В.В. Шевцов
профессор кафедры финансов и кредита, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, д.э.н.
V.V. Shevtsov
professor of the department offinance and credit, Academy of marketing and social information technology - IMSIT, Ph.D.
О.В. Назарова
доцент кафедры информационных технологий, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, к.пед.н
O.V. Nazarova
associate professor, department of information technology, Academy of marketing and social information technology - IMSIT, k.ped.n
(galago76@mail.ru, 8 918 43 72 367)
ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ КРИТИКИ ДО «ОПРАВДАНИЯ»
Аннотация. В статье представлен анализ состояния проблемы качества заочного образования в России, мнения представителей педагогической и политической общественности, представителей властных структур о дальнейшем развитии заочной формы обучения.
Annotation. The paper presents an analysis of the problem of the quality of correspondence education in Russia, the opinions of the teaching community and the opinions of public, of the representatives of government structures on further development of the correspondence education.
Ключевые слова: заочное образование, качество образования, самообразование, дистанционное обучение.
Keywords: correspondence education, quality of education, self-education, e-learning.
Общественность всколыхнула очередная новость из области образования: Министерство образования и науки РФ обсуждает вопрос об отмене такой формы обучения как заочная. В данной статье мы хотели бы проанализировать, почему вообще возник вопрос об отмене этой формы образования, насколько своевременным и оправданным будет решение об отмене заочного образования, является ли дистанционное образование альтернативой заочному. Сделана попытка спрогнозировать реакцию научно-педагогической общественности на решение отменить заочное образование в России, если таковое все же будет принято.
Таблица 1. - Мнения и аргументация противников обучения
Дискуссии по этому вопросу инициированы заявлениями ректоров МГУ и СПбГУ, чьи вузы имеют привилегированный статус «ведущих классических университетов РФ», дающий им право самостоятельно разрабатывать стандарты образовательных программ. Этот статус, вероятно, и позволил руководству СПбГУ и МГУ проявить данную инициативу. Проведя содержательный анализ мнений руководителей образовательных учреждений, директоров образовательных центров, ученых, преподавателей и студентов по вышеизложенной проблеме, обобщим высказывания о возможных способах решения данной проблемы (таблица 1) [1,3,4]. и сторонников отмены заочного
Мнения противников заочного обучения Мнения сторонников заочного обучения Компромиссные мнения
Фундаментальную научную подготовку невозможно получить заочно ни в одной из областей знаний. (Виктор Садовничий, ректор МГУ) Заочная форма образования имеет право на жизнь и должна существовать до тех пор, пока на неё есть спрос. Жалобы на низкое качество «заоч-ки» неубедительны: качество зависит в первую очередь от самого вуза. (Виктор Понька, проректор РУДН по очно- СПбГУ и МГУ дают фундаментальное гуманитарное образование, а у нас много практических программ - мы готовим архивистов, документоведов, реставраторов. И, например, работники архивных ведомств постоянно просятся на заочное обучение для повышения квалификации. (Ефим
заочному, заочному и дополнительному образованию) Пивовар, ректор РГГУ)
Не пользуется спросом у работодателей заочное образование. В заявках часто указывают -«только дневное или вечернее». (Светлана Ку-личёва, руководитель группы подбора персонала кадрового центра Юнити») Я не вижу необходимости отказываться от заочного образования, тем более что в законе такая норма предусмотрена. (Григорий Балыхин, глава комитета Госдумы по образованию с 2004-2007 годы) Дистанционное образование подходит для переподготовки, повышения квалификации. А для получения полноценного высшего образования требуется живое общение с педагогом. (Владимир Бухмин, проректор Приволжского федерального университета (Казань)
Оно пришло к нам из другого времени, других социальных условий и с другими целями. (Валерий Катькало, проректор СПбГУ) Отменять заочное обучение никто не собирается. Этот вопрос вообще даже не обсуждается. Речи нет и о снижении количества заочников. (Анна Лымарь, сотрудница отдела вузов и науки Министерства образования и науки Челябинской области) Есть нормальное заочное образование, как в Финансовом заочном институте и ряде других вузов. А есть «заушное». Например, в одном вузе 120 тысяч заочников и экстернов! Конечно, это полная профанация. И мы наведём порядок в этой сфере. (Николай Булаев, руководитель Федерального агентства по образованию)
В какой стране есть заочное обучение? Что, есть заочная жена? Заочная зарплата? (Владимир Жириновский, лидер ЛДПР) Заканчивая пятый курс и одновременно работая, у меня будет опыт, и в то же время я получу диплом. (Студентка заочного отделения экономического факультета РУДН Альмира Абдурахманова) Сейчас все можно купить и платно обучиться. Здесь присутствует и выгода, и желание вуза заработать деньги. Думаю, что о качестве образования давно уже забыли, и не только о заочном. (Директор 10-й красноярской школы, депутат Городского совета Татьяна Казанова)
Как видим, несмотря на критику заочного образования, руководители многих вузов и часть депутатов Госдумы России считают, что рассматриваемая отмена заочного образования в настоящее время не обоснована. И их позиции достаточно аргументированы .
