Научная статья на тему 'Профессиональный теннис : субкультура, биография, спортивная индустрия'

Профессиональный теннис : субкультура, биография, спортивная индустрия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1747
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА / SOCIOLOGY OF SPORTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / PROFESSIONAL SPORTS / ТЕННИС / TENNIS / БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / THE BIOGRAPHIC PROJECT / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / SPORTS CAREER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абрамов Роман Николаевич, Воронова Яна Игоревна

Статья посвящена исследованию процессов профессионализации спортсменов-теннисистов в России. Подготовлена по результатам эмпирического исследования, которое включало биографическое интервью с теннисистами-профессионалами, вторичный анализ публикаций, элементы включенного наблюдения. Также при подготовке статьи использованы теоретические работы в области социологии профессий, социологии спорта. Показывается связь между спортом, массовыми коммуникациями и досугом. Представлен краткий обзор социологии спорта как самостоятельной исследовательской дисциплины. Проведено концептуальное различение между любительским и профессиональным теннисом и показано, как социальный статус родителей влияет на успехи спортсменов-теннисистов. Исследование является уникальным до этого подобные исследования профессиональной среды теннисистов не проводились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Абрамов Роман Николаевич, Воронова Яна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Tennis: Subculture, Biography, Sports Industry

The article explores the professionalization process in the field of sports in Russia. It is based on empirical research which consisted in biographic interviews with professional tennis players and secondary analysis of publications. The theoretical background of the article belongs to sociology of professions and sociology of sports. A brief review of sociology of sports as independent academic discipline is made. The article shows relations between sportsmen from different sports, mass communication and leisure. Authors make conceptual distinction between amateur and professional tennis and show how the social status of parents influences the success of tennis players. This research pioneers in the academic study of tennis players professional environment.

Текст научной работы на тему «Профессиональный теннис : субкультура, биография, спортивная индустрия»

социология профессий

Р.Н. Абрамов, Я.И. Воронова ПРОФЕССИОНАЛЬНыЙ ТЕННИС:

субкультура, биография, спортивная индустрия

Статья посвящена исследованию процессов профессионализации спортсменов-теннисистов в России. Подготовлена по результатам эмпирического исследования, которое включало биографическое интервью с теннисистами-профессионалами, вторичный анализ публикаций, элементы включенного наблюдения. Также при подготовке статьи использованы теоретические работы в области социологии профессий, социологии спорта. Показывается связь между спортом, массовыми коммуникациями и досугом. Представлен краткий обзор социологии спорта как самостоятельной исследовательской дисциплины. Проведено концептуальное различение между любительским и профессиональным теннисом и показано, как социальный статус родителей влияет на успехи спортсменов-теннисистов. Исследование является уникальным — до этого подобные исследования профессиональной среды теннисистов не проводились.

Ключевые слова: социология спорта, профессиональный спорт, теннис, биографический проект, спортивная карьера, идентичность, социализация

Key words: sociology of sports, professional sports, tennis, the biographic project, sports career, identity, socialization

Развитие спорта в его современном понимании началось в XVIII в. в Великобритании как замена рыцарских военных упражнений для появляющегося среднего класса, а также сословия эсквайров и джентльменов*. В процессе индустриальной революции, повлекшей за собой массовый приток населения в города, получили распространение и игры, пришедшие из

* «Многие виды спорта, которые сегодня существуют в более или менее схожих формах и популярны во всем мире, возникли в Англии. Оттуда главным образом во второй половине XIX - первой половине XX столетий они распространились в другие страны» (Элиас 2006).

деревень и сел, при этом каждая игра стала преимущественно популярна у определенного социального класса. Изначально спорт носил любительский характер, спортивный образ жизни включал в себя широкий спектр форм проведения досуга — от путешествий до занятий гимнастикой и боксом. Развитие любительского спорта осуществлялось за счет поддержки разного рода добровольных клубов, ассоциаций, союзов, землячеств. Довольно рано спорт стал неотъемлемым элементом корпоративной культуры англо-саксонских университетов*. Проведение олимпийских игр, развитие средств массовой коммуникации, формирование идеологий национальных государств изменили спорт, превратив его в важный элемент индустрии развлечений, профессиональную сферу и способ повышения национального престижа на международной арене. Сегодня спорт представляет собой социальный институт глобальных зрелищ, в которые вовлечены разделенные на команды подготовленных профессионалов, зрителей и субкультуры фанатов (Frey 1991: 48-49). Спорт теперь является одним из главных секторов глобальной индустрии развлечений и досуга, смело конкурируя здесь с кино и телевидением, а профессиональные спортсмены обрели статус звезд поп-культуры.

