Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЗДНЕПРОТЕСТАНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В'

ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЗДНЕПРОТЕСТАНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / БАПТИЗМ / ШТУНДИЗМ / АДВЕНТИЗМ / СЕКТАНТСТВО / ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисовская Т. В.

Рассматривается процесс зарождения позднепротестантского движения в Беларуси в конце XIX - начале ХХ в.: выделяются основные этапы, факторы распространения, даётся источниковый материал. В качестве триггеров развития движения определяются геополитические изменения, произошедшие в ходе Первой мировой войны и русских революций, которые создали условия для распространения движения, но в то же время сформировали разные политико-правовые условия развития движения в БССР и в Западной Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE OF THE EVANGELICAL MOVEMENT IN BELARUS IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURY

The end of the 19th - the beginning of the 20th century is a period of upsurge in the Evangelic movement: the number of supporters is gradually increasing, their activities are becoming more active and becoming institutionalized, at the beginning of the century new Protestant beliefs appear in America. Gradually, the rise of the Evangelic movement more and more covers European countries, and the Belarusian lands participate in the global process of the spread and development of late Protestantism. On the basis of documentary archival sources, the author analyzes the process of the emergence of Baptist, Evangelical Christians, Adventists and others Evangelicals in the context of the religious policy of the Russian Empire, as well as in the conditions of Soviet politics in the BSSR and Polish policy on the territory of Western Belarus. The article notes that the process of the emergence of new Evangelic denominations in the late 19th - early 20th century in the western regions of Belarus takes place later than in the eastern ones. The later development of Baptism and other late Protestant denominations in Western Belarus was primarily associated with the spread of Evangelicals through the Western Ukrainian, Polish and Baltic lands, in contrast to the eastern part of Belarus, which has close ties with Russian lands and experienced a stronger influence of Russian Protestantism at the end of the 19th century. Geopolitical and political changes that took place during the First World War and Russian revolutions, in particular the establishment of the Soviet regime and the conclusion of the Riga Peace Treaty, according to which the territories of Belarus were divided into two parts, became the main trigger and played a decisive role in the development of the Evangelical movement. Firstly, in connection with the division of Belarus into western and eastern parts, the annexation of Western Belarus to Poland, active anti-religious campaigns in Soviet Russia and the creation of the “Iron Curtain” in 1929, the organizational orientation of Western Belarusian communities to the West changed. Secondly, geopolitical transformations and differentiation of the strategy of religious policy in the BSSR and in Western Belarus, the development processes of the movement predetermined the formation of the modern landscape of the evangelical movement - a pronounced religiosity of the western region and the presence of a large number of religious communities and a gradual decrease in these indicators towards the eastern border of Belarus.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЗДНЕПРОТЕСТАНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 7-18. УДК 94(476):2

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(1).7-18

Т. В. Лисовская

ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЗДНЕПРОТЕСТАНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.

Рассматривается процесс зарождения позднепротестантского движения в Беларуси в конце XIX - начале ХХ в.: выделяются основные этапы, факторы распространения, даётся источниковый материал. В качестве триггеров развития движения определяются геополитические изменения, произошедшие в ходе Первой мировой войны и русских революций, которые создали условия для распространения движения, но в то же время сформировали разные политико-правовые условия развития движения в БССР и в Западной Беларуси.

Ключевые слова: протестантизм; евангельское движение; баптизм; штундизм; адвентизм; сектантство; Западная Беларусь; религиозная политика.

Введение

Поздний протестантизм как религиозное движение появился в более поздний период, чем классический (традиционный) протестантизм, и представлен рядом движений: баптизм появился в Европе в конце XVII в., в Российской империи - с середины XIX в.; методизм - в XVIII в., в Российской империи - в конце XIX в.; адвентизм - в середине XIX в.; пятидесятничество - в начале ХХ в. В основе вероучения позднего протестантизма лежит доктрина классического протестантизма с определённой вероучительной и культовой трансформацией: доктрина спасения исключительно по благодати через веру в Иисуса Христа, внимание к духовной практике личного богопознания, безусловный авторитет Священного Писания, крещение по вере, уход от формализированной культовой практики и т. д. Либерализм протестантской доктрины определил наличие некоторых док-тринальных и культовых особенностей позд-непротестантских движений при их онтологическом родстве (баптизм - крещение в сознательном возрасте, пятидесятничество - кре-

щение Духом Святым, адвентизм - ожидание Второго пришествия Иисуса Христа и др.).

В конце ХК - начале ХХ в. происходит подъём в протестантском движении: постепенно увеличивается количество сторонников, их деятельность активизируется и приобретает институционализированный характер, в начале ХХ в. в Америке появляются новые вероучения. Постепенно подъём протестантского движения всё больше охватывает европейские страны, и белорусские земли принимают участие в мировом процессе распространения и развития позднего протестантизма.

Актуальность изучения процесса зарождения позднепротестантских деноминаций в Беларуси в конце ХК - начале ХХ в. определена тем фактом, что на данном этапе произошли изменения в религиозной структуре белорусского общества - позднепроте-стантские движения становятся новым актором в религиозном поле Беларуси и закрепляются как религиозное меньшинство. Кроме того, на фоне геополитических изменений, трансформаций политических систем и, со-

ответственно, конфессиональной политики, произошло постепенное изменение религиозного ландшафта Беларуси, определившее современное конфессиональное районирование Беларуси.

Появление и распространение позд-непротестантских общин на белорусских землях в конце XIX - начале ХХ в. в рамках Российской империи

Появление позднепротестантского движения на белорусских землях относится к концу XIX - началу ХХ в. и, в отсутствие на данный момент белорусской философско-религиозной школы, было связано не с развитием религиозных идей внутри белорусского религиозного поля, а с привнесением новых вероучений извне. На данном этапе центрами развития религиозных учений были Москва и Санкт-Петербург, этнические (немецкие) поселения в южных регионах Российской империи, а также Западная Европа и Северная Америка. В процессе вхождения религиозных учений в философо-рели-гиозное поле белорусского общества особую роль сыграло геополитическое положение белорусских земель, миграционные процессы конца XIX - начала ХХ в., в ходе которых проходило ознакомление населения с новым вероучением, а также субъективный фактор -позиция личного евангелизма верующих, которые проводили активную миссионерскую работу.

