СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
© Бисакаева М.А.1, Кузнецова Е.
Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Пятигорск
Статья посвящена вопросу прогнозирования занятости населения в Ставропольском крае. Проведен ретроспективный анализ показателя занятости и выявлены причины безработицы. Описаны мероприятия, направленные на повышение эффективности рынка труда в Ставропольском крае.
Ключевые слова занятость, прогнозирование, рынок труда, безработица.
Рынок труда представляет сложную систему общественных отношений, которая отражает уровень развития и формирует баланс интересов между присутствующими на рынке предпринимателями, трудовыми ресурсами и государством. Для оценки состояния рынка труда применяют показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Рост этих индикаторов сопровождает улучшение ситуации на рынке труда.
К факторам, формирующим положение в сфере трудовых ресурсов можно отнести: экономическая ситуация в регионе, уровень заработной платы (особенно в наиболее развитых отраслях региона), процесс высвобождения работников в связи со структурными преобразованиями в отраслях экономики; стабильно низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и др.), миграция населения.
На сегодняшний день по данным краевой службы статистики наблюдается положительная тенденция к снижению уровня безработицы. С 2010 года численность экономически активного населения в крае изменилась незначительно - среднее значение составило 1372,6 тыс. чел. При этом динамика численности занятых имеет тенденцию роста, а количество безработных снижается, что свидетельствует о благоприятной ситуации на рынке труда. В таблице 1 представлена динамика занятости и безработицы в Ставропольском крае за 2008-2015 гг.
На начало 2016 г. на учете в центрах занятости населения в качестве безработных зафиксировано 15585 чел. В течение первого полугодия были признаны безработными 19287 чел., что составило 34,7 % от числа ищущих
1 Старший преподаватель кафедры Экономики и антимонопольного регулирования.
работу граждан. За этот период было снято с учета 21664 безработных граждан, из которых: трудоустроено - 9085 чел., или 41,9 % от числа снятых с учета безработных граждан, приступило к профессиональному обучению -1552 чел., или 7,1 %.
Таблица 1
Динамика занятости и безработицы в Ставропольском крае, тыс.чел.
Показатель Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рост, %
Численность экономически активного населения 1369,7 1344,2 1365,3 1375 1383,4 1362,7 1372 1377 100,53
Численность занятых 1261,4 1227,4 1271,2 1292,6 1309,2 1285,5 1299 1299,2 103,00
Численность безработных 108,3 116,8 94,1 82,4 74,3 76,9 73 77,8 71,84
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
В результате, численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода, составила 13248 чел., что на 2337 чел., или на 14,9 % меньше, чем на начало текущего года. Структура безработных граждан представлена на рисунке 1. Особую озабоченность вызывает доля безработного населения сельской местности. Если учесть, что сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство занимают второе место в структуре ВРП - 15,2 % (по данным за 2015 г.), то Правительству края необходимо разрабатывать и внедрять программы по снятию напряженности рынка труда в селе. В частности, можно в условиях импортозамещения рассмотреть вопрос налаживания производства по переработке сельскохозяйственного сырья, расширения ассортимента выпускаемой продукции и реализации продукции на экспорт. Ведущая роль в процессе улучшения сложившейся ситуации принадлежит реализации программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», которая позволит поддержать сельское хозяйство. 70
60 50
= 40
30 20 10 0
Рис. 1. Структура безработных граждан за первое полугодие 2016 г.
57,2
473
14,6
1 1 3,4 1 1
женщины жители сельской жители высвобожденные выпускники
местности монопрофильных работники территорий
За период 2008-2015 гг. наблюдается тенденция снижения уровня безработицы и роста уровня экономической активности на рынке труда в Ставропольском крае. Динамика уровней данных показателей представлена на
рисунке 2.
%
70 -| ^ ^
60--* ' —'--'- * ---
50--
40--
30--
20--
10--
0 Н-1-1-1-1-1-1-1-
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
—♦—Уровень экоеомической активности населения —■—Уровень занятых Уровень безработицы
Рис. 2. Ситуация на рынке труда в Ставропольском крае за период 2008-2015 гг.
