Научная статья на тему 'Западноевропейские «Зеленые»: от экологических движений к партийным структурам'

Западноевропейские «Зеленые»: от экологических движений к партийным структурам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3564
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шуленина Н. В.

В статье рассматривается генезис и специфика развития партий «зеленых» в рамках трансформации экологических движений Западной Европы. Данной статьей автор открывает серию публикаций, последовательно раскрывающих проблематику экополитологии как нового направления в системе политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREENS OF WESTERN EUROPE: FROM ECOLOGY MOVEMENTS TO PARTIES

The article is devoted to the genesis and specificity of greens and analyzes it with in the wide range of transformation of ecology movements of Western Europe. The author begins series of publications analyzing subjects of ecopolitics as a new theoretical way in the system of politics.

Текст научной работы на тему «Западноевропейские «Зеленые»: от экологических движений к партийным структурам»

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ «ЗЕЛЕНЫЕ»: ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ К ПАРТИЙНЫМ СТРУКТУРАМ

Н.В. Шуленина

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10 а, 117198, Москва

В статье рассматривается генезис и специфика развития партий «зеленых» в рамках трансформации экологических движений Западной Европы. Данной статьей автор открывает серию публикаций, последовательно раскрывающих проблематику экополитологии как нового направления в системе политической науки.

Экологические движения в Западной Европе возникают, начиная с 60-х годов XX века, в первую очередь, в странах с наиболее развитым промышленным капиталом: ФРГ, Великобритании, Швеции, Бельгии, Италии, Нидерландах. Общественность данных стран осознает факт кризисного обострения противоречий развитого индустриального общества и окружающей природной среды, спровоцированного стремительным ростом производства 1950-1960-х годов. И, как следствие, различные слои населения вовлекаются в природоохранную, а затем ресурсосберегающую деятельность. Социальная база движений значительно расширяется к концу 1980-х годов. Яркие многочисленные протестные акции, которым отдается предпочтение, способствуют быстрому росту экологического сознания. Ключевыми направлениями деятельности экологического движения на данном этапе становятся: борьба за мир и разоружение; выступления по проблемам инфляции, безработицы, расовой дискриминации. Попытки выдвижения требований социально-экономического характера эпизодичны. Экологические движения принципиально дистанцируются от властных структур как «субъектов антиэкологической деятельности», и в идеологическом отношении гетерогенны. В указанный период возникают первые международные экологические организации («Гринпис», 1971). Трансформация в 80-е годы XX века природоохранного протестного движения в широкое оппозиционное политизированное экологическое движение, объединившееся с другими «новыми социальными движениями», прежде всего с движением борцов за мир и прекращение гонки вооружений, с молодежным и женским движением, вызвана переходом от алармизма к поиску конструктивных форм взаимодействия с властью различных уровней. Результатом институционализации экологического движения явилась его интеграция во внутреннюю и внешнюю политику государств.

В начале 1980-х годов в рамках движений оформляются первые партии «зеленых» (Великобритания, Нидерланды, ФРГ), получающие реальную возможность в течение короткого периода времени укрепить свое положение в политической структуре общества, заполнив вакуум, образовавшийся вследствие неспособности традиционных партий взять на себя бремя решения экологических проблем. В середине 1980-х годов экологические партии образуются в Дании, Люксембурге, Франции, Италии. Практически все «зеленые» партии начинают свою деятельность как оппозиционные. Развитое экологическое сознание населения данных стран явилось фактором, обеспечившим их первые успехи. Так называемое «позеленение» традиционных партий (формулирование и выдвижение ими экологических требований) -наиболее значимая победа экологических партий, вписавших вопрос о спасении окружающей среды в политическую повестку. Сближение экологических партий с профсоюзами и рабочими партиями активизировало участие «зеленых» в реальной политике. Важное место в их программах стали занимать социально-экономические требования, в частности, демократизации налоговой системы, введения экологического налога, реформирования банковской системы и т.д. В Германии создается коалиция ЗПГ («Зеленая» партия Германии) и СДПГ, принесшая им большую поддержку электората; в Нидерландах две экологические партии сливаются в партию «Левые зеленые». Во Франции на выборах 1997 года также достигается соглашение между Французской социалистической партией (ФСП) и «зелеными», (большинство которых принадлежит левым).

