ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК:331.52 Б01: 10.24412/2071-6435-2024-5-47-66
ЗАПРОС СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА НА СИСТЕМНУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В России в последнее время складывается сложная ситуация на рынке труда. Дефицит рабочей силы превышает 2 млн человек и продолжает расти. Крайне неудовлетворительное положение наблюдается и в обеспечении экономики, управления и социальной сферы страны квалифицированными специалистами с высшим образованием практически по всем основным профессиям. При этом существует разрыв между качеством подготовки специалистов и квалификационным запросом работодателей.
В исследовании дается анализ вышеназванных проблем рынка труда и предлагается, исходя из современных вызовов, ряд актуальных направлений совершенствования системы высшего профессионального образования.
Ключевые слова: дефицит рабочей силы, рынок труда, высшее профессиональное образование, национальный проект, работодатели, специалисты, профессиональная квалификация, качество образования, профессиональная удовлетворенность.
Для цитирования: Иванов О.Б., Селезнев П.С. Запрос современного рынка труда на системную трансформацию высшего профессионального образования // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 5. С. 47—66. БОТ: 10.24412/2071-6435-2024-5-47-66
О.Б.Иванов
П. С. Селезнев
Введение
Современное состояние рынка труда вызывает серьезные опасения в связи с тем, что дефицит рабочей силы ощущается в большинстве сфер жизнедеятельности страны. Это касается всех категорий работающих: и квалифицированных рабочих практически всех профессий, и неквалифицированной рабочей силы, и специалистов большинства специальностей, особенно современных цифровых и технологических профилей.
Пожалуй, нельзя не согласиться с известным тезисом, который уже стал расхожим выражением, — «Кадры решают все», но если быть до конца точным, то «классик» сказал слова, которые сегодня, как и раньше, звучат особенно актуально: «Кадры, овладевшие новыми знаниями, решают все». Поэтому в своем исследовании мы (на фоне современного состояния рынка труда) сделаем акцент лишь на одной, но очень важной части проблемы — подготовке специалистов в организациях высшего профессионального образования.
Общая характеристика состояния рынка труда в России
В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно напряженная ситуация на рынке труда, которая характеризуется дефицитом во многих сферах экономики, отсутствием необходимого количества квалифицированных специалистов по целому ряду профессий, диспропорциями и дисбалансами, а также необходимостью привлечения значительных масс трудовых мигрантов.
Статистика состояния безработицы в России в последнем периоде колеблется от 2,6% до 3,2% и находится на беспрецедентно низком уровне. Однако это не какое-то достижение, а в некотором роде проблема для экономики страны.
В текущем периоде в экономике России ощущается заметный дефицит рабочей силы, и дальнейшие прогнозы в этой сфере вызывают серьезные опасения. По оценкам одного из ведущих в стране кадровых центров Неа^ип1ег, «за последние 2 года численность рабочей силы снизилась в России примерно на 1 млн человек... и сейчас рынку не хватает 2 млн специалистов, но к 2030 году эта цифра скорее всего удвоится» [2].
Кадровый «голод» вызван целым комплексом причин. Прежде всего, это «демографическая яма» 1990-х годов. По оценкам Росстата и Социального фонда России в стране уже давно наметилась тенденция к сокращению численности населения. Так, только в первом полугодии текущего года естественная убыль составила 321,5 тысячи человек по сравнению с 272,5 тысячи в прошлом году (число умерших 921,1 тысячи в первом полугодии текущего года по сравнению с 888,7 тысячи человек в предыдущем, родившихся 599,6 тысячи человек против 616,2 тысячи). Об этом же свидетельствует и прогноз по числу родившихся: если в 2023 году в России родились 1245 тысяч детей, то прогнозы 2024 года — 1172 тысячи, 2025 года — 1153 тысячи, 2026 года — 1143 тысячи детей
Запрос современного рынка труда на системную трансформацию ... [4; 13; 17].
В 2022 году возникли новые тренды, обострившие проблему дефицита рабочей силы. Как отметил В. В. Путин, в зоне СВО сейчас находятся почти 700 тысяч российских военнослужащих [15]. Значительно увеличилась численность работников и специалистов в военно-промышленном комплексе, существенно нарастившем объемы производства. При этом потребность в кадрах даже в этой сфере, на которую обращено особое внимание, в полном объеме не удовлетворяется.
