Научная статья на тему 'Жанровая природа публицистики Исмаила Гаспринского'

Жанровая природа публицистики Исмаила Гаспринского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / ГАСПРИНСКИЙ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕССА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / ОЧЕРК / ЭССЕ / JOURNALISM / GASPRINSKY / ETHNIC PRESS / ARTISTIC AND PUBLICISTIC GENRES / ESSAY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шукурджиева Зельфира Шевкетовна

В статье рассматривается жанровая природа публицистики одной из самых известных личностей тюркского мира конца XIX начала XX в., просветителя, реформатора образования, писателя, издателя, публициста Исмаила Гаспринского. Автор статьи акцентирует внимание, в частности, на художественно-публицистических жанрах газетных выступлений Гаспринского и на конкретных выдержках из его статей, опубликованных в газете «Терджиман» («Переводчик»), показывает основную жанровую направленность публицистики Гаспринского. В качестве подтверждения излагаемых тезисов автором приводятся цитаты из первоисточника непосредственно статей Гаспринского, которые были опубликованы в «Терджимане» в различные годы его издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre Nature of Journalism Ismail Gasprinsky

The article examines the genre nature of journalism of one of the most famous personalities of the Turkic world of the late XIX early XX centuries., Enlightener, education reformer, writer, publisher, publicist Ismail Gasprinsky. The author of the article focuses, in particular, on the artistic and journalistic genres of newspaper speeches by Gasprinsky and on specific excerpts from his articles published in the newspaper Terdzhiman (Translator), shows the main genre orientation of journalism of Gasprinsky. As a confirmation of the theses presented, the author quotes from the original source directly articles by Gasprinsky, which were published in Terdzhiman in various years of its publication.

Текст научной работы на тему «Жанровая природа публицистики Исмаила Гаспринского»

Шукурджиева Зельфира Шевкетовна1 E-mail: zelfiram@rambler.ru

Жанровая природа публицистики Исмаила Гаспринского

УДК: 070(=512.19):82-92

Аннотация.

В статье рассматривается жанровая природа публицистики одной из самых известных личностей тюркского мира конца XIX - начала XX в., просветителя, реформатора образования, писателя, издателя, публициста Исмаила Гаспринского. Автор статьи акцентирует внимание, в частности, на художественно-публицистических жанрах газетных выступлений Гаспринского и на конкретных выдержках из его статей, опубликованных в газете «Терджиман» («Переводчик»), показывает основную жанровую направленность публицистики Гаспринского. В качестве подтверждения излагаемых тезисов автором приводятся цитаты из первоисточника - непосредственно статей Гаспринского, которые были опубликованы в «Терджимане» в различные годы его издания.

Ключевые слова:

публицистика, Гаспринский, этническая пресса, художественно-публицистические жанры, очерк, эссе.

Публицистике Гаспринского присуща многоаспектность, широка жанровая палитра его газетных выступлений. Он одинаково удачно работал как в информационных, так и в аналитических и художественно-публицистических жанрах журналистики. Преимущественная сфера отражения художественно-публицистических жанров - это социальные, духовные, нравственные коллизии общества.

Общеизвестно, что художественно-публицистический стиль характеризуется совокупностью информационной и воздействующей функцией. Первая основывается на документальности и объективности, вторая связана с формированием оценочности, выразительности, эмоциональности, полемичности. Таким образом, художественно-публицистический стиль предполагает не только констатацию факта, но и выражение отношения к сообщаемому. Зарисовка, очерк, эссе, которые относятся к группе художественно-публицистических жанров журналистики, направлены на воздействие, убеждение. Система доказательств предполагает выдвижение тезисов и аргументацию. Образные средства подчеркивают авторскую мысль, способствуя эмоционально-образному, рационально-логическому восприятию информации [5, с.144].

Очерк как разновидность художественно-публицистических жанров нередко встречается в публицистике Гаспринского. Особенно часто он обращался к такой ее форме, как путевой очерк (следующий параграф данного исследования посвящен детальному анализу именно путевого очерка как особого жанра публицистики Гаспринского).

