Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ'

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / современная школа / зарубежная литература / социологический опрос / актуальные проблемы / teaching methodology / modern school / foreign literature / sociological survey / actual problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ю. Хандусь, С.А. Смирнова

В данной статье представлены результаты социологического опроса, посвященного современной ситуации относительно места зарубежной литературы в школьной программе. Опрос был проведен среди российских учителей-словесников. Он выявил проблемы, которые мешают эффективному и качественному изучению зарубежных авторов в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ю. Хандусь, С.А. Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LITERATURE AND MODERN SCHOOL: THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL SURVEY OF TEACHERS

This publication presents the results of a sociological survey on the current situation regarding the place of foreign literature in the school curriculum. The survey was conducted among Russian language teachers. It revealed the problems, that hinder the effect.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ

Н.Ю. Хандусь, студент

Научный руководитель: С.А. Смирнова, канд. филол. наук, доцент

Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинск (Россия, г. Северодвинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-4-53-56

Аннотация. В данной статье представлены результаты социологического опроса, посвященного современной ситуации относительно места зарубежной литературы в школьной программе. Опрос был проведен среди российских учителей-словесников. Он выявил проблемы, которые мешают эффективному и качественному изучению зарубежных авторов в современной школе.

Ключевые слова: методика преподавания, современная школа, зарубежная литература, социологический опрос, актуальные проблемы.

1. Введение. Современный урок литературы призван решать различные задачи, которые можно разделить на предметные, метапредметные и личностные. Каждая из них, несомненно, важна в формировании грамотной и читающей личности. Одним из предметных результатов в сфере «Русский язык и литература» признается «сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур» [1]. Современной тенденцией образования является акцент на развитие у обучающихся навыка понимания культурного разнообразия. Изучение биографии и творческого наследия зарубежных авторов способствует расширению кругозора учащегося и формированию у него уважения к различным культурам. Это подтверждает известный советский литературовед, доктор педагогических наук К.М. Нартов, который считает, что зарубежная литература позволяет учащимся более глубоко проанализировать эволюцию мировой литературы, осмыслить её взаимосвязь с отечественной [2]. Необходимость включения в школьную программу авторов зарубежной литературы подчеркивается составителями различных нормативных документов: ФГОС ООО [3], ФГОС СОО [1], Федеральной рабочей программы по литературе [4].

При аналитическом обзоре федеральных рабочих программ по литературе вы-

яснилось, что на раздел «Зарубежная литература» выделяется минимальное количество часов: относительно часов, выделенных на изучение русской литературы с 5 по 11 классы, на преподавание зарубежной литературы отводится не более 10%. Полагаем важным изучить данный вопрос и с практической стороны, то есть узнать мнение учителей-словесников.

2. Зарубежная литература в практике учителей-словесников: результаты социологического опроса

Социологический опрос нацелен на выявление того, с какими проблемами в преподавании зарубежной литературы сталкиваются педагоги в настоящее время. Для этого была составлена анкета «Преподавание зарубежной литературы в школе», она была размещена на платформе GOOGLE forms. Респондентами данного исследования стали учителя русского языка и литературы, которые являются участниками чата «Словесники России» (размещается в мессенджере Telegram). Отметим, что на этот чат подписаны преподаватели и репетиторы со всей России: на июнь 2024 г. количество участников превышает 4 тысячи человек. Чат «Словесники России» -место для обмена опытом, для консультирования по рабочим вопросам и для общения друг с другом. Нам было важно узнать различные точки зрения по вопросу преподавания зарубежной литературы в шко-

ле. В связи с этим именно данный чат был выбран местом проведения нашего опроса.

Перед составлением самого опроса мы сформулировали ряд задач:

1) определить, в каких общеобразовательных организациях учителям-словесникам не хватает часов, заявленных в Федеральной рабочей программе, на знакомство с зарубежными авторами;

2) установить оптимальное соотношение часов на изучение русской и зарубежной литературы в школе;

3) выделить проблемы, которые встают перед учителем при преподавании зарубежной литературы;

4) оценить, достаточно ли методических пособий в помощь учителю;

5) выявить отношение школьников к зарубежной литературе.

Первый блок анкеты составили паспортные вопросы, которые в дальнейшем позволяли понять, к какой из предполагаемых групп относится респондент: (1) «Укажите тип Вашей общеобразовательной организации»; (2) «Укажите классы, в которых Вы осуществляете педагогическую деятельность как учитель литературы».

Вторая часть анкеты была связана с методикой преподавания зарубежной литературы в школе. Она включала вопросы, (1) вскрывающие желаемое количество часов на изучение зарубежной литературы и проблемы, возникающие в реальной практике преподавания блока; (2) устанавливающие источники, к которым прибегают учителя в поиске методических разработок; (3) определяющие отношение учащихся к зарубежной литературе.

Респондентами интернет-опроса выступили 75 учителей-словесников: 14 педагогов основной школы, 31 - средней школы, 5 - средней школы с углубленным изучением отдельных предметов, 15 преподавателей гимназии, 7 педагогов лицеев, 3 репетитора. Нам было важно проследить взаимосвязь между образовательными организациями и процессом изучения зарубежной литературы. Результаты анкетирования привели к следующим выводам.

