Научная статья на тему 'Институт Европарламента в организационной структуре ЕС и выборы 1999 г'

Институт Европарламента в организационной структуре ЕС и выборы 1999 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт Европарламента в организационной структуре ЕС и выборы 1999 г»

В.П.ЛЮБИН ИНСТИТУТ ЕВРОПАРЛАМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЕС И ВЫБОРЫ 1999 г.

Институт Европейского парламента существует в Европейском союзе с самого начала создания структур Сообщества. Ему придавалось и придается важное значение. Это подтверждается как разработками по строительству Европейского экономического сообщества, с которыми еще в 50-е годы выступали его отцы - основатели: Р.Шуман, К.Аденауэр, А. Де Гаспери и др., так и политическими намерениями и действиями нынешних лидеров государств-членов и руководителей общеевропейских структур. Так, совсем недавно в сентябре 1999 г. новый глава Европейской комиссии (т.е. фактически правительства ЕС) Романо Проди высказался за придание Европейскому парламенту функций, сходных с функциями национальных парламентов, и за повышение его роли в процессе принятия решений в Европейском союзе. Несомненно, что Р.Проди не одинок в своем намерении повысить престиж и придать новое дыхание высшему представительному органу ЕС.

Этот заседающий в г. Страсбурге законодательный орган ЕС является единственной в своем роде организацией в мире. История данной уникальной структуры насчитывает уже около 50 лет. Датой рождения Европарламента считается 1952 г. Тогда парламенты шести стран - первоначальных членов Европейского объединения угля и стали - ФРГ, франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга -впервые направили 78 своих представителей в Страсбург. Но решения, принимавшиеся этим новым представительным органом, не имели в то время юридической силы.

После принятия в 1957 г. решения об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) число депутатов в 1958 г. выросло

до 142, но решения этой ассамблеи по-прежнему не имели силы чакона. Она служила прежде всего установлению и поддержанию контактов между депутатами национальных парламентов и все еще не могла контролировать деятельность наделенной исполнительными функциями Европейской комиссии, располагающейся в Брюсселе. Но именно тогда депутаты дали своему собранию название Европейский парламент и тем самым сделали заявку на большие, чем прежде, права.

Парламентские права, хотя и минимальные и ограниченные, собрание в Страсбурге обрело в 1971 г. Это стало возможным после того, как ЕЭС стало получать собственные доходы от сбора налогов, что привело к принятию бюджетного законодательства. Так Парламент получил возможность в некоторой степени распоряжаться бюджетом брюссельской Комиссии. Благодаря расширению своих прав Европар-ламент в 1975 г. впервые занял одно из ведущих мест среди властных органов ЕЭС. Подобно национальным парламентам, он мог отныне путем голосования утверждать или отклонять бюджет.

Первые прямые выборы в Европарламент на основе прямого, всеобщего и тайного голосования состоялись 10 июня 1979 г. Это было обусловлено переносом ряда полномочий национальных государств-членов в сферу общей деятельности ЕЭС.

В 1987 г. депутаты ЕП получили право контролировать процесс расширения ЕЭС, заключать или отклонять договоры о принятии в Сообщество других государств в качестве его ассоциированных членов.

После вступления в силу в 1993 г. Маастрихтского договора, преобразовавшего Европейское экономическое сообщество в Европейский союз, Европейский парламент получил более широкие законодательные полномочия и может при определенных условиях отклонять проекты, предлагаемые Советом ЕС. С этого момента назначение состава Европейской комиссии начало осуществляться лишь с согласия парламентариев.

Амстердамский договор о Европейском союзе, принятый в

1997 г., в определенной мере уравнял Европейский парламент в правах с Советом ЕС и еще более расширил применение традиционных парламентских полномочий. Кроме того, было получено право утверждать назначенного Советом председателя Европейской комиссии. К следующим выборам Амстердамский договор предписывает всем входящим в настоящее время в ЕС 15 государствам единый закон о выборах депутатов в Европейский парламент. Большинство депутатов ЕП - 355 при 146 против и 39 воздержавшихся - одобрили на заседании 15 июля

1998 г. доклад об общих электоральных принципах, представленный греком Г. Анастосопулосом, входящим в ЕНП1.

