ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: НЕКОТОРЫЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Л.Л. Гишкаева, канд. экон. наук, доцент А.А. Катаев, магистрант З.В. Хехаева, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10899
Аннотация. Статья посвящена анализу процессов организации оплаты труда в российской экономике. Рассмотрены факторы, определяющие уровень реальной заработной платы. Определяется необходимость повышения уровня заработной платы в стране, особенно это касается оплаты труда работников бюджетных организаций, так как ее низкий уровень способствует оттоку из бюджетных секторов высокопрофессиональных работников и концентрации здесь малопроизводительных. В статье отмечено, что по производительности труда, относящемуся к числу важнейших условий для обеспечения роста заработной платы, Россия значительно отстает от многих государств, и поэтому в стране остро стоит проблема в принятии и реализации срочных мер для повышения производительности труда в экономике.
Ключевые слова: заработная плата, организация оплаты труда, покупательная способность, производительность труда, уровень жизни.
В сегодняшних реалиях с развитием рыночных отношений вопросы организации оплаты труда переданы хозяйствующим субъектам, что значительно упростило механизм оплаты труда. В условиях, когда рабочая сила становится товаром, и сама организация оплаты труда не лишена этого качества, что в первую очередь отражается на показателях, определяющих уровень заработной платы. Так, на малых предприятиях заработная плата напрямую зависит от конечных результатов производства. Такая зависимость имеет следствием и сокращение авансовых выплат заработной платы, тем самым, сохраняя для предпринимателя оборотные средства.
Стоит отметить, что качество товарности оплаты труда также позволяет не платить заработную плату при отсутствии запланированных результатов. Соответственно, исходя из выше указанных особенностей, возрастает значение трудового договора, четко определяющего права и обязанности работодателей и наемных работников.
При разработке систем оплаты труда необходимо учитывать как отечественный, так и зарубежный опыт, заниматься про-
цессами совершенствования имеющихся и поиском новых, более усовершенствованных форм и систем оплаты труда. Рассматривая разнообразные зарубежные формы организации заработной платы, следует отметить, что необходимо обращать внимание на производственные особенности той или иной страны и, таким образом, недопустимо копирование их в другой стране, в том числе и в России. Так, например, не сработали в Японии американские методы организации труда. Одним из наиболее распространенных методов организации труда во многих зарубежных странах (США, Франция и т.д.) является индивидуализация заработной платы, формирующаяся на оценке заслуг.
Нужно отметить, что применение только размера заработной платы для определения уровня жизни населения является недостаточным, так как здесь большое влияние имеют и другие факторы как способ общественного производства, социальная политика государства. Так, в социалистическом обществе за счет бюджетных средств действовала социальная система, охватывавшая почти 100 млн человек различными социальными льготами,
выплатами, пособиями и другими видами натуральной и денежной помощи [1]. С переходом экономики на рыночные основы развития такая система стала обременительной для государства и многие, предоставлявшиеся бесплатно или со скидкой социальные услуги, теперь стали для населения платными, например, жилищно-коммунальные.
Таким образом, появляется новый фактор, влияющий на уровень реальной заработной платы - оплата новых потребительских расходов. С другой стороны, отмена льгот по уплате коммунальных услуг, бесплатного проезда в общественном транспорте, подоходного налога частично компенсируется соответствующей прибавкой к заработной плате. Реальная заработная плата, соответственно, должна также увеличиваться на стоимость льгот и привилегий, которые даются работнику.
Следовательно, на покупательную способность при одной и той же номинальной заработной плате влияет наличие определенных льгот в приобретении тех или иных товаров и услуг - в сторону роста ее покупательной способности, т.е. реальной заработной платы или же отмена существовавших льгот - в сторону снижения реальной заработной платы при одном и том же уровне заработной платы.
Работники, занятые в некоторых отраслях производства, например, в сельском хозяйстве, особенно это наблюдалось в кризисные для нашей экономики 90-е годы прошлого столетия, могли часть заработной платы получать в натуральной форме, и во многих случаях рыночная цена данной продукции была ниже ее реальной стоимости, что проявлялось при ее реализации работником. Хотя по трудовому законодательству предел выплаты заработной платы в натуральной форме ограничен 20%, в действительности же по причине недостатка денег на счетах предприятий установленный предел часто превышали.
Таким образом, при несоответствии из-за более высокой стоимости, учитываемой при оплате труда выданной определенной продукции, её рыночной цене происходит снижение реальной ценности начисленной заработной платы. С развитием рыночных
процессов данная форма оплаты заменяется денежной. Низкие уровни оплаты труда, особенно в таких сферах как наука, образование, культура, здравоохранение и др., приводили занятых в них работников к поиску дополнительных источников заработка, которые часто не декларировали в целях избегания уплаты налогов. Но как уместно здесь отметить, не только величина оплаты труда является решающим фактором в профессиональном выборе, немалое значение имеют и не денежные блага как престиж работы или профессии, склонность к риску или предпочтения в отношении социальных гарантий и льгот и т.д.
