УДК 82-92(=930.9)
Шукурджиева Зельфира Шевкетовна1
E-mail: [email protected]
Проблематика газетных выступлений Гаспринского
Аннотация. В статье рассматривается проблематика газетных выступлений Гаспринского. На конкретных выдержках из его статей, опубликованных в различные годы в газете «Терджиман» («Переводчик»), издававшейся в Крыму в г. Бахчисарае, показывается основная направленность публицистики Гаспринского. Раскрываются основные проблемы, которых касался в своих публицистических произведениях Гаспринский на протяжении своей журналистской деятельности, в них подробно излагается позиция автора по многим актуальным вопросам своей эпохи, что представляет особый интерес не только для современных исследователей жизни и деятельности Гаспринского, но и для широкой читательской аудитории.
Ключевые слова: Гаспринский, публицистика, проблематика, «Терджиман».
Анализировать состояние общества невозможно без огромного пласта публицистического материала, без опыта и знаний предыдущих поколений в этой области человеческой деятельности, а также без учета богатейшего материала, дошедшего до нас во многом именно благодаря труду и перу публицистов. Без использования опыта лучших мастеров прошлого в сфере публицистики невозможно развивать традиции национальной печати. Выдающийся просветитель Востока конца XIX - начала XX вв., один из самых ярких мыслителей всего тюркского мира, педагог-реформатор, гуманист, публицист Исмаил Гаспринский оставил огромный след в истории развития интеллектуальной мысли не только регионального, но мирового масштаба.
Считаем, что изучение журналистской деятельности и публицистического мастерства Гаспринского представляет большой интерес на современном этапе развития крымскотатарского общества в контексте формирования политической культуры социума и реализации гуманистических идей в обществе. Поскольку в современных условиях исключительно важными становятся генерирование новых идей, трудно переоценить творческие возможности и практические действия публицистов как выразителей интересов общества, и в данном ключе наследие Гаспринского можно рассматривать как потенциально востребованное, тем более учитывая авторитет этой личности как на Востоке, так и в европейских государствах.
При исследовании наследия Гаспринского нельзя не учитывать тот факт, что на протяжении многих лет в период советского застоя во многом был утрачен национальный элемент и тем самым подорваны национальные традиции многих народов. Не обошло это стороной и крымских татар, в эпоху советского государства сознательно стремились замалчивать сам факт существования целого народа, который на многие годы был предан забвению.
В этих условиях не могло быть и речи о развитии его языка, литературы, культуры также, как не могло быть речи об исследовании истории, культуры, духовной жизни народа.
1 Шукурджиева Зельфира Шевкетовна, преподаватель кафедры крымскотатарской литературы и журналистики кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК КИПУ (Симферополь).
Именно по этой причине наследие Гаспринского было недоступно широкой читательской аудитории. Поэтому изучение и обобщение опыта публицистической деятельности Гаспринского представляет огромный интерес прежде всего с точки зрения идейно-художественной направленности его публицистики, стремления автора исследовать злободневные вопросы, волновавшие общество того периода.
Будучи одним из вдохновителей, основателей, продолжателей развития общетюркской интеллектуальной мысли, он оставил после себя богатейшее наследие, в том числе публицистическое. В трудах Гаспринского можно найти ключ к решению множества социально-гуманитарных проблем современности. Обращаясь к ним в поисках ответов на многие вопросы современности, следует внимательно и вдумчиво читать его публицистику. Она многогранна и широка по охвату тем, глубока по степени воздействия, богата набором фактов, отражающих явления социальной действительности. Глубокий авторский анализ, присущий журналистским текстам Гаспринского, опирается на систему знаний общественных, гуманитарных наук, а также отвечает таким журналистским критериям, как актуальность, оперативность, злободневность.
Имеющий от природы высокие интеллектуальные способности и бесконечную тягу к знаниям, стремившийся к постоянному обновлению и расширению своих знаний, а также колоссальную работоспособность и огромный внутренний потенциал, Гаспринский реализовал себя в сфере журналистики как талантливый публицист и оставил заметный след в истории крымскотатарской национальной печати.
