Социология
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УСЛУГ РЕПЕТИТОРОВ Груздева Марина Леонидовна, д.п.н., профессор, Заведующий кафедрой Технологий сервиса и технологического образования Бокарюкина Ульяна Михайловна, студент
(e-mail: [email protected] ) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент, (e-mail: [email protected]) (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье показаны результаты социологического опроса, проведенного с целью изучения отношения школьников Нижнего Новгорода к услугам репетиторов. Проведен опрос учеников старших классов, выявлено, что большая часть респондентов пользуются услугами репетиторов, оценивают качество школьного образования на среднем уровне, однако являются достаточными для сдачи ЕГЭ, использование услуг репетиторов позволяет ученикам повысить свои знания по определенным предметам.
Ключевые слова: социологическое исследование, опрос, потребители образовательных услуг, школьники, репетитор, самозанятость
Репетитор может потребоваться по разным причинам - ребенок отстал от школьной программы, необходимо подготовить его к поступлению в первый класс или специализированную школу (гимназию или лицей). Также индивидуальные уроки требуются для подготовки к ЕГЭ. Частные занятия имеют преимущество - все внимание уделяется ребенку, поэтому он сможет задать интересующие его вопросы или еще раз прослушать объяснение темы. С 1 января 2019 года вступил в силу Закон № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (его также называют «закон о самозанятых»). Самозанятые граждане - лица, реализующие продукцию собственного производства, выполняющие работы или оказывающие услуги другим физическим и юридическим лицам. Услуги репетиторов могут относиться к данной сфере деятельности по направлению - обучение.
Многие родители интересуются, как найти хорошего преподавателя, ведь от него зависит эффективность обучения. Репетиторы в Нижнем Новгороде представлены в большом количестве - их более 3 тысяч. Они специализируются на различных предметах - химии, биологии, английском языке, физике, математике, литературе, истории. Занятия могут проходить дома у ученика или учителя, также возможна дистанционная схема работы через Скайп. Длительность урока варьируется в пределах 60-120 минут, в зависимости от цели обучения и возраста учащегося. На стоимость услуги
влияет опыт и квалификация педагога, а также поставленная задача. По данным сайта PROFI.RU в Настоящее время в Нижнем Новгороде предлагают свои услуги 133 017 репетиторов, в том числе 97,8% готовы вести образовательную деятельность дистанционно. За последний год на портале 406 030 учеников нашли репетитора по школьной программе обучения и 125 739 учеников оставили положительные отзывы (95%), что говорит о востребованности образовательных услуг в данной сфере.
Цель социологического исследования: установить популярность использования услуг репетитора и выявить отношение школьников Нижнего Новгорода к ним. Задачи: оценить качество современного российского школьного образования; установить возрастную категорию, пользовавшуюся услугами репетитора, и определить роль единого государственного экзамена в этой сфере. Методом исследования являлся - опрос, который был проведен с 19.10.20 по 25.10.20. Выборка: 26 человек, школьники разных возрастов и пола, преимущественно старшеклассники.
Результаты данного социологического исследования следующие: В ходе опроса выявлено, что 61,5% респондентов оценивают современное российское школьное образование - среднего качества; 26,9% - плохого качества; 11,5% - отличное качества. Представленная статистка позволяет сделать вывод, что на данный момент российское школьное образование имеет недостаточно хорошее качество и нуждается в модернизации походов образовательного процесса.
Как вы оцениваете качество современного российского школьного образования?
26 ответов
ф отличное
Н | # среднее
В^^^Л \ ф плохое
Большинство нижегородских школьников (80,8%) считают, что услуги репетитора могут заменить им основное образование, 19,2% считают обратное. Потребители образовательных услуг все чаще пользуются услугами репетиторов.
Как вы думаете, может ли услуги репетитора заменить основное обучение?
26 ответов
I Может I Не может
По статистике 61,1% школьников Нижнего Новгорода - пользовались услугами репетитора; 38,5% - не использовали данные услуги. Это можно
аргументировать тем, что, занимаясь образованием в группе (классе по 2025 учеников), не каждый ребенок способен освоить информацию с первого раза и задать достаточное количество вопросов своему педагогу. Именно индивидуальные занятия с репетитором дают такие возможности.
Пользовались ли вы услугами репетитора?
26 ответов
\ 38,5% ^
61,5%
к 9
• Да
• Нет
Ровно половина респондентов посещают индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю; 15,4% посещают 4 и более раза в неделю; 3,8% посещают 1 раз в неделю. Среди респондентов присутствуют те, кто не пользуется услугами репетитора - 30,8% от выборки.
Как часто вы посещаете/посещали индивидуальные занятия?
26 ответов
# 4 и Волее раза в неделю Ф 2-3 раза в неделю Ф 1 раз в неделю
в Не посещал (а} услуги репетитора
Нужно отметить, что все школьники, кто пользовался услугами репетитора получили новые знания и навыки - указали 69,2% респондентов, а остальные респонденты не использовали данные услуги. За счет индивидуальных занятий обучающиеся имею возможность повысить и углубить свои знания и навыки по отдельным предметам помимо занятий в общеобразовательной школе.
Помог пи вам репетитор улучшить свои знания?
26 ответов
Г
ф Помог ф Не помог
Не пользовался(лась) услугами репетитора
При этом обучающиеся стремятся получить необходимые им знания всеми возможными способами - отметили 61,5% школьников, 30,8% выбрали вариант: воспользоваться услугами репетитора, а остальные -7,7% занимаются только самоподготовкой. Это позволяет сделать вывод, что гораздо эффективней пройдет обучение при использование различных вариантов обучения и подготовки к экзаменам.