Так, появление баптизма на белорусских землях проходило в контексте развития российского и западноевропейского баптизма и, учитывая географическое и политическое положение белорусских территорий (нахождение в составе российского государства до 1918 г.), было тесно связано с деятельностью русских, украинских миссионеров (в частности, И. Рябошапки), а также немецких миссионеров (К. Ондра, казначей общины в Лодзи, несколько лет руководил общиной на Волыни) [1, 8. 104-105]. Считается, что первой общиной баптистов на территории Беларуси была община д. Уть Гомельского уезда, образованная в 70-е гг. XIX в., пресвитерами которой были Н. Копенков, У. Копенков, Д. Ревзенков, М. Кирющенко [2, с. 382]. В 1879-1882 гг. была основана община в д. Усохи Гомельского уезда, которая в 1885 г. насчитывала 95 чел. [3].

Первая община штундистов была выявлена в 1870 г. в Гомельском уезде Могилёв-ской губернии. В 80-е гг. XIX в. штундисты появились в Рогачёвском уезде Могилёвской губернии, а также в ряде мест Витебской губернии [4, с. 199]. Однако после объявления штундизма вне закона в 1894 г. движение штундистов пошло на спад и впоследствии практически слилось с баптизмом.

Согласно Первой Всероссийской переписи 1897 г., в белорусских губерниях на конец XIX в. проживал 151 баптист, в том числе в Витебской губернии - 130, Могилёвской - 14, Минской - 5, Гродненской - 2. В Виленской губернии о принадлежности к баптизму никто не заявил1. Здесь следует отметить, что в официальном дискурсе и в дореволюционной историографии понятия «штундизм», «штундо-баптизм», «баптизм» имели синонимичное, а также обобщающее значение. Кроме того, данные направления именовались также под общим названием «секты», куда впоследствии были отнесены и иные позднепротестантские движения (пятидесятничество, методизм, адвентизм). Соответственно, в Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. в номинацию «баптисты» при подсчёте численности приверженцев позднепротестантских вероучений в белорусских губерниях вошли как баптисты, так и штундисты.

В начале ХХ в. баптизм продолжает постепенно проникать на территории белорусских губерний. В Минской губернии общины баптистов были образованы в Речицком, Слуцком и Пинском уездах. Крупнейшей из них была община хутора Хатки Речицкого уезда, которая насчитывала около 50 се-мейств2. В 1905 г. была основана первая община на Полесье в г. Пружаны, в которую входили несколько десятков человек3. В 1906 г. в Могилёвской губернии проживало до 500 баптистов [2, с. 663]. В отчёте о состоянии Могилёвской епархии за 1908 г. отмечалось, что общины баптистов состояли в тесной связи с украинским баптистским движением, из Киева приезжали проповедники, поступала материальная помощь [5, с. 49].

В северо-западных регионах Беларуси, на территориях Белостока, Гродно, Вильно баптистские общины появились позднее, чем на востоке и на юге Беларуси. В 1902 г. была создана община в Ковно. В сфере миссио-

нерской деятельности ковенской общины находилось всё белорусско-польско-литовское пограничье, и благодаря её деятельности были созданы общины в Белостоке, Вильно, Воложине. А. Миловидов в исследовании истории баптизма дореволюционного периода указывает на немецкое происхождение баптизма в белорусско-литовских губерниях в начале ХХ в. [6, с. 7]. Первые миссионеры и пресвитеры общин в Ковно и Белостоке в начале ХХ в. были немецкого происхождения (O. Lenza, К. Schlosser). Однако дальнейшее развитие баптизма на этих землях было связано с деятельностью латвийских миссионеров.

Активному развитию протестантизма на данном этапе препятствовала антипротестантская («антисектантская») политика России в конце XIX - начале ХХ в.: гонения на приверженцев баптизма, высылка лидеров движения за границу (В. Фетлер, В. Пашков, М. Корф и др.) [7, s. 26]. Согласно царскому указу от 4 июля 1894 г. «штундисты», к которым были отнесены все новые протестантские вероучения, были объявлены вне закона [8, с. 122]. Это привело к преследованию сторонников штундизма и баптизма, нередко - к высылкам в центральные регионы России, и на этом этапе сдержало распространение движения. Так, в Могилёвской губернии 52 штундиста перешли в православие [8, с. 105].

Только с момента издания Наивысшего Указа Николая II «О веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.4 деятельность протестантов была легализирована, появилась возможность вести миссионерскую работу и распространять вероучение по всей территории Российской империи, что содействовало появлению новых общин.

На территории Витебской губернии к 1911 г. баптисты появились уже в Двинском, Люцинском, Дрисненском, Режицком и Витебском уездах. Витебская община баптистов в 1911 г. насчитывала 9 чел., во главе с пресвитером Гуго Шенгердтом , регистрацию община получила в 1914 г. [8, с. 193]. В Двинске действовала отделившаяся от лютеранства община баптистов числом в 20 чел.6 В целом, по сведениям полиции и православного духовенства, в Двинском уезде Витебской губернии проживали 136 баптистов, в Люцинском - 53, в Дрисенском - одна се-

мья, данные по Режицкому и Витебскому уездам точно не указываются [9, с. 15].

В 1913 г. отмечается наличие общины баптистов в Минске, состоящей из 21 чел., преимущественно из крестьян. Полиция отмечала, что минская община поддерживала активные связи с двумя центрами распространения баптизма в Российской империи: украинским (через Андрюхова, который поддерживал связь с общиной с. Ободы Сумского уезда Харьковской области) и петербурж-ским (через колпинскую мещанку Татьяну Петрову, которая приехала в Минск в апреле 1913 г. и поддерживала контакты с петербургскими и колпинскими баптистами)7.

В 1908 г. баптистская община появилась в Гомеле8.