На основе данных органов краевой статистики можно составить прогноз, используя графический способ методом степенного тренда на 20162018 гг. На рисунке 3 приведен диаграмма из которой видно, что в Ставропольском крае наблюдается снижение уровня регистрируемой безработицы с 5,6 % в 2015 г. до 4,8 % к 2018 г.
10 9 8 7 6
* 5 4 3 2 1 0
Уровень безработицы -Степенной тренд
Рис. 3. Прогноз уровня регистрируемой безработицы на 2015-2017 гг.
Изучая ситуацию на рынке труда можно смоделировать значения показателей, характеризующих данную сферу В таблице 2 представлен прогноз
основных индикаторов на рынке труда в Ставропольском крае на трехлетний период.
Таблица 2
Прогноз основных индикаторов на рынке труда в Ставропольском крае на период 2016-2018 гг.
Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Рост, %
Занятые лица, тыс. чел. 1299,2 1305,35 1308,32 1311,012 100,91
Общая численность безработных, тыс. чел. 77,8 70,98 69,29 67,79 87,14
Заработная плата, руб. 23245 27836,4 29771 31705,6 136,40
Заработная плата в с/х, руб. 21416 24297,4 26224,3 28151,2 131,45
Население, чел. 2801597 2811581 2819542 2826838 100,90
Минимальная заработная плата, руб. 8027 8256,393 8744,619 9232,845 115,02
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики и вычисления автора.
Из таблицы 2 видно, что прогнозируется увеличение большинства показателей. Так, например, заработная плата увеличивается на 36,4 %, заработная плата в сельском хозяйстве возрастет на 31,45 %.
Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Особенностью рынка труда Ставропольского края является несоответствие спроса и предложения рабочей силы.
Структура заявленных работодателями вакансий такова, что более 75 % составляют рабочие профессии. По данным службы занятости населения наиболее востребованными за прошедший год в крае являются следующие профессии: аппаратчики, грузчики, водители, монтажники, слесари, трактористы, токари; сотрудники с опытом работы в сфере продаж: менеджеры по продажам, торговые представители и отраслевые специалисты, такие как инженер-проектировщик, инженер-механик, технолог на производстве и т.д. Также востребованы квалифицированные рабочие в строительстве, обрабатывающем производстве и обслуживании. Работодатели в качестве кандидата на вакантное место рассматривают квалифицированных рабочих - преимущественно мужчин среднего возраста с опытом работы. Однако, структурный состав безработных граждан не соответствует этим требованиям. Менее востребованы на рынке труда специалисты экономических и юридических специальностей. Ощутимая нехватка кадров наблюдается в здравоохранении - число вакансий на специалистов остается на стабильно высоком уровне. Такая негативная ситуация приводит к снижению уровня социального обеспечения граждан региона. Для удовлетворения потребностей экономики края привлекается значительное количество трудовых мигрантов на временной основе.
В Ставропольском крае реализуется Стратегия социально-экономического развития до 2020 г. и на период до 2025 г., в рамках которой предусмотрено создание дополнительных рабочих мест (порядка 42 тыс.).
В связи с этим особо остро стоит вопрос о привлечении в край соотечественников трудоспособного возраста.
В Ставропольском крае с целью содействия занятости населения разработаны мероприятия активной политики занятости населения:
- опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения;
- организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, на территории Ставропольского края;
- стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы в организациях края и у индивидуальных предпринимателей края;
- содействие трудоустройству инвалидов в Ставропольском крае;
- содействие самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Несколько лет назад было начато формирование общего краевого банка вакансий, содержащего заявки от работодателей. Во многом осуществить это мероприятие помог запуск системы «Электронный работодатель», которая помогает различным организациям отправлять заявки в центр занятости через его портал. По результатам работы системы, создание банка вакансий помогло снизить процент граждан, длительно считающихся безработными.
