Научная статья на тему 'Выборы в Европейский парламент'

Выборы в Европейский парламент Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Войке Вихард

Перевод с немецкого Т. Н. Мацонашвили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выборы в Европейский парламент»

Выборы в Европейский парламент*

Предварительное замечание

С 10 по 13 июня 2004 г. граждане Европейского союза, состоящего теперь уже из 25 государств, в шестой раз избирали своих депутатов в Европейский парламент. Европар-ламент, резиденция которого находится в Страсбурге, благодаря включению в ЕС к 1 мая 2004 г. восьми центрально- и восточноевропейских государств, а также Мальты и Кипра, состоит теперь из 732 депутатов. Определяющими признаками для распределения мест между государствами-членами являются: во-первых, численность населения страны, во-вторых, политическое равновесие в представительстве отдельных государств-членов. Поэтому малые страны посылают в Страсбург большее число депутатов (относительно численности населения) по сравнению с крупными. В распределении мест между отдельными государствами существует значительная разница: от 99 мест для Германии, 78 для Франции, 54 для Польши, 19 для Австрии до 5 мест для Мальты.

Перевод дается с некоторыми сокращениями. - Прим. ред.

2. Выборы в демократическом государстве

Посредством выборов в государстве на различных уровнях - например, в пределах федерации, земли, общины - формируются представительные органы и определяются лица, занимающие выборные должности, - депутаты, бургомистры. Чаще всего с помощью выборов принимаются не только решения об избираемых персонах, но также и деловые решения об основных позициях и программах партий или объединений избирателей. Путем выборов граждане принимают важное участие в политических событиях в своей стране, оказывая тем самым влияние и на общество, в котором они живут. Избиратели могут выбирать и людей, и программы, разработанные и выдвинутые партиями или объединениями избирателей. В политической системе Германии партии выполняют важную функцию. Партии и объединения избирателей сводят воедино множество политических представлений миллионов избирателей и защищают их. В демократических государствах партии стали неотъемлемыми институциями. Они занимаются пополнением политических кадров, выдвигают кандидатов на выборные должности, выражают общественные интересы и предлагают избирателям альтернативы.

Функции выборов

В общем и целом выборы вносят вклад в устройство общества, поли-тическо-институциональной (правительственной) и партийной систем. В зависимости от общественных, политико-институциональных и партийно-политических условий выборы могут выполнять следующие функции:

- легитимация политической системы и правления одной партии или коалиции партий;

- выражение доверия лидерам и партиям;

- пополнение политической элиты;

- выражение мнений и интересов избирателей;

- согласование деятельности политических институций с предпочтениями избирателей;

- мобилизация избирателей в поддержку общественных ценностей, политических целей и программ, партийно-политических интересов;

- повышение общественного сознания населения путем разъяснения политических проблем и альтернатив их мирного урегулирования;

- интеграция существующих в обществе различных позиций и формирование политически дееспособной общественной воли;

- конкурентная борьба за политическую власть на основе альтернативных деловых программ ;

- осуществление решений через правящее руководство путем создания парламентского большинства;

- создание оппозиции, способной к функции контроля;

- готовность к смене власти.

Для выборов в Европейский парламент особое значение имеют функции выражения доверия по отношению к лидерам и партиям, интеграции и представительства (интеграция избирателей и избранных ими представителей), контроль Комиссии и повышение политического сознания населения.

Основные типы избирательных систем

Избирательные системы разделяются на два основных типа - мажоритарную и пропорциональную. При выборах в Европейский парламент применяется прежде всего пропорциональная система. Граждане Великобритании избирают своих депутатов по мажоритарному принципу. При пропорциональных выборах каждая партия получает количество мандатов, соответствующее в процентном отношении числу полученных ею голосов избирателей. Идеальным было бы положение, при котором партия, получившая 39% голосов, получала бы и 39% мест в Европарламенте. При мажоритарной системе мандат получает каждый кандидат, который в своем избирательном округе набрал наибольшее число голосов. Голоса, отданные за побежденных, во внимание не принимаются.

Оба основных типа избирательной системы - мажоритарная и пропорциональная - отличаются друг от друга тем, по каким правилам происходит превращение голосов избирателей в мандаты. В особенности большое значение имеет качество этих правил. Поэтому избирательные системы все время подвергаются изменениям, причем эти изменения зачастую сопровождаются переменами в политике, нацеленными на то, чтобы сохранить

власть или усилить ее. Таким образом, избирательные системы обладают большой политической важностью, так как они прежде всего оказывают влияние на ряд факторов:

- состав избираемого органа;

- структуру партийной системы;

- формирование мнений и воли граждан;

- позицию объединений лиц с общими интересами;

- политическую культуру.

3. Выборы в Европейском союзе

С 7 по 10 июня 1979 г. депутаты Европейского парламента впервые избирались путем прямых выборов; в ЕС тогда было девять государств-членов. До этого времени депутаты из национальных парламентов исполняли свою функцию на основе двойного мандата. Различные действующие лица неоднократно предлагали разные подходы к введению прямых выборов. Так, еще в 1960 г. Европейский парламент разработал проект прямых выборов, однако государства-члены блокировали это предложение, опасаясь значительной утраты своих компетенций.