В Гродненской губернии в 1910 г. имелись две общины баптистов: в Белостоке (более 30 чел.) и в местечке Хорощи (около 20 чел.), куда приезжал проповедник из Ков-но. Действовала и незарегистированная община в д. Шкуды [9, с. 19]. Гродненская община евангельских христиан-баптистов (далее - ЕХБ) была создана уже латвийскими миссионерами. В целом, развитие баптизма на северо-западных границах белорусских земель в начале ХХ в. было связано исключительно с деятельностью Вильяма Фетле-ра - миссионера латвийского происхождения, получившего религиозное образование в Америке и Петербурге [1, s. 119]. Впервые В. Фетлер посетил гродненских верующих в 1906 г., впоследствии ходатайствовал перед государственными властями о регистрации общины, но получил отказ [2, с. 384]. По неофициальным данным, к началу 1910 г. незарегистрированные общины баптистов существовали и в других населённых пунктах Гродненской губернии [6, с. 6].

Либерализация религиозного законодательства Российской империи, вызвавшая значительное оживление религиозной жизни, способствовала развитию и постепенной ин-ституционализации русского евангельско-баптистского движения. В 1908 г. произошло официальное выделение из русского баптизма направления евангельских христиан (далее - ЕХ) - в Петербурге была официально зарегистрирована организация ЕХ во главе с И. Прохановым [10, s. 124]. В Беларуси первые последователи этого вероучения ещё

до его организационного оформления были выявлены в 1882 г. в г. Чечерске Гомельского уезда Могилёвской губернии в поместье княгини Е. Чертковой, где проходили религиозные собрания [2, с. 336]. Первая община евангельских христиан на белорусско-украинском пограничье была основана в Ковеле в 1909 г. Распространяемое членами общины в Ковеле учение ЕХ (особенно в 1915-1919 гг.) вскоре охватило Волынь и белорусское Полесье, где основывались белорусские общины ЕХ [10, 8. 128]. В 1912 г. общины «Союза евангельских христиан» появились в Бобруйском уезде Могилёвской губернии, первоначально в деревнях, а затем и в самом г. Бобруйске. Первым пресвитером стал М. Р. Вересов [3].

Следует отметить, что развитие этого направления в России и Украине сыграло значительную роль в распространении вероучения на белорусских землях. В отличие от российских и центральноукраинских общин, формирование движения ЕХ на белорусских землях происходило не в среде баптизма, а самостоятельно, общины ЕХ здесь преимущественно возникли под влиянием российского и украинского движения ЕХ, независимо от движения баптистов. Хотя зафиксированы случаи переименования общин из баптистских в общины ЕХ. Так, в документах за 1914 г. упоминается община ЕХ в Витебске, под руководством Гуго Шенгарда [8, с. 192], которая в иных документах в более ранний период фигурирует как баптистская9.

Генезис адвентизма на белорусских территориях связан с экспансией движения в Европе, в частности с его распространением в Германии, Австрии и, в особенности, в России. В начале XIX в. адвентизм из Швейцарии пришёл в Германию, затем в Россию и Австрию. Первое упоминание об адвентистах в России относится к 1897 г. С 1908 г. адвентистские общины в России были объединены в «Русский юнион» Международной церкви адвентистов седьмого дня, которая действовала и на белорусских землях. В 1910 г. Виленским губернским правлением была зарегистрирована адвентистская община (12 чел.). В 1911 г. власти дали согласие на проведение собраний адвентистов в Минске, где возникла община, к которой, по официальным сведениям, принадлежали 16 чел.10

Точных данных о количестве поздне-протестантских общин до Первой мировой войны на белорусских землях нет, однако в отчётах Полесского воеводского управления, характеризующих «сектантское» движение, указывается, что в целом в 1910 г. в Северо-Западном крае существовало восемь баптистских общин, наиболее крупными из которых были штундо-баптистские общины (в основном на территории Волыни и Пинского повета)11. Также, по подсчётам А. Ми-ловидова в 1910 г. в Северо-Западном крае восемь баптистских общин состояли примерно из 230 членов, имелись два постоянных молитвенных дома, два проповедника без специальных баптистских школ и других просветительских учреждений [6, с. 6].

Таким образом, позднему протестантизму в белорусских губерниях в конце XIX -начале ХХ в. характерны свойственные первому этапу интеграции религиозного движения в конфессиональное поле: медленные темпы распространения вероучения, незначительное число приверженцев, отсутствие институционализации, существование поздне-протестантского движения в виде отдельных, нередко не связанных между собой общин евангельско-баптистского и адвентистского толка. Анализ распространения евангельско-баптистского движения на белорусских территориях в конце XIX - начале ХХ в. позволяет отметить влияние трёх центров позднего протестантизма: украинского (в Могилёв-ской губернии, в минской общине, на Полесье), прибалтийского (в Витебской и Гродненской губерниях), петербургского (в минской общине). Причём процесс появления новых протестантских вероучений в конце ХК - начале ХХ в. в западных районах Беларуси проходит позднее, чем в восточных: в то время как первые штундистские общины в Гомельском повете, в Витебской, Могилёв-ской губерниях возникли уже в 70-80-е гг. XIX в. [11, с. 61], в западных регионах в конце Х!Х - начале ХХ в. только начинается процесс проникновения идей баптизма и штундизма. Более позднее развитие баптизма и других позднепротестантских деноминаций в Западной Беларуси было связано прежде всего с распространением протестантизма через западноукраинские, польские и прибалтийские земли, в отличие от восточ-

ной части Беларуси, имеющей тесные связи с русскими землями и испытывающей в конце ХК в. более сильное влияние русского протестантизма.

Развитие позднепротестантских движений в условиях геополитических изменений и политических трансформаций белорусского общества

Геополитические изменения, произошедшие в ходе Первой мировой войны и русских революций, в особенности установление советского режима и заключение Рижского мирного договора, в соответствии с которым территория Беларуси была разделена на две части, сыграли решающую роль в развитии позднего протестантизма в 2030-е гг. ХХ в. в Беларуси.

Развитие позднепротестантского движения в БССР

Первые послереволюционные годы, а также первые годы советской власти на территории Центральной и Восточной Беларуси характеризуются ростом численности позд-непротестантских общин, чему содействовали процесс реэмиграции населения после окончания Первой мировой войны, а также отсутствие чёткой религиозной политики в отношении религиозных организаций. Так, община в д. Чемерисына на Брагинщине была образована благодаря деятельности Д. Шинкаренко, который вернулся из немецкого плена, где принял новое вероучение. В 1930 г. община насчитывала 60 чел. Главой витебской общины евангельских христиан в 1921 г. стал И. Тарасюк, который вернулся из Германии после войны и обучения на двухлетних курсах12. В д. Трилесино Белынич-ского района верующие К. Палуда и братья Кононовы приняли евангельское вероучение также в немецком плену. Вернувшись на родину, они начали миссионерскую деятельность, и в 1925 г. община насчитывала уже 25 чел.

