Научная статья на тему 'Аналитические аспекты построения тренировочного процесса юных теннисистов с применением методики программы ITF «Tennis 10s»'

Аналитические аспекты построения тренировочного процесса юных теннисистов с применением методики программы ITF «Tennis 10s» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теннис / игра / программа / «Tennis 10s» / юные теннисисты / тренировочный процесс. / tennis / game / program / “Tennis 10s” / young tennis players / training process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивченко Елена Владимировна, Ненашкин Роман Сергеевич, Куропатов Юрий Михайлович, Ненашкин Егор Сергеевич

В данной статье рассматривается аналитическое сопоставление подготовки юных теннисистов по программам: «Tennis 10s» и стандартным образовательным программам по теннису. Описывается сравнительный анализ построения тренировочного процесса подготовки юных теннисистов до 10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL ASPECTS OF BUILDING A TRAINING PROCESS YOUNG TENNIS PLAYERS USING THE TECHNIQUE OF THE ITF «TENNIS 10S» PROGRAM

This article discusses the analytical comparison of the training of young tennis players in the programs: “Tennis 10s” and standard educational programs in tennis. A comparative analysis of the construction of the training process of preparing young tennis players under 10 years old is described.

Текст научной работы на тему «Аналитические аспекты построения тренировочного процесса юных теннисистов с применением методики программы ITF «Tennis 10s»»

УДК 159.9.07 + 159.91

АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ ПРОГРАММЫ

ITF «TENNIS 10S»

Ивченко Елена Владимировна.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение Новосибирска «Специализированная школа олимпийского резерва игровых видов спорта», инструктор - методист, [email protected].

Ненашкин Роман Сергеевич.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение Новосибирска «Специализированная школа олимпийского резерва игровых видов спорта», тренер по теннису, [email protected].

Куропатов Юрий Михайлович.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение Новосибирска «Специализированная школа олимпийского резерва игровых видов спорта», старший тренер по теннису, [email protected].

Ненашкин Егор Сергеевич.

г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное учреждение Новосибирска «Специализированная школа олимпийского резерва игровых видов спорта», тренер по теннису, [email protected].

Аннотация. В данной статье рассматривается аналитическое сопоставление подготовки юных теннисистов по программам: «Tennis 10s» и стандартным образовательным программам по теннису. Описывается сравнительный анализ построения тренировочного процесса подготовки юных теннисистов до 10 лет.

Ключевые слова: теннис, игра, программа, «Tennis 10s», юные теннисисты, тренировочный процесс.

ANALYTICAL ASPECTS OF BUILDING A TRAINING PROCESS YOUNG TENNIS PLAYERS USING THE TECHNIQUE OF THE ITF

«TENNIS 10S» PROGRAM

Ivchenko Elena Vladimirovna.

Novosibirsk, Municipal budgetary institution of the city of Novosibirsk "Specialized school of Olympic reserve" Center of game sports ", instructor -methodologist, otd [email protected].

Nenashkin Roman Sergeevich.

Novosibirsk, Municipal budgetary institution of the city of Novosibirsk "Specialized school of Olympic reserve" Center of game sports ", tennis coach, [email protected].

города «Центр

города «Центр

города «Центр

города «Центр

Kuropatov Yuri Mikhailovich.

Novosibirsk, Municipal budgetary institution of the city of Novosibirsk "Specialized school of Olympic reserve" Center of game sports ", senior tennis coach, [email protected].

Nenashkin Egor Sergeevich.

Novosibirsk, Municipal budgetary institution of the city of Novosibirsk "Specialized school of Olympic reserve" Center of game sports ", tennis coach, [email protected].

Abstract. This article discusses the analytical comparison of the training of young tennis players in the programs: "Tennis 10s" and standard educational programs in tennis. A comparative analysis of the construction of the training process of preparing young tennis players under 10 years old is described.

Key words: tennis, game, program, "Tennis 10s", young tennis players, training process.

Введение

Актуальность данного исследования определена потребностью предоставления качественного обучения теннису - процессом длительным и трудоемким.

В тренировочной деятельности в зависимости от этапа подготовки и возрастных особенностей детей использую различные образовательные программы по теннису, разработанные на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, нормативными документами Министерства образования РФ и Министерства физической культуры и спорта РФ.

Основная цель каждой программы реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является подготовка спортсменов высокого класса.

Успешное проведение начального обучения - одно из главных условий достижения высоких результатов. Для этого необходимо решить ряд задач -теоретической, технической, тактической подготовки, оздоровительные и воспитательные задачи.

По инициативе Международной Федерации Тенниса (ITF) и при ее поддержке была разработана трехступенчатая программа для обучения теннису детей до 10 лет и младше под названием «Tennis 10s» (одно из направлений программы «Play and Stay»).

Федерация Тенниса России, будучи членом Международной Теннисной Федерации, поставила задачу поэтапного внедрения программы «Tennis 10s» в российских теннисных школах.

«Tennis 10s» - что это?