Следует отметить, что очеркам Гаспринского свойственно сочетание документализма и художественности, стремление разглядеть в личности социальный тип, а в конкретном событии -актуальную проблему. Автор динамично описывает эпизоды людей, воспроизводит события и ситуации философскими рассуждениями, приметными деталями. Документальное отображение действительности, ее художественное моделирование с характерной логикой суждений, ассоциативность в описании ситуаций, лиц, предметов, экспрессивное описание деталей предмета изложения, заключительные умозаключения и выводы - таковы специфические черты, присущие очеркам Гаспринского. Так, в путевом очерке «Несколько дней в Стамбуле», опубликованном в «Терджимане» 15 июля 1894 г., публицист достаточно ярко описывает одну из самых крупных достопримечательностей Турции - дворец Османских султанов Долмабахче: «Построенный из белого мрамора, украшенный золотом, кристаллом и перламутром этот дворец необычайно красив. Не останавливаясь, я два часа прогуливался по дворцу, но наверно так до конца не смогу описать всего того, что здесь увидел. В некоторых комнатах развешаны картины известных

1 Шукурджиева Зельфира Шевкетовна, преподаватель кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)

в мире художников, в том числе несколько работ нашего земляка из Феодосии Айвазовского, все картины в золотой рамке. Весьма внушителен зал Долмабахче. В этом огромном, высоком с куполообразным потолком помещении султан принимал правительственных чиновников, которые в праздничные дни наносили визит его превосходительству» [8].

В силу того, что этот жанр относится к крупным формам журналистики и соответственно имеет достаточно большой объем, размер, привести в этом исследовании полный текст одного из очерков Гаспринского не представляется возможным. Поэтому путем анализа разберем один из текстов Гаспринского, написанный в жанре очерк - «Шагин-Гирей - последний крымский хан», опубликованный в одном из декабрьских номеров «Терджимана» за 1886 год. Этот очерк можно отнести к категории портретных очерков в газетной публицистике, где важным художественным методом выступает психологизм. Несмотря на то, что в нем мало детального описания внешности главного героя, однако стилем повествования, обрисовывая социально-политическую обстановку вокруг, акцентируя внимание на индивидуальных характеристиках, автору удается раскрыть его образ.

Образно отражая фрагменты жизни последнего крымского хана Шагин-Гирея, Гаспринский опирается на фактический материал относительно жизни и деятельности героя своего очерка. Здесь же им приводятся исторические данные периода правления Шагин-Гирея, что добавляет тексту весомости и способствует читательскому доверию. Описывая своего героя, публицист фиксирует внимание на самых существенных характеристиках его личности и государственной деятельности, что способствует наиболее полному созданию образа.

Так, к наиболее крупным достижениям Шагин-Гирея Гаспринский относит упорядочение финансовой части своего управления, а также строительство монетного двора, пороховой и пушечного завода. Разногласия, возникшие между ханом и народом вследствие непонимания народом своего хана в назревавшей ситуации вокруг вопроса присоединения Крыма к России, привели к бунтам, которые были подавлены ханом со всей строгостью. Детально излагая исторические перипетии Крыма конца XVIII века, Гаспринский показывает своего героя как государственного деятеля с нелегкой судьбой.

В заключительной части очерка присутствует авторская оценка событий эпохи правления последнего крымского хана и отношение Гаспринского к этой исторической личности. Свой очерк Гаспринский резюмирует так: «Указав на реформаторские мечты Шагин-Гирея, мы не придаем им значения, ибо в его времени дни Крымского ханства были сочтены и никакие реформы не могли изменить ход исторических судеб, но мы желали бы обратить внимание на то обстоятельство, что несчастный Шагин-Гирей является первым мусульманским государем-новатором, прозревшим, что Европа далеко опередила мусульманские страны и народы. Первыми новаторами и преобразователями считают обыкновенно египетского Мехмет Али-пашу и турецкого султана Махмуда. Шаин предшествует им и по времени, и по инициативе. Не его вина, если рок судил ему родиться и жить не вовремя» [13].

К жанрам художественной публицистики также относится эссе, которое представляет собой прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции. В нем выражается индивидуальное впечатление автора и его соображения по конкретному поводу, это своего рода «мысли вслух». Это размышление, требующее доверительной интонации, уникальное коммуникативное средство общения с читателем [4, с. 1246].

