Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное воспитание / педагогика / исторический этап / личность / воспитательный процесс / corruption / anti-corruption education / pedagogy / historical stage / personality / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

В статье представлены результаты историко-педагогической реконструкции процесса зарождения антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в аспекте условного выделения этапов его развития. Анализ нормативных правовых актов и научных трудов отечественных ученых позволил автору сделать вывод о том, что, хотя антикоррупционное воспитание сотрудников правоохранительной системы выделилось как самостоятельное направление профессиональной подготовки только в конце XX века, транслирование антикоррупционных идей и их частичная реализация в отношении работников тюрем относится к более раннему периоду и является отражением демократического развития российского государства. В рамках определенного исторического отрезка автором выделен ключевой компонент профессионального воспитания тюремных служащих, включающий комплекс антикоррупционных личностных качеств эталонного ряда. Материал статьи может быть использован при конструировании и проведении антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Оксана Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the historical and pedagogical reconstruction of the process of the origin of anticorruption education of employees of the penal system in the aspect of identifying conditional stages of its development. The analysis of normative legal acts and scientific works of domestic scientists allows the author to conclude that, although anti-corruption education of law enforcement officers stood out as an independent direction of professional training only at the end of the twentieth century, the broadcasting of anti-corruption ideas and their partial implementation in relation to prison workers belongs to an earlier period and is a reflection of the democratic development of the Russian state. Within a certain historical period, the author has identified a key component of the professional education of prison officers, including a set of anti-corruption personal qualities of the reference series. The material of the article can be used in the design and implementation of anticorruption.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Литература:

1. Арендачук, И.В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2020. -Т.9. - №. 2 (34). - С. 148-161

2. Инертбаева, Г.С. Студенческое самоуправление как форма общественной деятельности студентов / Г.С. Инертбаева // Педагогическая наука и практика. - 2020. - №. 4 (30). - С. 65-68

3. Новоуренгойский многопрофильный колледж: сайт. -2023. - URL: https://nurmk.ru/7ysclid4qeidbzgpg99635226 (дата обращения: 20.12.2023)

4. Насонова, М.С. Особенность характера как предпосылка социальной активности студентов / М.С. Насонова // Исследование путей развития научно-технического потенциала. - 2020. - №12. - С. 220-223

5. Секретова, Л.В. Клубы и клубные технологии для социально-культурного досуга студенческой молодежи / Л.В. Секретова // Человек и общество в нестабильном мире. - 2021. - С.211-215

6. Сидорова, Л.В. Идеи К.Д. Ушинского и современное патриотическое воспитание студентов / Л.В. Сидорова // Наследие великого русского педагога КД Ушинского. - 2023. - №4. - С. 66-71

7. Филатова, О.Н. Формирование гражданской активности обучающихся ценностными ориентациями во внеаудиторном пространстве профессиональной образовательной организации / О.Н. Филатова, Н.В. Фролова, Е.Л. Ермолаева//Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№. 70-2. - С. 272-275

8. Черепанова, Е.С. Философско-антропологические основания немецкой педагогики мира: трансформация основных понятий и подходов/Е.С. Черепанова// Дискурс-Пи. -2023. - Т. 20. -№. 3. - С. 121-137

9. Шамионов, P.M. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи / P.M. Шамионов, Е.Е. Бочарова, Е.В. Невский // Российский психологический журнал. - 2021. - Т. 18. - №. 4. -С. 91-105

10. Шепелева, Т.Е. Воспитание гражданственности: теоретический аспект и опыт социальной, общественно направленной деятельности обучающихся колледжа / Т.Е. Шепелева // Среднее профессиональное образование. - 2021. -№. 2. - С. 9-14

