Научная статья на тему 'ЗАПОВЕДНИКИ КАК ЭТАЛОНЫ АБОРИГЕННОЙ ПРИРОДЫ'

ЗАПОВЕДНИКИ КАК ЭТАЛОНЫ АБОРИГЕННОЙ ПРИРОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заповедник / дикая природа / национальный парк / рекреационные услуги / Nature reserve / wildlife / national park / recreational services

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молодан Г.Н.

Россия является родиной заповедного дела. В 1894 г., благодаря усилиям профессора В.В. Докучаева, на юге России были выделены несколько участков первозданной степи, на которых предполагалось устройство постоянных научных станций. «Заповедник» как название территории и режима ее охраны, обязывает к выполнению исключительно природоохранительных функций, в отличие от утилитарных, присущих национальным паркам. Советский союз имел хорошую школу по подготовке специалистов для заповедного дела, но их было очень мало. В большинстве административных областей охрана природы никогда не была частью региональной политики. Формирование природно-заповедного фонда носило спонтанный характер. В СССР до 1988 года не было единого органа, координирующего работу по охране дикой природы, случаи ликвидации заповедников имели место и носили катастрофический характер. Специальная конференция ООН (Рио 1992) главным тезисом повестки на XXI век провозгласило, что дальнейшее экономическое развитие общества допустимо только в рамках экологических возможностей планеты. «Экология» стало ключевым понятием эпохи. В настоящее время в Российской Федерации происходит постепенное уменьшение количества заповедников в следствие преобразования их в национальные парки. Определяя режим охраны, мы должны четко понимать функциональную разницу между этими особо охраняемыми территориями. Заповедание – это самый эффективный инструмент сохранения и реабилитации биологического разнообразия. Туризм, рекреация и платные услуги – это формы эксплуатации «использования» природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE RESERVES AS STANDARDS OF ABORIGINAL NATURE

Russia is the birthplace of conservation. In 1894, thanks to the efforts of Professor V.V. Dokuchaev, several areas of pristine steppe were identified in the south of Russia, where it was planned to establish permanent scientific stations. "Reserve" as the name of the territory and its protection regime obliges the implementation of exclusively environmental functions, in contrast to the utilitarian ones inherent in national parks. The Soviet Union had a good school for training specialists for conservation work, but there were very few of them. In most administrative areas, nature conservation has never been part of regional policy. The formation of the natural reserve fund was spontaneous. In the USSR, until 1988, there was no single body coordinating the work on wildlife protection; cases of liquidation of nature reserves occurred and were catastrophic. The UN Special Conference (Rio 1992), the main thesis of the agenda for the 21st century, declared that further economic development of society is permissible only within the framework of the ecological capabilities of the planet. "Ecology" became the key concept of the era. Currently, in the Russian Federation there is a gradual decrease in the number of nature reserves as a result of their transformation into national parks. When determining the protection regime, we must clearly understand the functional difference between these specially protected areas. Conservation is the most effective tool for the conservation and rehabilitation of biological diversity. Tourism, recreation and paid services are forms of exploitative "use" of natural resources.

Текст научной работы на тему «ЗАПОВЕДНИКИ КАК ЭТАЛОНЫ АБОРИГЕННОЙ ПРИРОДЫ»

УДК 502.45

DOI: 10.24412/cl-37200-2024-838-842

ЗАПОВЕДНИКИ КАК ЭТАЛОНЫ АБОРИГЕННОЙ ПРИРОДЫ NATURE RESERVES AS STANDARDS OF ABORIGINAL NATURE

Молодан Г.Н.

Molodan G.N.

Природный заповедник «Степь Донецкая», Новоазовск, Россия Donetskaya Steppe Nature Reserve, Novoazovsk, Russia

E-mail: meotida2017@bk.ru

Аннотация. Россия является родиной заповедного дела. В 1894 г., благодаря усилиям профессора В.В. Докучаева, на юге России были выделены несколько участков первозданной степи, на которых предполагалось устройство постоянных научных станций. «Заповедник» как название территории и режима ее охраны, обязывает к выполнению исключительно природоохранительных функций, в отличие от утилитарных, присущих национальным паркам.

