государственная служба 2017 том 19 № 5 37
МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАРОДОМ
doi: 10.22394/2070-8378-2017-19-5-37-43 ■
Запреты и ограничения в целях противодействия коррупции
нДТАлья сЕрГЕЕвнА ЕпифАновА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инвестиций Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6). E-mail: nucifraga@mail.ru
михАил Геннадьевич полоЗков, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: mg.polozkov@migsu.ru
Аннотация: современные исследования запретов и ограничений на государственной службе, связанные с соблюдением антикоррупционных требований, нуждаются в разработке единых методологических подходов к обеспечению работы подразделений, ответственных за профилактику и противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления. данная тема является малоизученной в современной отечественной литературе, хотя потребность в изучении ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, очевидна. Прежде всего она продиктована необходимостью актуализации системы государственного и муниципального управления в соответствии с новыми рациональными формами и методами организации государственной службы. Анализ запретов и ограничений, действующих в системе государственной службы, позволяет выработать приемлемый алгоритм их реализации, способствующий минимизации коррупционных проявлений в системе государственного и муниципального управления. особую роль в этом вопросе играет изучение опыта реализации имеющейся в современном российском законодательстве системы запретов и ограничений, предъявляемых к государственным служащим. статья посвящена проблеме практического опыта реализации антикоррупционных требований по запретам и ограничениям, связанным с государственной службой. данный опыт исследуется на примере новосибирской области. выявлен ряд практических проблем построения новой системы представления сведений о доходах, а также проведения проверок этих сведений. ключевые слова: противодействие коррупции, государственная служба, антикоррупционное законодательство
Н.С. Епифанова, М.Г. Полозков. Запреты и ограничения в целях противодействия коррупции. Государственная служба. 2017. № 5. С. 37-43.
prohibitions and restrictions in order to counter corruption
NATALiA S. EpiFANoVA, Cand. Sci. (Economics)Chair of economy and investments
Siberian Institute of management - branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (6, ul. Nizhegorodskaya, Novosibirsk, Russian Federation, 630102). E-mail: nucifraga@mail.ru míchael G. polozkov, Dr. Sci. (Economics) Chair of Economics and Finance of public sector Institute of Public Administration and Civil Service
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prosp. Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: mg.polozkov@migsu.ru
Abstract: Recent studies of prohibitions and restrictions on public service, related to compliance with anti-corruption requirements, need to develop uniform methodological approaches to ensuring the work of units responsible for the prevention and combating corruption in the system of state and municipal management. The present topic is poorly understood in contemporary Russian literature, although the need to study the restrictions and prohibitions related to state civil service is obvious. First of all it is dictated by necessity of updating of the system of state and municipal administration in accordance with the new rational forms and methods of organizing of the public administration. Analysis of prohibitions and restrictions in the public administration system allows us to work out an acceptable algorithm for their implementation in order to minimize corruption manifestations in the system of state and municipal management. A special role in this issue is the study of the experience of implementing the system of prohibitions and restrictions imposed on civil servants in the current Russian legislation. The article is devoted to the problem of practical experience in the implementation of the requirements for prohibitions and restrictions related to public service. This experience is analyzed on the example of Novosibirsk region. A number of practical problems of building a new system for presenting of income statements, as well as carrying out inspections of these statements are revealed. Keywords: anti-corruption, public administration, anti-corruption legislation
N. S. Epifanova, M. G. Polozkov. Prohibitions and restrictions in order to counter corruption. In: Gosudarstbennaya sluzhba. 2017. №. 5. P. 37-43. In Russian.
38 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАРОДОМ
В целях противодействия коррупции в Российской Федерации основные ограничения и запреты для государственных гражданских служащих определяются Федеральными законами от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы». Рассмотрим более подробно содержание ограничений и запретов, действие которых распространяется на государственных служащих без разделения их на профессиональные категории.
Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, представляют по сути ограничение прав и свобод государственных служащих в целях противодействия коррупции [Братановский, Зеленов, 2016]. Этот антикоррупционный механизм предполагает информационную открытость деятельности должностных лиц государства и позволяет противодействовать совершению коррупционных преступлений [Ethics and integrity..., 2009; Jordan, Gray, 2011]. Кроме того, все ограничения и запреты имеют безусловный характер, то есть действуют в течение всего времени прохождения государственной службы (в установленных случаях и после увольнения) и влекут за собой определенные юридические последствия, ограничивая осуществление собственных интересов госслужащего. Также ограничения и запреты предполагают изменение поведения государственных служащих в процессе профессиональной служебной деятельности, а также снижают активность в стремлении к удовлетворению своих потребностей, точнее сказать, ставят в определенные рамки [Братановский, 2016. С. 34-39; Гусельни-кова, Антошин, 2016. С. 21-29].
Статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на государственного или муниципального служащего возлагается обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Статья 11 Закона предусматривает обязанность государственного или муниципального служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Статья 12.5 предусматривает возможность и иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, устанавливаемых федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Основные ограничения для государственных служащих определены в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государст-
венных служащих». Так, государственные служащие должны:
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
- принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера.
Дополнительные ограничения касаются государственных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим. Согласно Указу, они также обязаны:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
- принимать меры по предупреждению коррупции.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 18 устанавливает обязанности гражданских служащих. В их числе и антикоррупционные:
- не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для гражданских служащих.
Также гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных законом. Кроме того, гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными
государственная служба 2017 том 19 № 5 39
Н.С. Епифанова, М.Г. Полозков. Запреты и ограничения в целях противодействия коррупции
в связи с исполнением должностных обязанностей [Братановский, Зеленов, 2016]. В течение двух лет после увольнения с определенных должностей, включенных в специальный перечень, бывшие госслужащие не вправе без согласия соответствующей комиссии сотрудничать на договорной основе с организациями, управление которыми входило в их должностные обязанности.
В случаях несоблюдения гражданским служащим ограничений и запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, к гражданскому служащему применяются меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с государственной службы. В Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было внесено дополнение, согласно которому служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае «утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции...»1
Таким образом, одним из приоритетов развития системы государственного управления в современной России является реализация требований по запретам и ограничениям, связанных с прохождением государственной гражданской службы в целях противодействия коррупции. Обеспечение их соблюдения, в соответствии с Указом Президента РФ от 15 июля 2015 года № 364, возложено на специальные подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы в федеральных государственных органах. Это же подразделение ответственно за обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также за обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности
1 Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г., № 31, ст. 3215.
федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы.
Формирование законодательной базы противодействия коррупции в новосибирской области
Во исполнение рекомендаций Указа Президента № 364, в Новосибирской области последовательно сформирована система органов, уполномоченных на осуществление антикоррупционной деятельности в регионе. Так, постановлением губернатора от 9 октября 2015 года № 207 «Об органе Новосибирской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений»2 вышеозначенные функции возложены на отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области (далее - отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений). Постановлением губернатора Новосибирской области от 13 октября 2015 года № 228 «Об образовании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области»3 образована комиссия по координации работы по противодействию коррупции (далее - комиссия), в соответствии с Типовым положением о комиссии утверждено Положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области, а также сформирован её состав.
К полномочиям Комиссии отнесено рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Порядок рассмотрения таких вопросов установлен Положением о порядке рассмотрения комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, и урегулирования конфликта интересов4.
Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Новосибирской области при осуществлении своей деятельности руководствуется федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции, а также законодательством в сфере проти-
2 Постановление губернатора Новосибирской области от 09.10.2015 № 207 «Об органе Новосибирской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений» // «Советская Сибирь», № 86, 07.11.2015.
3 Постановление губернатора Новосибирской области от 13.10.2015 № 228 «Об образовании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области» // «Советская Сибирь», № 92, 28.11.2015.
4 Утверждено постановлением губернатора Новосибирской области от 13.10.2015 № 229.
40 государственная служба 2017 том 19 № 5 МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАРОДОМ
водействия коррупции, сформированным в Новосибирской области5.
Нормативная правовая база, обеспечивающая возможность эффективной деятельности по противодействию коррупции в регионе, в целом была сформирована в Новосибирской области за период 2010-2015 годов.
В Новосибирской области принят целый ряд законов, обеспечивающих реализацию норм федерального законодательства. Так, в Законе Новосибирской области от 11 мая 2000 года № 95-ОЗ «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области»6, закреплены обязывающие нормы по соблюдению лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области, ограничений, запретов и исполнению обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», иными федеральными законами, в том числе, обязанностей по представлению сведений о доходах, по сообщению о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также по принятию мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Законами Новосибирской области от 1 февраля 2005 года № 265-ОЗ «О государственной гражданской службе Новосибирской области», от 30 октября 2007 года № 157-ОЗ «О муниципальной службе в Новосибирской области» регулируются вопросы противодействия коррупции, соответственно, на государственной гражданской службе Новосибирской области и муниципальной службе.
