Научная статья на тему 'Европейская народная партия в третье десятилетие ее существования (1995-2005)'

Европейская народная партия в третье десятилетие ее существования (1995-2005) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янсен Томас

Th Jansen. The European People′s Parti in her third decade: From 1995 to 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейская народная партия в третье десятилетие ее существования (1995-2005)»

Т. Янсен*

Европейская народная партия в третье десятилетие ее существования (1995-2005)

Европейская народная партия (ЕНП) -созданное в 1976 г. объединение христианско-демократических партий стран Европейского сообщества -представляет на сегодняшний день сильнейшую и влиятельнейшую политическую силу Европейского союза1.

На последних выборах в Европарламент в июне 2004 г., в которых впервые смогли участвовать и граждане десяти новых, вступивших в него 1 мая 2004 г. членов Евросоюза, ЕНП одержала убедительную победу. Она получила 224 мандата из 732, набрав тем самым 37%. Фракция ЕНП-ЕД (Европейские демократы) смогла, таким образом, не только сохранить свое относительное большинство, но и укрепить его. Партия европейских социалистов (ПЕС) получила 202 мандата, на третьем месте оказалась фракция либералов, Альянс либералов и демократов Европы (АЛДЕ), получившая 88 мандатов. Фракция Зеленые/ Свободный европейский альянс получила 42 мандата, Конфедерация объединенных

*Th Jansen. The European People's Parti in her third decade: From 1995 to 2005.

1 О предыстории, основании и развитии ЕНП см.: Jansen Th. The European people's party. Origins and development. - L.: Macmillan, 1998. - 206 p. В марте 2006 генеральный секретариат ЕНП издал актуализированную и исправленную версию на многих языках (www.epp-eu.org).

европейских левых/ Северные зеленые левые получили 41 мандат, фракция Независимость / Демократия - 36 мандатов и фракция Союз за Европу наций - 27 мандатов. Остальные 28 мандатов получили депутаты, не принадлежащие к данным фракциям. Сила фракции ЕНП-ЕД объясняется не в последнюю очередь тем, что это единственная фракция, объединяющая депутатов из всех стран -членов Евросоюза. Иными словами, она представлена во всех государствах Евросоюза, ибо в каждом из них более или менее успешно действуют партии, являющиеся ее членами. Этим не может похвалиться даже ПЕС - она не представлена в двух государствах: в Латвии и на Кипре. АЛДЕ не располагает базисом в шести европейских государствах, Зеленые - в двенадцати, Объединенные левые - в одиннадцати, Независимость/Демократия -в пятнадцати, а Европа наций - в семнадцати государствах.

Причины позитивных тенденций и последовательного, начавшегося еще в 1976 г. усиления ЕНП в политической системе Евросоюза заключаются не только в успешной политике составляющих ее национальных партий, многие из которых занимают солидное положение в политических системах своих стран, но и в удачной стратегии: начиная с конца 80-х годов ЕНП открылась для партий, не принадлежащих к традициям христианско-демократического движения. Тем самым был открыт путь для так называемых «гражданских» партий, относящих себя к политическому центру или же к умеренно правому крылу политического спектра, т.е. партий консервативной, либеральной и иной ориентации из различных стран Северной и Западной Европы. В ходе же расширения ЕС в 2004 г. фракция открылась и для новых демократических партий Центральной и Восточной Европы, взявших курс на социальное рыночное хозяйство.

Политический профиль ЕНП претерпел, разумеется, некоторые изменения, однако ее христианско-демократические корни не были потеряны. Более того, представляется, что именно христианско-демократические начала и обусловленные ими философия, программатика и политический стиль и стали предпосылками для той привлекательности, той интегративной силы, которая позволила ЕНП успешно объединить в себе личности и группы черезвычайно различных политических традиций и культур.

Христианско-демократическое наследие ЕНП выражается не только в традиционно позитивном отношении к процессам европейского единения и к социальному рыночному хозяйству, но и в стараниях найти консенсус в программных и практических вопросах, прежде всего вопросе федералистской и демократической концепции транснациональной организации. Под таковой

подразумевается, что региональные и национальные партии - члены ЕНП располагают значительным пространством для принятия самостоятельных политических решений в своих странах и в то же время взаимодействуют друг с другом, с тем чтобы успешно развивать единое целое - Европейскую народную партию.

Устав, организация и руководство

Значительно раньше, чем иные европейские партии, ЕНП начала создавать федеральную ориентированную на политическую структуру ЕС партийную организацию. Устав ЕНП регулирует формирование, состав, задачи и компетенции партийных органов. Каждые два года проводится партийный съезд, на котором присутствуют как делегаты, так и депутаты Европарламента из партий - членов ЕНП. В промежутках между съездами необходимые политические и административные решения принимаются президиумом совместно с советом и руководством ЕНП. Президент руководит работой партийных органов и представляет ЕНП официально. Генеральный секретарь, в распоряжении которого находится генеральный секретариат партии, отвечает за реализацию принятых решений и за организационные вопросы.

Первый, принятый в 1976 г. устав был изменен в 1979 г. и оставался с тех пор практически неизменным2. Изменения были внесены лишь на восьмом съезде в Дублине в ноябре 1990 г. Они были продиктованы как опытом прошедших лет, так и необходимостью реорганизации в условиях дальнейшего развития процессов европейской интеграции. Был упрощен процесс принятия решений и демократизирована структура президиума и съездов. Для этого компетенции президиума были расширены за счет упраздненного исполнительного комитета, а число делегатов

2 Progamm und Statut//EVP-Schriftenreihe «Dokumentation». - Brüssel, 1984. - Heft 1.

43

из партий - членов ЕНП было увеличено. Единству партий, ее тактической маневренности способствовало усиление полномочий ее руководящих органов. Президиум и генеральный секретариат были признаны самостоятельными инстанциями. К ним добавился новый институт, неформально, в практической партийной работе существовавший уже с 1983 г. и положительно показавший себя -Конференция глав партий и правительств.

