Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ТЕНЕВЫМ БАНКИНГОМ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ТЕНЕВЫМ БАНКИНГОМ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТЕНЕВОЙ БАНКИНГ / CBIRC / CSRC / ДЕНЕЖНЫЕ ТРАНЗАКЦИИ / FINANSSIVALVONTA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гедгафов Залимгери Джабраилович, Стихарева Наталья Петровна

Авторы статьи акцентируют внимание на том, что в условиях поступательного развития мирового экономического пространства, весьма актуален вопрос создания и реализации систем противодействия теневому банкингу. В виду этого целью данной статьи является изучение и анализ зарубежного опыта в борьбе с теневыми финансовыми операциями и их распространении. Это позволит дать ряд рекомендаций и разработать методы, которые могут быть с успехом внедрены в российскую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN PRACTICE OF COMBATING SHADOW BANKING IN RELATION TO THE RUSSIAN FEDERATION

The authors of the article emphasize that in the conditions of progressive development of the global economic space, the issue of creating and implementing systems to counter shadow banking is very relevant. In view of this, the purpose of this article is to study and analyze foreign experience in combating shadow financial transactions and their dissemination. This will allow us to give a number of recommendations and develop methods that can be successfully implemented in Russian practice.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ТЕНЕВЫМ БАНКИНГОМ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Зарубежная практика борьбы с теневым банкингом применительно к Российской Федерации

Гедгафов Залимгери Джабраилович1,

студент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: zalim.gedgafov@gmail.com

Стихарева Наталья Петровна1,

студент Департамента общественных финансов Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: nata.stihareva@yandex.ru

Авторы статьи акцентируют внимание на том, что в условиях поступательного развития мирового экономического пространства, весьма актуален вопрос создания и реализации систем противодействия теневому банкингу. В виду этого целью данной статьи является изучение и анализ зарубежного опыта в борьбе с теневыми финансовыми операциями и их распространении. Это позволит дать ряд рекомендаций и разработать методы, которые могут быть с успехом внедрены в российскую практику.

Ключевые слова: теневые финансовые операции, теневой банкинг, CBIRC, CSRC, денежные транзакции, Finanssivalvonta.

1 Научный руководитель: Белова Марианна Толевна, кандидат экономических наук, доцент департамента банковского дела и финансовых рынков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, E-mail: MTBelova@fa.ru

В контексте развития мировой и национальной экономики важную роль играет комплексное функционирование национальных экономических систем, которое зависит от бесперебойного и эффективного функционирования финансовой системы. Однако наряду с этим есть так называемая теневая экономика. Одной из наиболее актуальных и важных на сегодняшний момент проблем, стоящих перед мировым сообществом, является легализация (отмывание) денежных средств, добытых преступным путем. По мнению многих экспертов, попытки легализации денег, полученных незаконным путем, являются одним из наиболее опасных, поскольку финансирует новые преступления, что угрожает государственной и национальной безопасности, мешает нормальному, «здоровому» функционированию экономики. Это приводит к дисбалансам, нарушению различных секторов экономической системы страны, выстраиванию и выведению финансовых ресурсов заграницу, которые синтезируются преступным путем в финансовой системе. По данным Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering) ежегодно во всем мире отмывается от 500 млрд до 1,5 трлн долл.

В Российской Федерации остро стоит вопрос о борьбе с теневыми финансовыми операциями и отмыванием ресурсов, которые были получены преступным путем. В рамках решения данной проблемы в РФ действует ряд законов:

• Международные стандарты FATF (The Financial Action Task Force - пер. «группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег») по противодействию легализации преступных доходов. Данные стандарты обновляются и совершенствуются, так как области и методы отмывания денег расширяются и углубляются, что в свою очередь требует быстрого реагирования от международных организаций и стран;

• ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Необходимо постоянно совершенствовать систему мониторинга и контролировать совокупность операций в теневом финансовом секторе государства. Один из наиболее приоритетных способов в этом вопросе является использование опыта ведущих зарубежных стран, а также весь сторонний мониторинг современных новинок.

