Научная статья на тему 'ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. ГАСПРИНСКОГО: ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕГМЕНТ'

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. ГАСПРИНСКОГО: ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕГМЕНТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСПРИНСКИЙ / ПУБЛИЦИСТИКА / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА / КРЫМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шукурджиева Зельфира Шевкетовна

Предметом исследования послужил вопрос изучения публицистического наследия известной личности конца XIX - начала XX вв., реформатора образования Востока, просветителя тюркского мира, издателя, публициста Исмаила Гаспринского. На протяжении тридцати лет он издавал в Крыму газету «Терджиман», ставшей важнейшим источником информации своей эпохи. В многогранной публицистике Гаспринского отражены актуальные вопросы своей эпохи политического, социально-экономического, культурно-просветительского характера. В исследованиях публицистического наследие автора важным представляется не только его содержательный аспект, но и жанровая природа газетных выступлений (отметим, что этот аспект остается недостаточно изученным). При написании данной работы были использованы метод интертекстуального и сравнительного анализа текста. Новизна исследования состоит в том, что на основе анализа публицистического материала определяются жанровые особенности газетных публикаций Гаспринского и, в частности, выявляется и характеризуется их информационный сегмент. В статье детально рассматриваются информационные жанры публицистики Гаспринского, в качестве доказательной аргументационной базы приводятся цитаты из первоисточника - непосредственно газетных материалов автора, опубликованных в «Терджимане» в различные годы выхода газеты. Вместе с тем дается определение понятия «жанр» с точки зрения общей теории журналистики, приводятся характерные черты и свойства информационных жанров журналистики в аспекте медиалогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE SPECIFICITY OF I. GASPRINSKY'S PUBLISHISTIC WORKS: INFORMATION SEGMENT

The subject of the study was the issue of studying the journalistic heritage of a famous personality of the late XIX - early XX centuries, a reformer of the education of the East, an educator of the Turkic world, a publisher, a publicist Ismail Gasprinsky. For thirty years he published the newspaper "Terdzhiman" in the Crimea, which became the most important source of information of his era. Considering the journalistic heritage of the author, it is important not only the content aspect of his journalistic works, but also the genre nature of Gasprinsky's newspaper speeches (note that this aspect remains insufficiently studied). When writing this work, the method of intertextual and comparative text analysis was used. The novelty of the study lies in the fact that, based on the analysis of the author's journalistic material, the genre features of his newspaper publications are revealed, in particular, its information segment is identified and characterized. The article examines the informational genres of Gasprinsky's journalism, quotes from the original source - directly from the author's newspaper materials published in "Terdzhiman" in various years of its publication. At the same time, the concept of "genre" is defined from the point of view of the general theory of journalism, and, in particular, the features and properties of information genres of journalism are given in the aspect of medialogy.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. ГАСПРИНСКОГО: ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕГМЕНТ»

Шукурджиева Зельфира Шевкетовна1

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. ГАСПРИНСКОГО: ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕГМЕНТ

УДК: 070(=512.19):82-92

Предметом исследования послужил вопрос изучения публицистического наследия известной личности конца XIX - начала XX вв., реформатора образования Востока, просветителя тюркского мира, издателя, публициста Исмаила Гаспринского. На протяжении тридцати лет он издавал в Крыму газету «Терджиман», ставшей важнейшим источником информации своей эпохи. В многогранной публицистике Гаспринского отражены актуальные вопросы своей эпохи политического, социально-экономического, культурно-просветительского характера. В исследованиях публицистического наследие автора важным представляется не только его содержательный аспект, но и жанровая природа газетных выступлений (отметим, что этот аспект остается недостаточно изученным).

При написании данной работы были использованы метод интертекстуального и сравнительного анализа текста. Новизна исследования состоит в том, что на основе анализа публицистического материала определяются жанровые особенности газетных публикаций Гаспринского и, в частности, выявляется и характеризуется их информационный сегмент. В статье детально рассматриваются информационные жанры публицистики Гаспринского, в качестве доказательной аргументационной базы приводятся цитаты из первоисточника - непосредственно газетных материалов автора, опубликованных в «Терджимане» в различные годы выхода газеты. Вместе с тем дается определение понятия «жанр» с точки зрения общей теории журналистики, приводятся характерные черты и свойства информационных жанров журналистики в аспекте медиалогии.