Интерес социологов к спорту связан с самим «проектом» социологии как программы исследования модерных обществ. Для социолога важными и значимыми характеристиками современного спорта являются такие его аспекты, как формальная организация, массовость, социальный лифт, способ формирования субкультуры, предмет потребления (вследствие его коммерциализации и медиатизации). Первые работы, в которых спорт стал предметом социологического анализа, появились еще в XIX в.: Герберт Спенсер в своих работах, посвященных образовательному процессу, обращает внимание на физические аспекты обучения (1861 г.); в трудах Макса Вебера также можно найти некоторые упоминания о спорте, в частности, социолог рассматривал пуританский мотив в спорте; Георг Зиммель рассматривал спорт как институционализированную борьбу, изучая на примере спорта различные элементы конфликта (1908 г.); Джордж Мид исследовал принятие роли другого в процессе игр детей и команд (1934 г.) (Luschen 1980: 315-316); для Торстейна Веблена бессмысленные спортивные соревнования среди высших слоев являлись пережитками милитаризма; Норберт Элиас (1971 г.) описывал спорт в контексте с цивилизационным движением общества в отношении регламентации физического насилия.

Социология спорта как область эмпирических исследований и теоретических обобщений получила импульс для активного развития в 1960-е гг. Благодаря усилиям социологов спорта в 1964 г. состоялся первый Международный форум по социологии спорта в Женеве и в 1965 г. в Варша-

* «В первую очередь джентльмены буржуазного происхождения рассматривали свой спорт не только как развлечение и возможность для заключения пари или общения, но и как повод к физическим упражнениям. Связанные с этим теории о «здоровом духе в здоровом теле», о мужественности (manliness) и о «мускулистом христианстве» стали ядром воспитания в так называемых Public Schools элитных интернатах, университетах Оксфорда и Кембриджа, а также христианского воспитания молодежи» (Айзенберг 2006).

ве. Примерно в это же время в социологию спорта пришли исследователи из психологии, антропологии, политологии и философии. В 1978 г. было организовано Северно-Американское сообщество по социологии спорта (NASSS), а в 1986 г. вышел в свет первый номер первого Журнала по социологии спорта (Sociology of Sport Journal). Сегодня существует значительное число журналов, посвященных вопросам социологии спорта: International Review for the Sociology of Sport, Journal of Sport and Social Issues, Sport in Sociocultural Process и др. Цель NASSS — поддерживать и способствовать продвижению социологических исследований, посвященных спорту, а также сотрудничать с национальными и международными организациями, имеющими в основе своей деятельности сходные цели и задачи.

Для социолога важными и значимыми характеристиками современного спорта, по сравнению со зрелищами тех или иных состязаний в архаичных и закрытых обществах, выступают несколько аспектов современного спорта. Во-первых, спорт следует рассматривать как систему социальных отношений, включающую формальные организации (комитеты, общества, клубы и др.), систему социальных ролей и коллективных норм поведения. Во-вторых, спорт является способом проведения индивидуального и массового досуга. В XIX-XX вв. спорт был важным инструментом создания и подержания культурных идентичностей — локальных, региональных, национальных. Как феномен массового общества, он связан с индустрией досуга и потребления, со сферой развлечений (Зверева 2006). В-третьих, социологов привлекает идея спорта как типа деятельности, профессиональной или любительской, престиж спортивных побед и выдающихся спортсменов, соединяющихся с «духом» более широких сообществ и ассоциаций, с их символикой, ритуалами интеграции и воспроизводства. В-четвертых, спорт становится механизмом социальной мобильности, системой подготовки элит по линии как непосредственно спортивных побед, так и общественного управления этой деятельностью. В-пятых, спорт стал частью глобальной кон-сьюмеристской индустрии, на фоне его медиатизации и коммерциализации. И, наконец, спорт становится не просто общедоступным и социально значимым, но и универсальным и рациональным — вводятся как бы условные, но всеобщие и обязательные меры достижений и их сравнения, разрабатываются наиболее рациональные способы технической подготовки спортсмена и проверки его соответствия должным кондициям (например запрет на применения допингов). Российский исследователь Борис Дубин (Дубин 2004: 35) выделяет несколько социально-значимых характеристик современного спорта: во-первых, всеобщая коммерциализация профессионального спорта, которая связана с концом идеологии национальных государств, а значит, национальных команд (практика легионерства в футболе и других видах спорта отражает эту тенденцию); во-вторых, любительский спорт находит воплощение в платной индустрии оздоровительных услуг, предоставляемых как индивидам, так и группам относительно состоятельных людей; в-третьих, происходит масс-медиатизация спорта в «обществах зрителей»; в-четвертых, повсеместное применение допингов влечет за собой допустимую сте-

пень технологизации достижений любыми средствами; в-пятых, в последнее время все чаще можно наблюдать открытые войны болельщиков, акты прямой коллективной агрессии как внутри локальных сообществ (например, межрегиональные), так и на международных встречах.