Высокая степень субъективизма, эмоциональность, афористичность и стилистическая специфика эссе делает данный жанр особенным. Не каждый даже опытный журналист способен написать хорошее эссе, поскольку ритмический рисунок повествования, образная ткань текста и порой неожиданные ассоциации, иронические и сатирические ноты, умело вплетенные в ткань произведения, требуют особого мастерства при работе над этим жанром.

В публицистике Гаспринского находим примеры использования данного жанра. Газетную публикацию под заголовком «Мерзость», опубликованную в «Терджимане» в октябре 1902 года, можно отнести к эссе. Экспрессивное изложение автором своих мыслей по поводу нравственных устоев общества, выражающего негодование относительно некоторых негативных сторон во взаимоотношениях обоих полов, а также призыв к сохранению общепринятых семейных ценностей - такова основная тема данного эссе. Субъективные размышления автора с критическим взглядом на ситуацию добавляет тексту экспрессии, рефлексии: «Упорная народная молва уже два месяца ходит по Крыму, указывая лиц, растаптывающих в грязь все человеческое и все святое, вопреки людским и божеским законам. Вот муж, промотавший большое состояние жены, ввергает ее с детьми в величайшее несчастье, собираясь развестись и жениться

на ее же родной сестре! Вот сестра - недавно овдовевшая после богатого мужа, стремится занять ложе своей родной сестры, выбросив ее, разоренную, униженную на улицу!» [6].

«Кричащий» заголовок привлекает внимание читателя и побуждает к дальнейшему чтению материала. Как правило, в эссе большое значение отводится к заключительной части текста, а именно последней его фразе, которая «созревает» на протяжении всего произведения, чтобы потом выразиться в одной небольшой реплике цельно и мощно. В данном эссе Гаспринского законы жанра четко соблюдены и кульминационная реплика, завершающая весь текст, звучит мощным заключительным аккордом всего произведения: «Не чужой, а сестра разрушает дом родной сестры, а муж оскверняет собственный очаг, не щадя ни жену, ни детей, и если это се так, то долой подобных членов общества. Признавая их своими членами, общество осквернит само себя. Пусть совершают гадости, если не одумаются, но вне общества» [6].

Эпистолярные жанры, которые также относятся к публицистическим жанрам, они были также представлены на страницах «Терджимана». Периодически здесь публиковались письма читателей, свидетельствующие о существовании обратной связи редакции с читателями. Налаженный диалог в рамках «журналист-читатель» в «Терджимане» говорит о том, что газета была востребована аудиторией, а публикуемые материалы вызывали читательский интерес, что повышала популярность издания.

Следует отметить, что публикация писем читателей - достаточно распространенное явление в практической журналистике. Письмо как эпистолярный жанр обладает следующими признаками: во-первых, это форма непосредственного обращения читателя в редакцию, во-вторых, оно имеет цель -вызвать интерес к тому, о чем идет речь в конкретном письме и, возможно, побудить к действиям в связи с предметом выступления. Письма читателей в редакцию также свидетельствуют о степени их доверия к изданию, ведь в них порой можно найти самые сокровенные мысли, с которыми читатель делится с газетой. Это своего рода психологическая установка, которая закреплялась в сознании людей многие годы.

В качестве такого примера, когда читатель «Терджимана» делится с редакцией своими мыслями относительно того, что его волнует, приведем письмо жителя деревни Никита Неби Мустафа-оглу, опубликованное в одном из мартовских номеров «Терджимана» под рубрикой «Письмо из Ялты»: «По шариату и по закону детям при рождении дается какое-либо имя. Так и я в 1885 году, когда Бог дал мне сына, пригласил нашего сельского (дер. Никита) имама Абдурахмана-эфенди освятить молитвой имя моего ребенка и занести в метрику. Ребенку дано было имя Сулейман. Так до сих пор звали его семья и соседи. Между тем, на днях я узнал, что сын мой записан муллой в метрику под насмешливым прозванием «Чандалай». Мулла сыграл эту шутку не только со мной. Так, сына поселянина Мемед-Эмина он произвольно отметил в метрике «Езитом», а другого мальчика «Боракаем». Обращая внимание духовной власти на эти вредные и неуместные шутки муллы, просим редакцию указать, как восстановить в метриках настоящие имена детей. 12 марта 1891 г. Неби Мустафа-оглу, дер. Никита» [11].

