Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215). Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 35-38.
Ф. Ф. Гайсина
ЗАПРЕТЫ В БАшКИРСКИХ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДАХ
В статье рассматриваются запреты и их функции в башкирских свадебных обрядах: в сватовстве, мусульманском бракосочетании (никах) и свадьбе.
Ключевые слова: запрет, фольклор, право и обычай, жанр, свадебный обряд.
Башкирская свадьба - формировавшееся тысячелетиями историко-художественное явление, это ценное духовное достояние народа, яркий образец его культуры. Исследователями, этнографами и фольклористами изучались различные аспекты этого феномена, фиксировались отдельные региональные особенности, составлялись ее краткие описания.
Начало научному изучению башкирской свадьбы было положено этнографом, академиком С. И. Руденко1. Первыми учеными-фольклористами, изучавшими башкирский свадебный обряд, были Х. Габитов2, Г. Вильданов3, Г. Давлетшин4, Г. Курбангалеев5, Ф. Сулейманов (А. Инан)6, М. Бурангулов7. Их научные статьи публиковались в 19201930 годах в арабографичных журналах «Яны Юл», «Башкорт аймагы». Материалы по свадебному фольклору, собранные в начале ХХ века, позволяют воссоздать картину древних обрядовых форм, т. к. в них подробно описаны, зафиксированы те обрядовые эпизоды, которые к настоящему времени стерлись из народной памяти.
В 1969 году был издан очерк этнографа Н. В. Бикбулатова, в котором впервые была представлена структура башкирской традиционной свадьбы8.
Целостное научно-теоретическое,
структурно-типологическое исследование свадебно-обрядового фольклора проведено Р. А. Султангареевой («Башкирский свадебнообрядовый фольклор» (1994)9, «Семейнобытовой обрядовый фольклор башкирского народа» (1998)10, «Жизнь человека в обряде» (фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов) (2006)11). В монографии «Феномен обзаведения семей у башкир» (2007)12 В. М. Бадретдинов дал подробное описание поэтических и региональных особенностей свадебного обряда.
В первом томе многотомного свода «Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор» представлены образцы запретов, в
том числе указано их место в системе правил поведения13.
Д. Ж. Валеев первым из башкирских философов изучал (с 1970 по 2000 год) моральнонравственную этико-эстетическую сферу духовной культуры башкирского народа и обратил внимание на запреты с точки зрения философии, отметил их ценность, значимость в башкирском фольклоре14.
В работах Р. Р. Баязитовой «Взаимоотношения супругов в моногамной и полигамной семьях»15, З. Я. Рахматуллиной «Духовная сущность башкирских ритуалов, связанных с рождением ребенка» также нашли отражение некоторые запреты свадебного цикла16.
Таким образом, в целом башкирский свадебный обряд и его составные части изучены довольно подробно. Однако надо отметить, что в вышеуказанных трудах мало обращено внимания на запреты. Между тем, запреты существуют почти во всех жанрах башкирского фольклора, но, к сожалению, они до сих пор не подвергались системному изучению.
Возникнув в глубокой древности из мифов, ритуальных практик, запреты фольклоризова-лись в этические, моральные, хозяйственные нормы ограничений и контроля. В них в концентрированном виде отражены особенности правового сознания башкир и обусловлены нормы, принципы исторической, национальной, духовной культуры и жизнедеятельности.
По времени возникновения запреты дифференцируются на домусульманские (языческие) и религиозные (мусульманские), по содержанию и тематике - на бытовые, профессиональные, юридико-правовые. Они же бывают в категоричной форме или в форме оберега, совета и предупреждения.
В свадебном действии запреты играют особую роль: их выполнение оберегает молодых от нечистой силы, обеспечивает благополучие будущей семье, укрепляет взаимную любовь, продуцирует плодовитость, мир и согласие в семье. Запреты-предупреждения играют так-
же назидательную и воспитательную роль, программируя поведение в статусе мужа или жены, отношение к старшим и младшим, остерегая от ошибок, разрушающих семью.
Запреты начинают проявляться уже с первого обряда - со сватовства. В сватовстве, в первую очередь, должно учитываться согласие родителей обеих сторон. У башкир женитьба или замужество без родительского благословения осуждается, влечет проклятие родителей и несчастья.