В целях реализации требований Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в Новосибирской области приняты Закон НСО от 25 апреля 2013 года № 324-03 «Об отдельных вопросах осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей их доходам»7 и постановление губернатора НСО от 29 мая 2013 года № 136 «О мерах по реализации отдель-
5 Пункт 3 Положения об отделе по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области (утв. заместителем руководителя администрации - руководителем департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области 13.10.2015).
6 Закон Новосибирской области от 11.05.2000 № 95-03 «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области».
7 Закон Новосибирской области от 25.04.2013 № 324-О3 «Об отдельных вопросах осуществления контроля за соответст-
вием расходов лиц, замещающих муниципальные должности,
их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей их доходам».
ных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». При этом последний нормативный правовой акт устанавливает единый подход применения процедуры осуществления контроля за расходами как в отношении лиц, замещающих государственные должности субъекта, и гражданских служащих, и отдельных гражданских служащих, так и лиц, замещающих муниципальные должности, а также лиц, замещающих должности муниципальной службы.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 19 апреля 2010 года № 1268 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Новосибирской области, и лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 10 сентября 2013 года № 226 утвержден Порядок размещения сведений о доходах лиц, замещающих государственные должности НСО, государственных гражданских служащих НСО на официальных сайтах органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Таким образом, в Новосибирской области созданы достаточные правовые основы для реализации требований по запретам и ограничениям, связанных с прохождением государственной гражданской службы в целях противодействия коррупции. Вместе с тем, продолжается совершенствование антикоррупционного законодательства.
Антикоррупционный мониторинг
Одним из направляющих принципов его развития на сегодняшний день стала унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности и муниципальные должности9. В 2016 году проводилась активная работа по обеспечению реализации требований законодательства Российской Федерации о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц.
Согласно сведениям антикоррупционного мониторинга, общая численность гражданских и муниципальных служащих, подающих сведения о доходах в 2016 году, увеличилась по сравнению с 2015 годом (таблица 1).
8 Постановление губернатора Новосибирской области от 10.09.2013 № 226.
9 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п.6, ст.7).
государственная служба 2017 том 19 № 5 41
н.с. Епифанова, М.Г. полозков. Запреты и ограничения в целях противодействия коррупции
Таблица 1. Количество служащих, подающих сведения о доходах
Год в органы государственной власти новосибирской области, государственные органы новосибирской области в органы местного самоуправления муниципальных образований новосибирской области
2014 1343 5235
2015 2016 1482 1631 5538 6062
В 2016 году представили сведения о доходах 110 лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области (из них 74 депутата Законодательного собрания Новосибирской области), 5678 лиц, замещающих муниципальные должности (из них 5178 депутатов представительных органов муниципальных образований Новосибирской области). Увеличение числа лиц, замещающих муниципальные должности, за счет депутатов представительных органов, обусловлено изменениями в федеральном законодательстве10 и стало особенностью декларационной кампании 2016 года.
В ходе анализа представленных сведений о доходах на предмет соотнесения их со сведениями о доходах за предыдущие отчетные периоды (2013 и 2014 годы):
1) выявлялись неточности в указании адресов объектов, находящихся в собственности (пользовании); реквизитов документов, подтверждающих право собственности и (или) являющихся правовым основанием возникновения права собственности; дат открытия счетов, наименований и адресов нахождения кредитных организаций; количества имеющихся счетов по состоянию на отчетную дату и т.д.;
2) оценивалась необходимость отражения в справках сведений о расходах;
3) проводилась сверка данных по ЕГРЮЛ / ЕГРИП в отношении лица, представившего сведения, и его супруги (супруга).
При выявлении в ходе анализа фактов, свидетельствующих о неполноте и недостоверности сведений, инициировалось проведение проверок. О результатах проведенного анализа сведений о доходах, представленных гражданскими и муниципальными служащими, были проинформированы руководители соответствующих органов, указанная информация рассмотрена на заседаниях соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
По результатам проведенного анализа, а также на основании информации, представленной в письменном виде правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, проведено 438 проверок достоверности и полноты сведений о доходах, представленных гражданскими служащими. Информация о проверках достоверности
10 Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
и полноты представленных гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах, соблюдения указанными лицами запретов и ограничений представлена в таблице 2, в сравнении с данными за 2015 год.