Размещение некрологов как одного из жанров газетной журналистики достаточно распространенная практика в периодической печати. Публикуя информацию по поводу смерти какого-либо человека (как правило, это узнаваемая и уважаемая в обществе личность), газета, уведомляя о его смерти, сообщает о причинах смерти, заслугах перед обществом, жизнедеятельности покойного. В некрологе (небольшом по объему тексте), которое, как правило, помещается на последней странице издания, выражается соболезнование родным и близким покойного.

В «Терджимане» также достаточно широко практиковались публикации некрологов. Приведем пример. «Некролог. 26-го марта скончалась учительница местного новометодного женского мектебе Пемпе-ханым Болатукова, урожденная Гаспринская. Покойница была родной сестрой редактора нашей газеты и являлась пионером в деле введения нового метода в женские мектебы Крыма. Открыв свой мектеб в Бахчисарае, Болатукова лет 12 (двенадцать) работала на ниве народно-женского образования нашего города, она успела пошатнуть прочные устои предрассудков таинственного мира наших восточных женщин. Мир праху твоему, добрая труженица» [7].

В майском выпуске газеты за 1899 год был помещен некролог памяти известного художника И.К. Айвазовского, его краткая биография и стихотворение феодосийца Оджа-Мемет Эфенди на крымскотатарском языке, что свидетельствует о том, что Айвазовский пользовался уважением и симпатией местных мусульман, особенно Феодосийского района. Этот некролог отличается от других несколько большим размером (именно по этой причине его полный текст здесь нами не приводится - З.Ш.), тем не менее его также можно отнести к данному жанру газетной публицистики, поскольку в нем присутствуют все необходимые элементы, характерные жанру некролог: сообщается о смерти человека, его достижениях,

выражается соболезнование родным и близким покойного.

Следует отметить, что на страницах «Терджимана» периодически публиковались анекдоты. Рассматривая анекдот как газетный жанр, имеющий главную цель - развлечение читателя, необходимо подчеркнуть, что это короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданные повороты и столь же необычную концовку. Как любимый народом жанр, анекдот получил довольно широкое распространение и стал непременным атрибутом многих изданий. Основная функция, которую выполняет анекдот в прессе - рекреативная (развлекательная). Именно возможности "разрядиться" в ходе чтения анекдотов, забыть о повседневных трудностях, отдохнуть, и привлекают к анекдоту читателя. Анекдот в прессе преследует еще и такие важные цели, как оповещение аудитории о существующих стандартах комического, воспитание чувства юмора.

Анекдоты, публиковавшиеся в «Терджимане», были весьма интересны и поучительны. В качестве примера приведем анекдот, опубликованный в крымскотатарской части газеты одного из январских выпусков издания за 1885 год (язык оригинала сохранен - З.Ш.): «Бир инсан къарысындан гъает безгенинден бир кунь тюшюнюп турурду. Достларындан бири келип: «Сени гъает кедерли кориюрым, себеби недир? - деди. Бу киши деди ки: «Эвлендигим вакъыт, къарымны о къадар севердим ки, ашайджагъым келирди. Шимди ничюн емедим дие теэссюф идиюрым...», - деди». Смысловой перевод данного анекдота таков: «Один мужчина, за многолетнюю супружескую жизнь уставший от своей второй половины, как-то раз в сердцах поделился со своим другом: «Когда женился, я так любил свою супругу, что готов был съесть ее. Сейчас сожалею о том, что не сделал этого тогда.» [1].

