Научная статья на тему 'ЗАПРЕТ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ЗАПРЕТ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1487
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ВЗЯТКА / ПОДАРОК / ПОЛУЧЕННЫЙ В СВЯЗИ С ПРОТОКОЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ / СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ И ДРУГИМИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ / ПОДАРОК В СВЯЗИ С ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ИЛИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ (ДОЛЖНОСТНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поспелова Ю.С.

Рассматривается правовой режим дарения подарков, связанных с исполнением обязанностей военной службы. Анализируются положения нормативных правовых актов, устанавливающие запрет на получение подарков военнослужащими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAN ON RECEIVING GIFTS RELATED TO THE PERFORMANCE OF THE DUTIES OF THE MILITARY SERVICE AS A MEASURE FOR PREVENTING CORRUPTION OFFENSES AMONG MILITARY STAFF

In the presented article, the author examines the legal regime for giving gifts related to the performance of military service duties. The article analyzes the provisions of egal acts that prohibit the receipt of gifts by military personnel.

Текст научной работы на тему «ЗАПРЕТ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2021, № 2, с. 147-152

147

УДК 342.914

DOI 10.52452/19931778_2021_2_147

ЗАПРЕТ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОДАРКОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

© 2021 г. Ю.С. Поспелова

Российский государственный университет правосудия, Н. Новгород

milayaa@inbox.ru

Поступала в редакцаю 01.02.2021

Рассматривается правовой режим дарения подарков, связанных с исполнением обязанностей военной службы. Анализируются положения нормативных правовых актов, устанавливающие запрет на получение подарков военнослужащими.

Ключевые илива: вознаграждение; взятка; подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями; подарок в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей.

Формирование правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации

повлекло не только принятие новых нормативных правовых актов, но и внесение изменений и дополнений в действующие.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) был переформулирован и в настоящее время запрещает дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей [1].

Кроме того, пунктом 2 статьи 575 ГК РФ было установлено, что запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены государственными служащими и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются федеральной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором он замещает должность.

Так законодатель сформулировал общие правила дарения подарков государственным служащим, к которым относятся и военнослужащие. Однако общий правовой режим дарения государственным служащим неприменим к военнослужащим, поскольку в отношении последних действует специальный режим дарения.

В соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужа-

щих» военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами [2].

Однако в отличие от статьи 575 ГК РФ положение пункта 5 части 7 статьи 10 указанного закона не устанавливает максимальную цену разрешенного подарка, а императивно запрещает получение военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы подарков независимо от их стоимости.

Абсолютный запрет подарков в связи с исполнением обязанностей военной службы является одной из мер профилактики коррупции. При этом далеко не все подарки, полученные военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы, имеют коррупционный характер.

Коррупционные отношения между дарителем и одаряемым возникают только в случае их взаимного интереса - у одаряемого в подарке, а у дарителя в определенных действиях (бездействиях) с его стороны [3].

Изучение антикоррупционного законодательства позволяет сделать вывод, что получение военнослужащим вознаграждения в связи с исполнением обязанностей военной службы, может привести к следующим последствиям правового характера:

1) если военнослужащий нарушает запрет на принятие вознаграждения, установленный

пунктом 5 части 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но при этом не совершает в отношении дарителя ответных действий (бездействий), обусловленных вознаграждением, то это может повлечь его привлечение к дисциплинарной ответственности;

2) если военнослужащий в связи с исполнением обязанностей военной службы совершил действие (бездействие), обусловленное получением вознаграждения, в отношении дарителя, то его деяние необходимо рассмотреть с точки зрения наличия признаков состава не только дисциплинарного проступка, но и преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ).

Тем не менее в юридической литературе высказывалось мнение, что статья 575 ГК РФ устанавливает размер стоимости подарка, который служит квалифицирующим признаком для наступления уголовной ответственности, т.е. если подарок стоит до предела, установленного статьей 575 ГК РФ, то могут наступить иные (не уголовные) виды ответственности (имеется в виду прежде всего дисциплинарная ответственность), а если свыше установленного размера, то наступает уголовная ответственность [4].

Анализ законодательства не позволяет согласиться с данной точкой зрения. Следует поддержать мнение ученых [3], полагающих, что различие между подарком и взяткой состоит в мотивах и целях совершения таких действий, а не в стоимости передаваемого имущества. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе получением подарков стоимостью меньше три тысячи рублей) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя [5]. «Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество» [6, с. 170].

