Научная статья на тему 'Заочное обучение в представлении студентов'

Заочное обучение в представлении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1401
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупова Ольга Викторовна

Рассматриваются мотивационные факторы выбора формы образования, прежде всего его заочной формы, взаимосвязь производственной и учебной деятельности студентов, перспективность заочной формы получения высшего образования. Делается вывод о том, что главной является не форма обучения, а мотивация, с которой тот или иной абитуриент пришел в вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заочное обучение в представлении студентов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 167-171.

О. В. Якупова

заочное обучение в представлении студентов

Рассматриваются мотивационные факторы выбора формы образования, прежде всего его заочной формы, взаимосвязь производственной и учебной деятельности студентов, перспективность заочной формы получения высшего образования. Делается вывод о том, что главной является не форма обучения, а мотивация, с которой тот или иной абитуриент пришел в вуз.

Ключевые слова: образование, форма обучения, заочное обучение, взаимосвязь производственной и учебной деятельности, мотивация обучения.

В современных условиях неоспоримым является тот факт, что существенную роль в развитии общества играет человеческий потенциал, выдвигающий на первый план вопрос об образовании. Постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков сегодня можно считать главным условием достижения успеха в любой деятельности. Одни ставят перед собой цель углублять свои знания в уже освоенной сфере, другие решают получить высшее образование для того, чтобы в корне поменять свою специальность. В любом случае специалист, получивший высшее образование — заочное или очное,— считается более ценным кадром, разносторонне развитой личностью и целеустремленным человеком, способным творчески мыслить, правильно оценивать ситуацию, брать на себя ответственность.

Специалисты с высоким качеством подготовки обладают повышенной способностью к восприятию и применению на практике новых научных идей, технических способов и методов производства и управления, т. е. они не только работают производительнее с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются имеющимися ресурсами1.

Нужно отметить, что проблема соотношения очного и заочного обучения в наши дни приобретает большую актуальность, так как современная реальность диктует необходимость совмещения учебной и трудовой деятельности студентов. Исходя из этого, особое место среди основных положений современного развития образования занимает вопрос о перспективности заочной формы обучения, обусловленный потребностью человека в самостоятельном приобретении научных знаний и способов деятельности, опыта самообразования и самовоспитания, а также взаимосвязью производственной и учебной деятельности студентов.

Вопрос о том, является ли заочная форма обучения рациональной, остается актуальным еще с момента появления первых заочных факультетов. Те, кто стал противниками данной формы обучения, в качестве главного своего аргумента приводят недостаточный контроль над обучением студента-заочника; по их мнению, данный факт приводит к тому, что уровень полученных заочно знаний существенно отличается от уровня знаний студента, окончившего дневное отделение. Чтобы согласиться с этим утверждением либо опровергнуть его, необходимо провести детальный анализ всех положительных и отрицательных сторон заочного обучения, а также определить эффективность заочного обучения в представлении студентов. Данной проблеме было посвящено исследование, проведенное в 2009 г. в Пермском государственном техническом университете (ПГТУ). Цель исследования заключалась в обосновании эффективности современного заочного образования, объектом исследования стало образование как социальный институт, в частности образовательный процесс в системе заочного обучения высшей школы. Исследование носило выборочный характер, т. е. проводилось только на части генеральной совокупности, в роли респондентов выступили студенты ПГТУ заочной формы обучения, объем выборки составил 500 человек, при сборе данных использовался анкетный опрос.

По результатам проведенного исследования, 21,3 % студентов заочной формы обучения считают заочное обучение перспективной формой получения высшего образования, и только 2,6 % ответили отрицательно на данный вопрос (табл. 1). Прослеживается зависимость между наличием работы у студента и предпочтением в форме получения образования: работающие студенты в большей мере склонны считать перспективной заочную форму обучения.

Таблица 1

определение перспективности заочной формы обучения (удельный вес в % студентов, указавших перспективность формы обучения в группах, равен 100)

Перспективна ли заочная форма обучения Абсолютное значение % Работающий студент

Да Нет

Да 105 21,3 21,4 19

Скорее да, чем нет 269 54,7 55,4 47,6

Скорее нет, чем да 105 21,3 20,5 31

Нет 13 2,6 2,7 2,4

Наиболее весомым и решающим фактором в определении перспективности заочного обучения самими студентами является усиление взаимосвязей между производственной и учебной деятельностью студентов. Реальная ситуация на рынке труда в настоящее время такова, что выпускнику мало иметь отличные оценки по предметам, даже небольшой опыт работы и организаторские способности могут оказаться решающими факторами при принятии на работу. Работодатели отмечают как негативную характеристику молодых специалистов отсутствие первоначального трудового опыта, довольно низко оценивают их готовность решать конкретные практические задачи и брать на себя ответственность за принятые решения.

Многочисленные исследования, проведенные в данной области, свидетельствуют о том, что излишний академизм и теоретическая направленность высшего профессионального образования приводят к очередному противоречию — возникновению несоответствия между достаточной теоретической подготовкой и малым (или полностью отсутствующим) опытом трудовой деятельности выпускника вуза2.

