Научная статья на тему 'Заповедное дело как составляющая государственной политики'

Заповедное дело как составляющая государственной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
169
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заповедное дело / государственная политика / нормативно-правовая база / бюджетное финансирование / специально уполномоченное органы / wild life protection / public policy / have a legislative base / budget financing and special government institutions.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Молодан Геннадий Николаевич

Заповедание – самый эффективный инструмент охраны дикой природы. Заповедное дело должно стать составляющей государственной политики. Для этого необходимы ее основные атрибуты: – нормативно – правовая база, бюджетное финансирование, специально уполномоченные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILDLIFE PROTECTION AS A PART OF GOVERNMENT’S POLITICS

The most effective way to protect wild nature is develop preserves. It should be a part of state policy and must have a legislative base, budget financing and special government institutions.

Текст научной работы на тему «Заповедное дело как составляющая государственной политики»

УДК 502.45

DOI: 10.2441/9999-006А-2019-11561

ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Г.Н. Молодан1, А.Г. Молодан2

1. Природный заповедник «Хомутовская степь» Донецкая Народная Республика, Донецк e-mail: meotida2017@bk.ru 2. Государственный комитет по экологической политике и природным ресурсам при Главе ДНР

Донецкая Народная Республика, Донецк е-mail: foxddd3@gmail.ru

Заповедание - самый эффективный инструмент охраны дикой природы. Заповедное дело должно стать составляющей государственной политики. Для этого необходимы ее основные атрибуты: - нормативно - правовая база, бюджетное финансирование, специально уполномоченные органы.

Ключевые слова: заповедное дело, государственная политика, нормативно-правовая база, бюджетное финансирование, специально уполномоченное органы.

WILDLIFE PROTECTION AS A PART OF GOVERNMENT'S POLITICS G.N. Molodan1, A.G. Molodan2

1Reserve «Chomutovskaya step» Donetsk People Republic, Donetsk е-mail: meotida2017@bk.ru 2State committee of ecological politics and natural resource under the Head of Donetsk People Republic

Donetsk People Republic, Donetsk е-mail: foxddd3@gmail.ru

The most effective way to protect wild nature is develop preserves. It should be a part of state policy and must have a legislative base, budget financing and special government institutions.

Key words: wild life protection, public policy, have a legislative base, budget financing and special government institutions.

Начало XXI века ознаменовалось глобализацией понимания того, что в основе сбалансированного развития цивилизованного общества должно лежать бережное отношение к природным ресурсам -рачительное использование минеральных и максимальное возобновление биологических. При этом дикая составляющая является самой уязвимой частью биосферы в целом [1].

Однако вопросы о путях и методах достижения поставленных природоохранительных целей, индикации результатов и ответственности за происходящее, по-прежнему остаются дискуссионными.

В этом плане заповедание, т.е. полное или частичное изъятие из хозяйственного использования территорий и акваторий, сохранивших аборигенную биоту или условия для ее возрождения - является самым эффективным инструментом охраны и восстановления природы. Особо, в условиях Донбасса и подобных густонаселённых супериндустриальных регионах следует подчеркнуть рекреационное значение этих процессов.

Совершенно естественно, что процент заповедности (отношение между площадью всех особо охраняемых природных территорий и государства в целом) стал одним из признанных критериев цивилизованности, а лидерами становятся державы, сделавшие охрану природы составляющей государственной политики. Сегодня «политика» по многогранности толкования уступает только термину «экология», который утратил не только первоначальный, но, зачастую, и здравый смысл. Поэтому представляется целесообразным сделать небольшую методическую оговорку. Под «политикой» подразумевается искусство управлять. Государственная политика - это искусство управлять государством, экологическая политика - экологической ситуацией, природоохранительная политика - искусство управлять процессами сохранения и возрождения аборигенной природы. Как выше отмечалось самым эффективным инструментом последнего, является заповедание.

Заповедно дело может, аргументированно, считаться частью государственной политики лишь при наличии трех обязательных атрибутов: нормативно - правовой базы, бюджетного финансирования, специально уполномоченных государственных органов и организаций.

Создавая и совершенствуя нормативно-правовую базу заповедного дела, необходимо понимать, что при всей многогранности, охрана дикой природы является прежде всего нравственной проблемой. Ее решение обеспечивается не столько строгостью законов, сколько уровнем культуры населения.