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Панова Оксана Брониславовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ЗАРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье представлены результаты историко-педагогической реконструкции процесса зарождения антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в аспекте условного выделения этапов его развития. Анализ нормативных правовых актов и научных трудов отечественных ученых позволил автору сделать вывод о том, что, хотя антикоррупционное воспитание сотрудников правоохранительной системы выделилось как самостоятельное направление профессиональной подготовки только в конце XX века, транслирование антикоррупционных идей и их частичная реализация в отношении работников тюрем относится к более раннему периоду и является отражением демократического развития российского государства. В рамках определенного исторического отрезка автором выделен ключевой компонент профессионального воспитания тюремных служащих, включающий комплекс антикоррупционных личностных качеств эталонного ряда. Материал статьи может быть использован при конструировании и проведении антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное воспитание, педагогика, исторический этап, личность, воспитательный процесс.

Annotation. The article presents the results of the historical and pedagogical reconstruction of the process of the origin of anticorruption education of employees of the penal system in the aspect of identifying conditional stages of its development. The analysis of normative legal acts and scientific works of domestic scientists allows the author to conclude that, although anti-corruption education of law enforcement officers stood out as an independent direction of professional training only at the end of the twentieth century, the broadcasting of anti-corruption ideas and their partial implementation in relation to prison workers belongs to an earlier period and is a reflection of the democratic development of the Russian state. Within a certain historical period, the author has identified a key component of the professional education of prison officers, including a set of anti-corruption personal qualities of the reference series. The material of the article can be used in the design and implementation of anticorruption.

Key words: corruption, anti-corruption education, pedagogy, historical stage, personality, educational process.

Введение. Антикоррупционное воспитание, направленное на формирование у человека моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, которые должны соответствовать стандартам антикоррупционного поведения, является одним из приоритетных направлений профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) [10, С. 38]. Особое внимание к данному направлению педагогической деятельности объясняется, в первую очередь, тем, что служебная деятельность сотрудников УИС опосредована наличием определенных коррупционных рисков, провоцирующих людей с неустойчивой морально-правовой установкой на злоупотребления в служебной сфере. Для разработки современных моделей антикоррупционного воспитания сотрудников УИС методологическое значение приобретает изучение его генезиса с учетом исторической преемственности соответствующих теоретических образов. Актуальность такого исследования связана с необходимостью сопоставить предлагаемые идеи, сфокусированные, в первую очередь, на вопросе формирования определенных качеств антикоррупционной личности, с существующим педагогическим знанием и сложившейся практикой.

Логико-исторический анализ педагогической литературы позволяет констатировать, что до конца XX века специальных исследований по вопросу антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы не проводилось, так как и сама проблема антикоррупционного воспитания в педагогике стала складываться лишь во второй половине XX в., а отдельные ее аспекты являлись лишь составной частью трудов по воспитанию в целом. Изучение теоретических источников и опыта антикоррупционного воспитания в России позволило выявить культурно-исторические

предпосылки исследования вопросов антикоррупционного воспитания, связанные с изменениями в социально-политической и социально-культурной сферах российского общества.

Обнаружение определенных особенностей, присущих развитию антикоррупционной культуры в России в разные периоды, позволяет нам условно выделить в истории зарождения идей антикоррупционного воспитания сотрудников УИС три условных этапа, охватывающих дореволюционный период развития России и советский период, завершение которого совпало по времени с оформлением антикоррупционного воспитания в самостоятельное направление воспитательной работы с сотрудниками УИС.

Изложение основного материала статьи. Первый этап зарождения идей антикоррупционного воспитания сотрудников УИС (60-е г.г. XIX в. - 1917 г.). Ключевой особенностью данного этапа является переосмысление отношения к коррупции в сознании российского общества в условиях широкого реформаторского движения. В рассматриваемый период в сознании большей части населения мы не обнаруживаем специальной категоризации и детализации понятия «антикоррупционное поведение»; вместо него применялись универсальные оценочные, предписывающие и запрещающие критерии поведения человека в форме понятий «нравственно-безнравственно», «правильно» - «неправильно» и т.п. Данное утверждение относилось и к служащим уголовно-исполнительной системы, в шкалу критериев личностных качеств которых были включены характеристики, отражающие их отношение к коррупции.