Для прямых выборов не существует единой избирательной системы. Подписанный 26 апреля 1976 г. правовой акт о «Введении всеобщих, прямых выборов депутатов собрания» устанавливал только некоторые немногие общие правила, например: дату выборов, продолжительность действия мандата и несовместимость мандата депутата Европарламента с другими задачами. Государства-члены тем самым получали право самостоятельного формирования избирательной системы при соблюдении этих принципов. Период легислатуры составлял пять лет. Мандат депутата Европарла-мента был несовместим с должностями в национальных правительствах или с членством в Комиссии ЕС. Напротив, двойное членство в Европар-ламенте и в национальном парламенте допускалось, однако им пользовалось совсем небольшое число депутатов. Выборы происходили с четверга по воскресенье, с учетом различных избирательных традиций в государствах-членах. Европейский парламент многократно, последний раз в 1998 г., вносил предложение в Европейский совет (Совет министров) о

введении единой избирательной системы прямых выборов. Однако решение об этом принято не было, так что и шестые прямые выборы состоялись по различным национальным правилам.

4. Система выборов в Европейский парламент в Германии

Шестые прямые выборы в Европарламент регулировались Законом о выборах в Европейский парламент от 16 июня 1978 г., обновленным 8 марта 1994 г. 99 германских депутатов были избраны на основе всеобщего, прямого, свободного и тайного голосования. Выборы в ЕП происходят в соответствии с принципом пропорциональной системы по спискам кандидатов. В противоположность выборам в Бундестаг избиратель имеет только один голос, который он может отдать за какую-либо партию или объединение избирателей. Земельные списки могут быть объединенными, фактически федеральными списками. Для внесения кандидатур в федеральные списки объединений избирателей требуется 4 тыс. подписей, для земельных списков - 2 тыс. Депутаты определяются по системе Hare/Niemeyer, соответственно голосам, отданным за партии. Учитываются только партии, получившие не менее 5% голосов. Места распределяются по спискам в порядке очередности. Свободные места отдаются дополнительным кандидатам. Если такового нет, это учитывается при определении очередности. Возможность выдвижения запасных кандидатов должна способствовать тому, чтобы гарантировать региональное равновесие германского представительства в Европарламенте также в случае выбывания парламентариев.

Правом участия в выборах, согласно ст. 116, §1 Основного закона ФРГ обладают все немцы, которые на день выборов имеют право быть избранными в германский Бундестаг. Кроме того, такое право имеют все немцы, которые свыше трех месяцев жили в других странах ЕС и достигли возраста 18 лет. Наряду с германскими гражданами правом участия в выборах обладают граждане всех стран ЕС, которые в день выборов проживали в Германии или имели там квартиру и удовлетворяли другим условиям (например, достижение возраста 18 лет).

5. Европейский парламент

Наряду с Комиссией, Советом (министров), Европейским судом и Европейской счетной палатой Европейский парламент является пятым органом Европейского союза. В то время как другие органы ЕС легитимируются опосредованно, т.е. без прямых выборов населением стран-членов, Европарламент является единственным органом Европейского союза, легитимация которого осуществляется путем прямых выборов.

Функции и задачи Европейского парламента

Функции Европейского парламента несопоставимы с функциями национальных парламентов, поскольку не существует европейского правительства, которое парламент мог бы назначать и контролировать. Полномочия Европарламента охватывают законодательство, бюджет, контроль, определение внешней политики. Наряду с этим Евопарламент оказывает влияние на формулирование политики Европейского союза, на его дальнейшее развитие и считает себя рупором требований своих избирателей.

Функция установления прав (законодательство)

Первоначально Европарламент не обладал, согласно Римским договорам (т.е. подписанным в 1957 г в Риме договорам о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии), функцией установления прав. Его мнение по определенным законопроектам только «заслушивалось». Европейская комиссия и Европейский совет должны были учитывать его точку зрения.

Хотя Европарламент имел право высказывать свое мнение относительно мероприятий, предлагавшихся Комиссией и Советом, и, смотря по обстоятельствам, выдвигать контрпредложения, Совет и Комиссия, согласно договорам, не были обязаны учитывать высказываемые Европарламентом соображения. Однако в политической практике они все более и более принимали точку зрения Европарламента. По мере развития процесса европейской интеграции Европарламент приобретал все больше компетенций. Единым европейским актом 1987 г. была установлена система сотрудничества Совета и Европарламента. В Маастрихтском договоре 1992 г. ком-

петенции Европарламента были расширены путем введения статьи о совместном принятии решений. По таким темам, как внутренний рынок, свободное передвижение работающих по найму, право на свободу местожительства, трансъевропейские сети, исследования, здравоохранение, образование и культура, Совет и Европарламент работают совместно. Затем последовали законы о многоступенчатом сотрудничестве между Европейским советом и Европарламентом. Если между представлениями обоих органов после второго чтения в Европарламенте нет согласия, Совет может созвать согласительную комиссию на паритетных началах. Если и здесь согласие не будет достигнуто, правовой акт не может быть издан против воли Европарламента. В Амстердамском договоре 1997 г. (вступил в силу в 1999 г.) применение метода совместного принятия решений было расширено - он используется для решения еще около 20 вопросов (например, в области социальной политики, занятости, здравоохранения, транспортной политики, профессионального образования, окружающей среды, сотрудничества в области развития).