На территории Ставропольского края действует служба по трудоустройству населения в других регионах Российской Федерации. Граждане нашего региона, невостребованные по месту жительства, были направлены на работу в Краснодарский край, Московскую и Тамбовскую области и другие регионы.
Реализуемая Правительством Ставропольского края профессиональная стратегия способствует формированию условий для развития и формирования конкурентоспособного кадрового потенциала, который обеспечивает наилучшее равновесие численного и качественного состава трудовых ресурсов. С целью последующего улучшения кадровой деятельности в Ставропольском крае и увеличения ее производительности рекомендуется:
1. Управлению сотрудников, государственной службы и аппарата Правительства Ставропольского края гарантировать в период вплоть до 01 января 2017 года утверждение и реализацию проектов формирования государственной гражданской службы Ставропольского края и муниципальной службы в Ставропольском крае на 2017-2020 годы.
2. Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края:
1) Совместно с организациями нанимателей и профсоюзами содействовать развитию основанной на доверии нанимателей и граждан
системы по независимой оценке квалификации на соответствие профессиональным стандартам.
2) Продолжить работу согласно совершенствованию концепции моделирования потребностей рынка труда Ставропольского края в работоспособных гражданах и специалистах.
3) Осуществить мероприятия согласно совершенствованию концепции взаимодействия с работодателями (в том числе целенаправленный и персональный аспект к любому нанимателю) в целях формирования профессионального потенциала края, непрерывного наполнения краевого банка вакансий, формирования рынка труда и трудового устройства незанятого населения.
4) Организовывать проведения встреч с работодателями края совместно с муниципальными государственными учреждениями - центрами занятости населения Ставропольского края с целью формирования о требованиях законодательства о занятости населения и квотирования рабочих мест для инвалидов, о возможности взаимодействия с помощью информационных ресурсов и сервисов интернет-портала министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
5) Продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы, сосредоточенной на повышение занятости наиболее социально уязвимых категорий населения, в особенности инвалидов и молодого поколения.
6) Совместно с муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Ставропольский региональный ресурсный центр» осуществить конференцию по празднованию двадцатилетия Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
7) Осуществить и провести в 2017 г. с выпускниками Президентской Программы конкурс «Лучший менеджер».
8) Поддержать инициативу Объединения управленцев «Северо-Запад» о заключении соглашения с некоммерческим партнерством «Ставропольский союз менеджеров» о проведении обменных российских стажировок в населенных пунктах Санкт-Петербург и Ставрополь.
9) Исследовать проблему о необходимости формирования учреждения брокерских знаний и идей на базе государственного бюджетного института дополнительного профессионального образования «Ставропольский региональный ресурсный центр».
10) Сосредоточить в федеральное государственное учреждение «Федеральный ресурсный центр» рекомендация и анализ проблемы согласно финансированию российских стажировок выпускников Президентской Программы.
11) Оповещать выпускников Президентской программы о проведении конкурсов на замещение должностей в резерв кадров органов исполнительной власти Ставропольского края.
12) Организовать и обеспечить в министерство образования и молодежной политической деятельности Ставропольского края перечень ТОП-Регион 50 согласно наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям.
13) Оповещать участников форума о результатах реализации ранее установленных резолюций форумов.
14) Совместно с объединениями работодателей и профсоюзов изучить вероятность внесения изменений в региональную нормативную правовую базу в сфере социального партнерства в части, касающейся обязательности исполнения решений краевой комиссии.
3. Министерству образования и молодежной политики Ставропольского края и руководителям подведомственных ему профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования совместно с работодателями:
1) Гарантировать прием обучающихся в организациях профессионального образования в соответствии с прогнозными потребностями в трудовых ресурсах.
2) Продолжать работу согласно осуществлении современных моделей непрерывного профессионального образования, согласно введению концепции сертификации профессиональных квалификаций.