В данной работе проанализирован опыт Китая, США и Финляндии, как стран с ведущими экономиками мира. Нами будут исследованы существенные

сз о

со £

m Р

сг

от А

отличия и нововведения в их финансовых системах, которые ограничивают распространения теневой экономики и теневых финансовых операций.

Китай

Весьма интересен опыт Китайской Народной Республики в сфере борьбы с теневым финансовым сектором в разрезе комплексных подходов в преодолении и ликвидации кризисных явлений и последствий в экономики, в частности, касаемо, теневого бизнеса и теневого банкинга.

В последние годы, в соответствии с решением Центрального комитета партии и Государственного совета о предотвращении и устранении финансовых рисков, CBIRC (China Banking and Insurance Regulatory Commission) продолжает усиливать надзор за теневыми банками и кросс-финансовыми операциями[1].

Вопросы, о которых сообщает CBIRC, в основном сосредоточены на «новых правилах управления капиталом» и «новых правилах управления финансами», неисполнении, неосторожной изоляции бизнес-рисков и нестандартных инвестиционных предприятиях. CBIRC требует, чтобы все банковские страховые организации в целях выполнения своих основных обязанностей, всестороннего устранения существующих проблем, создавали корректирующие счета для эффективной ликвидации теневого сегмента операций.

CSRC (China Securities Regulatory Commission) подчеркнула, что надзорные органы на всех уровнях будут поддерживать регулятивную силу, настаивать на надзоре в соответствии с законом, постоянно бороться с незаконными нарушениями в области теневого банкинга и кросс-финансового бизнеса, а также принимать своевременные меры надзора для учреждений банковского страхования, которые не имеют эффективных требований к уведомлению, и решительно предотвращать возрождение теневого банковского бума и сложных структурных продуктов. Так же было упомянуто о необходимости направления средств на более высокое качество обслуживания реальной экономики, предоставлять больший спектр финансовых услуг с тем, чтобы контролировать экономику для дальнейшего возобновления производства и поддержания экономического развития. Данную стратегию можно проанализировать, обратившись к концепции «125» [2].

«Один» - банковские страховые организации должны управляться в соответствии с их сутью бизнеса и в строгом соответствии с законом.

«Два», то есть «два решительных шага» - « решительно» углублять реформы, содействовать инновациям, совершенствовать управление тене-^ вым банком и кросс-финансовым бизнесом, по-= вышать уровень реальной экономики финансовых е услуг, «решительно» бороться с незаконными Я нарушениями, постоянно анализировать теневой ~ банковский бизнес высокого риска и стандартизи-sË ровать сложные финансовые продукты.

«Пять», то есть «пять строго запрещенных действий» - строго запретить:

• многослойные вложенные инвестиции;

• теневой капитал;

• распространение многочисленных фиктивных дочерних компаний;

• распространение нестандартных активов;

• легализацию денежных средств, полученных преступным путем [2].

Принимаемые Китаем меры значительно снизили теневой сектор в стране. По данным Комитета по контролю и управлению банковской и страховой деятельностью Китая теневой сектор за последние 3 года сократился 16 трлн юаней1. Данный факт показывает, что опыт Китая значителен и важен в борьбе с противодействием отмыванию доходов и финансирования терроризма.