Принятый Дублинским съездом в 1990 г. устав в общем и целом оправдал себя. Последующие коррективы не внесли в него сущностных изменений. Важнейшие изменения коснулись структуры партийного руководства и формальностей, необходимых для признания новых членов партии. Например, на съезде в Мадриде в 1995 г. с целью улучшения организационной структуры был введен новый орган - Совет ЕНП. Таким образом, правление партии, состоящее из делегатов партий - членов ЕНП, по-прежнему отвечало за планирование текущей работы и конкретных проектов, новообразованный же Совет ЕНП, в котором заседают лидеры партий и члены президиума, стал обеспечивать необходимую коммуникацию между структурами партии, сокращенный же количественно и усиленный качественно президиум3, избираемый съездом, давал необходимые импульсы работе партии и осуществлял политическую координацию. В задачи «малой сессии», состоявшей из глав правительств и членов президиума, входило обеспечение единства в принятии решений на межправительственном уровне, в особенности в Европейском совете.

Практика показала, что не все изменения оправдали себя. Так, например, президиум постепенно снова был расширен в связи с увеличением количества партий - членов ЕНП: в настоящее время в нем уже не четыре, а десять вице-президентов. Не полностью оправдал себя и Совет ЕНП. Он все чаще заседал вместе с правлением, так что, по сути, восстановилась дореформенная ситуация. А «малая сессия», в которой, по замыслу, должны были участвовать исключительно главы правительств и члены сокращенного президиума, разрасталась все больше, так, что ныне она называется просто «сессия ЕНП» и по своему составу

3 Состав президиума: президент, четыре вице-президента, казначеи, генеральный секретарь и председатель фракции ЕНП.

напоминает тот конгресс руководителей партий и правительств, который она должна была заменить.

На основании тех требований, которые в 2004 г. были выдвинуты ЕС к уставу европейских партий4, прежний устав ЕНП будет при сохранении всех своих основных элементов модифицирован. ЕНП станет «Association internationale sans but lucratif» (a.i.s.b.l.), т.е. международным общественно полезным объединением бельгийского права. Такая правовая форма является предпосылкой финансирования ЕНП, как и других европейских партий из средств Евросоюза. Для политической партии подобный правовой статус совершенно не типичен. Речь идет скорее о временной форме, о провизориуме, место которого со временем займет разработанный специально для европейских партий статус субъектов европейского права.

Политический контекст

В последние десять лет развитие Евросоюза шло ускоренными темпами. ЕНП была как одним из субъектов этого развития, так и его объектом. Основными характеристиками процесса европейской интеграции в этот период были расширение Евросоюза за счет вступления в него новых членов и попытки углубления политической интеграции в ходе дебатов о Конституции Евросоюза.

Конституционный процесс развивался на встречах в Маастрихте (1992), Амстердаме (1997), Ницце (2000) и Лаэкене (декабрь 2001), в ходе работы Европейского конвента, подготовившего проект «Договора о Конституции для Европы» (2002/2003), который был принят главами правительств в апреле 2004 г. и в праздничной атмосфере подписан в октябре 2004 г. в Риме5.

Процесс расширения Евросоюза (первым шагом был прием десяти новых членов 1 мая 2004 г.) совпал во времени с процессом подготовки конституционного договора. Оба этих процесса не

4 Verordnung (EG) Nr. 2004/2003 des Europäischen Parlaments und des Rates vom 4. November 2003 über die Regelung für die politischen Parteien auf europäischer Ebene und ihre Finanzierung - Amtsblatt der EU L 297. - Brüssel, 15.11.2003.

5 Mode of access: www.europa.eu.int/constitution/

завершены. Конституцию должны были ратифицировать все члены ЕС, что, как мы знаем, не произошло6, а фактическая интеграция экономики и обществ новых членов в структуры Евросоюза, т.е. их европеизация, до сих пор не завершена, тем более что не исключаются дальшейшие раунды расширения ЕС: переговоры с Румынией и Болгарией близки к завершению, переговоры с Хорватией начаты, переговоры с Турцией возможны, и в целом недостатка в желающих вступить в Евросоюз нет.

Географическое расширение и институциональное углубление Евросоюза определяли наряду с дебатами о последствиях глобализации тот политический контекст, в котором действовала ЕНП в последние годы. В этом контексте политические акторы сталкивались со множеством проблем. К таковым принадлежали, в первую очередь, борьба с безработицей, перестройка систем социального обеспечения, подготовка к введению евро, урегулирование кризиса, связанного с санкциями ЕС против Австрии по поводу участия правопопулистской партии в правительстве в 2000 г., введение единой европейской оборонной политики и политики безопасности, борьба с терроризмом, урегулирование разногласий между правительствами стран - членов ЕС в связи с различными позициями в отношении вооруженной акции в Ираке в 2003 г. -разумеется, постоянные общественные и парламентские дебаты о политических концепциях и их практической реализации, разработка соответствующих проектов законов и нормативов и т.д.

Постоянство руководства

Невзирая на этот гигантский объем проблем, задач и решений, ЕНП удалось развить свою организацию и последовательно осуществлять свою политику. Последовательность эта олицетворяется нынешним лидером ЕНП Вильфридом Мартенсом, с 1990 г. являющимся президентом ЕНП7. Причина его столь долгого, вновь и вновь подтверждаемого руководством партии и съездами

6 Процесс ратификации был приостановлен в связи с негативными результатами референдумов во Франции и Нидерландах в мае 2005 г. Главы правительств приняли решение вернуться к вопросу ратификации летом 2006 г.