Публикация рекламных сообщений, объявлений - непременная составляющая любого периодического издания. Как известно, реклама в прессе является одним из самых старых видов распространения информации коммерческого характера. В газете «Терджиман» также существовала практика публикации рекламных сообщений. Как правило, на последней полосе каждого выпуска газеты помещались рекламные объявления, некоторые из них иллюстрировались, сопровождались графическими материалами. Для украшения объявления и таким образом привлечения внимания читателей использовались различные шрифты и иные способы выделения текста и, в частности, применение полужирного начертания. Иногда количество рекламных сообщений в одном номере превышало 10. Спектр предлагаемых товаров и услуг был широк - от рекомендации купить новоизданную книгу до предложения приобрести популярную коллекцию духов.

Таким образом, жанровое разнообразие медиатекстов Гаспринского свидетельствует о таланте и мастерстве автора, успешно работавшего в различных жанрах журналистики, как в информационных, аналитических, так и в художественно-публицистических. В этом контексте доминирующими в публицистике Гаспринского можно назвать такие жанры, как информационная заметка, статья, очерк, эссе.

Художественно-публицистические жанры составляют неотъемлемую часть его публицистического наследия и представлены преимущественно очерком и эссе. На страницах «Терджимана» также публиковались различные тексты рекламного характера, некрологи, анекдоты, автором многих из них также был Гаспринский. В этом особенности творческой лаборатории Гаспринского-публициста - умении сбалансировать текст как с содержательной, так и жанровой стороны. Именно благодаря этому его газетные выступления были востребованы далеко за пределами Крыма, где немалым по тем временам тиражом (10 тысяч экземпляров) выходила газета «Терджиман», имевшая обширную география распространения - от Литвы до Туркестана.

Считаем, что по широте охвата тем, глубокому содержанию публицистических произведений, таланту и мастерству их изложения Гаспринского можно смело отнести к числу лучших публицистов своего времени. «Терджиман», возникший в конце XIX века в Крыму, был заметным явлением, как в системе мусульманской прессы царской России, так и всего тюркского мира, ярчайшим образцом этнической прессы своей эпохи.

Shukurdzhyieva Zelfira Shevketovna.

Genre Nature of Journalism Ismail Gasprinsky

Summary. The article examines the genre nature of journalism of one of the most famous personalities of the Turkic world of the late XIX - early XX centuries., Enlightener, education reformer, writer, publisher, publicist Ismail Gasprinsky. The author of the article focuses, in particular, on the artistic and journalistic genres of newspaper speeches by Gasprinsky and on specific excerpts from his articles published in the newspaper Terdzhiman

(Translator), shows the main genre orientation of journalism of Gasprinsky. As a confirmation of the theses presented, the author quotes from the original source - directly articles by Gasprinsky, which were published in Terdzhiman in various years of its publication.

Keywords: journalism, Gasprinsky, ethnic press, artistic and publicistic genres, essay, essay.

Литература

1. Анекдот // Терджиман. - 1885. - № 2. - Январь 17.

2. Здоровега В. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теории публицистики / В. Здоровега. - М.: Мысль, 1980. - 217 с.

3. Исмаил-бей Гаспринский. Россия и Восток / И. Гаспринский; сост. Р. Багаутдинов. - Каз.: Татарское книжное изд-во, 1993. - 131 с.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / сост. А. Николюкин. - М.: НТК «Интелвак», 2003. -1596 с.

5. Мельник Г. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие для студентов 1-го курса фак. Журналистики / Г. Мельник, А. Тепляшина. - СПб.: Питер, 2008. - 271 с.

6. Мерзость // Терджиман. - 1902. - № 40. - Октябрь 21.

7. Некролог // Терджиман. - 1905. - № 17. - Март 29.

8. Несколько дней в Стамбуле // Терджиман. - 1894. - № 25. - Июль 15.

9. Османов Ю. Из плена лжи: научные статьи о творчестве и деятельности Исмаила Гаспринского / Ю. Османов. - Симферополь: Доля, 2001. - 254 с.

10. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2008. - 271 с.

11. Письмо из Ялты // Терджиман. - 1891. - № 12. - Март 24.

12. Полное собрание сочинений Исмаила Гаспринского. - Т.1 / сост.: Г. Сеитваниева, С. Сеитмеметова -Симферополь: ООО «Форма», 2016. - 381 с.

13. Шагин-Гирей - последний крымский хан // Терджиман. - 1886. - № 46. - Декабрь 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.