Потребность в знаниях, познавательные интересы заочников, цели и мотивы получения высшего образования во многом формирует их общественная и трудовая жизнь. В свою очередь, жизненный опыт студентов оказывает непосредственное влияние как на мотивацию, так и на сам процесс восприятия учебного материала. Студенты-заочники расценивают знания, получаемые в вузе, как средство, которое они сейчас же могут использовать для решения разного рода профессиональных и жизненных проблем. Их ориентация на образование как на необходимость иметь больше знаний, как на жизненную и духовную потребность представляет собой важнейший источник положительных чувств и на-

строений, благоприятно сказывающихся на процессе обучения.

Опрошенные студенты заочной формы обучения, определяя взаимосвязь производственной и учебной деятельности, считают: работа не мешает учебному процессу — 36,8 %; работа помогает применять на практике получаемые в процессе обучения знания — 33,7 %; работа мешает успешно осваивать учебную программу — 20,3 %; не хватает времени на учебу, трудно совмещать работу с учебой — 1,6 %, назвали иное — 0,6 %.

В представлениях современного молодого человека обучающиеся на дневном отделении студенты, как правило, общаются в довольно замкнутой среде. Заочник же живет сразу в двух или трех социальных сферах (вуз, коллектив, семья), соединяет в себе множество социальных функций, а поэтому всё приобретенное в вузе сразу же внедряется им в самые различные сферы: в семью он несет новые культурные навыки, на работу — новые знания, идеи, новые формы общения с коллегами.

Эффективность образования во многом зависит и от того, какие цели ставят перед собой студенты, в первую очередь, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. Мотивационным фактором выбора формы обучения, прежде всего его заочной формы, выступают следующие основания:

— мотивы поступления в вуз заочников в подавляющем большинстве случаев общественно значимы и профессионально направлены, поэтому выпускник-заочник, даже на первых порах уступая в знаниях выпускнику-очнику, в жизни часто оказывается более перспективным специалистом;

— мотивацией обучения на заочном отделении может стать желание совершенствовать свои знания и умения для последующего карьер-

ного и морального роста для уже сформировавшей свое мировоззрение личности. Это касается прежде всего людей, работающих на каких-либо предприятиях и в организациях. Их желание получить высшее образование связано с необходимостью идти вверх по карьерной лестнице, получать в процессе учебы недостающие знания для производственной деятельности, а при наличии такой задачи качество обучения значительно возрастает. Такие студенты используют свои знания непосредственно на практике и видят целесообразность дальнейшего обучения.

Данное основание подтверждает проведенное автором исследование, в ходе которого выявлена зависимость между наличием у студента работы и рангом, на котором находится тот или иной мотив получения высшего образования. Работающие студенты связывают получение высшего образования в первую очередь с продвижением по служебной лестнице, желанием углубить знания по своей специальности (табл. 2).

Потребность в получении высшего образования ощутили люди со средним профессиональным образованием, чья специальность утратила актуальность и не пользуется спросом в современных реальных условиях. Такие студенты рассчитывают обрести новую, актуальную для них специальность, которая позволила бы найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять более высокий статус в обществе.

Мотивом получения заочного образования выступает желание не потерять рабочее место у тех людей, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, которую им предо-

ставило первое образование. К этой категории относятся, например, главные бухгалтеры с педагогическим или медицинским образованием, заместители директоров производственных и коммерческих фирм с гуманитарным или естественно-научным образованием. Таким людям необходим диплом по новой специальности, поэтому они принимают решение в пользу заочной формы получения образования.

Немалую роль при выборе заочной формы обучения играет территориальная общность, т. е. удаленность высших учебных заведений от места жительства. В этом случае заочная форма обучения позволяет получить высшее образование в подходящем для человека месте, в удобное время и в удобном темпе.

Одной из мотиваций выбора заочной формы обучения является жизненная неопределенность, вследствие которой юноша или девушка после получения аттестата о среднем образовании не имеют четких планов дальнейшего жизненного пути. Поставленная ими цель сводится к получению не какой-либо конкретной специальности, а высшего образования в целом. Таким людям, обучаясь по любой из форм образования, будет сложно достигнуть определенных результатов в учебе и производственной деятельности, они чаще всего выбирают заочную форму обучения, ориентируясь на минимальный контроль и нагрузку.