Безусловно, определенный «вклад» в дефицит рабочих рук внесли так называемые релоканты. После начала СВО по данным Росстата страну в 2022 году покинули 668400 человек, из которых вернулась назад лишь часть [12]. Негативным моментом является то, что релоканты вызвали отток в основном квалифицированной рабочей силы, молодого и зрелого возраста. А проблема и без того усугубляется — отмечается негативный структурный сдвиг, связанный с возрастом и опытом (жизненным и профессиональным). По прогнозу, озвученному вице-премьером Т. Голиковой, «к 2030 году численность работников в возрасте от 30 до 39 лет сократится на 30% или 7,2 миллиона человек., а это самый востребованный персонал, самый готовый к изменениям» [19].
Даже сегодня, в условиях острого кадрового дефицита запрос рынка — не на любого специалиста. Кроме суммы знаний, полученных в высшей школе, необходим опыт («сын ошибок трудных»). Исследования показали: «Работодатели не очень хотят видеть в рядах своих сотрудников специалистов начального уровня (джуниоров), 37% компаний ищут специалистов среднего уровня (мидлов), а 20% находятся в поиске специалистов с многолетним опытом и внушительным объемом накопленных знаний (сеньоров)» [3; 5].
Еще одним фактором, который оценивается по-разному, — и как позитивный, и как негативный, но безусловно влияющий на кадровую структуру,— является существенный рост численности самозанятых в экономике страны. По данным Росстата, их число за последние два с половиной года увеличилось более чем в два раза и превысило 10 млн человек (на начало 2022 года — 4789176; 2023 год — 6781028; 1 полугодие 2024 года — 10950994 человек) [13]. И здесь имеются подводные камни. Так, на наш взгляд, важное и точное наблюдение приводит ЬЬ-сервис 8ирег1оЬ: «Токаря на заводе нельзя нанять как самозанятого, а курьера в сервис доставки можно. С зарплаты токаря работодателю нужно будет
заплатить около 30% обязательных налоговых отчислений, а с зарплаты самозанятого курьера — нет. За счет сэкономленных на налогах денег можно поднять зарплату неквалифицированному курьеру и сделать ее выше зарплаты квалифицированного токаря» [18] (или специалиста с высшим образованием).
Следовательно, должна быть реакция на происходящие структурные сдвиги в кадровых запросах, вызванных современными реалиями, тенденциями и вызовами. И реакция должна быть адекватной, соизмеримой с запросами.
Приведем лишь один пример. В прошлом году Минцифры России определил нехватку работников ИТ-направления в размере 700 тысяч человек (по другим оценкам, недостаток сотрудников этого профиля превышает миллион человек). На этом фоне Министерство приводит следующие данные о подготовке специалистов цифрового профиля: «Более 343 тысяч человек приняты на обучение по образовательным программам высшего образования в сфере информационных технологий за счет средств федерального бюджета (нарастающим итогом, начиная с 2019 года)... Сегодня программы по обучению ИТ-специальностям реализуются более чем в 800 вузах. К текущему году на обучение принято более 500 тысяч человек» [5; 8]. Таким образом, можно констатировать, что система подготовки кадров заведомо не готова утолить кадровый «голод» в указанном сегменте [5]. При этом, казалось бы, всем известна аксиома, что количество выпускников должно примерно соответствовать числу вакансий, имеющихся на рынке, в разрезе специальностей.
При мониторинге социально-экономических процессов, при планировании подготовки кадров важно учитывать, что ситуация на рынке труда не является застывшей, а подвержена многим факторам влияния. Это и глобальные процессы, и внутристрановые тренды, и научно-технологическое влияние, и социально-экономические сдвиги в обществе. При этом, казалось бы, даже стабильные, устойчивые профессиональные позиции таковыми являются не всегда. Приведем некоторые факты.
Так, например, с начала статистических замеров (2006 год) к текущему году у поступающих в вузы в несколько раз упала престижность таких топовых профессий, как юрист (с 28% до 7%) и экономист (с 20% до 4%). В то же время до 31% ожидаемо выросла престижность специалистов в сфере ИТ-технологий (против 16% в 2021 году и 5,5% в 2012 году); почти до 30% поднялась престижность профессий врачей и других ме-
дицинских работников, особенно после пандемии СОУГО-19; в пять раз (с 2% до 10%) с 2006 года возрос запрос на специалистов инженерного профиля [14].
