Научная статья на тему 'Заработки и личные расходы молодежи'

Заработки и личные расходы молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
758
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заработки и личные расходы молодежи»

Своевременность выплаты зарплаты в зависимости от размера предприятия (в % к числу ответивших; июль, 1995 г.)

Размер предприятий (число занятых человек) Зарплату за прошлый месяц выплатили своевременно и полностью Зарплату за прошлый месяц не выплатили вообще '

До 20 66 8

21—50 60 8

51-200' 50 10

201-500 43 15

501-1000 38 18

Более 1000 30 22

Таблица 6

Своевременность выплаты зарплаты по секторам эко-. номики (в % к числу ответивших; июль, 1995 г.)

Сектор экономики Зарплату ...выплатили своевременно и полностью за прошлый ...выплатили с задержкой месяц ...пока не выплатили вообще.

Государственный 43 34 12

Полугосударственный 51 20 20

Частный 73 14 5

В среднем 48 29 12

Таблица 7

Своевременность выплаты зарплаты в зависимости от. типа поселения (в % к числу ответивших; июль, 1995 г.)__________________________________________

Типы поселений Зарплату за прошлый месяц выплатили своевременно и полностью Зарплату за прошлый месяц не выплатили вообще

Москва и С.-Петербург 76 4 .

Большие города' 45 . 12

Малые города 43 13

Села 51 13

Несмотря на хронические проблемы, связанные с выплатой заработной платы, кардинальное решение этого вопроса {уход на другую работу или регистрация в службе занятости) при ответе на вопрос: "Если Ваше предприятие окажется в сложной ситуации, то что бы Вы предпочли?" избирают лишь 1/4 респондентов (табл. 8).

Обращает на себя внимание большое число затруднившихся с ответом на этот вопрос. Как нам кажется, львиную долю из них составляют те, для кого сложная ситуация, в которую попадают ныне многие предприятия, не чревата их личными потерями. Неслучайно поэтому так велика доля такого ответа у руководителей предприятий. Ведь именно эта ^категория работников

почти никогда не увольняется с предприятий, попавших в кризисную ситуацию, скорее они сами увольняют часть персонала своих предприятий. Другое дело — неквалифицированные рабочие. Многие из них затруднились ответить на этот вопрос из-за низкого уровня образования, ограниченности перспектив своей трудовой карьеры. -■ . '

Специалисты; служащие и квалифицированные рабочие несколько чаще, чем другие категории работающих, избирали сохранение рабочего места, даже если зарплата будет и далее выплачиваться с перебоями.

Конечно, нельзя не учитывать, что на выбор альтернатив большое влияние оказывают социально-демографические характеристики респондентов.

Так, сохранение своего рабочего места, в кризисной ситуации работники в возрасте 55 лет и старше предпочитают в 1,6 раза чаще, чем те, кому менее 25 лет.

Уволиться с "кризисных" предприятий и искать более подходящие условия работы молодые (до 24 лет) предпочитают в 2,5 раза чаще, чем "пожилые (старше 55 лет). Переломным является возраст 40 лет.

Женщины гораздо консервативнее в своем отношений к смене работы. Позиции сохранения рабочего места "в противовес" поискам новой работы они выбирают в 1,4' раза чаще, чем мужчины.

Результатом такой установки является то, что недоиспользование трудового потенциала работников и проблемы с выплатой им заработной платы не приводят к массовым увольнениям по собственному желанию. Если учесть, при этом желание руководителей предприятий сохранить трудовые коллективы в преддверии подъема промышленного, производства: и во избежание социальных взрывов, тог можно предсказывать на некоторый будущий период сохранение большого объема скрытой безработицы и медленные темпы перехода скрытой безработицы в реальную.

Е.А.ХИБОВСКАЯ

Заработки и личные расходы молодежи

■ Общее • мнение о том,' что молодежь в отличие от старших поколений имеет более высокий адаптационный потенциал, не подлежит сомнению. Однако степень реализации этого потенциала зависит от множества обстоятельств. Одними из индикаторов экономической "выживаемости" молодых людей в условиях рынка могут служить их фактические заработки, приработки и структура личных расходов.

Для анализа особенностей вторичной занятости, уровня основных и дополнительных заработков молодежи выделим следующие группы респондентов по характеру основной занятости:

I. Работающая молодежь.' ' 1 •

Занятые по найму (постоянно либо периодически); предприниматели, владельцы собственного дела.

