Научная статья на тему 'Оптимизация тактики реализации подачи в теннисе спортсменами 11-14 летнего возраста'

Оптимизация тактики реализации подачи в теннисе спортсменами 11-14 летнего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕННИС / TENNIS / ПОДАЧА / ТАКТИКА / TACTICS / ФАКТОРЫ / FACTORS / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова З.М., Разумов Д.В.

В большом отряде спортсменов-теннисистов значительную часть составляют дети. Три из пяти возрастных групп участников Российского теннисного тура детские. В процессе подготовки детей теннисистов самостоятельным предстает вопрос обучения их тактике реализации подачи. Правилами тенниса этот игровой элемент предусматривается состоящим из двух потенциально возможных, самостоятельных действий подающего игрока, называемых «попыткой подачи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTIMIZATION OF 11-14 YEARS OLD SPORTSMEN TENNIS TACTICS REALIZATION

The most part among sportsmen are children. 3 from 5 age groups of Russian tournaments contestants are children's. During the teaching process of tennis sportsmen the main aim is to teach them serving tactics. Which means sportsmen attitude to the aims and the way of each attempt carrying-out.

Текст научной работы на тему «Оптимизация тактики реализации подачи в теннисе спортсменами 11-14 летнего возраста»

УДК 796.342

ОПТИМИЗАЦИЯ ТАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДАЧИ В ТЕННИСЕ СПОРТСМЕНАМИ 11-14 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

доктор педагогических наук, профессор З.М.Кузнецова,

старший тренер ГУ КДЮСШ «ЯР-ЧАЛЛЫ», Д.В.Разумов,

Камский государственный институт физической культуры,

г.Набережные Челны.

THE OPTIMIZATION OF 11-14 YEARS OLD SPORTSMEN TENNIS TACTICS REALIZATION

Z.M. Kuznetsova, Full Professor, Dr. Pedagogical Sc.

D.V. Razumov, Senior coach GY KDUCS "YR-CHALLY" Kama State Institute Of Physical Culture,

Naberezhnye Chelny Ключевые слова: теннис, подача, тактика, факторы, оптимизация.

Аннотация: В большом отряде спортсменов-теннисистов значительную часть составляют дети. Три из пяти возрастных групп участников Российского теннисного тура - детские. В процессе подготовки детей - теннисистов самостоятельным предстает вопрос обучения их тактике реализации подачи. Правилами тенниса этот игровой элемент предусматривается состоящим из двух потенциально возможных, самостоятельных действий подающего игрока, называемых «попыткой подачи». Key words: : tennis, service, tactics, factors, optimization.

Summary: The most part among sportsmen are children. 3 from 5 age groups of Russian tournaments contestants are children's. During the teaching process of tennis sportsmen the main

aim is to teach them serving tactics. Which means sportsmen attitude to the aims and the way of each attempt carrying-out.

Цель работы - разработка методики обучения детей оптимизационным методам реализации подачи в теннисе на основе концепции эффективности процесса реализации этого игрового элемента.

Методика исследования - для решения задач исследования был применен комплекс методов ведения научного поиска: практические наблюдения; опрос; эксперимент; метод абстрагирования; формализация и моделирование; статистическая обработка данных.

Контингент испытуемых - спортсмены 11-14 летнего возраста (около 120 человек - учащиеся спортивных школ Республик Татарстан и Башкортостан), участники турниров РТТ.

Основные результаты - фрагментарно представленная концепция эффективности процесса реализации подачи в теннисе; программа и содержание специального обучающего курса детских спортивных образовательных учреждений, культивирующих теннис.

В большом отряде спортсменов-теннисистов значительную часть составляют дети. Три из пяти возрастных групп участников Российского теннисного тура (РТТ) -детские [7].

В процессе подготовки детей - теннисистов самостоятельным предстает вопрос обучения их тактике реализации подачи.

Правилами тенниса этот игровой элемент предусматривается состоящим из двух потенциально возможных, самостоятельных действий подающего игрока, называемых «попыткой подачи».

Понятие «тактика реализации подачи» отображает отношение спортсмена к целям и способам выполнения каждой из попыток, определяющих характер ведения дальнейшего розыгрыша очка.

Правильное решение этой задачи предполагает наличие у спортсмена не только надлежащего технического умения, но и способности аналитически воспринимать игровую обстановку, видеть образующие ее факторы.

