Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИКЕ КОНЦА ХІХ - НАЧАЛА ХХІ ВВ'

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИКЕ КОНЦА ХІХ - НАЧАЛА ХХІ ВВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФЕЛЬЕТОН / ОЧЕРК / ЗАМЕТКА / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Джелилова Л. Ш.

В статье предпринят обзор зарождения и развития ведущих жанров журналистики (фельетона, очерка и заметки) в крымскотатарской прессе конца ХІХ-ХХІ вв. Жанры фельетона, очерка, заметки в крымскотатарской журналистике впервые появились в газете И. Гаспринского «Терджиман», а затем продолжили развитие в изданиях периода революций и гражданской войны, например, в газете А. С. Айвазова «Миллет». К 1930-м годам они окончательно сформировались в крымскотатарской прессе в соответствии с утвердившимися в советской журналистике канонами. В настоящее время жанры фельетона, очерка и заметки в крымскотатарской периодике переживают различные трансформации, в том числе на стыке литературы и журналистики. Например, жанр заметки, попадая в крымскотатарскую художественную литературу, превращается в ситуативный рассказ-молнию. Газетный фельетон перемещается в крымскотатарскую литературу как семейно-бытовой фельетон, социальный сатирический рассказ. Газетный крымскотатарский очерк, переходя в художественную литературу, становится более объемным и конкурирует с жанром эссе. Также в крымскотатарской литературе появляются серии очерков (например, серии путевых очерков по святыням исламского мира в журнале «Йылдыз» в начале 2000-х гг.). Таким образом, становление и развитие жанров фельетона, очерка и отчасти заметки в крымскотатарской журналистике проходило в тесном взаимодействии с жанрообразующими процессами в крымскотатарской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE LEADING JOURNALISM GENRES IN THE CRIMEAN TATAR PERIODICS, THE END OF XIX - BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

The article deals with the origin and development of the main genres of journalism (feuilleton, essay and notes) in the Crimean Tatar press at the end of the 19th-21st centuries. It shows that the feuilleton, essay and note genres firstly appeared in I. Gasprinsky's newspaper "Terdzhiman", used to be the symbol of the Crimean Tatar journalism. Later on, their development continued on the pages of A.S. Aivazov's newspaper “Millet” through the periods of revolutions and civil war. By the 1930s, they finally framed up in the Crimean Tatar press in accordance with the canons of Soviet Union journalism. The Short literary forms have always been popular among readers. It is need to know, that almost every Crimean Tatar poet of the 20th century was using at least or two times feuilleton, essay or note genres in his literary work. The second half of the twentieth century gave the start to the venerable Crimean Tatar essayists and feuilletonists. This research shows that the present day Crimean Tatar periodical genres - feuilleton, essay and note are revising various transformations, including at the intersection of journalism and literature.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИКЕ КОНЦА ХІХ - НАЧАЛА ХХІ ВВ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2022. Том 8 (74). № 2. С. 67-76._

2. ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

УДК 821.512.19-4

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИКЕ КОНЦА Х1Х - НАЧАЛА ХХ1 ВВ.

Джелилова Л. Ш.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

Симферополь, Российская Федерация

E-mail: trysto@mail.ru

В статье предпринят обзор зарождения и развития ведущих жанров журналистики (фельетона, очерка и заметки) в крымскотатарской прессе конца Х1Х-ХХ1 вв. Жанры фельетона, очерка, заметки в крымскотатарской журналистике впервые появились в газете И. Гаспринского «Терджиман», а затем продолжили развитие в изданиях периода революций и гражданской войны, например, в газете А. С. Айвазова «Миллет». К 1930-м годам они окончательно сформировались в крымскотатарской прессе в соответствии с утвердившимися в советской журналистике канонами. В настоящее время жанры фельетона, очерка и заметки в крымскотатарской периодике переживают различные трансформации, в том числе на стыке литературы и журналистики. Например, жанр заметки, попадая в крымскотатарскую художественную литературу, превращается в ситуативный рассказ-молнию. Газетный фельетон перемещается в крымскотатарскую литературу как семейно-бытовой фельетон, социальный сатирический рассказ. Газетный крымскотатарский очерк, переходя в художественную литературу, становится более объемным и конкурирует с жанром эссе. Также в крымскотатарской литературе появляются серии очерков (например, серии путевых очерков по святыням исламского мира в журнале «Йылдыз» в начале 2000-х гг.). Таким образом, становление и развитие жанров фельетона, очерка и отчасти заметки в крымскотатарской журналистике проходило в тесном взаимодействии с жанрообразующими процессами в крымскотатарской литературе.