Экологические идеи становятся привлекательными для электората. Конструктивное взаимодействие «зеленых» с властью и превращение их в самостоятельную политическую силу вовсе не отталкивает массы (как опасались многие радикал-экологисты 1970-х годов), а приобщает последних к экологической и социально-политической деятельности, в том числе в рамках структур природоохраны. Партии «зеленых» довольно быстро добиваются представительства в законодательных органах власти всех уровней (от местных до Европарламента). В этом качестве они начинают перехватывать инициативу у традиционных партий левой и левоцентристской ориентации. Именно «зеленые» в условиях материально благополучной Западной Европы сумели выработать и навязать остальным партиям и даже правительствам понятие «качества жизни», ставшее с тех пор одной из основных характеристик общественного развития, официально учитываемой не только правительствами отдельных стран, но и ООН. Благодаря «зеленым» экологическая проблематика получила международное признание и мощную поддержку, что выразилось в разработке и принятии ООН, правительствами большинства государств, концепции «устойчивого развития» и подписания комплекса международных природоохранных соглашений.

Старейшей «зеленой» партией в Западной Европе считается «Зеленая партия» Великобритании. Она была образована в 1973 году как «Экологическая партия» Великобритании, и в 1986 году переименована в «Зеленую партию». Первые годы партия не играла существенной роли в политической жизни страны. Причины ее низкой политической активности заключались в том, что, с одной стороны, она не выражала интересы различных социальных движений страны, а занималась сугубо экологическими проблемами, с другой, не стремилась к созданию прочной связи с другими экологическими

организациями Великобритании. Насчитывающая в своих рядах свыше 12 тысяч активных членов, эта партия до начала 1980-х годов никогда не имела поддержки более чем 1 - 2 % избирателей.

Ситуация стала меняться к концу 1970-х годов. С 1977 года в стране началась широкая кампания против строительства АЭС, в которой активное участие стали принимать британские «зеленые». В апреле 1978 года в Лондоне была проведена первая большая демонстрация (12 тысяч участников) против строительства АЭС, а в начале мая того же года боевое крыло партии возглавило акцию по блокированию строительной площадки атомной электростанции в Торнессе. Обострение международной напряженности и усиление опасности ядерной войны, связанные с решением НАТО о «довооружении», привели к созданию в Великобритании в конце 1979 года «Кампании за ядерное разоружение» - ведущей организации английских сторонников мира. К 1983 году она насчитывала 50 тысяч членов, представляющих самые различные партии, движения, профсоюзы. Вместе с лейбористами и отдельными профсоюзами партия зеленых составила ядро этой организации. Активная политическая деятельность «зеленой» партии Великобритании в 1980-е годы значительно повысила ее авторитет среди новых социальных движений и в целом среди широких слоев британской общественности.

В 1977 году в Бельгии возникают сразу две «зеленые» партии: во Фландрии, говорящей по-фламандски, - партия «Агалев» и в Валлонии, говорящей по-французски, - партия «Эколо». Фламандская партия «Агалев» (АвЬ - «идти и жить иначе») возникла на основе групп молодых христиан, разочаровавшихся в современном католицизме, и обратившихся к ценностям прогрессивного христианства и альтернативного образа жизни. Главную роль в партии играли различные местные христианские группировки, считающие защиту мира и окружающей среды первостепенными задачами.

Валлонская партия «Эколо» имеет иные корни, более типичные для французской политической культуры. В идейном смысле эта партия неоднородна: реформистский экологизм соперничает с анархистскими и экосоциалистическими тенденциями. Следует подчеркнуть принципиальное различие содержания терминов «экологизм» и «энвайеронментализм». Экологизм - это идеология, «в основе которой лежит представление о том, что человек является частью природы, а состояние окружающей среды стоит выше удовлетворения потребностей человека; энвайеронментализм - идея защиты и сохранения природы на пользу человечества» [1, с. 525]. Партия складывалась на основе нескольких экологических групп Валлонии, самыми крупными из которых были две: «Внутри окружающей среды», отстаивающая

неполитический подход к проблемам защиты природной среды, и валлонские «Друзья Земли», тяготеющая к экосоциалистическому подходу. Хотя условия образования этих партий были различны, между ними не было острой конкуренции. Принципиальные программные положения обеих партий совпадали по содержанию. Обе партии регулярно проводили совместные встречи для рассмотрения наиболее важных вопросов, а их кандидаты были избраны в парламент страны еще в 1981 году, т.е. на два года раньше, чем их немецкие коллеги. В парламенте кандидаты от обеих партий заключили официальное соглашение о сотрудничестве, как в верхней палате, так и в сенате. У «Агалев» и «Эколо» сложился общий подход к ряду ключевых экологических проблем, а также к проблеме ядерного оружия и захоронения радиоактивных

отходов. В их совместной программе, выдвинутой в феврале 1979 года при подготовке к выборам в Европейский парламент, наряду с другими важными политическими задачами была сформулирована проблема обеспечения экологической безопасности как для Бельгии, так и для Западной Европы в целом.