В рассуждениях о целесообразности заочного образования, повышении качества и доступности образования, с позиций перспективы, упоминается и такая форма обучения как дистанционная. Проанализируем, в связи с этим, и перспективы дистанционного образования. Рассмотрим мнения и его сторонников и противников, поразмышляем, не является ли дистанционное образование более современным аналогом заочного [2,5].
В настоящее время и дистанционное образование имеет не только сторонников, но и противников, в том числе среди представителей известнейших вузов. Так, в частности, ректоры МГУ и СПбГУ публично
высказывались о том, что заочное или дистанционное образование не всегда может гарантировать надлежащее качество подготовки - вследствие отсутствия практических занятий, контакта с преподавателями и неадекватности оценочной системы. Особо было указано на неприемлемость такой формы в медицине и других сферах, предполагающих повышенную ответственность специалистов или требующих длительных лабораторных и практических занятий (примеры специальностей: геолог, почвовед, химик, физик, биолог).
В целом, дистанционное образование - возможность получить специальность для тех, кто не может учиться очно по причине нехватки времени или финансов, а также для людей с ослабленным здоровьем. Основной недостаток дистанционного обучения по сравнению с заочным - отсутствие «живого» общения с преподавателями. Серьёзным препятствием развитию дистанционного обучения в России журнал «Карь-
ера» назвал относительную неразвитость телекоммуникационной и 1Т-
инфраструктуры, а также низкий уровень компьютерной грамотности населения.
Таким образом, дистанционное образование не может являться альтернативой заочного, и должно обеспечивать лишь организационную и консультативную функцию для студентов с ограниченными физическими возможностями. Дистанционная форма должна лишь дополнять спектр различных форм обучения, удобных для различных категорий студентов.
Многие руководители вузов высказываются в пользу отмены заочной формы обучения, мотивируя это тем, что такая форма образования не отвечает современным требованиям качества. Однако во многих вузах наметилась такая тенденция, что студенты и очной формы обучения работают на предприятиях, в организациях в период учебных занятий, посещая лекции и семинары один или два дня в неделю. Собственно говоря, на фоне общего падения качества образования, его снижение на заочной форме не так уж и заметно.
Отменив заочное образование мы рискуем по многим причинам:
- у большинства среднеобеспеченных слоев населения теперь уже никогда не появится возможности получить образование в техникуме или вузе, а это несправедливо по отношению к способным, оттачивающим свои теоретические знания по выбранной специальности на рабочем месте молодым людям - студентам заочной формы;
- вышеуказанные проблемы повлекут за собой негативные социальные последствия - дальнейшее расслоение общества, снижение качества жизни населения и интеллектуального потенциала страны.
Следовательно, вместо отмены заочного образования нужно повышать его качество и усиливать контроль. Для этого вузам нужно разработать комплекс мер по повышению качества заочного образования.
Мы предлагаем такой комплекс мер, который позволит решить ряд задач (по сути, это составляющие компоненты повышения качества заочного обучения):
1. Заочное обучение должно стать формой подготовки специалистов, успешно работающих уже по специальности близкой к специальности, подготовку по которой
ведет вуз.
2. Необходимо повысить мотивационную составляющую процесса заочного обучения. Для этого предлагается составлять на сайте Минобрнауки рейтинги вузов по количеству успешных студентов заочного обучения.
3. Снизить коррупционную составляющую образовательного процесса на заочной форме обучения. Ни для кого не секрет, что эта форма обучения одна из самых "коррупционных".
4. Повысить качество методического обеспечения заочного образования.
Рассмотрим подробней четвертую составляющую повышения качества заочного обучения. Думается, что важность повышения информативности методических материалов по изучаемым дисциплинам для студентов заочной формы обучения не вызывает сомнения, поскольку от качества предоставляемого методического обеспечения зависит в большей степени уровень подготовленности студентов в процессе са-модидактики.