Что бы вы выбрали: заниматься самоподготовкой или воспользоваться услугами репетитора?
26 ответов
# Заниматься самоподготовкой
# Воспользоваться услугами репе™ тора
# Заниматься всеми возможными способами
Опрос показал, что 53,8% респондентов тщательно подходят к выбору своего личного педагога- репетитора, у остальных респондентов - 26,9% не всегда удается подойти к выбору тщательно, а 19,2% не уделяют этому своё внимание. Основной возрастной категорией, пользовавшаяся услугами репетитора, являются, по мнению респондентов (76,9%), школьники старших классов; 19,2% считают, что в большинстве случаев индивидуальные занятия посещаю ученики средней школы и только 3,8% указали категорию младших школьников. Все опрошенные считают, дети дошкольного возраста не являются основными потребителями данного рода обучения.
Тщательно ли вы подходите к выбору репетитора? 26 ответов
• Да
Ф Стараюсь, но трудно это удается С Нет
По данным опроса 76,9% рассматривают сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ) возможным без использования услуг репетитора, а 23,1% считают обратное.
Возможно ли сдать единый госэкзамен без занятий с репетитором? 26 ответов
• Да
г 1'Щ • Нет
76,9% А
По мнению 80,8% респондентов занятие с репетитором стали более популярны с введение единого государственного экзамена, а остальное 19,2% предполагают, что ничего не изменилось.
Как вы думаете, школьники после введение единого госэкзамена стали больше заниматься с репетиторами? Или в этом плане ничего не изменилось? 26 ответов
Г !
-
А
Стали больше заниматься с
репетиторами
Ничего не изменилось
Таким образом, анализируя результаты социологического исследования, можно сделать вывод, что с каждым годом индивидуальные занятия становятся более популярными, а услуги репетиторов востребованными. Вступление в силу «закона о самозанятых» способствует развитию данного направления образовательной деятельности. Причинами обращения потребителей образовательных услуг за индивидуальными уроками по отдельным предметам является необходимость получения дополнительных знаний для сдачи ЕГЭ и других экзаменов для поступления в вузы, а так же устранение пробелов в знаниях школьной программы. Основной возрастной категорией, по мнению опрошенных, являются школьники, преимущественно старших классов.
Список литературы
1. Авдонина Д.С., Бочкарева Ю.В., Голубева О.В. Отношение общества к онлайн-обучению // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина. 2016. С. 147-150.
2. Благодинова В.В., Винник В.К., Толстенева А.А. Модульная объектно-ориентированная учебная среда как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №№ 52. С. 28-32.
3. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.
4. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.
5. Груздева М.Л. Построение дистанционного учебного курса для сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Информатика и образование. 2015. № 1 (260). С. 46-48.
6. Груздева М.Л. Интеграция информационных технологий в систему дополнительного образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-2. С. 346-350.
7. Груздева М.Л., Толстенева А. А., Смирнова Ж.В. Результаты апробации модели управления самостоятельной работой обучающихся // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-3. С. 584-588.
8. Толстенева А.А., Смирнова Ж.В., Гурьянычева Е.Н. Модель управления самостоятельной работой обучающихся: результаты апробации // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 20.
9. Челнокова Е.А., Григорян Н.М. Инновационные подходы к модернизации профессионального образования // Нижегородская наука. 2017. № 1 (1). С. 80-89.
10. Челнокова Е.А., Сулимова И. Д., Григорян Н.М. Принципы модульного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 151-156.
11. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 12. С. 30-31.
12. Bogorodskaya O.V., Golubeva O.V., Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Smirnova Z.V. Experience of approbation and introduction of the model of management of students' independent work in the university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 387-397.
13. PROFI.RU Лучшие репетиторы Нижнего Новгорода - информационный портал https://nnov.profi.ru/repetitor/?utm_campaign=31091959.spx_profi_vr_search_russia_nnov_b _repetitor_city&utm_term=11454598735.4978514666.0&utm_content=premium_репетитор %20Нижний%20Новгород_none&utm_source=yandex_cpc&utm_medium=cpc&_prr=ya_p rofi_vr&yclid=7261677550794213188
14. Все виды деятельности доступные самозанятым . - [Электронный ресурс] -https://samozanyatym.ru/vidy-deyatelnosti (Дата обращения 05.12.2020)
15. Самозанятый. Информационно-правовой портал. - [Электронный ресурс] -https://samozanyatyi.com/vopros-otvet/vse-o-samozanyatyh.html (Дата обращения 05.12.2020).
16. Проблема развития сетевых технологий в образовании/ Малянова А.Р.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.20-23
17. Приемы, используемые педагогом для мотивации познавательной активности/ Муравейникова Е.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 24-25
18. Особенности профессионального становления личности студента в процессе обучения/ Небавова Т.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 26-29
19. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории/ Бы-ланова С.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4-7
20. Всероссийская олимпиада как форма апробации научных исследований/ Молова О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 8-13
21. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16
22. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19
Bokaryukina Ulyana Mikhailovna, student Bulganina Anastasia Evgenievna, student
Gruzdeva Marina Leonidovna,, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia RESEARCH ATTITUDE OF NIZHNY NOVGOROD STUDENTS TO THE USE OF TUTOR SERVICES
Annotation. The article shows the results of a sociological survey conducted in order to study the attitude of schoolchildren in Nizhny Novgorod to the services of tutors. A survey of high school students was carried out, it was found that most of the respondents use the services of tutors, assess the quality of school education at an average level, but are sufficient for passing the exam, the use of tutoring services allows students to improve their knowledge in certain subjects.
Keywords: sociological research, survey, consumers of educational services, schoolchildren, tutor, self-employment