Ключевые слова: Гаспринский, публицистика, жанры журналистики, информационные жанры, этническая пресса, Крым.

Genre Specificity of I. Gasprinsky's Publishistic Works: Information Segment

The subject of the study was the issue of studying the journalistic heritage of a famous personality of the late XIX - early XX centuries, a reformer of the education of the East, an educator of the Turkic world, a publisher, a publicist Ismail Gasprinsky. For thirty years he published the newspaper "Terdzhiman" in the Crimea, which became the most important source of information of his era. Considering the journalistic heritage of the author, it is important not only the content aspect of his journalistic works, but also the genre nature of Gasprinsky's newspaper speeches (note that this aspect remains insufficiently studied).

When writing this work, the method of intertextual and comparative text analysis was used. The novelty of the study lies in the fact that, based on the analysis of the author's journalistic material, the genre features of his newspaper publications are revealed, in particular, its information segment is identified and characterized. The article examines the informational genres of Gasprinsky's journalism, quotes from the original source - directly from the author's newspaper materials published in "Terdzhiman" in various years of its publication. At the same time, the concept of "genre" is defined from the point of view of the general theory of journalism, and, in particular, the features and properties of information genres of journalism are given in the aspect of medialogy.

Keywords: Gasprinsky, journalism, genres of journalism, information genres, ethnic press, Crimea.

1 Шукурджиева Зельфира Шевкетовна, старший преподаватель кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым). E-Mail: zelfiram@rambler.ru.

История развития крымскотатарской национальной печати неразрывно связана и именем выдающейся личности своей эпохи, известного реформатора образования конца XIX -начала XX веков, педагога, просветителя, издателя, публициста Исмаила Гаспринского. При изучении наследия творческой личности, к числу которых, безусловно, относится Гаспринский, необходим системный подход. Литературные произведения просветителя к настоящему времени изучены достаточно основательно, учеными и литературными критиками проанализированы большинство его рассказов, повестей, романов, написанные и изданные в разные годы его творческой деятельности.

Публицистическое наследие Гаспринского также является объектом современных научных исследований. Особенно активно работают в данном направлении ученые Крыма, Турции, Азербайджана. Исследователи, так или иначе касающиеся этой стороны деятельности Гаспринского, акцентируют свое внимание преимущественно на его издательской деятельности.

Во многих научных исследованиях, касающихся изучения наследия Гаспринского, его публицистика рассматривается с точки зрения содержательного аспекта. Однако мало изученными остаются вопросы жанровой градации, особенности поэтики публицистических произведений Гаспринского, недостаточно уделяется внимание проблемам определения доминирующих жанров в его публицистике. Этим обосновывается актуальность данного исследования.

С точки зрения теории журналистики, жанр - это «дискретная часть творчества журналистов, устойчивые формы журналистских произведений» [Мельник, 2008, с. 104]. Жанр представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике главное. Но оно, в свою очередь, определяет проблему и характер, форму и объем публицистического выступления. Поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы.

Обладая рядом признаков, таких как тематическое своеобразие, способ отражения реальной действительности, функциональные особенности, технические условия создания журналистских материалов, осуществляется классификация жанров. Это важно не только для теоретического осмысления проблем журналистики, но еще больше для практической деятельности журналистов. Следовательно, жанр - это обобщенная форма журналистских выступлений.

Основой зарождения и формирования жанров служит журналистская практика. В теории журналистики существует три основные группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

В информационных жанрах важно уметь, видеть, отбирать, оценивать, комментировать и оперативно реагировать на новые общественно значимые факты. Эффективность аналитических жанров обеспечивается масштабностью взгляда на жизненные явления, комплексным подходом к анализу проблем окружающей действительности. Художественно-публицистические жанры требуют раскрытия новых граней сторон общественных отношений, многосторонне изображение личности человека, нравственная и психологическая глубина оценки личности либо происходящего события.

Возвращаясь к публицистике Гаспринского, следует подчеркнуть, что жанровая палитра его публицистических произведений многогранна, разнопланова. Отметим, что сам автор отчетливых определений относительно жанровых ориентаций своих произведений не давал. Так, в статье «Восход», опубликованной в одном из номеров «Терджимана» за 1905 год, Гаспринский уточняет:

«...Предупреждаю читателя, что я далеко не художник и заранее прошу снисходительности к моим очеркам, хронике - назовите их как угодно» [Терджиман, 1905, № 42].