На севере Западной Европы создание «зеленых» партий происходило труднее. Показательным является образование и становление наиболее крупной из скандинавских партий «зеленых» - «Партии защиты окружающей среды Швеции». Партия формировалась на основе группы, вышедшей из «Народного движения против ядерной энергетики», развернувшего свою деятельность незадолго до мартовского референдума 1980-го года по вопросу о дальнейшей судьбе атомных электростанций в Швеции. Противники атомных электростанций тогда добились своего лишь частично: остановить все АЭС в стране было намечено только к 2010 году. Разочарованные этим решением экологисты и антиядерщики утвердились во мнении, что ни одна традиционная политическая партия не сможет в полной мере отразить их устремлений. На этой волне и родилась в 1981 году новая партия - «Партия защиты окружающей среды Швеции». Популярность партии среди населения Швеции стала заметно возрастать, и к ноябрю 1982 года она насчитывала уже около шести тысяч членов. В нее вошли демократически настроенные бывшие члены других партий, представители различных альтернативных групп, в том числе и «зеленых», действовавших на местном уровне и имеющих к тому времени своих депутатов в муниципальных советах многих городов страны [б, р. 16]. «Партия защиты окружающей среды Швеции» неизменно пользуется доверием и авторитетом у среднего класса шведского общества. И хотя в начале 1980-х годов на выборах ей не хватало голосов избирателей, чтобы провести своих кандидатов в шведский парламент (риксдаг), в 1988 году она все-таки получила 5,5% голосов, что позволило ей преодолеть 4-процентный барьер и получить 20 мест в парламенте. В конце 1980-х годов партию представляли 700 депутатов во всех советах графств Швеции.

Западногерманская партия «Зеленые» с начала 1980-х годов зарекомендовала себя как партия, добившаяся наибольших успехов как внутри страны, так и в международном масштабе. Массовость выступлений и степень конфронтации с властями здесь были выше, чем в других странах Западной Европы. ФРГ стала ареной широкого распространения гражданских экологических инициатив. Сложность образования партии заключалась, прежде всего, в том, что в нее пришли люди разных политико-идеологических ориентаций: от крайне правых (представители ХДС и даже неонацистов) до крайне левых (представители левацких, маоистских группировок), убежденных, однако, в ценности экологических идей, их особом надпартийном статусе.

В то же время борьба между правыми и левыми, между консерваторами, демократами и социалистами за лидерство в партии, за определение основных целей и путей ее развития развернулась еще в самом начале ее создания на земельном уровне. Так, в Нижней Саксонии к 1978 году сложилось «зеленое» объединение, состоявшее из трех противоположных по своим политическим установкам организаций: «Партии защиты окружающей среды»,

придерживающейся консервативной позиции и пытающейся ограничить деятельность будущей партии лишь решением экологических проблем, абстрагируясь от их теснейшей взаимосвязи с социально-экономическими

вопросами; «Зеленого списка окружающей среды» центристского толка и организации с претенциозным названием «Избирательное содружество «Атомная энергия - нет, спасибо». Последняя организация уделяла пристальное внимание социальным проблемам, защите демократических свобод, борьбе с безработицей, а также решению антиядерных, антимилитаристских задач. В целом объединение «зеленых» Нижней Саксонии заняло центристскую позицию, ближе к правому крылу политического спектра ФРГ. В Гамбурге тон задавали «зеленые» левых убеждений. В 1978 году здесь была образована организация «Пестрый список», требования которой в социальной области были радикальными: необходимость борьбы против атомной энергетики и милитаризации экономики, против угрозы превращения ФРГ в полицейское государство.