Более 20 лет прошло с тех пор, как были проведены первые прямые выборы в этот наднациональный орган ЕС. Новые, уже пятые по счету начиная с июня 1979 г. прямые выборы в Европейский парламент состоялись 10-13 июня 1999 г. Они принесли во многом ожидавшиеся, а во многом и неожиданные результаты. Неожиданно низким оказался уровень участия населения в голосовании, который некоторые наблюдатели и комментаторы назвали «евроапатией»2. Во многих странах он не превысил половины от общего числа всех граждан, имеющих право голоса. Так, в Великобритании в голосовании приняли участие лишь 24,0%, в Нидерландах - 29,9; Финляндии - 30,1; Швеции - 38,3; Португалии - 40,4; Германии - 45,2; Франции - 47; Австрии -49% избирателей. Примерно половина избирателей проголосовала в Дании - 50,4% и Ирландии - 50,5%. И лишь в пяти странах (Испании -64,3%; Италии - 70,8; Греции - 70,1; Люксембурге - 85,8; Бельгии (где проводились также общенациональные выборы) - 90,2%) уровень участия намного превысил 50%-ный рубеж3.

Разные эксперты дают различные объяснения <|>еномсну недостаточного участия европейцев в последних выборах в ЕП. Бывший канцлер ФРГ Хельмут Шмидт, например, считает, что речь идет не о потере интереса граждан к европейским делам или даже их отрицательном отношении к Евросоюзу как таковому. На самом деле имелось много причин такого поведения. Среди них Шмидт называет недовольство относительно посылаемых из Брюсселя слишком многих предписаний, касающихся граждан и предприятий, персональные дела и халатность в Европейской комиссии, вынудившие ее уйти в отставку, стычки во время заседаний в верхах ЕС, о которых достаточно подробно рассказывают средства массовой информации. К этому добавились бесконечные многолетние споры вокруг евро, Европейского центрального банка и президенства в нем, что привело к видимым потерям стоимости самого евро. Из-за того, что европейская политика всех партий сходна, избирателю было трудно понять разницу между ними, и он голосовал из лояльности или за уже привычную ему партию, или же вовсе не голосовал. Сама по себе европейская политика партий, по мнению Шмидта, не отличается ясностью. Столь же неясными остаются и позиции представленных в Совете ЕС правительств4.

Что же собой представляет высший законодательный орган Европейского союза и каковы его функции? Названный в учредительных документах ЕЭС «Ассамблеей» Европейский парламент получил свое последнее название в 1962 г., что было закреплено впоследствии в Едином европейском акте. Члены ЕП первоначально на протяжении

долгого периода отбирались парламентами государств - членов ЕЭС, и лишь в 1976 г. было достигнуто соглашение о прямых выборах. Первые выборы, как уже отмечалось, успешно прошли в 1979 г. и с тех пор проводятся каждые пять лет5.

До 1994 г. в Европейском парламенте насчитывалось 518 мест, при этом четыре крупнейших государства - ФРГ, Франция, Англия и Италия - имели каждое по 81 месту. После объединения Германии из-за увеличения электората на выборах 1994 г. она получила уже 99 мест, а Франция, Италия и Англия - по 87 мест каждая. Испания имела 64 места, Нидерланды -31, Бельгия, Греция и Португалия - по 25 мест. Дания - 15, Ирландия - 15, Люксембург - 6. Вступившие в ЕС новые страны - Австрия, Швеция и Финляндия - стали обладателями, соответственно, 21. 22 и 16 мест. Таким образом, к 1997 г. согласно ст. 138 Договора о ЕС число членов ЕП увеличилось до 626. За эти места и шла борьба на выборах в июне 1999 г. (см. табл.1 в приложении).

Следует особо отметить, что члены Европейского парламента по первоначально принятому закону могут быть одновременно и членами национальных парламентов. Правда, в настоящее время, как следует из помещенной в Интернете накануне выборов июня 1999 г. информации, Европарламент в своем большинстве возражает против этой нормы и высту пает против совмещения должностей. Совмещение двух функций остается к настоящему времени в силе лишь в четырех странах Союза - Бельгии, Греции, Испании и Австрии, частично в Ирландии. В Португалии, если член национального парламента избирается в Европарламент, его место занимает кандидат, занявший следующее за ним место на национальных выборах, если же он уходит из ЕП, то ему автоматически возвращается его место в португальском парламенте. На середину января 1999 г. в ЕП были трое французов, пятеро итальянцев и трое англичан, совмещавших должности европейского парламентария и члена национального парламента6.