Как и любой другой вид спорта, теннисный мир и теннисное сообщество являются предметом изучения социологии спорта, но, наверное, одним из наиболее интересных предметов. Теннис — один из самых популярных и зрелищных видов спорта, принадлежащий к глобальной индустрии развлечений. Успехи российского тенниса последних лет впечатляют. Наши спортсмены занимают высокое положение в мировой классификации, выигрывают много турниров различного ранга. Сегодня в первой сотне лучших теннисистов-профессионалов мира уже около 10 русских имен, в сотне у женщин — приблизительно 20 наших соотечественниц.

Теннис: любительский и профессиональный

История вопроса о различии любительского и профессионального спорта в целом берет свое начало в XIX в. Такой спорт назвали любительским, исходя из того, что любитель — это тот, кто участвует в каком-либо виде деятельности исключительно ради удовольствия и развлечения и занятие спортом не является средством извлечения дохода. Согласно установленным правилам к любительским соревнованиям не допускались те, кто мог иметь заметное превосходство в силе и выносливости, обусловленное их занятиями (тяжелый физический труд): таким образом, спорт как хобби долгое время был прерогативой джентльменов*. Соответственно спорт, которым занимались рабочие, получил статус профессионального. Постепенно классовое противоречие между любительским и профессиональным спортом начало исчезать, однако появилось новое различие — денежное вознаграждение. Если любительский спорт — спортивная деятельность, не преследующая цели извлечения материальной прибыли, то занятия спортом для профессионального спортсмена, напротив, выступают основным источником заработка. Любительский теннис, как правило, определяют как «многогранное массовое спортивное движение, как органическую часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, а теннисиста-любителя как спортсмена, систематически занимающегося теннисом, принимающего участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности» (Голенко 1998: 38). В данной работе мы не останавливаемся специально на истории тенниса в СССР и России, поскольку это тема отдельного исследования, отметим лишь, что

* «Если знатные джентльмены XVIII века занимались преимущественно скачками, крикетом и боксом, то новопришедшие представители третьего сословия "изобрели" большое число других видов спорта: греблю, плавание, легкую атлетику, гольф, лаун-теннис, борьбу, конькобежный спорт и т. д. А так как для этого, как правило, требовалось снаряжение и литература с правилами игры, руководства с упражнениями и рекомендации в отношении одежды, занятие спортом предоставляло теперь и среднему классу возможность показного потребления, так же как раньше знати» (Айзенберг 2006).

роль первого Президента России Б.Н. Ельцина в популяризации тенниса как престижного вида спорта и досуга неоценима.

Теннис сегодня в первую очередь часть коммерческой индустрии глобальных развлечений, поддерживаемой всемирными медиа. Последствия коммерциализации и медиатизации профессионального тенниса оказали доминирующее влияние на современную профессиональную культуру и организации тенниса.

Во-первых, нормы и ценностные установки спортсменов-теннисистов претерпели изменения: от саморазвития, самосовершенствования и удовольствия до способа развлечения публики и удовлетворения собственных интересов. Во-вторых, в современном теннисе наблюдается ситуация, когда контроль находится в руках организаций, напрямую не принимающих участие в спортивной жизни: теннисные организации* (например АТР),