Ключевые слова: крымскотатарская литература, фельетон, очерк, заметка, жанры журналистики.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время крымскотатарская периодика представляет объект интереса для ряда отечественных и зарубежных ученых. Крымскотатарским СМИ посвящены работы В. Ю. Ганкевича. Среди его трудов - краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914) [2]. Известны исследования И. А. Керимова о крымскотатарской периодической печати довоенного времени (до 1941 г.). Указанная работа вмещает полный перечень крымскотатарских изданий [8]. Заслуживает отдельного внимания работа О. С. Хоменка о дореволюционной периодической печати Таврической губернии (1838-1916): очерк истории и библиографический указатель [14]. Г. З. Юксель опубликовала работу о крымскотатарской печатной прессе конца 1910-начала 1930-х гг., где особенно выделены организационно-функциональный и идейно-содержательный аспекты национальной печати [16]. Особое значение имеют исследования Н. В. Яблоновской. Ей принадлежит целый ряд работ об истории крымской журналистики, и в частности о прессе крымских

67

татар [17]. История этнической прессы Крыма и ее развитие в наши дни изучаются и другими исследователями.

Первые исследования использования жанра фельетона в крымскотатарских литературе и журналистике стали появляться в 2000-х годах. Внимания заслуживают работы С. Сеитмеметовой [12] и З. Шукурджиевой [15], рассматривающие обращение И. Гаспринского к ряду журналистских жанров. Исследователем жанров крымскотатарской прозы стала Ф. А. Сеферова, издавшая серию научных работ о современной крымскотатарской прозе [13].

Несмотря на обилие публикаций, посвященных крымскотатарской журналистике, вопрос о становлении ее жанровой системы остается малоисследованным.

Объектом нашей статьи является периодическая печать крымских татар. Предметом выступает зарождение и формирование в ней таких жанров журналистики, как фельетон, очерк и заметка.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Крымскотатарская национальная периодика с самого начального своего периода для формирования текстов интенсивно использует популярные малые жанры известных газет. Появление ряда жанров журналистики в ранней крымскотатарской печати берет начало с журналистской и литературной деятельности И. Гаспринского, который благодаря своим взвешенным взглядам и авторитету сумел добиться открытия в 1883 г. двуязычной газеты «Терджиман-Переводчик» [8, с. 127]. При этом еще 1881 г. И. Гаспринским были предприняты попытки издания периодических печатных изданий (газетных листков) «Тонгъуч» (рус. Первенец) [4] и «Шафакъ» (рус. Сумерки) [5, с. 6]. Долгое время «Терджиман-Переводчик» был единственной тюркоязычной газетой в границах Российской Империи. Несомненно, личность и авторитет И. Гаспринского сыграли в этом ключевую роль. При нем выросли и созрели как личности молодые литераторы, критики, переводчики, журналисты-публицисты, историки, драматурги и фольклористы.

Жанр фельетона

Фельетон - это один из художественно-публицистических жанров в крымскотатарской литературе и журналистике, сформировавшийся в современном виде на рубеже XIX-XX вв. Термин «фельетон» возник в начале XIX в. В 1800 г. во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать листы-приложения к газете. Сатирическую окраску фельетон приобрёл в новейшее время. Первые фельетоны появляются в крымскотатарской периодической печати в конце XIX в. Долгое время при жанровом обозначении данных текстов крымскотатарские литераторы обходились традиционными терминами: левхд (зарисовка; сценка-рассказ), чыбыртмд (ералаш, ситуативный сумбур).

Создатель фельетона подвергает фактический материал публицистической обработке. Образность и художественность фельетона - это непременное условие его действенности. При этом не каждый фельетон должен указывать на недостатки. Действенность жанра фельетона заключается в том, что этот текст обеспечивает аудиторию актуальной информацией, влияет на формирование социальной позиции

68

_Джелилова Л. Ш._

человека, на формирование общественного мнения. Писатель-фельетонист акцентирует внимание на образе конкретного носителя зла, а сквозь этот неблагоприятный образ вырисовывается общая картина нежелательного явления.