В сложной борьбе между консерваторами и реформаторами проходило становление «зеленых» в Гессене. С возникшей 1978 году организацией под названием «Зеленый список в защиту окружающей среды», ориентировавшей свою деятельность на социальные аспекты экологической проблемы, конкурировала группа экологистов «Зеленая акция - будущее», во главе которой находился правый политический деятель Герберт Груль, в то время депутат бундестага от ХДС, впоследствии претендовавший на руководство партией «Зеленые» ФРГ, но так и не добившийся этого поста. «Зеленая акция - будущее» выступала против выхода ФРГ из НАТО и одностороннего разоружения. В Баварской организации «зеленых» объединились главным образом экологисты консервативного и умеренного толка; в Бремене конкурировали консервативный «Зеленый список» и леворадикальный «Альтернативный список в защиту демократии и окружающей среды», в земле Баден-Вюртемберг образовалась организация по типу нижнесаксонской.

Несмотря на спектр целей и платформ организаций, из которых складывалась партия «Зеленых» ФРГ, необходимость создания единой партии была очевидна. В 1979 году впервые проводились прямые выборы в Европейский парламент, и чтобы провести туда своих кандидатов «зеленые» должны были выступить единой силой. Понимая это, «зеленые» организации разных направлений создали временное сообщество, в которое, однако, отказались войти представители таких организаций как «Пестрый список» и «Альтернативный список в защиту демократии и окружающей среды» Гамбурга и Гессена. Тон в сообществе задавали консервативные и умеренные силы. Результаты выборов оказались неудачными - «зеленые» получили только 3,2 % голосов. В 1979 году в Бонне впервые собрались руководящие деятели организаций как консервативных, умеренных, так и левых течений. Было принято решение выступить совместно на предстоявших в 1980 году выборах в бундестаг, а также образовать комиссии по разработке программы и устава будущей партии. В комиссии вошли кандидаты от правых и левых сил, представители организаций «Пестрый список» и «Альтернативный список в защиту демократии и окружающей среды». В ноябре 1979 года в Оффенбахе состоялся первый съезд партии «Зеленые», одобривший основные принципы будущей организации, но не принявший из-за острых разногласий по большинству вопросов между делегатами программу партии. На следующем, учредительном съезде партии «Зеленые» в январе 1980 года в Карлсруэ была принята только преамбула программы, содержащая следующие основополагающие принципы: экологическая направленность партии; борьба за

социальные преобразования; опора на базисную демократию; отказ от всех форм насилия [2, р. 5].

Между тем ситуация в формируемой партии менялась, причем не в пользу консервативных сил. Популярность новой организации быстро росла, в партию вступали люди, придерживающиеся в основном прогрессивных взглядов, что усиливало в ней влияние левых сил, и за два месяца, прошедших после съезда в Оффенбахе, ее численность возросла с 2800 человек до 10 тысяч [3, р. 206]. В 1980 году в Саарбрюкене собрался очередной съезд «зеленых», на котором программа партии была принята полностью. Здесь левые, выступавшие за решение социальных проблем и последовательное проведение ФРГ политики мира, были уже достаточно сильны, и по ряду вопросов добились успеха. При обсуждении программы острые столкновения не раз ставили съезд на грань раскола, однако взаимная заинтересованность сторон в компромиссе заставляла искать договоренности. Умение находить компромиссы в сложных ситуациях сохранилось у «зеленых» и в последующем. Вместе с тем партию покидали отдельные ее члены, не сумевшие навязать ей свои взгляды и тактику. Так, вскоре после съезда, еще в 1980 году из партии вышли Г. Груль и его соратники, являвшиеся носителями правых, консервативных идей, а в 1985 году ряды партии покинул Р. Баро, пытавшийся повернуть «зеленых» на путь сектантства. В целом же на съезде в Саарбрюкене была принята реалистичная и прогрессивная программа партии «Зеленые» ФРГ, которая в последующем совершенствовалась в сторону демократизации другими программными документами, но, которая и по сей день является основной программой партии.