Все это важные структурные сдвиги, в том числе и в запросах работодателей, которые нельзя игнорировать при планировании рынка труда, обучения в учебных заведениях среднего специального и высшего профессионального образования. Все тенденции в кадровом обеспечении необходимо стараться предвидеть, выявлять, учитывать и своевременно на них реагировать.
Структурные проблемы подготовки кадров в системе высшего профессионального образования
Исследуя структурные проблемы высшей школы, важно иметь в виду, что профессиональное обучение осуществляется не ради выполнения образовательной программы и получения набора теоретических знаний. Главная цель — освоение совокупности знаний, умений и навыков, необходимых в практической работе выпускника, его востребованность на рынке труда.
Попробуем уловить актуальные тенденции в запросах работодателей и их требования к трансформации системы высшего профессионального образования под новые, быстро меняющиеся социально-экономические условия.
Сразу оговоримся, что исследование проведено в основном на базе разовых опросов и оценок. Понятно, что один год без динамики не дает полной картины, особенно в наше нестабильное время, и тем более не позволяет осуществить комплексный анализ материала, проследить тенденции, но тем не менее может дать общее представление о положении дел на текущий момент, показать сформировавшуюся картину, обозначить проблемные точки и определить вектор развития кадровой ситуации в стране.
Безусловно, для определения трендов, построения прогнозов, выработки и корректировки мер по удовлетворению потребности в специалистах разных профессий анализ должен быть системным, проводиться регулярно. Для получения полной картины по определению дефицита кадров на такой масштабной и разноплановой территории, как наша страна, важно владеть ситуацией дифференцированно, в отраслевом и региональном разрезе (по федеральным округам, субъектам Российской
Федерации и отдельным территориям). Однако с учетом необходимости целостного понимания проблемы мы в данном исследовании остановимся на общей ситуации в указанной сфере.
К сожалению, до настоящего времени на общегосударственном уровне отсутствует прогноз кадровой потребности. Этот документ по решению Правительства Российской Федерации будет разработан в 2025 году и должен корреспондироваться с контрольными цифрами подготовки студентов в высших учебных заведениях, предусматривать систему трудоустройства выпускников с учетом уровня заработной платы.
Оценивая кадровую ситуацию, обратимся к исследованиям, проведенным экспертами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), которые выделили следующие группы профессий с наибольшим дефицитом подготовленных специалистов по отношению к потребностям рынка:
• информационная безопасность — спрос предприятий удовлетворен на 45%;
• оружие и системы вооружения — на 58%;
• нанотехнологии и наноматериалы — на 60%;
• архитектура — на 60%;
• фармация — на 74%;
• информатика и вычислительная техника — на 80% [22].
Значительный недостаток специалистов существует и в других профессиональных сферах.
С другой стороны, как показывает анализ, имеется целый ряд отраслей, в которых число выпускников намного превышает наличие вакансий, в частности:
• политические науки и религиоведение, где число выпускников превышает наличие рабочих мест в 7, 2 раза;
• управление в технических системах—в 3,3 раза;
• СМИ и информационно-библиотечное дело — в 3 раза;
• химические технологии — в 2,9 раза;
• языкознание и литературоведение — в 2,6 раза;
• сельское, лесное и рыбное хозяйство— в 2, 6 раза [22].
Представленная выше ситуация говорит об имеющемся дисбалансе
в сфере подготовки кадров высшей квалификации. Это серьезная проблема, решение которой откладывать нельзя, особенно в условиях острого кадрового «голода» в экономике страны в целом и по ряду ключевых
специальностей в отдельных отраслях.
При анализе структурных проблем в сфере подготовки кадров в системе высшего профессионального образования серьезным вызовом, как показал проведенный Росстатом мониторинг, является проблема трудоустройства и адаптации выпускников. Установлено, что только у 11,3% получивших высшее образование не возникло проблем с трудоустройством. Исследование показало, что причинами возникающих трудностей при трудоустройстве выпускников являются:
- отсутствие или недостаточный опыт работы — 28,0%;
- низкий уровень предлагаемой заработной платы — 23,4%;
- недостаток или отсутствие подходящих вакансий — 21,3%;
- недостаток необходимых знаний, умений, навыков — 7,6%;
- другие причины — 8,3% [22].