Первыми фельетонами рубежа веков стали тексты И. Гаспринского в газете «Терджиман». Один из таких фельетонов проходит как часть серии небольших «Рассказов из жизни русских мусульман», написанных И. Гаспринским под псевдонимом М. Искендеров в 1885 г. Это рассказ «Мидаль, или Иван Иванович» [11, с. 270-271]. Также обращает на себя внимание фельетон И. Гаспринского «Бесприютный. (Из приключений г-на Здравого Смысла)», опубликованный в 1905 г. в газете «Терджиман» [3, с. 378-379]. Этот фельетон обозначен как сатирический рассказ, он не подписан автором. По жанру и стилю это социальный фельетон о бродяжничестве здравого смысла. Здравый смысл тут одушевлен, очеловечен и предстает перед нами в образе отверженного.

Но впервые слово фельетон как определитель жанра литературного текста видим в 1917 г. в газете «Миллет» у Джемиля Керменчикли. Под заголовком рассказа «Акълы бир ред» (кртат. «Справедливый отказ») автором в скобках по-русски подписано - фельетон [9]. Этот социальный фельетон по всем своим параметрам соответствует критериям жанра, написан в духе времени.

С 1957 г. фельетон - частый и излюбленный гость крымскотатарской газеты «Ленин байрагъы». Самый первый газетный послевоенный образец этого жанра -фельетон Ризы Халидова «В пути, в автобусе» (Ёлда, автобусда (фельетон), 1957). Это социально-бытовой, сатирический текст. Затем будут опубликованы и другие произведения крымскотатарских фельетонистов.

В 60-70 годы ХХ в. во многих сатирических сборниках и юмористических изданиях крымскотатарский фельетон зачастую отмечен как «сатирик икяе» (кртат. сатирический рассказ/смешная история). Тут следует указать на невнимательность редакторов издания или их нежелание дать более точную жанровую характеристику литературному тексту. Сборники определяют подобные тексты, как фельетон, лятифе, сатирик икяе. Семейно-бытовые фельетоны были очень актуальны в 19601970-х гг. В них изобличены и косность общества, и неумение вчерашних сельских обывателей стать настоящими горожанами (урбанистические картинки, на фоне которых контрастными пятнами выделяются неуклюжие новые горожане). Фельетон «Къайнана» (кртат. «Свекровь») Дж. Гъафара - образец удачного семейно-бытового фельетона, рисующего мир простого обывателя [6, с. 76-81].

В указанных фельетонах крымскотатарским прозаикам удалось создать удивительно многомерные картины жизни. И, как видим, первое их измерение, заметное сразу же - это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность.

В начале 2000-х годов в Крыму в качестве ежемесячного приложения к литературно-художественному журналу «Йылдыз» редколлегия журнала возобновила выпуск сатирического издания И. Гаспринского «Ха-ха-ха». В нем на протяжении восьми лет публиковались сатирические рассказы, фельетоны, анекдоты, карикатуры и эпиграммы на крымскотатарском языке.

69

Следует отметить, что тема литературного контента в крымскотатарских газетах рубежа Х1Х-ХХ вв. до сих пор не получила должного рассмотрения, в том числе до настоящего времени не проведен жанрово-типологический анализ газетной фельетонистики этого периода.

Жанр очерка

Очерк Х1Х-ХХ вв. - эпический прозаический жанр, давно вошедший в художественную литературу и журналистику. Произведения этого жанра отмечены ярким присутствием авторского «я». Сам же очерк находится на грани между художественной литературой и публицистикой. Он сохраняет особенности образного отражения реальной жизни в литературе. Для создания очерка интенсивно используются инструменты художественного изображения. В мировой литературе жанр очерка близок к жанру рассказа.

Для очерка характерна свободная, независимая композиция, которую организует повествователь. Иногда эту композицию развивает какая-либо идейная цель. Очерк специфичен. Его условности и правила отчасти являются его слабыми сторонами. А конкретно это отрывочность очерка, узкие или тесные рамки/границы сюжета, неизбежная зажатость и вечное состояние локальности. Преимущества очерка состоит в том, что в одном и том же тексте одновременно могут уживаться и сюжетное повествование, и сценка-зарисовка, и статистические данные, и публицистический выпад, и поучение. Как в Европе, так и в России многие очерки становились основой сюжетов выдающихся литературных произведений.