* Во-первых, все теннисные турниры делятся на мужские и женские. Во-вторых, в теннисном мире существуют три ассоциации, организующие теннисные турниры: ATP — (Association of Tennis Professionals) у мужчин, WTA — (Women 's Tennis Association) у женщин, ITF — (International Tennis Federation) управляющая структура мирового тенниса. Рассмотрим каждую ассоциацию несколько подробнее. АТР — ассоциация теннисистов-профессионалов, была создана в 1972 г. для защиты и представительства интересов профессиональных игроков в теннис. ATP-тур состоит из турниров пяти категорий: Кубок Мастерс (проводится совместно с ITF), Серия Мастерс, International Series Gold Tournaments, International Series Tournaments, Challenger Tournaments. Первые четыре категории турниров являются официальными соревнованиями тура, пятая категория — турниры уровня ATP Challenger Series предназначены для начинающих теннисистов. Победы в них не считаются «титулами» ATP, и они не входят в основной календарь тура. ATP ведет две параллельные, обновляемые еженедельно системы подсчета рейтинга игроков: Гонка ATP (ATP Race) и Табель о рангах ATP (ATP Ranking). Каждому спортсмену зачитывается максимум 18 лучших результатов, показанных на турнирах в течение сезона. ATP Race отражает результаты выступления спортсмена в текущем сезоне, и все игроки, вне зависимости от предыдущих заслуг, начинают гонку с нуля очков. По окончании сезона лучшие игроки и пары, занявшие первые восемь мест в гонке, получают право на участие в завершающем турнире Tennis Masters Cup. ATP Ranking учитывает выступления спортсмена за последние 52 недели. Позиция в табеле о рангах определяет право на участие в турнирах различных категорий и место в турнирной сетке. Почетные «титулы» первой, второй, третьей и т. д. ракетки мира также принято присваивать в соответствии с табелем о рангах. WTA — женская теннисная ассоциация, основанная 23 сентября 1970 г. WTATour состоит из следующих турниров: итоговый чемпионат года с призовым фондом $3 000 000, а также турниры по категориям — I категория (минимальный призовой фонд $1 340 000), проводится 10 турниров этой категории; II категория (минимальный призовой фонд $600 000), проводится 16 турниров этой категории; III категория (минимальный призовой фонд $175,000), проводится 17 турниров этой категории.; IV категория (минимальный призовой фонд $145 000), проводится 12 турниров этой категории; WTA ведет еженедельно обновляемый рейтинг игроков, так же как и АТР, определяющий звания первых ракеток мира в женском теннисе. ITF — Международная федерация тенниса, управляющая структура мирового тенниса. На сегодняшний день объединяет 205 национальных организаций. ITF уполномочена вырабатывать и изменять правила игры, представляет теннис в МОК, проводит ряд соревнований, а также занимается развитием и популяризацией тенниса в мире. Международная федерация тенниса ежегодно организует ряд турниров, а также принимает непосредственное участие в организации и проведении соревнований по теннису на олимпийских

спонсоры соревнований, медиа. В-третьих, следствием коммерциализации является то, что теннис помимо хобби и способа физического развития все в большей степени превращается в бизнес — люди сознательно выстраивают спортивную карьеру как бизнес-проект, где экономическая конкуренция вытесняет спортивную соревновательность. В-четвертых, теннисисты стали восприниматься не столько как спортсмены, сколько как медиа-образы («се-лебритис»), способные зарабатывать на своем имидже порой больше, чем на своей профессиональной деятельности (Frey 1991: 509), а теннис вошел в число самых телегеничных видов спорта. В данном аспекте интересен случай Анны Курниковой — эта теннисистка, не выиграв ни одного крупного турнира за свою профессиональную теннисную карьеру, подписала экономически выгодные рекламные контракты, которые принесли ей доход, в несколько раз превышающий теннисные заработки.

Профессиональный теннис как биография и субкультура

В России практически отсутствуют исследования тенниса как профессиональной субкультуры и биографического проекта его участников. Поэтому представленные ниже результаты носят скорее разведывательный характер. При проведении исследования использовался биографический метод*, в который включены интервью с профессиональными теннисистами, а также вторичный анализ данных, полученных в процессе мониторинга СМИ с помощью электронной базы публикаций «Интегрум». Информация о биографиях доступна в различных источниках СМИ в виде статей, интервью. Кроме того, для решения поставленных задач были проведены три полу-формализированных глубинных интервью с двумя действующими игроками (Евгений, 19 лет и Екатерина, 21 год) и с игроком, закончившим свою игровую карьеру, сейчас работающим тренером по теннису (Александр, 48 лет)**. Все интервью записывались на диктофон. Также в качестве концептуальной рамки интерпретации выступили теории профессионализма, предложенные Р. Павалко (Pavalko 1971), Г. Миллерсоном (Millerson 1964), У. Гудом (Goode 1957) и др. Следует оговориться, что традиционные социологические модели профессионализма лишь отчасти могут быть задействованы для анализа тенниса как профессионального сообщества — очевидно, что оно организовано по другим правилам, нежели корпорации врачей, юристов или ученых.

Основным объектом исследовательского интереса стало сообщество спортсменов-теннисистов, для которых занятие теннисом служит основным источником дохода.

играх и турниров Большого шлема (US Open, Australian Open, Wimbledon, Roland Garros), Кубок Дэвиса (престижный турнир среди национальных мужских теннисных команд), Кубок Федерации (престижный турнир среди национальных женских теннисных команд).

* В ходе проведения исследования авторы опирались на работы В. Семеновой, Е. Мещер-киной, Е. Здравомысловой, И. Девятко. (См.: Биографический метод... 1994; Здравомыслова 1996; Девятко 1997).