По ранее принятым законам несовместимо исполнение обязанностей члена парламента с такими должностями, как пост в правительстве государства-члена, в Комиссии ЕС, судья, генеральный адвокат, секретарь Суда ЕС. Получаемое членом ЕП вознаграждение приравнено к окладам членов национальных парламентов. Члены Европейского парламента имеют также надбавки, зачастую превышающие сами оклады, и с них налог не взимается. Они обладают рядом привилегий и иммунитетов: свобода передвижения к месту заседаний и обратно, а также от процессуальных действий во время исполнения служебных

обязанностей, иммунитет от ареста и судебного преследования. По решению Парламента депутат может лишиться данных иммунитетов.

Согласно ст. 138а Договора о ЕС, политические партии на общеевропейском уровне являются важным фактором интеграции, содействуя формированию «европейской идентичности» и выражению политической воли гравдан Европейского союза. Члены Европейского парламента располагаются в зале заседаний по партийной принадлежности, а не в соответствии с принадлежностью к государствам-членам. Для получения признания в качестве отдельной европейской политической партии, называемой также «политической группой», она должна объединять определенный минимум членов ЕП. Большинство этих партий-групп представляют собой коалиции партий государств-членов. Нередко лишь одна, а в других случаях две-три партии играют в группе доминирующую роль. Так, Партия европейских социалистов включает в себя британских лейбористов, германских социал-демократов, а также социал-демократов и социалистов других стран, Европейская народная партия - христианских демократов ФРГ и других стран, британских консерваторов, группа «зеленых» - представителей партий различных стран, выступающих за сохранение экологически чистой и безопасной окружающей среды. При голосовании часто выясняется, что национальные приоритеты оказываются важнее, чем лояльность в отношении к одной их этих политических групп.

В Европейском парламенте, как и в других парламентах, существуют комитеты, в которых ведется большая часть работы. Ряд комитетов обеспечивает подготовку пленарных заседаний, в их числе - Комитет по законодательным вопросам и гражданским правам, Комитет по сельскому хозяйству и рыболовству, Комитет по контролю за исполнением бюджета и др. Вопрос рассматривается первоначально в Комитете, и последующее обсуждение в парламенте ведется на основе подготовленного соответствующим Комитетом доклада.

Ст. 140 Договора о ЕС обязывает Комиссию ЕС давать ответы на запросы ЕП или его членов. Другая статья - раздел V, J.7 - обязывает председательствующее в течение полугодия государство консультироваться с Европейским парламентом по важнейшим аспектам общей внешней политики и политики безопасности и предусматривает обращение парламента с вопросами к Совету ЕС. Ответы на поставленные ЕП запросы публикуются в «Official journal», являющимся источником информации о деятельности ЕС.

Ст. 138с Договора о ЕС дает ЕП право образовывать временные комитеты для расследования (по запросу четвертой части своих чле-

нов) нарушений или неверного применения законодательства Союза, исключая случаи, когда они являются предметом судебного рассмотрения. Подробные условия использования прав по расследованию предстоит установить общим соглашением между ЕП, Советом и Комиссией ЕС. Они будут касаться полномочий следственных комитетов, например, в том, могут ли они требовать от должностных лиц ЕС, членов Комиссии и министров правительств государств-членов дачи показаний. Ст. 138(3 Договора о ЕС предоставляет право любому гражданину ЕС индивидуально или совместно с другими обращаться с петицией в ЕП по вопросам, входящим в сферу компетенции ЕС. Это право распространяется также на лиц, не являющихся гражданами той или иной страны ЕС, но проживающих на ее территории, и на компании, имеющие зарегистрированное представительство в каком-либо государстве-члене. Это положение является юридическим признанием уже существующей практики.

Ст. 138е предоставляет Европейскому парламенту право назначения омбудсмена. наделенного правом принятия жалоб от любого гражданина Союза (а также, как и в предыдущем случае, от лиц, не являющихся гражданами, и зарегистрированных на территории ЕС представительств компаний), касающихся случаев плохой организации деятельности институтов и органов ЕС, за исключением Суда или суда первой инстанции, выступающих в роли судебного органа. Омбудсмен назначается после каждых выборов ЕП и исполняет полномочия до следующих выборов, он имеет право на повторное назначение. Его статус похож на статус члена Комиссии, он полностью независим при исполнении своих обязанностей и может быть освобожден от должности Судом по просьбе ЕП, если он более не соответствует условиям, необходимым для выполнения его обязанностей, или если он виновен в неправомерных действиях. Омбудсмен предоставляет ежегодный доклад Европейскому парламенту о результатах своих расследований.

