области защиты информации, так и в области информационной и программной независимости.
Создание единой базы выпускников различных учебных заведений с регламентированным доступом позволило бы снизить молодежную безработицу, дав работодателю больше информации о претенденте, по сравнению с бумажной формой выписки из диплома.
Необходимо уточнить о возможности (необходимости) внедрения зарубежного опыта внутриправительственного электронного взаимодействия с возможностью выхода во внешнюю среду, путем создания собственных протоколов компьютерных связей, хоть это и представляется достаточно затратным направлением.
Список литературы:
1. Сегодня минкомсвязь представит на президиум правительства госпрограмму «Информационное общество» // Российская газета. Центральный выпуск. - 30 сентября 2010 - № 5299.
2. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества [Электронный ресурс]. - 23 декабря 2009 - Режим доступа: www.kremlin.ru/transcripts/6443.
3. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию информационного общества в России [Электронный ресурс]. - 8 июля 2010. - Режим доступа: www.kremlin.ru/transcripts/8296.
ЗАНЯТОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
© Шуваева Е.В.*
Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь
Рассмотрены вопросы занятости и рынка труда как основополагающих категорий социально-трудовых отношений в регионе, определены специфические особенности занятости как фактора инновационного развития территории
Занятость выступает в качестве сложной и многогранной экономической категории. Она отражает моменты социально-экономического, политического, демографического и бытового характера. В экономическом смысле занятость - это совокупность отношений между субъектами рынка труда по поводу их участия в производстве. Она выражает способы, формы и
* Доцент кафедры Экономики и учета, кандидат экономических наук.
степень вовлечения трудоспособного населения в процесс создания материальных ценностей и благ, являясь одновременно механизмом инновационного развития социально-трудовых отношений.
Одни авторы, освещая сущность занятости, показывают ее взаимосвязь с другими экономическими процессами, явлениями и экономическими законами (В.Т. Каун, Г.Т. Мамедов, Е.К. Рузавина, Э.Р. Саруханов, В.А. Щеренко, В.В. Чембровский, В.Н. Ягодкин и др.). Другие ученые рассматривают занятость с точки зрения ее места и роли в обществе (Л.А. Булоч-никова, М.И. Долишний, В.Г. Костаков, А.Б. Соскиев, Д.С. Сбытова, В.Я. Чу-раков и др.). Третьи рассматривали категорию занятости с точки зрения так называемого экономического закона полной занятости (Ю.А. Бжилян-ский, В.Н. Ягодкина и др.).
Большой вклад в разработку определения занятости в свое время внес М.Я. Сонин, рассматривающий не только ее сущность, но и само понятие «занятость» в узком и широком смысле, выделяя наиболее важные условия ее существования. В узком смысле он имел в виду занятость населения, «имеющего занятие в какой-либо отрасли общественного труда», в широком смысле - занятость населения, «чей труд не носит непосредственно общественного характера, хотя является общественно полезным трудом» [3, с. 34].
Аналогичной точки зрения придерживалась и Л.А. Булочникова: «Существование двух сфер приложения труда обусловливает и двоякое определение занятости: в широком смысле и более узком. Первое понятие всеобщей занятости означает соответствие между трудовыми ресурсами и совокупностью занятых как в общественном, так и в личном хозяйстве. Понятие же занятости в более узком смысле означает соответствие ме^ду спросом на рабочую силу со стороны всех сфер производства и наличием трудовых ресурсов, способных удовлетворить этот спрос» [1, с. 37].
Переход к рыночной экономике не снял существующих проблем занятости. Интерес к исследуемой категории только усилился. Так, в конце 80-х -начале 90-х годов Н. Даниленко, В. Костаков, А. Никифорова, Е. Рузавина трактовали занятость как процесс трудовой деятельности различных категорий работников. Бабкина 3., Котляр А., Шмидт П. и др. определяли её как общественные отношения ме^ду людьми по поводу включения работника в кооперацию на определенном рабочем месте, в том числе и в сфере предпринимательства.
