Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ КУМЫКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ И ТВОРЧЕСТВО АБУСУФЬЯНА АКАЕВА'

ЗАРОЖДЕНИЕ КУМЫКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ И ТВОРЧЕСТВО АБУСУФЬЯНА АКАЕВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / ПРЕДИСЛОВИЯ / ДУХОВНЫЙ / СВЕТСКИЙ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Султанмурадов А.М.

В статье осмысливаются основные этапы развития кумыкской публицистики, ее художественные и социальные истоки, а также главные ориентиры творчества Абусуфьяна Акаева, являющегося одним из авторов, который способствовал формированию национальной публицистики, прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ КУМЫКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ И ТВОРЧЕСТВО АБУСУФЬЯНА АКАЕВА»

УДК 894.332.-4 Акаев А.06 А.М. Султанмурадов

Зарождение кумыкской публицистики и творчество Абусуфьяна Акаева

Дагестанский государственный университет, ansaraga@mail.ru

В статье осмысливаются основные этапы развития кумыкской публицистики, ее художественные и социальные истоки, а также главные ориентиры творчества Абусуфьяна Акаева, являющегося одним из авторов, который способствовал формированию национальной публицистики, прессы.

Ключевые слова: публицистика, предисловия, духовный, светский, просветительство.

Basic marks of kumyk publicism origin, its art and social preconditions, and also the basic reference points of creativity of Abusufjan Akaev which is one of the authors who promoted to formation of national publicism, the press are comprehended in the article.

Keywords: publicism, prefaces, spiritual, fashionable, educational activity.

Во второй половине XIX в. в кумыкской национальной поэзии наблюдается отделение светской литературы от литературы духовной, религиозной, что ярко проявляется, например, в творчестве классика дореволюционной словесности Ирчи Казака. Воспроизведение явлений повседневной жизни, неоднозначных событий общественного характера придает произведениям Ирчи Казака, а также Магомеда-Эфенди Османова и Маная Алибекова гражданское звучание. Присущее им «объяснение, комментирование явлений, тенденций, фактов современной действительности» [3, с. 10] дает основание Р.З. Акавову утверждать, что названные авторы выступали как поэты-публицисты.

Активизация данной тенденции в последующем находит наглядное выражение в поэтической эпистолографии упомянутых поэтов, а также Н. Батырмурзаева, А. Акаева, К. Джамалдина и др. З.А. Хидуева совершенно верно отмечает, что национальные авторы использовали «жанр писем-посланий в стихах для выражения своих воззрений в защиту принципов просветительства и критики общественных порядков» [6, с. 7]. Развивая свою мысль далее, она подчеркивает: «Эти письма предназначались для публикации, и подготовленное к этому письмо утрачивало свой собственный, присущий частному посланию характер и перерастало в публицистическое произведение» [6, с. 8].

Таким образом, истоки кумыкской публицистики - поэзия второй половины XIX века, в первую очередь эпистолярное наследие И. Казака, М. -Э. Османова, М. Алибеко-ва и др., характеризующееся актуальной постановкой социальных, нравственных, просветительских, духовных (религиозных) проблем, злободневностью, агитационностью, призывностью.

На первые годы начала XX века приходится зарождение книгоиздательского дела в Дагестане, что стало возможным благодаря подвижническим усилиям Магомед-Мирзы Мавраева и Абусуфьяна Акаева. При этом один из них являлся прежде всего создателем типографии (М.-М. Мавраев), второй (А. Акаев) - идейным вдохновителем. Составителем «Каталога печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (дореволюционный период)» [5] А.А. Исаевым выявлено около четырехсот наименований изданий, увидевших свет в дореволюционный период. В их ряду более ста пятидесяти книг на кумыкском языке, религиозные, художественные, научно-популярные и другие произведения. Книги эти нередко представляли собой сборники произведений.