Это свидетельствует о том, что Гаспринский не ставил перед собой цель написать произведение в том или ином жанре. По-видимому, приоритетным для себя он считал отражение сути той иной проблемы или события, не углубляясь в формообразующие составляющие своих текстов.

Многие свои комментарии Гаспринский помещал в газете под заголовком «Примечание», «Нечто вроде предисловия», «От редакции» и т. п. В них, как правило, давались некоторые уточнения относительно какой-либо ситуации. Буквально несколькими предложениями излагалась суть обращения к читателям. Подобного рода тексты можно отнести к малым жанрам журналистики, а именно - хронике, заметке. Приведем пример:

«От редакции. Лица, имеющие надобность, лично видеться по делам редакционным или типографским, в случаях нашего отсутствия, могут обратиться к секретарю редакции и сотруднику нашему Исмаилу Фуату Леманову. Письменные же обращения, как всегда, должны быть написаны на имя редакции» [Терджиман, 1904, № 22].

Говоря об информационных жанрах на страницах газеты «Терджиман», следует отметить, что это был один из самых распространенных жанров издания, здесь публиковались заметки на различные темы, в которых сообщалось о произошедших событиях как в регионе, так и за пределами Крыма.

Информационным заметкам свойственна новизна, лаконичность, краткость, оперативность, емкость, сжатость, передача информации «телеграфным стилем». Новость, сообщающаяся читателям «Терджимана», представляет собой интересное сообщение о новом событии, в основе которого лежит факт. В качестве примера приведем информационную заметку, опубликованную в апрельском номере «Терджимана» за 1902 год.

«В пятницу 19-го апреля в городском парке любители из татарской молодежи устроили спектакль на родном языке. Была разыграна пьеса из татарского быта «Чему быть, того не миновать» С. Абла Озенбашлы и первое действие комедии «Врач поневоле» из Мольера. Спектакль дал полный сбор, что свидетельствует о народившейся потребности татар в подобных развлечениях. Роли были разыграны довольно удачно, несмотря на то, что и в женских ролях выступали юноши» [Терджиман, 1902, № 18].

Как видим, данная заметка соответствует всем необходимым параметрам жанра информационной заметки и отвечает на вопросы: что, где, когда произошло.

Информационные заметки, публиковавшиеся в «Терджимане», соответствуют классическим элементам данного жанра: своевременность (важность оперативной подачи новости), близость (понятность читательской аудитории), общественная значимость (важность сообщаемого факта), человеческий интерес (обстоятельства, которые не оставят читателя равнодушным).

Наряду с этим на страницах газеты можно встретить менее оперативные сообщения. Вот один их таких примеров.

«В прошлом году крымские садовладельцы сделали первый опыт экспорта яблок в Гамбург, Опыт это принес им хорошую выгоду, что побудило их завязать ныне правильные торговые сношения с гамбургскими покупателями, которые считают крымские яблоки по вкусу лучшими, чем яблоки, привозимые из других стран» [Терджиман, 1904, № 22].

Эта новость из категории менее оперативных, однако не менее интересных для читателей. Подобные заметки - необходимый элемент любой газеты, характерных как для изданий прошлого, так и современных, поскольку они наполняют его, создавая мозаику из новостей, и разбавляют на газетной полосе журналистские материалы крупных форм.

Публикация хроникальных заметок, собранных в подборке под определенной рубрикой, достаточно часто практиковалась на страницах «Терджимана». Рубрики «Разные вести», «Нам пишут», «Къырым хаберлери» («Новости Крыма») и др. были объединены несколькими сообщениями, где оперативно подается лишь сам факт произошедшего. Их достоинство в том, что в одной подборке читатель может получить несколько коротких сообщений, лаконичных по форме. Несмотря на то, что язык хроники сухой, официальный, этот жанр относится к одному из наиболее читаемых в газетной журналистике, поскольку здесь исключается описание подробностей сообщаемого факта, для чтения которых необходимо время. Вот пример из «Терджимана».

«Нам пишут. Из Астрахани: 17 января обворована лавка купца Эфлятун Уразова, злоумышленники забрали более 200 рублей деньгами. Из Оренбурга: «Известный местный купец Хаджи Ахмет Хусайнов раздал беднейшим жителям Сотовского Посада 5.000 пудов баранины. Из Уральской области, села Плек: Плекские мусульмане обратились в

Оренбургское с ходатайством по поводу закона о грамотности мусульманского духовенства» [Терджиман, 1889, № 5].