США

Соединенные Штаты Америки - страна, лидирующая в борьбе с теневыми финансовыми операциями. Финансовый рынок данной страны - самый емкий и разнообразный по объему финансовых ресурсов и финансовых механизмов работы с ними. Стабильная работа данной системы позволяет говорить об эффективном комплексе противодействия финансовым преступлениям в теневом секторе экономики. Так, например, в мае 2018 года FinCEN (The Financial Crimes Enforcement Network) ввел в действие набор новых правил деятельности финансовых организаций на территории США. [3] Вот некоторые из них:

1. Усовершенствование системы мониторинга подозрительных финансовых операций специализированными учреждениями;

2. Детализация в структуре идентификации клиентской базы;

3. Обозначение целей, задач, мотивов и методов проводимых финансовых операций для полноты осведомленности обо всех потенциальных рисках;

4. Комплексных мониторинг различных транзакций с систематической подачей отчетности в финансовые регулирующие органы;

5. Веденые базы данных с полным отчетом о предыдущих операций клиентов в рамках выявления закономерностей с тем, чтобы выявить предполагаемые финансовые риски.

Что касается реализации данного свода правил и неких обязательств для финансовых компаний в Штатах, федеральные органы в области надзора за финансовыми операциями, осуществляемыми данными финансовыми организациями, внесли ряд изменений в правила и алгоритмы проведения проверок.

Банки в США предположительно были более стабильными в последние годы, отчасти из-за более высоких резервных требований, означающих, что в наличии имеется больше денег для систе-

1 https://news.rambler.ru/other/44203357-tenevoy-banking-v-kitae-za-tri-goda-sokratilsya-na-16-trln-yuaney/

мы кредитования с частичным резервированием, в рамках которой они работают. Однако важно отметить, что банки не проводили «тяжелую» работу, в отличие от теневых банков. Теневые банки -это не какая-то теория заговора, это не что иное, как термин, используемый для других финансовых учреждений, которые не работают так же, как коммерческий банк (т.е. они обычно не предлагают клиентские счета для проверки и сбережений и т.д.). На теневые банки не распространяются все те же правила, что и на крупные банки. Но они имеют дело с тоннами ликвидности - в некоторых случаях даже больше, чем сами крупные банки.

Внезапный скачок ставок на 500% на рынке кредитования овернайт, по сути, означал одно из двух: либо существовала проблема с ликвидностью, либо для кредиторов не было безупречного залога. В любом случае, 17 сентября 2019 года банки внезапно перестали доверять друг другу в своих общих однодневных кредитах, используемых для выравнивания своих резервов. Обычная ставка для этого кредитования составляет около 2%, а она подскочила до 10%.

Финляндия

В сентябре 2020 года Ylen аати (фин. Yleisradio Оу) - финская государственная телерадиокомпания сообщала об утечке данных по поводу отмывания денег. Данное событие было связно в том числе с деятельностью финской горнодобывающей компанией Те^ате и её владельцем ТгаАдига. Пек-ка Васара (глава отдела Финансовой инспекции, занимающейся борьбой с незаконными денежными операциями) в связи с этим прокомментировал утечку данной информации, а также указал, что «Международный надзор за отмыванием денег работает хорошо». Согласно отчетам, предоставленным банками властям, было выявлено множество подозрительных финансовых операций в виде перевода десятков миллиардов евро ТгаАдига, который является владельцем 1/3 акций компании Тег-rafame. Пекка Васара упомянул, что в случае, если информация такого рода своевременно и в полном объеме доводится до властей, то структуры по борьбе с теневыми финансовыми операциями «работает хорошо», слаженно и эффективно. Все

это позволяет делиться данными для международного доступа, что лишний раз позволяет приблизиться к решению проблемы распространения теневых финансовых операций и разнообразных схем по реализации финансовых ресурсов, полученных преступным путем [4].

Как далее отметил Васара, Финляндия все же добилась определенных успехов в препятствии легализации и отмыванию денег. О любых подозрительных операциях немедленно сообщается Центральной уголовной полиции, что позволяет эффективнее реализовывать контроль в данной сфере, к которому в последнее время власти стали относиться намного более серьезно, нежели раньше. По мнению главы отдела Финансовой инспекции, занимающейся борьбой с незаконными денежными операциями, основными и наиболее часто встречающимися причинами отмывания денег и продвижения теневых финансовых операций являются финансовые преступления [4].