Бюджетные права

Европарламент совместно с Советом принимает решения о бюджете, причем распределение полномочий осуществляется следующим образом: Совету принадлежит «последнее слово» при обсуждении так называемых обязательных расходов (твердо установленных только для аграрной области - около 48% всех расходов). Европарламенту принадлежит «последнее слово» в отношении всех остальных расходов Евросоюза. К функции контроля Европарламента за бюджетом относится также утверждение отчетов Комиссии, с 1 975 г. это компетенция только Европарламента. Таким образом, при наличии важных оснований Европарламент может отклонить бюджет (так произошло в 1979 и 1984 гг.) и потребовать разработки нового проекта. Бюджет «утверждается» председателем Европарламента, т. е. он решает вопрос о вступлении бюджета в силу. В конце 1998 г. Европарламент отказался принять отчет Комиссии за бюджет 1996 г. и тем самым вынес порицание Комиссии за ее неудовлетворительную бюджетную политику. Причиной досрочной отставки «Комиссии Сантера» послужила также и ее бюджетная политика.

Права контроля

Права контроля Европарламента относятся прежде всего к деятельности Комиссии и Совета. По отношению к Комиссии Европарламент имеет непосредственное право контроля. Так, со времени заключения Маастрихтского договора Европарламент должен одобрять назначение Комиссии. ЕП может также с помощью вотума недоверия при наличии по меньшей мере двух третей голосов избирателей и большинства голосов своих членов заставить Комиссию уйти в отставку. По отношению к Совету Европарламент не имеет непосредственного права контроля, но только право на информацию и заслушивание. Он выполняет свои контрольные функции с помощью письменных и устных запросов, адресованных Комиссии и Совету. Дальнейшая возможность контроля состоит в обращении с жалобой в Европейский суд, если ЕП через другие органы не может добиться уважения своих прав.

Право на определение внешней политики

Только с согласия Европарламента могут вступать в силу международно-правовые договоры Европейского союза и, соответственно, Европейских сообществ, которые, в отличие от ЕС, являются субъектами международного права, такие как договоры о вступлении в ЕС или договоры об ассоциации с ним. Со времени подписания Маастрихтского договора Европарламент участвует в проведении Общей внешней политики и политики безопасности - ОВПБ. Ее целями являются сохранение общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и его государств-членов, поддержание мира и укрепление международной безопасности, содействие международному сотрудничеству, развитию и укреплению демократии и правовой государственности, а также уважение прав человека и основных свобод. Мнение Европарламента по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности должно заслушиваться, его позиции должны надлежащим образом учитываться. О мероприятиях, намечаемых Советом и Комиссией, сообщается Европар-ламенту, который их обсуждает, принимает решения и дает рекомендации. Хотя последние и не являются обязывающими, однако Совет и Комиссия все больше учитывают их.

Формулирование политики

Европарламент все более стремится к осуществлению своих собственных представлений в различных сферах политики. Если в первые легис-латурные периоды для деятельности ЕП были характерны некоординированные подходы, то теперь он все больше сосредоточивается на проблемах внутреннего рынка и внешней политики. Так, например, в связи с высоким уровнем длительной безработицы (18 млн. граждан в странах ЕС не имеют работы) Европарламент в последнее время особое внимание обращает на политику занятости. Особенно интенсивно обсуждаются предложения Комиссии о дальнейшем развитии ЕС (Повестка дня - 2000), а также связанное с ним расширение на восток.

Функция формирования системы

Функция формирования системы нацелена на дальнейшее развитие ЕС. Как представительному органу, избранному гражданами, Европарламен-ту полагается играть здесь важную или даже главную, решающую роль. В то же время ЕП считает себя генератором изменений. Так, от него исходили многочисленные предложения относительно будущей формы Сообщества - более демократически организованного и более дееспособного. В 1994 г. Европарламент утвердил Проект соглашения о создании Европейского союза, который фактически представлял собой основной каркас Европейской конституции. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора ЕП действительно смог значительно усилить свою роль. Подписанный 2 октября 1997 г. Амстердамский договор свидетельствует о дальнейшем институциональном усилении и тем самым о повышении значимости Европарламента.

