Научная статья на тему 'Запад и восток: Россия в диалоге культур'

Запад и восток: Россия в диалоге культур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4044
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / УРБАНИЗАЦИЯ / ЕДИНСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ / СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / ЗАПАД / ВОСТОК / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАПИТАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / СЛАВЯНОФИЛЬСТВО / CIVILIZATION / CULTURE / URBANIZATION / UNITY OF CIVILIZATIONS / COLLISION OF CIVILIZATIONS / WEST / EAST / MODERNIZATION / CAPITALISM / COLLECTIVISM / SLAVOPHILISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атласкиров Альберт Русланович, Соколова Алла Николаевна, Курбатов Владимир Иванович

В статье затрагиваются проблемы цивилизационного выбора, стоящего перед Россией. Раскрывается содержание понятия цивилизация, выделяются позиции некоторых ученых относительно глобальных тенденций в укреплении и становлении различных цивилизаций. Приводятся социологические данные, показывающие раскол в российском обществе по поводу своей цивилизационной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

West and East: Russia in dialogue of cultures

This paper examines problems of the civilizational choice facing Russia. The paper sheds light on the content of a concept of civilization and positions of some scientists concerning the global tendencies in strengthening and development of various civilizations. The sociological data showing split in the Russian society as regards the civilizational identity are provided.

Текст научной работы на тему «Запад и восток: Россия в диалоге культур»

социология

УДК316.322:316.72 ББК 60.033.15 А 92 А.Р. Атласкиров,

аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, тел. 8 929 885 13 66

A.Н. Соколова,

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки и методики музыкального воспитания, тел. 8(8772) 52-16-08

B.И. Курбатов,

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского-на-Дону филиала Московского государственного университета технологии и управления, E-mail: kurbashy@list.ru

Запад и Восток: Росси я в диалоге культур

(Рецензирована)

Аннотация . В С2а2ье за2рагиваю2ся проблемы цивилизационного выбора, с2оящего перед Россией. Раскрывае2ся содержание поня2ия цивилизация, выделяю2ся позиции неко2орых ученых о2носи2ельно глобальных 2енденций в укреплении и с2ановлении различных цивилизаций. Приводя2ся социологические данные, показывающие раскол в российском общес2ве по поводу своей цивилизационной иден2ичнос2и.

Ключевые слова: Цивилизация, куль2ура, урбанизация, единс2во цивилизаций, с2олкновение цивилизаций, Запад, Вос2ок, модернизация, капи2ализм, коллек2ивизм, славянофильс2во.

A.R. Atlaskirov,

Post-graduate student of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, ph.: 8 929 885 13 66

A.N. Sokolova,

Doctor of Art Criticism, Professor of Department of the Theory and History of Music and Technique of Musical Education, ph.: 8 (8772) 52-16-08 V. N. Kurbatov,

Doctor of Philosophy, Professor of Department of the Humanities, Rostov-on-Don Branch of the Moscow State University of Technologies and Management, E-mail: kurbashy@list.ru

West and East: Russia in dialogue of cultures

Abstract. This paper examines problems of the civilizational choice facing Russia. The paper sheds light on the content of a concept of civilization and positions of some scientists concerning the global tendencies in strengthening and development of various civilizations. The sociological data showing s plit in the Russian society as regards the civilizational identity are provided.

Keywords: civilization, culture, urbanization, unity of civilizations, collision of civilizations, West, East, modernization, capitalism, collectivism, Slavophilism.

Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причин интереса к этой проблеме несколько. Во-первых, развитие научнотехнической революции в современном мире способствует быстрому формированию автоматизированного, информационного, технологического способа производства во всех странах Запада и Востока. Во-вторых, в свя зи с переосмыслением практики социалистического строительства в СССР и других странах и выводах о его «казарменном», «феодальном» и т. п. характере, переориентации этих стран на капиталистическое развитие возродились споры о двух основных цивилизация х

— Западной и Восточной. Возникла дилемма: существует одна человеческая цивилизаци я и ли несколько? Формационный ли подход или же цивилизационный я вл я ется научным при объя сне-нии пути общественного развития ?[1]

Для начала попытаемся найти определение пон яти я «цивилизаци я». Пон я тие «цивилизаци я» прочно вошло в научный аппарат «философских историков», по-видимому, к середине XVIII в. Становление его св зано с философской традицией естественного права, восход щей к трактатам позднеримских правоведов (раздел я вших пон я ти я «право народов» и «положительное, гражданское право» как естественное и искусственное тела). Слово «циви-лизаци » произведено от латинского сгуШэ — гражданский, общественный, государственный. В XVII-XVIII веках « цивилизованность» понималась как противоположность «дикости». Однако в XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества.