Банки в первую очередь обязуются высылать отчеты о подозрительных денежных транзакциях, что является основанием для возбуждения расследования и дорасследования по подозрению в отмывании денег и участии в теневых финансовых операциях.

Так, например, Nordea - финский коммерческий банк - через который уже было произведено более 150 миллионов евро-переводов, которые были классифицированы другими крупными банками и финансовыми группами, как подозрительные (основная часть таких переводов была датирована с 2013 по 2017 годы). Однако в последнее время количество таких транзакций значительно уменьшилось в связи с усилившимся контролем за расследованием преступлений в сфере финансовых операций.

Финский орган финансового надзора FIN-FSA (фин. Finanssivalvonta ^ма)) нередко публикует на своем сайте множество статистических и аналитических данных, которые касаются рынка ценных бумаг и кредитования, а также в отношении страхового бизнеса. Данные обновляются ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода и ежегодно. Данные включают в себя финансовую отчетность от депозитных банков, различных кредитных компаний и крупных корпораций, инвестиционных фирм и фирм по управлению фондами. [5]

Таблица 1. Запросы FIN-FSA о полицейском расследовании и административных санкциях 2010-2020 гг.

Вид наказания/год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Запросы на полицейское расследование 3 4 5 4 3 5 2 6 5 2 6

Общественный выговор 3 3 3 - - 2 - - - - -

Общественное предупреждение - - 3 2 2 - 2 5 3 1 1

Административный штраф 1 5 14 6 2 19 2 3 - - 1

Выплата штрафа - - - - 1 3 4 3 5 2

сз о со от гп Р от

от А ш

Составлено авторами в соответствии с https://www.finanssivalvonta.fi/en/

Q. в

Только в течение 2020 года FIN-FSA направила 6 запросов на проведение расследования полицией, вынесла 1 общественное предупреждение, наложила 1 административный штраф. [5]

В результате проведенного выше исследования нововведений в области зарубежного опыта противодействия по теневому финансовому сектору можно сделать следующие выводы:

1) Особенность действий органов финансового регулирования в Китае, США и Финляндии в последние годы имеет тенденцию к усилению мониторинга операций с финансовыми инструментами в рамках полного определения конечных владельцев финансовых ресурсов. Однако каждая из этих систем по-прежнему не идеальна и не гарантирует полной защиты от теневого сектора финансовых операций;

2) В Китае все во многом усилен контроль за финансовыми ведомствами и учреждениями, особенно в сфере банкинга, что позволяет эффективно мониторить их деятельность и выявлять значительные правонарушения и преступления в сфере финансовых операций. Система наказаний и санкций за такого рода преступления выполняет во многом превентивную функцию, что позволяет говорить о том, что Китайская Народная Республика показывает пока что наилучшие результаты в борьбе с развитием и распространением теневых финансовых операций;

3) В Соединенных Штатах Америки также весьма эффективно работает система отслеживания, мониторинга и предупреждения движения финансовых ресурсов и проведения операций, однако нередко данная система дает сбои, что и было продемонстрировано на примере работы банков в период резкого скачка ставок;

4) Финский опыт решения данной проблемы тоже весьма интересен. Исправно сообщается о финансовых операциях, проводимых в теневом секторе, в финансовые ведомства. За каждое преступление и правонарушение следует справедливое наказание. Такое отслеживание позволяет и дальше приближаться к решению центральной проблемы не только на национальном уровне, но и делиться собственным опытом с мировым сообществом.

Опыт вышеуказанных зарубежных стран с более низким уровнем транзакций в теневом финансовом секторе позволяет дать рекомендации, которые могли бы быть с успехом внедрены и в комплекс превентивных мер Российской Федерации. Авторами выдвинуты следующие из них: • Во-первых, стоит начать с риска-ориентированного подхода к противодействию отмыванию денег и финансирования терроризма. Это значит, что необходимо прорабатывать те моменты, где этот риск есть, работать с субъектами экономики, входящие в группу риска. Разрабатывать комплекс мер, по профилактике легализации доходов. Большой фактор играет психологическое восприятие человеком коррупции,

терроризма. Необходимо в первую очередь в государственных органах, банковском секторе по мере имеющихся возможностей проводить с персоналом лекции с участием опытных психологов и специалистов области коррупции.

