Научная статья на тему 'Занятия обучающихся в спортивных секциях как фактор становления их спортивной карьеры'

Занятия обучающихся в спортивных секциях как фактор становления их спортивной карьеры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
353
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ / НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / SPORTS CLUBSGROUPS / STARTING SPORTS CLASSES / CRISIS PERIOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Завьялов Дмитрий Александрович, Дергач Елена Абрамовна, Завьялова Ольга Борисовна, Кыгрыс Эдуард Ким-Оолович

В статье рассматриваются причины, побуждающие детей заниматься спортом, выявляются факторы, влияющие на продолжительность этих занятий, вскрываются отдельные причины, по которым дети не попали в спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Завьялов Дмитрий Александрович, Дергач Елена Абрамовна, Завьялова Ольга Борисовна, Кыгрыс Эдуард Ким-Оолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS CLASSES OF TRAINEES AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THEIR FUTURE SPORTS CAREER

The article discusses the reasons that motivate children to go in for sports, identifies the factors influencing the duration of these trainings and reveals some of the reasons why children were not engaged in sports.

Текст научной работы на тему «Занятия обучающихся в спортивных секциях как фактор становления их спортивной карьеры»

ЗАНЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ИХ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

SPORTS CLASSES OF TRAINEES AS A FACTOR

OF THE FORMATION OF THEIR FUTURE SPORTS CAREER

Д.А. Завьялов, Е.А. Дергач, О.Б. Завьялова, Э.К. Кыгрыс

D.A. Zavyalov, Е.А. Dergach, О.В. Zavyalova, Е.К. Kygrys

Спортивные секции, начало занятий спортом, кризисный период.

В статье рассматриваются причины, побуждающие детей заниматься спортом, выявляются факторы, влияющие на продолжительность этих занятий, вскрываются отдельные причины, по которым дети не попали в спорт.

Sports clubsgroups, starting sports classes, crisis period.

The article discusses the reasons that motivate children to go in for sports, identifies the factors influenc-ingthe duration of these trainings and reveals some of the reasons why children were not engaged in sports.

Многие родители знают, насколько полезны и необходимы ребенку занятия физкультурой и спортом. Такие занятия закаляют характер, воспитывают многочисленные качества и способствуют становлению социального статуса, позитивных эмоций на основании жизненного опыта и объективной самооценки поведения, что позволяет занимать независимую позицию при определении будущего (Буссман, 2006, с. 60].

Как отмечает М. Боген, в спорте всегда содержится установка на завоевание мировых рекордов и первенств по ведущим видам, особенно за последнее время, что привело к тому, что победа возведена общественным мнением в ранг цели спорта [Боген, 1989]. В то же время, отдавая своего ребенка в спорт, родители должны понимать, что спорт должен стать средством воспитания человека во имя его собственного блага. Ребенок, начиная заниматься в спортивном коллективе, сталкивается с первым кризисом - адаптацией к требованиям вида спорта, тренеру, коллективу, «обманам ожиданий» и многим другим. Уже на этапе начальной спортивной специализации юный спортсмен сталкивается с достаточно сложными задачами - впервые ставится вопрос о его потенциале в спорте:

необходимость хорошо показать себя на первых соревнованиях при отсутствии соревновательного опыта; проверяются спортивные характеристики - сила и устойчивость мотивации.

Те спортсмены, которые успешно проходят данный этап, сталкиваются со следующим кризисом - кризисом перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта на этапе начальной спортивной специализации, который подразумевает постановку новой задачи - работать «на результат». При постановке новых целей непременно возрастает удельный вес специальной подготовки на фоне общего значительного увеличения физических нагрузок. Появляются первые соревнования, и постепенно повышается уровень соперничества в них.

Многими специалистами отмечается, что у спортсменов, сохраняющих высокую степень мотивации, возможно продолжение спортивной карьеры. Большая же часть спортсменов на этих начальных этапах уходят из спорта и ищут другие жизненные пути. Ранее нами разработана компьютерная программа «СПУМС» (Система прогноза успешности молодых спортсменов), которая направлена на сохранение спортсменов юношеского возраста в спорте при их переходе в спорт высших достижений [Дергач и др., 2013]. Данный кри-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика физического воспитания

зисный период считается не первым в спортивной карьере спортсменов. Поэтому наше исследование заключается в поиске ответов на вопросы, связанные с первыми кризисными периодами спортивной карьеры: что (или кто) способствовало началу занятий спортом; причина того, что занятий в спортивных секциях не было; отношение семьи; наличие причин, по которым были совершены переходы в другие виды спорта и другие вопросы.

Нами было проведено анкетирование среди 122 студентов заочной формы обучения Сибирского федерального университета, обучающихся на экономических специальностях. Студенты

От 10 лет и более занимались в общей сумме 14,4 %, т.е. 1/7 от всех опрошенных смогли пройти первые кризисные периоды, выполнив норматив 1 взрослого разряда. Как отражено на рис. 2, в спортивную секцию 35,1 % респондентов привело именно собственное желание заниматься спортом. У 21,3 % респондентов на это решение повли-

были разделены на две группы: первая -51 студент-не занимались спортом в детстве, вторая-71 студент - в детстве занимались спортом. Цель исследования - определить причины, повлиявшие на судьбу спортсменов каждой группы.