При диагностике проблем рынка труда большое прикладное значение имеют результаты социологических исследований, выполняемых Росстатом в рамках Комплексного наблюдения условий жизни населения, в каждой волне которого принимает участие не менее 120 тысяч респондентов, что делает его надежной репрезентативной базой для анализа различных сторон жизни общества, включая и эффективность системы образования.
Важным для оценки эффективности и качества полученного образования является доля выпускников высших учебных заведений, остающихся в профессии (таблица 1).
Таблица 1
Доля россиян, работающих по специальности, по которой было получено образование, или по близкой специальности (по укрупненным группам специальностей)
№ группы со- Укрупненные группы Доля выпускников, работающих
гласно класси- специальностей по специальности, по которой
фикатору было получено образование,
48 Теология 100%
32 Науки о здоровье и профилактическая медицина 98,8%
31 Клиническая медицина 97,4%
33 Фармация 93,4%
2 Компьютерные и информационные науки 93,0%
28 Нанотехнологии и на-номатериалы 89,8%
29 Технологии легкой промышленности 52,5%
43 Сервис и туризм 52,2%
35 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 49,7%
50 Искусствознание 45,5%
Источник: составлено по материалам Росстата [9].
Как видно из таблицы, по полученной специальности чаще всего работают те, кто получил образование в области теологии, медицины, фармации, а также компьютерных и информационных наук, нанотех-нологий. То есть, прежде всего, узконаправленные востребованные специальности или, опять же, остро востребованные профессии по новой технологической направленности. Напротив, существенно менее стабильными сферами деятельности являются группы профессий, которые проигрывают в уровне оплаты труда, считаются недостаточно престижными, а также относительно универсальные, с которыми легче адаптироваться в другой отрасли (в частности, профессии инженерного профиля).
Что же касается сферы культурологии, искусствознания и искусствоведения, то туда, как отмечают эксперты, приходят по призванию, однако низкий уровень заработной платы заставляет многих менять профессию.
На выбор сферы деятельности, специальности, конкретного учебного заведения могут влиять разные факторы: традиции семьи, увлечения, представления родителей и собственные представления о перспективности и престижности выбираемой профессии (в том числе ложные представления), близость места учебы к месту проживания и, конечно, интерес к профессии, пробуждаемый в ходе обучения, освоения специальности уже непосредственно в университете.
В итоге одним из ключевых показателей эффективности образования является моральная и профессиональная удовлетворенность своей работой. Как видно из таблицы 2, такие специальности, как технологии легкой промышленности, прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело
и геодезия, отличаются не самой высокой оценкой профессиональной и моральной удовлетворенности сотрудников (хотя плюс-минус 20% не является критичным).
Основная же часть выпускников, как показывают материалы исследования, в принципе удовлетворена выбранной сферой трудовой деятельности. Достаточно высокая в целом степень удовлетворенности профессией свидетельствует об осознанном выборе специальности при поступлении в высшее учебное заведение.
Таблица 2
Моральная, профессиональная удовлетворенность по укрупненным группам специальностей (включая тех, кто до момента исследования специальность не менял)
№ группы согласно классификатору Укрупненные группы специалистов Профессиональная удовлетворенность. Вполне удовлетворен Моральное удовлетворение в работе. Вполне удовлетворен
17 Оружие и системы вооружения 100% 100%
47 Философия, этика и религиоведение 100% 100%
26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта 100% 97,9%
30 Фундаментальная медицина 96, 2% 92,3%
41 Политические науки и регионоведение 94,1% 94,1%
24 Авиационная и ракетно-космическая техника 91,1% 94,9%
31 Клиническая медицина 90,4% 94,7%
52 Сценические искусства и литературное творчество 91,0% 92,5%
1 Математика и механика 90,0% 92,6%
39 Социология и социальная работа 79,2% 88,7%
8 Техника и технологии строительства 82,5% 85,1%
38 Экономика и управление 82,1% 82,8%
42 Средства массовой информации и инфор-мационно-библиотеч-ное дело 83,0% 81,2%
23 Техника и технологии наземного транспорта 78,9% 81,7%
29 Технологии легкой промышленности 71,0% 87,1%
21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 78,2% 79,8%
Источник: составлено по материалам Росстата [9].
Одним из основных факторов, определяющих выбор сферы профессиональной деятельности, является материальная сторона вопроса.