«Зеленые» ФРГ представляют один из наиболее показательных примеров развития новых партий, составляющих конкуренцию классическим партиям. Подобные партии зачастую долгое время существуют в качестве конгломерата, более или менее выраженного союза движений, низовых организаций, ассоциаций, поначалу не ориентированных на официальную политику. На общенациональных выборах в 1989 году «зеленые» избегали термина «партия». Они воспользовались специальным пунктом избирательного закона и выступали в качестве «Иного политического объединения - Зеленых» (см.: [§]). Однако формально «зеленые» были основаны в качестве партии еще в 1980 году -- после успехов представителей движения на выборах в парламенты земель Бремен и Баден-Вюртемберг. Их исходная программа декларировала организационные принципы, бросавшие вызов установившейся партийной системе. В качестве главенствующег о принципа была задана низовая демократия, предполагающая, что низовые уровни партии должны иметь как можно больше автономии, а индивидуальные члены партии - как можно больше возможностей для непосредственного участия в жизни партии и в принятии решений. Фактически немецкие «зеленые» выступали за принципы прямой демократии, которые они пытались осуществить в условиях сложившейся партийной системы представительной демократии. С этой целью «зелеными» были разработаны организационные механизмы, из которых наиболее значимым была ротация парламентариев. Предполагалось, что член партии может выступать в качестве парламентария весьма ограниченный срок, после которого он по необходимости сменялся другим представителем партии. «Зеленые» ориентировались на достаточно образованную, обеспеченную и готовую к политической активности часть населения.

Характерные черты «зеленых», вытекающие из акцента на прямой демократии, связаны с внутрипартийным распределением власти и организацией процесса принятия решений. Например, запрещалось совмещение партийных и парламентских постов; внешние (парламентские) представители партии никогда не имели реальной власти внутри партии. Другие механизмы коллективного лидерства должны были также препятствовать возникновению партийных элит и профессионализации политики, влиять на ограничение доходов партийных лидеров, в том числе избираемых в качестве парламентариев (законодательных органов разных уровней - как отдельных земель, так и общенациональных).

«Зеленые» предполагали создать многоуровневую систему подчинения деятельности лидеров партии коллективным партийным решениям, вырабатываемым на партийных советах и конференциях. Соблюдение подобных правил означало возможность быстрого изменения повестки дня, инициирования повторных и незапланированных обсуждений, включения в дискуссии любых членов партии и так далее. Заметим, что «зеленые», стремясь сделать своих парламентариев предельно зависимыми от коллективных решений партии, своими действиями могли противоречить общенациональным законам, предполагающим, что член парламента выступает в качестве автономного законодателя, не подотчетного никакой внешней инстанции.

В то же время опыт германских «зеленых», пытавшихся создать партию прямой демократии, выявил необходимость наличия внутри партии небольшой по численности, но хорошо организованной и финансируемой группы профессиональных политиков, способных принимать решения и осуществлять руководство партией в целом и ее парламентскими представителями в частности

К р. б].

По мере вступления «зеленых» в общеполитическое поле Западной Германии и получения мест в парламентах разных уровней, им пришлось пересмотреть свое отношение к некоторым принципам прямой демократии, осуществление которых оказалось невыполнимо (например, принцип ротации). Другие принципы были пересмотрены как «не слишком демократичные». Например, коллективное лидерство, которое чаще способствовало разделению партий на отдельные группы, поддерживающие своего лидера; неформальные принципы обсуждения ставили под вопрос возможность открытой дискуссии, провоцируя явления клиентелизма. Следует подчеркнуть, что действия «зеленых» существенным образом повлияли и на классические партии ФРГ, способствуя переоформлению всего поля межпартийной конкуренции.

Партия «Зеленых» ФРГ оказала непосредственное влияние на представителей экологического движения Испании и способствовала созданию в этой стране партии «Los verdes». Импульсом послужил визит в Испанию идеолога и наиболее яркого представителя «зеленой» партии Германии Петры Келли. В 1983 году после встречи с П. Келли представителями шестнадцати экологических организаций различных автономных сообществ Испании бьш подписан манифест (El Manifesto de Tenerife), в котором определялись дальнейшие цели экологического движения, в том числе создание политической партии, отвечающей целям экологического движения.

В Испании, как и во всей Западной Европе, «зеленая» партия создавалась как организация свободная от жестких иерархических отношений, присущих традиционным партиям, и обеспечивающая максимальное представительство своих членов в органах государственной власти. Попытка создания партии

«зеленых» в Испании с самого начала столкнулась с рядом проблем, вызванных разногласиями, существовавшими внутри экологического движения. Наиболее либерально настроенные представители отказались участвовать в проекте создания партии, опасаясь, что «зеленая» партия превратится в послушный политический институт в руках традиционных политических сил. Инициатива создания «зеленой» партии не встретила поддержки и у традиционных партий. Консерваторы видели в ней угрозу для только что сформированного социалистами правительства.