Доля занятых индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) статистически незначима (1,5% от общего числа опрошенных молодых респондентов).

Таблица 8.

Если Ваше предприятие окажется в сложной ситуации, то что бы Вы предпочли? (В % к числу ответивших.)

Варианты ответов 1995 г.

январь июль

Сохранение рабочего место, даже если зарплата будет выплачиваться несвоевременно и неполностью 44 49

Увольнение, учет в службе трудоустройства, пособие 25 : 24'' '

Затруднились ответить , . 31 26 .

Таблица 1

Доходы (заработки) респондентов от основного занятия по возрастным. ________________ группам (в тыс. руб, апрель, 1995 г.)

Возрастные группы Доходы

до 100 100-300 300-600 600-1000 свыше 1000 среднее значение максимальное значение

| 16—19 лет 45 40 12 2 178 800

20—24 года 26 47 " 19 5 3 287 4000

25-29 пет 14 46 23 8 9 455 10 000

30—34 года 21 48 18 8 4 - 478 20 000

35—39 лет 20 40 28 6 6 359 5000

40—44 года 13 45 26 11 5 411 3200

45—49 лет 17 46 28 8 2 310 7000

50—54 года 28 46 20 6 254 800

55—59 лёт 21 50 • 16 10 3 410 10 000

60—64 года 25 27 42 6 342 677

65 лет и старше 36 .49 15. _ 171 500

Всего ■ 20 45 23. ■8 4 377 20 000

II. Учащаяся молодежь.

Среди опрошенных в мае 1995 года*

774 респондентов в возрасте от 16 до 30 лет 39|% работают по найму на постоянной либо временной работе, 5% занимаются предпринимательством, бизнесом,

34% обучаются в различных учебных заведениях, 12% временно не работают (безработные), 9% занимаются домашним хозяйством (включая отпуск по уходу за ребенком), 1,5% работают индивидуально.

Основные заработки (доходы).

Анализ средних величин месячных заработков респондентов не обнаруживает существенной дифференциации в оплате основного труда по :возрастным группам (табл. 1). Если не принимать во внимание группы самых молодых (16—

19-летних) работников и работающих пенсионеров (старше 65 лет), то эта дифференциация составляет 1,7 раза (478:28(7). Сопоставление средних, максимальных и интервальных величин заработков показывает, что имеющиеся (различия средних величин обусловлены влиянием крайних максимальных значений (выше 1 млн руб. в месяц) ‘ которые не являются массовыми. Такие заработки в апреле 1995 г. имели от 2' до 9% респондентов в различных возрастных группах. ■

На общем фоне низкие доходы от основного занятия имеют самые молодые (16—19 лет) и пожилые респонденты (старше 65 лет). Заработки основной части 20-—30-летних не!имеют существенных' отличий ни в меньшую, ни в большею сторону от доходов работников более старших возрастных групп. Что касается самых высоких доходов, то здесь возрастные различия , выражены более отчетливо: максимальная доля работников (9%), заработавших в апреле 1995 г. на основной работе свыше 1 млн руб., была зафиксирована в молодежной подгруппе > 25—29-летних респондентов. Примечательно, что именно в этой подгруппе оказался наибольший процент самозанятых (около 8% предпринимателей и около 8% работающих индивидуально).

Вообще, существующие различия в заработках обусловлены скорее не возрастом работников, а характером их занятости. Среди молодежи наблюдается более высокий, чем в среднем, удельный вес занятых на частных и малых предприятиях. Именно этим обстоятельством можно объяснить те различия в доходах, которые все же имеются. Дифференциация заработков в зависимости от типа основного занятия ярко выражена внутри молодежной возрастной группы. Если принять за единицу средний основной заработок 16—-29-летних респондентов, работающих по найму на постоянной работе, то соотношения в заработках будут следующие:

Основное занятие. Коэффициент

Работают по найму на постоянной работе > 1,0

Занимаются ИТД, имеют собственную ферму . 1,2,

Регулярно (периодически) работают по контрактам, трудовым соглашениям 1,7

Занимаются частным предпринимательством, бизнесом 3,6

* При подготовке статьи использованы данные майского 1995 г. опроса. Именно в этом опросе мониторинга был сделан "флюс" в общей выборке и в сравнении с другими опросами мониторинга резко увеличена квота молодых респондентов (16— 29 лет) для обеспечения возможности более детального анализа.