Лидерами по зарплатам выпускников являются следующие отрасли экономики страны:
• аэронавигация и эксплуатация авиа- и ракетно-космической техники — здесь средние зарплаты выпускников превышают общероссийский уровень в 1,73 раза;
• техника и технологии кораблестроения и водного транспорта—в 1,56 раза;
• математика и механика — в 1,5 раза;
• прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия — в 1,45 раза;
• сестринское дело — в 1,36 раза;
• информационная безопасность — в 1,36 раза;
• информатика и вычислительная техника — в 1,35;
• компьютерные и информационные науки — в 1,29 раза;
• ядерная энергетика и технологии — в 1,23 раза;
• авиационная и ракетно-космическая техника — в 1,2 раза [9; 20].
Однако, следует отметить, что фактор оплаты труда является наиболее значимым, но не всегда решающим. Более того, если рассматривать проблему в динамике, то видно, как со временем приоритеты могут меняться.
Исследования показывают, что при выборе профессии россиянами работают и другие, оказывается не менее значимые, факторы. В частности, ВЦИОМ приводит следующий анализ (таблица 3).
Приоритет материальных доходов двадцать лет назад можно объяснить низким уровнем жизни населения в 1990-х — начале 2000-х годов как следствие либеральных реформ, развала экономики и социальной сферы, «шоковой терапии», практически повсеместных невыплат заработной платы. Когда впоследствии «жизнь начала налаживаться», стали учитываться не только факторы выживания, но и комфортной рабочей среды, удобный график и хорошие условия труда, отношения в коллективе, социальный пакет, возможности профессионального развития и карьерного роста.
Таблица 3
Ответы (по годам) анкетируемых на вопрос: «Если бы Вам пришлось сейчас устраиваться на работу, то что для Вас было бы наиболее важным?»
2004 2009 2013 2020 2022 2024
Размер заработной платы 74 74 71 51 61 50
Удобный режим, график работы 21 25 24 27 30 31
Возможность профессиональной 23 26 24 27 30 31
самореализации
Социальные гарантии в соответ- 33 33 26 31 28 26
ствии с законом (оплата отпуска,
больничного и проч.)
Хорошие условия труда 18 21 15 19 17 22
Хорошие атмосфера в коллекти- 6 7 6 24 23 17
ве и взаимоотношения с началь-
ством
Официальный характер работы 9 13 16 15 16 15
Дополнительный социальный па- 14 19 16 21 17 13
кет, со стороны предприятия
Чтобы работа не требовала чрез- 9 7 8 3 4 7
мерных усилим, высокой интен-
сивности труда
Пенсионные отчисления со всей 14 9 12 11 8 7
зарплаты
Чтобы работа была престижной 16 14 13 6 5 4
Источник: составлено по материалам исследования ВЦИОМ [11].
Данная таблица в особых комментариях не нуждается. Меняются также с течением времени оценки респондентами в части удовлетворенности работой (таблица 4). Так, если двадцать лет назад своей работой были удовлетворены 70% опрошенных, то в текущем году число позитивно воспринимающих свою профессию и сферу деятельности достигло 85%.
Таблица 4
Ответы (по годам) анкетируемых на вопрос: «Удовлетворены ли Вы в целом своей нынешней работой?»
2004 2009 2018 2019 2020 2024
Вполне удовлетворен 24 30 43 40 40 48
Скорее удовлетворен 46 41 37 39 44 36
Скорее не удовлетворен 20 21 13 16 11 10
Совершенно не удовлетворен 9 5 5 5 4 5
Источник: составлено по материалам исследования ВЦИОМ [11].
Для получения наиболее полного представления о состоянии кадровой работы, кадровом обеспечении и потребности в специалистах необходима комплексная оценка реального положения дел с учетом разных аспектов, в том числе важны ожидания кандидатов на трудоустройство, позиция учебных организаций высшего профессионального образования, а также запросы работодателей как основного звена рынка труда.
В частности, работодателей во многих случаях в качественном плане не удовлетворяет уровень подготовки выпускников, их способность к самостоятельной профессиональной деятельности. При значительном объеме теоретического материала полученные в вузе знания не являются практико-ориентированными и фактически сразу возникает необходимость переподготовки и повышения квалификации вновь принятых на работу выпускников.
При анализе тенденций и проблем в образовании и на рынке труда также необходимо обратить внимание на другие критерии, которые востребованы работодателями при отборе кандидатов на занятие вакансий.