Первыми очерками в восточной литературе вполне можно считать малые прозаические назидательные формы Джалаладдина Руми. Его «Месневи» (сборник прозаических сценок и поэзии) полон первыми образцами сюжетного «очерка». Необходимо вспомнить также известных очеркистов в русской периодической печати, которые своим творчеством, несомненно, повлияли на формирование очерка у народов России, в частности крымских татар.

Первые крымскотатарские очерки появляются в печатных изданиях конца XIX-начала XX вв. Очерки И. Гаспринского в «Терджимане» отличались тематическим и жанровым разнообразием. Следует отметить, что в самих текстах жанр не был обозначен. Однако это яркие первые образцы крымскотатарского путевого, проблемного и портретного очерка.

Так, очерк «Бекство» И. Гаспринского (очерк подписан псевдонимом автора -М. Искендеров) - классический путевой очерк об одном предместье Закавказья [11]. В следующем номере газеты опубликован еще один, но уже портретный очерк «Интересный дервиш» («Терджиман», 1885 г., N° 2 от 20 сентября). В нем дан портрет одного из мусульманских аскетов [11, с. 380]. В последующие годы в газете «Терджиман» было напечатано множество очерков как И. Гаспринского, так и других авторов. Наиболее известными стали очерки «Народ» (Миллет, 1907 г.), «Наставления в месяц Рамадан» (Рамазан насихаты, 1898 г.), «Тюркская литература» (Кыраат-ы тюрки, 1894 г.), «Русское мусульманство» (Рус муслюманлыгъы, 1881 г.), «Торговые вести» (Кесб ве тиджарет мухабиреси, 1889 г.), «Великие престольные города» (Мешхур пайтахтлар, 1901 г.), «Зеркало

70

_Джелилова Л. Ш._

прогресса» (Мират-ы джедид, 1882 г.), «Алишер Навои» (Неваи-й мир-Алишир, 1902 г.) и другие.

В редакции «Терджимана» выросла целая плеяда талантливых публицистов-очеркистов. Это пишущая и деятельная интеллигенция первой половины ХХ в., ученики И. Гаспринского: Абдурешид Медиев, Осман Акчокраклы, Бекир Эмекдар, Абдурефи Боданинский, Асан Сабри Айвазов, Исмаиль Леманов. Позже появилось и следующее поколение писателей-журналистов, авторов очерков. Осман Заатов, Усеин Балич, Сеидабдулла Озенбашлы, Абиулла Одабаш, М. Рефатов, Мемет Нузэт, Усеин Ш. Токтаргази, Асан Чергеев, Ильяс Бораганский [7].

После 1917 г. жанр газетного и журнального очерка становится одним из ведущих жанров нового времени. Крымскотатарскому очерку дают новую жизнь и маститые, и начинающие писатели: Абдулла Лятиф-заде, Якуб Шакир-Али, Умер Ипчи, Осман Амит, Ыргат Кадыр, Мамут Недим, Ильяс Тархан и др. Очерки 19201930 гг. были посвящены рабочему классу, простому рабочему человеку, новым масштабным государственным стройкам, созданию коллективных хозяйств. Были и очерки, касающиеся новых литературных веяний: «Борьба за литературу пролетариата» (Пролетар эдебияты ичюн куреш, 1930 г.) А. Дерменджи; «Реислер» (Председатели, 1935 г.), «Мой воспрянувший народ» (Джанлангъан халкъым, 1936 г.), «Пушкин и крымскотатарская литература» (Пушкин ве къырымтатар эдебияты, 1937 г.) У. Ипчи; «Степи Красноперекопа» (Ор чёллери, 1938 г.) Р. Мурада; «О поэте Алтанлы» (Шаир Алтанълы акъкъында, 1940 г.) А. Фетислямова и др. [7, с. 10-14].

