Научная статья на тему 'Формирование экологического сознания обучающихся'

Формирование экологического сознания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ПРИРОДНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЗООПАРК / ECOLOGICAL AWARENESS / ECOLOGICAL EDUCATION / TOURISM / A NATURAL-ENTERTAINMENT COMPLEX / A ZOO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова Юлия Дмитриевна

В статье приводятся основные определения понятия «экологическое сознание», а также ценностные установки и мотивы, которые необходимо формировать у обучающихся в ходе экологического образования. Также рассматривается природно-ориентированный туризм как одна из форм экообразования. Объекты ПЗФ ДНР частично удовлетворяют рекреационную потребность населения, а также занимаются эколого-просветительской работой среди детей и молодежи. Однако имеет место потребность расширения сети туристских объектов. Автор предлагает проект природно-развлекательного комплекса на базе зоопарка с. Придорожное старобешевского района ДНР и указывает формы эколого-просветительской деятельности такого комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the basic definitions of the concept of «ecological awareness», the values and motives that need to be formed among students in the course of environmental education. Also is considered the nature-oriented tourism as one of the forms of ecological education. The objects of the DPR natural reserve fund partly satisfy the recreational needs of the population, and also involve children and youth in environmental education work. However, there is a need to expand the amount of tourist objects. The author proposes a project of a natural-entertainment complex on the basis of the zoo in Pridorozhnoe of Starobeshevskii district of the DPR and indicates the forms of environmental education activities of a complex.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического сознания обучающихся»

Баканова Юлия Дмитриевна

старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 379.85

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

THE FORMATION OF ECOLOGICAL AWARENESS OF STUDENTS

В статье приводятся основные определения понятия «экологическое сознание», а также ценностные установки и мотивы, которые необходимо формировать у обучающихся в ходе экологического образования. Также рассматривается природно-ориентированный туризм как одна из форм экообразования. Объекты ПЗФ ДНР частично удовлетворяют рекреационную потребность населения, а также занимаются эколого-просветительской работой среди детей и молодежи. Однако имеет место потребность расширения сети туристских объектов. Автор предлагает проект природно-развлекательного комплекса на базе зоопарка с. Придорожное старобешевского района ДНР и указывает формы эколого-просветительской деятельности такого комплекса.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическое образование, туризм, природно-развлекательный комплекс, зоопарк.

The article presents the basic definitions of the concept of «ecological awareness», the values and motives that need to be formed among students in the course of environmental education. Also is considered the nature-oriented tourism as one of the forms of ecological education. The objects of the DPR natural reserve fund partly satisfy the recreational needs of the population, and also involve children and youth in environmental education work. However, there is a need to expand the amount of tourist objects. The author proposes a project of a natural-entertainment complex on the basis of the zoo in Pridorozhnoe of Starobeshevskii district of the DPR and indicates the forms of environmental education activities of a complex.

Key words: ecological awareness, ecological education, tourism, a natural-entertainment complex, a zoo.

Сегодня в экологическом образовании обучающихся акцент смещается с изучения природы и основ экологической науки на формирование экологического сознания. Такая цель экологического образования соответствует идеям концепции устойчивого развития. Ее реализация прежде всего осуществляется через систему экологических ценностей, которая является внутренним ориентиром экологической деятельности.

Важность формирования экологического сознания обучающихся заключается в необходимости уметь предвидеть последствия воздействия каждого человека на природную среду, осознавать недопустимость потребительского отношения к природе.

Ученые дают различные определения экологического сознания.

Экологическое сознание - это сложная система, сформированная для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающими в процессе удовлетворения человеком своих потребностей [1, с. 15].

По мнению С.Д. Дерябко и В.А. Ясвина, экологическое сознание - это совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия [2].

Г. Шагун определяет экологическое сознание как «аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к сохранению окружающей среды» [1, с. 16].

Большинство авторов сходятся во мнении, что экологическое сознание -это категория экологической деятельности, связанная с ответственным отношением к природе, экологическим мышлением и экологическими ценностями.

Ценностные экологические ориентации как установки и мотивы деятельности предусматривают осознание обучающимися значения природы как универсальной ценности. В ходе экологического образования у обучающихся необходимо формировать такие мотивы [3, с. 56]:

- гражданские и патриотические, основанные на желании приумножать богатства природы и связанные с чувством долга перед обществом по охране природы своей родины;

- гуманистические, выражающиеся в стремлении проявлять доброту, сострадание и милосердие к живому, в желании защитить и помочь;

- эстетические, которые проявляются в необходимости сохранить красоту природной среды;

- научно-познавательные, связанные с пониманием сложных связей общества, человека и природы, стремлением познавать ее законы;

- гигиенические, вытекающие из понимания значения природы для здоровья человека и желание сохранить ее оптимальные биофизические и химические параметры;

- экономические, основанные на признании природы как источника ресурсов для развития производительных сил общества, научно-технического прогресса.

