), pp. 48-55.
12. Zinevich O. V., Balmasova T. A. «Tret'ya missiya» i sotsial'naya vovlechennost' universitetov: k postanovke problemy [The third mission» and the social involvement of universities: challenge the problem]. Vlast' [The Authority], 2015, no. 6, pp. 67-72.
13. Perfil'eva O. V. Universitet i region: na puti k reali-zatsii tret'ei funktsii [The University and the Region: on the Way to the Implementation of the Third Function]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii [Bulletin of International Organizations], 2011, no. 1 (32), pp. 133-144
14. Borodina L. S., Sulimov K. A., Borisova N. V. Strategicheskie orientiry i missii sovremennykh universitetov v zerkale ikh organizatsionnoi struktury [Strategic guidelines and missions of modern universities in the mirror of their organizational structure]. Vlast' [The Authority], 2016, no. 11, pp. 60-66.
15. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [Journal University Management: Practice and Analysis], 2017, no. 4, 161 p.
16. Dvoretskii S. I., Krasnyanskii M. N., Molotkova N. V. Opornyi vuz regional'noi ekonomiki i sotsial'noi sfery [Supporting university of regional economy and social sphere]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series Humanities], 2014, no. 3 (131), pp. 16-25.
17. Yur'ev V. M. Regional'nyi opornyi universitet kak lokomotiv sotsial'noi modernizatsii [Regional fundamental university as the powerhouse of social modernization]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education], 2015, no. 4. pp. 10-14.
18. Sungurov A. Yu. Kak voznikayutpoliticheskie innovat-sii: «fabriki mysli» i drugie instituty-mediatory [How political innovations appear: «think tanks» and other institutions-mediators], Moscow, Politicheskaya entsiklopediya, 2015, 283 p.
19. Fadeeva L. A., Punina K. A. Universitet v regional'noi publichnoi politike: rossiiskie praktiki v sravnitel'noi perspektive [University in the regional public policy: The Russian practice in comparative perspective]. Politicheskaya nau-ka [Political science], 2015, no. 3, pp. 150-161.
20. Analiticheskie soobshchestva v publichnoi politike. Global'nyi fenomen i rossiiskie praktiki [Analytical communities in public policy. Global phenomenon and Russian practices], Moscow, RAPN, ROSSPEN, 2012. pp.196-222.
21. Inozemtseva V. Expert communities and the state: Experiences from the Republic of Karelia: Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen. Edited by R. Frankenberger, E. Chernenkova. Baden-Baden: Nomos, 2017, pp. 173-189.
22. Local Politics in a Comparative Perspective. The Cases of Petrozavodsk and Tubingen. Edited by R. Frankenberger, E. Chernenkova. Baden-Baden: Nomos, 2017. 272 p.
23. Chernenkova E.I., Lavrushina N. V. Rol' «narodnoi diplomatii» v razvitii mezhdunarodnogo mezhmunitsipal'nogo sotrudnichestva [The role of «people's diplomacy» in development of international inter-municipal cooperation]. Samoupravlenie [The Self-government], 2017, no. 4, pp. 74-78.
24. Inozemtseva V.A., Chernenkova E. I. Shestaya ez-hegodnaya mezhdunarodnaya konferentsiya «Oktyabr'skie chteniya» [The Sixth Annual International Conference «October Readings»]. Studia Humanitatis Borealis, Petrozavodsk, 2017, no. 2, pp. 54-59, available at: http://sthb. petrsu. ru/file s/pdfs_a4T6sdq42RtE 3 4werSR/j ournal_5301. pdf (accessed: 01.04.2018).
Информация об авторах / Information about the authors:
Черненкова Елена Ивановна - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета; с[email protected].
Иноземцева Варвара Анатольевна - кандидат философских наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета; [email protected].
Elena I. Chernenkova - Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of World History, Political Science and International Relations; Institute of History, Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University (PetrSU); сhernenkova_ [email protected].
Varvara A. Inozemtseva - Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of World History, Political Science and International Relations; Institute of History, Political and Social Sciences, Petrozavodsk State University (PetrSU); [email protected].