Общины ЕХБ постепенно появляются и в иных районах БССР: в 1919 г. - была образована община в д. Ельня Краснопольского района, в 1922 г. - в д. Клетки Костюкович-ского района, в 1922-1923 гг. - шесть общин в Мстиславском, Шкловском, Осиповичском и др. районах, в 1924 - в г. Бобруйске [2].

Увеличивалось и количество общин ЕХ: в 1920 г. из общины ЕХБ в Витебске вышли

верующие и основали общину ЕХ под руководством И. Тарасюка13, в Минске в 1924 г. действовали уже две общины ЕХ под руководством пресвитеров В. Чеченева и Б. Чебе-рука [2, с. 385], в 1925 г. начала действовать община в Койдановском районе [8, с. 195].

По официальным данным Секретариата ЦК КП(б)Б, в 1925 г. в БССР действовали 46 общин «сектантов» общей численностью 2 584 чел.14, на начало 1930-х гг. в БССР насчитывалось уже 86 евангельских общин .

Однако по мере становления советского режима правительство в сфере государственно-конфессиональных отношений пошло по пути агрессивной секуляризации, направленной на вытеснение религии из общественного сознания путём принятия ряда ограничительных мер: на протяжении 20-х - начала 30-х гг. XX в. был принят ряд циркуляров ЦИК (Президиума ЦИК) БССР о землепользовании религиозных культов, о регистрации религиозных обществ, о пользовании и страховании молитвенных зданий, о конфискации церковных ценностей и др. [12, с. 78]. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 27 сентября 1926 г. поставило задачу окончательной ликвидации сектантства, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. закрепило ограничение деятельности религиозных организаций в публичной сфере, запрещало любое выражение религиозной агитации и деятельности вне культовых зданий (кроме посещения больных и умирающих по специальному разрешению), религиозным организациям запрещалось проводить детские, женские, молодёжные, молитвенные и другие собрания, создавать группы для обучения религии, закреплялся разрешительный принцип регистрации общин, государственные органы власти получили право интервенции во внутренние дела организаций. В таких правовых реалиях религиозная деятельность общин из публичной сферы перешла в частную (закрытую), культовые здания изымались из частной в государственную собственность, началась активная антирелигиозная пропаганда, а также репрессии в отношении верующих.

В результате часть общин была вынуждена перейти на нелегальное положение, а в 1937 г. официально были ликвидированы все зарегистрированные общины ЕХБ в

БССР [8, с. 195], большинство пресвитеров были репрессированы.

Развитие позднепротестантского движения в Западной Беларуси

Западнобелорусские территории после подписания Рижского мирного договора в 1921 г. отошли к Польше, что определило иные условия развития религиозной сферы, чем на восточной территории Беларуси. Трансформация религиозного законодательства II Речи Посполитой в межвоенный период была направлена на формирование идентификационной модели государственно-конфессиональных отношений, закрепляющей равенство всех вероисповеданий при главенствующем положении римско-католической конфессии, что легализовало деятельность религиозных меньшинств. Кроме того, на территории Западной Беларуси был оставлен в силе [13, с. 70] Высочайший Указ Николая II «О веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. (в отношении протестантских деноминаций - Указ «О сектах, отпавших от православия» от 17 ноября 1906 г.)16. Сохранение в силе российского религиозного законодательства позволило белорусским протестантским общинам и организациям иметь достаточно широкие права и полномочия для осуществления как частной, так и публичной деятельности [14, 8. 289-316]. В результате в Западной Беларуси в 20-30-е гг. ХХ в. продолжился процесс развития движения, появляются и иные вероучения в структуре позднего протестантизма: пятидесятничество, методизм, Церковь Христова и др.

Пятидесятничество пришло на запад Беларуси, Украины и на восточные земли Польши намного позднее, нежели баптизм, -только в начале 20-х гг. ХХ в., что было связано прежде всего с поздним появлением вероучения. На белорусские земли пятидесят-ничество пришло двумя путями - с севера, через Финляндию и Петербург, и с юга - через Одессу на западноукраинские земли. Более раннее северное течение пятидесятниче-ства было представлено «Евангельскими Христианами в Духе апостольском» (далее -ЕХДА) («смородинцы»), которые в 20-х гг. XX в. обосновались в Польше и на Волыни [15]. Первая община ЕХДА во главе с Игнатом Казачим на белорусских землях была основана в д. Страдечи Брестского повета

[16, s. 34-35]. К середине 20-х гг. XX в. община в Страдечах стала головной общиной ЕХДА на западнобелорусских и украинских землях.

Связанное с Одессой южное направление в пятидесятничестве - «Христиане веры Евангельской» (далее - ХВЕ) - появилось в Западной Беларуси в начале 20-х гг. XX в. Центром движения ХВЕ на белорусских, украинских, литовских и восточнопольских землях стал г. Кременец Волынского воеводства [16, s. 34-35], откуда ХВЕ в начале 20-х гг. ХХ в. распространялось на территории Брестского и Пинского поветов, а затем и на другие белорусские территории.

Распространение методизма на белорусских землях началось только в 1920 г. и было связано с деятельностью Миссии методистов (Methodist Mission of Amerika Committee for Poland) - представительства Южно-Американского костёла методистов, созданного в 1920 г. для оказания помощи жертвам Первой мировой войны . Миссия начала свою деятельность с чисто гуманитарной, постепенно переходя к пропаганде вероучения методизма. Однако в 20-30-х гг. ХХ в. методизм не получил широкого развития на восточных землях II Речи Посполитой, обосновался в основном на территории белорусско-литовского пограничья (Вильно, Гродно, Ра-дашковичи) в связи с тесными связями с белорусским национальным движением, представители которого находились преимущественно на данных территориях.