Нормотворческий процесс в ЕС довольно сложен. В зависимости от предмета нормативные акты в рамках Договора о ЕС могут быть приняты тремя органами: Европейским парламентом совместно с Советом, самостоятельно Советом и Комиссией ЕС. Большинство актов принимается Советом, действующим самостоятельно. Но в соответствии с Единым европейским актом Европейскому парламенту недавно были приданы более широкие полномочия. В некоторых случаях ЕП обладает правом вето. Это касается таких вопросов, как новые нормы, принимаемые Советом ЕС, международные соглашения и вступление новых государств в ЕС.

Еще одна новая прерогатива Европейского парламента - утверждение назначения председателя и других членов Комиссии. После их выдвижения государствами-членами в качестве единого органа они подлежат утверждению путем голосования в ЕП. Так как Парламент обязан утвердить все назначения, он не имеет права вето в отношении отдельных кандидатов. Однако он может не утвердить все назначения, дав при этом понять, что готов изменить решение в случае, если будет отменено назначение, против которого он возражает. Если Парламент не утверждает новую Комиссию, члены действующей Комиссии продолжают исполнять свои функции до разрешения противоречия. Кандидата на пост председателя Комиссии назначают правительства стран-членов с общего согласия и после консультаций с Европейским парламентом.

Парламент также может вынести вотум недоверия и тем самым вызвать отставку Комиссии. Для этого необходимо собрать 2/3 голосов, т.е. большинство членов Европейского парламента. Отставка вступает в силу только после назначения новой Комиссии (как это и произошло в связи с недавней заменой ушедшей в отставку по обвинению в злоупотреблениях Комиссии во главе с Ж.Сантером на Комиссию под руководством Р.Проди).

Важнейшей функцией ЕП, как и других парламентов, является принятие бюджета Союза. Он утверждает бюджет совместно с Советом ЕС, который, кроме этого, наделен функциями принятия решений по большинству нормативных актов ЕС и заключению договоров с иностранными государствами.

Европейский парламент проводит ежегодные сессии и собирается во второй вторник марта. ЕП может быть созван на чрезвычайную сессию по требованию большинства своих членов и по требованию Совета или Комиссии. Председатель ЕП и другие должностные лица выбираются из числа членов Парламента. Решения принимаются абсолютным большинством голосов. Европейский парламент обсуждает на своем открытом заседании ежегодный общий доклад Европейской комиссии7.

Таковы наиболее существенные характеристики института Европейского парламента, его функций и полномочий. Надо сказать, что в ЕС постоянно ведется борьба за расширение полномочий Европейского парламента, которая приобретает все больше сторонников. Результаты этой борьбы проявляются в том, что без участия ЕП становится все труднее подготовить и провести в жизнь новые нормы, призванные улучшить функционирование институтов ЕС, содействовать

исполнению уже принятых нормативных актов, касающихся практически каждого проживающего в странах - членах Европейского союза гражданина. Таким образом, времена, когда ЕП называли лишь «залом для разговоров», ушли в прошлое. Более того, его наиболее важные полномочия, касающиеся -законотворчества и бюджета, подвергаются пересмотру в сторону увеличения прерогатив Европейского парламента.

Таким образом, борьба за обретение мест в новом составе ЕП принимает более острый характер. Ведь от того, сколько депутатских мест в ЕП получит та или иная политическая партия, зависят определение направления дальнейшего движения ЕС, развитие и совершенствование деятельности его институтов.

На этот раз в ходе выборов июня 1999 г. верх удалось взять представителям Европейской народной партии. Следовательно, политика ЕС будет в ближайшее время скорректирована в сторону предпочтения тем ценностям, за воплощение в жизнь которых традиционно боролись и борются христианско-демократические и консервативные партии Европы. Социал-демократы и социалисты, доминировавшие в прежнем составе парламента, ослабили свои позиции. Избиратели проявляют разочарование в способности социал-демократов проводить необходимую в данный момент политику.

Особенно отчетливо это можно проследить на примере такой страны, как Германия, где социал-демократы после неудачи на выборах в ЕП продолжали заметно терять свои позиции и на местном уровне (последние голосования во второй половине 1999 г. на выборах в ландтаги земель и муниципальные выборы лишь подтвердили эту негативную для СДПГ тенденцию). По-видимому, положения, высказанные в совместном документе «Третий путь/Новый центр»8, подписанном лидером правящих в настоящее время в Англии лейбористов Э. Блэром и канцлером ФРГ, социал-демократом Г. Шредером, проводимые им в жизнь, оказались чужды значительной части немецких избирателей.

