Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 68-72.
С. А. Полиевский, Л. Ю. Смолова
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА СКАЛОДРОМЕ НА ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОМОНТЁРА ВЫСОТНЫХ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧ И КОНТАКТНОЙ СЕТИ
Приведены результаты исследований по оценке профессионально-прикладного значения занятий на тренажёре, имитирующем скальный рельеф (скалодром). Анализируются данные исследования профессионально-значимых физических качеств, психофизиологических функций и двигательных навыков в динамике обучения профессии электромонтёра высотных линий передач и контактной сети, результаты освоения профессии при прохождении производственной практики студентов техникума железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, электромонтёр высотных линий передач (ВЛП), контактная сеть.
Актуальность. Большая изменчивость двигательных задач и вариативность двигательного состава мониторных действий обосновывают высокие требования к ловкости, точности, координации движений ряда современных профессий, а наличие риска, опасности в работе, большое количество экстремальных и стрессовых ситуаций, значительные физические и психические напряжения и перенапряжения в работе, отрицательные эмоции, связанные с содержанием и условиями труда, и другие трудности требуют высокого уровня развития физических и волевых качеств, а они направленно развиваются при занятиях экстремальными видами спорта.
Профессиональная направленность физического воспитания в средних специальных учебных заведениях (ссузах) реализуется в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) — важном разделе программы физического воспитания, направленном на развитие профессионально важных физических и психофизиологических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности [1—6].
Скалолазные стенды (скалодромы) — спортивные тренажёры, имитирующие скальный рельеф, которые позволяют организовать современный тренировочный процесс у спортсменов и любителей при обязательном соблюдении необходимого уровня безопасности. Выполнение на них различных двигательных действий является широко используемым, однако не приобрело достаточной популярности в рамках системы физического воспитания. Скалолазание является одним из самых демократичных и доступных по цене экстремальных видов спорта, поскольку скалолазные стенды легко размещаются в стандартных спортивных залах, а также допускается их уста-
новка и в помещениях меньшего размера. Их профессионально-прикладная ценность может быть очень высока [2].
Задачей исследования явилась оценка прикладной направленности и степени прикладной значимости скалолазания к профессии электромонтёра ВЛП и контактной сети.
Материалы и методы исследования. В рамках профессиографического исследования было проведено анкетирование 34 электромонтёров ВЛП и контактной сети, стаж работы которых не менее 5 лет. Респонденты должны были расположить в порядке значимости физические качества, необходимые для данной профессии. Такая же анкета была предложена спортсменам-скало-лазам. Анкетированию подверглись 8 скалолазов с квалификацией «кандидат в мастера спорта» и «мастер спорта».
С целью обоснования прикладной значимости занятий на тренажёре, имитирующем скальный рельеф, для более успешного овладения студентами профессиональной деятельностью электромонтёра ВЛП и электромонтёра контактной сети, в эксперименте участвовали две группы студентов 3-го курса Саратовского техникума железнодорожного транспорта, отделения «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и «Электроснабжение на железнодорожном транспорте». В экспериментальной группе было 18 студентов, в контрольной — 20.
В первой группе уроки физической культуры (2 раза в неделю по 2 ч) делились на 2 части: 1 ч по учебной программе и 1 ч—занятия на скалодроме. Моторная плотность урока на скалодроме была от 78 до 92 % при несколько меньших данных плотности уроков по обычной программе 72-88 %.
Контрольная группа занималась 4 ч в неделю по обычной учебной программе (волейбол, ОФП).
В начале и в конце педагогического эксперимента (ПЭ) длительностью 1 учебный год у студентов определялись: сила мышц правой и левой кисти, становая сила, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), реакция на движущийся объект (РДО), тактильная чувствительность методом Марк-вордта, уровень физиологического тремора, проводился тест на удержание вертикального положения тела на подвижной опоре.
Дополнительно после ПЭ в процессе производственной практики определялись показатели эффективности освоения профессии.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования спортсменов-скалола-зов и электромонтёров ВЛП и контактной сети по оценке значимости двигательных качеств для спортивной и трудовой деятельности представлены на рисунке. Выявлено, что специфические качества, которые характерны для скалолазания, в основном идентичны требованиям профессии электромонтёра ВЛП.