Ярким очеркистом этих лет был Умер Ипчи (1897-1955), автор множества очерков об исторических личностях и городах Крыма («Аппаз Усеинов» (1936 г.), «Бахчисарай» (1931 г.) и др.) [7, с. 15]

Крымскотатарский очерк послевоенного периода (1957-1980 гг.) отличается идейно-тематически. В эти же годы подрастает новое поколение молодых литераторов-очеркистов: Эрвин Умеров, Риза Фазыл, Айдер Осман, Эмиль Амит, Иса Абдураман, Закир Куртнезир, Шакир Селим, Аблязиз Велиев, Урие Эдемова и др. Их очерки сначала печатаются в «Ленин байрагъы» и журнале «Йылдыз», а затем выходят отдельными изданиями. Суть и идейное содержание очерков указанного периода связаны с восстановлением страны и строительством социалистического рая. Портретные очерки посвящаются людям рабочих профессий, знатным хлопкоробам, ткачихам, рабочим металлургической промышленности. Выдающемуся лётчику-асу, дважды герою Советского Союза Аметхану Султану посвящено несколько сборников очерков. Портретный очерк и социальный очерк - два самых популярных подвида этого жанра, которые наиболее часто встречаются в периодической печати крымских татар в 1960-1980 годы [7, с. 33].

Советский крымскотатарский очерк, впрочем, как и любой очерк той эпохи, был посвящен созданию образа честного труженика, гражданина и патриота.

В 1990-ые гг. уже в Крыму, во вновь основанных крымскотатарских газетах и журналах («Достлукъ», «Ватан», «Янъы дюнья», «Къырым», «Голос Крыма» и др.) очерки были в большей степени посвящены бывшим диссидентам, борцам за права

71

своего народа, известным поэтам, писателям и другим представителями творческой интеллигенции, имена и произведения которых были запрещены в советские годы.

Заметка в крымскотатарской прессе

Один из популярных информационных жанров журналистики - заметка. Структурно заметка схожа с небольшой статьей, она состоит из заголовка, подзаголовка, лида и основного текста.

Существует несколько разновидностей заметки. Одна из них - новостная заметка, в которой содержатся определенные сведения или данные о каком-либо событии. Чаще всего это описание происшествия.

Хроника - разновидность короткой заметки, в которой события изложены в хронологической последовательности. Такой вид заметки характерен для описания исторических событий любого времени.

Первые заметки в крымскотатарской прессе были напечатаны в газете «Терджиман» И. Гаспринского. Однако уже предтеча «Терджимана» - газетные листки «Тонгъуч» и «Шафакъ» - тоже содержали заметки. В информационной заметке И. Гаспринского «Как известно...» («Тонгъуч», 1881, 20 мая, С. 3) читателю сообщается о новом городовом Положении, в котором указаны условия избрания членов городского совета [4]. Следующая информационная заметка И. Гаспринского - «Исламские страны» - дает нам полное представление обо всех мусульманских державах того времени, численности их населения и социально-культурном состоянии [5].

В газете «Терджиман» первые образцы указанного жанра - это заметки «Оренбург» (1885 г., № 8 от 11 октября) и «Нормальная школа» (1885 г., № 12 от 28 октября) [11]. Это небольшие тексты, описывающие местность, людей и события. Заметки в заключительных своих частях ненавязчиво назидательны.

Газета «Миллет», выходившая в Крыму в 1917-1920 гг., также славилась своими заметками на социальные темы. Образец заметки этого периода - небольшой текст А. С. Айвазова в газете «Миллет» - «По поводу праздника» (Байрам мюнасебетийле, 1917 г., № 10, 7 июля) [22, с. 4]. Примечательная, яркая информационная заметка Джафера Сеидамета. «Наша национальная задача.» (Миллий вазифемиз, 1918 г., № 123, 15 октября) [22, с. 144].

Жанр заметки продолжает свое существование в довоенной (1917-1944 гг.) и в послевоенной (1957-1990 гг.) национальной периодике крымских татар. В газете «Ленин байрагъы» заметкам уделялось особое внимание. Это были заметки, информирующие о событиях (чаще всего - о достижениях) в различных сферах общественной жизни [13, с. 87].

В качестве образцов жанра послевоенного периода можно назвать заметки А. Дерменджи «Патриоты» (Ватанперверлер, 1957 г. - октябрь 20); Черкез-Али «Похвала от рабочих» (Ишчилернинъ алгъышы, 1957 г., - ноябрь 17.); Ильяса Бахшиша «О крымскотатарском ансамбле песни и пляски» (Къырымтатар оюн ве йыр ансамбль акъкъында, 1957 г., декабрь 1.); Я. Мемета «Культура (Выставка изобразительного искусства)» (Медениет (Ресим сергиси), 1957 г., декабрь 5.) [7] и другие.