Одним из первых, кто выдвинул и научно обосновал идею антикоррупционного воспитания сотрудников УИС, был выдающийся российский ученый-правовед И.Я. Фойницкий. В своем трактате «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением», он впервые сформулировал идею о недопустимости злоупотреблений в тюрьмах по отношению к арестантам, обосновывая это тем, что наказание осуществляется государством и во имя государственных интересов; наказание отражает правовые отношения между государством и наказываемым, а не между наказываемым и служащим тюрьмы 14, С. 26]. Продвигая идею о необходимости специального воспитания служащих тюрем, он поставил вопрос о создании в России системы профессиональной подготовки кадров для отечественных исправительных учреждений. Первое отечественное учебное заведение для профессиональной подготовки пенитенциарного персонала - Московская школа тюремных надзирательниц - было создано в 1898 году. В его Устав, утвержденный Министром юстиции были включены нормы, касающиеся проведения отбора кандидатов на учебу с учетом наличия у них таких личностных качеств, как дисциплинированность, нравственность, ответственность. Программой обучения также были определены требования, включающие «нравственное развитие учениц» [3, С. 10].

На рубеже XIX - XX вв. начала формироваться теоретическая база для профессиональной подготовки тюремных служащих, значительный вклад в создание которой внесли, наряду с И.Я. Фойницким, Н.Ф. Лучинский, C.B. Познышев и др. Н.Ф. Лучинский - российский ученый и общественный деятель, который, находясь в должности инспектора Главного тюремного управления, разработал концепцию подготовки отечественного пенитенциарного персонала. Особое место в данной концепции отведено необходимости воспитания тюремных чиновников в русле формирования личностных качеств, имеющих антикоррупционный контекст - уважения к закону: «власть тюремного чиновника помимо, контроля, ограничивается только законом»; ответственности перед обществом: тюремный чиновник - «подотчетный агент общества»; честности, неподкупности и бескорыстия: чиновник должен быть ответственным лицом, работающим «не ради соблазнительных окладов содержания, а исключительно из моральных побуждений»; нравственности: «нравственная сила должна раскрывать возможность дать все то, что только она дать в силах» и др. [8, С. 28-31]. Формирование тюремных руководителей нового типа, по мнению Н.Ф. Лучинского, было единственным путем претворения в жизнь тюремной реформы, направленной на то, чтобы «создать действительно благоприятные условия для достижения истинной цели уголовной репрессии - исправления преступников и примирения их с обществом» [8, С. 29].

Проблеме воспитания тюремных служащих посвящен специальный раздел в книге C.B. Познышева «Очерки тюрьмоведения», внедрившего свои идеи в образовательный процесс первых ведомственных учебных заведений, в которых он читал лекции. Видя задачу уголовно-исполнительной системы в том, чтобы достичь цели нравственного исправления арестантов, он был убежден в том, что выполнить эту миссию смогут только добросовестные высоконравственные «тюремные деятели» [11, С. 228.]. Средствами предупреждения коррупционного поведения служащих тюрем C.B. Познышев считал «контроль за их деятельностью», который, по его мнению, необходим для того, чтобы «предотвращать и пресекать всякого рода хищения и неправильные действия в сфере тюремного хозяйства», «проводить законность в жизнь нашей тюрьмы, болеющей многими застарелыми болезнями» [11, С. 257].

Утверждая необходимость профессиональной подготовки тюремного персонала в специальных учебных заведениях, C.B. Познышев подробно описал примерный учебный план, включив в него «знание указов и циркуляров, касающихся различных видов службы, подкупа должностных лиц и злоупотреблений», и подчеркнул, что в ведомственных образовательных учреждениях западных стран такие знания оцениваются на выпускных экзаменах как особо значимые - за отличные ответы выпускник получает сорок баллов из возможных ста с учетом оценивания знаний по другим предметам [11, С. 269].