Так, обе группы анкетированных на первое место поставили координацию движений, затем силу мышц и чувствительность тактильного анализа при высоких данных общей выносливости. Максимальный темп движений был мало значим как для профессии, так и для изучаемого вида спорта.
Группы испытуемых были достаточно однородные, что видно из данных табл. 1, отражающих уровень исследованных показателей в начале ПЭ. Достоверных различий между группами не выявлено.
В табл. 2 представлены данные исследования профессионально важных физических качеств и психофизиологических функций в конце ПЭ. Из данных таблицы видно, что под влиянием за-
нятий у студентов опытной группы выявлены значимые сдвиги в профессионально важных функциях, приведшие к существенным различиям между показателями экспериментальной и контрольной групп, особенно по силовым показателям и координации движений.
В табл. 3 отражены приросты показателей в динамике эксперимента.
Экспериментальная группа значительно улучшила показатели силы мышц кисти (11,8 % правой рукой и 13,3 % левой рукой) и силы мышц спины (21,1 %), показатели физиологического тремора (32 %) и тактильной чувствительности пальцев (28 и 26 % правой и левой соответственно). В тесте на координацию движений контрольная группа улучшила свои результаты на 85,7 %. Показатель ЖЕЛ как в экспериментальной, так и в контрольной группе практически не изменился. Это говорит о том, что занятия на скалодроме необходимо сочетать с занятиями по развитию общей выносливости (возможно, в виде домашних заданий с контролем преподавателя) или в программный материал обычных уроков включать больше упражнений на развитие качества общей выносливости.
Динамика показателей функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта в конце педагогического эксперимента представлена в табл. 3.
Учитывая задачи ППФП профессии электромонтёра ВЛП и контактной сети, можно сказать, что экспериментальная группа улучшила основные показатели комплекса профессионально важных физических качеств, за исключением показателя общей выносливости.
Ранг
2^3!
2-31
Координация движений
Максимальный темп движений
Сила мышц
Общая выносливость
Координация и чувствительность пальцев
Точность действий
Дифференцированность усилий
1
5
4
5
6
О Скалолазы О Электромонтёры
Оценка ранговой значимости двигательных действий для скалолазов и электромонтёров ВЛП и контактной сети
Показатели функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта
в начале педагогического эксперимента
Пока- ^\затель Группа Статистиче- ские показатели Динамометрия правая, кг Динамометрия левая, кг Физиологи- ческий тремор Чувствительность пальцев правая, мм Чувствительность пальцев левая, мм ЖЕЛ, л Становая сила, кг РДО Координация, с
Экспери- X 41,2 41,7 6,2 2,0 2,2 4,35 132,0 10,6 4
ментальная, п= 18 о 5,49 6 2,5 0,77 1 0,76 19,2 4,9 12,8
т 1,3 1,45 0,6 0,2 0,24 0,18 4,6 1,7 4,5
Конт- X 39,9 41,9 6,5 2,81 2,8 4,5 130,8 15,6 9
рольная, /7 = 20 о 3,74 4,8 2Д 0,74 1,2 0,5 18,7 5,3 2,8
т 0,85 1,1 0,5 0,2 0,27 1,1 4,3 2,0 1,0
расч 0,8 0,1 0,4 2,0 1,1 0,25 0,2 1,9 1Д
р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Таблица 2
Показатели функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта
в конце педагогического эксперимента
Пока- Х^атель Группа х. Статистиче- ские показатели Динамометрия правая, кг Динамометрия левая, кг Физиологи- ческий тремор Чувствительность пальцев правая, мм Чувствительность пальцев левая, мм ЖЕЛ, л Становая сила, кг РДО Координация, с
Экспери- X 46,3 47,9 4,6 1,43 1,62 4,4 167,2 7 28
ментальная, п= 18 о 7,6 7Д 2,18 0,5 0,5 0,76 13,6 6 16,2
т 1,8 1,7 0,53 0,12 0,12 0,18 3,3 2,12 5,9
Конт- X 41,6 43,2 6,0 2,72 2,72 4,6 143,8 14,6 6
рольная, п = 20 о 5,9 5,9 2Д 0,74 0,7 0,53 16,0 7 3,5
т 1,21 1,35 0,48 0,17 0,16 1Д2 3,7 2,65 1,32
расч 2,09 2,13 2,28 6,45 2,2 1 4,6 2,23 3,7
р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
С. А. Полиевский, Л. Ю. Смолова
Таблица 3
Динамика показателей функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта в конце педагогического эксперимента
Показатель Экспериментальная группа п = 18 Контрольная группа п = 20