Рупор избирателей

Европарламент выражает интересы избирателей, сводит воедино различные позиции и мобилизует граждан на борьбу за решение важных задач. Но Европарламенту явно все еще не хватает взаимодействия с гражданами, что связано с его образом, существующим у общественности. Он все еще слишком мало известен, средства массовой информации не уделяют ему достаточного внимания. Его роль в процессе интеграции все еще

недостаточно широко известна, ее следует освещать в связи с его функцией совместного с другими органами формирования европейского процесса интеграции.

6. Слияние европейских партий

К выборам в Европейский парламент наднациональные европейские партии еще не были готовы; впрочем, партии находятся на пути к более широкой кооперации. В Европе существует традиция международного сотрудничества политических партий одной идеологической природы. Так, сотрудничество партий рабочего движения на основе классового и идеологического интернационализма продолжалось до прошлого столетия. Социалистический интернационал (I) был основан в 1864 г., а в 1889 г. был заново создан II Интернационал. Либеральный интернационал был основан в 1947 г., а интернационал христианских демократов - Христи-анско-демократический мировой союз - в 1961 г. До основания региональных, западноевропейских партийных федераций дело дошло только в связи с первыми прямыми выборами. Однако партийные федерации до сих пор так и не стали боеспособными транснациональными действующими лицами процесса европейской интеграции, поскольку этому препятствовали как внешние, так и внутренние факторы. Развитие Сообщества в первое десятилетие после основания партийной федерации не происходило в направлении к «углублению интеграции». Более того, мировой экономический кризис и требования структурных изменений в промышленности способствовали национальному образу действий и стратегиям преодоления кризиса. Партии одной и той же «семьи», например, французские социалисты при Ф. Миттеране и германские социал-демократы, применяли различные способы решения проблем, причем область для проведения общей европейской политики оставалась весьма узкой. Внутриполитические приоритеты и расчеты, например необходимость считаться с мнением партнера по коалиции, всегда выявляли пределы для транснационального сотрудничества партий. Так что до заключения Маастрихтского договора важнейшая цель партийных федераций состояла в формулировании общих избирательных программ и, соответственно, менее

выразительных по содержанию избирательных платформ к прямым выборам в Европейский парламент.

Благодаря заключению Маастрихтского договора позиции партий на европейском уровне усилились. Статья 138-а гласит: «Политические партии на европейском уровне являются важным фактором интеграции в ЕС. Они способствуют формированию европейского сознания и выражению политической воли граждан Союза».

Это укрепление позиций партий, соответствующее статье о партиях Основного закона ФРГ, создает правовую основу для учреждения европейских партий и легитимирует их в качестве конституционных действующих лиц европейского процесса интеграции. Тем самым национальные партии входят наряду с национальной системой понятий также и в европейскую, чтобы быть способными оказывать влияние на принятие политических решений на европейском уровне.

Социал-демократическая партия Европы (СПЕ)

Социал-демократическая партия Европы (СПЕ) была основана в ноябре 1992 г. в Гааге как наследница Союза социал-демократических партий в ЕС. Создание СПЕ отвечало как новым вызовам времени, так и требованиям Маастрихтского договора. В СПЕ входит 21 социал-демократическая и демократическо-социалистическая партия из 15 государств-членов ЕС, а также Норвегии и Кипра. Сюда же относятся 2 ассоциированные партии (из Исландии и Швейцарии) и 17 партий со статусом наблюдателей, в основном из тех центрально- и восточноевропейских государств, которые стремятся стать членами ЕС. Все эти партии выступают за процесс европейской интеграции; однако столь широкое представительство в СПЕ европейских социал-демократических и социалистических партий привело к довольно значительной гетерогенности в программных требованиях. Прежде всего, существовали различия в экономической политике: с одной стороны, требования огосударствления и планирования в экономике, а с другой - признание рыночной экономики. Противоречия имели место и в политике безопасности. В то время как французские социалисты поддержали «двойное решение» НАТО, СДПГ отклонила его. В «двойном решении» НАТО, принятом в 1979 г., речь шла о размещении в Европе ядер-

ных ракет средней дальности в случае, если СССР до 1 983 г. не выведет свои уже установленные ракеты средней дальности, создающие особую угрозу для Западной Европы. Поскольку СПЕ все еще не имела общего, всеохватывающего программного базиса в виде программы принципов, ее цели находили выражение в регулярно утверждавшихся с 1984 г. избирательных платформах.

В ст. 3 Устава СПЕ ее цели были сформулированы следующим образом:

- усиление социалистического и социал-демократического движения в Европейском союзе, а также во всех других странах Европы;

- развитие тесного сотрудничества между национальными партиями, национальными фракциями, парламентской фракцией СПЕ и самой партией;

- определение общей политики в рамках Европейского союза;

- создание структур для постоянного тесного сотрудничества между социалистическими и социал-демократическими партиями Европы;

- участие членов национальных партий в деятельности СПЕ;

- обеспечение тесного сотрудничества с социал-демократической фракцией Парламентской ассамблеи Совета Европы и с фракцией СПЕ в Комитете регионов;

- обеспечение тесного сотрудничества с Социалистическим интернационалом;

- содействие обменам и контактам с европейскими профсоюзами, профессиональными объединениями, союзами и кооперативами;

- принятие совместного манифеста в преддверии выборов в Европейский парламент.