В 1983 году Сантьяго Виланова, представитель каталонских «зеленых», официально зарегистрировал в Министерстве внутренних дел Испании первую «зеленую» партию от провинции Каталония «Alternativa Verde». Каталонская «Alternativa Verde» стала пионером испанского политизированного «зеленого» движения. До этого момента в Испании не существовало подлинно «зеленых» партий. «Экологическая партия» Энебраля Касареса, принимавшая участие в выборах 1978 года, в последствии вошедшая в состав Народного Альянса, и не менее случайная партия «V.E.R.D.E.» (Vertice Español para la Reivindicación del Desarollo Ecologico) Хосе Луиса Барсело Фернандеса де ла Мора, исчезнувшая в 1991 году после смерти её основателя, были созданы с целью участия в выборах и обеспечения достижения определенных постов своим основателям.

В 1984 году в Малаге проходит первая конференция представителей политизированного крыла экологического движения. Присутствовавшие на конференции 170 делегатов от 11 провинций постановили официально зарегистрировать партию «зеленых» в Регистре политических партий министерства внутренних дел, что и произошло 26 ноября 1984 года. В 1985 году на Учредительном Конгрессе в Барселоне, где присутствовали 283 кандидата испанского «зеленого движения» и представители европейских «зеленых» партий, была принята программа партии «Los verdes». В 1986 год «Los verdes» приняли участие в парламентских выборах. «Зеленые» представили кандидатов в парламент от Мадрида, Валенсии, Аликанте, Кастильи-и-Леона и Тенерифе. Это позволило им набрать 0,5 % голосов от общего числа избирателей. Результат довольно низкий, однако на парламентских выборах в 1986 году партия Los verdes впервые заявила о себе именно как политическая партия, стремящаяся к участию во власти. В дальнейшем неуклонный рост экологического сознания населения Испании позволил «Los verdes» последовательно набирать политический вес. Официальные власти, отмечая данный факт, стремятся к сотрудничеству с «зеленой» партией. Так, в 2004 году Правительством Сапатеро при участии «Los verdes» была разработана программа экологической политики Королевства Испании. Данная программа предусматривает ряд мер по сокращению любых видов деятельности, способствующих изменению климата и разрушению озонового слоя; сокращение роста транспортных сетей и урбанизации; сокращение (вплоть до прекращения) культивации генетически измененных сельскохозяйственных культур на территории Испании; ограничение вылова рыбы и морских обитателей (что имеет для Испании стратегическое значение); экологически ориентированное развитие инфраструктуры сельских регионов страны; пропаганда политики рационального потребления.

Как и 1985 году, сегодня в программе «Los verdes» декларируются принципы мирного сосуществования человека и природы; принципы экологической экономики (противопоставляющие ресурсосбережение и

поддержку малого бизнеса необоснованному росту потребления и антиэкологической деятельности транснациональных корпораций).

Среди целей «Los verdes» - защита и расширение социальных и политических прав граждан, борьба с коррупцией, демократизация экономики, построение мира без границ, разоружение и демилитаризация. «Los verdes» выступают за мирную, многонациональную, поликультурную и демократическую Европу, за политику открытых границ. Они признают возможность критики программных положений своей партии, так как открыты для сотрудничества ради обеспечения экологической безопасности.

К концу 1980-х годов в 15 западноевропейских странах активно действовали, координируя свою деятельность, 17 партий «зеленых»: «Зеленая альтернатива» (Австрия), «Агалев» и «Эколо» (Бельгия), «Зеленая партия» (Великобритания), «Зеленые» (Дания), «Зеленый альянс» (Ирландия), «Зеленые» (Испания), «Федерация зеленых списков» (Италия), «Зеленая альтернатива» (Люксембург), «Зеленые» (Нидерланды), «ПДД/СДЦ» (Португалия), «Зеленые» (Португалия), «Зеленые» (Франция), «Зеленые» (Германия), «Зеленый союз» (Финляндия), «Швейцарская экологическая партия» (Швейцария), «Партия защиты окружающей среды» (Швеция).

Наиболее активную политическую деятельность по обеспечению экологической безопасности стран Западной Европы вели «зеленые» ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландов. Менее активными были «зеленые» Франции. Долгое время их объединения стремились к сохранению независимости. Общенациональная партия «Зеленые» была образована только в 1984 году, причем представительство в ней левых сил было минимальным [9, pp. 26-39]. В то же время родившаяся из движения протеста против ядерной политики правящих кругов партия «Зеленые» Франции вместе с другой мощной экологической организаций - федерацией «Друзья Земли» - в начале 1980-х годов принимала активное участие в целом ряде крупных демонстраций, акциях, направленных против размещения американских ракет в Западной Европе.