** В целях сохранения анонимности приводятся вымышленные имена респондентов, возраст и теннисный статус соответствуют действительности.

В жизни спортсмена-теннисиста можно выделить четыре основные стадии социализации: включение субъекта в спортивную деятельность, тренировочный период, профессиональный и послетрудовой период (Лубышева 1998: 34): начало спортивной деятельности, когда формируется интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности; тренировочный период, предшествует публичной спортивной карьере, когда сильно возрастает количество соревнований, сборы, тренировочный процесс, организуемый в теннисе, как правило, за границей (ввиду лучшего теннисного оборудования и кортов, более квалифицированного спарринга); профессиональный период, символизирует расцвет спортивной карьеры, спортсмен полностью подчиняет свой образ жизни своей спортивной карьере; послетрудовая стадия, для которой характерны период завершения спортивной карьеры, переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Негативные ситуации провоцируют у спортсмена психологический кризис. Вообще, на каждом этапе спортсмен-теннисист испытывает определенные трудности психологического, социального, карьерного характера, на которых остановимся более детально.

Во время тренировочного периода молодой спортсмен должен совмещать учебу и игру в теннис. На данном этапе возникают статусные конфликты, конфликты ценностных установок и интересов. Для учащегося является сложной задачей «играть» обе роли — для совмещения учебы и спорта требуется большое количество времени и энергии. В профессиональный период спортсмен может испытывать трудности, связанные с его новым статусом. Возникает «культурный шок» от пребывания в обществе теннисной элиты. В данный период социализации нередко возникают проблемы между самими игроками, игроком и его агентом, игроком и болельщиками. В данном случае проблема выходит за рамки конфликта интересов. В спорте неизбежны ситуации, когда успехи или неудачи являются достоянием публики и активно обсуждаются. Кроме того, часто чтобы достигать профессиональных успехов и обеспечивать себе достойные заработки, необходимо тренироваться на грани своих возможностей, играть через боль. В послетрудовой период, когда заканчивается профессиональная карьера, как никогда высок риск для спортсмена «выпасть» из профессиональной жизни. Самые распространенные проблемы: выбор занятия после профессионального спорта, как правило, несоответствие между уровнями дохода во время и после спортивной карьеры, ухудшение социального статуса, негативные социально-психологические эффекты. Реальность такова, что в современном теннисе только несколько десятков теннисистов в мире могут обеспечить себе достойное будущее после окончания теннисной карьеры (Rosenberg 1981: 16-17). Период нахождения в профессии у теннисиста, как правило, очень короткий, в среднем составляет 10-12 лет, к тому же спортивная карьера не предусматривает возможности для приобретения альтернативной профессии.

Мы предполагали, что профессиональный теннис можно рассматривать как профессиональную корпорацию, а сообщество спортсменов-теннисис-

тов — как субкультуру и попытались определить их на основе набора черт профессионализма.

Схожая самоидентификация членов сообщества. Теннисисты определяют себя как сообщество, обладающее схожим стилем жизни, формирующим специфические формы проведения досуга.

Марат Сафин: «Вы же понимаете, что мы, теннисисты, не можем вести образ жизни обычных молодых людей. Мы не можем взять на недельку отпуск и отправиться в поход. Вы можете не верить, но быть профессиональным теннисистом — жуткая психологическая нагрузка. Мы тратим кучу нервной энергии, и в отдыхе я вижу единственную возможность ее восстановить» (Симоненко 2005).

Лина Красноруцкая: «У нас, теннисистов, свои причуды — вы не обращайте внимание» (Красноруцкая 2001).

Александр: «Все мы очень тяжело работали, для того чтобы достичь результатов. Несмотря на травмы, усталость, продолжали тренироваться. Это тоже нас объединяет».

Екатерина: «С одной стороны, теннис — это массовый вид спорта, в который играют по всему миру, а с другой, он требует больших материальных затрат и доступен далеко не каждому. В теннис имеют возможность играть в основном обеспеченные слои населения, поэтому естественно он стал престижным видом спорта. С моей точки зрения, составить конкуренцию теннису в этом плане может только гольф. Профессиональный теннис я считаю тем более престижным, поскольку таких, как мы, совсем не много. Профессиональных футболистов, например, десятки тысяч по всему миру, а в теннисе женский рейтинг WTA насчитывает всего 1500 человек».

Евгений: «Теннис исторически был аристократическим видом спорта, в который раньше играли дворяне и короли. В наше время это довольно дорогое удовольствие, и в теннис могут позволить себе играть далеко не все. Теннис считают своим любимым видом спорта многие высокопоставленные политики, респектабельные бизнесмены и знаменитые деятели культуры».