Европейская народная партия

Христианско-демократические партии, которые поставили своей целью преодоление конфессионального раскола, возникли только после Второй мировой войны. Они начали свое наднациональное сотрудничество в 1947 г. созданием «Nouvelles equipes internationales». В связи с намеченными на 1978 г. первыми прямыми выборами в Европарламент в 1976 г. была основана Европейская народная партия - союз христианско-демок-ратических партий Европейского сообщества (ЕНП). Название партии дол-

жно было символизировать, что ЕНП открыта также для тех политических партий, которые в своих программах не выдвигали непосредственно на передний план христианско-демократическое идейное богатство. При этом имелись в виду прежде всего консервативные партии, вместе с которыми христианско-демократические партии к тому времени уже образовали фракцию в Европарламенте.

После вступления в ЕС Швеции, Австрии и Финляндии в 1995 г. в ЕНП состояли 22 партии в качестве постоянных членов, 8 ассоциированных и 10 партий в качестве наблюдателей. Они представлены во всех государствах - членах ЕС, за исключением Великобритании. Приему партии британских консерваторов препятствует критерий членства в ЕНП - позитивная ориентация по отношению к европейской интеграции, хотя фракция ЕНП в 1992 г. разрешила индивидуальное вхождение членам объединения Европейские демократы (объединение преимущественно депутатов из числа британских консерваторов). Цели деятельности ЕНП сформулированы в ст. 2 ее Устава.

Европейская народная партия:

- обеспечивает тесное, постоянное сотрудничество между ее членами для проведения совместной политики;

- поддерживает и организует единство действий ее членов;

- выступает за осуществление свободной и плюралистической демократии на основе совместной программы;

- продолжает процесс единения и федеративной интеграции в Европе, а также выступает за создание Федеративных Штатов Европы.

Последовательная поддержка европейского процесса интеграции на федеративной основе создает объединяющую рамочную конструкцию для партий, вступивших в ЕНП. В программе принципов, принятой в 1992 г., как и в своих программах действий и предвыборных манифестах, ЕНП предлагает своего рода конституцию для федеративного и демократического Европейского союза. Для ЕНП Европа означает политическое, духовное и культурное ценностное сообщество, в котором каждый человек с сознанием собственной ответственности перед ближними, согласно принципу субсидиарности, может свободно развивать свою личность. Этот принцип означает, что в тех областях, которые не подлежат особой компе-

тенции ЕС, сообщество будет активно действовать только в том случае, если цели намеченных мероприятий - из-за их объема или их последствий -не могут быть достигнуты в полной мере на уровне государств-членов. Основные ценности - свобода, солидарность и справедливость - считаются общим идейным богатством и мерилом всякой христианско-демократи-ческой политики. ЕНП выступает за «решительное развитие Европейского сообщества в подлинный политический союз с федеральным характером» (Программа принципов ЕНП)

Партия европейских либеральных демократов и реформистов

Начало надгосударственному организационному сотрудничеству либеральных партий было положено в 1947 г., когда был основан Либеральный мировой союз - ныне он называется Либеральный интернационал. В преддверии намеченных на 1 978 г. прямых выборов в Европарламент руководители представленных в Европарламенте либеральных партий предпринимали усилия для интенсификации сотрудничества. В 1976 г. сначала была создана Федерация либеральных и демократических партий Европейского сообщества, которая годом позже приняла название Европейские либеральные демократы (ЕЛД). В связи с внутренними требованиями к ЕС, не в последнюю очередь обусловленными заключением Маастрихтского договора, а также запланированным поэтапным расширением ЕС, в декабре 2003 г. была формально основана Партия европейских либеральных демократов и реформистов - ЕЛДР (ELDR). В 1998 г. в нее вошли 18 партий из 11 государств Евросоюза. 15 партий из 12 европейских государств, которые не были членами ЕС, получили статус наблюдателей и не обладали правом голоса.

В программном отношении либеральные партии выступают за интенсификацию процесса интеграции, а также за демократизацию принятия решений в ЕС. ЕЛДР высказывается за усиление функций Европарламен-та. В отдельных областях политики ЕЛДР поддерживает укрепление рыночных механизмов и выступает против дирижистского вмешательства. В том что касается охраны окружающей среды, ЕЛДР добивается привлечения особого внимания к этой важной области жизни путем целенаправленной политики налогообложения. Во внутренней и правовой политике партия

акцентирует свое внимание на расширении гражданских прав, а в области сельского хозяйства выступает за проведение политики, соответствующей требованиям охраны окружающей среды и ландшафта. Программа-тика ЕЛДР не всегда соответствует реальной политической практике либеральных партий. Тем не менее либеральные партии являются «классическими» партнерами по коалициям; это означает, что по результатам выборов они в каждой стране ЕС в случае необходимости могут выступать в роли младшего партнера по коалиции, принимать участие в правительственной политике, однако не могут реализовывать единолично свои собственные политические представления.