абс. % абс. %
Динамометрия правой кисти, кг 5,1 11,8 1,7 4,2
Динамометрия левой кисти, кг 6,2 13,3 1,3 3
Физиологический тремор 1,6 32 0,5 8,4
Чувствительность пальцев правой руки, мм 0,57 28 0,13 5
Чувствительность пальцев левой руки, мм 0,58 26 0,08 3
ЖЕЛ, л 0,05 1 0,1 3,5
Становая сила, кг 35,2 21,1 13,0 9,2
РДО 3,6 34,2 1,0 7
Координация, с 24 85,7 3 7,2
Таблица 4
Результаты конкурса профессионального мастерства экспериментальной и контрольной групп, баллы
Тест Группа Запайка Скрутка Страховка Теория Сумма
Экспериментальная 4,7 4,6 5 4,9 19,2
Контрольная 3,6 3,8 4,1 4,5 15,9
Данные «Конкурса профессионального мастерства», проведённого в конце производственной практики 3-го года обучения (длительностью 6 недель) сразу же после окончания ПЭ, подтвердили, что эти качества действительно отражаются на процессе обучения. Конкурс состоял из трёх практических и одного теоретического теста, которые оценивались по 5-балльной системе. Средний балл за каждый тест конкурса и общая сумма баллов экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 4. Видно, что экспериментальная группа имела результаты тестов « Конкурса профессионального мастерства» по овладению профессией электромонтёра более высокие, чем контрольная.
В дальнейшем необходимым представляется создание наиболее перспективных методик работы на тренажёрах-скалодромах: игрового метода, соревновательного метода, оценка средств усиления наглядности обучения, нормирование нагрузок в недельном цикле тренировочных занятий.
Научно-практические разработки в этом направлении послужат основой для дальнейшего внедрения в практику физического воспитания студентов СПУ и НПУ экстремальных видов спорта и тренажёров, оборудования из их арсенала.
В практическом плане очень важным является обеспечение безопасности тренировочных и самостоятельных занятий на тренажёрах, включая особенности техники безопасности и обучения по её разделам в каждом конкретном случае, организация мест занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастно-половым особенностям занимающихся.
Выводы:
1. Экстремальные виды спорта могут быть применены как основа ППФП электромонтёров ВЛП только после составления профессиограм-мы и детального спортографического анализа в зависимости от требований, предъявляемых
профессией к организму, наличия риска, опасности в работе.
2. Занятия на скалодроме способствуют развитию большинства профессионально важных физических качеств электромонтёра контактной сети и высотных линий передач.
3. Необходимо дополнительно использовать в учебно-тренировочном процессе упражнения для развития общей выносливости.
4. Скалолазание может быть использовано в качестве основного средства ППФП в программе физической подготовки студентов специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и «Электроснабжение на железнодорожном транспорте» в учебных заведениях СПО.
Список литературы
1. Егорычев, А. О. Психолого-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов : монография / А. О. Егорычев. М. : РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003. 231 с.
2. Каткова, А. М. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста с преимущественным использованием тренажёра, имитирующего скальный рельеф : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Анастасия Михайловна Каткова. М., 2012. 24 с.
3. Полиевский, С. А. Стимуляция двигательной активности : монография / С. А. Полиевский. М. : Физ. культура, 2006. С. 36-45.
4. Полиевский, С. А. Профессиональная и военно-прикладная физическая подготовка на основе экстремальных видов спорта : монография / С. А. Полиевский, Р. Т. Раевский, Г А. Ямалетди-нова. Екатеринбург : Гуманитар. ун-т, 2013. 392 с.
5. Раевский, Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений : учеб. пособие для вузов / Р. Т. Раевский, С. М. Канишевский. Краматорск : ОНПУ, ДГМА, 2003. 100 с.
6. Раевский, Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка / Р. Т. Раевский, С. М. Ка-нишевский // Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. Орёл : Наука и техника, 2008. С. 194-224.