Для нас важно то, что произведения предварялись предисловиями, написанными самими авторами либо издателями, составителями. В них затрагивались важные теоло-

гические, просветительские, нравственные, социальные проблемы, что способствовало формированию общественного мнения. Вполне обоснованным видится тот факт, что исследователь З.А. Хидуева определяет предисловия «национально-самобытным жанром кумыкской публицистики» [6, с. 8].

Определенная роль в формировании национальной публицистики принадлежит прессе, в частности газете «Стамбульские новости», издававшейся в Стамбуле Дж. Коркмасовым (1910), «Мусульманской газете» и газете «Заря Дагестана» С. Габие-ва (1912-1914), печатавшимся в Санкт-Петербурге. В этих печатных изданиях дореволюционного периода публиковались материалы дагестанских авторов о Дагестане.

Особо следует отметить, что мощным стимулом в развитии дагестанской публицистики послужило появление в нашем крае регулярных периодических изданий на родных языках. Демократические перемены в России начала 1917 года, вызванные февральскими событиями (отречение царя от престола и переход власти в стране к выборным органам), способствовали зарождению национальной прессы: стали издаваться газета «Мусават» и журнал «Тангчолпан» на кумыкском языке, газеты «Заман» и «Ава-ристан» на аварском языке, «Чанна цуку» и «Илчи» на лакском языке и др. В последующие годы число периодических изданий увеличилось.

Массовое издание прессы на национальных языках благотворно сказалось на формировании, становлении дагестанской публицистики, в том числе кумыкской. При этом расширялся ее жанровый диапазон, углублялось проблемно-тематическое содержание, усиливались идейная и идеологическая функции. Кумыкская пресса, в зарождении и развитии которой приняли активное участие мастера слова, общественные и государственные деятели А. Акаев, М.-М. Мавраев, У. Буйнакский, Т. Бейбулатов, Н. и З. Ба-тырмурзаевы и многие другие, довольно быстро достигла заметных высот, заслужила популярность и авторитет в массовой читательской среде. В итоге она оформилась в качестве определенной жанрово-видовой разновидности национальной словесности.

В то же время при осмыслении основных этапов развития кумыкской публицистики следует отметить художественные и социальные предпосылки ее зарождения. В течение многих веков в литературах народов Дагестана доминирующие позиции занимала поэзия. Формирование художественной прозы приходится на конец XIX - начало ХХ вв. В этом контексте примечательным видится суждение С.М.-С. Алиева, касающееся проблемы зарождения публицистики, высказанное им в монографии «Дорога в современность». В ней отмечается, что на начальных этапах своего развития художественная проза близка к очерковому стилю, имеет художественно-публицистический характер [4, с. 133]. Правда, тут же автор добавляет следующее: «Впрочем, не исключена возможность, что эта особенность - одно из проявлений развития художественного мышления народов в те периоды, когда зарождается и формируется национальная письменная литература, пресса и т. д.» [4, с. 133].

Известный исследователь дагестанской литературы А.-К.Ю. Абдуллатипов в своей монографии «Литература правды жизни» достаточно высоко оценивает роль публицистики в развитии художественной и общественной мысли нашего края. В частности, ссылаясь на исследователей литературы Просвещения, он подчеркивает: «Формирование литературы нового типа начинается с публицистики, поднимающей новые общественные задачи» [1, 133]. Здесь подразумевается, что проблемно-тематическое обновление литературы обуславливает ее публицистическое звучание.

Автор монографии «Диалог времен» З.Н. Акавов, в свою очередь, акцентирует внимание на социальном аспекте. Исследователь считает,что социальные процессы начала ХХ века стимулировали жанровое движение. Общественно-эстетическая ситуация складывалась так, что необходимо было перейти к формам и стилям, позволяющим вы-Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. Вып. 3 49

ражать мысли языком, не регламентированным, не скованным рифмой, законами стихотворной организации повествования. Время требовало учить и воспитывать народ, призывать его к революции. Пробудившееся национальное самосознание определило обращение литературы к прозаическим жанрам: публицистике, художественному рассказу, повести [2, 178].