Среди молодежи, занятой частным предпринимательством, бизнесом около 25% имели основной доход в апреле 1995 г. выше 1 млн руб., среди работающих по контрактам, трудовым соглашениям — около 10%, • в то время как среди наемных работников такой доход был лишь у 2% опрошенных. . ..

Итак, существенных различий в основных заработках (доходах) респондентов по возрастным группам не наблюдается. Основная масса молодежи зарабатывает примерно столько же, сколько и работники более старших возрастов. В то же время существует немногочисленная прослойка молодых людей, представляющих сравнительно высокодоходную группу.

Вторичная занятость. По данным майского опроса 1995 г., в предыдущем месяце (в апреле) дополнительную работу имели 20% работающих россиян, из них около 6% прирабатывали регулярно и около 14% — время от времени. Среди работающей молодежи уровень вторичной занятости составил 22%, из которых 5 и 17% прирабатывали соответственно регулярно и от случая к случаю. Учащиеся и студенты примерно в 2 раза реже, чем работающие респонденты, помимо учебы имеют постоянную работу, хотя общий уровень вторичной занятости учащихся (регулярной и нерегулярной) несущественно отличается от средних данных, рассчитанных для работающих (табл. 2).

Особенно высокий удельный вес лиц с двойной занятостью отмечается в трех подгруппах: среди 20—24-летних — 22%, среди 25—29-летних — 23% и среди 40—44-летних — 24%. Приработки последних носят более стабильный характер.

Так же, как и основные доходы, уровень занятости молодежи во вторичном секторе варьируется в зависимости от типа основного занятия. Причем распространенность регулярных приработков примерно одинакова и у предпринима ^.лей, и у работающих (постоянно или периодически) по найму (5—7%), а вот нерегулярные приработки наиболее, характерны для лиц с непостоянной занятостью по найму: 26% работников, занятых на основной работе по контрактам и трудовым соглашениям, используют время от времени возникающую возможность подработать.

, Во всей совокупности респондентов, имеющих приработки, наиболее распространенными оказались (как уже было установлено в ряде предыдущих опросов): 1) совместительство'— 28%,’2) услуги населению' (по'строительству, ремонту, пошиву и т.п.) — 24 и 3) уличная торговля (включая торговлю товарами, привезенными из других городов и из-за рубежа)— 12%:

Была ли у Вас в прошлом месяце помимо основного занятия какая-нибудь другая работа или занятие, приносящее дополнительный доход? (В % к числу опрошенных; сумма ответов меньше .100%, так как не учтены респонденты, не давшие ответов; май, 1995 г.)

Варианты ответов Все работающие Молодежь

все опро- шенные возрастные группы работают занимаются частным1 предприни- мательством, бизнесом учащиеся

16-19 лет 20-24 года 25-29 лет по найму на постоянной работе по контрактам, трудовым соглашениям .

Да, была регулярная дополнительная работа 6 5 6 4 , 5 ■ 5 6 7 3 ■

Да, были нерегулярные приработки 14 17 10 18 18 16 26 " 11 ' ' 15'

Нет, дополнительной работы не было 80 78 84 78 76 78 68 80 77

Вторичная занятость молодежи отличается по видам дополнительной работы от средних данных (рис. 1). Молодые люди существенно реже, чем в среднем, совмещают основную работу с дополнительной на том же или на другом предприятии (19%); уличной торговлей молодежь занимается в 1,7 раза чаще (20%), чем все опрошенные в среднем. Все три вида дополнительных занятий — совместительство, услуги населению и уличная торговля

— имеют примерно одинаковую распространенность среди 16—29-летних респондентов. Анализ дополнительных занятий респондентов молодежных возрастных подгруппах показывает, что совершенно отличную (от средней) структуру'Приработков'имеют лишь 16—19-летние респонденты (доля совместителей 5%, 35% занимаются уличной торговлей). Структура дополнительных занятий

20—29-летних работников близка к средней по совокупности опрошенных. Основными" видами приработков учащейся молодежи являются профессиональная деятельность (программирование, переводы, чтение лекций и т.п.), уличная торговля и услуги населению (на каждый из них приходится примерно по 15%).