Советский союз имел хорошую школу по подготовке специалистов для заповедного дела, но их было очень мало. В большинстве административных областей охрана природы никогда не была частью региональной политики. Формирование природно-заповедного фонда носило спонтанный характер. В СССР до 1988 года не было единого органа, координирующего работу по охране дикой природы, случаи ликвидации заповедников имели место и носили катастрофический характер.

Специальная конференция ООН (Рио 1992) главным тезисом повестки на XXI век провозгласило, что дальнейшее экономическое развитие общества допустимо только в рамках экологических возможностей планеты. «Экология» стало ключевым понятием эпохи. В настоящее время в Российской Федерации происходит постепенное уменьшение количества заповедников в следствие преобразования их в национальные парки.

Определяя режим охраны, мы должны четко понимать функциональную разницу между этими особо охраняемыми территориями.

Заповедание - это самый эффективный инструмент сохранения и реабилитации биологического разнообразия. Туризм, рекреация и платные услуги - это формы эксплуатации «использования» природных ресурсов.

Ключевые слова: заповедник, дикая природа, национальный парк, рекреационные услуги.

Abstract. Russia is the birthplace of conservation. In 1894, thanks to the efforts of Professor V.V. Dokuchaev, several areas of pristine steppe were identified in the south of Russia, where it was planned to establish permanent scientific stations. "Reserve" as the name of the territory and its protection regime obliges the implementation of exclusively environmental functions, in contrast to the utilitarian ones inherent in national parks.

The Soviet Union had a good school for training specialists for conservation work, but there were very few of them. In most administrative areas, nature conservation has never been part of regional policy. The formation of the natural reserve fund was spontaneous. In the USSR, until 1988, there was no single body coordinating the work on wildlife protection; cases of liquidation of nature reserves occurred and were catastrophic.

The UN Special Conference (Rio 1992), the main thesis of the agenda for the 21st century, declared that further economic development of society is permissible only within the framework of the ecological capabilities of the planet. "Ecology" became the key concept of the era. Currently, in the Russian Federation there is a gradual decrease in the number of nature reserves as a result of their transformation into national parks.

When determining the protection regime, we must clearly understand the functional difference between these specially protected areas.

Conservation is the most effective tool for the conservation and rehabilitation of biological diversity. Tourism, recreation and paid services are forms of exploitative "use" of natural resources.

Key words: Nature reserve, wildlife, national park, recreational services.

Россия, доказательно, является родиной заповедного дела, в классическом понимании этого. «Заповедник» как название территории и соответственно режима ее охраны, обязывает к выполнению исключительно природоохранительных функций, в отличие от утилитарных, присущих национальным паркам.

Термин «заповедник» не имеет лингвистических и смысловых связей в англосакском мире, его этимологической основой является библейское слово «заповедь».

В конце девяностых годов XIX века Василий Васильевич Докучаев предпринимал энергичные усилия для того, чтобы «заповедать ... на юге России больший или меньший участок девственной степи и предоставить его в исключительное пользование первобытных степных обитателей.» [1]. На таком участке предполагалось обязательное устройство постоянной научной станции.

В 1894 году Указом Министра Двора Российского Императора В.В. Докучаеву были выделены несколько участков, включая Мариупольский. Независимо от их дальнейшей судьбы, 1894 год стал вехой, знаменующей зарождение заповедного дела в России.

В начале XX века проблема заповедания сплотила вокруг себя светлейшие умы того времени, а в роли социальной валентности выступили православная ментальность, блестящее энциклопедическое образование и глубочайшее чувство ответственности за судьбу родной природы, с любви к которой начинается формирование патриотизма.

«Могучая кучка отечественного заповедного дела», как метко охарактеризовал состав постоянной природоохранительной комиссии Императорского Русского географического общества А.А. Чибилёв [1], всего за 5 лет подготовила, выражаясь современным языком, дорожную карту развития географической сети заповедников страны.

Падение самодержавия открыло новые, доселе невиданные, возможности для людей, имеющих несколько иные представления о понятиях «родина, родная природа, патриотизм». Необходимо было менять идеологию, что достигалось уничтожением ее носителей. По всей стране прокатились кадровые погромы, от периферийных краеведческих музеев и школ до Главнауки и высшей школы. Увольнялись призывающие охранять природу. Как вовремя подоспел И.В. Мичурин со своим призывом «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача».