Исследование, проведенное сервисом Работа.Ру и компанией СберПодбор, показало, что абсолютное большинство респондентов (91%) считает, что кандидат без опыта должен быстро обучаться. Для 62% работодателей важно, чтобы неопытный кандидат был коммуникабельным и открытым; для 43% работодателей важна инициативность; для 34%
компаний важна способность соискателей аналитически мыслить; 27% работодателей ищут у кандидатов без опыта организационные навыки, а также претенденты на должности должны обладать креативностью — 20%, и, безусловно, в наше время все должны обладать необходимым набором цифровых навыков [16].
Также мониторинг трудоустройства выпускников вузов показывает, что помимо профессиональных навыков, относящихся непосредственно к работе, наибольшее значение для успешной трудовой деятельности на первой работе после вуза имеют: способность к сотрудничеству и умение работать в команде, способность к соблюдению трудовой дисциплины, стрессоустойчивость, а также умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.
Следует отметить, что эти запросы работодателей (через призму оценки выпускников) во многом совпадают с компетенциями XXI века, которые разрабатывались под патронажем ЮНЕСКО, приняты большинством стран, в том числе и нашей, в формате навыков XXI века, получивших условное обозначение 4К — критическое мышление, креативность, коммуникации, кооперация [7].
Заключение
Исходя из особого значения для государства проблемы обеспечения кадрами, важности преодоления негативной ситуации на рынке труда, необходимости комплексного решения проблемы кадрового дефицита Правительство Российской Федерации подготовило и с начала 2025 года запускает национальный проект «Кадры», который объединит четыре федеральных проекта: «Управление рынком труда», «Образование для рынка труда», «Активные меры содействия занятости» и «Человек труда» [10].
По информации портала Правительства России: первый должен создать условия для «эффективного трудоустройства выпускников образовательных учреждений»; второй направлен на повышение квалификации, изменение профессиональной траектории; третий призван коренным образом улучшить условия труда, состояние охраны труда и техники безопасности; четвертый «предусматривает вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, развитие предпринимательских компетенций и инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства» [1; 21].
При этом нацпроект «Кадры» самым тесным образом должен корреспондироваться с другими национальными проектами, такими как «Образование», «Наука», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Молодежь России». Кроме того, и все остальные национальные и федеральные проекты имеют свои обеспечивающие кадрово-образовательные блоки (разделы) и это также необходимо увязывать в единый профессионально-квалификационный комплекс [6].
Вместе с тем следует исходить из того, что национальные проекты определяют генеральную линию решения проблем, контрольные параметры, формируют нормативное и организационное обеспечение, выстраивают систему финансирования. При этом конкретные задачи выполняют все задействованные в реализации проекта исполнители. Одним из ключевых звеньев национального проекта «Кадры» является совершенствование системы высшего профессионального образования.
В целях обеспечения активного влияния высшей школы на рынок труда необходимо, на наш взгляд, сконцентрировать усилия на решении следующих основных задач.
1. Подготовка специалистов в необходимом для экономики страны количестве, для чего обеспечить системное изучение состояния рынка труда в разрезе сфер деятельности, отраслей, территорий; прогнозировать динамику запросов работодателей на текущий момент, ближайший период и отдаленную перспективу; добиваться примерного соответствия числа выпускников и вакансий, имеющихся на рынке в разрезе специальностей. Создавать условия для формирования баланса между потребностью рынка труда, численностью имеющихся специалистов по профессиям и компетенциям, выпускников высших учебных заведений, студентов, проходящих обучение, а также важно обоснованно планировать прием абитуриентов.
2. Формирование у получающих образование профессиональных компетенций и квалификации соответствующего уровня. Для наиболее полного удовлетворения запросов работодателей, с одной стороны, и облегчения трудоустройства и интеграции выпускников в производственные процессы — с другой, важно обратить особое внимание на соответствие знаний, получаемых в вузах, требованиям работодателей, сделав одной их основных целей обучения практико-ориентированность. Следует повысить осведомленность студентов относительно специфики
работы, уровня оплаты труда, которую они будут получать при окончании учебного заведения, возможных негативных сторон выбранной профессии, что может вызвать желание своевременно скорректировать какие-то параметры будущей работы или вообще поменять специальность. Но главное — необходима максимальная прикладная нацеленность при организации образовательного процесса, чтобы к моменту выпуска из вуза студенты обладали основами практической организации своей профессиональной деятельности и, по возможности, некоторым опытом, необходимым для выполнения работы. Представляется целесообразным расширять практику стажировок и обучения, совмещенного с прикладной деятельностью на рабочем месте. Для этого вузы должны налаживать максимально плотную кооперацию с работодателями, а также привлекать их для формирования учебных планов и программ, подготовки учебных пособий и написания учебников. Необходимо также развивать учебно-производственные базы, где работодатели могли бы реализовать свои научно-исследовательские проекты с привлечением вузов.
