Научная статья на тему 'Заочное обучение в представлении студентов'

Заочное обучение в представлении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / форма обучения / заочное обучение / взаимосвязь производственной и учебной деятельности / мотивация обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупова О. В.

Рассматриваются мотивационные факторы выбора формы образования, прежде всего заочной его формы, взаимосвязь производственной и учебной деятельности студентов, перспективность заочной формы получения высшего образования. Автор статьи приходит к выводу, что главной является не форма обучения, а мотивация, с которой тот или иной абитуриент пришел в вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заочное обучение в представлении студентов»

УДК: 316.74:37.018

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

© О. В. Якупова

Пермский государственный технический университет Россия, 614990 г. Пермь, Комсомольский проспект, 29.

Е-mail: [email protected] Тел.: +7 (342) 219 85 24.

Рассматриваются мотивационные факторы выбора формы образования, прежде всего заочной его формы, взаимосвязь производственной и учебной деятельности студентов, перспективность заочной формы получения высшего образования. Автор статьи приходит к выводу, что главной является не форма обучения, а мотивация, с которой тот или иной абитуриент пришел в вуз.

Ключевые слова: образование, форма обучения, заочное обучение, взаимосвязь производственной и учебной деятельности, мотивация обучения.

Образование является открытой и динамично развивающейся системой. В то же время образование как социальный институт тесно взаимосвязано с другими социальными институтами. Благодаря этому взаимодействию возможны качественные изменения внутри каждого из институтов как самостоятельных систем [1, с. 82].

В системе российского образования ставится цель не только сформировать у человека способность усваивать передаваемые научные знания, но и потребность самостоятельно их приобретать и способы деятельности, опыт самообразования и самовоспитания, где базой служат как естественные, так и социально-гуманитарные науки, а также искусство. Студенты должны понять, что фундаментальное знание - это не «балласт» в системе рыночных отношений, а перспективное средство для достижения самых высоких жизненных и профессиональных целей.

Перед вузами встает задача удовлетворения потребностей потребителей на рынке образовательных услуг и рынке труда. Очевидно, что обе группы потребителей заинтересованы в результатах деятельности вуза по выпуску качественных специалистов. Специалисты с высоким качеством подготовки обладают повышенной способностью к восприятию и использованию на практике новых научных идей, технических способов и методов производства и управления, то есть они не только работают производительнее с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются имеющимися ресурсами [2].

Образование - один из главных компонентов человеческого потенциала, важнейший институт социализации и фактор продвижения молодых вверх по социальной лестнице. Соответственно, образование может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, в какой степени современная молодежь по уровню образования готова в ближайшем будущем взять на себя ведущую роль в становлении и развитии экономики, основанной на знаниях. Во-вторых, как образование способно помочь молодым людям успешно самореализоваться, встроиться в современную общественную жизнь,

в социально-политическую, экономическую, духовную реальность.

Высшая школа как социальный институт обеспечивает статусное и ролевое воспроизводство общества, в первую очередь молодежи, а также его стабилизацию при сохранении необходимой меры соотношений традиций и новаций в управленческих стратегиях [3].

Вопрос о том, является ли заочная форма обучения рациональной, остается актуальным еще с момента появления первых заочных факультетов. Те, кто стал противниками данной формы обучения, в качестве главного своего аргумента приводят недостаточный контроль над обучением студента-заочника. По их мнению, данный факт приводит к тому, что уровень полученных заочно знаний существенно отличается от уровня знаний студента, окончившего дневное отделение. Чтобы согласиться с этим утверждением либо опровергнуть его, необходимо провести детальный анализ всех положительных и отрицательных сторон заочного обучения, а также определить эффективность заочного обучения в представлении студентов.

По результатам исследования, проведенного в 2008-2009 годах в Пермском государственном техническом университете, 21.3% студентов заочной формы обучения считают заочное обучение перспективной формой получения высшего образования, и только 2.6% студентов ответили отрицательно на данный вопрос (рис. 1). Исследование проводились автором статьи в 2008-2009 годах в Пермском государственном техническом университете, в ходе исследования было опрошено 492 студента заочной формы обучения.