Из-за невозможности в краткой статье прокомментировать результаты выборов во всех 15 странах ЕС позволю себе остановиться на их итогах лишь в ФРГ, депутаты от которой, имея 99 мест, занимают ведущее место в Европарламенте. Исход выборов в Германии во многом определялся внешнеполитическими моментами, теми нововведениями и реформами, которые пыталось осуществить находящееся менее года у власти правительство Шредера. Избиратели фактически проголосовали против этих реформ, призванных уменьшить неимоверно выросший в годы канцлерства христианского демократа X Коля

государственный долг и тем самым сбалансировать госбюджет. Среди них можно назвать лишь некоторые: введение двойного гражданства (реформа не прошла из-за сильного сопротивления оппозиционных сил, прежде всего ХДС/ХСС, активно поддержанных избирателями на местных выборах); предоставление с 2000 г. гражданства детям иммигрантов по их желанию, проживающих не менее 10 лет в ФРГ; пенсионная реформа, призванная облегчить затраты государства, возложив часть бремени на пенсионеров9. Все эти меры экономии, естественно, не могли не вызвать протеста большой части населения, что сказалось и продолжает сказываться на результатах выборов правящих СДПГ и «зеленых»10. Сыграли свою роль и внешнеполитические моменты, прежде всего почти безоговорочная, несмотря на некоторую разницу позиций ФРГ и США. поддержка коалиционным «социал-демократическо-зеленым» правительством действий НАТО в Косово, что потребовало немалых затрат, которые в конечном счете легли на плечи немецких налогоплательщиков.

Немецкая пресса цитировала произнесенную Шредером сразу же после неудачи СДПГ на выборах в Европарламент фразу: «Я понял избирателей»". Однако, судя по дальнейшим результатам выборов внутри страны, канцлер не до конца осознал, что проводимый им курс ведет к такой резкой потере избирательного потенциала СДПГ, которая отбрасывает ее намного назад в сравнении с наступающими сильными конкурентами - ХДС/ХСС справа и Партией демократического социализма слева (на недавно проводившихся земельных выборах в Саксонии ПДС обогнала СДПГ, став второй после ХДС по числу депутатских мандатов партией).

Как бы то ни было, результаты выборов в Европарламент говорят сами за себя. Победителем их стала ХДС/ХСС, получившая 48,7% голосов (ХДС при этом собрала по всей стране 10 627 337 голосов, или 39,3%, ее результат в 1994 г. - 11 346 073 и 32,2%; ХСС. соответственно, - 2 538 719 и 9.4%, ее результат 1994 г. - 2 393 374 и 6,8%). При этом ХСС у себя в Баварии добился убедительного результата - 65,4%. СДПГ набрала 8 306 142 голоса - 30,7% (в 1994 г. - 11 389 697 и 32,2%). ее союзники по коалиции «зеленые» - 1 740 906 голосов -6,4% (в 1994 г. - 3 563 268 и 13.1%). ПДС получила 1 567 376 - 5,8% (в 1994 г. - 1 670 316 и 4,7%) и таким образом впервые прошла в Евро-парламент. Но за бортом предусмотренного в ФРГ на выборах 5%-ного барьера осталась одна из ведущих партий - СвДП, получившая 820 106 голосов - всего 3%. В итоге 99 принадлежащих Германии мест из 626 распределились следующим образом: ХДС/ХСС - 53, СДПГ -

33, «зеленые» - 7 и ПДС - б12. Из 60 766 241 имеющих право голоса граждан ФРГ участие в выборах приняли лишь 27 472 760 - 45,5%. Недействительными оказались 418 038 бюллетеней. Для сравнения: на предыдущих выборах в Европарламент картина выглядела следующим образом: из 60473927 имевших право голоса им воспользовались 36295529 - 60,0%, недействительными были 884115 бюллетеней13.

Христианские демократы, уступившие в ФРГ социал-демократам на национальных выборах в сентябре 1998 г., взяли на этот раз реванш. Симпатизирующая им немецкая газета «Зюддойче цай-тунг» (единственная ежедневная газета в Германии, которая сочла нужным подготовить и опубликовать специальное досье «Европейские выборы-99») с заметным злорадством комментировала поражение «красно-зеленой» боннской коалиции и подчеркивала, что теперь в Европарламенте тон задают консерваторы. Вместе с тем один из комментаторов на страницах той же газеты отмечал, что в Страсбурге две крупнейшие группы - христианские демократы и социал-демократы -по важнейшим темам работают сообща как «большая коалиция»14.