Зависимость характера приработков всех работающих респондентов от типа основной занятости показана на рис. 2. Легко заметить, что среди занятых по найму широко рас-

Все опро- Молодежь 16—19 лет 20—24 года 25—29 лет шенные, (16—29 пет) имеющие дополнительт ную работу

Виды вторичной занятости:

[Щ совместительство . |.

~ Ц услуги населению (строительство, ремонт, пошив и т.п.)

Ц уличная торговля

Рис.1. Виды вторичной, занятости респондентов по возрастным группам (показаны три наиболее распространенные занятия). (В % к числу опрошенных, имеющих дополнительную работу; май, 1995 г.)

пространено совместительство (35—40%), а также оказание услуг населению (25%), в то время как приработки предпринимателей наиболее часто выступают в форме посреднической деятельности (30%), совместительства (22%) и уличной (включая "челночную") торговли (19%).

Более половины опрошенных, имеющих вторую работу (55%), затрачивают на нее в среднем не более 14 часов в неделю. Лишь 8% респондентов работают дополнительно (к основному: занятию) более 42 часов в неделю. В молодежной среде также встречаются люди, занятые "вторично'-' более 6—8 часов в день в пересчете на семидневную рабочую неделю, в то же время продолжительность занятости молодежи на.дополнительной работе несколько ниже, чем в среднем по совокупности опрошенных (табл. 3). .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приработки молодых респондентов, так же, как и всех респондентов в среднем, невысоки: около 1/2 прирабатывающих имеют дополнительный доход менее 100 тыс. руб. в месяц. Однако, как и в случае с основными заработками, существует немногочисленная прослойка молодых людей, получающая во вторичном секторе занятости высокие доходы (более 1 млн руб. в месяц): 8% среди 16—19-летних (что в 2 раза' больше по сравнению со средними данными) и 6% среди 25—29-летних (табл. 4).

, Таблица 3

Продолжительность занятости респондентов на дополнительной работе (в %,к числу ответивших; апрель,. 1995 г.)

Труппы опрошенных Продолжительность занятости, час. в неделю

до 14 14-28 28-42 42-56 свыше 56.

■ Все опрошенные 55 . 25 - . 13- 5 • 3

Возрастные группы: 16—19 лет 66 16 18

20—24 года 57 28 11 ■ 4

25-29 лет 66 24 5 4 .2

Таблица 4

Заработки (доходы) респондентов на дополнительной работе (в % к числу ответивших; апрель, 1995 г.)

Группы опрошенных Размеры доходов (тыс. руб.)

до 100 100-300 300-60С 600-1000 свыше 1000

Все опрошенные 49 31 11 5 4

Возрастные группы 16— 19 лет ' 54 31 • 6 8

20—24 года 55 32 ' 5 6 - 1

25-29 лет ■ -48 29 12 5 6

Работают

, по найму на постоянной работе

Регулярно Занимаются

(периодически) частным пред-

работаю по кон* принимательством

I трактам,трудовым бизнесом

соглашениям

:ииды вторичной занятости: у ■ ■

| |- профессиональная деятельность (программирование, переводы,статьи и т.п.)

ЕЮ

I

посредническая деятельность совместительство

услуги населению (строительство, ремонт, пошив и т.п.) уличная торговля .

Таблица 5

Сколько денег Вам сейчас нужно, чтобы жить, по Вашим представлениям, нормально? (В-%‘к числу оп-рошенных; май, 1995 г.)

Рис. 2. Зависимость характера: приработков респондентов от типа основной занятости (показаны три наиболее распространенных дополнительных занятия) (В % к числу ответивших на вопрос о видах приработков; май, 1995 г.)

Молодым респондентам, ( участвовавшим ■ в майском 1995',г. опросе, предлагался вопрос, уточняющий род деятельности во вторичном секторе занятости. Выяснилось, что около .1 /з этих опрошенных имеют приработки на государственных и частных ^предприятиях, в качестве наемных, работников, чуть больше (36%) являются владельцами - либо совладельцами частных предприятий, либо работают индивидуально (31% затруднились определить род дополнительной деятельности).

