ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ: ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Алекаева К.И. ©
Магистрант, кафедра уголовного права РАНХиГС
Аннотация
В статье исследуется ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, а именно в вопросах получения вознаграждений должностными лицами.
Ключевые слова: вознаграждение, должностное лицо, коррупция. Keywords: remuneration, public official, fight against corruption.
Наиболее полно и детально ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы в настоящее время, регламентированы ст. 17 Закона о гражданской службе [2]. К их числу, например, относятся: возможность участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; возможность осуществления предпринимательской деятельности; возможность приобретения в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход, и др. Очевидно, что указанные запреты имеют гражданско-правовую природу и их наличие ограничивает гражданскую правоспособность лица, занимающего должность государственной гражданской службы.
Рассмотрим один из наиболее важных и актуальных, с точки зрения развития антикоррупционного законодательства, аспектов - это запрет на получение подарков.
Пункт 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] содержит норму, аналогичную п. 3 ст. 575 ГК РФ: гражданский служащий не имеет права получать при исполнении должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и другие вознаграждения). Перечень запрещенных вознаграждений является не только максимально широким, но и открытым.
Подарки, которые получил гражданский служащий в связи со служебными командировками и в связи с иными официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и их должен передавать гражданский служащий в государственный орган, в котором он занимает должность гражданской службы, исключением являются случаи, установленные ГК РФ по отношению к обычным подаркам. Обычный подарок должностному лицу, который получен в связи с должностным положением, либо в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которого не больше 3000 рублей, допустим, если нет интереса дарителя в выполнении или невыполнении каких-то действий должностным лицом в его интересах.
Для сравнения - в США государственный служащий обязан представлять в Управление по вопросам этики перечень полученных подарков, стоимость которых превышает $50 [14. С. 32.].
Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такой порядок, как правило, устанавливается ведомственными правовыми актами, примером которых могут служить: Приказ Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-10/103@ "Об утверждении порядка передачи подарков,
© Алекаева К.И., 2016 г.
полученных федеральными государственными гражданскими служащими ФНС России в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями"[8].
Получение гражданским служащим вознаграждения вопреки установленному запрету может быть расценено как получение взятки и привести к возбуждению уголовного дела по ст. 290 УК РФ.
Гражданскому служащему, осуществляющему в отношении организации контрольно-надзорные функции, по сути, запрещено получать любые подарки от организации и ее представителей. В связи с этим, сотрудникам организации рекомендуется воздерживаться от предложения и попыток передачи проверяющим любых подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее 3000 рублей.
Непосредственно механизм оборота вознаграждения или подарка, полученного государственным служащим в связи с исполнением им должностных обязанностей, определен в Постановлении Правительства РФ от 9 января 2014 г. N 10 (ред. от 12.10.2015) "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" [7]. В частности, установлено, что чиновники обязаны сообщать своему работодателю обо всех случаях получения ими подарков, которые были вручены на официальных мероприятиях в связи с должностным положением одаряемого или исполнением им служебных (должностных) обязанностей. Это не касается канцелярских принадлежностей, цветов и поощрений (наград). Указанная обязанность возложена на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, государственных (муниципальных) служащих, служащих ЦБР, работников ПФР, ФСС, ФФОМС, иных госорганизаций. Им запрещено принимать подарки, не предусмотренные законодательством России, от физических и юридических лиц в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей [11. С. 138].
По общему правилу уведомление о получении подарка представляется не позднее 3 рабочих дней с даты его вручения. Также подается документ, подтверждающий стоимость подарка (при наличии такового). Один экземпляр уведомления возвращается чиновнику с отметкой о регистрации, другой направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов или в соответствующий коллегиальный орган, образованный в соответствии с законодательством о бухучете. Подарок дороже 3 тыс. руб. либо неопределенной стоимости сдается ответственному лицу работодателя на хранение. Презент, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, передается на хранение независимо от его стоимости. Если стоимость подарка не превышает 3 тыс. руб., он возвращается чиновнику. Если подарок дороже, чиновник может его выкупить. Если подарок не выкуплен и не нужен для обеспечения деятельности соответствующего органа или организации, он реализуется на торгах. Если презент не удалось реализовать с двух попыток, он безвозмездно передается в благотворительную организацию или уничтожается. Средства, вырученные от реализации или выкупа подарков, зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Данное общее правило в полной мере распространяется на сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний с учетом дополнительных коррективов, установленных в Приказе ФСИН России от 3 апреля 2014 г. N 161 "Об организации в Федеральной службе исполнения наказаний работы по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10 "О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"[9].