Прослеживается зависимость между наличием работы у студента и предпочтением в форме получения образования, так работающие студенты в большей мере склонны считать перспективной заочную форму обучения (табл. 1).

Наиболее весомым и решающим фактором в определении перспективности заочного обучения самими студентами является усиление взаимосвязей между производственной и учебной деятельностью студентов.

Рис. 1. Перспективность заочного обучения.

Реальная ситуация на рынке труда в настоящее время такова, что выпускнику мало иметь отличные оценки по предметам, даже небольшой опыт работы и организаторские способности могут оказаться решающими факторами при принятии решения о приеме на работу. Работодатели отмечают как негативную характеристику молодых специалистов отсутствие первоначального трудового опыта, довольно низко оценивают их готовность решать конкретные практические задачи и брать на себя ответственность за принятые решения. Излишний академизм и теоретическая направленность высшего профессионального образования приводят к очередному противоречию - возникновению несоответствия между достаточной теоретической подготовкой и малым (или полностью отсутствующим) опытом трудовой деятельности выпускника вуза [4].

Потребность в знаниях, познавательные интересы заочников, цели и мотивы получения высшего образования во многом формирует общественная и трудовая жизнь, в которой они участвуют. В свою очередь, их жизненный опыт оказывает непосредственное влияние как на мотивацию, так и на сам процесс восприятия учебного материала. Студенты-заочники расценивают знания, получаемые в вузе, как средство, которое они сейчас же могут использовать для решения разного рода профессиональных и жизненных проблем. Их ориентация на образование как на необходимость иметь больше знаний, как на жизненную и духовную потребность представляет собой важнейший источник положительных чувств и настроений, благоприятно сказывающихся на процессе обучения.

Опрошенные студенты заочной формы обучения, определяя взаимосвязь производственной и учебной деятельности, считают: работа не мешает учебному процессу - 36.8%; работа помогает применять на практике получаемые в процессе обучения знания - 33.7%; работа мешает успешно осваивать учебную программу -20.3%; не хватает времени на учебу, трудно совмещать работу с учебой - 1.6% (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь производственной и учебной деятельности

В представлениях современного молодого человека обучающиеся на дневном отделении студенты, как правило, общаются в довольно замкнутой среде. Заочник же живет сразу в двух или трех социальных сферах (вуз, коллектив, семья), соединяет в себе множество социальных функций, а поэтому все приобретенное в вузе сразу же внедряется им в самые различные сферы: в семью он несет новые культурные навыки, на работу - новые знания, идеи, новые формы общения с коллегами.

Эффективность образования во многом зависит и от того, какие цели ставят перед собой студенты, в первую очередь, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. Мотивационным фактором выбора формы обучения, прежде всего заочной его формы, выступают следующие основания:

• мотивы поступления в вуз заочников в подавляющем большинстве случаев общественно значимы и профессионально направлены. Поэтому выпускник-заочник, даже на первых порах уступая в знаниях выпускнику-очнику, в жизни часто оказывается более перспективным специалистом;

• мотивацией обучения на заочном отделении может стать желание совершенствовать свои знания и умения для последующего карьерного и морального роста для уже сформировавшей свое мировоззрение личности. Это касается, прежде всего, людей, работающих на каких-либо предприятиях и в организациях. Их желание получить высшее образование связано с необходимостью идти вверх по карьерной лестнице, получать в процессе учебы недостающие знания для производственной деятельности, а при наличии такой задачи качество обучения значительно возрастает. Такие студенты используют свои знания непосредственно на практике и видят целесообразность дальнейшего обучения.

Данное основание подтверждает проведенное автором исследование, в ходе которого выявлена зависимость между наличием у студента работы и рангом, на котором находится тот или иной мотив получения высшего образования. Работающие студенты связывают получение высшего образования в первую очередь с продвижением по служебной лестнице, желанием углубить знания по своей специальности (табл. 2);

Таблица 1.

Определение перспективности заочной формы обучения (удельный вес в% студентов, указавших перспективность формы обучения в группах, равен 100)

Перспективна ли Абсолютное значение %

заочная форма обучения Всего Работающие Неработающие

Да 105 21.3 21.4 19

Скорее «да», чем «нет» 269 54.7 55.4 47.6

Скорее «нет», чем «да» 105 21.3 20.5 31

Нет 13 2.6 2.7 2.4

Таблица 2.