Таблица 2. Проверки достоверности и полноты сведений о доходах, соблюдения запретов и ограничений11
виды проверок Категория лиц 2016 год 2015 год
достоверности и полноты сведений о доходах в отношении: гражданских служащих 128 152
муниципальных служащих 438 136
соблюдения запретов и ограничений в отно- государственных гражданских служащих 9 29
шении: муниципальных служащих 15 13
Основаниями для проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах в отношении 96 гражданских служащих явилась информация, представленная правоохранительными органами, в отношении 31 гражданского служащего - результаты анализа представленных ими сведений о доходах, в отношении одного служащего - информация, представленная иным государственным органом. Проверки в отношении муниципальных служащих проводились на основании информации, представленной правоохранительными органами.
В результате проведения проверок подтвердились факты представления неполных и (или) недостоверных сведений о доходах 125 гражданскими служащими, всеми муниципальными служащими, в отношении которых проведены такие проверки. Данные факты заключались в неполноте и (или) недостоверности сведений о банковских счетах, в том числе остатках денежных средств на них, об имуществе, принадлежащем служащему и (или) члену его семьи на праве собственности или находящемся в его (их) пользовании, о доходах от иной оплачиваемой деятельности, получении пособий по временной нетрудоспособности, неполноте сведений об учредительстве супругой (супругом) служащего юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Согласно сведениям антикоррупционного мониторинга, проверки соблюдения запретов и ограничений проводились в отношении девяти гражданских служащих и 15 муниципальных служащих. По результатам таких проверок в четырех случаях факты несоблюдения служащими запретов и ограничений подтвердились, в том числе выявлены нарушения при реализации права служащего выполнять иную оплачиваемую работу, в одном случае - несоблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью.
11 По сведениям о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления за 2015 год и за 2016 год, представленным по форме мониторинга.
42 государственная служба 2017 том 19 № 5 МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАРОДОМ
Проверки проводились также в отношении лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области и муниципальные должности.
Проведены проверки соблюдения запретов и ограничений, достоверности и полноты сведений о доходах в отношении одного лица, замещающего государственную должность минстра Новосибирской области, а также в отношении восьми депутатов Законодательного собрания Новосибирской области, замещающих государственные должности Новосибирской области на профессиональной постоянной основе, и проверка соблюдения запретов и ограничений одним депутатом Законодательного собрания Новосибирской области. Основаниями для проведения указанных проверок явилась информация, представленная прокуратурой Новосибирской области.
комплекс мер законодательного и организационного характера, необходимый для развития антикоррупционной деятельности
Выстраивание в Новосибирской области новой системы представления сведений требует как принятия соответствующего законодательного акта регионального уровня, так и значительного количества организационных мероприятий. Возникает вопрос, каким именно нормативным правовым актом должен устанавливаться порядок представления сведений лицами, замещающими муниципальные должности, на имя губернатора Новосибирской области, а также порядок проведения проверки таких сведений.
При этом принятие правовых, организационных, кадровых и иных решений, направленных на создание условий для обеспечения представления отдельными категориями должностных лиц органов местного самоуправления сведений о доходах должно включать:
- наделение высшим должностным лицом субъекта РФ органов субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений полномочиями по приему, анализу, проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц;
- увеличение штатной и фактической численности отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- разработку рациональных механизмов сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- внедрение практики заполнения должностными лицами органов местного самоуправления, представляющими сведения о доходах с использованием специального программного обеспечения;
- закрепление порядка возврата принятых (то есть подписанных должностным лицом отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений) справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представившему их лицу для приобщения к его личному делу через уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления;
- разработку процедуры обнародования представленных сведений о доходах;
- признание утратившими силу положений муниципальных правовых актов в части порядка представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, а также порядка осуществления проверки достоверности и полноты представленных сведений;
- актуализацию муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок размещения указанных сведений.
Важным вопросом, возникающим при определении порядка проверки сведений, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, являются основания для принятия губернатором Новосибирской области решения о проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, главами местных администраций по контракту. Для назначения проверки сведений о доходах необходимы достаточные основания, однако возможности отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений предоставить подобные основания на сегодняшний день весьма ограничены, так как отсутствует эффективный механизм по выявлению фактов представления недостоверных и (или) неполных сведений. Так, анализ сведений о доходах лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, отдельные должности государственной гражданской службы Новосибирской области, проводимый, в том числе в целях выявления оснований для проведения проверок полноты и достоверности представленных сведений, несомненно, важен, но дает поверхностную оценку, а запросы в государственные органы направляются в рамках уже начатой проверки.
После проведения проверки полноты и достоверности сведений, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, главами местных администраций по контракту, возникает вопрос привлечения к ответственности. Однако неоднозначным является определение субъекта, который ответственен за рассмотрение материалов проверки: комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области, или же представительные органы муниципальных образований.