Результаты проведенного в ПГТУ исследования, касающиеся мотива выбора формы обучения, представлены в табл. 3.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что главной является не форма

Таблица 2

мотивы получения высшего образования (удельный вес в % студентов, указавших несколько мотивов получения высшего образования, в группе студентов больше 100)

Мотив получения высшего образования Абсолютное значение % Работающий студент

Да (ранг) Нет (ранг)

Углубить знания по своей специальности 138 28 29,2 (3) 16,7 (5)

Продвинуться по служебной лестнице 232 47,2 47,3 (1) 47,6 (2)

Освоить смежную специальность 136 27,6 27,9 (5) 26,2 (3)

Получить другую специальность 184 37,4 36,2 (2) 50 (1)

Заниматься наукой 4 0,8 0,8 (7) -

Расширить общий кругозор 139 28,3 29 (4) 21,4 (4)

Что-то еще, другое 7 1,4 1,3 (6) 2,4 (6)

Таблица 3

мотивационные факторы выбора высшего образования (удельный вес в % студентов, указавших несколько мотивов выбора высшего образования, в группе студентов больше 100)

Мотив получения высшего образования Абсолютное значение % Ранг

Возможность продвижения по карьерной лестнице 301 61,2 1

Желание иметь интересную работу, престижную профессию 283 57,5 2

Достижение материального благополучия в дальнейшем 263 53,5 3

Возможность с помощью высшего образования получить более высокий статус в обществе 257 52,2 4

Возможность самосовершенствования, расширения своего культурного кругозора 181 36,8 5

Высшее образование гарантирует трудовую занятость (возможность трудоустройства) 149 30,3 6

Возможность получить диплом как таковой и начать свое дело 70 14,2 7

обучения, а мотивация, с которой тот или иной абитуриент пришел в вуз. Следовательно, зачастую не учебное заведение виновно в неполном получении знаний студентом, а сам студент является виновником того, что из него не вышел высококлассный специалист из-за неправильной мотивации. Современные студенты — это молодые люди, уже обладающие рациональным и прагматическим мышлением, четко осознающие, что только от них самих зависит их качество жизни в этом обществе.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что в представлении студентов современная форма заочного обучения имеет ряд несомненных плюсов.

Во-первых, студент меньше зависит в материальном плане от родительского кошелька или кредита на образование, так как имеет возможность устроиться на полноценную работу. В ходе проведенного автором исследования было выявлено, что 91,5 % студентов заочной формы обучения имеют работу.

Во-вторых, при условии работы по специальности приобретаемый практический опыт зачастую бывает важнее, чем абстрактные знания, которые дают в вузе.

В-третьих, работодатели стремятся сами готовить специалистов нужного им профиля, оплачивая стоимость обучения или ее часть за счет организации, что в современных условиях становится решающим фактором.

В-четвертых, часто необходимым становится и второе высшее образование. Человеку, имею-

щему семью и работу, не так-то просто учиться на дневной форме обучения, и в этом случае заочное обучение является вообще практически единственным выходом.

С расширением свободы выбора в образовательной сфере и увеличением контингента обучающихся в вузах появилась следующая реалия свободного рынка труда: количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Большинство фирм и учреждений предпочитают получать «готовых» специалистов с опытом работы, если не по специальности, то в близкой области или с навыками профессиональной деятельности, свидетельствующими

о способности человека быстро осваивать новые знания и профессиональные требования. В таких условиях заочное обучение в глазах современного студента представляет собой наиболее эффективную форму получения образования.

Исследование заочного обучения в представлении студентов позволяет сделать ряд выводов.

1. В современных условиях заочная форма обучения, с точки зрения студента, представляет собой одну из эффективных форм получения образования.

2. Наиболее весомым и решающим моментом в определении перспективности заочного обучения самими студентами является усиление взаимосвязей между производственной и учебной деятельностью студентов. Студенты отмечают

то, что работа помогает применять на практике получаемые в процессе обучения знания.

3. В представлении современного студента эффективность образования во многом определяется системой мотивов получения высшего образования, среди которых можно выделить возможность продвижения по карьерной лестнице, желание иметь интересную работу, престижную профессию, достижение материального благополучия и более высокого статуса в обществе в дальнейшем.

4. Студенты предпочитают современную форму заочного обучения, чтобы в материальном плане меньше зависеть от родительского кошелька или кредита на образование, из-за появившейся возможности устроиться на полноценную работу.

Нужно отметить, что отношение к себе, как студенту, для которого учеба сегодня выступает сферой образовательного труда, вследствие чего студенты накапливают социальный и профессиональный опыт по усвоению необходимого социально-профессионального знания, также является фактором выбора своего места в современном обществе. Поэтому отношение студентов к этому процессу, к диплому как формальному или профессионально значимому документу характеризует их с точки зрения социально

ориентированной, социально прогрессирующей личности4.

Таким образом, положительные стороны заочного обучения очевидны, тогда как отрицательное мнение о нём является по большей части следствием сложившихся социальных стереотипов. Заочное обучение рассматривается студентами в большинстве случаев как средство освоения конкретных методик профессиональной деятельности с целью профессионального совершенствования, как условие сохранения рабочего места и карьерного роста.

Примечания

1 См.: Кельчевская, Н. Р. Качество подготовки специалистов — основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений / Н. Р. Кельчевская, М. А. Попова // Унив. упр.: практика и анализ. 2001. № 3.

2 См.: Богдан, Н. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза [Электронный ресурс] / Н. Богдан, Е. Могилевкин. URL: http://disser.h10.ru/artical/ mogilevkin.html

3 См.: Константинова, Е. Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06. Екатеринбург, 2006. С. 3.

4 См.: Стегний, В. Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества: монография / В. Н. Стегний, Л. Н. Курбатова. Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. С. 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.