Согласно Канту, цивилизация на-чинаетс с установлени человеком

правил человеческой жизни и человеческого поведени я. Цивилизованный человек — это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его об зательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека

в другом. Культуру Кант свя зывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определ ет человеческие действи не общеприн тыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основани ми самого человека, его совестью. [2]

Во всем мире, кроме Германии, прин то понимать цивилизацию как культурную целостность. Немецкие мыслители дев тнадцатого века провели четкую грань между понятиями « цивилизаци » , которое включало в себ технику, технологию, материальные факторы, и «культура» , которое подразумевало ценности, идеалы и высшие интеллектуальные, художественные и моральные качества общества. Это разделение до сих пор при-н то в Германии, но больше нигде. Некоторые антропологи даже перевернули это взаимоотношение и заговорили о культурах как о характеристиках примитивных, застывших, неурбанизированных обществ, в то врем как более сложные, городские и динамичные общества — это цивилизации. Эти попытки провести разграничение между культурой и цивилизацией, однако, не были подхвачены, и вне Германии бытует единодушное согласие насчет того, что «было бы заблуждением на немецкий манер пытатьс отделить культуру от ее основы — цивилизации». [3]

Л. Морган, Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историкофилософской литературе получила признание мысль о существовании разных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представл лс тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах. [4]

А. Дж. Тойнби выделял существование 21 цивилизации. Он говорил, что тезис о « единстве цивилизации» я вляется ложной концепцией, весьма популя рной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием со-

циальной среды. Одна из причин, породивших это заблуждение, заключается в том, что современная западная цивилизаци я распространила свою экономическую систему по всему миру. За экономической унификацией, которая зиждется на западном основании, последовала и политическая унификация, имеющая то же основание и зашедшая почти столь же далеко. Несмотря на то, что политическая экспансия западного мира в наши дни не столь очевидна и наступательна, как экспансия экономическая , тем не менее, около 60-70 государств современного мира, включая также существующие не западные государства, в настоящее время оказались членами (в разной степени включенности) единой мировой системы государств с единым международным правом.

Западные историки преувеличивают значимость этих явлений. Во-первых, они считают, что в настоя щее врем унификаци мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершена унификаци и по другим на-правлени м. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая, таким образом, роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволя ющей пока говорить о создании единой цивилизации, тем более ото-ждествл ять ее с западным обществом.

Западное общество провозглашается, тем не менее, цивилизацией уникальной, обладающей единством и неделимостью, — цивилизацией, которая после длительного периода борьбы достигла, наконец, своей цели — мирового господства. А то обстоятельство, что ее экономическая система держит в своих сетях все человечество, представляется как «небесная свобода чад Божиих» [5].

На протяжении более четырехсот лет национальные государства Запада — Британия, Франция, Испания, Австрия, Пруссия, Германия, США и другие — представляли собой многополюсную международную систему в пределах западной цивилизации. Они взаимодействовали и конкурировали друг с другом, вели войны друг против

друга. В то же время западные нации расшир лись, завоевывали, колонизировали и оказывали несомненное вли -ние на все остальные цивилизации. Во врем холодной войны глобальна политика стала бипол рной, а мир был разделен на 3 части. Группа наиболее процветающих и могущественных держав, ведомая США, была вт я нута в широкомасштабное идеологическое,

экономическое и временами военное противостоя ние группе небогатых коммунистических стран, сплоченных и ведомых СССР. Этот конфликт в значительной степени про вл лс за пределами двух лагерей — в третьем мире, который состо л зачастую из бедных, политически нестабильных государств, которые лишь недавно обрели независимость и заявили о политике непри-соединени .