На практике становление государственной системы профессиональной подготовки пенитенциарного персонала в России связано с принятием в июле 1913 г. Закона «Об учреждении школы в С. Петербурге для подготовления кандидатов на должности старшего тюремного надзирателя и школы в Москве для подготовления кандидаток на должности тюремной надзирательницы». В ряду требований к кандидатам на учебу в данных образовательных заведениях включалось наличие характеристики «о нравственных и служебных качествах, о постоянно аккуратном и точном исполнении возлагаемых на них обязанностей и отдельных поручений, о приобретенной ими привычке сдержанного и тактичного обращения с арестантами и прочее». Для подтверждения наличия у абитуриентов данных качеств было предусмотрено обязательное анкетирование, включающее двадцать три вопроса на выявление склонности к использованию служебного положения в корыстных целях; в период обучения воспитание нравственных качеств осуществлялось, в ходе специальных бесед со священнослужителем во внеурочное время [3, С. 25].

В период Февральской буржуазной революции 1917 года было продолжено совершенствование системы профессиональной подготовки тюремных служащих с опорой на предшествующий опыт. Пришедшее к власти Временное правительство приняло постановление от 7 апреля 1917 года «Об учреждении с 1 мая при Главном тюремном управлении «Пенитенциарных курсов для подготовки должностных лиц по тюремной администрации, с музеем и библиотекой при них». В данном постановлении акцент был сделан на развитие у обучающихся личностно-профессиональных качеств, не допускающих произвол тюремных чиновников - нравственного отношения к людям, честности, следования нормам закона и др., а в учебный план созданных пенитенциарных курсов были включены такие дисциплины, как педагогика, социология и психиатрия. Эти новеллы были использованы и в последующей профессиональной подготовке пенитенциарного персонала [2, С. 19].

Таким образом, первый этап характеризуется переосмыслением в обществе отношения к коррупции и выстраиванием первых шагов на пути создания системы антикоррупционного воспитания тюремных служащих в образовательном процессе

ведомственных учебных заведений Главного тюремного управления. На данном этапе была разработана и воплощена на практике концепция профессиональной подготовки тюремных служащих, ориентирующая на воспитание у обучающихся личностных качеств, не совместимых с коррупционным поведением.

Второй этап (1917 г. - 1957 г.). После Октябрьской социалистической революции 1917 года проблема коррупции рассматривалась исключительно через призму революционно-марксистского представления о праве как об инструменте, направленном на борьбу с пороками отжившего строя. Высокая актуальность борьбы с коррупцией в этот период подтверждается тем, что среди первых нормативных правовых актов, принятых в Советской республике, были декреты СНК антикоррупционной направленности - «О рабочем контроле» (от 14 (27) ноября 1917 г.) и «О взяточничестве» (от 8 мая 1918 г.), в соответствии с которыми представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления рабочего контроля, а также должностные лица, виновные в служебных злоупотреблениях, подлежали уголовной ответственности. Антикоррупционная политика, проводимая в советском государстве, отразилась на системе и содержании профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной сферы. Не доверяя «старорежимным» школам, оставшимся от тюремного ведомства царской России, новая власть, упраздняла их, создавая краткосрочные курсы по подготовке «нового тюремного персонала». Несмотря на непродолжительность обучения, в учебный план таких курсов были включены вопросы правовой подготовки, предусматривающей овладение нормами, большинство из которых были направлены на недопущение служебных злоупотреблений, а их знание проверялось на зачете [13, С. 38].

Рассматривая проблему злоупотреблений в уголовно-исполнительной системе в увязке с профессиональным престижем ее сотрудников, Правительство РСФСР в 1928 г. приняло решение об усовершенствовании системы ведомственного профессионального обучения. В соответствии с данным решением началось создание учебных заведений, первыми из которых стали Высшие курсы по исправительно-трудовому делу НКВД (1929 г.), Центральная высшая школа для усовершенствования старшего начальствующего состава и переподготовки высшего начсостава НКВД (1931 г.), школы милиции и др.