Опыт показывает, что изменить закон, значительно сложнее чем его принять. Это важно понимать при формировании правового поля самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, когда, с одной стороны, обнажились главные причины тормозящие процессы управления особо

охраняемыми природными территориями в части выполнения возложенных на них функций [2], а с другой - появилась уникальная возможность принятия закона и серии нормативных актов, которые должны стать «руководством к действию» в вопросах заповедания.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации, Украины и развитых, в природоохранительном плане государств, опираясь на мировые тенденции развития заповедного дела, с учетом особенностей (физико-географических, экологических, демографических) и состояния природно-заповедного фонда, показывает, что в Закон Донецкой Народной Республики «Об особо охраняемых природных территориях» необходимо внести корректировки по нижеперечисленным направлениям.

Более ёмким, на наш взгляд, является название - Закон «О природно-заповедном фонде». Для Донбасса, под «фондом» подразумевается совокупность объектов общенационального достояния, включая территории, сохранившие репрезентативные или уникальные, для данной местности черты, акватории морских заливов и лиманов, естественные и искусственные водоёмы, реки и ручьи, родники и артезианские скважины, подземные озера, естественные и искусственные пещеры, гипсовые и соляные штольни, палеоботанические гроты угольных выработок, отдельные элементы ландшафта (скалы, расщелины, овраги, балки, водопады, деревья и др.), искусственно созданные составляющие рельефа (курганы, терриконы, карьеры, плотины и др.), представляющие природную, историческую, научную, культурную, эстетическую, познавательную и рекреационную ценность, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования с установлением особого режима охраны.

Номенклатуру заповедных объектов необходимо максимально сократить, что упростит процесс управления, конкретизирует режимы охраны и облегчит контроль за выполнением задач, поставленных при создании. Все заповедные объекты можно условно разделить на три уровня: надгосударственный, государственный и научно-прикладной. При этом необходимо понимать, что надгосударственный уровень достигается лишь после получения соответствующего Диплома ЮНЕСКО. В границах Донецкой области это может быть только биосферный резерват, т.к. в условиях Донбасса создание биосферного заповедника просто невозможно. Также вследствие небольшой площади государства нецелесообразно создавать заповедные объекты местного и регионального уровней. Природный заповедник, Национальный парк, Ландшафтный парк, Заказник и Памятник природы являясь государственными объектами способны за счёт полифункциональности и варьирования степенью строгости охраны, обеспечить сохранение и реабилитацию, как отдельных элементов, так и целых территориальных систем, включая природные и социальные составляющие.

В целом относительно Донеччины [1] сегодня речь должна идти не столько об охране, сколько о реабилитации природы, что просто невозможно без ботанических садов и зоологических парков. Последние, к сожалению, не нашли своего места в правовом поле ДНР и дело не только в судьбе немалочисленных «живых уголков», частных и народных зоопарков. В течение последних 50 лет фауна Донецкой области утратила значительное количество видов практически всех систематических групп, прежде всего вследствие прямого преследования и резкого усиления факторов беспокойства. В тоже время структура экологических ниш больших изменений не претерпела, однако естественная реакклиматизация невозможна, т.к. границы ареалов обитания этих видов значительно отодвинулась от административных рубежей Донецкой области. Необходимо искусственное возвращение и соответственно условия для осуществления процессов размножения в вольерах с последующим выпуском животных на территории объектов природно-заповедного фонда. Важной проблемой остаётся судьба раненных животных и осиротевших детёнышей. Люди, к которым они попадают, не могут не только содержать или оказать первую помощь, но в большинстве случаев даже покормить их.

Донбассу зоологический парк необходим, как природоохранное, научно-исследовательское, культурно-просветительское, рекреационное учреждение, основными задачами которого являются сохранение генофонда животных, обитающих на территории Донбасса, разработка научных основ и осуществление акклиматизации на заповедных территориях видов, ранее исчезнувших с этих территорий, реабилитация ослабленных и искалеченных животных, организация отдыха населения в условиях позволяющих направленно влиять на мировоззрение с целью формирования толерантного отношения к заповедному делу и животному миру. Это чётко необходимо зафиксировать в Законе.

Заповедание справедливо считается самым эффективным инструментом охраны дикой природы потому, что охрана биологического и ландшафтного разнообразия это прежде всего охрана репрезентативной территории. В свою очередь качество охраны определяется формой собственности земельных участков. Возлагать эти функции на владельцев и арендаторов просто неразумно [3]. Закон должен чётко обозначить, что земельные участки в границах объектов природно-заповедного фонда должны предоставляться государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление этими объектами, в постоянное (бессрочное) пользование за исключением биосферных резерватов и ландшафта парков. Это будет способствовать укреплению авторитета системы

заповедания, упорядочит процесс получения и использования собственных средств, конкретизирует ответственность за происходящее на подконтрольных территориях.