Такого же мнения придерживается председатель Европейской комиссии Р. Проди, которого не смущает смена лидера в Европейском парламенте. Как отмечалось в одном из комментариев отечественной прессы, его спокойствие объясняется тем, что две крупнейшие партийные группы в Европарламенте традиционно тесно сотрудничают, сейчас они просто поменялись местами. В одном из интервью Проди заявил, что он хочет создать настоящее правительство ЕС, которое будет в полной мере отвечать за свои действия перед Европейским парламентом15.

В целом же доминирующее положение в Европарламенте в 1999 г., как и в ЕП предыдущего созыва, сохранили две крупнейшие партии - Европейская народная партия (ЕНП) и Партия европейских социалистов (ПЕС). Им совместно принадлежит 404 места (в 1994 г. они имели 415 мест). ЕНП располагает 224 местами (в 1994 г. - 201; далее в скобках указано число мест, которое имели парламентские фракции ЕП после выборов 1994 г.), ПЕС - 180 (214). Следующим идет объединение либерал-демократов - Европейская либеральная демократическая реформистская партия (ЕЛДРП) - 43 депутата (42). 38 (27) мест получили «зеленые». 35 (34) - Союз объединенных левых, сторонников партий коммунистического направления. Другие группировки значительно меньше по своему составу, например. Европейские радикалы - список Э. Боннино - получили лишь 13 (21) мест. Группа «Союз за Европу» имеет 17 (34) мандатов. Представители группы «Ев-

pona наций», в которую входят националистические, крайне правые партии, получили 21 (16) место. Некоторые депутаты не желают входить в какие-либо группы ЕП, сохраняя самостоятельность; таких на этот раз оказалось 55 (37) человек16 (см. табл. 2 в приложении). В целом в новый Европейский парламент вошли представители около 70 европейских партий. Подавляющее большинство депутатов выступают за дальнейшее развитие европейской интеграции, общеевропейских институтов, что, по их мнению, способствует благу и процветанию населения ЕС. Но есть среди депутатов и такие, кто хотел бы «свести на нет власть Европейской комиссии», а отдаленной целью ставят выход своей страны из Европейского союза (об этом заявил избранный в Европарламент председатель Независимой партии Соединенного Королевства Н. Фэредж). Все эти данные взяты мною из сообщений агентства «Европа», опубликованных в Интернете в первые дни после выборов, и вышедших тогда же номеров некоторых европейских газет и журналов17.

Славящаяся своими объективистскими аналитическими статьями швейцарская газета «Нойе цюрхер цайтунг» отмечала после выборов, что «Европейский парламент не является традиционным парламентом, из лона которого выходят правительства, так же как и ЕС не является Соединенными Штатами Европы с наднациональным кабинетом. Избирательный корпус в 15 государствах - членах ЕС в любом случае воспринимает данное парламентское собрание лишь как некий призрак»18. Несмотря на то, что незначительная активность избирателей во время выборов 13 июня 1999 г., казалось бы, подтверждает данный вывод, можно возразить, что долго выстраивавшиеся наднациональные органы ЕС, и в их числе Европейский парламент и утверждаемая им Европейская комиссия, обретают все больший вес в политической и общественной жизни объединенных в единое сообщество европейских стран.

Новый состав Европейского парламента приступил к работе в сентябре 1999 г. Главной его задачей при открытии заседаний стало утверждение состава предложенных ему кандидатур комиссаров Европейской комиссии и их утверждение на ближайшие пять лет. Возглавил Комиссию 59-летний беспартийный итальянец Р. Проди, бывший до октября 1998 г. премьер-министром Италии (отставка его правительства была вызвана выраженным ему национальным парламентом недоверием, причем все решилось большинством всего лишь в один голос; мне довелось в те дни быть в Италии и видеть, какой глубокий шок в политической жизни страны вызвало это решение парламента).

В стране, где сфера политики по всеобщему признанию подвержена разлагающему влиянию коррупции и где даже после серьезной чистки в ходе начатой в 1992 г. операции «Чистые руки» она еще до конца не преодолена, честность и принципиальность Проди снискали ему уважение граждан. Кандидатура Проди прошла без возражений в ходе слушаний в Европейском парламенте по утверждению состава Комиссии ЕС. Как отметило московское агентство «Интерфакс», капитан «команды» Проди с первых шагов на европейском поприще был признан прессой «нужным человеком, оказавшимся в нужном месте в нужное время»19.