Прежде чем идти сватать невесту, сват (сваха) сначала выясняет степень родства будущих молодожёнов, так как у древних башкир существовал запрет на брак близких родственников. Такой же запрет есть и в исламе, что отражено в 4 суре Корана (4:22-23)17. Большое значение при сватовстве имела религиозная принадлежность жениха и невесты. Браки с представителями другой религии запрещались: девушка-мусульманка могла выйти замуж только за мусульманина. С точки зрения ислама, брачный союз с иноверцем и сейчас считается недействительным и приравнивается к прелюбодеянию.
Чтобы нечистая сила не помешала выполнить святые обязанности, сват, перед тем как прийти в дом родителей девушки, должен был предварительно зайти в несколько других домов, к соседям девушки. Одновременно он собирает сведения: расспрашивает о её характере и нраве. Зайдя в дом родителей девушки, сват начинает разговор издалека и иносказательно. Например, он говорит: «Слышал, что на вашем озере плавает прекрасная лебедь, а у нас есть охотник...»
По обычаю, только после сватовства и установления двухстороннего согласия назначаются день никаха (бракосочетание по шариату) и день свадьбы. Кстати, в большинстве случаев дни никаха и свадьбы совпадают. Совместная жизнь без никаха приравнивается к прелюбодеянию, а дети, рожденные без никаха, считаются незаконнорожденными.
Сам обряд никаха также подчиняется определенным нормам. По предписаниям ислама, никах должен проводить мулла (женщине категорически запрещается проводить никах). Относительно времени никаха и свадьбы также существуют определенные запреты. Например, нельзя жениться в месяце сафар18 и т. д. Благоприятными днями для такого события считаются четверг или пятница, а вторник и среда — неблагополучными («Коль в среду ни-
ках совершить, то в несчастье придется жить» - поется в одной башкирской частушке - так-мак).
В семантическом ряду запретов с временной символикой есть и запреты, касающиеся погоды: «В непогоду, т. е. в буран, невесту не встречай - злючкой будет»19, «В сильную жару невесту не встречай - неблагополучной будет»20. В этих народных наблюдениях проводится аналогия между сухой, жаркой погодой и скверным нравом. В то же время, дождь во время проведения свадьбы считается признаком удачного выбора невесты (говорят: «Невеста будет трудолюбивой»).
В некоторых районах Республики Башкортостан во время проведения никаха соблюдаются и другие запреты, оберегающие брак. Никах (т. е. чтение специального молитвословия муллой) не должен прерываться. Прерывание считалось плохим знаком. Для того, чтобы незваный гость или случайный человек не нарушили чтение никаха, двери закрывали на засов. Также во время никаха «нельзя шуметь, а не то жизнь молодых не будет спокойной», на никах «нельзя приглашать одиноких» и т. д.
Существуют запреты, связанные с магией парности и числовыми символами. Например: «Во время совершения ритуала никаха не должно быть беспарных гостей», «Невесте нельзя одной входить в дом», «Нельзя дарить беспарный подарок, а дареные постельные принадлежности должны быть парные». Всё это направлено на то, чтобы молодые никогда не разлучались и прожили в паре долгую жизнь. В день никаха и во время проведения свадьбы соблюдаются такие этикетные запреты, как запрет переходить дорогу невесте, проходить между женихом и невестой, когда они заходят в дом (иначе молодые разведутся). Раньше по шариату мужчинам и женщинам не разрешалось сидеть за одним столом. Во время свадьбы они сидели в отдельных домах, нынче этот запрет нарушен.
В свадебной обрядовой практике по сегодняшний день соблюдаются и некоторые пищевые запреты: так, во время свадьбы нельзя есть мясо птицы, иногда этот запрет касается только мяса гуся. Эти запреты являются остатками тотемизма среди башкир. В эпосе «Урал-батыр»21 птица (лебедь) Хумай считается прародительницей человеческого рода. По сей день в народе широко распространен запрет стрелять в лебедя и журавля. Однако надо отметить, что этот запрет имеет локальный характер. Напри-
Запреты в башкирских свадебных обрядах
37
мер, к свадебному застолью гайнинские башкиры (Пермский край) обязательно готовят сваренную целиком утку или гуся. Отрезав голову, отдают жениху, приговаривая: «Будь главой семьи», а невесте дают шею, говоря: «Будь шеей, опорой мужу»22.