Пытаясь осмыслить проблемы современности, он в своих публицистических произведениях передает различные аспекты общественной жизни своей эпохи в самых разнообразных ее проявлениях, таким образом выполняя функцию своего рода передатчика информации будущим поколениям. Следовательно, опыт и знания, которые легли в основу многих его журналистских текстов, представляют собой богатейший исторический материал о жизни той эпохи, содержащие интереснейшие сведения для последующей генерации исследователей творческого наследия Гаспринского.
Учитывая масштабность фигуры Гаспринского не только в границах тюркского мира, но и в мировом, учитывая авторитет этой личности, его богатейшее литературно-публици-стичекое наследие, можно смело утверждать, что его труды будут актуальными и востребованными для исследовательской работы еще долгие годы. В этой связи следует особо подчеркнуть, что публицистика Гаспринского не ограничивается лишь узконациональными рамками. Она является достоянием общетюркской публицистической классики, ее важной и неотъемлемой частью. Многие ученые, исследователи жизни и деятельности Гаспринского в своих работах отмечают этот факт. В частности, академик Самойлович Н. А. отмечал, что имя Исмаила Гаспринского будет стоять на самом месте в истории цивилизации не только тюрко-татарской нации России, но и всего мусульманского мира. А известный татарский мыслитель, литературовед, общественный деятель конца XIX-XX начала в. Дж. Валиди, оценивая личность Гаспринского, неоднократно подчеркивал, что газета, которую он издавал 1-2 раза в неделю в небольшом формате и в небольшом количестве экземпляров, по значимости и влиянию в тысячу раз превосходила российское «Новое время» и даже такой гигант, как английская газета «The Times».
Высокая гражданская позиция Гаспринского, поднимаемые им актуальные вопросы жизни современного ему общества оказывали заметное влияние на читательскую аудиторию. Его статьи можно рассматривать как способ воздействия на обыденное сознание общества с целью побуждения к целенаправленному действию - получению и постоянному обновлению знаний, а следовательно, просвещению общества. Как известно, знания были мерилом всего, наивысшей ценностью для Гаспринского. Причем под знаниями он подразумевал не только и столько науку, сколько все сведения, необходимые для духовной и материальной жизни человека.
Эта тема неоднократно была центральной в его газетных выступлениях. Так, уже во втором номере «Терджимана», вышедшем 17 апреля 1883 г. в статье «Знание» он пишет: «Знания - лучшие украшения человека. Знания - это нечто столь сильное, что благодаря им, слабое существо человека делается повелителем и султаном света, соединяет друг с другом моря, в пустыни проводит воду, на водах создает суши. До какой поры мы будем погружены во мрак невежества? Откроем же наконец наши глаза; взглянем на самих себя и сравним своё состояние с таковым других народов» [3].
Невольно хочется провести параллели с современностью. Сегодня, когда знания, информация стали едва ли самой большой потребностью общества, когда без ежедневного, ежечасного обновления информации, а значит и знаний, немыслима жизнь современного человека, с каждым днем все больше возрастает спрос на качественные знания и их обладателей. Знающий человек всегда востребован и конкурентоспособен в цивилизованном обществе. Более ста лет назад Гаспринский также обозначал наличие этой проблемы и в своей статье «К друзьям», опубликованной в «Терджимане» в апреле 1884 года, выступил со следующим призывом: «Друзья мои, для нас самым благородным делом должно быть дело науки и просвещения. Самым священным стремлением - стремление к знанию и просвещение. Знания - средства к цивилизации, а цивилизация - и цель, и способ для человеческой жизни. Наше время - время знаний. Мир - это поле борьбы знаний: без знаний не существовать на нем! Я знаю, что вас мало, кругом тьма невежества, но не падайте духом: будущее принадлежит нам. Наконец, превосходство знания, коим вы обладаете, такая сила, которая измеряется не количеством, а качеством. Знания такого рода - сила, которая создает идеи, подчиняющие себе миллионы людей» [5].
