Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.'

ЗАРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / MILITARY CONTROL / ПОЛЕВОЙ ШТАБ / FIELD STAFF / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ / EMERGENCY COMMISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Войтиков Сергей Сергеевич

В статье рассматривается предыстория создания Особых отделов ВЧК - ГПУ - ОГПУ, выполнявших задачи военной контрразведки, борьбы со шпионажем и контрреволюцией.This article describes the background of creation of special departments of the Cheka - GPU - GPU, performing the tasks of military counter-intelligence, counter-espionage and counter-revolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.»

НЕИЗВЕСТНОЕ ИЗ ЖИЗНИ СПЕЦСЛУЖБ

Войтиков Сергей Сергеевич — ведущий научный сотрудник Главного архивного управления

города Москвы (E-mail: svoyt@mail.ru)

ЗАРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ

Начальный этап становления советской военной контрразведки из-за специфики самой темы долгое время оставался малоизученным. Лишь в последние годы появились исследования, приоткрывающие завесу над тайнами борьбы, которую вели между собой различные органы за право использовать в своих целях усилия контрразведки, причём цели эти нередко были враждебны новой власти. К деятельности советской военной контрразведки обращался и наш журнал. Сегодня вниманию читателей предлагается новая статья по этой теме, в которой предпринимается попытка рассмотреть работу всех звеньев военной контрразведки в 1918— 1919гг. до объединения их под эгидой ВЧК.

До Октябрьской революции 1917года за военную контрразведку отвечал отдел 2-го генерал-квартирмейстера Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Естественно, что с приходом к власти большевиков «вся система контрразведки, система борьбы со шпионажем рухнула»1. Правда, какое-то время оставался ещё центральный орган, вошедший в мае 1918года в состав Всероссийского главного штаба (Всероглавштаб)2. Однако необходимость в военной контрразведке вскоре стала очевидностью, и к лету 1918года контрразведывательные службы были воссозданы на прежней основе в четырёх органах военного ведомства и в ВЧК. Это были так называемые регистрационные службы (РС) при Всероглавштабе, Высшем военном совете3 и Морском генеральном штабе (МГШ)4, отделение военного контроля Оперативного отдела Наркомвоена5 (ОВК Оперода, Отвокон); а также фронтовые и армейские чрезвычайные комиссии, занимавшиеся, кроме всего прочего, и контрразведкой.

РС Всероглавштаба состояла из трёх отделений: организационного, особого, регистрационного бюро (на правах отделения). На организационное отделение возлагалось общее руководство центральными и местными учреждениями службы, вопросы организационного характера, заведование личным составом службы и ведение денежной отчётности; на особое отделение — борьба со шпионажем; на регистрационное бюро — ведение статистической и справочной отчётности, куда входили и сведения о лицах, организациях и системах иностранного шпионажа. Руководство деятельностью регистрационных служб в пределах военных округов, ложилось на командующих войсками. Регистрационные службы при Высшем военном совете и Морском генеральном штабе нацеливались на борьбу с внешним врагом.

Однако на деле, учитывая, что все эти ведомства состояли почти поголовно из вчерашних офицеров и генералов, их усилия в основном направлялись для борьбы с новой властью, снабжения агентов Антанты секретной информацией. Особенно преуспела в этом Морская регистрационная служба. Естественно, подобные инициативы не остались без внимания органов ЧК: в октябре 1918года почти все руководящие работники РС Морского генерального штаба были арестованы.

Недоверие у большевистского военного руководства вызывали и другие регистрационные службы. Их сотрудники не только уклонялись от выявления разведывательно-подрывной деятельности бывших союзников России и пресечения антиправительственной деятельности внутри страны, но и прямо вредили там, где могли. Получалось, что «ни Регистрационной службе Всероссийского главного штаба, ни контрразведке, руководимой Высшим военным советом (они находились в тесном контакте друг с другом), Советская власть не могла довериться полностью»6. Возникла ситуация, потребовавшая создания новой системы контрразведки и насыщения её людьми, преданными советской власти. Вместе с тем решать кадровый вопрос было непросто. Ведь требовались не просто лояльно настроенные лица, но люди, имевшие уж если не опыт, то хотя бы представление о таком специфическом и тонком деле, как военная контрразведка.