Возникший кадровый голод поменял местами профессиональную ориентацию и классовую сознательность. Вот почему в анкетах государственных чиновников самого высокого ранга в графе «образование» нередко значилось - «самообразование». Появилось понятие «номенклатура», и эта социальная прослойка пополнялась выпускниками высших комсомольских, профсоюзных и партийных школ.

Одним из новых государственных лозунгов стал: «За Ленинское отношение к природе», который допускал даже противоположные по смыслу толкования. Самые крупные кадровые и территориальные погромы в заповедниках осуществлялись под личным руководством последовательных ленинцев - И.В. Сталина в 1951 г. (закрыто 88 заповедников, общая площадь сокращена в 11,3 раза) и Н.С. Хрущева в 1961 г. (закрыто 16 заповедников, общая площадь сокращена в 2 раза). Самой массовой советской общественной организацией было общество «Охраны природы». В Донецкой области охват работающего населения доходил до 80%, а учащейся молодежи до 100%, причем все члены регулярно платили взносы. Работа осуществлялась по секциям, причем секцию «охрана растений» традиционно возглавлял директор областного управления лесного и охотничьего хозяйства, деятельность которого природоохранительной не являлась. Позднее при создании национальных парков и расширении заповедников, самыми упорными противниками были лесники. Секцию охраны животных традиционно возглавлял председатель областного общества охотников и рыболовов -организации, члены которой напрямую убивали животных. В этот период наша лексика обогатилась понятием «заповедно-охотничье хозяйство», смысловая нагрузка у которого сродни религиозно-атеистическому обществу. Негатив можно продолжить, но, подводя итоги, следует отметить, что Россия имела хорошую школу по подготовке специалистов, способных заниматься заповедным делом. Это были выпускники биологических и географических факультетов - в основном фанаты, потому что низкие зарплаты и остаточный принцип финансирования особо привлекательной работу в заповедниках не делали. Ситуация в целом типичная для СССР, но 50-летний опыт работы в субрегионе позволяет детальнее рассмотреть проблему на примере Донбасса.

По историческим меркам - молниеносно Донеччина из «Дикого поля» превратилась во всесоюзную кочегарку, самый урбанизированный, супериндустриальный и экологически напряженный регион Восточной Европы.

К моменту распада СССР Донецкая область имела природно-заповедный фонд суммарной площадью 18,3 тыс. га, что составляло 0,6% ее территории, и, соответственно, по этим показателям занимала одно из последних мест на постсоветском пространстве.

Сложившаяся ситуация являлась следствием того, что охрана природы в области никогда не была частью региональной политики. Органы государственного управления всех уровней не имели не только соответствующих структур, но даже профессионально подготовленных специалистов по охране природы. Не было ни одного государственного учреждения, способного осуществлять практическую охрану дикой природы. Формирование природно-заповедного фонда носило спонтанный характер и было делом энтузиастов, которые действовали не при поддержке, а чаще - преодолевая сопротивление чиновников [2].

Научно обоснованной программы развития заповедного дела в области не существовало, ни Ботанический сад НАН Украины, ни кафедра зоологии Донецкого государственного университета соответствующих государственных заданий не получали. Директивные документы, которые принимались на областном уровне, носили декларативный характер и существенно на состояние проблемы не влияли.

В Советском Союзе не было единого органа, координирующего работу заповедников, а созданный в 1988 году Государственный комитет СССР по охране окружающей среды и природных ресурсов, имея в своей структуре управление заповедниками, наладить полноценную работу уже не успел. Украина такой комитет образовала в марте 1967 г., однако, сменяющие друг друга председатели, имея большой опыт руководящей работы, не имели ни профильного образования, ни квалификации, соответственно результатом стали попытки выдать желаемое за действительное.

В последней трети ХХ века, когда уже были «зализаны» раны второй мировой войны, человечество обратило внимание на состояние природы (дикой, девственной, аборигенной, родной и т.д.), темпы деградации которой не замечали только откровенные дураки и подлецы, наживающиеся на мнимой неисчерпаемости. В июне 1972 года в Стокгольме прошла Конференция Организации Объединённых наций по проблемам окружающей человека среды. В принятой Декларации была подчеркнута необходимость в общем подходе и общих принципах, которые послужат руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды. Из 26 принципов второй декларировал, что «Природные ресурсы земли, включая ... флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем должны быть сохранены».

Советский Союз по трудно объяснимым причинам участия в Конференции не принимал, но игнорировать её решения было просто неразумно.