В ст. 3 Устава ЕЛДР формулируются ее политические цели.

ЕЛДР будет:

- укреплять либеральное, демократическое движение и движение за реформы в ЕС и всей Европе;

- стремиться к нахождению общей позиции по всем важным проблемам, касающимся ЕС;

- информировать общественность и привлекать ее к строительству европейской демократии;

- поддерживать и координировать действия государств - членов ЕС на выборах в Европейский парламент;

- содействовать укоренению либерально-демократической и реформистской фракции во всех международных парламентских ассамблеях;

- осуществлять тесное деловое сотрудничество между национальными партиями, их фракциями, фракцией ЕЛДР в Европейском парламенте и либерально-демократическими и реформистскими фракциями в других парламентских собраниях.

Партии - члены ЕЛДР на выборах в Европейский парламент будут бороться на основе общей платформы.

Европейская федерация зеленых партий - ЕФЗП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первые попытки наднационального сотрудничества между некоторыми активистами движения за охрану окружающей среды немецкого, французского и швейцарского происхождения предпринимались еще в середине 70-х годов. Однако прошло еще несколько лет, прежде чем был создан

официальный союз Зеленых партий и списков. Объединение Координация зеленых и радикальных партий в Европе, созданное в 1980 г., уже двумя годами позже было распущено из-за непреодолимых противоречий между «радикальными» партиями и более реалистично ориентированными партиями Зеленых. В 1 983 г. партии Зеленых предприняли новую попытку транснациональной кооперации, которая началась созданием Европейской координации зеленых и в 1993 г. завершилась формированием Европейской федерации зеленых партий (ЕФЗП). В 1998 г. в ЕФЗП входили 30 партий, 17 из которых были представлены в национальных парламентах. По своей программе ЕФЗП отличается от других партийных объединений, так как Зеленые считают нынешний ЕС слишком недемократичным и выступают за Европу регионов. Весьма гетерогенные партии, входящие в ЕФЗП, согласны в том, что кооперация между национальными государствами на европейском уровне необходима, однако по вопросу о передаче суверенитета согласие не может быть достигнуто.

Другие партии

В Европейском парламенте пятого легислатурного периода (19992004) было представлено более 80 партий из 15 стран, из которых вне Европарламента в транснациональных партийных объединениях состояли христианские партии, социал-демократы и социалисты, либералы и Зеленые. Другие партии договорились только о сотрудничестве в Европаламен-те в форме фракций. Так, наряду с вышеуказанными четырьмя партийными семьями в Европарламенте представлены следующие фракции: конфедеративная фракция Объединенных европейских левых, фракция Союза за Европу, фракция независимых Союз европейских наций и фракция Радикального европейского альянса. В них состоят прежде всего представители правоэкстремистского Национального фронта. Особенно вызывающе держится часть не входящих во фракции депутатов из Франции и Италии.

На пути к созданию европейских партий?

Четыре партийных союза пока еще далеки от того, чтобы стать европейскими партиями. Хотя ЕНП и ЕЛДР по степени интеграции далеко опере-

жают СПЕ и ЕФЗП, однако для членов партий всех партийных союзов решающей остается национальная политическая система. Как и прежде, целями первостепенной важности для партий являются задачи своего национального государства. Относящееся к ЕС подразделение Зеленых, основанное в 1993 г., «Standing Committee on European Affairs» (SCEUA) не располагает органами, сопоставимыми со структурами СПЕ, ЕНП и ЕЛДР. Европейская федерация зеленых партий является самой крупной по числу входящих в нее членов (30 партий), но при этом наряду с большим числом партий диапазон действий ЕФЗП в значительной степени ограничивается существованием широкой идеологической дифференцированно-сти внутри этого союза. Качественный скачок в надгосударственном сотрудничестве партий произойдет только в том случае, если партии наряду с национальными политическими системами будут признавать и Европейский союз как важную систему для достижения своих целей.

7. Результаты выборов 2004 г.

Участие в выборах

Со времени первых прямых выборов в Европейский парламент в 1979 г участие избирателей в последующих пяти выборах постоянно снижалось. В 1999 г. средний показатель по ЕС был 63%, а до 1999 г. имело место снижение до 49,4%. Конечно, существовали различные показатели по странам в зависимости от национальной специфики; в 2004 г. средний показатель по ЕС был значительно ниже - 45,7%. Бросается в глаза резкое различие между старыми и новыми государствами - членами ЕС. Если в ЕС, состоявшем из 15 членов, участие в выборах, составлявшее в среднем 49,4%, практически оставалось одинаковым, в 10 новых государствах средний показатель участия достигает только 26,9%. В то время как у Мальты (82%) и Кипра (71%) показатели очень высокие, в других восьми центрально- и восточноевропейских государствах переходного типа -очень низкие. Наименьшие показатели у Словакии (17%), Польши (21%) и Эстонии (27%), в то время как Литва с ее 48% - при одновременных выборах в национальный парламент - достигла наивысшего показателя среди этих государств. Участие в выборах в Европарламент было значи-