Этот вопрос в настоящее время является достаточно проблемным и в отношении лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области. В положении о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области закреплено, что рассмотрение комиссией вопросов соблюдения требований, ограничений, запретов лицами,
государственная служба 2017 том 19 № 5 43
н.с. Епифанова, М.Г. полозков. Запреты и ограничения в целях противодействия коррупции
замещающими государственные должности в Новосибирской области, относится к функциям комиссии, однако обеспечить такое рассмотрение на практике, учитывая состав комиссии, весьма затруднительно, поскольку для принятия комиссией решения необходим кворум, нужно обеспечить явку всех членов комиссии. Необходимо учитывать, что при рассмотрении вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные должности, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, комиссия ограничена сроками привлечения к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства.
Проблема рассмотрения результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, а также вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, при внимательном ее изучении также имеет несколько путей решения. Прежде всего, возможно возложение вышеуказанных функций на созданный специально в этих целях президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области, в состав которого следует включить лишь часть членов комиссии по координации в целях максимальной гарантии обеспечения их явки на заседание президиума.
В ряде субъектов рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов России, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия
Литература
Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти РФ: монография. М.: Проспект, 2016. 256 с.
Братановский С.Н. Виды и особенности мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе. Госу -дарственная власть и местное самоуправление. 2016. № 2. С. 34-39.
Гусельникова О.Ю., Антошин В.А. Ограничения и запрещения дарения на государственной и муниципальной службе как элементы системы профилактики и противодействия коррупции в сфере публичного управления. Политика, государство и право. 2016. № 6. С. 21-29.
Краснова К.А. Уголовная политика Европейского союза в сфере
References
Bratanovskij S.N., Zelenov M.F. Administrative and legal aspects of the fight against corruption in the Executive authorities of the Russian Federation: the monograph. M.: Prospekt, 2016. 256 p. In Russian.
Bratanovskij S.N. Types and characteristics of measures to combat corruption at the state and municipal service. Gosudarstvennaja vlast i mestnoe samoupravlenie. 2016. № 2. P. 34-39. In Russian.
Chanov S.E. The system construction of the legislation on combating corruption in the context of the establishment of official law. Gosu-darstvo i pravo. 2017. № 7. P. 45-52. In Russian.
Guselnikova O.Ju., Antoshin V.A. Restriction and prohibition of donation
коррупции, отнесено к полномочиям президиумов, образованных внутри комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъекте президиумов [Гусельникова, Антошин, 2016. С. 21-29].
В случае образования президиума при комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области к его функциям можно будет отнести и рассмотрение результатов проверок достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, о чем необходимо будет внести соответствующие изменения в Положение о комиссии.
Выводы
Таким образом, реализация изменений, предусмотренных федеральным законодательством, потребует выстраивания в Новосибирской области новой системы представления сведений о доходах, а также осуществления проверок этих сведений. Важно осуществить комплексное обеспечение функционирования этой системы. На уровне региона должны быть приняты меры правового, организационного, кадрового и иных решений, направленных на создание условий для обеспечения представления отдельными категориями должностных лиц органов местного самоуправления. Принятие таких решений, безусловно, будет затрагивать и организацию деятельности отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений как органа, обеспечивающего соблюдение лицами, замещающими муниципальные должности, требования по представлению сведений о доходах.
противодействия коррупции. М.: ООО «Проспект», 2015. 88 с. Российская Е.Р. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики: Монография / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 160 с. Чанов С.Е. Системное построение законодательства о противодействии коррупции в контексте формирования служебного права. Государство и право. 2017. № 7. С. 45-52. Ethics and integrity in public administration: concepts and cases /
Edited by Cox R.W. New York.: M.E. Sharpe, 2009. 268 p. Jordan S.R., Gray P.W. The Ethics and Public Administration: The Challenges of Global Governance. Baylor University Press, 2011. 450 p.
in the state and municipal service as elements of the system of prevention and counteraction of corruption in public administration. Politika, gosudarstvo i pravo. 2016. № 6. P. 21-29. In Russian.
Krasnova K.A. Criminal policy of the European Union in the sphere of counteraction of corruption. M.: 000 «Prospekt», 2015. 88 p. In Russian.
Rossinskaja E.R. Anti-corruption expertise of normative legal acts and their projects: problems of theory and practice: a Monograph / E.R. Rossinskaja, E.I. Galjashina. M.: Norma: NIC INFRA-M, 2014. 160 p. In Russian.