Исключительно полезно, на наш взгляд, для повышения качественного уровня учебного процесса привлекать к преподаванию, ведению практических занятий и руководству стажировками профессионалов предприятий и организаций. Положительным моментом такой кооперации, кроме всего прочего, является возможность в ходе обучения и более глубокого знакомства со студентами для подбора преподавателем-практиком претендентов на реальные позиции в своей организации.
Помимо профессиональных навыков необходимо расширить подготовку студентов по формированию других необходимых в практической деятельности компетенций, в частности таких как владение современными информационно-коммуникационными технологиями; умение работать с деловой и профессиональной документацией; овладение корпоративной культурой; важно развивать личностные качества, необходимые современному профессионалу: способность работать в режиме многозадачности, самостоятельность в принятии решений, умение действовать к команде, стрессоустойчивость.
Необходимо также учитывать, что совершенствование системы подготовки специалистов в организациях высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров (в том числе с учетом появления новых и отмирания некоторых традиционных профессий), необходимо выстраивать, исходя из новых вызовов
и актуальных запросов рынка труда — с учетом соблюдения принципа образования в течение всей жизни.
Литература
1. В национальный проект «Кадры» войдут четыре федеральных проекта. Портал Правительства России. URL: https://ac.gov.ru/ news/page/v-nationalnyi-proekt-kadry. ..27828 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
2. В нашей стране больше не будет дешевой рабочей силы // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7179927 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
3. В России острая нехватка ИТ-безопасников и сетевых инженеров. Компании ищут их и не могут найти. URL: https://www. cnews.ru/news/top/2024-01-23_v rossii_ostraya-nehvatka (дата обращения: 1 октября 2024 года).
4. Демографический вызов России // РБК. URL: https://www.rbc. ru/newspaper/2023/10/03/65a95509... 103672875 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
5. Иванов О. Б. Формирование профессиональных компетенций специалистов в области национальных и международных финансов // Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 38-52.
6. Иванова С. В., Иванов О. Б. Национальные проекты — основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства //ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 4. С. 107-121.
7. Иванова С. В., Иванов О. Б. Основные тенденции развития образования в условиях современных вызовов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 5. С. 38-51.
8. Кадры для цифровой экономики. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 18 марта 2024 года. URL: https://digital.gov.ru/activity/directions/866/ (дата обращения: 1 октября 2024 года).
9. Комплексное наблюдение условий жизни населения. Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников. Федеральная служба государственной статистика. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_tru-
doustr/index.html (дата обращения: 1 октября 2024 года).
10. Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по национальному проекту «Кадры». Портал Правительства России. 30 июля 2024 года. URL: https://government.ru/news/52266/# (дата обращения: 1 октября 2024 года).
11. Не только деньги, или О факторах выбора работы в России URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ne-tolko-dengi (дата обращения: 1 октября 2024 года).
12. Около 40% уехавших из России в 2022 году вернулись обратно // Ведомости. 5 декабря 2023 года. URL: https://www.vedomosti. ru/society/news/2023/12/05/1009358-okolo-40-relokantov (дата обращения: 1 октября 2024 года).
13. Официальной сайт ЕМИСС государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indikator/61226.740746874 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
14. Профессии в России: престиж, доходность, востребованность. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ professii-v-rossii (дата обращения: 1 октября 2024 года).
15. Путин назвал численность российских войск в зоне СВО. 14 июня 2024 года. URL: https://cremea.ria.ru/20240614/putin-nazvai-chislennossst...- 1138119264 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
16. Работодатели рассказали, какие качества ищут у кандидатов без опыта // РБК. 7 июня 2023 года. URL: https://www.rbc.ru/rbc freenews/647fb3a79a794773cf30043f (дата обращения: 1 октября 2024 года).