Свои формирующиеся организации «зеленые» характеризовали как партии нового типа, акцентируя тем самым внимание на специфике внутрипартийной жизни. Децентрализованная структура, базисная или низовая демократия и коллективное руководство являлись основными организационными принципами большинства западноевропейских «зеленых» партий.

Согласно первому принципу, местным партийным организациям предоставляется максимальная самостоятельность, а в некоторых партиях - и полная автономия в принятии решений. Такой самостоятельностью обладали, например, земельные организации в ФРГ или «зеленые списки» в Италии. Следующий принцип гарантирует возможность присутствия рядовых членов партии на собраниях любого уровня, включая парламентскую фракцию или даже съезд партии, а также предполагает строгий учет мнения партийных меньшинств при принятии ответственных решений. Третий принцип исключает возможность профессионального, а также единоличного руководства в партиях.. В ФРГ, например, власть делили три сопредседателя партии, в Швеции -руководство партии осуществлялось политической комиссией, состоящей из одиннадцати членов во главе с администратором, который назначался сроком на три месяца. Указанный принцип ограничивал продолжительность пребывания у власти определенным сроком. Это касалось и депутатов парламента, для которых предполагалась ротация; не допускалось также совмещение

руководящих должностей, например, сопредседателя или члена исполнительного органа с депутатскими обязанностями.

Вышеперечисленные принципы, совершенствующие организационное строение партии, были направлены против формирования партийной элиты, бюрократизации партийной жизни. В то же время активное участие экологических партий в политической жизни выявило, как это было уже показано на примере «зеленой» партии Германии, необходимость создания внутрипартийной иерархичной структуры, профессиональной управленческой элиты и четкой системы финансирования деятельности партии.

Социальную базу «зеленых» партий составляли люди различных политических ориентаций, в большинстве своем придерживающиеся левых воззрений. Данное обстоятельство несомненно повлияло на степень демократизации внутрипартийной жизни. Помимо преобладающих представителей средних слоев, в «зеленых» партиях достаточно широко были представлены маргинальные слои общества (иммигранты, национальные меньшинства, безработные и т. п.). По своему образовательному и профессиональному уровню представители «зеленых» - это люди с высшим образованием: государственные служащие, преподаватели вузов, врачи, учителя, работники сферы услуг, творческая интеллигенция, студенты.

В «зеленых» партиях активное участие принимали женщины. В партии «Зеленые» ФРГ, например в 1985 году они составляли одну треть. Автономные женские ячейки действовали в партиях почти на всех направлениях политики. Руководящие партийные органы и предвыборные списки составлялись «зелеными» на основе принципа равного представительства полов. Так, по результатам парламентских выборов 1987 года в ФРГ более половины всех мест, полученных «зелеными» в бундестаге, занимали женщины. Немало женщин являлись и являются руководящими деятелями своих партий и в целом европейского зеленого движения. Среди них: Сара Паркин («Зеленая партия» Великобритании), Петра Келли (Партия «Зеленые» ФРГ), Хейди Хаутала («Зеленый Союз» Финляндии) и другие.

Причины и условия формирования «зеленых» партий в Западной Европе примерно одинаковы. Фактически с момента своего образования «зеленые» партии координировали свою деятельность. Традиционным «наставником» более молодых экологических партий являлись «Зеленые» ФРГ. Данное обстоятельство несомненно сказалось на идеологической составляющей деятельности «зеленых». Следует отметить, что у «зеленых», в силу пестроты социального состава, не было, да и не могло быть какой-либо систематизированной идеологической концепции. Сами «зеленые» подтверждают это и даже гордятся своей деидеологичностью, плюрализмом мнений, считая, что любая идеология деформирует сознание человека, закрепощая в нем творческую личность. Видный деятель немецкого и международного «зеленого» движения, теоретик партии «Зеленые» ФРГ Петра Келли писала в своей книге «Бороться за надежду. Без насилия - в зеленое будущее», что «зеленые» не предлагают никакой готовой идеологии, ибо считают, что из-за идеологий возникают многие явления, угрожающие существованию людей [5, s. 207].