• Во-вторых, выдвинуть требование к банковским и страховым организациям в создании корректирующих счетов для прозрачности операций. Данный способ зарекомендовал себя в Китае.

• В-третьих, осуществление комплексного мониторинга различных транзакций с систематической подачей отчетности в Росфинмониторинг.

• В-четвертых, создание единой базы владельцев финансовых ресурсов, сведения об их финансовых отношениях и финансовых операциях, проведенных за последнее время.

• В-пятых, стоит легализовать в России крипто-валюту. Так как многие операции по финансированию терроризма проводятся в криптова-люте. Деньги поступают на анонимные крипто-кошельки. Далее, покупается криптовалюта с использованием метода P2P. А затем уже вывод средств с небольшой комиссией. Такой способ в основном используют для финансирования терроризма из одной страны в другую.

Литература

1. Официальный отчет Sina Finance [Электронный ресурс]. URL:

^Т'МЙ-ЭДЩИ (hexun.com) (Дата обращения: 07.02.2022)

2. Официальный сайт. Первый финансовый канал. Ответы руководителей департаментов CIRC на вопросы журналистов [Электронный ресурс].

(baidu.com)

(Дата обращения: 07.02.2022)

3. Официальный сайт FinCEN (The Financial Crimes Enforcement Network) [Электронный ресурс]. URL: https://www.fincen.gov/ (Дата обращения: 07.02.2022)

4. Официальный сайт Ylen aamu (фин. Yleisradio Oy) - финской государственной телерадиокомпании [Электронный ресурс]. URL: Yle Uutiset I yle.fi (Дата обращения: 07.02.2022)

5. Официальный сайт Финского органа финансового надзора FIN-FSA (фин. Finanssival-vonta (Fiva)) [Электронный ресурс]. URL: Start page - www.finanssivalvonta.fi (Дата обращения: 07.02.2022)

FOREIGN PRACTICE OF COMBATING SHADOW

BANKING IN RELATION TO THE RUSSIAN

FEDERATION

Gedgafov Z.D., Stikhareva N.P.1

Financial University under the Government of the Russian Federation

1 Supervisor: Belova M.T., Financial University under the Government of the Russian Federation,

The authors of the article emphasize that in the conditions of progressive development of the global economic space, the issue of creating and implementing systems to counter shadow banking is very relevant. In view of this, the purpose of this article is to study and analyze foreign experience in combating shadow financial transactions and their dissemination. This will allow us to give a number of recommendations and develop methods that can be successfully implemented in Russian practice.

Keywords: shadow financial transactions, shadow banking, CBIRC, CSRC, money transactions, Finanssivalvonta.

References

1. Official report of Sina Finance [Electronic resource]. URL: S

(hexun.com) (date of access:

07.02.2022)

2. Official website. The first financial channel. Answers of heads of CIRC departments to journalists' questions [Electronic resource].

(baidu.com) (date of access: 07.02.2022)

3. Official website FinCEN (The Financial Crimes Enforcement Network) [Electronic resource]. URL: https://www.fincen.gov / (Accessed: 07.02.2022)

4. The official website of Yle teema (fin. Yleisradio Oy) - the Finnish state television and radio company [Electronic resource]. URL: Yle Uutiset I yle.fi (Accessed: 07.02.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Official website of the Finnish Financial Supervisory Authority FIN-FSA (fin. Finanssivalvonta (Fiva)) [Electronic resource]. URL: Start page - http://www.finanssivalvonta.fi (Accessed: 07.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.