При этом следует отметить, что Россия является социальной страной. Служащие государственных учреждений и предприятий, врачи, учителя, пенсионеры, инвалиды, неполные семьи к середине 2000-х годов составляли более 80% населения страны [2].
Низкая заработная плата бюджетников (учителей, врачей, работников библиотек, музеев и архивов) разрушала демократические основы организации общества, нарушала неписанный контракт между государством и населением. Относительно низкие заработные платы в бюджетных организациях содействуют оттоку из бюджетных секторов высокопрофессиональных работников и концентрации здесь малопроизводительных, таким образом, поддерживая неэффективную занятость в данных отраслях, а также способствуя искусственному занижению оплаты труда в частном секторе. Но в то же время, проблему оплаты труда бюджетных работников простым повышением не решить, так как это может способствовать сокращению занятости в экономике целом и, соответственно, росту безработицы, для подтверждения чего можно привести опыт стран Западной Европы. Решение данной проблемы требует глубоких изменений на институциональном уровне. Рост реальной заработной платы в масштабах страны возможен в результате экономического роста и повышения производительности труда.
Также отметим, что в условиях относительно низких трудовых пенсий и повы-
шения трудовой активности пенсионеров определенной компенсацией сокращения численности населения в трудоспособном возрасте в среднесрочной перспективе послужит увеличение показателя занятости пенсионеров в отраслях экономики.
Рассматривая факторы, определяющие спрос на труд, отметим, что наиболее существенными среди них являются следующие: уровень и динамика производства ВВП, производительность труда, уровень и динамика заработной платы, инвестиции, инфляция и т.д. Однако по производительности труда Российская Федерация значительно отстает от многих стран мира. Так, по данным 2017 года, США имели уровень производительности труда, превышающий в 2 раза аналогичный показатель России, если же провести сравнение данного показателя по таким отраслям экономики как автомобилестроение, электроэнергетика и другие, то отставание от США, Франции и других европейских государств было в пределах 2,2-18,6 раза [3].
В связи с такой ситуацией в 2017 году В.В. Путиным было указано на необходимость принятия срочных мер, направленных на повышение производительности труда в российской экономике, прежде всего исходя из исследования условий, технологий и методов роста производительности труда на уровне предприятий. И как следствие таких действий в 2018 году в стране был принять к реализации национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» и сформирован АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда».
Стоит отметить, что всё налоговое законодательство развитых стран базируется на запрете налогообложения важнейших факторов производства - земли, труда и капитала. Формально существует налог на доходы от капитала для вложенного в производство капитала, но в конечном итоге облагается налогом только выводимый из производства доход. Существуют большие амортизационные льготы для используемого в производстве капитала, что почти равносильно освобождению от налогов, а прибыль, реинвестируемая в развитие производства, свободна от налогов практически всегда.
В заключении хотелось бы отметить, что занятость населения и уровень заработной платы являются важнейшими условиями, формирующими уровень доходов общества, так как заработная плата является важнейшим, а для многих людей и единственным источником доходов. Социально-трудовые отношения, связанные с организацией трудовой деятельности и ее результатами, непосредственно влияют на формирование заработной платы и доходов. Развитие трудовых отношений приводит к возникновению новых форм социального партнерства, развитию социальной защищенности, повышению удовлетворенности трудовой деятельностью.
К тому же низкая заработная плата, исходя из мировой практики, не является стимулом для того, чтобы предприниматели старались активно применять свои средства для научно-технического развития, по причине того, что такие шаги могут быть предприняты бизнесом, если данные издержки меньше, чем им обходятся
работники. Библиографический список
1. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы в РФ: распределении по группам с различным уровнем дохода // Вопросы экономики. - 1999. - № 2. - С. 85-86.
2. От социального общества к социальному государству // Газета «Известия». - 2005. -29 апрель.
3. Омельченко И.Б. Влияние нормирования труда на рост его производительности // Социально-трудовые исследования. - 2019. - №1 (34). - С. 37.
EMPLOYMENT AND WAGE LEVELS: SOME ASPECTS OF THE PROBLEM
L.L. Gishkaeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
A.A. Kataev, Graduate Student
Z.V. Khekhaeva, Graduate Student
Chechen State University
(Russia, Grozny)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the processes of organizing wages in the Russian economy. The factors determining the level of real wages are considered. The need to increase the level of wages in the country is determined, especially with regard to wages of employees of budgetary organizations, since its low level contributes to the outflow of highly professional workers from the budgetary sectors and the concentration of low-productivity workers here. The article notes that in terms of labor productivity, which is one of the most important conditions for ensuring the growth of wages, Russia lags far behind many states, and therefore the country has an acute problem in the adoption and implementation of urgent measures to increase labor productivity in the economy.
Keywords: wages, organization of labor remuneration, purchasing power, labor productivity, standard of living.