69,3% опрошенных считают, что в образовательных организациях на раздел

«Зарубежная литература» отводится минимальное количество часов. При этом в ООШ, СОШ, СОШ с углубленным изучением отдельных предметов этот показатель варьируется от 60% до 64,3%. В гимназиях, которые имеют гуманитарную направленность, этот показатель составляет 73,3%. Интересно, что в лицеях, где обучение специализируется на информационно-технологическом и естественнонаучном профилях, 100% педагогов считают, что количество часов, отведенных на освоение зарубежной литературы, недостаточно для полноценного погружения в текст. Такое же процентное соотношение отметили репетиторы, которые осуществляют подготовку к ЕГЭ по литературе.

Только 11 респондентов (14,7%) согласились с тем, что процентное соотношение при изучении русской и зарубежной литературы должно быть 90%-100%, как и указано в Федеральной рабочей программе. Важно и то, что учителя-словесники имеют различное мнение о количестве часов, и то, что 64 педагога (85,3%) полагают, что в программе мало часов отводится на зарубежную литературу.

39 респондентов (52%) считают, что отводится мало часов и на русскую литературу, так как 2-3 часа в неделю не позволяют качественно выполнить анализ произведения. В связи с этим учителям-словесникам для изучения русской литературы приходится задействовать часы, запланированные на знакомство с зарубежными авторами: «Все часы, отведенные в конце года на изучение зарубежной литературы, уходят на русскую - догоняем программу».

Еще одна важная проблема - нехватка методических пособий, разработок и рекомендаций (так считает 41 респондент, т.е. 54,7% опрошенных лиц). В связи с этим учителя обращаются к опыту коллег: 70,7% анкетируемых отметили порталы, где их коллеги размещают свои методические разработки, например, «Инфо-урок» [5] и «Мультиурок» [6]. Только один респондент использует при подготовке к урокам монографии литературоведов. Возможно, это связано с недостатком вре-

мени для подготовки и большой профессиональной нагрузкой учителей.

Нам также важно было узнать и отношение самих школьников к зарубежной литературе. Данный вопрос был единственным открытым в анкете. Многие респонденты дали развернутые ответы. 70,7% считают, что их ученики проявляют интерес к мировой литературе, потому что (1) зарубежное «произведение затрагивает актуальные проблемы современности»; (2) учащимся «интересна культура и история той страны, чьё произведение изучается»; (3) зарубежные авторы «не набили оскомину, не вызывают негативных ассоциаций»; (4) учителя, изменяя Федеральную рабочую программу, преподают произведения русской и зарубежной литературы в «параллели, чтобы дети видели и понимали сходство литературного процесса в том или ином историческом промежутке, связь русских и зарубежных авторов, их специфические черты» и под. Учителя отмечали, что «без знания литературных процессов в зарубежной литературе невозможно понять, прочувствовать, осознать те явления, которые характерны для сокровищницы мировой литературы, особенности процессов современной литературы», а также, что подростки «с удовольствием читают зарубежных авторов». Эти наблюдения подтверждает и позиция доктора педагогических наук К.М. Нартова, что необходимо «вырабатывать у школьников осо-

знание единства мирового литературного процесса, взаимодействия литератур как необходимого элемента их развития» [2].

К сожалению, не все программные произведения привлекают школьников: «проявляются недостатки программного материала в части подборки»; «наполнение КТП в разделе «Зарубежная литература» не совсем соответствует, на мой взгляд, запросам школьников. Включить бы что-то интересное... Тогда интерес к зарубежной литературе был бы высоким».

3. Заключение

Проведенный опрос показал следующее:

1) в школе на изучение зарубежной литературы выделяется минимальное количество часов (это не позволяет изучить биографию и творческое наследие зарубежного писателя глубоко);

2) значительная часть учителей считает, что необходимо повысить объем зарубежной литературы до 20-30%;

3) при подготовке к урокам по блоку «Зарубежная литература» многие педагоги обращаются к опыту своих коллег, что, возможно, обусловлено недостатком современных методических разработок, соответствующих ФГОС;

4) содержание раздела «Зарубежная литература» ФРП необходимо пересмотреть с целью усиления мотивации учащихся к изучению творческого наследия авторов этого блока.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (действ. ред. 2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения 24.05.2024).

2. Нартов, К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: для студентов и преподавателей педагогических вузов, учителей-словесников / К.М. Нартов, Н.В. Лекомцева. - 3-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2004. - 331 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (действ. ред. 2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения 27.05.2024).

4. Конструктор рабочих программ: [офиц. сайт] / ФГБНУ Институт стратегии развития образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://workprogram.edsoo.ru/work-programs (дата обращения 12.05.2024).

5. Инфоурок: материалы для учителей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-skazke-ekzyuperi-malenkiy-princ-zorko-lish-serdce-odno-1222447.html (дата обращения 27.05.2024).

6. МультиУрок: образовательная площадка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-literatury-v-6-klasse-u-kazhdogo-ch.html (дата обращения 27.05.2024).

FOREIGN LITERATURE AND MODERN SCHOOL: THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL SURVEY OF TEACHERS

N.U. Khandus, Student

S.A. Smirnova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Severodvinsk branch of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Russia, Severodvinsk)

Abstract. This publication presents the results of a sociological survey on the current situation regarding the place of foreign literature in the school curriculum. The survey was conducted among Russian language teachers. It revealed the problems, that hinder the effect.

Keywords: teaching methodology, modern school, foreign literature, sociological survey, actual problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.