Приведенные суждения предшествующих исследователей, в которых раскрываются истоки, предпосылки зарождения кумыкской публицистики, нам видятся основой, способствующей верному осмыслению главных ориентиров публицистики Абусуфьяна Акаева. Важность, значимость определения магистральных линий словесной культуры рубежа столетий, периода возникновения и формирования кумыкской публицистики объясняется тем, что на этот период приходится деятельность исследуемого нами автора. По сути дела, А. Акаев является одним из авторов, чья деятельность способствовала формированию национальной публицистики, прессы.

Публицистическое наследие А. Акаева дает достаточно полное и всестороннее представление о нем как о видном общественном деятеле, мыслителе Дагестана первой трети минувшего столетия.

В начальный период деятельности публицистическая мысль А. Акаева нашла выражение в предисловиях, написанных к собственным книгам, изданным большей частью в Темир-Хан-Шуре, в типографии его сподвижника М.-М. Мавраева. Книги богословского характера по вопросам мусульманского права, переводы арабской классики, а также литература учебного характера по географии, астрономии, математике предварялись, как это свойственно ориентальной письменной традиции, краткими предисловиями. В них затрагивались актуальные проблемы того времени, важные нравственные, просветительские, социальные вопросы. Учитывая основные характеристики, проблемно-тематическую, идейную направленность, тональность предисловий, вслед за исследователями кумыкской литературы и публицистики дореволюционного периода А. -К.Ю. Абдуллатиповым, Р.З. Акавовым, З.А. Хидуевой мы приходим к заключению о том, что они (предисловия) в отсутствие газет и журналов на родных языках в полной мере выполняли важную социальную функцию, и могут рассматриваться как один из жанров национальной публицистики.

В начальный период своей деятельности Абусуфьян Акаев руководствовался идеями просветительства, которые были сильны как в кумыкской, так и в некоторых иных дагестанских и тюркских литературах России. Будучи сторонником движения мусульманской реформации - джадидизма, в своих предисловиях он ратовал за введение в учебных заведениях новометодного (усул джадиде) обучения, а в более широком аспекте - за прогрессивное развитие родного народа. Он пропагандировал изучение светских наук, призывал развивать экономику, культуру.

Ценность предисловий, впрочем, как и книг, А. Акаева заключается в том, что они им были написаны не на арабском, как это было принято в начале ХХ в., а на родном языке, доступном для широкой читательской аудитории. Это был новаторский, прогрессивный шаг, не всеми воспринимавшийся позитивно, особенно частью духовенства, придерживавшейся устоявшихся традиций. Кроме того, А. Акаев был одним из первых авторов, издававших произведения фольклора, родной литературы, восточной классики. Издание литературы светского характера также подвергалось критике, о чем имеются свидетельства и в самих предисловиях.

Таким образом, предисловия Абусуфьяна Акаева, равно как и предисловия его современников Шихаммат-кади Байболатова, Нухая Батырмурзаева и др., являясь своего рода квинтэссенцией национальной прессы, выполняли важную социальную функцию:

формировали общественное мнение, способствовали решению актуальных социальных проблем.

С началом издания регулярной периодики на языках Дагестана в 1917 г. наблюдается активизация развития жанров публицистики. Раскованность, особая приподнятость, воодушевленность являются характерными свойствами публикаций, статей, увидевших свет в первых кумыкских печатных органах: газетах «Мусават» и «Ишчи халкъ», журнале «Тангчолпан». На страницах этих изданий публиковались статьи А. Акаева, которого можно назвать одним из самых активных сотрудников кумыкской периодики 1917-1918 годов.

Вопросам языка обучения в мектебах и медресе, языка межнационального общения в Дагестане посвящена его аналитическая статья «Проблема языка», напечатанная в газете «Мусават»; в журнале «Тангчолпан» была опубликована обстоятельная, аргументированная статья «Женщины», посвященная проблемам женской эмансипации.