72

_Джелилова Л. Ш._

ВЫВОДЫ

Жанры фельетона, очерка, заметки в крымскотатарской журналистике впервые появились в газете И. Гаспринского «Терджиман», а затем продолжили развитие в изданиях периода революций и гражданской войны, например, в газете А. С. Айвазова «Миллет». К 1930-м годам они окончательно сформировались в соответствии с утвердившимися в советской журналистике канонами.

В настоящее время жанры фельетона, очерка и заметки в крымскотатарской периодике переживают различные трансформации, в том числе на стыке литературы и журналистики. Например, жанр заметки, попадая в крымскотатарскую художественную литературу, превращается в ситуативный рассказ-молнию.

Газетный фельетон крымских татар призван высмеивать пороки человека, игрой объемов и контрастов, методом сравнения изобличать жизненные перекосы. В крымскотатарскую литературу жанр фельетона перемещается как семейно-бытовой фельетон, социальный сатирический рассказ.

Газетный крымскотатарский очерк долгое время существует в периодической печати. Переходя в художественную литературу, он становится более объемным и конкурирует с жанром эссе. Также в крымскотатарской литературе появляются серии очерков (например, серии путевых очерков по святыням исламского мира в журнале «Йылдыз» в начале 2000-х гг.).

Таким образом, становление и развитие жанров фельетона, очерка и отчасти заметки в крымскотатарской журналистике проходило в тесном взаимодействии с жанрообразующими процессами в крымскотатарской литературе.

Список литературы

1. Велиев Къ. Тавшан юрекли. Юмор. [Текст] / Къ. Велиев // Йылдыз. - 1983. - №1. - С.142-143.

2. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению: краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914). [Текст] / В. Ю. Ганкевич. - Симферополь, 2000.

3. Гаспринский И. Бесприютный (из приключений г-на Здравого Смысла). [Текст] / И. Гаспринский // Полное собрание сочинений И.Гаспринского. Том 1. Симферополь: Институт истории им. Марджани, 2016. - С. 378-379.

4. Гаспринский И. Известно, что... Малюмдюр ки... [Текст] / И. Гаспринский // Тонгъуч, 1881. -20 мая.

5. Гаспринский И. Исламские страны. Ислям девлетлери [Текст] / И. Гаспринский // Шафакъ, 1881. - 9 августа.

6. Гъафар Дж. Къайнана. [Текст] / Дж. Гъафар // Омюр орьнеклери. Икяелер. Ташкент: Гъ. Гъулам нешрияты, 1971. - С. 76-81.

7. Джелилова Л.Ш. Къырымтатар эдебиятында очерк жанры. [Текст] / Л.Ш. Джелилова. -Симферополь: «ДИАЙПИ», 2015. - 100 с.

8. Керимов И. А. Крымскотатарская периодическая печать довоенного времени [Текст] / И. А. Керимов // Ученые записки КГИПУ. - 2004. - № 5. - С. 125-133.

9. Керменчикли Дж. Акълы бир ред. (Фельетон) [Текст] / Дж. Керменчикли // Миллет. - 1917. -3 сентябрь.

10. Машарипова Т.Ж. Публицистика и литература: общие и отличительные особенности [Текст] / Т.Ж. Машарипова // Вестник Московского университета, 2013. - Серия 10. Журналистика. -С. 48-54.

11. Полное собрание сочинений И. Гаспринского. Симферополь: ООО Форма. - 2016. - Т. 1. -384 с.

73

12. Сеитмеметова С. Жанры и типы публикаций в газете "Терджиман" [Текст] / С. Сеитмеметова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. История. -2008. - Т. 21 (60). - № 1. - С. 43-51.

13. Сеферова Ф.А. Этические идеалы крымскотатарской прозы 60-80 гг. ХХ века. [Текст] / Ф.А. Сеферова. - Симферополь: «ДОЛЯ», 2009. - 206.

14. Хоменок О. С. Дореволюционная периодическая печать Таврической губернии (1838-1916): очерк истории и библиографический указатель. [Текст] / О. С. Хоменок. - Одесса: АО Бахва, 2003.

15. Шукурджиева З. Специфика художественно-публицистических жанров наследия И. Гаспринского [Текст] / З. Шукурджиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2018. - № 11 (89). - Ч. 1. - С. 61-64.