Нормативные аспекты содержания экологического образования охватывают систему моральных и правовых принципов, норм и правил,

разрешений и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям негуманного поведения в природе. Изучая основы наук, студент должен осознать социальные и природные причины, по которым диктуются определенные нормы и правила профессионального и индивидуального поведения в окружающей среде. Соблюдение этих норм и правил -общественно необходимый акт, поскольку позволяет сохранить природу для будущих поколений.

Умения и навыки по изучению и охране окружающей природной среды составляют важнейший компонент содержания экологического образования. Прежде всего, важно сформировать у обучающихся умение оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения: двора, улицы, пришкольного участка, парка, леса и тому подобное. Для этого проводятся наблюдения во время экскурсий на природу, полевые практикумы, общественно полезный труд, анализ литературных данных.

Практическое значение имеет и умение защищать природную среду. В частности, необходимо сформировать следующие умения:

- собственного культурного поведения в природе (не вытаптывать растения, не загрязнять окружающую среду бытовыми отходами, не создавать шум и т.д.);

- предотвращать противоправные поступки других людей: различные виды мелкого браконьерства (незаконный сбор дикорастущих растений, отлов птиц, рыбы), нарушение правил поведения в природной среде (поджог сухой травы, вырубка деревьев, вытаптывание лекарственных трав);

- выполнять посильные действия по ликвидации нежелательных явлений (тушение лесного пожара, спасение животных, попавших в беду, противоэрозийная защита почвы, уборка мусора в рекреационных зонах и т.д.).

Таким образом, конечной целью экологического образования обучающихся является формирование ответственного отношения к окружающей среде, приобретение умений и навыков по выявлению экологических проблем и проведению мероприятий по охране природы.

Современный подход к экологическому воспитанию имеет свое проявление и в сфере туризма.

Природно-ориентированный туризм дает возможность не только отдохнуть и снять нервное напряжение вдали от мегаполиса, лучше узнать природное богатство, традиции и историческое прошлое родного края, но и является одной из эффективных форм экологического воспитания.

Донбасс - промышленный регион, большая часть населения которого проживает в городской черте, поэтому часто в отпуск или на краткосрочный отдых жители стремятся выехать за пределы своих городов, на природу.

В связи со сложившейся социально-экономической и политической ситуацией пользуется спросом организация недорогого кратковременного отдыха на территории республики с элементами познавательного и развлекательного туризма.

На данный момент природно-заповедный фонд Донецкой Народной Республики состоит из 42 особо охраняемых природных территорий, суммарной площадью около 30 000 га, а именно [5]:

- Биосферная особо охраняемая природная территория республиканского значения «Хомутовская степь - Меотида», природоохранительный конгломерат, в 2015 году объединивший 9 особо охраняемых природных территорий;

- 16 государственных природных заказников (три комплексных; один геологический; двенадцать биологических);

- Республиканский ландшафтный парк «Донецкий Кряж» (создан в 2015 году, на базе ранее существовавшего одноименного регионального ландшафтного парка). В состав данной особо охраняемой природной территории вошли два объекта природно-заповедного фонда Донецкой Народной Республики, а именно государственный природный заказник «Бердянский» и памятник природы «Балка Журавлева»;

- Республиканский ландшафтный парк «Зуевский» (создан в 2015 году на базе ранее существовавшего одноименного регионального ландшафтного парка);

- 13 памятников природы государственного и местного значения;

- 3 заповедных урочища, расположенные в Старобешевском районе Донецкой Народной Республики;

- Донецкий ботанический сад;

- Парки-памятники садово-паркового искусства «Имени А.П. Чехова» и «Дубовый Гай».

Данные объекты частично удовлетворяют рекреационную потребность населения Республики, а также занимаются эколого-просветительской работой среди детей и молодежи. При этом все еще присутствует потребность расширения сети туристских объектов.