Молодым респондентам было предложено ответить на вопрос: "Если бы Ваша трудовая, деятельность, связанная с дополнительной работой или приработками, развивалась успешно, готовы Вы были бы бросить учебу и заниматься только этой деятельностью?" 1 /г опрошенных ответили на этот вопрос однозначно "нет", 28% — ,"скорее нет" и только .4% допускают такой вариант — "скорее да", 18% затруднились, ответить на вопрос. Почему же работа, приносящая приработки, занимает, менее достойное место в сознании учащихся респондентов, чем учеба? 61% опрошенных не намерены бросать учебу потому, что их-дополнительная работа не является стабильной, надежной, 23% мотивируют свой выбор тем, что работа не является (интересной, 12% считают свой приработок непрестижным-, не вызывающим уважения окружающих и 8% ■отмечают, что это дело не может принести нужного дохода.

Личные расходы. Как и следовало ожидать, молодежи свойственны более высокие материальные запросы по .сравнению со среднероссийским, уровнем.. Если у самых взыскательных россиян (их 10%) денежные потребности, обеспечивающие "нормальную жизнь",, ограничиваются 3 млн руб. в месяц, то среди молодежи 5% опрошенных не довольствуются и 6 млн руб.(табл. 5).

В то же время весьма значительная часть россиян имеет довольно скромные, запросы. Около 40% участни-

Розмеры доходов в месяц (тыс. руб:) Все опрошенные ■ ———1 Молодежь 16—29 лет

До 100 • ... 5 2

100-300 • 25 ; 6

300-600 ' ' • ■ 38 16

600-1000 21 32

1000-3000’ , 10 25

3000-6000 ' : Г 7

Свыше 6000 0,6 5 . '

Нет ответа 7

* Вопрос в такой формулировке предлагался только молодым респондентам. Для сравнения в таблице используются данные, полученные при ответах на вопрос "Сколько сейчас денег нужно Вашей семье, чтобы жить, по Вашим представлениям', нормально?" в расчете на одного члена семьи. На этот вопрос отвечали все участники опроса.

( ков опроса определили "нормальный" месячный доход на члена семьи в размере не более 400 тыс. руб., что соответствует среднероссийскому уровню основных заработков в апреле 1995 г. Среди молодежи только около 13% .согласны с такой, оценкой. , ,

Интересно отметить,> что 78% молодых людей (май 1995 г.) обычно имеют при себе не более 50 тыс. руб., 6% —: от 50 до 100 тыС; руб, и 3% — от 100 до 300 тыс. руб., около 1% — от 300 тыс. до 1 млн руб. и примерно по 0,5%

— свыше 1 млн руб. (11% затруднились ответить на вопрос). Как молодежь расходует свои личные деньги?

Основной статьей личных расходов выступают расходы "на вкусную еду" (34%), следующими по значимости идут расходы "на красивые, модные вещи"(30%); 26% опрошенных часто тратят свои деньги "на то, чтобы посидеть с компанией"; 18% — на диски, аудио- и видеокассеты и еще 18% — на книги. Среди прочих "статей расходов" молодежи значительное место занимают расходы на культурные мероприятия (концерты, кино, театр) — 11%, а также,накопления—. 10% и помощь родителям—12%.

Сравнение структуры расходов,молодых респондентов, имеющих.разные уровни среднедушевого дохода, приводит к ряду интересных выводов: 1) представители высокодоходной группы чаще всего тратят личные деньги на вкусную еду, модную одежду, путешествия и развлечения, а также чаще, чем в среднем, копят деньги на квартиру, машину и т.п., 2) расходы на культурные мероприятия, книги, - занятия спортом в личных бюджетах молодых людей практически не заг висят от среднедушевых, доходов их семей, 3) респонденты из низкодоходных групп в большей степени склонны экономить и за. счет этого помогать своим родителям. _

В исследованиях рынка труда молодежь традиционно рассматривается как одна из "слабых", наиболее уязвимых социальных групп. Наши данные об основных заработках и приработках молодых россиян свидетельствуют о том, что это не совсем’так: данная группа "не'выпадает" из общей картины. В то время как большинство россиян, и молодых и старых, живут в тяжелых материальных УСЛОВИЯХ! среди молодежи, как, впрочем, и среди других возрастных групп, имеется прослойка наиболее приспособленных, предприимчивых, удачливых. .Главная "беда" молодых россиян сострит в том, .что они. имеют существенно более высокие материальные потребности, но далеко не, всегда, располагают возможностями . их удовлетворить. ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.