Накануне Великой Отечественной войны была создана сеть образовательных учреждений по подготовке кадров для исправительных учреждений, которая в целом отвечала предъявляемым требованиям, как в количественном, так и в качественном отношении. Исследователи отмечают, что особое внимание в этих образовательных учреждениях уделялось повышению правовой грамотности обучающихся, а в учебных планах большинства из них было зафиксировано четкое разграничение общей правовой подготовки и специализации в конкретной должности. При этом основной формой повышения правовой грамотности обучающихся являлось изучение директивных указаний и приказов с особым акцентом на санкции, применяемые за служебные нарушения и злоупотребления. [13, С. 43-45; 15, С. 48; 17, С. 59]. В годы Великой отечественной войны, наряду с обучением на курсах и в специальных ведомственных школах, широко применялась индивидуальная подготовка сотрудников исправительно-трудовых учреждений в форме наставничества, при котором молодые работники «прикреплялись» к более опытным сотрудникам. Взаимодействие наставника и его подопечного осуществлялось, главным образом, по поводу передачи профессиональных знаний и проведения нравственного воспитания, включавшего, кроме собственно морального, антикоррупционный контекст, и направленного на выработку у начинающего сотрудника внутренней готовности к исполнению приказов; вооружение его знаниями этики и правил служебного этикета; формирование чувства собственного достоинства и др. [10, С. 11].

Несмотря на специальное выделение правового контекста в профессиональной подготовке специалистов для пенитенциарных учреждений, в 30-40- е годы XX века в вопросах обращения с заключенными правовое воспитание носило, как правило, формальный характер. В этот период в исправительно-трудовых лагерях, входящих в систему ГУЛАГа, на фоне проводимой репрессивной политики допускались многочисленные служебные злоупотребления. Обоснование необходимости устранения перечисленных негативных явлений в сторону обеспечения законности нашло отражение в Постановлении Президиума ЦК КПСС «Об основных задачах МВД СССР» от 12 марта 1954 г. Среди основных причин создавшейся обстановки называлось отсутствие у большинства практических работников исправительно-трудовых учреждений специального образования и воспитания [4, С. 661-696]. Новые требования вызвали необходимость повышения уровня профессиональной и правовой подготовки сотрудников УИС. Были приняты меры, направленные на увеличение числа специальных учебных заведений: в 1956 году в СССР функционировали девять школ переподготовки начальствующего состава для пенитенциарной системы.

Как отмечает Е.А. Тимофеева, в образовательном процессе этих школ стало уделяться больше внимания вопросам правовой подготовки; особое значение придавалось доступности изложения материала, обеспечению тесной увязки теории с практикой, формированию у обучающихся правовой культуры, несовместимой с нарушением законности и злоупотреблениями в служебной деятельности [13, С. 48]. Таким образом, к концу второго периода был сформулирован запрос государства на формирование правовой культуры обучающихся образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы как качественной характеристики их готовности к профессиональной деятельности, не совместимой со служебными злоупотреблениями.

Третий этап (1957 г. - 1993 г.) характеризуется упрочением демократических начал Советского государства, постепенным отходом от решения проблемы преодоления коррупции исключительно в аспекте устрашения и применения карательных средств, активизацией научных исследований проблемы антикоррупционного воспитания служащих через призму формирования правовой культуры.

В первые послевоенные и последующие годы имела место тенденция роста коррупции в советском государстве; содержание служебных злоупотреблений определялось, в первую очередь, товарным дефицитом, ведущим к процветанию спекуляции, выгоду от которой получали торговые работники, сотрудники правоохранительных органов и др. В эпоху так называемого «застоя» (1964-1987 г.г.) сформировался управленческий порядок, основанный на патронаже, который охватил всю бюрократическую систему и оказывал определяющее воздействие при решении любых государственных вопросов, не исключая вопросы частного характера, например, порядок перераспределения товарной продукции среди потребителей, назначение на должности, медицинское обслуживание, прием в вузы и др.) [7].