Общие ценности. В теннисном мире «теннисный этикет»* определяет такие честность и корректность поведения на корте, как базовые ценности, регулирующие поведение теннисистов. Надо сказать, что степень разработанности письменного или устного этического кода свидетельствует о зрелости профессионального сообщества. В этом отношении теннис значительно продвинулся на пути к профессионализму.

Евгений: « ... всех профессиональных теннисистов объединяют общепринятые правила теннисного этикета. Например, после матча принято пожать руку сопернику и судье, вне зависимости от результата матча и твоего настроения. В теннисном мире очень ценится честность или, как

* Теннисный этикет составлен на основании положений Теннисного устава ШТЛ (Американская Теннисная Ассоциация), утвержденного 1 января 1992 г http://www.sportlib.ru/ books/tennis/voc/glava13.htm

говорят на английском, fair play. Все теннисисты тщательно стараются беречь свою репутацию. Стоит кому-то поступить непорядочно во время матча, как об этом тут же все знают, и на игроке остается жирное клеймо».

Пожизненное или очень продолжительное пребывание в профессии.

Сам по себе временной отрезок пребывания в профессиональном теннисе в качестве действующего игрока составляет максимум 15 лет, но, как правило, большая часть игроков после окончания профессиональной карьеры переходят в разряд тренеров, т. е. остаются в профессиональном мире тенниса.

Екатерина: «Наверное, большинство теннисистов все-таки становятся тренерами. Частично это связано с тем, что после стольких лет в профессиональном спорте многие не представляют себе, как можно навсегда уйти из тенниса, а частично с тем, что у них нет альтернатив. Профессиональные теннисисты по большей части не получают высшего образования, поэтому работа тренером остается самым приемлемым для них вариантом».

Александр: «Если сумел заработать денег и удачно вложить деньги, можно открыть академию собственного имени. А вообще, люди идут на тренерскую работу. Иногда в спортивную журналистику. Здесь особо выбирать не приходится, поскольку среднестатистический теннисист ничего другого не умеет».

Наличие особого языка, недоступного для понимания непосвященными. Теннис, как и большинство видов спорта, выработал как достаточно развитый собственный официальный профессиональный словарь, так и неформальный разговорный сленг. В словарном запасе теннисиста найдется большое количество терминов, непонятных людям, которые далеки оттеннисногомира: фьючерс*, челленджер**, супервайзер***, эйс****, смэш*****, брэйкпоинт******, лакилузер*******, уайлдкард********, топспин********ит. д.

* Фьючерс — турнир самой низшей категории в профессиональном теннисе с призовым фондом, как правило, до $15 000.

** Челленджер — турнир среднего звена в профессиональном теннисе с призовым фондом от $25 000 до $150 000. В этих турнирах обычно выступают игроки, занимающие 80-300 строчки в мировом рейтинге.

*** Супервайзер — высший представитель ATP или WTA на теннисном турнире.

**** Эйс — подача навылет.

***** Смэш — удар над головой в середине розыгрыша.

****** Брейкпоинт—счет, при котором принимающему игроку остается одно очко, чтобы выиграть подачу соперника.

******* Лакилузер(1иску1о8ег)—игрок,проигравшийматчназавершающейстадииотбороч-ных соревнований, но тем не менее включенный в основную сетку.

******** Уайлдкард^ЫсаМ)—местов основнойсетке,котороепредоставляетсяорганиза-торами турнира низко стоящему по рейтингу игроку непосредственно перед началом соревнований. Учитываются возраст теннисиста, его предыдущие результаты на данном турнире, зрительские симпатии и т. д.

******** Топспин — крученый удар с верхней подкруткой.

Восприятие своего занятия вполне укладывается в определение профессии, данное в уэбстерском словаре (Вип^е 1990: 204): «Профессия — это род занятий, который требует специализированного знания и часто длительной и интенсивной подготовки, которая включает в себя обучение определенным навыкам и методам, а также лежащим в их основе научным, историческим и академическим принципам. Данный род занятий, благодаря силе организации или согласованности социальных установок профессионалов, поддерживает высокие стандарты практики и профессионального поведения, обязывая своих членов постоянно обучаться и осознавать служение общественности в качестве своей основной цели».

Конечно, далеко не все профессиональные теннисисты одинаково успешны, но есть некоторые общие биографические характеристики, предрасполагающие теннисистов к профессиональному успеху. Поэтому мы предположили, что, во-первых, в теннисном сообществе существует преемственность поколений, во-вторых, для начала успешной карьеры в теннисе необходимы: ранняя социализация 6-7 лет, наличие материальных средств, наличие хорошей тренировочной базы, профессиональный тренер.