В 20-е гг. ХХ в. в Западной Беларуси появилась одна из крупных протестантских деноминаций евангельско-баптистского направления - Церковь Христова. В отличие от остальных протестантских движений, Церковь Христова появилась в Беларуси независимо от развития данного движения в соседних странах. Её развитие было связано с деятельностью миссионера-реэмигранта К. Яро-шевича, который в 1923 г. приехал из США в качестве представителя Международной христианской миссии18. Первая община Церкви Христовой была основана в д. Старая Весь Белостоцкого воеводства [17, s. 25-28]. С 1924 г. центром движения стал г. Кобрин, где К. Ярошевич объединился с протестантской группой Т. Якимука. В 1925 г. К. Яро-шевич объединился с Я. Буковичем, выпуск-

ником библейского колледжа в Америке, и основал религиозный союз под названием «Миссия евангельских христиан в Польше», который вскоре был переименован в «Объединение церквей христовых евангелистского вероисповедания в Польше» . Благодаря активной миссионерской деятельности движение распространилось на Виленское, Ново-грудское, Полесское, а также Волынское, Люблинское и Львовское воеводства.

Следует отметить, что в процессе распространения позднего протестантизма особую роль сыграли протестанты-реэмигранты, которые в эмиграции приняли протестантское вероучение и по возвращении начали активно действовать на местном уровне: они взялись за распространение вероучения среди местного населения, создавали поместные общины, становились их руководителями (пресвитерами), участвовали в создании организационной структуры (К. Ярошевич, Е. Сацевич, П. Крашенин и др.). По списку пресвитеров общин евангельских христиан и баптистов, составленному Полесским воеводским управлением, из 42 пресвитеров 17 (38 %) являлись реэмигрантами из США и России, Германии, вернувшимися из эмиграции в 1921-1923 гг.20

На протяжении 20-х гг. XX в. происходит быстрый рост числа адептов новых протестантских вероучений. В 1923 г. численность членов общин составила 1 453 чел., в 1924 г. - 2 328, в 1925 г. - 3 074, в 1926 г. -4 187 чел. Количество членов общин с 1922 по 1927 г. увеличилось в 6 раз. Темпы роста числа сторонников составляли 74 % в 1923 г., 60 % - в 1924 г., 32 % - в 1925 г., 36 % -в 1926 г. В последующие годы темпы роста снижаются: в 1927 г. количество членов общин выросло на 21 %, за два года (с 1927 по 1929 г.) прирост количества протестантов, по разным данным, составил 47-52 %. На 1929 г. число приверженцев позднего протестантизма (по разным данным) составило от 7 433 до 7 807 чел. [18, с. 81]

Принимая во внимание внешний фактор проникновения позднего протестантизма на белорусские территории, большую роль процессов миграции и реэмиграции в ознакомлении населения с новым вероучением, необходимо отметить и внутренние факторы закрепления нового вероучения в религиоз-

ном поле Западной Беларуси. Прежде всего следует отметить, что особенности этносоциального и религиозного состава населения Западной Беларуси стали одним из условий закрепления позднепротестантского движения. Так, по своему национальному составу позднепротестантские общины состояли в основном из белорусского населения: при изучении данных о национальном составе членов позднепротестантских общин ХВЕ, ЕХБ, методистов, адвентистов в отдельных поветах Полесского, Виленского, Новогруд-ского воеводств за 1923-1931 гг. численностью 2 272 чел. выявлено, что 95,2 % членов общин составляли белорусы, 4,8 % - поляки. В своей религиозной деятельности белорусские общины использовали преимущественно белорусский (или «тутейшы») язык (80 %), часть общин проводили богослужения на русском языке (36 %), у части общин польский язык использовался исключительно или вместе с белорусским и русским языками (44 %) [19, с. 48]. Таким образом, социальной базой для развития позднепротестантских движений стало коренное (по антропогене-тическому признаку) белорусское (по этническому признаку) православное (по религиозному признаку) население.

К середине 20-х гг. XX в. заканчивается процесс появления на западнобелорусских землях поздних протестантских вероучений, складывается структура белорусского протестантизма: традиционные протестантские деноминации - лютеранство и кальвинизм; вероучения евангельско-баптистского толка -ЕХБ, ЕХ, Церковь Христова; пятидесятниче-ство - ХВЕ, ЕХДА; адвентизм в форме адвентизма седьмого дня; методизм. Дальнейшее развитие протестантизма в Западной Беларуси в 20-30-х гг. ХХ в. характеризуется внутренними структурными изменениями, быстрым ростом количества адептов, активизацией и расширением сферы деятельности, институционализацией белорусского протестантизма.

Заключение

Как мы видим, зарождение позднего протестантизма на белорусских землях происходит в конце ХК - начале ХХ в. и характеризуется внешней интеграцией религиозных идей. Данный период (до 1939 г.) можно условно разделить на два этапа в развитии

новых протестантских деноминаций на территории Беларуси. На первом этапе (с конца ХК в. - до конца Первой мировой войны) происходит постепенное проникновение новых протестантских вероучений через соседние страны, начинают распространяться в основном вероучения евангельско-баптист-ского толка, адвентизм, организуются первые немногочисленные разрозненные общины. Либерализация русского религиозного законодательства в 1905 г. вызвала активизацию деятельности общин, однако наиболее активным периодом в развитии протестантских деноминаций являются 1921-1939 гг., когда наблюдается активный рост приверженцев, формирование и закрепление структуры позднепротестантского движения и постепенная его институционализация.

Следует отметить, что появление и распространение новых протестантских вероучений в Беларуси проходило в контексте европейского и мирового развития и было обусловлено подъёмом в мировом протестантском движении, миграциями населения начала ХХ в., в ходе которых проходило активное ознакомление населения с новым вероучением, активным внешним и внутренним миссионерством. При этом то, что в процессе распространения активную роль сыграли местные миссионеры (миссионеры-реэмигранты, местные жители) в определённой степени нивелировало факт внешней интеграции и содействовало восприятию новых религиозных идей.

Особую роль в процессе закрепления в белорусском религиозном поле с традиционной дихотомией «православие - католицизм» нового религиозного актора - поздне-протестантских движений - сыграл субъективный фактор. Политические и военные катаклизмы начала ХХ в. на белорусских землях и их последствия: Первая мировая война и оккупационное положение, польско-советская война 1919-1921 гг., революционные трансформации, раздел Беларуси на западную и восточную части в 1921 г., беженство, экономический спад и активные трудовые миграции населения и т. д. - при одновременном ослаблении влияния доминирующей в обществе православной церкви создали почву для распространения новых религиозных идей и подвигли местное население

к поиску нового духовного наставничества. В свою очередь, баптизм, пятидесятничество, адвентизм и другие поздние протестантские движения привлекали население понятным вероучением, простым культом, отличными от догматики и формализированного культа православной церкви, демократичной структурой общины, субъективизацией верующего возможностью самореализации внутри общины.