Целям сдерживания эскалации злоупотреблений во властных структурах в определенной степени отвечал Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество», обусловивший дальнейшее закрепление ужесточения наказаний за коррупционные преступления в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года. Вместе с тем, влияние этих мер было несущественным, а в соответствии с представлениями многих советских граждан они были направлены лишь на сужение группы чиновников, «допускаемых» к использованию служебного положения в своих интересах и вытеснению из нее нежелательных государственных и общественных деятелей [10, С. 20].

Высокий рост коррупции наблюдался в Советском Союзе перед его распадом. Большинство исследователей считают, что борьба Советского государства против коррупции в этот период имела свою специфику, обусловленную лицемерным отношением к ней как к буржуазному пережитку прошлого, якобы, не типичному для системы управления в развитой социалистической стране. Другая специфическая особенность антикоррупционной деятельности состояла в том, что

бороться со взяточничеством в СССР по-настоящему, т.е., в соответствии со всеми действующими правовыми нормами, означало подвергать преследованию и юридической ответственности практически все взрослое население страны, поскольку в коррупции принимало участие большинство граждан СССР [16].

Наметившаяся позитивная тенденция в правовом развитии общества активизировала научные исследования в сфере изучения сущности и формирования правовой культуры государственных служащих. Характеризуя правовую культуру сотрудника правоохранительной системы, ученые включили в ее содержание антикоррупционный компонент, означающий «безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, заботу о профессиональной чести, общественной репутации» и др. [12, С. 9]. Они обосновали идею о том, что основным средством формирования правовой культуры следует рассматривать специально организованное воспитание, которое нельзя сводить лишь к информированию о том, как следует вести себя в той или иной жизненной ситуации. Сущность правового воспитания состоит, по их мнению, в закреплении в сознании сотрудника правоохранительной системы моральных и правовых требований и превращении их во внутренние потребности, убеждения и намерения, подкрепленные нравственными чувствами, привычками, устоявшимися моральными качествами, а так же профессиональными умениями и навыками данной личности [12; 5; 6 и др.]. Подчеркивая, что правовая культура выступает мерой освоения правовых и нравственных ценностей служащими, наделенными властными полномочиями, исследователи впервые сделали акцент на аксиологической функции антикоррупционной культуры, которая «выражается, прежде всего, в оценке должностными лицами своей деятельности в сфере следования нормам права» [5, 15-16].

Дальнейшему изучению вопросов формирования правовой культуры служащих способствовала политика советского государства в годы правления Ю.А. Андропова. Именно в этот период в стране официально стал употребляться термин «коррупция», началась широкомасштабная борьба с коррупцией, что оказало существенное влияние на последующее выделение антикоррупционного воспитания в самостоятельную проблему.

Обобщая приведенную информацию, отметим, что третий этап был ознаменован демократизацией всех сторон общественной жизни в Советском государстве, идеологией, ориентированной на формирование у общества ценностного отношения к праву, возобновлением позитивных тенденций в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Выводы. Можно резюмировать, что, хотя антикоррупционное воспитание сотрудников УИС выделилось как самостоятельное направление профессионального воспитания лишь в конце XX века, его идеи начали формироваться с 60-х годов XIX столетия. Процесс становления школы антикоррупционного воспитания сопровождался фактами и событиями, отражающими сложную и противоречивую историю российского государства; при этом приоритетными целями такого воспитания выступали определенные личностные качества, которые должны быть присущи сотрудникам УИС.