В первый день свадьбы на стороне невесты и в день проводов невесты произносятся запреты в форме поэтических благопожела-ний. В текстах, записанных известным фольклористом М. Бурангуловым, раскрывается этико-эстетическое, нравственно-моральное направление в целом свадебного обряда23. На проводах невесты из родного дома близкими родственницами даются советы и запреты-предупреждения, имеющие семантику поучения, назидания: как держать себя с родителями и родственниками мужа, что можно делать, а чего нельзя. Соблюдение правил и запретов связывается с будущим счастьем, благополучием девушки.
Во время проводов невесты соблюдаются следующие запреты: «нельзя молодым дарить кошку или собаку, иначе они будут жить как кошка с собакой»; «невесте нельзя дарить цветы в горшке - у невесты жизнь будет короткой, как у этого растения»; «перед переездом в дом жениха невеста не должна танцевать у своих ворот - жизнь будет тяжелой и бедной»; «во время отъезда из родного дома невеста не должна оглядываться назад», иначе обратно вернется; «во время переезда в дом жениха невесту, чтобы жизнь у неё была длинной, надо везти круговой дорогой»; «при переезде невесты нельзя дарить ей курицу, гуся, иначе жизнь её будет такой же хлопотной и беспокойной, как у этих птиц».
На свадьбе в доме жениха действуют архаичные запреты, имеющие культовую семантику. Во время обряда ‘Ъыу юлы кYрhзтеY” (досл. ‘показать невесте дорогу к источнику’), чтобы не рассердить духов новой для нее земли, воды, невеста должна молчать. На обратном пути, когда невеста несет в ведрах воду, не должна расплескивать, иначе счастье не будет полным; не должна спотыкаться - жизнь будет тяжелой.
Как и у многих мусульманских народов Кавказа и Средней Азии, у башкир существовало избегание невестой мужчин. Невеста не должна была показывать лицо свекру и родственникам мужа мужского пола и разговаривать с ними. Этот запрет согласуется с кораническим правилом, предписывающим женщине
прикрываться покрывалом, не показывать свое тело никому, кроме своего мужа. Запрет остерегает от впадения в греховность: не может быть никаких отношений между посторонним мужчиной и женщиной, если у них нет ника-ха. Эти запреты регулируют нравственность, чистоту супружеских отношений. Все еще соблюдается запрет, по которому муж и жена не должны называть друг друга, а также родителей по имени. Право разговора завоевывается преподнесением подарка женихом родителям невесты. Только после этого молодой муж может называть родителей жены «эбей» (теща), «бабай» (тесть). Запрет был зафиксирован нами в Самарской и Саратовской областях24. Такой же запрет есть и ингушей25.
У тунгаурцев, проживающих в Зилаирском районе, существовал такой запрет, согласно которому зять в течение года жил в передней части дома и не имел права переходить матицу, пока не одарит своего тестя или пока младшая сестренка жены не выйдет замуж и в доме не появится младший зять26. Здесь мы видим культ старшинства и почитание старших.
Множество запретов построено по принципу подобия явлений, свойств, смежных признаков, предметной символики и т. д. Особенности интерпретации запретов отражают народное мировидение, образность мысли. Запрет «женщине нельзя примерять головной убор чужого мужчины, не то замуж выйдет дважды» проводит мысль неприкосновенности предметов, принадлежащих разным полам, чужому человеку. В таком запрете, как «женщине нельзя свистеть, не то замуж выйдет много раз», свист сравнивается с неустойчивостью ветра, т. к. он нигде не задерживается.
Все эти запреты, приметы и поверья направлены на то, чтобы сохранить семью, счастье молодоженов (брачующихся) и т. д. Со временем многие запреты забываются и стираются из народной памяти (например, «нельзя во время свадьбы есть мясо птицы», «перед переездом в дом жениха невеста не должна танцевать у своих ворот» и т. д.), а многие сохраняются и поныне.