16. Юксель Г. З. Крымскотатарская пресса конца 1910-начала 1930-х гг.: организационно-функциональный и идейно-содержательный аспекты. [Текст] / Г.З. Юксель. - Симферополь, 2014. - 301 с.

17. Яблоновська Н.В. Етшчна преса Криму: iсторiя та сучасшсть. [Текст] / Н.В. Яблоновська. -Омферополь, 2006. - 312 с.

18. Яблоновская Н.В. Этническая пресса Крыма: проблема поддержки национального языка [Текст] / Н.В. Яблоновская // Культура народов Причерноморья. - 2006. - № 82. - С. 51-53.

19. Яблоновская Н.В. Этническая пресса Крымской АССР: национальное возрождение в условиях плана коренизации и формирующегося тоталитаризма. [Текст] / Н.В. Яблоновская // Культура народов Причерноморья. — 2007. - №116. - С. 33-36.

20. Яблоновской Н. В. Кримська журналютика: етшчш аспекти: Навчальний помбник. [Текст] / Н.В. Яблоновская. - ймферополь, 2008. - 290 с.

21. Яблоновская Н. В. Современная этножурналистика Крыма: основные тенденции развития. [Текст] / Н.В. Яблоновская // Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 2017. — № 10. - С. 63-75.

22. Kirimov T.N. (Tertipfi). Millet Cevherleri. Hrestomatiya. Aqmescit: Qmmdevoquvpedne^it, 2012. -704.

23. Odaba§ H. Oq (gibirtma). Millet. - 1918. - № 91. - Avgust 14. - S.4.

References

1. Veliev, K. (1983), Tavshan jurekli. Jumor [A coward hare, Humor]. Jyldyz, no. 1, pp.142-143.

2. Gankevich, V.Yu. (2000), Na sluzhbe pravde i prosvesheniyu: kratkiy biograficheskiy ocherk Ismaila Gasprinskogo (1851-1914) [At the Service of truth and enlightenment, The brief biographical sketch of Ismail Gasprinsky], Simferopol, Tavriya Publ., 327 p.

3. Gasprinsky, I. (2016), Besprijutnyj (iz prikljuchenij g-na Zdravogo Smysla), Polnoe sobranie sochinenij I. Gasprinskogo [Homeless (From the adventures of the Common Sense Master, The Full Collection of I. Gasprinsky's works] Simferopol, vol. 1, Institut istorii im. Mardzhani Publ., pp. 378 - 379.

4. Gasprinsky, I. (1881), Izvestno, chto... Maljumdjur ki... [It is known that.], Tonguch, 20 maja.

5. Gasprinsky, I. (1881), Islamskie strany. Isljam devletleri [Islamic Countries], Shafak, 9 avgusta.

6. Gafar, Dzh. (1971), Kajnana, Omjur or'nekleri. Ikjaeler [Mother-in-Law, Examples from Life. Stories], G. Gulam neshrijaty Publ., Tashkent, pp. 76-81.

7. Dzhelilova, L.Sh. (2015), Kyrymtatar edebiyatynda ocherkzhanry [The Short Story Genre in the Crimean Tatar Literature], DIAJP Publ, Simferopol'.

8. Kerimov, I.A. (2004), Krymskotatarskaya periodicheskaya pechat dovojennogo vremeni [The Crimean Tatar Periodics before the Second World War]. Ucheniye zapiski KGIPU, no. 5, pp. 125-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

74

_Qwenunoea H. LU._

9. Kermenchikli, Dzh. (1917), Akly bir red. (Fel'eton) [The Fare Refusal, Feuilleton]. Millet, 3 sentjabr'.

10. Masharipova, T.Zh. (2013), Publicistika i literatura: obshhie i otlichitel'nye osobennosti [Publicism and literature: the general and distinctive features]. VestnikMoskovskogo universiteta, Serija 10. Zhurnalistika, pp. 48-54.

11. Polnoe sobranie sochinenij I. Gasprinskogo [The full collection of Ismail Gasprinsky's literary works] (2016), Forma Publ., Vol. 1, Simferopol'.

12. Seitmemetova, S. (2008), Zhanry i tipy publikacij v gazete "Terdzhiman [The genres and types of publications in "Terdzhiman" newspaper]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo, Serija «Istorija», vol. 21 (60), no. 1, pp. 43-51.