тельно ниже, чем в референдумах о вступлении в ЕС. Причины этого -экономические трудности, озабоченность электората характером воздействия членства в ЕС, широко распространенное недовольство политикой и низкая оценка политиков, а также недостатки в информационной политике ЕС. Также и в старых государствах - членах ЕС результаты участия в выборах оказались различными. Традиционно высокие показатели в Бельгии и Люксембурге объясняются тем, что там участие в выборах обязательное. Снижение показателей в Испании и Греции можно отнести на счет происходивших незадолго до этого национальных выборов в парламенты. Отмечен незначительный спад участия в выборах в Дании, Германии, Франции, Австрии, Португалии и Швеции и прирост в некоторых других странах, например в Финляндии и Великобритании. В целом низкие и разочаровывающие результаты участия в выборах не означают снижения поддержки европейского процесса интеграции, но считать их повышающими уровень легитимации также нельзя.

Темы избирательной борьбы

Шестые по счету прямые выборы в Европейский парламент не сопровождались общеевропейской, транснациональной избирательной кампанией - во всех 25 государствах-членах состоялись избирательные кампании на национальном уровне с большими или меньшими положительными результатами. Специфически европейские темы, т.е. непосредственно относящиеся к Европейскому союзу и его политике, играли роль только в исключительных случаях. Так, тему занятости в 15 государствах - членах ЕС 59% опрошенных считали важнейшей в избирательной кампании после иммиграции и внутренней безопасности. Это были темы, находившиеся в центре внимания на национальном уровне. В Великобритании была основана Объединенная независимая партия, которая отклоняла членство страны в ЕС, в Швеции был создан Июньский список, направленный против Европейской конституции и членства Швеции в валютном союзе. В новых государствах - членах ЕС тоже был ряд партий, которые в основном выступали с критикой условий вступления в ЕС. Принципиальные вопросы о роли ЕС в международной системе в связи с войной в Ираке поднимали прежде всего пацифистские партии. В большин-

стве случаев в ходе избирательных кампаний доминировали национальные темы. Партии пытались тем самым подчеркнуть свою индивидуальность в борьбе с конкурентами ради достижения преимуществ. При этом оппозиционные партии обладали в целом лучшими шансами, так как они зачастую весьма успешно критиковали достижения и курс прежних правительств. Тем самым избирательная борьба в некоторых государствах-членах развивалась как предварительная кампания перед предстоящими национальными выборами, например в Словении.

Результаты выборов

Почти во всех 25 государствах ЕС, кроме Греции и Испании, усилилась оппозиция. В целом в Европарламент было избрано 732 депутата от 159 партий, причем 48 % из них были избраны повторно. Таким образом, более половины парламентариев - новички. Естественно, наибольшую их часть составляют депутаты из 10 новых стран-членов. Из общего числа парламентариев 222 женщины - около 30%. Нет ни одной женщины-депутата из Кипра и Мальты, очень немногие депутаты-женщины были избраны в Италии и Польше. Наибольшее число депутатов-женщин в шведской делегации: из 19 депутатов 11 - женщины. В рамках фракций наибольшая их доля во фракции европейских социалистов - 79 из 200 депутатов, во фракции либералов (26 из 88) и европейских левых (18 из 41). Несмотря на вхождение в ЕП депутатов из десяти новых стран - членов ЕС, в целом состав Европейского парламента остался почти неизменным.

732 депутата, избранные в Европарламент, распределяются следующим образом. Наиболее сильной фракцией, как и в предыдущий легис-латурный период 1999-2004 гг., является ЕНП-ЕД (Европейская народная партия - Европейские демократы) - 268 депутатов; самая сильная группа в этой фракции - германские христианские демократы (49 депутатов), затем британские консерваторы, испанские и итальянские христианские демократы. ЕНП-ЕД, как и прежде, принадлежит 36% мест. Второй по силе группой является Социал-демократическая партия Европы (СПЕ) - 200 депутатов (26% мест). В СПЕ наибольшую национальную группу составляют французские социалисты (число депутатов 31), затем