В конце 1980-х коммунистический мир рухнул, и международная система времен холодной войны стала историей. В мире после холодной войны наиболее важными между людьми стали уже не идеологические, политические или экономические различи , а культурные. Народы и нации пытаютс дать ответ на самый простой вопрос, с которым может столкнуться человек: кто мы есть. И они отвечают традиционным образом — обратившись к понятиям, имеющим для них наибольшую важность. Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, исто-ри , ценности, обычаи и общественные институты. Они идентифицируют себ с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными общинами, наци ми и — на самом широком уровне — цивилизаци ми. Не определившись со своей идентичностью, люди не могут использовать политику дл преследовани собственных интересов.

Основными игроками на поле мировой политики остаютс национальные государства. Их поведение, как и в прошлом, определ етс стремлением к могуществу и процветанию, но опре-дел етс оно и культурными предпо-чтени ми, общност ми и различи ми.

Наиболее важными группировками государств явля ются уже не три блока времен холодной войны, но, скорее, семь или восемь основных мировых цивилизаций. Не — западные общества, особенно в Южной Азии, повышают свое экономическое благосостояние и создают основу для увеличения военной мощи и политического вли ни . С повышением могущества и уверенности в себе не западные страны все больше утверждают свои собственные ценности и отвергают те, которые «на-вя зывает» им Запад. «Международная система двадцать первого века, — заметил Генри Киссинджер, — будет со-сто ть по крайне мере из шести основных держав — США, Европы, Китая, Японии, России и возможно Индии, а также множества средних и малых государств» [3].

В этой св зи было бы интересно проанализировать противоречи , терзавшие и терзающие до сих пор все слои нашего общества по поводу цивилизационного самоопределени России. Существует два принципиально различных понимани современной

России (впрочем, это можно сказать и о царской романовской России, где велись оживленные споры по тому же поводу). Россию можно понимать либо как страну, либо как самосто тельную цивилизацию. В зависимости от прин -того решени , как мы понимаем Россию, будет определяться и структура наших отношений с Западом.

Если Росси — страна, то ее следует соотнести с другими странами, например, такими, как Франция, Германия , Англия или США. В этом случае ее придется отнести к Европе (по частичному географическому расположению, преобладанию христианства и индоевропейскому происхождению доминирующих слав нских этносов — в первую очередь, великороссов) и, соответственно, к Западу. Многие считают Россию европейской державой. Такое мнение преобладает:

— у романовской аристократии;

— у русских западников и

— у современной российской политической элиты.

Из уст представителей нашей политической элиты мы неоднократно слышали высказывани о том, что «Росси

— европейска страна». Если встать на эту позицию, то надо почти сразу признать, что Росси — «плоха , а то и вовсе ужасная европейская страна», т. к. она вно выпадает из того, что при-н то считать нормативным образцом западной цивилизации. Ценностна , социальна , политическа , культурна и психологическая идентичность России настолько отличаются от европейского и американского общества, что сразу же возникает сомнение в ее принадлежности к Западу.

Самый главный критерий при этом

— природа российской модернизации. При ее рассмотрении мы вно видим все признаки экзогенности, т. е. внешнего происхождения модернизационно-го импульса, который не вызревал внутри самого общества, но искусственно и насильственно (авторитарно или тоталитарно) нав зывалс сверху тиранической властью деспота (Петр Великий) или экстремистскими фанатиками (большевики). В России не вызревали и не вызрели:

— ни капитализм;

— ни индивидуализм;

— ни демократи ;

— ни рационализм;

— ни лична ответственность;

— ни правовое самосознание;

— ни гражданское общество.

Напротив, преобладали и преобладают до сих пор такие установки традиционного общества, как:

— патернализм;

— коллективизм;

— иерархичность;

— отношение к государству и обществу как к семье;

— превосходство морали над правом, этического мышления над рациональным и т. д. [6]

Начина с царской романовской России, в научных кругах велись ожесточенные споры между западниками и слав нофилами. Росси впитывала многие европейские черты — как ценностные, так и технологические, но адаптировала их к своему собственному

укладу и заставляла служить своим интересам и своим ценностя м. Она активно черпала у Запада различные элементы, но этим Западом упорно не становилась. Отсюда — крайнее раздражение людей Запада (и особенно русских западников) в отношении России, которая представ-л яется им зловещей и агрессивной «карикатурой на Европу», имитирующей

ее внешние формы, но вкладывающей в них свое исконно русское содержание.