7 Его предшественниками были бельгиец Лео Тиндеманс (1976-1985), нидерландец Пиет Букман (1985-1987) и люксембуржец Жак Сантер (1987-1990).

пребывания на посту президента заключается в том, что с 1992 г. он работает почти исключительно для партии, не отвлекаясь на иные должности. Лишь в промежутке между 1994 и 1999 гг. он одновременно исполнял обязанности председателя фракции ЕНП.

Последовательность кадровой политики партии можно проследить и на примере генерального секретариата. В 1994 г. генеральным секретарем был избран Клаус Велле, сменивший на этом посту Томаса Янсена, работавшего генеральным секретарем с 1983 г. Тот факт, что генеральными секретарями один за другим избирались немцы, указывает на солидную роль германского ХДС/ХСС в ЕНП. На этой должности Велле оставался до 1999 г., после чего он до 2004 г. исполнял должность генерального секретаря фракции ЕНП-ЕД, поддерживая на этом посту Ханса-Герта Пёттеринга, в том же году избранного председателем фракции и ставшего, таким образом, вице-президентом партии.

Сессия ЕНП

С течением времени сессия ЕНП превратилась в один из руководящих органов партии. Заседания проводятся регулярно под председательством президента Вильфрида Мартенса, на повестке дня стоят вопросы, которые планируется обсуждать на предстоящем заседании Европейского совета, а также иные важные вопросы, связанные не только с грядущим расширением ЕС, но и с внутрипартийным развитием, как, например, вопросы нового партийного устава или принятия новых членов. Тот факт, что главы правительств, принадлежащие к партиям - членам ЕНП, регулярно посещают эти встречи, подтверждает необходимость подобных неформальных переговоров между «друзьями по партии» с целью подготовки принятия важных решений на высочайшем уровне. Разумеется, главы правительств отнюдь не всегда приходят к полному единству и не всегда, безусловно, одобряют проекты, выдвинутые руководством европейской партии и европейской фракции. Ситуация в их странах, необходимость сотрудничества с партнерами по коалиции или иные внутриполитические особенности, связанные прежде всего с характером восприятия проблем европолитики, ведут к неизбежным отклонениям от выработанной ЕНП линии. Однако возможность «выговориться», представить различные точки зрения,

обсудить их с коллегами и быть, таким образом, в курсе мотивов, обусловливающих те или иные позиции, важна для всех, кто принимает участие в процессе политических решений. В долгосрочном плане такая возможность ведет к консолидации ЕНП, даже если в единичных случаях прийти к консенсусу не удается.

Примером подобного случая может послужить обсуждавшийся в 2002 г. на уровне общественности, Европейского парламента, а также самой ЕНП вопрос о том, может ли Турция быть признана кандидатом на вступление в ЕС, следует ли начать с ней переговоры. Этот вопрос в декабре 2004 г. был решен позитивно. Предварительное обсуждение этого вопроса на сессии ЕНП внесло значительный вклад в решение парламента. Как известно, парламент принял компромиссное решение, предложенное некоторыми принадлежащими к ЕНП главами правительств, согласно которому начало переговоров с Турцией не предполагает автоматического приема Турции в ЕС после их завершения и не исключает иных возможностей развития отношений с Турцией.

Примером еще одного важного решения глав государств и правительств явилось подготовленное сессией ЕНП совместно с фракцией ЕНП-ЕД решение о назначении Жозе-Мануэля Баррозу председателем Европейской комиссии. Председатель фракции Ханс-Герт Пёттеринг со ссылкой на проект Конституционного договора8, требовал не принимать решений о кандидате до выборов в Европарламент, намеченных на июнь 2004 г., и указывал, что фракция ЕНП-ЕД не одобрит кандидата, не принадлежащего к партиям, набравшим на этих выборах большинство голосов. Съезд ЕНП, состоявшийся в феврале 2004 г. в Брюсселе, подтвердил эту позицию. Ирландский председатель Европейского совета придерживался этого решения, однако после отказа люксембургского премьер-министра Жан-Клода Юнкера не смог предложить кандидатуру, которая вызвала бы одобрение глав государств и правительств и получила бы большинство в Европарламенте. Попытка двух европейских лидеров - президента

8 Статья 1-27: «Европейский совет после консультаций с квалифицированным большинством предлагает Европейскому парламенту кандидата на должность президента. При этом учитываются результаты выборов в Европейский парламент. Европейский парламент избирает кандидата большинством».

Жака Ширака и федерального канцлера Герхарда Шрёдера -навязать своего кандидата - либерального бельгийского премьер-министра Гая Ферхофштадта - столкнулась с решительным сопротивлением со стороны ЕНП и потерпела неудачу. Вильфрид Мартенс, которому сессия ЕНП поручила найти подходящего кандидата из рядов ЕНП, предложил Баррозу, который и был выдвинут кандидатом и в конечном счете избран, невзирая на сопротивление социалистов Европарламента. Социалисты и Зеленые пытались, впрочем, бороться и дальше, выдвигая возражения по поводу тех или иных членов команды Баррозу.

Новые члены

Начиная с 90-х годов внутреннее развитие ЕНП во многом определялось вопросами, связанными с приемом новых членов. Причин для этого было более чем достаточно - перестройка партийной системы в Италии, партийно-политические разногласия накануне президентских выборов во Франции, вступление в ЕС Австрии, Швеции и Финляндии и, наконец, грядущая перспектива дальнейшего расширения ЕС до 25 членов.

Поскольку в североевропейских странах христианско-демократическое движение не имело сильных корней, ЕНП заранее позаботилась о создании условий для приема скандинавских консервативных партий. В марте 1995 г. наряду с христианско-демократическими партиями - австрийской АНП и шведской Христианско-демократической партией (ХДП) - были приняты также консервативные шведская Умеренная коалиционная партия (УКП) и финская Национальная коалиционная партия (НКП) 9.