Кроме того, фактор гомогенности позд-непротестантского сообщества и его релевантность этно-социальным характеристикам большинству населения Западной Беларуси, а также отсутствие жёсткой идентификации позднего протестантизма с определённым национальным меньшинством в условиях традиционной этно-конфессиональной дихотомии Беларуси (православный - русский, католик - поляк) стали основой интеграции нового религиозного движения непосредственно в социокультурную среду Западной Беларуси и закреплению его в доминирующем сообществе. Это создало предпосылки широкого распространения вероучения и восприятия его в том числе среди наиболее консервативной части общества - среди сельского населения - и явилось значимым фактором укоренения движения на западно-белорусских территориях.

Таким образом, в конце ХК - начале ХХ в. в условиях геополитических и политических трансформаций, в том числе в ходе Первой мировой войны и русских революций, в условиях установления советского режима и при разделении территории Беларуси на две части, произошло проникновение и закрепление позднепротестантского движения как религиозного меньшинства в Беларуси. При этом дифференциация стратегии религиозной политики в БССР и в Западной Беларуси, процессы развития движения предопределили формирование современного ландшафта евангельского движения. В общей структуре конфессионального поля Беларуси превалирующим трендом пространственной дифференциации до 1990-х гг. являлся западно-восточный вектор регионализации [20, с. 18], характеризующийся ярко выраженной религиозностью западного региона, наличием большого числа религиозных общин и постепенным снижением данных показателей к восточной

границе Беларуси. Это обусловлено тем фактом, что на территории БССР религиозные процессы были приостановлены, в то время как в Западной Беларуси продолжалась активная религиозная жизнь и формирование религиозной структуры с учётом новых религиозных акторов - позднепротестантских движений. Как следствие, до начала Второй мировой войны в Западной Беларуси был создан «территориальный опорный каркас» основных конфессий, который сохранился до конца ХХ в., несмотря на атеистическую направленность государственной политики в сфере религий и межконфессиональных отношений [21] в послевоенное время. В то же время активный процесс секуляризации в Восточной Беларуси как составляющей государственной идеологической доктрины в СССР в значительной степени определил региональные особенности религиозности населения и степень развития конфессиональной инфраструктуры в начале XXI в.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. / под ред. Н. А. Трой-ницкого. - СПб., 1905. - Т. 1 : Общий свод по

Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 г.

2 Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 295. Оп. 1. Д. 8462. Л. 65.

3 Государственный архив Брестской области (ГАБО). Ф. 1. Оп. 2. Д. 1065. Л. 13; см. также: [2, с. 382].

4 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 192. Л. 110-115.

5 НИАБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 4820. Л. 17, 1919 об., 20.

6 Там же. Л. 15.

7 НИАБ. Ф. 295. Оп. 1. Д. 8462. Л. 61-65.

8 НИАБ. Ф. 2301. Оп. 2. Д. 139. Л. 383.

9 НИАБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 4820. Л. 19-19 об.

10 НИАБ. Ф. 295. Оп. 1. Д. 8462. Л. 15, 64.

11 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1065. Л. 13

12 ГАБО. Ф. 952. Оп. 4. Д. 47. Л. 101, 106, 108.

13 Там же. Л. 101.

14 Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 4. Оп. 10. Д. 45. Л. 5.

15 НАРБ. Ф. 4. Оп. 21. Д. 1900. Л. 15.

16 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 192. Л. 110-115.

17 Archiwum Akt Nowych w Warszawie. Ministerstwo Wyznan Religijnych i Oswiecenia Publicznego. Sygn. 1396. S. 205.

18 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2353. Л. 70.

19 ГАБО. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2313. Л. 28.

20 ГАБО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2345.

ЛИТЕРАТУРА

1. BednarczykK. Historja zborów baptystów w Polsce do 1939 r. - Warszawa : Slowo prawdy, 1997. - 368 s.

2. История евангельских христиан-баптистов в СССР. - М. : Изд-во ВСЕХБ, 1989. - 623 с.

3. Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (18671917). - СПб. : Христ. о-во «Библия для всех», 1999. - 288 с.

4. Линкевич В. Н. Новые течения протестантизма в Белоруссии во II пол. XIX - нач. XX вв. // Новая экономика. - 2016. - № 1 (67). - С. 198-205.

5. Верещагина А. П. Зарождение и развитие протестантских сект на территории Белоруссии во второй половине Х1Х - начале ХХ в. // Наш радавод. - Гродна, 1993. - Кн. 4. - С. 661-663.

6. Миловидов А. И. Современное штундобаптистское движение в Северо-Западном крае. - Вильна : Русский почин, 1910. - 33 с.

7. Tomaszewski H. R. Wyznania typu ewangeliczno - baptystycznego, wchodz^ce w sklad Zjednoczonego Kosciola Ewangelicznego w latach 1945-1956. - Warszawa : ZIS, 1991. - 216 s.

8. Канфесй на Беларуа (п. XVIII - XX ст.) / навук. рэд. У. I. Навщкг - Мшск : Экаперспектыва, 1998. -325 с.

9. Кривицкий М. А. Положение баптизма на территории Беларуси в 1905-1914 гг. // Молодёжь в науке -2011 : прил. к журн. «Весщ Нацыянальнай акадэмп навук Беларуа» : материалы Междунар. науч. конф. молодых учёных (Минск, 25-29 апр. 2011 г.) : в 5 ч. / редкол.: А. А. Коваленя (гл. ред.),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. В. Гниломедов и др. - Минск : Беларуская навука, 2012. - Ч. 2 : Серия гуманитарных наук. - С. 14-19.

10. Modnicka M. Kosciól Ewangelicznych Chrzescijan w Polsce jako kosciól wyboru. - Kraków : Nomos, 2000. - 343 s.

11. Грыгор'ева В. Пратэстанцкая царква у Беларуа у канцы XVIII - пачатку XX стст. // Беларуси пстарычны часотс. - 2001. - № 2. - С. 57-61.