В подтверждение правильности данной позиции Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в УК РФ введена статья 291.2 «Мелкое взяточничество», которая предполагает ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. В то же время нижний предел мелкого взяточничества не установлен.

Статья 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что на военнослужащего, если иное не предусмотрено фе-

деральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7].

Пункт 7 части 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающий правило в отношении вознаграждений и подарков в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей, не затрагивает правового положения военнослужащих, поскольку законом установлен круг лиц, подпадающих под его действие, - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе [8].

В свою очередь, положение части 6 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространяется на военнослужащих и запрещает получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подробное рассмотрение правового закрепления запрета на получение подарков военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы связано, прежде всего, с тем, что нарушение этого запрета может повлечь досрочное увольнение военнослужащего на основании подпункта «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности

и военной службе» [9] в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Возможность применения такого строгого дисциплинарного взыскания, как досрочное увольнение с военной службы, требует не только досконального знания военнослужащими положений закона, но и работы законодателя по единообразному изложению, уточнению, толкованию правовых предписаний, устанавливающих запрет на получение подарков военнослужащими.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (далее - Постановление Правительства РФ № 10) было утверждено «Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» (далее -Типовое положение), которое внесло относительную ясность в определение понятий, используемых в антикоррупционном законодательстве [10].

«Типовое положение» установило понятия «подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями», «получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей», а также обязанность лица уведомлять государственный орган, в котором оно проходит государственную службу, обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей; определило порядок такого уведомления, порядок передачи и выкупа подарка.

На основании данного Постановления Правительства РФ № 10 руководители федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, в которых предусмотрено прохождение военной службы (например, ФСО России и др.),

должны были издать соответствующие нормативные акты.

Постановление Правительства РФ № 10 и ведомственные нормативные правовые акты, принятые на его основе, логически соединили правило о запрете принятия вознаграждений, предусмотренное пунктом 5 части 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и положение, установленное в части 6 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которое кроме запрета принятия вознаграждений закрепляет порядок получения подарков в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием.

Также следует отметить, что пункт «ж» части 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что нахождение военнослужащего в командировке относится к исполнению обязанностей военной службы. Следовательно, можно было сделать вывод, что требования пункта 5 ч асти 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространяются и на военнослужащих, находящихся в служебных командировках. Издание Постановления Правительства РФ № 10 внесло ясность в рассматриваемый вопрос, определив особый порядок получения подарков военнослужащими в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием.

Таким образом, на военнослужащих распространяется запрет на получение вознаграждения, связанного с исполнением обязанностей военной службы и должностных обязанностей, установленный следующими правовыми актами:

- Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (пункт 5 часть 7 статья 10);

- Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (часть 6 статья 17);

- Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» и принятыми на его основе ведомственными приказами.

Анализ конкуренции правовых норм, распространяющих запрет на получение военнослужащими подарков, связанных с исполнением обязанностей военной службы и должностных обязанностей, приводит к выводу о необ-

ходимости применения к данной ситуации системного толкования нормативных правовых актов. Основным правилом поведения военнослужащих в отношении подарков, получение которых связано с исполнением обязанностей военной службы и должностных обязанностей, будет соблюдение ими запрета получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами, и подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

В настоящее время военнослужащие должны придерживаться следующих правил при вручении им вознаграждения (подарка), связанного с исполнением обязанностей военной службы:

1) запрещены вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) от физических и юридических лиц;

2) разрешены ценные подарки (в том числе именные) и денежные суммы, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

3) разрешены подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом военнослужащие во всех случаях обязаны уведомлять о получении таких подарков. Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения государственного органа, в котором военнослужащий проходит службу. Военнослужащие, сдавшие подарок, могут его впоследствии выкупить.

Также в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий военнослужащим разрешено принимать канцелярские принадлежности, предоставленные каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветы и ценные подарки, врученные в качестве поощрения (награды).

На наш взгляд, в сфере правового регулирования запрета получения подарков, связанных с

исполнением обязанностей военной службы, необходимо провести работу по согласованию терминологии, используемой в нормативных правовых актах. Так, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает запрет на получение вознаграждения (подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений); Федеральный закон «О противодействии коррупции» - вознаграждения (ссуд, денежных и иных вознаграждений, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - вознаграждения (подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений); Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» - подарков.