После развала итальянской христианской демократии (ХДП), которая наряду с немецкими ХДС и ХСС, а также христианско-демократическими партиями стран Бенилюкса являлась фундаментом ЕНП, в ЕНП вступили маленькие христианско-демократические партии - наследницы былой ХДП. Кроме того, были предприняты попытки сотрудничества с партией Берлускони «Вперед, Италия», которая, как известно, привлекла к себе значительную часть

9 В этот же период норвежская «Хёйре» (Ноуге - правая ) получила статус наблюдателя (поскольку по результатам рефрендума Норвегия отказалась вступать в ЕС). Позже статус партии был изменен и она стала «ассоциированным членом».

итальянских избирателей христианско-демократической

ориентации. Сотрудничество это удалось не сразу, поскольку после выборов в Европейский парламент депутаты от «Вперед, Италия» образовали сначала свою собственную мононациональную фракцию «Вперед, Европа» (Forza Europa). В начале июля 1995 г. эта фракция слилась с фракцией голлистского движения Европейских демократов и образовала фракцию Союз за Европу (СЕ), к которой присоединились депутаты французского Объединения в поддержку республики (ОПР) и ирландской Fianna Fail10.

Перед выборами в Европейский парламент французские лидеры Жак Ширак и Валери Жискар д' Эстен пришли к выводу, что все депутаты Европейского парламента, которые избирались по единому списку правящих партий ОПР и Союза за французскую демократию (СФД) (состоящему из либерально ориентированных республиканцев и уже принадлежащих к ЕНП христианских демократов), должны вступить во фракцию ЕНП. Однако после выборов лидеры ОПР предпочли возобновить фракцию с ирландской Fianna Fail.

Осенью 1996 г. в ЕНП вступила Португальская социал-демократическая партия (СДП)11, которая с самого своего основания в 1974 г. принадлежала к Либеральному интернационалу. Невзирая на свое «социал-демократическое» имя, отразившее, по-видимому, представления основателей партии начала 70-х годов, партия эта под руководством Анибала Кавако Сильва к середине 80-х годов развилась в сильную консервативную партию, способную к мобилизации большинства избирателей, ориентирующихся на политический центр. Вклад в подобное развитие оказала и личная деятельность лидеров этой партии Диого Фрайтаса до Амараля и Франциско Лукаса Пиреса, ранее принадлежавших к христианско-демократической партии, которая была исключена из ЕНП за свой евроскепсис. Депутаты СДП составили сильную группу во фракции ЕНП.

В декабре 1999 г., после того как большинство европейских депутатов партии «Вперед, Италия» в июне 1998 г. покинули фракцию СЕ, к которой они принадлежали вместе с депутатами

10 Fianna Fail - в переводе с кельтского «Воины судьбы». - Прим. ред.

11 СДП - Partido Social Democrático, PSD.

французского ОПР и ирландской Fianna Fail и присоединились к фракции ЕНП, партия «Вперед, Италия» была принята в ЕНП.

Двумя годами позже, в декабре 2001 г., в ЕНП вступила и французская ОПР. Ее европейские депутаты, начиная с выборов в Европейский парламент 1999 г., принадлежали к фракции ЕНП-ЕД и существенных разногласий по ходу парламентской работы ни в идеологическом, ни в практическом отношении с ними не возникало. В последние годы эта партия пережила существенные изменения. Ее радикально-голлистское крыло под руководством Шарля Паскуа откололось от партии еще до выборов в Европейский парламент 1999 г. - в ходе обострения внутрипартийных разногласий вокруг ратификации Маастрихтского договора. Под руководством Николя Саркози (1999) и Мишель Аллиох-Мари (1999-2002) партия преодолела внутренние разногласия. В преддверии президенских выборов во Франции в 2002 г. она реорганизовалась, включив в себя часть либеральных, центристских и христианско-демократических сил, которые до тех пор действовали преимущественно в рамках СФД. В итоге под руководством Алена Жюппе возник предвыборный Союз за президентское большинство, в апреле 2002 г. преобразованный в партию Союз за народное движение (СНД). Лидером партии в настоящее время является Николя Саркози.

Партии из стран Центральной и Восточной Европы

История многих христианско-демократических и консервативных партий стран Центральной и Восточной Европы связана с Европейским союзом христианских демократов (ЕСХД)12 и с Европейским демократическим союзом (ЕДС)13. В силу этого ЕНП удалось и в условиях новых политических реальностей вовлечь христианско-демократические и консервативные партии этих стран в сферу своего влияния.

12 ЕСХД основан в 1965 г., объединение всех христианско-демократических партий Европы независимо от принадлежности к ЕС. В 1976 г. члены ЕСХД из стран ЕС основали ЕНП. В 1999 г. ЕНП и ЕСХД объединились.

13 ЕДС основан в 1976 г., объединял консервативные и ряд христианско-демократических партий Европы независимо от принадлежности к ЕС. В 2002 г. объединился с ЕНП.

В 1997 г. статус наблюдателей получили девять партий -болгарский Союз демократических сил (СДС), эстонская «Про Патриа», Христианско-демократическая партия Литвы, румынская Национальная крестьянская партия, словацская Христианско-демократическая партия, венгерское Христианско-демократическое движение и чешские Христианский и демократический союз и Демократический гражданский альянс. В 1998 г. к ним прибавились Венгерский демократический форум и Демократический альянс венгров в Румынии.