12. Довгяло Н. В. Законодательные основы политики БССР в области религии в 1924-1939 годах // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1. -

C. 77-81.

13. Лисовская Т. В. Процесс появления новых протестантских деноминаций на западнобелорусских землях в конце Х1Х - в 20 гг. ХХ в. // Весшк Брэсцкага ушверсиэта. Серыя гумаштарных i грамадских навук. - 2007. - № 2. - С. 65-74.

14. Krasowski K. Zwi^zki wyznaniowe w II Rzeczypospolitej : studium historyczno prawne. - Warszawa ; Poznan : PWN, 1988. - 354 s.

15. Дьяченко О. Пятидесятники в Беларуси // Гуманiтарно-эканамiчны весшк. - 1992. - № 3. - С. 18-24.

16. PasekZ. Zwi^zek stanowczych chrzescijan. Studium historii idei religijnych. - Krakow : Colonel, 1993. -123 s.

17. Koiodziej W. Kosciol Chrystusowy w Polsce. - Warszawa : Naklad Zjednoczenia Kosciolow Chrystusowych w Polsce, 1948. - 32 s.

18. Лисовская Т. В. Деятельность протестантских общин и организаций в Западной Беларуси в 19211939 гг. // Весшк Гродзенскага ушверсиэта iмя Я. Купалы. Серыя 1 "Псторыя. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялопя". - 2008. - № 2. - С. 77-82.

19. Лкоуская Т. В. Пратэстантызм у кантэксце этнаканфесшных працэсау у Заходняй Беларусi // Евангельская Царква Беларусi: псторыя i сучаснасць : зборшк матэрыялау II М!жнароднай навукова-практычнай канферэнцыi. - Мшск, 2016. - Вып. 2. - С. 43-62.

20. Озем Г. З. Территориальная структура религиозной сферы и конфессиональное районирование Беларуси : дис. ... канд. геогр. наук. - Минск, 2010. - 156 с.

21. Озем Г. З. Социально-географические факторы развития конфессиональной структуры Беларуси // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 2. Химия. Биология. География. -2009. - № 3. - С. 90-96.

Сведения об авторе

Лисовская Татьяна Витальевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени, докторант Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь)

Адрес для корреспонденции; 220030, Беларусь, Минск, пр. Независимости, 4 E-mail; Lisovski_rb@tut.by SPIN-код РИНЦ: 9603-7386 ORCID: 0000-0002-5562-8466

Информация о статье

Дата поступления 3 декабря 2021 г.

Дата принятия в печать 28 января 2022 г.

Для цитирования

Лисовская Т. В. Зарождение позднепротестант-ского движения в Беларуси в конце XIX - начале ХХ в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 7-18. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).7-18.

T.V. Lisovskaya

THE EMERGENCE OF THE EVANGELICAL MOVEMENT IN BELARUS IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURY

The end of the 19th - the beginning of the 20th century is a period of upsurge in the Evangelic movement: the number of supporters is gradually increasing, their activities are becoming more active and becoming institutionalized, at the beginning of the century new Protestant beliefs appear in America. Gradually, the rise of the Evangelic movement more and more covers European countries, and the Belarusian lands participate in the global process of the spread and development of late Protestantism. On the basis of documentary archival sources, the author analyzes the process of the emergence of Baptist, Evangelical Christians, Adventists and others Evangelicals in the context of the religious policy of the Russian Empire, as well as in the conditions of Soviet politics in the BSSR and Polish policy on the territory of Western Belarus.

The article notes that the process of the emergence of new Evangelic denominations in the late 19th - early 20th century in the western regions of Belarus takes place later than in the eastern ones. The later development of Baptism and other late Protestant denominations in Western Belarus was primarily associated with the spread of Evangelicals through the Western Ukrainian, Polish and Baltic lands, in contrast to the eastern part of Belarus, which has close ties with Russian lands and experienced a stronger influence of Russian Protestantism at the end of the 19th century.

Geopolitical and political changes that took place during the First World War and Russian revolutions, in particular the establishment of the Soviet regime and the conclusion of the Riga Peace Treaty, according to which the territories of Belarus were divided into two parts, became the main trigger and played a decisive role in the development of the Evangelical movement. Firstly, in connection with the division of Belarus into western and eastern parts, the annexation of Western Belarus to Poland, active anti-religious campaigns in Soviet Russia and the creation of the "Iron Curtain" in 1929, the organizational orientation of Western Belarusian communities to the West changed. Secondly, geopolitical transformations and differentiation of the strategy of religious policy in the BSSR and in Western Belarus, the development processes of the movement predetermined the formation of the modern landscape of the evangelical movement - a pronounced religiosity of the western region and the presence of a large number of religious communities and a gradual decrease in these indicators towards the eastern border of Belarus.

Keywords: Protestantism; Evangelical movement; Baptism; Stundism; Adventism; sects; Western Belarus; religious politics.

REFERENCES

1. Bednarczyk K. Historja zborów baptystów w Polsce do 1939 r. [History of Baptist congregations in Poland until 1939], Warsaw, Slowo prawdy Publ., 1997, 368 p. (in Polish).

2. Istoriya evangel'skikh khristian-baptistov v SSSR [History of Evangelical Christians-Baptists in the USSR], Moscow, VSEKhB Publ., 1989, 623 p. (in Russian).

3. Savinskii S.N. Istoriya evangel'skikh khristian-baptistov Ukrainy, Rossii, Belorussii (1867-1917) [History of Evangelical Christians-Baptists of Ukraine, Russia, Belarus (1867-1917)], St. Petersburg, Bibliya dlya vsekh Publ., 1999, 288 p. (in Russian).

4. Linkevich V.N. Novye techeniya protestantizma v Belorussii vo II pol. XIX - nach. XX vv. [New movements of Protestantism in Belarus in the second half 19th - early 20th centuries]. Novaya ekonomika [New economy], 2016, no. 1 (67), pp. 198-205. (in Russian).

5. Vereshchagina A.P. Zarozhdenie i razvitie protestantskih sekt na territorii Belorussii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v. [The origin and development of Protestant sects on the territory of Belarus in the second half of the 19th - early 20th century]. Nash radavod [Our radavod], vol. 4, Grodna, 1993, pp. 661663. (in Russian).