«Tennis 10s» - это корты уменьшенных размеров, укороченные ракетки, легкие и «медленные» мячи, простые системы счета, дружеская атмосфера на тренировках, короткие игровые матчи и хорошее настроение на соревнованиях.

Программа позволяет детям быстрее осваивать игру и чувствовать себя более уверенно, потому что дети начинают подавать, «держать» мяч и играть на счет буквально с первых занятий; дети обучаются играть непосредственно в теннис не большим наборам навыков; у игроков есть мотивация - оставаться в теннисе, так как они могут играть и совершенствоваться с раннего возраста.

В основе программы лежит установка на создание здоровой структуры развития маленьких игроков с помощью трехуровневой системы обучения теннису. Такое ступенчатое развитие (красный, оранжевый и зеленый уровни) позволяет игрокам прогрессировать в соответствии со своим возрастом, способностями и уверенностью в своих силах. В процессе обучения и переходов с уровня на уровень изменяются размер корта, длина ракетки, скорость полета мяча и длительность матчей до момента, когда игрок будет готов к переходу на стандартный корт с использованием обычных мячей. Красный корт (Красныйуровень).

• Размер корта -11-12м в длину и 5-6 м - в ширину;

• Мячи - поролоновые или красные - на 75% медленнее стандартных;

• Ракетки - 19-21 дюйм (в зависимости от физических данных ребенка);

• Система счета - тайбрейк до 7 или 10 очков или матчи на время.

Оранжевый корт (Оранжевый уровень).

• Размер корта - 18м х 6,5 или 8,23м;

• Высота сетки - 80 см;

• Мячи - оранжевые - на 50% медленнее стандартных;

• Ракетки - 21-23 дюйма;

• Система счета - 3 тайбрейка или 1 сет до 4 геймов;

Формат соревнований - командные соревнования в одиночном и парном разрядах.

I-1-1

Зеленый корт (Зеленый уровень).

• Размер корта - стандартный;

• Мячи - зеленые - на 25% медленнее стандартных;

• Ракетки - 25-26 дюймов с нейтральным балансом; Система счета - матч из трех сетов до 4 геймов.

Выделяются 3 системы проведения соревнований по данной программе:

1. Демонстрация навыков - выполнение контрольных нормативов.

2. Выполнение задания - выполнение задания, предложенного тренером.

3. Достижение успеха - игра на счет.

Методы и организация исследования

В целях выявления высокой результативности построения тренировочного процесса нами был проведен сравнительный анализ тренировочной работы с детьми младшего возраста с применением дополнительных образовательных программ по теннису: общеразвивающей и предпрофессиональной подготовки, а также спортивной подготовки (далее - «СТАНДАРТНАЯ СИСТЕМА») и программы ITF «Tennis 10s», обобщена практическая деятельность по изучаемому вопросу.

Анализ исследования

Таблица 1

Распределение видов деятельности при построении тренировочного занятия

по теннису

Вид деятельности Время

Подготовка корта 5 мин

Подготовительная часть 25 мин

(разминка)

Основная часть 20 мин

(техническая подготовка)

(тактическая подготовка) 20 мин 55 минут (работа на корте)

Заключительная часть 15 мин

(заминка)

Разбор инвентаря 5 мин

ИТОГО 90 мин

Таблица 2

Сравнительный анализ построения тренировочного процесса юных теннисистов с использованием программ «СТАНДАРТНОЙ СИСТЕМЫ» и системы «Tennis 10s»

1.Время на одного ребенка по системе «Tennis 10s»

(при работе на корзине)

Тренировка - 90 мин 10 человек в группе

При наличии 5 кортов программы красного мяча (по 2 человека на одном миникорте) 10/2=5 пар игроков, где один игрок набрасывает с корзины, а второй отрабатывает технические элементы, затем меняются местами.

55мин/2 = 27,5 мин на отработку технического элемента. И 27,5 мин неиспользуемого «мертвого» времени. В данном случае это «мертвое» время УСЛОВНОЕ и используется для работы с мячом без ракетки.

Время на одного ребенка по

системе "Tennis 10s"

УСЛОВН

О Подгото

неиспол вка

ьзуемое_ корта

"мертво А 5% Физподг

е" время отовка

31% 28%

Техниче

ские

Разбор элемент

инвента ы

ря 31%

5%

1.Время на одного ребенка по «СТАНДАРТНОЙ СИСТЕМЕ»

(при работе на корзине)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тренировка - 90 мин 10 человек в группе

При наличии 1 полноценного взрослого корта, на котором отрабатывает технические элементы 1 игрок. 55мин/10 = 5,5 мин на отработку технического элемента. И 49,5 мин!!! неиспользуемого «мертвого» времени. В данном случае это «мертвое» время нельзя назвать УСЛОВНЫМ, дети стоят.