В соответствии с этим в нашей стране имели место и рассматривались следующие основные формы занятости трудоспособного населения: занятость общественно полезным трудом; занятость в различных отраслях хозяйства; занятость в сфере общественного труда; занятость в сфере личного труда; территориальные аспекты занятости трудоспособного населения.
Из современных концепций занятости выделим подход Д.Б. Зибарева и И. А. Эсауловой. Так, по мнению Д.Б. Зибарева, «Занятость - это много-
гранное экономическое понятие, которое можно рассматривать как со стороны субъектов занятости, классифицируя занятое население по статусу и месту в воспроизводстве общественного продукта с выделением работодателей, наемных работников, лиц, работающих за свой счет, членов производственных кооперативов и помогающих членов семьи и других работников, а также по сфере приложения рабочей силы - конкретной отрасли экономики или вида экономической деятельности. Это дает основание исследовать занятость как производственный ресурс экономического роста, а также как его социальную составляющую, и предопределило тот факт, что защите и содействию занятости уделяется первостепенное значение, как на национальном, так и на региональном уровне» [2, с. 62-63].
Другими словами, занятость на рынке труда представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и условий, начиная от демографических процессов в обществе и заканчивая государственным регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой государства в сфере образования и здравоохранения.
Эсаулова И.А. определяет занятость как «объективное явление, обладающее двумя противоположными характеристиками - статичностью в краткосрочном периоде, когда действуют условия и договоренности, достигнутые на этапе найма рабочей силы, и динамизмом в долгосрочной перспективе, когда могут проявляться различные отклонения от установленных параметров ее использования». С другой стороны, по ее мнению, на рынке труда занятость является «системой социально-экономических отношений ме^ду наемными работниками и работодателями по поводу меры, способа и формы использования рабочей силы на предприятии, регулируемых формальными и неформальными институтами, устанавливающими порядок реализации экономических и внеэкономических интересов их субъектов» [4, с. 246].
Полагаем, что занятость как основная категория системы социально-трудовых отношений определяет направленность развития рынка труда, его становление и функционирование, предопределяя вместе с тем реализацию инновационного механизма региональной экономики и совершенствование управления человеческим капиталом.
Занятость как форма проявления социально-трудовых отношений в регионе, конкретизирована в рамках функционирующего рынка труда. По нашему мнению, рынок труда является основным пространственно взаимосвязанным с другими региональными товарными рынками образованием, которое обладает определенным дуалистическим характером. С одной стороны, рынок труда - часть социально-экономической системы региона. С другой стороны, региональный рынок труда - не что иное, как фактор дальнейшего совершенствования и развития территории, ее хозяйственного подкомплекса.
Кроме того, двойственность регионального рынка труда можно рассматривать и по отношению к его идентификации в плане соотношения двойственно-обусловленных понятий - спрос / предложение, субъект / объект управления, регион / муниципальный кластер, симметрия / асимметрия трудовых процессов, их локализация / дифференциация в масштабе рассматриваемой территории или регионального образования (муниципального округа, сельского / городского поселения, региона, макрорегиона, национального рынка).
Следовательно, на уровне муниципального административного образования рынок труда представляет собой систему экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию (в другой интерпретации - производству, распределению, обмену, потреблению) трудового потенциала с учетом пространственной поляризации и асимметрии трудовых и производственных процессов применительно к данной территории и объектам хозяйственного комплекса конкретного пространственного образования.
В целях совершенствования территориальной занятости на региональном рынке труда необходимо усилить взаимосвязь отдельных территориальных органов и структур, воздействующих на воспроизводство рабочей силы и регулирование социально-трудовых процессов на локальных рынках труда в плане реализации специальных региональных мероприятий.
Так, в регионах следует более активно заключать специальные соглашения ме^ду правительством (администрацией) соответствующего края (области), краевыми объединениями профсоюзов и работодателей о сотрудничестве в решении экономических и социальных проблем, в том числе в области развития местного рынка труда и содействия занятости.