Позднее, в 1918 г., в связи с обострением политической ситуации в стране А. Акаев, как и многие известные общественные деятели Дагестана, его собратья по перу Н. и З. Батырмурзаевы, С.-С. Казбеков, М. Дахадаев и др., в развернувшемся противостоянии между Россией «белой» и Россией «красной» стал на сторону большевиков, отстаивал их идеалы и убеждал в их правоте своих читателей («Истина социалистов», «Зачем пришли, зачем ушли» и др.). В этих статьях А. Акаев выступил как яркий трибун и агитатор, подкупая читателей манерой убеждения, отстаиванием идеалов рядового труженика.

В 1917-1918 годы, когда страна находилась на пороге политических перемен, наблюдалась некоторая демократизация общественной жизни; народы России, в том числе мусульманские, достигли определенных гражданских свобод (издание национальной прессы это подтверждает). На эти годы приходится, можно сказать, пик публицистической активности А. Акаева. Он в открытой форме говорил с читателями о том, что считал важным, актуальным. Он призывал сограждан активно участвовать в социальных процессах, внести свой вклад в развитие родного народа.

В советский период публицистические произведения А. Акаева выходили в журнале «Баян ал-хакаик», издававшемся в 1925-1928 гг. на арабском языке, редактором которого он был. Это было издание прежде всего духовного, религиозного характера.

Если в предшествующий, дореволюционный период А. Акаев, являющийся алимом, ученым-арабистом, писал на родном языке, призывал, не ограничиваясь религиозными знаниями, осваивать и дисциплины светского характера, звал к просвещению, прогрессу, то с установлением советской власти, когда просвещение, за которое он ратовал, достигло заметных высот, он стал писать на арабском языке, выступил пропагандистом мусульманских ценностей. Этой эволюции способствовали общественные, политические преобразования, осуществлявшиеся в нашей стране.

Своеобразие публицистики А. Акаева этого периода нам видится в том, что в пору, когда стало проявляться отрицательное отношение к духовенству и религии, он писал о достижениях мусульманской цивилизации на примерах философов, поэтов, обретших всемирную известность. В этом проявляется то, что исследуемый автор в преддверии антирелигиозной компании, в водовороте которой он оказался одним из первых и был репрессирован, с учетом изменяющихся реалий сохранял верность мусульманским ценностям, которые были для него дороги и святы.

Публицистическое наследие А. Акаева убеждает в том, что ему были присущи цельность, четко осознанная жизненная позиция, определенное мировоззрение. Он их придерживался, отстаивал, пропагандировал.

Публицистика А. Акаева характеризуется незаурядными художественными качествами. Его публикациям присущи богатый и сочный простонародный язык, высказывание суждений в легкой, доступной для рядового читателя форме, умелое использование метода убеждения, мастерское применение устойчивых выражений, пословиц.

В своих статьях А. Акаев предстает не только мастером слова, публицистом, но и общественным деятелем, мыслителем, который был обеспокоен будущностью родного народа, Дагестана. Этот настрой придает особое эмоциональное звучание его публикациям, усиливает их действенность.

Публицистика Абусуфьяна Акаева вместе с его литературным творчеством составляет национальное культурное достояние кумыков, всего Дагестана. Она ценна и как творчество талантливого автора, и как явление искусства, в котором отражена определенная эпоха национальной культурной и общественной жизни, ставшая переломным этапом в истории народа и страны.

Литература

1. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. - Махачкала, 1984.

2. Акавов З.Н. Диалог времен: история кумыкской литературы в зеркале современности. - Махачкала, 1996.

3. Акавов Р.З. Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала ХХ века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 1998.

4. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. - Махачкала, 1977.

5. Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (дореволюционный период) / Сост. Исаев А.А. - Махачкала, 1989.

6. Хидуева З.А. Становление и развитие публицистики в кумыкской литературе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2004.

Поступила в редакцию 10 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.