По смыслу федеральных законов «О статусе военнослужащих», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подарок является одной из разновидностей вознаграждения наряду с ссудами, услугами, оплатой развлечений, отдыха и т.д. А Федеральный закон «О противодействии коррупции», судя по изложению правовой нормы, разделяет понятия «вознаграждения», к которым относит ссуды, денежные и иные вознаграждения, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, и «подарки». В Постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным пол о жением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» использовано понятие «подарок», а понятие «вознаграждения» даже не упоминается.

Вместе с тем непротиворечивость, четкость законодательных формулировок антикоррупционных запретов, ограничений и требований -такая же необходимая мера в сфере противодействия коррупции, как и их неукоснительное соблюдение.

Кроме того, порядок, установленный пунктом 5 части 7 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», необходимо дополнить положением об особом режиме, действующем в отношении подарков, полученных в

связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, чтобы исключить противоречие с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

При всей важности совершенствования правового регулирования в сфере противодействия коррупции нельзя забывать о нравственных основах профилактики коррупции. Необходимо использовать весь комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению военнослужащими запретов, касающихся получения подарков, в том числе направленных на формирование негативного отношения к дарению (получению) подарков в связи с исполнением ими обязанностей военной службы и должностных обязанностей. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению у военнослужащих является, наряду с правовым просвещением, эффективным методом профилактики коррупции.

Список литературы

1. Федеральный закон от 25.12.2008 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря. №266.

2. Федеральный закон от 27.05.1998 №76-Ф3 «О статусе военнослужащих // Российская газета. 1998. 2 июня. №104.

3. Кудашкин А.В. Подарок или взятка: вот в чем вопрос?! Вопросы квалификации при совершении военнослужащими коррупционных правонарушений // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 3. С. 8.

4. Комментарий к ст. 291 УК РФ «Дача взятки» // Гусев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для предпринимателей. М., 2009. С. 24.

5 . Бабанин В.А., Сбоев Б.К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. 2004. № 3. С. 17.

6. Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. М., 2009.

7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля. № 162.

8. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-Ф3.

9. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

10. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» от 09.10.2014 № 10.

BAN ON RECEIVING GIFTS RELATED TO THE PERFORMANCE OF THE DUTIES OF THE MILITARY SERVICE AS A MEASURE FOR PREVENTING CORRUPTION OFFENSES

AMONG MILITARY STAFF

Yu.S. Pospelova

In the presented article, the author examines the legal regime for giving gifts related to the performance of military service duties. The article analyzes the provisions of egal acts that prohibit the receipt of gifts by military personnel.

Keywords: remuneration, bribe, gift received in connection with protocol events, business trips and other official events, gift in connection with official position or in connection with the performance of official duties.

References

1. Federal Law of December 25, 2008 No. 280-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Ratification of the United Nations Convention against Corruption of October 31, 2003 and the Criminal Law Convention on Corruption of January 27, 1999 and the adoption of the Federal Law «On Combating Corruption» // Rossiyskaya Gazeta. 2008.30 December. No. 266.

2. Federal Law of 27.05.1998 No. 76-FZ «On the status of military personnel» // Rossiyskaya Gazeta. 1998. 2 June. No. 104.

3. Kudashkin A.V. Gift or bribe: that is the question. Qualification issues in the commission of corruption offenses by military personnel // Law in the Armed Forces. 2010. No. 3. P. 8.

4. Commentary on Art. 291 of the Criminal Code of the Russian Federation «Giving a bribe» // Gusev A.N.

152

W.C. nocnenoea

Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation for Entrepreneurs. M., 2009. P. 24.

5. Babanin V.A., Sboev B.K. Responsibility for bribery // Legislation and Economics. 2004. No. 3. P. 17.

6. Koryakin V.M. Corruption in the Armed Forces: Theory and Practice of Counteraction. M., 2009.

7. Federal Law No. 79-FZ of 27.07.2004 «On the State Civil Service of the Russian Federation» // Ros-siyskaya Gazeta. No. 162. 2004. 31 July.

8. Federal Law «On Combating Corruption» dated

25.12.2008 No. 273-FZ.

9. Federal Law of 28.03.1998 No. 53-FZ «On conscription and military service».

10. Decree of the Government of the Russian Federation «On the procedure for notifying certain categories of persons about the receipt of a gift in connection with their official position or the performance by them of official (official) duties, the delivery and evaluation of the gift, the sale (redemption) and crediting of funds received from its sale» 09.10.2014 No. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.