Отдельная статья закона должна обозначить, что охрану заповедных объектов осуществляет «Служба государственной охраны природно-заповедного фонда», обладающая правами правоохранительных органов. Положение о «службе» утверждается Советом Министров.

Для оптимизации системы управления природно-заповедным фондом, государственный орган, в ведении которого находится этот фонд, должен получить право объединять особо охраняемые природные территории и объекты в функциональные и территориальные группы, создавая единый орган управления.

Администрации особо охраняемых природных территорий должны получить право взымать плату за посещение объектов природно-заповедного фонда и оказание услуг научно-просветительского характера. Размеры платы устанавливаются администрациями и утверждаются государственным органом исполнительной власти в ведении которого находится заповедный объект. Полученные средства являются собственностью администрацией и расходуются в соответствии с действующим законодательством ДНР.

В целом, характеризуя нормативно-правовую базу, следует заметить, что в руках дурака любой закон превращается в догму, а у специалиста становится руководством к действию. Даже в далеко несовершенном правовом поле к 2010 году Донецкой области удалось сформировать самую репрезентативную в Украине природно-заповедную сеть [2].

Жизнь показала, что эффективность функционирования любой организации, занимающейся охраной дикой природы, определяется, прежде всего квалификацией персонала, в первую очередь директора, и объёмами финансирования. При этом аксиомой должно стать - финансирование бюджетное, т.е. статья «Охрана природы» и параграф «Содержание природно-заповедного фонда» в государственном бюджете. Оперативность мелких платежей может обеспечиваться за счет «собственных средств» формируемых из поступлений от оказания услуг научно-просветительского характера и платы за посещение территории. Рекреационная и познавательная составляющие в последнем случае крайне важны. Но! Необходимо понимать, что платные рекреационные услуги - это «троянский конь» который будет медленно отодвигать от финансовой «кормушки» дикую природу.

Специально уполномоченные орган и организации, это пирамида из управленцев и исполнителей, обеспечивающих комплекс мероприятий по охране и возрождению ландшафтного и биологического разнообразия. По многофункциональности связей дикая природа схожа с человеческим организмом, а вот система подготовки специалистов в здраво и природоохранении сильно различается! Беда не в том, что люди, идущие в «экологию», обладают не всегда высоким уровнем интеллекта, а в том, что «серость» и «посредственность» всегда агрессивна и предприимчива, заменяя отсутствие профессиональных знаний хамством, выдаваемым за жизненный опыт.

Литература

1. Молодан Г.Н. О путях совершенствования системы ООПТ Донеччины // Природное наследие России. -Пенза, 2017. - С. 12-14.

2. Молодан Г.Н. Особенности управления природно-заповедным фондом Донеччины с учётом боевых действий и территориально-административных изменений // Охрана природы и региональное развитие: гармония и конфликты: мат-лы междунар. науч.-технич. конф. «Геоэкологические проблемы степных регионов». - Оренбург, 2017. - Т. 2. - С. 63-66.

3. Молодан Г.Н. Ландшафтная репрезентативность, как основной критерий формирования сети особо охраняемых природных территорий Донеччины // Современное ландшафтно-экологическое состояние и проблемы оптимизации природной среды регионов. - Воронеж, 2018. - Т. 2. - С. 88-87.

Literatura

1. Molodan G.N. O putjah sovershenstvovanija sistemy OOPT Donechchiny // Prirodnoe nasledie Rossii. - Penza, 2017. - S. 12-14.

2. Molodan G.N. Osobennosti upravlenija prirodno-zapovednym fondom Donechchiny s uchjotom boevyh dejstvij i territorial'no-administrativnyh izmenenij // Ohrana prirody i regional'noe razvitie: garmonija i konfikty: mat-ly mezhdunar. nauch.-tehnich. konf. «Geojekologicheskie problemy stepnyh regionov». - Orenburg, 2017. - T. 2. - S. 63-66.

3. Molodan G.N. Landshaftnaja reprezentativnost', kak osnovnoj kriterij formirovanija seti osobo ohranjaemyh prirodnyh territorij Donechchiny // Sovremennoe landshaftno-jekologicheskoe sostojanie i problemy optimizacii prirodnoj sredy regionov. - Voronezh, 2018. - T. 2. - S. 88-87.

(Молодан Геннадий Николаевич, заслуженный природоохранник Украины, начальник отдела реабилитации экосистем, Природный заповедник «Хомутовская степь», Донецкая область, г. Новоазовск ДНР (Украина), 87600 ул. Кирова 80а, телефон: +7910 486-21-80, +3850 472 21 86).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.