Идея о специальном профессиональном воспитании сотрудников УИС с акцентом на формирование у них качеств антикоррупционной личности, в том числе, уважения к закону, недопустимости злоупотреблений, дисциплинированности, нравственности, ответственности перед обществом, честности, неподкупности, бескорыстия, достоинства и др., реализовывалась преимущественно через воспитательный потенциал специальных образовательных учреждений. Одним из первых таких заведений стала Московская школа тюремных надзирательниц, основанная в 1898 году. Современные образовательные организации профессионального образования УИС призваны следовать позитивным антикоррупционным традициям в ходе воспитания специалистов и преумножать их с учетом достижений современной педагогической науки.

Включение историко-педагогического компонента в антикоррупционное воспитание сотрудников УИС позволит специалистам в области антикоррупционного воспитания более успешно решать практические задачи, поскольку, реализуя преемственность как необходимый атрибут педагогической культуры, обеспечивает непрерывность и позитивную устойчивость в решении поставленных воспитательных задач.

Литература:

1. Афанасьева, С.А. Нравственное воспитание слушателей учебных центров ФСИН России и педагогические условия его совершенствования: автореферат диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Афанасьева Светлана Ивановна; Рязань, 2011.-24 с.

2. Варушкин, А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России / А. Варушкин //Ведомости УИС. - 2010. - № 4,- С. 17-25

3. Волошин, Д.В. Основы профессиональной подготовки пенитенциарного персонала в России в конце XIX - начале XX вв. / Д.В. Волошин. - Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2018. - 46 с.

4. ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 // Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. - Москва: МФД РФ, 2000. - 888 с.

5. Гршова, Л.А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: автореферат дисертации ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Акад. обществ, наук ЦК КПСС. - Москва, 1991. -23 с.

6. Каминская, В.И. Правосознание как элемент правовой культуры / В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сборник научных трудов. - Москва, 1974. - С. 39-67

7. Коррупция в России. Исторический экскурс. Материалы Фонда ИНДЕМ. - URL: http://www.imiem.ni/corrupt/whoww/! 12 htm (дата обращения 18.11.2023)

8. Лучинский, Н.Ф. Основы тюремного дела / Н.Ф. Лучинский. - Санкт-Петербург: Тюремный вестник, 1904. - 180 с.

9. Некрасов, В.Ф. На страже интересов Советского государства. История строительства войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД / В.Ф. Некрасов. - Москва: Воениздат, 1983. - 368 с.

10. Панова, О.Б. Ситуации правового выбора в аспекте антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе: учебное пособие / О.Б. Панова; Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский институт права и экономики. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России. - 2018. - 112 с.

11. Познышев, C.B. Очерки тюрьмоведения / C.B. Познышев. - Москва: Региональная гражданская инициатива -право на жизнь и гражданское достоинство, 2011. -295 с.

12. Сальников, В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: диссертация ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Виктор Петрович Сальников. - Ленинград, 1990. - 402 с.

13. Тимофеева, Е.А. Правовая подготовка сотрудника пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: монография / Е.А. Тимофеева. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013,- 206 с.

14. Фойницкий, И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением: сочинения / И.Я. Фойницкий. - СПб. тип. М-ва путей сообщения А. Бенке, 1889. - 504 с.

15. Шамаров, В.М. Кадровая работа в милиции НКВД РСФСР: учебное пособие / В.М. Шамаров; Акад. упр. МВД России. - Москва: Акад. упр. МВД России, 1997. - 94 с.

16. Шедий, М.В. Коррупционные отношения в современном обществе: социологический анализ: Монография / М.В. Шедий. - Орел: РАНХиГС,-2013. - 150 с.