К примеру, на территории ДНР есть частный зоопарк в с. Придорожное Старобешевского района. В зоопарке обитает свыше 20 тысяч зверей, птиц, пресмыкающихся, насекомых и рыб. Зоопарк занимает около двух гектаров и

является вторым по площади на территории ДНР после Докучаевского. В зоопарке имеется пруд с искусственным водопадом, аквариумы, террариум, игровые детские площадки, беседки для отдыха, под навесом мангалы и вязанки дров. У входа на территорию работают два небольших магазина, где можно приобрести продукты, в т.ч. для животных [6]. Основной недостаток зоопарка - теснота.

В целях модернизации зоопарка, улучшения условий обитания животных и развития туризма в Республике автор предлагает создание на его базе природно-развлекательного комплекса.

Основными задачами предлагаемого природно-развлекательного комплекса являются:

- формирование и содержание коллекции животных;

- сохранение и воспроизводство животных в неволе;

- проведение научно-исследовательских работ;

- проведение учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы в области экологии, охраны природы, этологии, зоологии, охотничьего хозяйства;

- распространение эколого-образовательных знаний;

- осуществление различных форм культурного обслуживания, создание условий для отдыха и досуга населения при сохранении благоприятных условий содержания животных.

Формы эколого-просветительской деятельности природно-развлекательного комплекса на базе зоопарка:

1) проведение обзорных и тематических экскурсий для образовательных учреждений, учреждений культуры и предприятий города;

При разработке тематических экскурсий должны учитываться образовательные программы школ, результаты опроса учителей-предметников (по биологии, природоведению, географии).

2) проведение обзорных экскурсий для посетителей;

В течение календарного года должны проводиться экскурсии, беседы, консультации с обучающимися разных возрастных категорий по интересующим их вопросам.

3) проведение воспитательных мероприятий (спортивно-экологические игры, конкурсы фотографий, рисунков, открыток, викторины и т.д.);

4) выставочная деятельность;

5) участие в природоохранных акциях, марафонах;

6) работа на экологической тропе (игры на природе, эстафеты, субботники);

7) информационно-рекламная деятельность.

Рис. 1. Схема взаимодействия природно-развлекательного комплекса и различных организаций с целью экологического просвещения

Для оценки качества эколого-просветительной работы можно использовать такие методы, как сравнительный анализ образовательной эффективности различных экспозиций, опросы и анкетирование, наблюдение за поведением посетителей, включая их разговоры или реакцию, а также отзывы. Также возможна аналитика данных о продажах в зоопарке продукции, торговля которой связана с особыми событиями или проведением природоохранных кампаний, изучение сведений о передаче средств в дар зоопарку, анализ реакции публики на призывы и обращения, знакомство с материалами средств массовой информации и анализ сообщений преподавателей, касающихся результатов совместных программ формального образования.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Существует насущная необходимость в создании действующей методики формирования экологического сознания обучающихся средствами повышения качества экологического образования и привлечения будущих специалистов к эколого-практической деятельности.

2. Подготовка обучающихся с высоким уровнем экологических знаний, экологического сознания и культуры должна стать одним из главных рычагов в решении экологических и социально-экономических проблем Республики.

3. Природно-ориентированный туризм является одной из эффективных форм экологического воспитания обучающихся. Организация и проведение экотуристических путешествий позволяет человеку осмыслить свое место и роль в окружающей среде.

4. Развитие природно-ориентированного туризма способствует как экологическому воспитанию, так и привлечению финансовых ресурсов. Иными словами, развитие туризма может быть стимулом устойчивого развития хозяйственной деятельности соответствующей территории, иметь значительное влияние на сохранение природной среды и нести мощную просветительскую и воспитательную функцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидова С.Н. Структура экологического сознания / С.Н. Бегидова, И.В. Макрушина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2014. - №3 (143). - С. 14-21.

2. Ашхамаф А.Р. Экологическое сознание: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] / А.Р. Ашхамаф // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-8о2паше-к-ргоЬ1ете-оргеёе1ешуа-ропуа1;1уа. - Заголовок с экрана.

3. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. - 232 с.

4. Научно-просветительная работа в зоопарках: Межвед. сбор. науч. и науч. -метод. тр. / под ред. В.В. Спицина. - Вып. 2. - М.: Московский зоопарк, 2008. - 285 с.

5. Природно-заповедный фонд Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] // Инвестиционный веб-портал Донецкой Народной Республики. - Режим доступа: Ьйр8://1пуе81.§оуёпг.ги/#КериЬ11с. - Заголовок с экрана.

6. Андриенко Ю. Неизвестный зоопарк в военном Донецке: здесь можно провести весь день. [Электронный ресурс] / Ю. Андриенко. - Режим доступа: Ьйр8://,^^^ёопе18к.кр.ги/ёа11у/26679/3701812. - Заголовок с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.