Острота мысли, смелость суждений, высокий познавательный потенциал Гаспринского, способность ярко иллюстрировать события и в то же время доходчиво излагать свои мысли, взвешенный взгляд на события вызывали постоянный читательский интерес далеко за пределами Крыма, где он жил и творил. Пожалуй, этими факторами можно объяснить многолетнюю популярность «Терджимана» и авторитет Гаспринского-публициста.
Гаспринский не ограничивается лишь постановкой проблем, он дает конструктивные советы, рекомендации по решению насущных вопросов, касающихся различных сфер жизни общества. Гражданский долг, ответственность за судьбу своего народа, безграничная любовь к Родине, высокий уровень национального самосознания - личные качества, присущие Гаспринскому, именно эти черты находят отражения в его статьях. Он был надеждой для тысяч и тысяч тюрков и мусульман в разных уголках Земли.
Публицистика Гаспринского самобытна, своеобразна, многогранна. В ее основе - про-блемность, сочетающаяся с глубоким знанием истории развития человеческой цивилизации, прошлого своего народа, тематическая разноплановость, высокая гражданская позиция автора с проникновением в духовный мир народа, глубокий психологизм, неиссякаемый патриотизм, а также использование богатой гаммы лингво-стилистических средств.
Здесь следует отметить, что Гаспринский одинаково хорошо владел родным крымскотатарским и русским языками и равноценно хорошо писал на обоих языках. Эта еще одна особенность публицистики Гаспринского - ее билингвизм. Пожалуй, Гаспринского можно назвать первым крымскотатарским публицистом, одинаково совершенно владеющим двумя языками. Он умел в равной степени использовать их и с их помощью выражать свои мысли, осуществляя успешную коммуникацию.
Рассматривая идейно-тематические характеристики публицистики Гаспринского, следует прежде всего отметить то, что на протяжении всей своей творческой деятельности, около тридцати лет работы в газете «Терджиман», он выносил на суд читателей самый широкий круг вопросов, от общественно-политических до бытовых. Словом, практически не было таких тем, которых бы он не затрагивал в своих публицистических произведениях.
Среди главных - вопросы развития образования во всем тюркском пространстве, культивация идей просвещения и единения тюркских народов, постановка и обсуждение стра-
тегических задач всего тюркского мира и др. Здесь важно отметить, что Гаспринский уделял большое внимание вопросам общеполитического характера, как регионального, так и мирового масштаба, мироустройства в целом, экономическим проблемам, международным отношениям, вопросам социального устройства общества в целом, положению и проблемам своего народа. Наряду с этим, автор придает большое значение проблемам функционирования и развития родного языка, вопросам культуры и религии, экологии, окружающей среды и многим другим.
Рассмотрим вкратце основную тематику газетных выступлений Гаспринского.
Центральное место в его публицистике занимает тема любви к Родине, своему народу. Раздумывая о судьбе русского мусульманства в целом, он подразумевал всех тюрко-та-тар, проживающих на территории России. Этому посвящена одна из самых крупных статей Гаспринского «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», вышедшая отдельной брошюрой в Крыму в 1881 г. В ней автор, апеллируя фактами из истории, анализирует весь исторический путь развития тюрко-татар и излагает свое видение современного положения российского мусульманства, а также перспектив его дальнейшего развития. В предисловии к статье Гаспринский пишет: «Цель настоящих заметок - вызвать обсуждение и исследование вопроса о будущности русских мусульман в интересах нашего отечества и цивилизации» [2, с. 16].
Формулировать конкретные цели и стремиться реализовывать их, действовать, а не оставаться безучастными к своей судьбе - вот к чему призывал Гаспринский своих соплеменников. В своей деятельности он сам старался придерживаться этого принципа, поэтому его нельзя назвать голословным. В статье «Идеи и действия», опубликованной в «Терджи-мане» в мае 1895 г., автор размышляет: «Жизнь и счастье человека и целого народа обеспечивается разумно поставленными задачами и стремлениями. Без разумной цели нельзя творить и разумных дел. Всякому творчеству и делу предшествует идея. Все великие события в жизни народов вызывались теми или другими идеями. Отсутствие идей и стремлений деморализует, усыпляет и расслабляет народы [6]. И далее автор задается вопросами: «Имеют ли современные мусульманские народы какие-либо идеи и в чём они заключаются? Какие идеи и стремления питают мусульманское население России? Но, увы, русско-мусульманская община не имеет определённой идеи и идеала. Она живёт изо дня в день интересом минуты. У нас есть книжки разъясняющие сны, с песнями соловья и розы, есть сказания о богатыре в девять аршин ростом, но нет ни одной книжки, которая рассеяла бы туман наших мозгов» [6].