4. Органам исполнительной власти Ставропольского края:
1) Улучшить качество работы с молодежью согласно профессиональной ориентации, в большем количестве проявлять интерес ранней профориентации, осуществлять полные мероприятия к улучшению престижа рабочих специальностей с применением способностей общественной рекламы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2) Осуществлять совместно с отраслевыми профессиональными союзами конкурсы высококлассного профессионализма из числа работников многочисленных специальностей.
3) Оказывать помощь центрам оценки квалификации в доли предоставления площадок с целью выполнения процедуры оценки квалификации на базах подведомственных органам правительства Ставропольского края профессиональных образовательных организаций, в том числе тех, в структуре созданных многофункциональные центры прикладных квалификаций и ресурсные центры профессиональной подготовки, переподготовки и увеличения квалификации работников, сотрудников и экспертов.
4) Гарантировать при определении объемов контрольных цифр приема по специальностям и профессиям среднего профессионального
образования для обучения по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и образовательным программам подготовки специалистов среднего звена за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на очередной учебный год эффективное взаимодействие с работодателями, осуществляющими деятельность на территории Ставропольского края.
5. Органам регионального самоуправления городских областей и муниципальных х округов Ставропольского края:
1) Способствовать заключению договоров согласно целевому обучению молодого поколения меж работодателями и образовательными организациями.
2) Формировать требование, содействующие привлечению юных экспертов, высококвалифицированных сотрудников в компании, формирующие на территории муниципального образования (формировании инфраструктуры, обеспечение жилья).
3) Продолжить работу согласно проведению прогноза внутрифирменной подготовки сотрудников и моделированию необходимости в кадрах учреждений муниципального района, городского округа Ставропольского края.
4) Содействовать результативной работы организации общественного партнерства в проблемах сохранения и формирования профессионального потенциала.
6. Работодателям края:
1) Гарантировать своевременное профессиональное обучение, переподготовку и улучшение квалификации персонала, учитывать соответствующие обязательства в коллективных соглашениях организаций.
2) Осуществить мероприятия согласно применению профессиональных стандартов, введению самостоятельно оценки квалификаций сотрудников.
7. Территориальному союзу «Федерация профсоюзов Ставропольского края»:
1) Содействовать укреплению и формированию социального партнерства согласно исследованию и осуществлении мер на рынке труда и в сфере занятости, принимать участие в увеличении производительности рынка труда.
2) Инициировать включение в коллективные договоры и соглашения положений, учитывающих своевременное профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала.
3) Распространять лучший опыт формирования достойных условий труда, реализация постоянного профессионального развития работника и оптимального использования его знаний, умений и способностей.
4) Способствовать повышению профессионального уровня представителей работников в лице профсоюзов при проведении коллектив-
ных переговоров согласно заключению соглашений и коллективных договоров.
5) Осуществить проведение ежегодных семинаров-совещаний для представителей сторон комиссий согласно регулированию социально-трудовых отношений в целях увеличения производительности социального диалога на территориальном и отраслевом уровнях в обстоятельствах активно меняющегося законодательства совместно с организациями профсоюзов и работодателей.
Список литературы:
1. Служба занятости и населения Ставропольского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stavzan.ru/home/info/deyat/regprog.aspx/ (дата обращения: 21.10.2016).
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stav-бШ/ш/ (дата обращения: 19.10.2016)
ИЗУЧЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В НИГЕРИИ
© Стерн А.А.1, Окафор М.Л.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва
В статье рассмотрена демографическая ситуация в Нигерии в 20112015 гг.; представлены результаты анализа динамики численности населения: коэффициентов рождаемости и смертности; младенческой смертности. Рассмотрев уровень заболеваемости в данной стране, выявили причины ее распространения.
Ключевые слова население, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент младенческой смертности, динамика.
Демографическая проблема - глобальная проблема человечества. Одним из наиболее важных показателей является ожидаемая продолжительность жизни, которая характеризует не только уровень жизни населения данной страны, но и социально-экономического развития страны.
Нигерия находится на западном побережье Африки. Республика занимает около миллиона квадратных километров и простирается от Гвинейско-
1 Студент 2 курса Факультета математической экономики, статистики и информатики.