После изменений в уставе партии, принятых на съезде в Тулузе в ноябре 1997 г., перед этими и иными партиями открылась перспектива быстрого приема в ЕНП со статусом ассоциированных членов. В марте 1998 г. в этом качестве был признан наряду с вышеназванными партиями из Румынии, Литвы и Болгарии также и польский Союз свободы. Эти партии были подготовлены к работе в транснациональной партийной структуре благодаря своему членству в ЕСХД или в ЕДС; они были в достаточной мере консолидированы, обладали опытом парламентской работы, некоторые из них к этому времени входили в правительства своих стран. В том же году статус ассоциированных членов получили еще две партии - чешский Христианский и демократический союз и словенские Христианские демократы. После слияния ЕСХД с ЕНП весной 1999 г. статус ассоциированных членов получили Демократический союз венгров в Румынии, Консервативная народная партия Польши и вышедшая из движения «Солидарность» партия «Рух Сполесны» (Ruch Spoleczny).

Таким образом, к концу 1999 г. 23 партии из 14 государств ЕС являлись полноправными членами ЕНП. 12 партий из стран, планирующих вступление в ЕС, обладали статусом ассоциированных членов. Кроме того, в ЕНП входили еще 10 партий из 7 государств, которые после объединения с ЕСХД автоматически получили статус наблюдателей в ЕНП. В целом на 2005 г. ЕНП насчитывала 45 партий из 28 государств. С течением времени, по мере их проверки группой «Центральная и Восточная Европа», анализировавшей ситуацию в соответствующих странах и характер партий, партии-наблюдатели получали статус ассоциированных членов. В 2000 г. признание получили Народная партия Латвии (Tautas Partija), Венгерский демократический форум из Словакии, Союз свободы из Чехии, а также FIDESZ и партия 52

мелких крестьян из Венгрии. В 2001 г. к ним прибавился Венгерский демократический форум, в 2003 г. - Христианские демократы, «Новая Словения» и Народная партия Словении, ХДС Словакии, союз «Родина» из Литвы, «Рес Публика» из Эстонии и Гражданский форум из Польши.

Таким образом, все отвечающие необходимым критериям партии из тех восьми стран Центральной и Восточной Европы, вступление которых ожидалось 1 мая 2004 г., были заранее интегрированы в ЕНП. Статус ассоциированных членов позволял им активно участвовать в партийных структурах и во всех проводимых ЕНП мероприятиях.

1 мая 2004 г., в день вступления в ЕС Кипра, Мальты и восьми стран из Центральной и Восточной Европы (Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, Чешской Республики, Словакии, Венгрии и Словении), ассоциированное членство этих партий было заменено на постоянное.

Наряду с приемом в ЕНП новых членов были и потери. Так, после выборов в Европейский парламент в 2004 г. ЕНП покинули французский СФД и итальянская ИНП14, в ходе реорганизации фракций присоединившиеся к либералам.

На рубеже 2004/2005 г. ЕНП насчитывала 39 постоянных членов из 24 стран ЕС. Великобритания является единственной страной, в которой ЕНП не представлена собственным членом. Тем не менее ее Консервативная партия сотрудничает с ЕНП в ходе совместной работы во фракции ЕП.

Девять партий из пяти стран (Болгарии, Хорватии, Норвегии, Румынии и Швейцарии) по-прежнему располагают статусом ассоциированных членов, а 16 партий из 10 стран (Албании, Хорватии, Финляндии, Италии, Норвегии, Сан-Марино, Сербии, Боснии-Герцеговины, а также Украины и Турции) признаны в качестве наблюдателей 15.

14 Итальянская народная партия (Partito Popolare Italiano (PPI) основана в 1994 г. как наследница ХД пережила дальнейший раскол, политически незначительна. - Прим. ред.

15 Признание блока президента Виктора Ющенко «Наша Украина» и руководимой турецким премьер-министром Эрдоганом Партии за справедливость и прорыв (AKP) состоялось 28 января 2005 г. политбюро ЕНП.

Усилия по достижению консенсуса

Новые партии привносили в ЕНП, и в особенности в ее фракцию в ЕП, свои взгляды, представления, опыт, иной раз коренным образом отличающиеся от традиционного опыта европейских христианских демократов. Возникла необходимость установления нового внутрипартийного консенсуса, по возможности на базисе принятой в Афинах в 1992 г. программы партии, охватывавшей в себе важнейшие вопросы европейской интеграции и содержавшей такие принципиальные установки, как социальное рыночное хозяйство и ориентированная на христианские представления политическая этика16. Это оказалось не просто. Многие старые, христианско-социально ориентированные партии опасались, что консервативные и прагматические новые члены потребуют изменения основополагающих позиций ЕНП. Примером подобных разногласий может послужить кризис доверия - проблему, навязанную ЕНП руководителями государств и правительств стран ЕС в связи с санкциями против Австрии. Поводом для этих санкций было участие правопопулистской (отнюдь не правоэкстремистской, как утверждали критики) СвПА в возглавляемом АНП правительстве канцлера Вольфганга Шюсселя. Решения двух основателей ЕНП -наследницы ХДП Италии Народной партии (НПИ) и французского Союза за французскую демократию (СФД) - отозвать после европейских выборов 2004 г. своих депутатов из фракции ЕНП и тем самым исключить самих себя из партии отчасти обусловлены сомнениями по поводу ситуации, сложившейся после вступлении в ЕНП новых партий, хотя главным мотивом их решений была, разумеется, внутриполитическая ситуация в их собственных странах17.

Необходимость в интеграции и сотрудничестве влекла за собой усиленную работу над партийной программой. Как в

16 Europa 2000: Einheit in Vielfalt. Grundsatzprogramm und Aktionsprogramm 19941999 der Europäischen Volkspartei // Schriftenreihe der Europäischen Volkspartei.- Melle, 1994. -Heft 9.

17 НПИ, попавшая в оппозицию правительству Берлускони, не хотела на европейском уровне работать в одной фракции с депутатами его партии «Вперед, Италия». Во Франции же руководство СФД хотело освободиться от необходимости сотрудничать с правящей СНД на европейском уровне.