В этой связи, администрация (правительство) региона:
- обеспечивает разработку и реализацию программы содействия занятости, предпринимает меры по сдерживанию роста официально зарегистрированной безработицы в регионе;
- устанавливает показатель предельно допустимого уровня безработицы и в случае его превышения присваивает административному району (или городу) статус региона с критической ситуацией на рынке труда;
- с профсоюзами и работодателями разрабатывает и осуществляет программу экстренных мер по защите работников от безработицы с привлечением бюджетных и внебюджетных средств и фондов;
- обеспечивает дополнительные гарантии работникам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы путем установления квот для приема на работу, создания дополнительных рабочих мест, предоставления услуг по профориентации;
- принимает меры по организации общественных работ, активизирует работу по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, прежде всего в регионах с критической ситуацией;
- на основе прогнозов рассчитывает потребность в рабочих местах и разрабатывает меры по их созданию.
В свою очередь профсоюзы участвуют в реализации программы содействия занятости населения, обеспечивают защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах занятости, приеме на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством, оказывают населению консультативную правовую помощь.
Работодатели в рамках локальных рынков труда:
- должны стремиться к выполнению программы содействия занятости населения, а также мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, с учетом эффективного их использования;
- в целях выполнения программы содействия занятости населения они должны предоставлять службам занятости населения информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях;
- должны способствовать подготовке и совершенствованию имеющихся профессиональных знаний и навыков работников для повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- обязаны предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора;
- стремятся к обеспечению соблюдения квот рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве;
- обеспечивают высвобождаемым работникам предприятий-банкротов преимущественное право трудоустройства на рабочих местах, вновь образуемых на базе их имущества;
- осуществляют ликвидацию организаций и подразделений, изменение форм собственности, полное или частичное приостановление производства, влекущее за собой сокращение рабочих мест после предварительного уведомления соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров.
Работодатели, территориальные и отраслевые профсоюзы:
- при угрозе массового высвобождения предпринимают согласованные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановление найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.);
- обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работ-
ников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, предусмотрев их достаточное финансирование.
Такого рода соглашения между указанными субъектами рынка труда позволяют существенно усилить мероприятия, направленные на повышение занятости трудовых ресурсов и одновременно смягчить безработицу, являясь одновременно инновационным механизмом дальнейшего развития социально-трудовых отношений в регионе.
Список литературы:
1. Булочникова, Л.А. Технический прогресс и использование рабочей силы в сельском хозяйстве / Л.А. Булочникова. - М.: Колос, 1973. - 216 с.
2. Евченко A.B. Регулирование территориальной социально-экономической асимметрии в регионе / A.B. Евченко, С.С. Железняков, Д.Б. Зиба-рев. - Курск: КГТУ, 2009. - 250 с.
3. Сонин М.Я. Актуальные проблемы использования рабочей силы / М.Я. Сонин. - М.: Экономика, 1965. -215 с.
4. Эсаулова И.А. Фирменный рынок труда / И.А. Эсаулова // Вестник ГУУ - 2009. - № 20. - С. 245-248.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
© Шуваева С. А.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Рассмотрены вопросы основных стратегических направлений повышения занятости сельского населения в регионе, уточнены принципы и особенности региональной политики занятости на сельском рынке труда
Развитие сельской экономики сопровождается функционированием районных муниципальных рынков труда. Они, в свою очередь, должны быть регулируемыми и управляемыми со стороны региональных и местных органов власти. Однако в сфере государственного управления рынком рабочей силы существует ряд нерешенных проблем, в том числе связанных с разработкой рекомендаций по регулированию сельского рынка труда на перспективу.
По нашему мнению, управление занятостью на селе это - процесс целенаправленного позитивного воздействия на трудовые процессы и рабочую силу аграрного сектора в целях эффективного ее использования в рамках конкретного муниципального образования или отдельного предприятия АПК. Механизм управления сельским рынком труда реализуется
* Инспектор по кадрам отдела международных связей, аспирант.