Известный специалист тенниса Брэд Гилберт [3] характеризует процесс планирования тактики игры как «мозговую атаку спортсмена», а крупнейшие

отечественные теоретики тенниса В.Голенко, А.Скородумова, Ш.Тарпищев [1] -«настоящим научно-педагогическим исследованием».

Тактический рисунок розыгрыша очка взрослыми спортсменами, как известно, сформировался следующим: мощная, как правило, направленная подача; ослабленный, защитного характера, прием; «добивающие» удары подающего; победа в розыгрыше. Основными факторами, определяющими такую тактику, являются: большая скорость поданного мяча, обусловленная, прежде всего, морфологическими параметрами взрослого человека; возвышенность расположения точки удара по подаваемому мячу относительно поверхности площадки.

У детей обстоятельствами, определяющими характеристику подачи, являются:

- малый, в сопоставлении со взрослым человеком, рост;

- дугообразная траектория посылки мяча, уменьшающая скорость его полета и удлинение пути перемещения. Она же прибавляет сопернику время для подготовки к встречному удару;

- недостаточные, в сравнении со взрослым человеком, физическая развитость ребенка, психическая устойчивость;

- характерно наблюдаемый недостаток игрового опыта.

Однако, как показывает практика, юные спортсмены не всегда дают себе отчет в этом и действуют по схеме, присущей взрослым игрокам. Ведь тактика подачи, используемая взрослыми, квалифицированными теннисистами, детям известна как продуктивная, а, следовательно, достойная подражания. Последствия выглядят следующими. Многочисленные и объективно обусловленные ошибки первой попытки (мощной, как у взрослых!), повышенное волнение второй - (последней!), возросшая, отсюда, энергоемкость процесса, неспособность игрока дать объяснение причинам неудач, раздражение.

Конечно, формирующийся со временем у юного спортсмена опыт, советы наставника содействуют постепенному пониманию ребенком существа вопроса. Но стихийность познания затягивает эти сроки. В результате темпы роста квалификации спортсмена, как показывает практика, отстают от динамики требований современного спорта.

Проблематике вопроса «подача в теннисе» посвящены научные разработки многих отечественных специалистов этого вида спорта: - С.Белиц-Геймана, В.Голенко, А.Скородумовой, Т.Ивановой, Ш.Тарпищева, В.Янчука, С. Зайцевой, В.Жура, О.Жихаревой, А. Жемчужникова, Л.Когана, И.Листратова, С.Мирзы, И.Тучашвили и

других, зарубежных авторов - Поля Метцлера, Ника Боллетьери, Брэда Гилберта, Денис ван дер Меера, Рона Вудса и других.

Отмечая полноту раскрытия теорией тенниса биомеханических аспектов подачи [2], техники исполнения и обучения этому [8], правомерно отметить просматривающуюся типизированность тактических рекомендаций, их адресацию взрослым спортсменам.

Вопросы выполнения подачи детьми преподносятся, в своей основе, без увязки их с широким комплексом факторов, характеризующих игровую обстановку, возрастной спецификой исполнителей.

Указанное обстоятельство, дополняемое выводами практических наблюдений, выявило проблему: как построить учебно-тренировочный процесс, чтобы ликвидировать стабильно проявляемые издержки юных спортсменов в выполнении подачи?

Была выдвинута научная гипотеза: специальная подготовка детей, занимающихся теннисом, в аспекте их обучения тактически правильному исполнению подачи, могла бы стать предпосылкой повышения игровых возможностей спортсменов.

Гипотеза определила цель исследования: концептуально* обосновать теорию эффективности процесса реализации подачи в теннисе и разработать, на ее основе, программу обучения детей этому аспекту их учебно-теоретической подготовки.

Организация и проведение исследования затронули период 2001 - 2006 годов, включивший в себя: наблюдения за подготовительным и соревновательным процессом детей-теннисистов, обзор литературных данных, обоснование методов исследования и осуществление его, составление рабочей документации, проверку выводов по работе.

Испытуемым контингентом явились спортсмены 11-14 летнего возраста (около 120 человек - учащиеся спортивных школ Республик Татарстан и Башкортостан), участники турниров РТТ.

В процессе исследования был использован комплекс методов его осуществления: практические наблюдения; опрос; метод абстрагирования; формализация и моделирование; эксперимент; статистическая обработка данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках решения задач исследования:

1. Структурированы цели подачи, как игрового элемента.

2. Систематизированы факторы, определяющие достижение этих целей.

3. Составлена классификация подач по степени наличия в их содержании факторов неудобопринимаемости.