рабочих группах, так и на съездах партия продолжала свои усилия по выработке программного консенсуса18.

«Мы - часть единого мира»

Двенадцатый съезд партии, проходивший 9-11 ноября 1997 г. в Тулузе, был посвящен преимущественно проблемам глобализации, ее последствиям для рынка труда, а также вопросам расширения Европейского союза19. Политика занятости была чрезвычайно актуальной темой, поскольку несколькими днями позднее в Люксембурге должно было состояться первое особое заседание Европейского совета, посвященное этой проблеме. В рамках съезда прошла и «малая сессия» под руководством президента ЕНП Вильфрида Мартенса, в которой приняли участие лидеры правительств (Жан-Клод Юнкер, Романо Проди, Гельмут Коль и Жан-Люк Деан), вице-премьер-министры (Родриго Рато, Вольфганг Шюссель, Саули Ниинистё, президент Комиссии Жак Сантер, а также члены президиума ЕНП. На основании достигнутой на этой сессии договоренности съезд принял стратегический документ, определивший характер обсуждения проблемы в Европейском совете под предсдательством Жан-Клода Юнкера в конце ноября в Люксембурге.

Аналогичного консенсуса удалось достигнуть и по следующей спорной теме, которой должны были заняться участники встречи в верхах в Люксембурге 8-9 декабря, - теме расширения ЕС. Речь шла в первую очередь о порядке приема новых членов, в частности о том, следует ли начинать переговоры о вступлении сразу со всеми кадидатами или, как предложила Еврокомиссия, лишь с теми, кто более подготовлен для вступления. Решение съезда основывалось на компромиссе, предложенном Гансом-Гертом Пёттерингом - председателем фракции ЕНП, и позволяло избежать дискриминации отдельных кандидатов и в то же время провести необходимую дифференциацию.

18 Постоянные рабочие группы занимались следующими проблемами:

европолитика, экономическая и социальная политика, расширение ЕС и увеличение ЕНП, совместная внешняя и оборонная политика, совместная аграрная политика

19 EVP/EUCD-Jahrbuch 1997//EVP-Fraktion des Europäischen Parlaments. - Brüssel, 1998. - S. 99ff.

Разногласия, неизбежные с расширением ЕНП с 1995 г., проявились в дебатах вокруг программного документа «Мы - часть единого мира», проект которого готовился около года. Предложения по изменению проекта внесли в первую очередь североевропейские страны, позиции которых в значительной мере отличались от позиций старых членов ЕНП. Либеральная ориентация столкнулась с христианско-социальной традицией. Тот факт, что в итоге партии все же удалось принять единый документ, свидетельствует как о стремлении к интеграции внутри ЕНП, так и о ее способности объединить представленные в ней политические силы.

«Программа действия 1999-2004»

Тринадцатый съезд ЕНП состоялся 2-6 февраля 1999 г. в Брюсселе, лишь несколькими неделями позже введения единой валюты «евро» - качественно нового шага на путях европейской интеграции. Политика Евросоюза во многом определялась позицей ЕНП. Однако к этому времени ряд партий - членов ЕНП потерпели поражение на выборах в своих странах, что ослабило влияние ЕНП на формирование европейской политики. Кроме того, предстояли выборы в Европейский парламент. Съезд должен был принять программу действий до 2004 г., на основании которой предстояло вести предвыборную борьбу.

В ходе дебатов говорилось о том, что ценности, лежащие в основе ЕНП, берутся иной раз на вооружение и партиями, к ней не принадлежащими, вплоть до партий социалистического лагеря. В предвыборную борьбу под мистическим лозунгом «третьего пути» вступали сбросившие свой идеологический балласт «социалистические партии без социализма» (Мартенс). ЕНП не могла воспрепятствовать им пользоваться «ее» идеями и ценностями и должна была приложить значительные усилия, чтобы предотвратить образование социалистического большинства в Европе.

В центре программных дебатов находился пакет реформ «Повестка дня 2000», который должен был привести к углублению процессов европейской интеграции, являющемуся предпосылкой для успешного расширения ЕС. Позиция ЕНП была сформулирована четко: «Для расширения необходимы реформа европейских институтов, финансирования, общей аграрной политики и

создание структурного фонда». ЕНП выступила в поддержку Европейской конституции, призванной урегулировать распределение компетенций между европейскими, национальными, региональными и локальными субъектами на основании принципа субсидиарности. Региональные, политические и социальные различия, различные национальные идентичности, культуры, образы жизни должны получать поддержку и защиту. В институциональном плане ЕНП требовала расширения круга решений, принимаемых большинством, перераспределения голосов внутри Совета по принципу населенности, а также реформы Еврокомиссии.

Ядро экономической программы ЕНП - уменьшение государственного вмешательства и создание макроэкономических условий, способствующих развитию рыночных отношений. Совместная (общеевропейская) координация экономической политики являлась, по мнению большинства делегатов, насущной необходимостью. Принцип субсидиарности должен был проявляться в том, что проблемы безработицы решались преимущественно на национальном или же на региональном уровне. Принцип гражданской ответственности выдвигался на первый план. Системы социального обеспечения следовало нацелить на поддержку тех, кто действительно нуждается в помощи.

«Союз единых ценностей»

В январе 2001 г. в Берлине состоялся четырнадцатый съезд ЕНП. Время между прошедшими выборами 1999 г., усилившими ЕНП на европейском уровне (и смягчившими тем самым многим из ее членов горечь поражений на национальных выборах), и между грядущими выборами 2004 г. предполагалось использовать для обсуждения и принятия нового программного документа -«Союз единых ценностей».