Мотивы получения высшего образования (удельный вес в% студентов, указавших несколько мотивов получения высшего образования, в группе студентов больше 100).

Мотивы получения высшего образования Абсолютное %

значение Всего Работающие (ранг) Неработающие (ранг)

Углубить знания по своей специальности 138

Продвинуться по служебной лестнице 232

Освоить смежную специальность 136

Получить другую специальность 184

Заниматься наукой 4

Расширить общий кругозор 139

Что-то еще, другое 7

• потребность в получении высшего образования ощутили люди со средним профессиональным образованием, чья специальность утратила актуальность и не пользуется спросом в современных реальных условиях. Т акие студенты рассчитывают обрести новую, актуальную для них специальность, которая позволила бы найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять более высокий статус в обществе;

• мотивом получения заочного образования выступает желание не потерять рабочее место у тех людей, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, которую им предоставило первое образование. К этой категории относятся, например, главные бухгалтеры с педагогическим или медицинским образованием, заместители директоров производственных и коммерческих фирм с гуманитарным или естественно-научным образованием. Таким людям необходим диплом по новой специальности, поэтому они принимают решение в пользу заочной формы получения образования;

• немалую роль при выборе заочной формы обучения играет территориальная общность, т. е. удаленность высших учебных заведений от места жительства. В этом случае заочная форма обучения позволяет получить высшее образование

28 29.2 (3) 16.7 (5)

47.2 47.3 (1) 47.6 (2)

27.6 27.9 (5) 26.2 (3)

37.4 36.2 (2) 50 (1)

0.8 0.8 (7) -

28.3 29 (4) 21.4 (4)

1.4 1.3 (6) 2.4 (6)

м е щ я д о х д о п для человека месте, в удобное время

и в удобном темпе;

• одной из мотиваций выбора заочной формы обучения является жизненная неопределенность, вследствие которой юноша или девушка после получения аттестата о среднем образовании не имеют четко определенных планов в дальнейшем жизненном пути. Поставленная ими цель сводится не к получению какой-либо конкретной специальности, а получению высшего образования в целом. Таким людям, обучаясь по любой из форм образования, будет сложно достигнуть определенных результатов в учебе и производственной деятельности, они чаще всего выбирают заочную форму обучения, ориентируясь на минимальный контроль и нагрузку.

Проведенное в Пермском государственном техническом университете исследование позволяет говорить о том, что основным мотивом получения высшего образования является возможность продвижения по карьерной лестнице - 61.2%; на втором месте - желание иметь интересную работу, престижную профессию - 57.5%; на третьем месте в ранге мотивов - достижение материального благополучия в дальнейшем - 53.5% (табл. 3).

Таблица 3.

Мотивационные факторы выбора высшего образования (удельный вес в% студентов, указавших несколько мотивов выбора высшего образования, в группе студентов больше 100).

Мотивы получения высшего образования Абсолютное значение % Ранг

Возможность продвижения по карьерной лестнице 301 61.2 1

Желание иметь интересную работу, престижную профессию 283 57.5 2

Достижение материального благополучия в дальнейшем 263 53.5 3

Возможность с помощью высшего образования получить более высокий статус в обществе 257 52.2 4

Возможность самосовершенствования, расширения своего культурного кругозора 181 36.8 5

Высшее образование гарантирует трудовую занятость (возможность трудоустройства) 149 30.3 6

Возможность получить диплом как таковой и начать свое дело 70 14.2 7

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что главной является не форма обучения, а мотивация, с которой тот или иной абитуриент пришел в вуз. Следовательно, зачастую не учебное заведение виновно в неполном получении знаний студентом, а сам студент является виновником того, что из него не вышел высококлассный специалист из-за неправильной мотивации. Современные студенты - это уже молодые люди, обладающие рациональным и прагматическим мышлением, четко осознающие, что только от них самих зависит их качество жизни в этом обществе.