17. Яковлева, Е.И. Развитие исправительно-трудовых учреждений России: лекция / Е.И. Яковлева. - Академия МВД России, 1995. - Москва: Академия МВД России. - 28 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Панова Ирина Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Смышляева Ольга Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования цифровых компетенций будущих учителей информатики в рамках изучения дисциплин предметной подготовки. Проанализированы подходы к определению понятия «цифровые компетенции учителя» и составу его компонентов, выделены возможные направления их формирования в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. На примере дисциплин предметной подготовки «Информационные системы» и «Основы искусственного интеллекта» бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика» обоснована возможность формирования цифровых компетенций посредством включения в процесс обучения дистанционных образовательных технологий и цифровых инструментов.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые компетенции учителя, дистанционные образовательные технологии, цифровые инструменты.

Annotation. The article discusses the issues of the formation of digital competencies of future computer science teachers in the framework of the study of subject training disciplines. The approaches to the definition of the concept of "digital teacher competencies" and the composition of its components are analyzed, possible directions of their formation in the process of preparing a future teacher for professional activity are highlighted. On the example of the disciplines of subject training "Information Systems" and "Fundamentals of Artificial Intelligence" of bachelors of pedagogical education in the profile "Informatics", the possibility of forming digital competencies through the inclusion of distance learning technologies and digital tools in the learning process is substantiated.

Key words: digitalization of education, digital teacher competencies, distance learning technologies, digital tools.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственного задания на проведение научных исследований № 073-03-2023-029 от 27.01.2023 г. (с изменениями от 03.11.2023 г.) по теме «Методология проектирования единой системы научно-методического

сопровожденияучителей технологического профиля (физика, информатика, технология) в условиях непрерывного

образования»

Введение. Проблеме формирования ИКТ-компетентности педагога за последние два десятилетия посвящены многочисленные исследования, в основу которых положены рекомендации ЮНЕСКО к структуре ИКТ-компетентности учителей [8]. В Рекомендациях ЮНЕСКО подчеркивается, что «современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками» [8, С. 4]. Рекомендации затрагивают такие аспекты работы учителей, как: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [8].

Рекомендации ЮНЕСКО были положены в основу структуры профессионально-педагогической ИКТ-компетентности педагога в профессиональном стандарте педагога, в составе которой выделены общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая компетентности [7]. Последняя отражает профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности, в нашем случае информатики, формирование которой возможно в процессе изучения дисциплин предметной подготовки будущего учителя информатики.

Изложение основного материала статьи. Современный период развития образования характеризуется его цифровой трансформацией, и термин ИКТ-компетентность заменяется цифровой компетентностью, предполагающей использование не только базовых и предметно-ориентированных ИКТ-технологий, но и технологий дистанционного обучения, а также цифровых инструментов и сервисов сети Интернет. Изменению структуры компетентности учителей в условиях цифровой трансформации школы посвящена статья М.С. Цветковой и В.М. Кирюхина «Advanced Digital Competence of the Teacher» [12]. Новые компетенции учителей авторы представляют в виде «треугольника цифровых компетенций»: жизненно-важных (общепользовательские компетенции), социальных (компетенции в вопросах этики, права и безопасности существования в цифровом обществе) и профессиональных (применения цифровых инструментов в преподавании учебного предмета и для самообразования, повышения квалификации). К последней они относят такие инструменты цифровой педагогики, как электронное обучение, платформы для мобильного обучения, электронные книги и открытые образовательные ресурсы [12]. В настоящее время этот список профессиональных цифровых компетенций учителя дополняется умением работать с инструментами на основе искусственного интеллекта. Как отмечают авторы статьи «Education for Sustainable Development in Modern Conditions of Digitalization» учителям необходимо понимать возможности технологий искусственного интеллекта для образования и уметь применять их в своей профессиональной деятельности [11]. Формированием и развитием профессиональных цифровых компетенций традиционно занимается система профессионального образования, в том числе и постдипломного.

С точки зрения зарубежного опыта представляет интерес разработанный Комитетом по образованию Европейского союза профиль цифровых компетенций учителя. В его состав входят следующие профессиональные навыки педагога: работа с цифровыми образовательными ресурсами (отбор, создание, совместное использование); работа с цифровыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.