Исследователи часто классифицируют «зеленых» как левые партии. Подобная оценка связана, прежде всего, с тем, что в эти партии пришли демократически настроенные левые силы, требующие серьезных социальных

изменений. «Зеленые» партии и их избиратели существенно отличаются от электората консервативных и центристских партий в подходах к проблеме реализации государственной экологической политики и обеспечению экологической безопасности. Но, к леворадикалам «зеленые», даже самые левые из них, никогда себя не причисляли. Так, в программе шведских «зеленых» отмечается: «Партия защиты окружающей среды должна действовать, не связывая себя с образованием политических блоков, независимо от традиционной политической шкалы, разделяющей партии на «правые» и «левые» [6, 8.2].

Тем не менее, несмотря на эклектичность политических воззрений «зеленых», можно выделить определенные идеологические принципы, направляющие их политическую деятельность. В основу идеологии «зеленых» положены идеи раннего христианства, анархизма, психоанализа, философии жизни, отдельные положения марксизма, давшие в сочетании с новым экологическим мышлением конца 1970-х годов жизнь теориям социальной экологии М. Марен-Гризебаха, ценностному консерватизму Г. Груля, экологическому гуманизму В. Д. Хазенклевера, экологическому социализму Р. Трамперта и Т. Эберман. Идеи перечисленных авторов повлияли на формирование принципов идеологии «зеленых», суть которой можно изложить в следующих тезисах.

Любая форма жизни имеет самостоятельную ценность, причем не зависимо от того, полезна ли она для человека. Быть «зеленым» - значит заботиться о самом процессе жизни на Земле. Человек - часть природы. Он совершает ошибку, противопоставляя себя природе, безрассудно направляя, таким образом, свою энергию в ущерб самому себе. Именно человек как мыслящее существо несет ответственность за природу. Поэтому единственный путь выживания человечества - преодолеть отчуждение от природы, сформировав экологическое сознание. Необходимо стремиться не к более высокому уровню жизни, а к её новому качеству, не к материальным гешефтам, а к саморазвитию. Основами подлинно качественной жизни являются любовь, свобода, самовыражение, альтруизм, неприятие насилия, мир. Забота о сохранении жизни вызывает необходимость адекватной, научной оценки сложившейся в мире ситуации, выявление симптомов недуга, угрожающего жизни на Земле, поиск таких средств его излечения, которые способствовали бы становлению нового, подлинно экологического общества. Люди должны преодолеть парализующее их волю чувство бессилия, неспособности влиять на развитие событий.

Таким образом, появление в начале 1980-х годов в странах Западной Европы новой политической силы - «зеленых» партий было вызвано несогласием части прогрессивной общественности этих стран с неумением, а часто и нежеланием официальных государственных структур решать назревшие экологические проблемы. Западноевропейские «зеленые» подали пример новой политической культуры, терпимости в процессе конструирования отношений между различными партийными течениями, и, несмотря на идеологические разногласия, продемонстрировали умение приходить к разумному консенсусу во взглядах на решение стратегических вопросов оздоровления и развития общества.

Литература

1. Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. - М., 2005.

2. Die Grünen: Das Bundesprogramm // Bonn, 1980.

3. Die Grünen: Personen - Projekte - Programme // Stuttgart, 1980.

4. How Political Parties Work: Perspectives from Within // Praeger Publishers. Westport, 1994.

5. Kelly P. Um Hoffung kämpfen: Gewaltfrei in eine grüne Zukunft / Vorm.: Boll H-2 Auff. Borcncheim. Merten: Lamuv, 1983.

6. Miljopartiet: Program antaget vid vote avslutning 6. 12. 1981 i Uppsala och kompletterad vid miljopartiets forsta congres; Sundsvall pasken 1982 // Stockholm, 1982.

7. Murphy D. Von Aldersmaston nach Greenham Common. - L., 1989.

8. Poguntke T. Realities: The German Greens Party//Kay Lawson(ed.) / How Political Parties Work: Perspectives from Within // Praeger Publishers, 1994.

9. Ruaig Vf. Peace and ecology movemcius in Western Europe. — L., 1988. — Vol. 11.

GREENS OF WESTERN EUROPE: FROM ECOLOGY MOVEMENTS TO PARTIES

N.V. Shulenina

The Department of Political Science

Peoples' Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russia

The article is devoted to the genesis and specificity of greens and analyzes it with in the wide range of transformation of ecology movements of Western Europe. The author begins series of publications analyzing subjects of ecopolitics as a new theoretical way in the system of politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.