В дополнение к изложенному необходимо выделить еще два правоустанавливающих документа. Это методические рекомендации "Обеспечение соблюдения федеральными
государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [4] и другими федеральными законами, которые относят ситуации, связанные с получением государственными служащими вознаграждений или подарков в связи со служебным положением к разряду коррупционно опасных и недопустимых. Немаловажное разъяснительное значение имеет письмо Минтруда России от 25 ноября 2014 г. N 18-2/10/П-6865 "О проведении мониторинга по исполнению установленного порядка сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей"[10], где определено, что согласно подп. 17 п. 3 поручения Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N ДМ-П17-3229 во исполнение абзаца второго подп. "т" п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226 [6], Минтруду России предписывается проводить систематический мониторинг исполнения установленного порядка сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, о сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении в доход соответствующего бюджета средств, вырученных от его реализации.
Таким образом, процедура действий, связанных с подарком служащим, устанавливает юридически жесткий и определенный алгоритм действий, призванный блокировать коррупционные проявления.
В последние годы все более широкое применение получает другой способ гражданско-правового противодействия коррупции - конфискация имущества, в отношении которого государственный (муниципальный) служащий не смог представить доказательства его приобретения на официальный доход
Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" [3], подразумевающий возможность изъятия сомнительного с точки зрения происхождения имущества чиновников, вступил в силу в 2013 г., однако применять норму начали только в прошлом году. Как сообщал в 2015 году начальник профильного управления Генпрокуратуры Александр Русецкий, прокуроры на тот момент направили в суды уже 15 исков об изъятии в пользу государства имущества чиновников. Было рассмотрено семь исков на 129 млн. руб., все прокуратура выиграла.
Прокурорские проверки проводятся как по заявлениям самих органов власти или работодателя, в которых действуют соответствующие комиссии, так и по заявлениям граждан. Например, граждане сообщают, что у какого-то служащего появился дорогой особняк. Прокуроры в этом случае направляют запросы в Росреестр, налоговую, проверяют декларацию чиновника за последние три года. Если существует явное несоответствие доходов и дорогой покупки, из прокуратуры приходит обращение к руководителям этого служащего. Получив ответы на эти запросы и опросив фигуранта проверки, прокурор принимает решение: было ли дорогое приобретение оплачено на задекларированные доходы. Или источник средств на такое приобретение чиновник скрывает. В этом случае иск из прокуратуры подается в суд и там выносится окончательный вердикт - отбирать ли у чиновника дорогое имущество.
Только в первом полугодии 2015 года в интернет-приемную Генпрокуратуры в раздел "Борьба с коррупцией" поступило 15 678 обращений граждан о возможных нарушениях законодательства в сфере противодействия коррупции. Из них 742 поступило на рассмотрение в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции [5].
Первыми под конфискацию имущества попали несколько мелких госслужащих, орловский депутат Виталий Рыбаков и экс-губернатор Сахалинской области Александр
Хорошавин [13]. Причем был создан прецедент, когда параллельно с уголовным разбирательством изъяли все имущество бывшего чиновника и его родственников, т. е. практика формировалась параллельно по уголовным делам и по антикоррупционным нарушениям [13].
Так, прокуратурой Приморского края в Советский районный суд Владивостока направлено исковое заявление к муниципальной служащей администрации Надеждинского муниципального района об обращении принадлежащей ей автомашины в доход государства.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что она приобрела автомашину стоимостью 863 тысячи рублей, что превышало ее совокупный доход за три года. Во время проверки она сообщила, что деньги дал ее знакомый. Прокуроры провели его по базе ФНС, оказалось, что доход у него еще меньше. В итоге вызванный на допрос знакомый заявил, что никаких денег не давал.