Таким образом, в башкирском свадебном обряде переплелись домусульманские и исламские запреты, которые сохранились до наших дней. В них заключены идейно-эстетические нормативы воспитательного значения. Башкирские свадебные запреты представляются как нормы регулирования прав, морали, нравственных и духовных принципов, гарантирую-
щих благополучие и счастливую жизнь новой семьи.
Примечания
1 Руденко, С. И. Башкиры. Историкоэтнографические очерки. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1955. С. 259-269.
2 Габитов, Х. Сенляу у башкир // Башкорт ай-магы. 1927. N° 3. С. 50-88. (на башк. яз., арабск. шр.)
3 Вильданов, Г. Свадебные обряды у башкир, живущих по рекам Ай и Юрюзань // Яны Юл. 1923. С. 32-33. (на башк. яз., арабографич. шр.)
4 Давлетшин, Г. Обычаи выдавания замуж у Пугачевских башкир // Башкорт аймагы. 1927. № 3. С. 58-69. (на башк.яз., арабографич. шр.)
5 Курбангалеев, Г. Обычаи выдавания замуж у башкир // Башкорт аймагы. 1927. № 4. С. 1927. (на башк.яз., арабографич. шр.)
6 Сулейманов, Ф. В башкирском кочевье. Избранные сочинения / сост., авт. вступ. ст. М. Надергулов. Уфа : Китап, 1996. С. 7. (на башк. яз.)
7 Бурангулов, М. Завещание сэсэна. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1995. С. 217-264.
8 Бикбулатов, Н. В. Башкирский аул. Очерк общественной и культурной жизни. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1969. С. 100-120.
9 Султангареева, Р. А. Башкирский свадебнообрядовый фольклор / УНЦ РАН. Уфа, 1994. 191 с.
10 Султангареева, Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа : Гилем, 1998. 243 с.
11 Султангареева, Р. А. Жизнь человека в обряде : фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа : Гилем, 2006. 344 с.
12 Бадретдинов, С. М. Феномен обзаведения семей у башкир. Уфа : Гилем, 2007. 160 с. (на башк. яз.)
13 БНТ. Обрядовый фольклор. Т. 1 / сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. М. Сулейманов,
Р. А. Султангареева. Уфа : Китап, 1995. 560 с. (на башк. яз.)
14 Валеев, Д. Ж. Народный эпос о происхождении нравственности // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1978-1979 гг. Уфа : БашГУ, 1980. С. 174-176.
15 Баязитова, Р. Р. Взаимоотношения супругов в моногамной и полигамной семьях // Ядкяр. 2004. № 1. С. 91-97.
16 Рахматуллина, З. Я. Духовная сущность башкирских ритуалов, связанных с рождением ребенка // Культура народов Башкортостана : история и современность. Уфа : Баш ГУ, 2003. 281 с.
17 Коран-Карим. Уфа : Китап, 1992. 960 с.
18 Записано автором в 1999 г. у Гайсиной Ман-дуды Зияевны (1936 г. р.) в дер. Мусат Сала-ватского р-на РБ.
19 Записано автором в 2010 г. у Султангареевой Розалии Асфандияровны (1955 г. р.) в г. Уфе.
20 Информант тот же.
21 БНТ. Эпос. Уфа : Китап, 1998.
22 Записано автором в 2010 г. у Султангареевой Розалии Асфандияровны (1955 г. р.) в г. Уфе.
23 Бурангулов, М. Завещание сэсэна. С. 217264.
24 Записано автором в 2005 г. у Байрамгулова Габдрафика Абелсагитовича (1932 г. р.) в дер. Кунакбай Перелюбского р-на Саратовской области.
25 Семья и семейный быть ингушей. Положение женщины в семье. Обычаи избегания и табуи-рования имен. Брак и формы его заключения. URL : www.ingushetia.org / culture semiya_in-gushei /111. html.
26 Записано автором в 2003 г. у Амантаевой Клары Абделхаковны (1938 г. р.) в дер. Юлдыбай Зилаирского р-на Республики Башкортостан. Все полевые материалы, использованные в данной статье, записаны автором в 1998-2009 гг. в разных районах Республики Башкортостан и за её пределами.