4. Проведено математическое моделирование ряда компонент содержательности подачи.

* Примечание: ввиду имеющего место двойственного трактования понятия «концепция» [5], авторы обращают внимание на использование ими этого термина в следующем его определении - «Система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов» [5].

5. Проведен анализ медико-биологического развития детей в увязке с динамикой их общеобразовательной подготовки. Определен оптимальный возрастной диапазон обучения детей тактическим вопросам реализации подачи.

6. Сформирован понятийный аппарат темы. Часть понятий предложена впервые.

7. Совокупность изложенного позволила фрагментарно представить концепцию эффективности процесса реализации подачи в теннисе и рекомендации по практическому применению результатов исследования.

Основные выводы

1. В многоплановом процессе подготовки спортсменов - теннисистов младшего и среднего (по градации Российского Теннисного Тура) возраста самостоятельным предстает вопрос обучения детей тактике реализации подачи - игрового элемента существенно определяющего ход теннисного поединка.

Морфологические и спортивно-профессиональные особенности спортсменов этого возраста требуют специфического подхода их к исполнению этого процесса, а наставников спортсменов - к обучению этому.

2. Установлено, что вопрос реализации подачи теннисистами детского возраста слабо отражен специальной литературой, недостаточно раскрыт спортивной наукой. Действующие программные рекомендации по обучения детей методам исполнения подачи не позволяют, в полной мере, довести до учащихся многогранность обозначенной проблемы, пути ее решения.

Негативные последствия изложенного проявляются в виде недостаточной теоретической подготовленности занимающихся, заниженных результатах их соревновательной деятельности.

3. Возрастным периодом детей, наиболее соответствующим началу их специальной подготовки, в аспекте рассматриваемого вопроса, принят 11-летний возраст.

4. В содержательную основу составленного специального обучающего курса положен материал концептуально представленной теории эффективности процесса реализации подачи.

5. Экспериментальная проверка рабочей документации, составленной с учетом полученных результатов исследования, показала ее практическую востребованность и действенную результативность.

Литература:

1. Голенко В.А. Академия тенниса// В.А.Голенко, А.П.Скородумова, Ш.А.Тарпищев. - М.: Дедалус, 2002. -240 с.: ил.

2. Голенко В.А. Экспериментальное обоснование методики совершенствования подачи в современном теннисе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 164 с.

3. Гилбэрт Б.Победа любой ценой: Психологическое оружие в теннисе: Уроки мастерства//Б.Гилберт, С. Джеймсон - М.: Олимп - Бизнес, 2004.- 324с.

4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 1997.-304 с.

5. Словарь иностранных слов. - 16-е изд., испр. - М.:Рус.яз., 1988. - 624 с.

6. Федерация тенниса России. Российский Теннисный Тур. Регламент Российского Теннисного Тура на 2006 год. - М.:Матчбол теннис, 2006. - 112с.

7. Хусаинов В.Г. Ростовые характеристики спортсмена - теннисиста и попадаемость подачи (математическая модель)// Ф.А. Шемуратов, Д.В. Разумов // Теория и практика физической культуры.-2003.- №6.- С.10-12.

8. Янчук В.Н. Теннис. Простые истины мастерства. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 224 с.: ил. Glossary:

1. Golenko V.A. Academ of tennis // V.A.Golenko, A.P.Skorodumova, S.A.Tarpishchev. - М.: Dedalus, 2002. - 240 p.: pics.

2. Golenko V.A. Experimental a substantiation of a technique of perfection of submission in modern tennis: Дис.... канд. пед. Sciences.- 1973. - 164 p.

3. Gilbert B. Pobeda at any cost: the Psychological weapon in tennis: Lessons of skill // B.Gilbert, S.Dzhejmson -М.: the Olympus - Business, 2004. 324 p.

4. Матвеев L.P.general the theory of sports. - М.: Voenizdat, 1997.-304 p.

5. The dictionary of foreign words. - М., 1988. - 624 p.

6. Federation of tennis of Russia. The Russian Tennis Round. The rules of the Russian Tennis Round for 2006. -М. :Matchbol tennis, 2006. - 112 p.

7. Khusainov V.G. Rostovye of the characteristic of the sportsman - the tennis player and nonagaeMocrb submissions (mathematical model) // F.A. Shemuratov, D.V. Razumov // the Theory and practice physical KymrypH.-2003№6.-P. 10-12.

8. Janchuk V.N.tennis. Simple trues of skill. - M.: AST-PRESS, 2001. - 224 p.: pics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.