Научная статья на тему 'Занятия на тренажере, имитирующем скальный рельеф, как форма прикладного физического воспитания детей среднего школьного возраста'

Занятия на тренажере, имитирующем скальный рельеф, как форма прикладного физического воспитания детей среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ROCK CLIMBING / HABIT OF HEALTHY / APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каткова А. М.

Using of the rock reliefs simulator is favoured the strengthening of the organism and formed a habit of healthy life among the modern young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каткова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rock reliefs simulator like form of applied Physical training

Using of the rock reliefs simulator is favoured the strengthening of the organism and formed a habit of healthy life among the modern young people.

Текст научной работы на тему «Занятия на тренажере, имитирующем скальный рельеф, как форма прикладного физического воспитания детей среднего школьного возраста»

ЗАНЯТИЯ НА ТРЕНАЖЕРЕ, ИМИТИРУЮЩЕМ СКАЛЬНЫЙ РЕЛЬЕФ, КАК ФОРМА ПРИКЛАДНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Каткова А.М.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), кафедра гигиены, экологии и спортсооружений, Курс ГО, г. Москва

Прикладная физическая культура (ПФК) представляет собой специализированный вид физической культуры, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями вида деятельности (Быховская И.М., 1992). Через реализацию спортивных функций ПФК расширяются знания и представления о возможностях человеческого организма, составляющих основу поиска путей совершенствования человека для практики жизни и труда.

Специфические функции ПФК следует понимать лишь те, которые определяют набор свойств, которые на разных этапах образования удовлетворяют общественные потребности оптимизации физического состояния (оздоровительные), и полноценной адаптации к повседневным жизненным условиям (Кабачков В.А., 1982). Тренажеры в физической культуре и спорте результативно применяются практически со времен возникновения самого спорта. Они в значительной степени способствуют увеличению двигательного потенциала человека, эффективны в процессе обучения двигательным навыкам и умениям. Однако основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышечные группы, тем самым, устраняя неравномерность развития основных мышечных групп (Евсеев Е.П., 2001).

В практике применения тренажера, имитирующего скальный рельеф, применяется ряд названий: «скала», «стена», «скалодром» - наиболее часто встречающийся. Под общим названием скалодром скрываются совершенно разные по функциональности конструкции.

Сегодня в России приобретает популярность движение фитнес скалолазания. Все больше людей приходит на скалодромы вместо тренажерных залов и занятий аэробикой. Зарубежные исследования (Deligneres D., 1993; Leford В., 1995), так же показывают, что возрастных ограничений для занятий данным видом деятельности не имеется, важно правильно спланировать сложность тренировочной дистанции.

Доступность в эксплуатации стендового оборудования, а так же возможность оценки, развития и совершенствования физических качеств и психических способностей, не выезжая из города, создали предпосылки для популяризации скалолазания.

Систематические тренировки на тренажере, имитирующем скальный рельеф, помогают проявлению положительных качеств личности, таких как целеустремленность, ответственность, волю, выдержку, взаимопомощь, способствуют развитию основных двигательных качеств. Оздоровительный эффект систематических занятий заключается в возможности совершенствования функций опорно-двигательного аппарата, укрепления мышц брюшного пресса, оптимального сочетания статической и динамической нагрузки. Освоение базовой развивающей техники скалолазания совершенствует сенсорную координацию. Освоение двигательных умений на начальном этапе обучения может быть полезным для лиц имеющих особенности в физическом развитии и делает возможным создание скалодромов во всех видах учебных заведении (Максименя И.Ю., 2003).

Разнообразие скалолазных тренажеров позволяет решать ряд задач поставленных перед занимающимся в режиме учебного занятия по физической культуре, тем самым подготавливая организм к дальнейшей работе в режиме учебного и трудового процесса.

Исследование физического здоровья школьников 11 - 13 лет, показало, что в результате регулярных занятий на тренажере, имитирующем скальный рельеф, наблюдаются значительные улучшения по следующим параметрам: показатели координации движений - на 11%; зрительно - двигательной реакции - на 7%; изменение показателей осанки от «отклонений» к «норме» у - 44% занимающихся; увеличение гибкости позвоночника - на 12%. Так же отмечены качественные изменения и в развитии мышц плечевого пояса, ног, брюшного пресса, и повышения общей работоспособности.

Таким образом, нами было выявлено, что занятия на тренажере, имитирующем скальный рельеф, способствует сохранению физического здоровья школьников и поддержанию высокого функционального состояния всех систем организма, обеспечивающих активную жизнедеятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Менщиков В.М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования //Физическая культура, 2000, № 4, 6 - 12 с.

2. Быховская И.М. Физическая культура и телесность. - М.: Прометей, 1992.- 234 с.

3. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1982. -140 с.

4. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров/ М: Физкультура и спорт, 2001 -90 с.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

5. Максименя И.Ю. Развитие стендового скалолазания в Беларуссии / Максименя И.Ю. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : 7 Междунар. науч. конгр. : Материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2003. - Т. 3. - 76-78 с.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

27. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

28. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

ROCK RELIEFS SIMULATOR LIKE FORM OF APPLIED PHYSICAL TRAINING A.M. Katkova

Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism (RSUPE). Moscow. 105425,Sireneviy bulvar, 4

Summary: Using of the rock reliefs simulator is favoured the strengthening of the organism and formed a habit of healthy life among the modern young people.

Keywords: rock climbing, habit of healthy, applied physical training.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.