Прокурор Краснодарского края направил в суд заявление к судебному приставу одного из отделов УФССП России по краю и ее супругу об обращении в доход государства земельного участка и домовладения на сумму свыше 6 миллионов рублей. Общий доход супругов за три предшествующих года составил 975 тысяч рублей.
Однако правоприменение выявило и недочеты законодательства. В июле 2016 года в Конституционный суд поступил запрос на проверку положения закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам», предусматривающие конфискацию имущества, в отношении которого чиновник не смог представить доказательства его приобретения на честно заработанные деньги. Поводом для проверки стал запрос Верховного суда Республики Башкортостан, который рассматривает иск прокуратуры республики к главному специалисту администрации Стерлитамакского района Елене Колесник с требованием конфисковать приобретенный мужем чиновницы грузовик. По мнению суда, нормы антикоррупционного законодательства нуждаются в уточнении.
В конце прошлого года республиканская прокуратура отчиталась о том, что добилась судебного решения о взыскании с чиновника 2,8 млн. руб. неподтвержденных доходов. Прокуроры заинтересовались историей приобретения мужем чиновницы грузовика Daewoo Novus. Его стоимость превышала задекларированный доход семьи за три последних года на 98 000 руб., и, по версии прокуратуры, служащая не представила доказательств приобретения грузовика на законные доходы. Поскольку после начала проверки грузовик был продан, прокуроры обратились в суд с иском о взыскании его стоимости.
В суде Колесник доказывала, что потраченные на покупку грузовика средства копила несколько лет. Кроме того, машина была куплена совместно с ее отцом, который дал половину суммы, но зарегистрировать автомобиль можно только на одного человека, поэтому машину оформили на мужа. Но Стерлитамакский районный суд ей не поверил: о соглашении с отцом чиновница заявила только после обращения прокуратуры в суд, при этом в декларации грузовик был заявлен как собственность мужа без каких-либо отметок о совместном владении, говорится в решении суда.
Верховный суд республики усомнился в правильности такого решения. В запросе отмечается, что нормы антикоррупционного закона расплывчаты и это может привести к нарушению конституционных прав граждан. В частности, не урегулировано понятие объема имущества, подлежащего конфискации. Из иска следует, что заявители не смогли подтвердить лишь часть доходов, потраченных на покупку. Прокуратура требует изъять стоимость автомобиля в полном объеме, что может привести к непропорциональному ограничению права частной собственности, отмечает суд. Кроме того, закон предусматривает изъятие имущества, но не денежных средств, полученных от его продажи. Оспариваемые нормы также противоречат требованиям Семейного кодекса, который предусматривает, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на принадлежащее ему имущество либо на долю общего имущества, которая
причиталась бы ему при разделе. В пресс-службе Генпрокуратуры сообщили, что вопрос сейчас изучается в профильных подразделениях ведомства [13].
Таким образом, с точки зрения законодательной и юридической техники имеющее законодательство в сфере конфискации незаконно полученного имущества в результате коррупционных преступлений далеко от идеального.
Понятно, что государство вряд ли откажется от такого эффективного способа борьбы с коррупцией, но, по-видимому, Государственной думе нового созыва придется доработать текст закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», чтобы избавиться от неконкретных и противоречивых пунктов, сделав их более четкими и конкретными.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
3. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6953.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
6. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (ред. от 15.07.2015) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1729.
7. Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. N 10 (ред. от 12.10.2015) "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"// СЗ РФ. 2014. N 3. Ст. 279.
8. Приказ Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-10/103@ "Об утверждении порядка передачи подарков, полученных федеральными государственными гражданскими служащими ФНС России в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями"
9. Приказ ФСИН России от 3 апреля 2014 г. N 161 "Об организации в Федеральной службе исполнения наказаний работы по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10 "О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"
10. Письмо Минтруда России от 25 ноября 2014 г. N 18-2/10/П-6865 "О проведении мониторинга по исполнению установленного порядка сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей"
11. Гришин Д.А. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за должностные преступления // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. № 1. С. 141-151.
12. Егоров И. Не по карману // Российская газета. 02.09.2015 г.
13. Корня А. Конфискация под судом // Ведомости. 12.07.2016 г.
14. Терехова Ю.К. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.