Время на одного ребенка по "СТАНДАРТНОЙ СИСТЕМЕ"

.Подготовк

а корта 5%

Разбор инвентаря 6%

Техническ ие

элементы 6%

2.Количество ударов по мячу одного игрока за тренировку по системе «Tennis 10s»

Тренировка - 90 мин 10 человек в группе

При наличии 5 кортов программы красного мяча (по 2 человека на одном миникорте) 10/2=5 пар игроков, где каждая пара игроков работает на своем миникорте 55 мин, удерживая мяч в игре друг с другом. 40 ударов в мин на пару игроков 20 ударов в мин на 1 игрока. 55 мин/2=27,5 мин на 1 игрока. Общее количество ударов 1 игрока = 27,5 * 20 = 550 ударов

2.Количество ударов по мячу одного игрока за тренировку по «СТАНДАРТНОЙ СИСТЕМЫ»

Тренировка - 90 мин

10 человек в группе

При наличии 1 полноценного взрослого корта, на котором играет 1 пара.

10/2=5 пар игроков, которые работают на одном полноценном корте по очереди. 55 мин/5 = 11 мин на 1 пару

11 мин / 2 = 5,5 мин на 1 игрока 20 ударов в мин на пару

10 ударов в мин на одного ребенка, так как мяч летит дольше и размеры корта также больше. Общее количество ударов 1 игрока = 5,5 мин * 10 = 55 ударов_

По системе Tennis 10s

По стандартной системе

3.Расстояние, преодолеваемое игроком во время игры на корте по системе «Tennis 10s» и «СТАНДАРТНОЙ СИСТЕМЕ»

Шагометром было измерено, за 1 минуту ребенок преодолевает расстояние примерно в 50 метров во

время игры на корте, без учета пауз на сбор мячей и небольших перерывов на отдых. Тренировка - 90 мин 10 человек в группе

Система «Tennis 10s»

При наличии 5 кортов программы красного мяча (по 2 человека на одном миникорте) 10/2=5 пар игроков, где каждая пара игроков работает на своем миникорте 55 мин, удерживая мяч в игре друг с другом. 55 мин/2=27,5 мин на 1 игрока. Суммарное расстояние = 50 м/мин * 27,5 мин = 1375 м за тренировку

«СТАНДАРТНОЙ СИСТЕМЫ»

При наличии 1 полноценного взрослого корта, на котором играет 1 пара.

10/2=5 пар игроков, которые работают на одном

полноценном корте по очереди.

55 мин/5 = 11 мин на 1 пару

11 мин / 2 = 5,5 мин на 1 игрока

Суммарное расстояние = 50 м/мин * 5,5 мин = 275 м

за тренировку

Расстояние, преодолеваемое игроком во время игры на корте

По системе Tennis 10s

По стандартной системе

Результаты исследования:

Проведенный нами сравнительный анализ на примере тренировочного занятия по теннису с детьми младшего возраста, длительностью 90 минут с применением в исследовании образовательных программ по теннису «СТАНДАРТНОЙ СИСТЕМЫ» и программы ITF «Tennis 10s» показал следующее:

1. «СТАНДАРТНАЯ СИСТЕМА» подготовки юных теннисистов проигрывает в современном ритме тенденций развития детского тенниса, следовательно, последующие ступени развития теннисистов на этапах более высокого уровня будут обусловлены низкой организацией трудоемкости тренировочного процесса. В настоящее время, для применения в тренировочной деятельности данное направление менее эффективно.

2. Программа ITF «Tennis 10s» дает возможность констатировать ряд преимуществ:

S Размеры корта имеют прямую связь с физическими данными ребёнка. S Дети намного легче осваивают правильную технику работы ног, так как им нет необходимости с трудом дотягиваться до удалённых мячей S Уменьшаются энергетические затраты, что позволяет избежать преждевременную усталость.

S Размеры "красного" корта позволяют намного эффективнее использовать пространство стандартного корта, в который вмещается 6 (4 + 2 корта, если включать забеги) игровых площадок и детям не нужно ожидать своей очереди. S Легкие ракетки - более манёвренные, что позволяет встречать мяч в правильной точке контакта (удалении от туловища) и быстрее разгонять ракетку (повышать скорость полёта мяча).

S Медленные мячи и укороченные ракетки значительно уменьшают количество нецентровых ударов, которые приводят к негативным послеударным явлениям. К тому же, лёгкие мячи и ракетки не приводят к переутомлению костно-мышечного аппарата руки и плеча. S Меньшая скорость полёта мяча обеспечивает правильный тайминг ударов. S Менее высокий отскок мяча уменьшает количество «невынужденных» ошибок, а значит увеличить время розыгрышей и уменьшить время на собирание мячей.

Следовательно, работа в данном направлении актуальна.

Библиографический список:

1. Теннис. Программа/ под ред. Всеволодов И. В., Голенко В. А., Горелов В. А., Жихарева О. И., Скородумова А. П., "Советский спорт", 2005.

2. Федеральный закон от 04.122007 №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

4. International Tennis Federation, Bank Lane, Roehampton, London, SW15 5XZ, Great Britain Tennis 10s ITF Official programme

Интернет-ресурсы:

1. http://www.tennis-russia.ru/

2. https ://www. itftennis. com/tournaments/this-week. aspx

3. https://www.tennisicoach.com/en/home.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.