13. Seferova, F.A. (2009), Eticheskie idealy krymskotatarskoj prozy 60-80 gg. XX veka [The Ethic Ideals of the Crimean Tatar Prose in 60-80th of XXth century], Dolja Publ., Simferopol', Dolya Publ., 2009, 208 p.

14. Khomenok, O.S. (2003), Dorevolutsionnaya periodicheskaya pechat Tavricheskoy gubernii (1838-1916): ocherk istorii i bibliograficheskiy ukazatel [Pre-revolutionary periodical press of the Taurida province (1838-1916): an outline of history and bibliographic index], Bakhva Publ., Odessa, 180 p.

15. Shukurdzhieva, Z. (2018), Specifika hudozhestvenno-publicisticheskih zhanrov nasledija I. Gasprinskogo [The specificity of the artistic and journalistic genres of Ismail Gasprinsky's heritage]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, no. 11 (89), p.1, pp. 61-64.

16. Yuksel, G. Z. (2014), Krymskotatarskaja pressa kontsa 1910-nachala 1930-h gg.: organizatsionno-funktsionalnij I idejno-soderjatelniy aspekty [The Crimean Tatar press during the end of 1910 - beginning of 1930s: organizational, functional and ideological content aspects], Simferopol, Krymuchpedgiz, 170 p.

17. Yablonovska, N. V. (2006), Etnichna presa Krymu: istoriya ta suchasnist [The ethnic Press of Crimea: the history and modernity], Simferopol, Krimnavchpedvidav Publ., 312 p.

18. Yablonovskaya, N. V. (2006), Etnicheskayapressa Kryma: problemapodderzhki natsionalnogo yazika [The Ethnic press of Crimea: The problem of national language support]. Kul'turanarodov Prichernomorja, no. 82, pp. 51-53.

19. Yablonovskaya, N. V. (2007), Etnicheskaja pressa Krymskoj ASSR: nacional'noe vozrozhdenie v uslovijah plana korenizacii i formirujushhegosja totalitarizma [The Ethnic press of Crimean ASSR: the national resurrection in the face of indigenization and reforming totalitarism]. Kul'tura narodov Prichernomorja, no. 116, pp. 33-36.

20. Yablonovskaya, N. V. (2008), Krims'ka zhurnalistika: etnichni aspekti: Navchal'nij posibnik [Crimean Journalism: Ethnic Aspects: A Textbook]. Simferopol, 290 p.

21. Yablonovskaya, N. V. (2017), Sovremennaja etnozhurnalistika Kryma: osnovnye tendencii razvitija [The modern ethnic journalism in Crimea: the main traits of development]. Etnicheskaya zhurnalistika: istorija i sovremennost'. Jezhegodnik Fakul'teta zhurnalistiki MGU im. M.V. Lomonosova, no. 10, pp. 63-75.

22. Kirimov, T. N. (2012). Millet Cevherleri. Hrestomatiya [The Nation's Treasure. Collection of works], Qmmdevoquvpedneijir Publ, Aqmescit, 704 p.

23. Odaba§, H. (1918), Oq (qibirtma) [The Arrow (sketch)]. Millet, no. 91, Avgust 14, p. 4.

75

THE ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE LEADING JOURNALISM GENRES IN THE CRIMEAN TATAR PERIODICS, THE END OF XIX - BEGINNING OF THE XXI CENTURIES

Dzhelilova L. Sh.

The article deals with the origin and development of the main genres of journalism (feuilleton, essay and notes) in the Crimean Tatar press at the end of the 19th-21 st centuries. It shows that the feuilleton, essay and note genres firstly appeared in I. Gasprinsky's newspaper "Terdzhiman", used to be the symbol of the Crimean Tatar journalism. Later on, their development continued on the pages of A.S. Aivazov's newspaper "Millet" through the periods of revolutions and civil war. By the 1930s, they finally framed up in the Crimean Tatar press in accordance with the canons of Soviet Union journalism. The Short literary forms have always been popular among readers. It is need to know, that almost every Crimean Tatar poet of the 20th century was using at least or two times feuilleton, essay or note genres in his literary work. The second half of the twentieth century gave the start to the venerable Crimean Tatar essayists and feuilletonists.

This research shows that the present day Crimean Tatar periodical genres - feuilleton, essay and note are revising various transformations, including at the intersection of journalism and literature.

Keywords: Crimean Tatar Literature, feuilleton, essay, note, genres of journalism.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.