Екатерина: «После распада СССР теннис стал действительно престижным видом спорта. А с успехом наших теннисистов и теннисисток того времени — Чеснокова, Черкасова, Волокова, Кафельникова, Макаровой, Манюковой — все больше родителей стали отдавать своих детей в теннис и все больше начинающих игроков стали загораться теннисом. К тому же все без исключения получили возможность играть турниры за границей, и это крайне положительно сказалось на успехах наших теннисистов».

Далее представлены табл. 1 и 2, где показано, что у большинства известных российских теннисистов последних лет родственники имели отношение к миру большого тенниса, а также что профессиональная социализация началась в раннем, детском возрасте.

Табл 1. Влияние родителей или родственников на начало карьеры теннисиста

Теннисист Отношение родственников или родителей к теннису

Сафин Марат Мама — тренер по теннису

Сафина Динара Мама — тренер по теннису

Кафельников Евгений Мама — любитель тенниса

Шарапова Мария Отец — любитель тенниса, друг отца — Евгения Кафельникова

Курникова Анна Родители — тренера по теннису

Дементьева Елена Мама — учительница, отец — инженер

Мыскина Анастасия Родители — любительские игроки в теннис

Чакветадзе Анна Отец — бизнесмен, мама — домохозяйка

Душевина Вера Отец — инженер, мама — учительница

Как видно из табл. 1, большинство теннисистов приобщились к теннису благодаря ближайшим родственникам, которые имеют непосредственное отношение к теннису. Если говорить о наших респондентах, то у Евгения оба родителя являются мастерами спорта по теннису, у Екатерины папа — любитель тенниса, мама — учитель биологии, у Александра родственники не имеют отношения к теннису.

Таблица 2. Биографические факторы успешной карьеры профессионального теннисиста

Имя игрока Возраст начала занятий Источник финансирования Принадлежность к теннисной школе или академии Тренер

1 2 3 4 5

Сафин Марат, год рождения 1980 6 лет С 13 лет — спонсор Bank of New York-Inter Maritime Bank С 6 по 13 лет — теннисная база «Спартак— Ширяево Поле» (Москва, Россия) С 14 по 18 лет — Академия Панчо Альварина (Валенсия, Испания) С 6 по 13 лет — мама Рауза Исланова (входила в десятку лучших теннисисток СССР) С 14 по 18 лет — Рафаэль Менсуа (один из лучших тренеров Испании)

Сафина Динара, год рождения 1986 8 лет Финансовая поддержка со стороны старшего брата Марата Сафина С 8 по 13 лет — теннисная база «Спартак — Ширяево Поле» (Москва, Россия) С 13 по 16 лет — Академия Панчо Альварина (Валенсия, Испания) С 8 по 17 лет — мама Рауза Исланова (входила в десятку лучших теннисисток СССР)

Кафельников Евгений, год рождения 1974 5 лет Так как Кафельни-ков начинал свою карьеру в СССР, то необходимость в финансовой помощи в теннисе практически отсутствовала С 7 по 16 лет — школа «Олимпийского резерва» (Москва, Россия) С 7 по 14 лет — тренер В. Шишкин (тренер школы «Олимпийского резерва») С 14 по 21 год — тренер А. Лепешин (заслуженный тренер России (1972) и СССР (1990)).

1 2 3 4 5

Шарапова Мария, год рождения 1987 4,5 года Спонсор с 13 по 1S лет — IMG (International Management Group), крупнейшее спонсорское агентство С 10 по 17 лет — академия Ника Боллетьери (Майами, США) С 10 по 17 лет — тренер Ник Боллетьери (тренер самых выдающихся игроков тенниса таких как А. Агасси, сестры Уильямс, Б. Беккер)

Курникова Анна, год рождения 1981 5 лет Спонсор с 9 по 17 лет — IMG (International Management Group), крупнейшее спонсорское агентство С 8 по 10 лет — теннисная секция СК «Спартак» (Москва, Россия) С 10 по 14 лет — академия Ника Боллетьери (Майами, США) С 10 по 14 лет — тренер Ник Боллетьери (тернер самых выдающихся игроков тенниса таких как А. Агасси, сестры Уильямс, Б. Беккер)

Дементьева Елена, год рождения 1981 7 лет Материальная поддержка со стороны СК «Спартак» и СК «ЦСКА» С 7 по 15 лет — теннисная секция СК «Спартак» (Москва, Россия) С 15 по 18 лет — СК «ЦСКА» (Москва, Россия) С 7 по 13 — тренер Рауза Исланова (входила в десятку лучших теннисисток СССР) С 14 по 19 лет — тренер Сергей Пашков (тренер СК «ЦСКА»)