В настоящее время основная причина интереса исследователей к студенчеству связана с ростом социально обусловленных требований к качеству подготовки выпускников. Общество заинтересованно не просто в достаточном числе специалистов, а в высокой их квалификации, умении самостоятельно, творчески мыслить, правильно оценивать ситуацию, брать на себя ответственность и т.д. [5, с. 18].

В представлении студентов современная форма заочного обучения имеет ряд несомненных плюсов.

Во-первых, студент меньше зависит в материальном плане от родительского кошелька или кредита на образование, так как имеет возможность устроиться на полноценную работу. В ходе проведенного автором исследования было выявлено, что 91.5% студентов заочной формы обучения имеют работу (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение работающих и неработающих студентов

Во-вторых, при условии работы по специальности приобретаемый практический опыт зачастую бывает важнее, чем абстрактные знания, которые дают в вузе.

В-третьих, работодатели стремятся сами готовить специалистов нужного им профиля, оплачивая стоимость обучения или ее часть за счет организации, что в современных условиях становится решающим фактором.

В-четвертых, часто необходимым становится и второе высшее образование. Человеку, имеющему семью и работу, не так-то просто получить его на дневной форме обучения, и в этом случае заочное обучение является вообще практически единственным выходом.

С расширением свободы выбора в образовательной сфере и увеличением контингента обучающихся в вузах появилась следующая реалия свободного рынка труда: количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Большинство фирм и учреждений предпочитают получать «готовых» специалистов с опытом работы если не по специальности, то в близкой области или с навыками профессиональной деятельности, свидетельствующими о способности человека быстро осваивать новые знания и профессиональные требования [6, с. 3]. В таких условиях заочное обучение в глазах современного студента представляет собой наиболее эффективную форму получения образования.

Исследование заочного обучения в представлении студентов позволяет сделать ряд выводов:

1. В современных условиях заочная форма обучения с точки зрения студента представляет собой одну из эффективных форм получения образования.

2. Наиболее весомым и решающим моментом в определении перспективности заочного обучения самими студентами является усиление взаимосвязей между производственной и учебной деятельностью студентов. Студенты отмечают то, что работа

помогает применять на практике получаемые в процессе обучения знания.

3. В представлении современного студента эффективность образования во многом определяется системой мотивов получения высшего образования, среди которых можно выделить возможность продвижения по карьерной лестнице, желание иметь интересную работу, престижную профессию, достижение материального благополучия и более высокого статуса а обществе в дальнейшем.

4. Студенты предпочитают современную форму заочного обучения с точки зрения меньшей зависимости в материальном плане от родительского кошелька или кредита на образование из-за появившейся возможности устроиться на полноценную работу.

Нужно отметить, что отношение к себе как студенту, для которого учеба сегодня выступает сферой образовательного труда, вследствие чего студенты накапливают социальный и профессиональный опыт по усвоению необходимого социально-профессионального знания, также является фактором выбора своего места в современном обществе. Поэтому отношение студентов к этому процессу, к диплому как формальному или профессионально значимому документу характеризует их с точки зрения социально-ориентированной, социально прогрессирующей личности [7, с. 134].

Таким образом, положительные стороны заочного обучения очевидны, тогда как отрицательное мнение о нем является по большей части следствием сложившихся социальных стереотипов. Заочное обучение рассматривается студентами в большинстве случаев как средство освоения конкретных методик профессиональной деятельности с целью профессионального совершенствования, как условие сохранения рабочего места и карьерного роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социология о социальных процессах российского общества: монография / Под науч. ред. проф. В. Н. Стегния. Пермь: изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. С. 82.

2. Кельчевская Н. Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов - основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений // Университетское управление: практика и анализ. 2001. №3. С. 15-19.

3. Ушакова М. В. Высшая школа современной России: социологический аспект. М., 2003. 68 с.

4. Богдан Н. Н., Могилевкин Е. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза. ИЯЬ: http://disser.h10.ru/artical/mogilevkin.html

5. Штарке К. Студенты. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. С. 18.

6. Константинова Е. Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2006. С. 3.

7. Стегний В. Н., Курбатова Л. Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества: монография. Пермь: изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. С. 134.

Поступила в редакцию 30.09.2009 г. После доработки 13.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.