Документ этот, призванный стать манифестом идеологического обновления партии, являлся результатом деятельности четырех рабочих групп. Он был обсужден на пленуме и в комиссии по разработке программы под председательством Вильфрида Мартенса. Необходимость его была продиктована дебатами о Европейской конституции и перспективой расширения ЕС в 2004 г.

Следовало установить консенсус между старыми и новыми членами ЕНП.

Принятый съездом документ20 состоит из шести глав: 1. Человек - в центре внимания ЕС; 2. Новая европейская экономика и мир; 3. Вызовы информационного столетия;

4. Европейская идентичность в XXI в.; 5. Европа открыта миру; 6. Новые методы - постоянные ценности.

В отличие от принятой в Афинах программы, Берлинский документ отводит значительно меньше места философско-теоретическим обоснованиям политики ЕНП. Он практичен и ориентирован на действие. Понятие «ценности» дается очень широко и включает в себя целую палитру ориентиров, необходимых для позитивного развития личности и европейского общества в целом, в том числе материальных, экономических и социальных. В 617 пунктах ЕНП излагает свои намерения, представляет свои политические позиции.

Кроме документа съездом был принят ряд резолюций по различным темам, таким как, например, расширение ЕС, сотрудничество международных организаций, кипрский вопрос, средиземноморская политика, нелегальная торговля оружием, терроризм, развитие процессов интеграции после Ниццы, контроль воздушного транспорта и т.д.

Конгресс принял «Берлинское заявление», разработанное фракцией ЕНП-ЕД Европарламента в связи с принятым Европейским советом в Ницце «Заявлением о будущем Союза». В нем были намечены линии, которым предполагалось следовать в грядущих дебатах о Европейской конституции. «Европейский союз -организация нового типа, - подчеркивалось в заявлении. - Она найдет свое выражение в Конституционном договоре, который включит в себя не только распределение компетенций, но и Хартию основных прав, порядок функционирования институтов, финансовый порядок ЕС... Необходимо уточнить соотношение между европейскими институтами - Парламентом, Советом, Комиссией, Трибуналом. Это - наряду с распределением компетен-

20 EPP Yearbook 2000/2001 [CD Rom] / Generalsekretariat der EVP. - Brüssel, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ций между Союзом и его членами - фундамент европейской демократии»21.

«Конституция для сильной Европы»

Пятнадцатый съезд ЕНП, состоявшийся в октябре 2002 г. в Эсториле, прошел под знаком дебатов о европейском Конституционном договоре, разработка проекта которого была начата в феврале Европейским конвентом под руководством Валери Жискар дЭстена. Съезд принял документ «Конституция для сильной Европы», разработанный под руководством Вильфрида Мартенса и Вольфганга Шойбле. Название глав соответствовало тем принципам, которые были подчеркнуты уже в «Берлинском заявлении»: «Реальная субсидиарность и

солидарность - распределение компетенций между ЕС и его членами», «Интеграция Хартии основных прав в Конституцию», «Реформа институтов: больше демократии, гласности, близости к гражданам», «Наша ответственность - немедленные реформы!».

В 53 пунктах излагались требования ЕНП к составителям проекта Конституции, представляющие собой компромисс между чистой теорией европейского федерализма и теми положениями, которые, по мнению как Конвента, так и обогащенной новым опытом ЕНП, были способны объединить все стороны на основе широкого консенсуса. Во «Введении» к документу подчеркивалось, что ЕНП - «первая европейская партия, представившая четкую концепцию будущей Европейской конституции»22. Для

христианских демократов, наследников отцов - основателей Европы, первоочередная разработка концепции Европейской конституции являлась одновременно и вызовом, и обязанностью. Эта солидная и продуманная концепция явилась предпосылкой к тому, что представители ЕНП в Конвенте смогли стать его движущей силой.

21 Berliner Erklärung 'Europa vollenden'. - Ibid.

22 Eine Verfassung für ein starkes Europa (Ziffer 09). - Mode of access: www.epp-eu.org/archive

«Программа действий 2004-2009»

Шестнадцатый съезд ЕНП, состоявшийся в феврале 2004 г. в Брюсселе, был посвящен преимущественно подготовке к июньским выборам в Европарламент. В центре обсуждения находилась «Программа действий 2004-2009», рассчитанная на предстоящий легислатурный период в Европарламенте23. Речь шла и о самоидентификации партии, о том, как видит она себя на рубеже важнейшего для Евросоюза исторического этапа.

Дебаты о Конституционном договоре еще не были к тому времени окончены, однако находились на стадии завершения. А 1 мая предстояло вступление новых десяти членов в Евросоюз.

«Программа действий 2004-2009» состояла из шести глав: «Динамичная, конкурентоспособная, солидарная и создающая рабочие места экономика»; «Ответ на потребность граждан в безопасности»; «Постоянное развитие»; «Европейская молодежная политика»; «Европа и ее место в мире»; «Сильное руководство - сильная Европа».

Во введении Евросоюз представляется как не имеющий аналогов, незаконченный и перспективный проект и напоминается, что ЕНП этот проект всегда поддерживала и вносила значительный вклад в его развитие. После указания на роль ЕНП в процессах европейской интеграции излагаются ее основные, базирующиеся на христианском представлении о мире позиции. Подчеркивается особое значение человеческого достоинства, а также культурных и этических ценностей. Таким образом, европейская интеграция является не только материальным, но и идеальным процессом. Во введении нашел отражение и компромисс с новыми, либеральными и консервативными членами ЕНП, с партиями, имевшими иную историю и руководствовавшимися иными программно-идеологическими установками.

Были названы приоритеты ЕНП на текущий легислатурный период: обеспечение рабочих мест и доходов граждан, обеспечение здоровья граждан и их безопасности, обеспечение участия всех социальных групп в жизни общества, борьба с разрушением окружающей среды, противостояние экономической политике социалистов, улучшение структуры управления, снижение налогов для предпринимателей.