Репортаж - один из наиболее распространенных информационных жанров журналистики, в основе которого находится конкретный факт или определенное событие. Динамичность и наглядность в описании происходящего, а также отражение события через призму личностного восприятия автора - главные особенности репортажа. «Эффект присутствия» достигается благодаря использованию конкретной лексики описательно-повествовательного характера, изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. В результате читатель, словно сам имеет возможность быть на месте события. Обязательным для данного жанра является событийный повод. В конечном итоге журналист своим текстом создает публицистический образ и колорит события, о котором идет речь в каждом конкретном журналистском материале данного жанра.

Проиллюстрируем данный тезис примером из «Терджимана». Публикация под заголовком «Литературный вечер», опубликованная в одном из августовских номеров газеты за 1886 год, соответствует всем жанровым параметрам репортажа. Событийный повод - литературный вечер, состоявшийся 30 июля 1886 года в Тифлисе, проведение которого было инициировано Гаспринским. В репортаже сообщается о том, что вечер прошел успешно и собрал много почитателей литературы, в том числе здесь присутствовали представители учебного ведомства Тифлиса. Лектор в лице Гаспринского провел параллели между мусульманами Европы и России. Лаконичность, точность, наглядность данного репортажа помогают читателю сконцентрироваться на теме повествования.

Следует отметить, что «эффект присутствия» передается в данном репортаже следующими репликами:

«Собралось довольно много проживающих в Тифлисе», «почетный лектор выступил с вступительным словом к собравшейся публике», «Гаспринский вел свои беседы на русском языке и переводились по-татарски для лиц, которые не вполне знакомы с русским языком».

Подобные словосочетания и предложения усиливают впечатление читателя, способствуя созданию общей картинке события, эмоционально обогащают повествование. Динамичное повествование в репортаже, как правило, заканчивается подведением итога происходящего. Выводы данного репортажа таковы:

«По окончании чтения раздался единодушный взрыв рукоплесканий и почти каждый из слушателей счел своей обязанностью лично поблагодарить почтенного лектора и пожать ему руку, выразив при этом пожелание, которого не можем не высказать и мы, чтобы он продолжал начатое им доброе дело просвещения своих единоверцев, как через посредство издаваемой им газеты, так и путем публичных бесед, польза которых несомненна» [Терджиман, 1886, № 31].

Публицистика Гаспринского представлена различными жанрами журналистики. Жанровое разнообразие текстов автора свидетельствует о его таланте и мастерстве публициста, успешно работавшего как в информационных, так и в других (аналитических, художественно-публицистических) жанрах журналистики. Следует отметить, что на страницах «Терджимана» также публиковались различные тексты рекламного характера, некрологи, анекдоты, автором многих из них также был Гаспринский. В этом особенность творческой лаборатории Гаспринского-публициста - умении сбалансировать текст как с содержательной, так и жанровой стороны с целью удовлетворения информационных интересов целевой аудитории. Таким образом, страницы газеты «Терджиман» из номера в номер обогащались и наполнялись актуальным содержанием. Во многом благодаря данному фактору география читательской аудитории газеты была весьма широкой - издававшуюся в г. Бахчисарае газету читали в России, Турции, на Кавказе, Туркестане и многих других регионах. «Терджиман», возникший в конце XIX века в Крыму, был заметным явлением, как в системе мусульманской прессы царской России, так и всего тюркского мира, ярчайшим образцом этнической прессы своей эпохи.

Таким образом, жанровая специфика газетных текстов Гаспринского - от замысла, идеи до оформления в журналистское произведение - представляет собой целостную организацию текста, имеющего все соответствующие структурные элементы, в том числе и

информационных жанров. Это придает программный характер публицистическим произведениям Гаспринского и вызывает читательский и исследовательский интерес.

Литература:

1. Гаспринский И. Россия и Восток. Казань: Татарское книжное издательство. 1993. 131 с.

2. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. С-Петербург:

Питер. 2008. 271 с.

3. Терджиман. 1884. № 14.

4. Терджиман. 1886. № 31.

5. Терджиман. 1889. № 5.

6. Терджиман. 1892. № 2.

7. Терджиман. 1898. № 5.

8. Терджиман. 1902. № 18.

9. Терджиман. 1904. № 22.

10. Терджиман. 1905. № 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.