Гаспринский призывал интеллигенцию стать той путеводной звездой, которая указывала бы народу правильный путь его развития, прививала интерес и любовь к знаниям, информировала, объясняла, неустанно работая с народом в этом направлении. Этому посвящены его многие газетные выступления в «Терджимане», об этом он пишет также в своей статье «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина». Нельзя просвещать, не обучая, не воспитывая, не взращивая человека, считает Гаспринский, и призывает интеллигенцию отдавать все силы для того, чтобы открывать глаза людям, возвышая разум и интеллект.
Таков основной посыл, звучащий в статьях Гаспринского на эту тему. «Братья, примитесь серьезно за дело народного образования! Выучиться самому - достоинство, не передать незнающему свое знание еще большее достоинство и благое, святое дело. Если вы выучились, приобрели знания и добрые правила, не храните их лишь при себе, постарайтесь передавать ваши знания ближним, соплеменникам. Переводите на татарский язык зорошие книги, пишите для бедных, темных татар, старайтесь открывать и улучшать школы, распространять искусства и ремесла. Это, братья, будет честно и благородно, и если не теперь, то в будущем народ благословит ваше имя, памятуя священное из речение великого Алия, что «чернила ученого столь же достойны уважения, как и кровь мученика» [2, с. 58].
Родившегося и выросшего в Крыму, на стыке двух цивилизаций, двух во многом разных миров - Востока и Запада, Европы и Азии с разным национальным и конфессиональным составом населения, Гаспринского не могла не волновать тема межнационального и межконфессионального взаимодействия. Он публично озвучил вопрос о необходимости равенства между людьми на основе взаимного доверия и взаимной помощи, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, открыто поставил вопрос о необходимости разработки такой формулы взаимоотношений между людьми, которая устраивала бы обе стороны взаимодействия.
В этом плане его мысли, на первый взгляд кажущиеся несколько идеалистическими и оторванными от реальной действительности, подчеркивают тот факт, что данную проблему, чрезвычайно важную и острую, замалчивать нельзя. На стыке XIX-XX вв. Гаспринский отчетливо понял всю важность проблемы того, как уберечь мир от конфронтации на межнациональной и межконфессиональной почве. В статье «Русско-восточные соглашения. Мысли, заметки и пожелания», вышедшей отдельным сборником в Крыму в 1896 году, эта тема также нашла свое отражение. «Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что кроме верования, все остальное сближает и скрепляет их. В частной жизни и деятельности мы сплошь и рядом видим прекрасные отношения между мусульманами и христианами. Это и нужно развивать и укреплять, отнюдь не касаясь дорогих каждому религиозных чувств» [2, с. 64-65].
Гаспринский много путешествовал в своей жизни. Неоднократно бывая в странах Европы и Азии, он пишет путевые заметки и очерки, в которых размышляет о путях и перспективах развития человеческой цивилизации, анализирует прошлое, настоящее и будущее Востока и Запада, преимущества и недостатки их развития, а также положение народов Европы и Азии. Здесь следует отметить, что такие литературно-публицистические жанры, как «путевой очерк», «путевые заметки» занимают особое место в публицистике Гаспринского, в них отражаются впечатления и наблюдения автора от посещения той или иной страны, региона. Подробный их анализ дан в одном из последующих параграфов данного исследования.
Взаимоотношениям на межгосударственном уровне, вопросам взаимодействия государства и личности, власти и общества Гаспринский уделял большое значение. Будучи сторонником концепции ненасильственного мира, Гаспринский призывал решать проблемы человеческого рода путем мирного их урегулирования. Проповедуя философию единства мира, равенства и добрососедства, всячески стремился к объединению людей разных национальностей, вероисповедания.