В 1978 году в Ашхабаде прошла XIV Генеральная Ассамблея Международного Союза охраны природы (МСОП), к её открытию было подготовлено первое издание Красной книги СССР. Положение о книге и список видов, занесенных в неё, были утверждены в октябре - ноябре 1974 г. Министерством сельского хозяйства СССР, которое назвать природоохранительной организацией язык не поворачивается, т.е. государственные ориентиры оставались прежними.

Вначале XXI века практически глобальным стало понимание того, что в основе сбалансированного развития цивилизованного общества должно лежать бережное отношение к природным ресурсам - рачительное использование минеральных и максимальное возобновление биологических. При этом дикая составляющая является самой уязвимой частью биосферы в целом [3].

Ситуацию во многом прояснила Специальная Конференция ООН по окружающей среде в Рио де Жанейро в 1992 г. Главным тезисом повестки на XXI век стало понимание того, что дальнейшее экономическое развитие возможно только в рамках экологических возможностей планеты.

Так «экология» стала ключевым понятием эпохи, быстро утратив не только первоначальный, заложенный еще Э. Геккелем, но и вообще здравый смысл, став синонимом охраны природы.

От лидеров государств до простых обывателей все были обеспокоены «плохой экологией».

Вдумайтесь, если кто-то сквернословит в городском транспорте - это следствие плохой филологии, а махинации с наличностью в торговле - плохая арифметика?

Все дело в том, что «Экология» как символ тревоги и озабоченности стала приносить баснословные деньги уже на стадии постановки проблемы, Результат совершенно не обязателен.

Многие наши соотечественники, без колебаний поменяли свою профессиональную и педагогическую ориентацию на экологосообразные дополнения. Была кафедра катализа - стала экологического катализа, была разведки полезных ископаемых - стала экологии недр, появилась

техническая экология, экология души и т.д. К сожалению, все это напрямую коснулось и охраны девственной природы.

Одним из главных документов Рио-92 была Конвенция «О биологическом разнообразии», быстро ратифицированная большинством стран. Таким образом, актуальность сохранения дикой природы стала очевидной, однако вопросы о путях и методах достижения поставленных природоохранительных целей, индикации результатов и ответственности за происходящее, по-прежнему оставались дискуссионными.

В этом плане заповедание, т.е. полное или частичное изъятие из хозяйственного использования территорий и акваторий, сохранивших аборигенную биоту и условия для ее возрождения - является самым эффективным инструментом охраны и восстановления природы.

Совершенно естественно, что процент заповедности (отношение между площадью всех особо охраняемых природных территорий и государства в целом) стал одним из признанных критериев цивилизованности, а лидерами становились державы, сделавшие охрану природы составляющей государственной политики. Сегодня «политика» по многогранности толкования уступает только термину «экология». Поэтому представляется целесообразным сделать небольшую методическую оговорку. Под «политикой» подразумевается искусство управлять. Государственная политика - это искусство управлять государством, экологическая политика -экологической ситуацией, природоохранительная политика - искусство управлять процессами сохранения и возрождения аборигенной природы. Как выше отмечалось, самым эффективным инструментом последнего является заповедание.

Заповедное дело может аргументировано считаться частью государственной политики лишь при наличии трех обязательных атрибутов: нормативно-правовой базы, бюджетного финансирования и специально уполномоченных государственных органов и организаций.

Жизнь показала, что эффективность функционирования любой организации, занимающейся охраной дикой природы, определяется прежде всего квалификацией персонала, в первую очередь директора, и объемами финансирования. При этом аксиомой должно стать -финансирование бюджетное, статья «Охрана природы» и параграф «Содержание природно-заповедного фонда» в государственном бюджете. Оперативность мелких платежей может обеспечиваться за счет «собственных средств», формируемых из поступлений от оказания услуг научно-просветительского характера и платы за посещение территории. Рекреационная и познавательная составляющие в последнем случае крайне важны. Но необходимо понимать, что платные рекреационные услуги - это «троянский конь», который будет медленно отодвигать от финансовой «кормушки» дикую природу.