На рис. 1 отражены показатели общего стажа занятий в спортивных секциях по годам у студентов, поделенных на группы (мужчины, женщины). Наибольший показатель - 39,6 % студентов-мужчин занимались в спортивных секциях всего от 1 года до 4 лет, у женщин этот показатель - 25,7 %. И это наибольшие показатели среди представленных вариантов.

яло мнение и содействие родителей. На решение 14,9 % респондентов прийти и заниматься спортом в секцию повлияло мнение друзей, ведь для данного возраста становится важным общение со сверстниками. Самые низкие показатели среди вариантов: е) тренер спортивной школы - 3,2 %; ж) случайность - 3,2 %; з) по здоровью - 1,1 %.

от 1 до 4 лег от 5 до 9 лег от 10 до 14 дет от 15 и более ■ женщины □ мужчины

Рис. 1. Общий стаж занятий спортом по годам

Рис. 2. Кто привел (или что привело) респондента в спортивную секцию: а) родители; б) собственное желание; в) расположение секции рядом с домом; г) друзья со двора; д) школьные друзья; е) тренер спортивной школы; ж) случайность; з) по здоровью

Респондентам, которые занимались спортом, был задан вопрос о факторах, которые поспособствовали тому, что они остались заниматься в спортивных секциях (рис. 3).

Как видно из рис. 3, заинтересованность юного спортсмена в выборе вида спорта, который будет ему по «душе» - занимательный,

захватывающий, является мотивирующим фактором для принятия решения продолжить занятия спортом у 35,2 % опрошенных. Для 23,4 % респондентов таким фактором было общение с друзьями - данный показатель занимает второе место у занимавшихся в спортивной секции.

Рис. 3. Факторы, способствовавшие продолжению занятий спортом: а) хороший тренер; б) интересный вид спорта; в) общение с друзьями; г) выезды на соревнования; д) сильное желание стать чемпионом; е) желание родителей; ж) удобное месторасположение секции; з) наличие свободного времени

Респондентами отмечено, что они соверша- спортсменов-мотивом перехода служит интерес

ли попытки сохранения спортивной карьеры за к другим видам спорта. Все остальные представ-

счет переходов в другие виды спорта (рис. 4). Как ленные причины возможного перехода в другой

видно из рис. 4, наибольший показатель у 44,2 % вид спорта не являются существенными.

Рис. 4. Причины перехода в другие виды спорта: а) не было результатов в предыдущем виде спорта; б) было скучно, неинтересно; в) возникли проблемы со здоровьем; г) нехватка времени; д) другой вид спорта

стал более интересным; е) плохие отношения с тренером; ж) смена места жительства; з) нехватка финансовых средств для занятий предыдущим видом спорта; и) разнообразие, разносторонность нового вида спорта; к) совет тренера; л) высокий рост и другие причины, связанные с телосложением

Среди респондентов, не занимавшихся в детстве спортом, дана ранговая оценка причинам, по которым будущие студенты-экономисты совсем не занимались в спортивных секциях (рис. 5),

На первом месте основная причина - выбор родителями ребенка другой сферы его занятий,

например музыкой, живописью, - 32,8 %. На втором месте определена причина - отсутствие возможностей при желании, у ребенка, например, не было (рядом) спортивного сооружения (стадиона, плавательного бассейна) либо отсутствовали финансовые возможности у родителей.

3

т м

1

С И

О |

§ н

Й § СР к

н

и

Сц

<

и о

[-Н

о

[-Н

§

и

0-, §

ж

й щ

« с *

а к

н

и

и

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика физического воспитания

Рис. 5. Причина отсутствия занятий в спортивной секции в детстве: а) было желание, но не было возможностей; б) не было желания даже при наличии возможностей; в) не было ни желания, ни возможностей; г) даже мысли не было о спорте; д) с раннего возраста родители определили другое занятие (музыка, искусство); е) отсутствие спортивных секций по месту жительства; ж) другие интересы; з) плохое состояние здоровья

Респондентам был задан вопрос о том, культивировался ли спорт в их семье (рис. 6).

Такой фактор, как отсутствие интереса к спорту, в семье присутствует почти в равном

соотношении как среди студентов, занимавшихся в спортивных секциях (40,8 %), так и среди студентов, не занимавшихся спортом (37,3 %).

Рис. 6. Культивировался ли спорт в семье: а) да, часто посещали различные соревнования и смотрели их по телевизору; б) редко, иногда Олимпиаду или отдельные виды спорта;

в) не интересовались; г) не помню

Проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Нами выявлено, что у студентов - будущих экономистов основной причиной отсутствия занятий спортом является решение их родителей отдать ребенка в кружки другой направленности.

2. У большинства студентов, занимавшихся в спортивных секциях, в «зарождении» их будущей спортивной карьеры учитывалась родителями их личная заинтересованность в занятиях спортом.

3. Занимавшиеся спортом респонденты хотели как можно дольше оставаться в этой специфической сфере деятельности даже за счет перехода в иной, смежный вид спорта.

Библиографический список

1. Боген М.М. Спорт - благословение или проклятие? // Конфликт. М., 1989. С. 4-26.

2. Буссман Г. Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов // Спортивная наука в зарубежных странах / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2006. № 2. С. 60-66.

3. Дергач Е.А., Сбродов И.Г., Соколовский A.B. Прогнозирование успешного перехода юных спортсменов-подводников плавания в ластах во взрослый спорт высших достижений посредством соответствующего программного обеспечения // Омский научный вестник. 2013. № 3(119). С. 183-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.