В данном случае было бы интересно привести результаты социологического опроса, который проводился Левада-Центром в 2010г. Респондентам был задан вопрос: «От кого, на Ваш взгл яд, прежде всего, исходит внешня я угроза?» [7].

статистические данные в %

□ от стран Запада

□ от исламских стран

□ от Китая

□ от других стран

□ затрудняюсь ответить

Из этих показателей можно сделать вывод, что противоречивость отношения граждан России к этим двум цивилизация м (если исламские страны и Китай отнести к Востоку) касается не только симпатий и предпочтений, но и возможной угрозе родине.

Можно отметить, что эти противо-речи и неопределенность в своей принадлежности к какой-либо цивилиза-

ции раздирали и раздирают не только русских, но и практически все народы, живущие в этой стране.

По данным социологического

опроса, который проводился в ВУЗах Кабардино-Балкарской республики,

среди студентов и преподавателей адыгской национальности, частью западной культуры считают себя 42,5% респондентов, а восточной 40,5%:

статистические данные в %

□ западной

□ восточной

□ мы являемся чвстью и запада и востока

Следует отметить, что молодежь от 14 до 18 лет больше склоняется на восток:

статистические данные в %

□ запада

□ востока

□ мы являемся частью и запада и востока

На наш взгляд, такое соотноше- го окружения на респондентов данного ние в пользу Востока св зано с все еще возраста. большим влия нием семьи, социально-

Но вот уже респонденты в возрасте от 26 до 35 лет отвечали по-другому:

статистические данные в %

□ запада

□ востока

□ мы являемся частью и запада и востока

Такое превосходство прозападно зающими российскую интеллигенцию,

настроенных над остальными, скорее да и все общество в целом.

всего, объ я сн я ется тем, что на респон- В продолжающейся уже длительное

дентов в этом возрасте семья и соци- врем я дискуссии о месте России в ми-

альное окружение вли я ют меньше, а ровой культуре и диалоге между Восто-

приоритетом я вл я ется экономическая ком и Россией, Западом и Россией ощу-

самосто тельность и состо тельность в щаетс большой интерес в определении

обществе. Отсюда и предпочтение бога- ее прошлого, настоя щего, будущего.

тому и процветающему Западу. В настоя щее врем я России помимо эко-

Из этих данных видно, что вли я ние номических вопросов придется решать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественной мысли в России на ады- и глобальные вопросы ассимиля ции

гов КБР как в прошлом, так и в насто- культур Востока и Запада, развивая

ящем велико. И было бы удивительно, диалогические формы взаимодействия

если, живя в одной стране, в течение с другими цивилизациями, а не фор-

нескольких столетии, адыги КБР ока- мы конфронтации, осуществлять по-

зались бы не затронутыми противоре- иск собственного пути развити , свою

чи я ми и «поисками самого себя», тер- идентичность.

Примечания :

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. 2 -е изд., испр. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 254.

2. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 2. М., 1963-1966. С. 192, 204.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева. М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 46.

4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2006. С. 23.

5. Тойнби А.Дж. Постижение истории / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Айрис-пресс, 2010. С. 86-87.

6. Россия и Запад: что раз деля ет?: материалы постоя нно действующего научного семинара). М., 2009. Вып. 17. С. 33-34.

7. Общественное мнение — 2010. М.: Левада-Центр, 2011. С. 223.

References:

1. Philosophy: a textbook / ed. by V.N. Lavrinenko. 2-d ed., corrected and enlarged. M.: Yurist, 2004. P. 254.

2. Kant I. Works: in 6 v. V. 2. M., 1963-1966. P. 192, 204.

3. Huntington S. The clash of civilizations / transl. from English by T. Velimeev. M.: AST: Astrel, 2011. P. 46.

4. Karmin A.S., Novikova E.S. Culturology. SPb.: Piter, 2006. P. 23.

5. Toynbee A.J. A Study of History / transl. from English by E.D. Zharkov. M.: Airis-press, 2010. P. 86-87.

6. Russia and West: what separates them? : materials of constantly working scientific seminar. M., 2009. Issue No. 7. P. 33-34.

7. Public opinion — 2010. M.: Levada-Center, 2011. P. 223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.