Специально уполномоченные органы и организации - это пирамида из управленцев и исполнителей, обеспечивающих комплекс мероприятий по охране и возрождению ландшафтного и биологического разнообразия. По многофункциональности связей дикая природа схожа с человеческим организмом, а вот система подготовки специалистов в здраво- и природоохранении сильно различается! Беда не в том, что люди, идущие в «экологию», обладают не всегда высоким уровнем интеллекта, а в том, что «серость» и «посредственность» всегда агрессивна и предприимчива, заменяя отсутствие профессиональных знаний хамством, выдаваемым за жизненный опыт [4]. Дискуссионность многих вопросов, на самом деле являющихся аксиомами охраны природы - это следствие профессиональной некомпетентности или элементарной безграмотности некоторых чиновников, позиционирующих себя как «экологи». Сегодня охране дикой природы катастрофически не хватает специалистов. Подготовить их можно только на биологических и географических факультетах университетов, сформировав государственный заказ и скорректировав учебный процесс. Выпускники должны на мировоззренческом уровне закрепить понимание необходимости сохранения ландшафтного и биологического разнообразия как основы сбалансированного развития и главной составляющей экологической безопасности государства, обладать комплексом навыков и умений для работы на руководящих должностях в системе заповедного дела.

В заключение несколько исторических фактов:

1933 год. Первый Всесоюзный съезд по охране природы СССР призывает «Сорвать фетиш неприкосновенности с заповедников. Заселить всю страну полезной фауной и вредную изжить».

После этого последовали кадровые и территориальные погромы в заповедниках.

2013 год. На Всероссийском совещании «Перспективы развития познавательного туризма на ООПТ» поддержан курс Минприроды РФ на всемерное развитие туризма в заповедниках. Появился лозунг «Природу необходимо охранять для людей, а не от людей».

После этого преобразование заповедников в национальные парки стало тенденцией.

2022 год. В состав Российской Федерации в качестве новых регионов вошли Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонские области. Все они имеют особо охраняемые природные территории, которые необходимо адаптировать в правовое поле Российской Федерации.

Определяя режим охраны, мы обязательно сталкиваемся с дилеммой «заповедник» или «национальный парк», поэтому необходимо четко понимать функциональную разницу между этими особо охраняемыми территориями.

Заповедание - это самый эффективный инструмент сохранения и реабилитации биологического разнообразия.

Туризм, рекреация и платные услуги - это формы эксплуатации (использования) природных ресурсов.

Необходимо понимать, что в Северном Причерноморье (включая Приазовье) находятся старейшие заповедные объекты России: биосферный заповедник «Аскания Нова», основан в 1898 г., Черноморский биосферный заповедник, основан в 1927 г., заповедники «Хомутовская степь» и «Каменные могилы», основанные в 1926 и 1927 г. соответственно. Два последних, вместе с территориальными отделениями «Кальмиусское» и «Меловая флора» уже вошли в состав государственного природного заповедника «Степь Донецкая», созданного 27 сентября 2022 года Указом Главы Донецкой Народной Республики.

Заповедник «Аскания Нова» создавался и получил Европейскую известность как зверинец под открытым небом. В последующие годы режим его охраны и работы соответствовали скорее национальному парку, поэтому соответствующая трансформация вполне допустима и целесообразна.

Черноморский биосферный заповедник - это хрестоматийный пример репрезентативности, как критерия заповедания. На протяжении ста лет эта особо охраняемая территория является эталоном первозданной природы Северного Причерноморья и в правовое поле РФ должна перейти без изменения природоохранительного статуса «заповедник».

Список литературы

1. Чибилёв А.А. Заповедная Россия: истоки, современность, будущее. 2-е изд. М., Екатеринбург, Оренбург: Институт степи ОФИЦ УрО РАН, Русское географическое общество: Постоянная Природоохранительная комиссия, 2021. 40 с.

2. Молодан Г.Н. Природные парки в системе заповедания Донецкой области // Наш выбор. Альманах. 2004. № 1. С. 66-71.

3. Молодан Г.Н., Фоменко О.В. Познавательный туризм на заповедных территориях как способ формирования экологосообразного мировоззрения // Изучение и сохранение биоразнообразия в ботанических садах и других интродукционных центрах: науч. конф. с междунар. участием. Донецк: Государственное учреждение «Донецкий Ботанический сад», 2019. С. 295-298.

4. Молодан Г.Н. Молодан А.Г. Заповедное дело как составляющая государственной политики // Вопросы степеведения. 2021. Вып. XV. Оренбург. С. 218-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.