Символично, что Гаспринский родился, жил и творил в таком уникальном месте земного шара, в такой стратегической точке мира, как Крым - на небольшой в масштабах планеты территории, где стыкуются два во многом разных конфессиональных мира - мусульманский и восточно-христианский. Как правило, именно в таких исторических местах чаще всего наблюдаются процессы общественных деформаций. И в данном контексте особенно остро проявляется необходимость в объединяющей эти оба мира личности, каковым явился Гас-принский.
В целостной системе общечеловеческих ценностей он особое, едва ли не первостепенное, значение уделял гуманистическим принципам, идеалам добра, милосердия, созидания, выступая за цивилизованный образ жизни, провозглашая культ знания. В общем контексте мировоззренческих принципов большое место отводил вопросам гармоничного взаимодействия как на государственном, так и на межличностном уровне. Призывы к построению диалога по вопросам таких взаимоотношений звучат во многих статьях Гаспринского, посвященных осмыслению геостратегических проблем современного ему мира.
Так, в статье «Запад и Восток», опубликованной в «Терджимане» в марте 1902 г., Гаспринский детально анализирует успехи и падения Востока и Запада, рассуждает о положительных и отрицательных проявлениях жизни народов, их населяющих. Автор акцентирует
внимание на том, что человеческая цивилизация зародилась на Востоке, однако на современном этапе своего развития Восток утратил свое величие и мощь, что именно восточные народы положили начало человеческому общежитию и знаниям, развили их и передали народам Запада, в настоящее время гигантскими шагами идущим вперед. Пытаясь разобраться в причинах столь разительных перемен, успех Запада Гаспринский объясняет более правильной постановкой жизни и стремлений, иначе говоря, стратегически верным определением целей и идей.
Используя систему аргументации в форме противопоставлений, автор стремится убедить читателя в том, что необходимо избегать процессов застоя в обществе, а это возможно только при огромном желании учиться и совершенствоваться, постоянно работать головой, обсуждать новые мысли и предложения, в умении применять новые знания на практике. Вот как звучат рассуждения Гаспринского об этом: «Единый и Всеблагий Творец всех и вся дает одинаково всем без различия рас и религий, ибо все народы одинаково Его твари. Однако благодаря развитию цивилизации и знаний западные народы являются ныне учителями и хозяевами всего мира. На Западе обо всем говорят, пишут, судят, на Востоке молчание считается лучшим украшением человека. На Западе ежегодно появляется несколько десятков тысяч новых книг, мыслей, предложений, а на Востоке если появится новая книга, то она не находит читателей. Каждый западный житель имеет под рукой массу книг и газет для получения нужных и полезных сведений, житель же Востока далее неверных и преувеличенных или искаженных слухов чайной или базара иных источников не имеет» [8]. Таким образом, Гаспринский призывает народы Востока, где было положено начало многим наукам, где зародилось государство, торговля, община, стараться усовершенствовать, улучшать свою жизнь, а для этого необходимо стремиться учиться и развиваться, заключает он.
Будучи носителем прогрессивных идей, широко распространяя их в обществе на протяжении всей своей жизни, Гаспринский встречал непонимание, и даже неприязнь со стороны консервативно настроенного мусульманского духовенства. За идеи просвещения широких масс муллы обвиняли его в вероотступничестве, и особенно критиковали Гаспринского за то, что он призывал народ изучать светские науки, усматривая в этом угрозу для изучения основ ислама. Гаспринский в свою очередь посредством своих статей в «Терджимане» публично отвечал на выпады своих оппонентов.