Из 15 стран, входящих ныне в ЕС, четыре - Германия, Англия, Франция и Испания - представлены в Комиссии двумя комиссарами каждая. Представители ФРГ Г.Ферхойген и М.Шрайер занимаются соответственно вопросами расширения состава ЕС и бюджетной политикой. Ферхойген сразу же заявил, что ЕС будет очень жестко подходить к вопросу о расширении и первые шесть ближайших очередников еще не скоро получат право стать полноправными участниками ЕС. За региональную политику и внешнюю торговлю отвечают французы М.Барнье и П.Лами. Посланцы Великобритании Н.Киннок и К.Пэттен заняты проблемами реформ управления и внешней политики. Испанцы Л. де Паласио и П.Солбес контролируют проблемы транспорта и энергетики, а также валюты и финансов. Остальные 11 стран делегировали в Комиссию по одному представителю. Итальянец М.Монти занят развитием сотрудничества в рамках ЕС. Австриец Ф.Фишлер отвечает за сельское хозяйство, бельгиец Ф.Бьюскен - за научные исследования, голландец Ф.Болкестейн - за вопросы внутреннего рынка. Область деятельности ирландца Д.Бирна - защита потребителей, В.Рединг из Люксембурга занимается вопросами воспитания и культуры, компетенция датчанина П.Нильсена - помощь развитию. Наконец, шведка М.Вальстрём отвечает за охрану окружающей среды, финн Э.Лииканен - за развитие предпринимательства и информации, гречанка А.Диамонтопулу - за социальную политику, португалец А.Виторина - за внутреннюю политику и юстицию. При этом на двух заместителей Проди - многоопытного политика британца Н.Киннока и испанку Л. де Паласио - дополнительно возложены сложные обязанности. Первому предстоит заняться общей координацией проведения административных реформ, второй - налаживанием отношений с Европейским парламентом.

Что касается возрастного состава и политической ориентации членов Комиссии ЕС. утвержденной Европарламентом, то средний

возраст комиссаров составил 51 год (Проди, которому 59 лет, является одним из старейших в этой команде), а соотношение по политическим пристрастиям таково: 11 членов представляют левые партии, 5 - консервативные и либеральные и 4 члена беспартийные.

Возвращаясь к итогам выборов и роли Европейского парламента в жизни объединенных в ЕС 15 стран, следует отметить, что избиратели все еще не признали возросшее после подписания Амстердамского договора значение Европарламента. Задачей различных политических и образовательных структур ЕС, и в особенности масс-медиа, продолжает оставаться обеспечение всестороннего знакомства граждан с первостепенными вопросами, возникающими внутри Союза, и с путями их решения, предлагаемыми теми или иными политическими силами. Следует учитывать тот важный факт, что граждан единой Европы все же в большей мере интересует касающаяся их непосредственно внутренняя, а не внешняя политика ЕС. Они мало осознают, что принимаемые ЕП законы имеют непосредственное отношение к каждому из них. Возможно, они еще недостаточно ощущают, что развитие институтов Союза во многом зависит от их воли, проявляемой в том числе и во время голосования каждые пять лет при избрании нового Европарламента. Многие обозреватели, комментировавшие последние выборы в ЕП, признавали, что необходимо предпринять немало усилий для того, чтобы добиться более активного участия избирателей на выборах в Европарламент 2004 г. Как бы то ни было, безусловно, Европейскому парламенту отводится одна из главных ролей в процессе дальнейшей интеграции Евросоюза. Несомненно, что со своими задачами этот важнейший институт ЕС до сих пор неплохо справлялся. И это позволяет надеяться, что он будет справляться с ними не хуже в наступающем XXI в.

Приложения

Таблица 1

"Кто сколько весит в Европейском союзе"

Страны - члены Число депу- Голоса Число жителей

Европейского татов в Евро- членов Евро- (в млн.)

союза парламенте пейского совета

Бельгия 25 5 10,159

Дания 16 3 5,262

Германия 99 10 81,912

Греция 25 5 10,475

Испания 64 8 39,260

Франция 87 10 58,375

Ирландия 15 3 3,626

Италия 87 10 57,380

Люксембург 6 2 0,416

Нидерланды 31 5 15,517

Австрия 21 4 8,059

Португалия 25 5 9,930

Финляндия 16 3 5.125

Швеция 22 4 8,843

Великобритания 87 10 58.782

Источник: Zeit. - Hamburg, 1999. - N 42. - 14 Oktober. - S.7.