Мыскина Анастасия, год рождения 1981 6 лет Материальная поддержка со стороны СК «Спартак» С 6 по 20 лет — теннисная секция СК «Спартак» (Москва, Россия) С 6 по 13 лет — тренер Рауза Исланова (входила в десятку лучших теннисисток СССР) С 14 по 20 лет — тренер Святослав Мирзой (заслуженный тренер России)

Чакветадзе Анна, год рождения 1987 S лет Финансовая помощь со стороны родителей (папа владеет собственным крупным бизнесом) С 8 по 19 лет — детская международная академия тенниса «Валери» (Москва, Россия) С 8 по 17 лет — тренер В. Павлов (один из лучших игроков СССР)

Душевина Вера, год рождения 1986 7 лет Материальная поддержка со стороны ДЮСШ «Лужники» С 7 по 19 лет — ДЮСШ «Лужники» (Москва, Россия) С 8 по 18 лет — тренер И. Гранатурова (главный тренер ДЮСШ «Лужники»)

Данные, представленные в табл. 2., позволяют оценить роль различных факторов в профессиональном успехе российских теннисистов: все рассматриваемые игроки пришли в теннис в очень раннем возрасте, при этом сразу поступили в лучшие спортивные школы и академии, имея в наставниках лучших тренеров России и мира. Практически все теннисисты начали свою карьеру в Москве, многие затем переехали за границу для продолжения тренировок: в регионах России практически отсутствуют теннисные школы и хорошо оборудованные тренировочные базы. Также уже в довольно раннем возрасте теннисисты стали получать спонсорскую помощь от родственников, организаций или меценатов для продолжения тренировок.

Подводя итоги, можно констатировать, что теннис как вид спорта представляет значительный интерес для социологов. В первую очередь, теннис относится к одному из самых коммерциализированных и медиатизирован-ных видов спорта, во многом зависимых от индустрии моды, развлечений, рекламы. Это отражает общие тренд трансформаций современного спорта, ставшего не просто хобби, профессией, соревнованием, но главным образом глобальным коммерческим зрелищем. Теннис относится к социально-маркированным видам спорта и отдыха: им преимущественно занимаются представители элиты и выходцы из высшего среднего класса. Это отражается и на статусе теннисистов, включаемых в национальные и глобальные элиты. Профессиональная социализация теннисистов тесно переплетается с конструированием личной биографии и носит пролонгированный характер, что, с одной стороны, способствует более глубокому погружению спортсменов в профессиональное сообщество, но с другой стороны, резко ограничивает возможности постспортивной карьеры. Кроме того, в успехах теннисистов немаловажную роль играет исходный культурный капитал, обеспечивающий им относительно легкий вход в профессиональную среду. Конечно, представленные выше результаты носят пилотный характер и могут служить стимулом для продолжения исследовательской работы в этом направлении.

Литература

Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. № 3.

Биографический метод: История. Методология и практика / Под ред. Е. Мещер-киной, В. Семеновой. М.: Институт социологии РАН, 1994.

Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. Азбука тенниса. М.: Терра Спорт, 1998.

Девятко И. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 1997.

Дубин Б. Спорт в современных обществах: пример России // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70).

Зверева В. Телевизионный спорт // Логос. 2006. № 3.

Здравомыслова Е. Коллективная биография современных российских феминисток // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Центр независимых социальных исследований. СПб., 1996.

Липовецкий Э. Лина Красноруцкая: мне не льстит сравнение с Курниковой // Intemews. 2001.

Лубышева Л. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования // Научно-теоретический журнал. 1998. № 11-12.

Симоненко А. Не могу себе позволить жить как все // Новые известия. 2005. http://www. newizv. ru/news/2005-03-18/21476/

Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Burrage M. et al. Actor-based Framework for the Study of the Professions // Professions in Theory and History / Eds. M. Burrage, R. Torstendahl. London: Sage, 1990.

Frey H.J. Sport and society // Annual Review of Sociology.1991. N 17.

Goode W. J. Community within a Community: The Professions // American Sociological Review. 1957. Vol. XXII. Apr.

Luschen G. Sociology of sport: development, present state and prospects // Annual Review of Sociology. 1980. N 6.

Millerson G. The Qualifying Associations: a Study in Professionalisation. London: Routlege&Kegan Paul, 1964.

Pavalko R.M. Sociology of Occupation & Profession. Itasca, Il.: F.F. Peacock, 1971.

Rosenberg E. Social disorganisational aspects of professional sport careers // Sociology of Sport Journal. 1981. N 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.