6. Milovidov A.I. Sovremennoe shtundobaptistskoe dvizhenie v Severo-Zapadnom krae [Modern Stundobaptist movement in the Northwest Territory], Vilno, Russkii pochin Publ., 1910, 33 p. (in Russian).

7. Tomaszewski H.R. Wyznania typu ewangeliczno-baptystycznego, wchodzqce w skiad Zjednoczonego Kosciola Ewangelicznego w latach 1945-1956 [Evangelical-Baptist denominations included in the United Evangelical Church in the years 1945-1956], Warsaw, ZIS Publ., 1991, 216 p. (in Polish).

8. Navitski U.I. (ed.). Kanfesii na Belarusi (p. XVIII - XX st.) [Confessions in Belarus (items XVIII -XXcenturies)], Minsk, Ekaperspektyva Publ., 1998, 325 p. (in Belarusian).

9. Krivitskii M.A. Polozhenie baptizma na territorii Belarusi v 1905-1914 gg. [The Situation of Baptism in Belarus in 1905-1914]. Kovalenya A.A., Gnilomedov V.V. et al. (eds.). Molodezh' v nauke - 2011 [Youth in Science - 2011], appendix to the journal "Vesti National Academy of Sciences of Belarus", Proceedings of the International scientific conference of young scientists (Minsk, April 25-29, 2011), in 5 volumes, Minsk, Belaruskaya navuka Publ., 2012, Vol. 2: Seriya gumanitarnykh nauk [Series of the Humanities], pp. 14-19. (in Russian).

10. Modnicka M. Kosciól Ewangelicznych Chrzescijan w Polsce jako kosciól wyboru [The Church of Evangelical Christians in Poland as a church of choice], Krakow, Nomos Publ., 2000, 343 p. (in Polish).

11. Grygor'eva V. Pratestantskaya tsarkva u Belarusi u kantsy XVIII - pachatku XX stst. [The Protestant Church in Belarus in the late 18th - early 20th centuries]. Belaruski gistarychny chasopis [Belarusian Historical Journal], 2001, no. 2, pp. 57-61. (in Belarusian).

12. Dovgyalo N.V. Zakonodatel'nye osnovy politiki BSSR v oblasti religii v 1924-1939 godakh [Legislative foundations of the policy of the BSSR in the field of religion in 1924-1939]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya A. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Polotsk State University. Series A. Humanities], 2012, no. 1, pp. 77-81. (in Russian).

13. Lisovskaya T.V. Protsess poyavleniya novykh protestantskikh denominatsii na zapadnobelorusskikh zemlyakh v kontse XIX - 20-h gg. XX v. [The process of the emergence of new Protestant denominations in the Western Belarusian lands at the end of the 19th - in the 20s of the 20th century]. Vesnik Brestskaga universiteta. Seriya gumanitarnykh i gramadskikh navuk [Bulletin of Brest University. Series of Humanities and Social Sciences], 2007, no. 2, pp. 65-74. (in Russian).

14. Krasowski K. Zwiqzki wyznaniowe w II Rzeczypospolitej: studium historyczno prawne [Religious associations in the Second Polish Republic: a historical and legal study], Warsaw, Poznan, PWN Publ., 1988, 354 p. (in Polish).

15. D'yachenko O. Pyatidesyatniki v Belarusi [Pentecostals in Belarus]. Gumanitarno-ekanamichny vesnik [Humanitarian and economical bulletin], 1992, no. 3, pp. 18-24. (in Russian).

16. Pasek Z. Zwiqzek stanowczych chrzescijan. Studium historii idei religijnych [A union of Christians. A study of the history of religious ideas], Krakow, Colonel Publ., 1993, 123 p. (in Polish).

17. Kolodziej W. Kosciol Chrystusowy w Polsce [The Church of Christ in Poland], Warsawa, Union of the Churches of Christ Publ., 1948, 32 p. (in Polish).

18. Lisovskaya T.V. Deyatel'nost' protestantskikh obshchin i organizatsii v Zapadnoi Belarusi v 1921-1939 gg. [Activity of Protestant communities and organizations in Western Belarus in 1921-1939]. Vesnik Grodzenskaga universiteta imya Ya. Kupaly. Seryya 1 "Gistoryya. Filasofiya. Palitalogiya. Satsyyalogiya" [Bulletin of the Kupala University of Grodno. Series 1 "History. Philosophy. Political Science. Sociology"], 2008, no. 2, pp. 77-82. (in Russian).

19. Lisoyskaja T.V. Pratestantyzm u kantekstse etnakanfesiinykh pratsesay u Zakhodnyai Belarusi [Protestantism in the context of ethno-confessional processes in Western Belarus]. Evangel'skaya Tsarkva Belarusi: gistoryya i suchasnasts' [Evangelical Church of Belarus: history and present], proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference, Minsk, 2016, iss. 2, pp. 43-62. (in Belarusian).

20. Ozem G.Z. Territorial'naya struktura religioznoi sfery i konfessional'noe raionirovanie Belarusi [Territorial structure of the religious sphere and confessional zoning of Belarus], PhD Thesis, Minsk, 2010, 156 p. (in Russian).

21. Ozem G.Z. Sotsial'no-geograficheskie faktory razvitiya konfessional'noi struktury Belarusi [Socio-geographical factors in the development of the confessional structure of Belarus]. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Khimiya. Biologiya. Geografiya [Bulletin of the Belarusian State University. Series 2. Chemistry. Biology. Geography], 2009, no. 3, pp. 90-96. (in Russian).

About the author

Tatsiana V. Lisovskaya - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Modern and Contemporary History of Belarus, Doctoral Student of the Belarusian State University (Minsk, Belarus) Postal address: 4, Nezavisimosti pr., Minsk, 220030, Belarus

E-mail: Lisovski_rb@tut.by RCSI SPIN-code: 9603-7386 ORCID: 0000-0002-5562-8466

Article info

Received

December 3, 2021

Accepted January 28, 2022

For citations

Lisovskaya T.V. The Emergence of the Evangelical Movement in Belarus in the Late 19th - Early 20th Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 7-18. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(l). 7-18 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.