23 Мойе о/ассеББ: www.epp-eu.org/activities : ЕРР Congesses

Однако не все названные меры относятся к политике ЕНП на уровне Евросоюза. «Многие из них находятся в компетенции национальных или же региональных правительств. Мы учитываем, что параллельно с выборами в Европарламент во многих государствах состоятся национальные и региональные выборы... Национальная политика значительно лучше координируется на европейском уровне, когда все члены ЕНП, на каком бы уровне политической власти в своих странах они ни находились, придерживаются этих программных линий».

ЕНП в Европейском конвенте

Благодаря своим традициям и программатике ЕНП была наилучшим образом подготовлена к дебатам в созданном весной 2002 г. конституционном Конвенте. Структура Конвента, состоявшего из национальных и европейских депутатов, а также представителей правительств, с формальной точки зрения не позволяла ЕНП выступить единой фракцией. Необходимо было создать структуру, позволяющую согласовывать позиции принадлежащих к ЕНП членов Конвента. Инициатором создания фракции ЕНП в Конвенте был президент ЕНП Вильфрид Мартенс. Уже 28 февраля, т.е. накануне начала работы Европейского конвента, состоялось заседание, посвященное созданию фракции.

Председателем фракции был избран немецкий депутат Европарламента Эльмар Брок, являвшийся одновременно председателем комиссии по внешним сношениям и располагавший богатым опытом работы в европейских структурах. В президиум были выбраны: Гёран Ленмакер (Швеция), Жан Сантер (Люксембург), Йозеф Сцайер (Венгрия), Эдоардо Цаплана (Испания).

Генеральным секретарем был назначен тогдашний заместитель генерального секретаря ЕНП Кристиан Кремер. К фракции принадлежали как постоянные члены Конвента, так и наблюдатели, в целом она насчитывала 75 человек24.

ЕНП была хорошо представлена в Конвенте. К ней принадлежал не только президент Конвента Валери Жискар д' Эстен и один

24 Число членов незначительно менялось, поскольку между мартом 2002 г. и июлем 2003 г. имели место изменения в составе Конвента.

из вице-президентов, Жан-Люк Деан (Бельгия), но и пять из девяти членов президиума: представитель Еврокомиссии Мишель Барнье (Франция), представитель национальных депутатов Джон Брутон (Ирландия), представительница национальных правительств Ана Палачио (Испания), представитель Европарламента Иниго Мендец де Виго (Испания), представитель парламентариев из стран -кандидатов на вступление в ЕС Алоис Петрле (Словения).

Встречи фракции проходили регулярно перед пленарными заседаниями Конвента, т.е. два раза в месяц. Каждую вторую неделю в выходные проходили так называемые контрольные заседания для обмена мнениями и для достижения консенсуса, организованные фракцией ЕНП-ЕД в Европарламенте и немецким Фондом Конрада Аденауэра.

Благодаря такой подготовке фракция ЕНП в Конвенте получила немалое влияние. Результат работы Конвента, проект Конституции для Евросоюза, отвечал представлениям ЕНП о будущем Конституционном договоре.

Заключение

Европейская партия не может быть аналогом тех партий, которые известны нам по нашим государствам и которые определяют наши представления о том, как должна выглядеть «настоящая» партия.

В течение 30 лет своего существования ЕНП работала как федерация национальных и региональных партий. Федеративная организационная форма партии отвечает характеру политической системы Евросоюза. Тем не менее изначально она значительно более сильно, чем «конкурирующие» с ней социал-демократические и либеральные политические формации Евросоюза, стремилась к созданию «настоящей» партии. Это следует как из ее имени, так и из устава, предполагающего постепенную супранационализацию процесса формирования мнений, принятия решений и их реализации.

Причины относительного успеха ЕНП в деле создания европейской партии кроются в первую очередь в традициях христианско-демократического мышления, обусловившего соответствующие программные установки. На этих традициях

базируется и ее способность интегрировать в себя новых членов с их различными традициями, культурами и политическим опытом.

Продолжение европейского интеграционного процесса на путях федерального переустройства отношений между государствами и народами принадлежит к важнейшим пунктам христианско-демократической политики25. Этот традиционный европейско-федералистский консенсус не исчез и после вступления в ЕНП партий консервативного или же либерального направления, более того, он послужил базисом, на котором различные национальные и региональные партии смогли выработать единые позиции и в конкретных, практических вопросах европейской политики.

Развитие ЕНП, ее организация и способ работы ныне во многом сближают ее с европейскими партиями либералов и социал-демократов, а также зеленых. В первую очередь это проявляется в общих проблемах, с которыми имеют дело партии-федерации, такие как, например, проблемы коммуникации между ответственными работниками европейского и национального уровней или же проблемы отношений между европейской партийной организацией и ее фракцией в Европарламенте.

Дальнейшее развитие ЕНП, равно как и иных европейских партий, будет зависеть от того, какими путями пойдет европейский конституционный процесс26. В своем организационном становлении и практической работе партии ориентируются на возможности, предоставленные им конституцией общества, которому они служат, хотя, разумеется, они всегда будут пытаться сформировать эту конституцию соответственно своим представлениям о ней.

Перевод с немецкого С.В. Погорельской

25См.: Zur Geschichte der christlich-demokratischen Bewegung in Europa. Mit Beiträgen von Winfried Becker // Schriftenreihe der Europäischen Volkspartei «Geistige und historische Grundlagen christlich-demokratischer Politik».-Melle, 1990. - Heft 4.

26О развитии европейской партийной системы см.: Jansen Т. Europäische Parteien // Europa-Handbuch / Werner Weidenfeld (Hrsg.). Bd I : Die Europäische Union - Politisches System und Politikbereiche. - Gütersloh, 2004. - S. 166-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.