Таблица 2

Распределение мест в Европарламенте после выборов 10-13 июня 1999 г. (в скобках указываются результаты предыдущих выборов 1994 г.)

Объединенные левые 35 (34)

«Зеленые» 38 (27)

Социалисты 180 (214)

Радикалы 13 (21)

Либералы 43 (42)

ЕНП 224 (201)

Союз за Европу 17 (34)

Европа наций 21 (16)

Независимые 55 (37)

Источник: Economist. - L., 1999. - June 19-25. - Р.31.

Примечания:

1 Internet: Europarl/elect99/elect99/election/law/en/lam01en.htm. - P.l.

2 См.: Euro-apathy //Economist. -L„ 1999. - June, 19. -P.20.

3 How they voted-or didn't // Ibid. - P.32-33. Подробная информация об этих выборах содержится на специальных страницах Европарламента в Интернете (ссылаюсь в данном случае на франкоязычный вариант: Election Parlement europeen 1999 - Lois elect. // http//www.europarl.eu.int.).

4 Schmidt H. Wege aus Europas Krise // Zeit. - Hamburg, 1999. - N 42. -14 Okt. - S.6-7. ■

5 Довольно полное представление о процедуре проведения евровыборов и самом Европейском парламенте, результатах прошедших в 1979 и 1984 гг. первых двух выборов в ЕП можно получить из книги: Woyke W. Europäische Gemeinschaft, Europäisches Parlament, Europawahl. - Opladen, 1984. - 160 S.

6 Internet: Election to the European Parliament: 10-11 a. 13 June 1999: Electoral procedure // electOl .jpg // http:// www.europarl.eu.

7 См.: Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. - М.: Юни-ти, Закон и право; Будапешт: Colpi, 1998. - С.28-39; 593-596.

8 Blair Т., Schröder G. Europe: The Third Way / Neue Mitte. - L., 1999. -13 p. in recto.

9 См., например: Marshall M. Zukunftprogramm: Das Reformpaket 2000 // Deutschland: Zeitschrift für Politik, Kultur, Wirtschaft u. Wissenschaft. - Frankfurt a.M., 1999. - N 4. - S.6-7; Angebot zur Integration: Aussländer können leichter Deutsche werden // Ibid. - S.8-9

10 Leyendecker H. Spass am Abstrafen: Die SPD u. ihre (Nicht-) Wähler: Das Desaster der Sozialdemokraten ist auch haus gemacht // Süddeutsche Ztg. -München, 1999. - Jg.55. - 15.Juni. - S.7; Rückkehr der Innenpolitik in Deutschland: Lange Gesichter bei der SPD // Neue Zürcher Ztg. / Intern. Ausgabe. -1999. - 15.Juni. - S.5.

11 Schröder: Ich habe die Wähler verstanden // Süddeutsche Ztg. - München, 1999. - Jg.55.-15.Juiü.-S.l.

12 Ibid.

13 Endergebnis der Europawahl für Deutschland // Ibid.

14 Oldag A. Im neuen Europa-Parlament geben die Konservativen Ton an: Der Machtwechsel wird vermutlich wenig ändern: Bei wichtigen Themen arbeiten Christ- und Sozialdemokraten seit langem wie eine grosse Koalition zusammen // Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Гаврилов Ф. Европейская комиссия станет настоящим правительством ЕС: За кулисами // "Интерфакс АИФ". - М., 1999. - 25 июня.

16 Internet: http://www2.europarl.eu.mt/election/results/eurl5.tab.htm. - Р.1-2; Europe's voters stay athome//Economist. -L., 1999. - June 19. -P.31.

Bulletin quotidien Europe. - Brüssels, 1999. - 14-15 June. -No7486. -P.3-10; 16 June. - No 7487. - P.3.

18 Schemenhaftes Parlament der EU//Neue Zürcher Ztg. - 1999. - 15. Juni. -N 135.-S.4.

19 Мыльников Ф. Комиссия сформирована, парламент согласен: Романо Проди провел свою команду через страсбургские тернии // Интерфакс. Время. Полит.-экон. еженедельник. - М., 1999. - № 38. - 16-22 сент. - С.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.