В мае 1918года большевику С.В.Чикколини7 было поручено начать формирование Отделения военного контроля при Оперативном отделе Народного комиссариата по военным делам (ОВК Оперода). Новый орган создавался прежде всего для борьбы с контрреволюцией. Но надежды на Чикколини не оправдались. В Опероде он появлялся, по свидетельству Г.И.Теодори8, пару раз «в сутки с огромным шумом и угрозами», принимал на службу «массу лиц, преимущественно женщин» и создавал крайне тягостную для работы военных специалистов атмосферу9. Сменивший С.В.Чикколини большевик Макс Тракман укомплектовал костяк отделения лично известными ему по работе в исполкоме Совета солдатских депутатов 12-й армии большевиками, латышами по национальности, и взял курс на автономность от руководства ОперодаЮ.

Таким образом, все органы военной контрразведки — как большевистские (ОВК Оперода в военном ведомстве и фронтовые и армейские ЧК), так и «военспецовские» (регистрационные службы ВГШ, МГШ и Высшего военного совета) не могли, а последние и не хотели работать эффективно. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.4. Оп.14. Д.5. Л.103.

2 Всероссийский главный штаб был создан 8мая 1918г. вместо существовавших Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, ГУГШ, Главного штаба, Главного комиссариата военно-учебных заведений и Управления по ремонтированию армии. Однако уже к июню Всероглавштаб утратил своё значение. 10февраля 1921г. Всероглавштаб был слит с Полевым штабом РВСР в единый Штаб РККА.

3 Высший военный совет 1918 года — первый советский высший орган стратегического руководства Вооружёнными силами Республики, учреждён Змарта 1918г. для организации обороны страны и формирования Красной армии. Почти все должности в нём занимали генералы и офицеры Генштаба. Упразднён бсентября 1918г., его функции переданы Революционному военному совету Республики (РВСР).

4 Морской генеральный штаб был создан в 1906г., функционировал одновременно с Главным морским штабом, после 1917г. неоднократно реорганизовывался, упразднён в августе 1921г. с передачей его функций Морскому штабу Республики.

5 Народный комиссариат по военным делам во главе с коллегией, образованный 23 ноября (6 декабря) 1917 г. В начале 1918 г. Наркомвоен был разделён на два самостоятельных народных комиссариата — по военным делам и по морским делам. С 6 апреля 1918 г. председатель созданного в марте высшего военного совета руководил этими обоими ведомствами. После его упразднения высшим органом военного управления становится Революционный военный совет Республики, а с созданием в ноябре 1918 г. Совета Рабочей и Крестьянской Обороны вся полнота политической, экономической и военной власти переходит к нему. С образованием 30 декабря 1922 г. СССР в 1923 г. был создан единый Народный комиссариат по военным и морским делам.

6 Васильев И.И. Истоки // Военные контрразведчики. М., 1978. С. 29.

7 Чикколини С.В. с июля 1918 г. возглавил Революционный военный трибунал (РВТ) Южного фронта. В ноябре 1918г. с согласия В.И.Ленина и Я.М.Свердлова он был снят с должности и предан суду за то, что терроризировал всех сотрудников, не исключая коммунистов. К тому же «расстрелял без всякого основания двух железнодорожников» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 109. Д.4. Л.96). 31января 1919г. Чикколини был отстранён «от ответственной работы в советских учреждениях» впредь до особого постановления ЦКРКП(б) и особого разрешения РВСР. Бывший председатель трибунала обвинялся в «бесполезном и неоправданном» применении красного террора. «Известия ВЦИК» сообщали, что дело Чикколини является «многозначительным в политическом смысле» (Дело Чикколини // «Известия ВЦИК». 4 февраля. №25. С.4).

8 Подробнее о Г.И. Теодори см.: Воен.-истор. журнал. 2009. №10. С. 32—37.

9 Цитируется Г.И.Теодори. РГВА. Ф. 33221. Оп. 2. Д. 216. Л.9Аоб.

10 Зданович А.А. Отечественная контрразведка. М., 20004. С.105.

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук (350072, г.

Краснодар, ул. Московская, д. 2)

«НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО... ВЁЛ АКТИВНУЮ РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В БАЛТФЛОТЕ»

ПОТЕРИ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕПРЕССИЙ 1930-Х ГОДОВ

Задолго до начала Советско-финляндской войны 1939—1941гг., и тем более Великой Отечественной, командные кадры недавно ещё самого «революционного» Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) понесли тяжёлые потери в результате развёрнутых против них боевых действий Особого отдела (ОО) КБФ и центрального аппарата НКВД. Толчком к большой чистке в армии и на флоте, как, впрочем, и в других сферах советского общества, послужило печально известное расширенное заседание военного совета, на котором с докладами о «военно-фашистском заговоре» выступили И.В.Сталин и нарком обороны Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов, обвинив присутствующих в том, что те «просмотрели» участников заговора. А их, по мнению И.В.Сталина, набралось немало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.