17. Росстат оценил естественную убыль населения // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/10/08/2024/66b696a4 9a7947393.. .350908033 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
18. Рынок труда 2024. Почему не хватает людей. URL: htps://super-job.ru/pro/5854 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
19. Свалились в демографическую яму. К 2030 году численность специалистов «под 40» снизится на 30% // Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/daily/27559/4827410/ (дата обращения: 1 октября 2024 года).
20. Среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций по видам экономической де-
ятельности. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employ-ment_salaries (дата обращения: 1 октября 2024 года).
21. Татьяна Голикова: В национальный проект «Кадры» войдут четыре федеральных проекта. Портал Правительства России. URL: https://government.ru/news/51929 (дата обращения: 1 октября 2024 года).
22. Тетрадь № 12. Спецсюжет. Обеспеченность экономики кадрами: о важных структурных дисбалансах / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. URL: http://www.forecast.ru/ARCHIVE/Mon_13/2024/TT12_2024s.pdf (дата обращения: 1 октября 2024 года).
References
1. The national project "Cadres" will include four federal projects. The portal of the Russian Government. Available at: https://ac.gov. ru/news/page/v-nationalnyi-proekt-kadry. ..27828 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
2. There will no longer be cheap labor in our country. Kommersant [Businessman]. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/7179927 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
3. There is an acute shortage of IT security and network engineers in Russia. Companies are looking for them and can't find them. Available at: https://www.cnews.ru/news/top/2024-01-23_v ros-sii_ostraya-nehvatka (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
4. Demographic challenge of Russia. RBC. Available at: https://www. rbc.ru/newspaper/2023/10/03/65a95509.103672875 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
5. Ivanov O. B. Formation of professional competencies of specialists in the field of national and international finance. Tcennosti i Smysly [Values and Meanings], 2024, no. 3 (91), pp. 38-52 (in Russian).
6. Ivanova S. V., Ivanov O. B. National projects are the main factor in the formation and development of a unified educational space. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 4, pp. 107-121 (in Russian).
7. Ivanova S. V., Ivanov O. B. The main trends in the development of education in the context of modern challenges. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic
Theory, Analysis, Practice], 2021, no. 5, pp. 38-51 (in Russian).
8. Personnel for the digital economy. The official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. March 18, 2024. Available at: https://digital.gov. ru/activity/directions/866 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
9. Comprehensive monitoring of the living conditions of the population. Selective monitoring of graduate employment. Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/free_doc/ new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
10. Mikhail Mishustin held a strategic session on the national project "Personnel". The portal of the Russian Government. July 30, 2024. Available at: https://government.ru/news/52266 /# (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
11. Not only money, or about the factors of choosing a job in Russia. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ne-tolko-dengi (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
12. About 40% of those who left Russia in 2022 returned back. Vedomosti [News]. December 5, 2023. Available at: https://www.vedomosti.ru/ society/news/2023/12/05/1009358-okolo-40-relokantov (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
13. The official website of the EMISS State statistics. Available at: https://www.fedstat.ru/indikator/61226.740746874 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
14. Professions in Russia: prestige, profitability, demand. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professii-v-rossii (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
15. Putin named the number of Russian troops in the area of their defense. June 14, 2024. Available at: https://cremea.ria.ru/20240614/ putin-nazvai-chislennossst...- 1138119264 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
16. Employers told us what qualities they are looking for from candidates without experience. RBC. June 7, 20233. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/647fb3a79a794773cf30043f (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
17. Rosstat estimated the natural decline of the population. RBC. Available at: https://www.rbc.ru/society/10/08/2024/66b696a4
9a7947393...350908033 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
18. The labor market 2024. Why are there not enough people. Available at: https://superjob.ru/pro/5854 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
19. They fell into a demographic pit. By 2030, the number of specialists "under 40" will decrease by 30%. Komsomolskaya Pravda. Available at: https://www.kp.ru/daily/27559/4827410 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
20. The average monthly nominal salary of employees in a full range of organizations by type of economic activity. Available at: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
21. Tatyana Golikova: The national project "Cadres" will include four federal projects. The portal of the Russian Government. Available at: https://government.ru/news/51929 (accessed: 1 October, 2024) (in Russian).
22. Notebook No. 12. A special story. Staffing the economy: on important structural Imbalances. Center for Macroeconomic Analysis and Short-term Forecasting. Available at: http://www.forecast.ru/ ARCHIVE/Mon_13/2024/TT12_2024s.pdf ((accessed: 1 October, 2024) (in Russian).