В первую очередь для решения этой проблемы по всем дисциплинам специали-тета должны быть разработаны и стать доступными для студентов-заочников электронные учебно-методические комплексы (УМК), календарно- тематические планы, методические указания для выполнения курсовых работ и проектов, лабораторных работ, методические указания по выполнению контрольных работ и самостоятельной работы. Обеспеченность учебной литературой и электронно-библиотечными системами должна соответствовать аккредитационным показателям.
Необходимо, чтобы доступ к электронно-библиотечными системам был открыт во всех компьютерных классах вуза и электронно-библиотечном центре и в нерабочие дни.
Методическое обеспечение преподавания информационных дисциплин предполагает применение программных продуктов специального назначения и лабораторного оборудования. При реализации программ дисциплин инженерно-технического направления и направления защиты информации, могут использоваться лаборатории микропроцессорных систем, сетевая лаборатория СКСО, вычислительные кластеры. Лабораторные и практические работы мо-
гут быть реализованы с использованием программных продуктов специального назначения: Microcap, программная модель ЭВМ, САПР AutoCAD, DipTrace, MS Visio, Digital Security Office, Open MPI, MS Visual Studio Professional, MS Visio, Open MPI и т.д.
На заочном отделении вузов эффективно могут быть использованы элементы и электронного дистанционного образования. Однако, как уже было сказано, создание системы электронного обучения «с нуля» требует серьезных затрат. Поэтому рассмотрим рынок готовых программных решений. Предлагается классифицировать системы обучения следующим образом: авторские программные продукты, системы управления контентом CMS, системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS), системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS). В настоящее время большинство продуктов сочетают в себе возможности как систем управления обучением, так и систем управления учебным контентом.
Среди множества решений система eLearning Server имеет рекомендации Министерства образования и науки РФ. Версия для вузов кроме функциональности ядра поддерживает формирование планов специальностей, перевод студентов, их зачисление, отчисление, поддержку кредитной системы (в соответствии с Болонским соглашением). Одним из главных недостатком указанной системы является ее высокая стоимость.
Базой для построения системы электронного образования мы предлагаем выбрать Open Source продукт - информационную систему Moodle. Среди бесплатных систем она обладает наибольшими возможностями и поддерживает платформы Windows, Linux, Unix, MacOS. Информационная система рассчитана на 130000 пользователей. Данное решение является экономически выгодным, даже с учетом дополнительных затрат на настройку и конфигурирование системы.
Для внедрения вышеописанной информационной среды предлагается выполнить наполнение среды документацией для организации учебного процесса заочной формы обучения в два этапа: первый этап -исключительно для электронного обучения,
второй этап - для дистанционного обучения.
Сотрудникам деканатов необходимо разработать и разместить в информационной среде Moodle соответствующую документацию. Работникам кафедр - разработать и разместить в среде Moodle необходимую студентам информацию.
По мнению опрошенных студентов заочной формы обучения, использование такой среды значительно повышает эффективность их обучения. Предложенные элементы дистанционного и электронного обучения также находят позитивный отклик среди студентов-заочников.
В заключении еще раз подчеркнем, что главной задачей современных вузов является многоаспектное и многофакторное повышение качества образования, в т.ч. и заочного. Дистанционное обучение должно стать компонентом заочного образования, как элемент, повышающий его информативную, дидактическую и организационную составляющие. Мы убеждены в том, что, невозможно не сохранив такое национальное богатство, как качественное и доступное образование, быть цивилизованной и развитой страной, способной занять достойное место в мире по качеству жизни населения.
Литература и источники:
1. Колодин Ю. Полемика об отказе вузов России от заочного обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа. - иЯЪ: http://www.memoid.ru/node/Polemika_ob_otk aze_ vuzov_Rossii_ ot_zaochnogo_ obuche-шуа (дата обращения 20.03.2013).
2. Коннов М. Перспективы дистанционного образования в России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.memoid.ru/node/Perspektivy_dista ncionnogo_ obucheniya_v_Rossii (дата обращения 15.04.2013).
3. Митин А. Заочное высшее образование в вузах России [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vuz.edunetwork.ru/articles/77/ (дата обращения 15.04.2013).
4. ООО "Агентство Информацион-
ных сообщений" [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://www.vg-
news.ru/news-v-rossii-otmenyat-zaochnuyu-formu-obucheniya (дата обращения
16.03.2013).
5. Официальный сайт Российского
государственного гуманитарного университета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - иЯЬ: http://www.rsuh.ru
/press_centr/press/39671/ (дата обращения
20.04.2013).