испанские социал-демократы (24) и германские социал-демократы (23). Третьей по величине фракцией стал Альянс либералов и демократов за Европу - АЛДЕ, участники которого в предыдущий легислатурный период были представлены во фракции европейских партий либералов, демократов и реформистов - ЕЛДР. АЛДЕ получил 12% и 88 депутатских мест. Самые сильные страновые группы в АЛДЕ образуют представители из Италии (12), Соединенного Королевства (12) и Франции (11). Фракция Зеленые/Свободный европейский союз (Зеленые /СЕС) получила 42 места и осталась такой же по численности, как прежде. В частности, из новых государств-членов депутаты такой ориентации в состав Европар-ламента не вошли, так как постматериальная позиция Зеленых в этих странах еще не получила широкого распространения. Конфедеративная фракция Европейские объединенные левые/левые экологисты из северных стран (41депутат) сохранила примерно то же количество мест; постоянное число депутатов в этой фракции - из Чехии, Германии и Италии. Во вновь созданной фракции Независимость и демократия (Н/Д) -37 депутатов, в ней объединились национальные группы «евроскепти-ков» и даже враждебных по отношению к ЕС депутатов. Наиболее сильными в этой фракции являются группа из британской Независимой партии - 11 депутатов и группа из Лиги польских семей (ЛПС) - 10 депутатов, которые занимают явно выраженные националистические позиции. Фракция Союз европейских наций (СЕН) состоит из 27 депутатов. Самой сильной национальной группировкой в ней является итальянский Национальный альянс. 29 депутатов остались вне фракций.

В Германии представители правящей коалиции СДПГ-Союз 90/Зеленые потерпели поражение. Они потеряли по сравнению с 1999 г. 9,2 процентных пункта и получили лишь 21,5% голосов. Отказ их избирателей от участия в выборах свидетельствует прежде всего о том, что они отклоняют заявленный канцлером Г Шрёдером в документе «Agenda 2010» (Повестка дня - 2010) курс реформ в социальной и экономической политике. Блок ХДС/ХСС понес легкие потери, став тем не менее сильнейшей фракцией (45,5%). Зеленые получили на 5,5 процентных пункта больше и даже сумели почти удвоить свои результаты. СвДП после десятилетнего воздержания смогла вернуться в Европарламент, получив 6,1%. Наконец, шес-

той германской партией в Европарламент вошла Партия демократического социализма (ПДС) - посткоммунистическая партия, представленная прежде всего бывшими гражданами ГДР, - она получила 6,1%.

Отношение политических партий друг к другу в Европарламенте не определяется соотношением сил, как в национальных парламентах: с одной стороны, партии оппозиции, с другой - партии, поддерживающие правительство. Фракции состоят в политической конкуренции, однако вынуждены частично сотрудничать друг с другом, чтобы добиться большинства в 367 голосов. Только в том случае, если Парламент голосует абсолютным большинством, ему могут быть предоставлены, согласно договорам, возможности воздействия на Европейский совет. Такое положение ведет к тому, что обе крупные фракции - христианские демократы/консерваторы и социал-демократы - сотрудничают. Хотя такое сотрудничество весьма далеко от «большой коалиции», тем не менее обе фракции стараются каждый раз при принятии важных решений находить общую позицию. Так, например, СПЕ и ЕНП-ЕД на учредительном заседании Европейского парламента выбрали его новым председателем испанского социалиста Х. Бореля, которого по истечении первой половины легисла-турного периода должен заменить представитель ЕНП-ЕД - возможно, нынешний председатель этой фракции в ЕП. Также и при назначении Ж. М. Баррозу председателем Европейской комиссии ЕНП-ЕД и СПЕ сотрудничали, хотя Ж. М. Баррозу из социал-демократического лагеря получил гораздо меньше голосов, чем Х. Борель.

Итоги выборов в Европейский парламент

Выборы в Европейский парламент, по-видимому, не следует интерпретировать только как тест для определения хода избирательных процессов на национальном уровне. Несмотря на низкий уровень участия избирателей, Европейский парламент, как и прежде, - единственный орган ЕС, избираемый путем прямых выборов. Все другие органы - Еврокомиссия, Европейский совет, Судебная палата, Счетная палата - не легитимируются путем прямых выборов. Европейскому парламенту и в будущем предстоит решать задачу - каким образом добиваться достаточного большинства для того, чтобы увеличить свой политический вес, прежде всего по срав-

нению с Европейским советом. Из-за гетерогенности представленных в Европейском парламенте 150 партий этот процесс не будет простым, даже если обе крупные фракции будут интенсивно сотрудничать и в новый ле-гислатурный период. Однако в связи с различными политическими представлениями относительно решения сложных дел организовать необходимое для этого большинство весьма не просто - так было, например, с проектом французских социалистов, предложивших создать экономическое правительство. Будет интересно наблюдать, как в Парламенте и его фракциях поведут себя новые депутаты, особенно из десяти новых государств-членов, как они будут включаться в работу, интегрироваться и социализироваться. Придется также дожидаться результатов влияния деятельности этих депутатов на положение дел в соответствующих государствах: приведут ли они к стабилизации существующих там партийных структур, которые пока еще очень лабильны. В новых государствах-членах тема европейской интеграции занимает первое место. Ввиду того что в этих государствах в большинстве случаев наблюдаются нестабильность правительств и частая их смена, европейская сфера действий этих правительств зачастую ограничена. Посмотрим, будут ли процессы обратной связи в Европарламенте способствовать стабилизации положения в этих государствах.

Перевод с немецкого Т. Н. Мацонашвили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.