В предельно корректной форме объясняя свою позицию, растолковывая преимущества образованной личности, соответственно, светского образа жизни, он тем не менее не отвергал религиозного начала в духовном развитии личности. Таким образом, одной из ключевых тем в публицистике Гаспринского является тема духовного развития мусульман с акцентом на просвещенный ислам. В общем контексте рассуждений Гаспринского относительно религиозных вопросов, на наш взгляд, интересными представляются умозаключения автора о судьбе мусульманства в целом. Так, свою точку зрения об отношении ислама к культуре и цивилизации Гаспринский высказывает, в частности, в статье «Судьбы магометанства», которая была опубликована в «Терджимане» на первом году его издания: «На вопрос: могут ли воспринять цивилизацию мусульмане, ответим: воспринимают и воспримут. При однородности и совокупности условий - их же очень много - мусульмане могут достигнуть той же степени культуры и цивилизации, как и европейцы. Главнее всего и прежде всего потому, что мусульмане такие же люди, как и европейцы. Говоря иначе, восточное человечество, постепенно озаряемое светом точных и положительных знаний, в силу человеческой природы пойдет вперед» [4].
Среди проблем, рассматриваемых Гаспринским на страницах «Терджимана», значительное место отведено вопросу женского образования, являющегося, как известно, одним из основных показателей социального положение женщины в обществе. Отметим, что вопрос просвещения женщин занимает одно из важнейших мест в дидактической системе Гаспринского. Свои основные идеи по этому вопросу он изложил в следующих статьях: «По
женскому вопросу» (1903 г.), «Исламизм и права женщин» (1909 г.), «О правах женщин» (1913 г.) и др. Кроме того, вопросу гендерного воспитания посвящены такие произведения Гаспринского, как «Къадынлар улькеси» («Страна Амазонок», 1890 г.), «Арслан къыз» («Девушка-львица», 1893 г.), «Къадынлар» («Женщины», 1903 г.) [1, с. 138-139].
Таким образом, проблематика газетных выступлений Гаспринского свидетельствует о том, что автор не оставался равнодушным к происходящему вокруг, а напротив, стремился донести до читателей свое видение многих проблем своей эпохи и рассказать о событиях, происходящих как в своем регионе, так и далеко за его пределами. Считаем, что по широте охвата тем, глубокому содержанию публицистических произведений, таланту и мастерству их изложения Гаспринского можно смело отнести к числу лучших публицистов своего времени. Общественно-политическая, социально-экономическая, духовная сфера человеческой жизни и деятельности, актуальные проблемы современной автору действительности - вот далеко не полный перечень вопросов, которые нашли отражение в публицистике Гаспринского. Сегодня эти материалы, составляющие основу публицистического наследия Гаспринского, представляют огромную ценность как для исследователей, так и для широкой читательской аудитории, поскольку вдумчивый читатель может найти в них ответы на многие злободневные вопросы современности.
Shukurdjiyeva Zelfira Shevketovna
The problems of Gazprinsky's newspaper speeches
Abstract. The article deals with the issues of Gazprinsky's newspaper speeches. On specific excerpts from his articles published in various years in the newspaper Terzhiman ("Translator"), published in the Crimea in the city of Bakhchisaray, shows the main thrust of Gasprinsky's publicism. The main problems that Gasprinsky described in his journalistic works during his journalistic activities are revealed, they detail the author's position on many topical issues of his epoch. This is of particular interest not only for modern researchers of life and activities of Gasprinsky, but also for a wide readership.
Keywords: Gasprinsky, journalism, problems, "Terjiman".
Литература:
1. Абибуллаева Э. Дидактическая система Исмаила Гаспринского / Э. Абибуллаева; науч. ред.: Н.Д. Ярмаченко. - Симф.: Тезис, 2011. - 152 с.
2. Исмаил-бей Гаспринский. Россия и Восток / Исмаил-бей Гаспринский; ред.: Р. Валиев, А. Каримулин, А. Сиразиев. - Казань: Татарское книжное издательство, 1993. - 131 с.
3. Терджиман. - 1883. - № 2. - Апр. 17.
4. Терджиман. - 1883. - № 8. - Май 29.
5. Терджиман. - 1884. - № 14 - Апр. 16.
6. Терджиман. - 1895. - № 18 - Май. 7.
7. Терджиман. - 1895. - № 18. - Май. 7.
8. Терджиман. - 1902. - № 12. - Март 29.