Научная статья на тему 'Влияние занятий на скалодроме на освоение профессии электромонтёра высотных линий передач и контактной сети'

Влияние занятий на скалодроме на освоение профессии электромонтёра высотных линий передач и контактной сети Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
292
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТРОМОНТЁР ВЫСОТНЫХ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧ (ВЛП) / КОНТАКТНАЯ СЕТЬ / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL PREPARATION / ELECTRICIAN OF HIGH-RISE LINES OF TRANSFERS / CONTACT NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полиевский Сергей Александрович, Смолова Людмила Юрьевна

Приведены результаты исследований по оценке профессионально-прикладного значения занятий на тренажёре, имитирующем скальный рельеф (скалодром). Анализируются данные исследования профессионально-значимых физических качеств, психофизиологических функций и двигательных навыков в динамике обучения профессии электромонтёра высотных линий передач и контактной сети, результаты освоения профессии при прохождении производственной практики студентов техникума железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полиевский Сергей Александрович, Смолова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT ON CAREER DEVELOPMENT WIREMAN ELEVATED TRANSMISSION LINES AND CONTACT SYSTEMS THINGS TO CLIMBING WALLS

Results of researches on an assessment of professional and applied value of occupations are given in the exercise machine imitating a rocky relief (rock climbing wall). These researches professional significant physical qualities, psychophysiological functions and motive skills in dynamics of training of a profession of the electrician of high-rise lines of transfers and a contact network, results of development of a profession are analyzed when passing work practice of students of technical school of railway transport.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий на скалодроме на освоение профессии электромонтёра высотных линий передач и контактной сети»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 68-72.

С. А. Полиевский, Л. Ю. Смолова

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА СКАЛОДРОМЕ НА ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ ЭЛЕКТРОМОНТЁРА ВЫСОТНЫХ ЛИНИЙ ПЕРЕДАЧ И КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Приведены результаты исследований по оценке профессионально-прикладного значения занятий на тренажёре, имитирующем скальный рельеф (скалодром). Анализируются данные исследования профессионально-значимых физических качеств, психофизиологических функций и двигательных навыков в динамике обучения профессии электромонтёра высотных линий передач и контактной сети, результаты освоения профессии при прохождении производственной практики студентов техникума железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, электромонтёр высотных линий передач (ВЛП), контактная сеть.

Актуальность. Большая изменчивость двигательных задач и вариативность двигательного состава мониторных действий обосновывают высокие требования к ловкости, точности, координации движений ряда современных профессий, а наличие риска, опасности в работе, большое количество экстремальных и стрессовых ситуаций, значительные физические и психические напряжения и перенапряжения в работе, отрицательные эмоции, связанные с содержанием и условиями труда, и другие трудности требуют высокого уровня развития физических и волевых качеств, а они направленно развиваются при занятиях экстремальными видами спорта.

Профессиональная направленность физического воспитания в средних специальных учебных заведениях (ссузах) реализуется в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) — важном разделе программы физического воспитания, направленном на развитие профессионально важных физических и психофизиологических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности [1—6].

Скалолазные стенды (скалодромы) — спортивные тренажёры, имитирующие скальный рельеф, которые позволяют организовать современный тренировочный процесс у спортсменов и любителей при обязательном соблюдении необходимого уровня безопасности. Выполнение на них различных двигательных действий является широко используемым, однако не приобрело достаточной популярности в рамках системы физического воспитания. Скалолазание является одним из самых демократичных и доступных по цене экстремальных видов спорта, поскольку скалолазные стенды легко размещаются в стандартных спортивных залах, а также допускается их уста-

новка и в помещениях меньшего размера. Их профессионально-прикладная ценность может быть очень высока [2].

Задачей исследования явилась оценка прикладной направленности и степени прикладной значимости скалолазания к профессии электромонтёра ВЛП и контактной сети.

Материалы и методы исследования. В рамках профессиографического исследования было проведено анкетирование 34 электромонтёров ВЛП и контактной сети, стаж работы которых не менее 5 лет. Респонденты должны были расположить в порядке значимости физические качества, необходимые для данной профессии. Такая же анкета была предложена спортсменам-скало-лазам. Анкетированию подверглись 8 скалолазов с квалификацией «кандидат в мастера спорта» и «мастер спорта».

С целью обоснования прикладной значимости занятий на тренажёре, имитирующем скальный рельеф, для более успешного овладения студентами профессиональной деятельностью электромонтёра ВЛП и электромонтёра контактной сети, в эксперименте участвовали две группы студентов 3-го курса Саратовского техникума железнодорожного транспорта, отделения «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и «Электроснабжение на железнодорожном транспорте». В экспериментальной группе было 18 студентов, в контрольной — 20.

В первой группе уроки физической культуры (2 раза в неделю по 2 ч) делились на 2 части: 1 ч по учебной программе и 1 ч—занятия на скалодроме. Моторная плотность урока на скалодроме была от 78 до 92 % при несколько меньших данных плотности уроков по обычной программе 72-88 %.

Контрольная группа занималась 4 ч в неделю по обычной учебной программе (волейбол, ОФП).

В начале и в конце педагогического эксперимента (ПЭ) длительностью 1 учебный год у студентов определялись: сила мышц правой и левой кисти, становая сила, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), реакция на движущийся объект (РДО), тактильная чувствительность методом Марк-вордта, уровень физиологического тремора, проводился тест на удержание вертикального положения тела на подвижной опоре.

Дополнительно после ПЭ в процессе производственной практики определялись показатели эффективности освоения профессии.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования спортсменов-скалола-зов и электромонтёров ВЛП и контактной сети по оценке значимости двигательных качеств для спортивной и трудовой деятельности представлены на рисунке. Выявлено, что специфические качества, которые характерны для скалолазания, в основном идентичны требованиям профессии электромонтёра ВЛП.

Так, обе группы анкетированных на первое место поставили координацию движений, затем силу мышц и чувствительность тактильного анализа при высоких данных общей выносливости. Максимальный темп движений был мало значим как для профессии, так и для изучаемого вида спорта.

Группы испытуемых были достаточно однородные, что видно из данных табл. 1, отражающих уровень исследованных показателей в начале ПЭ. Достоверных различий между группами не выявлено.

В табл. 2 представлены данные исследования профессионально важных физических качеств и психофизиологических функций в конце ПЭ. Из данных таблицы видно, что под влиянием за-

нятий у студентов опытной группы выявлены значимые сдвиги в профессионально важных функциях, приведшие к существенным различиям между показателями экспериментальной и контрольной групп, особенно по силовым показателям и координации движений.

В табл. 3 отражены приросты показателей в динамике эксперимента.

Экспериментальная группа значительно улучшила показатели силы мышц кисти (11,8 % правой рукой и 13,3 % левой рукой) и силы мышц спины (21,1 %), показатели физиологического тремора (32 %) и тактильной чувствительности пальцев (28 и 26 % правой и левой соответственно). В тесте на координацию движений контрольная группа улучшила свои результаты на 85,7 %. Показатель ЖЕЛ как в экспериментальной, так и в контрольной группе практически не изменился. Это говорит о том, что занятия на скалодроме необходимо сочетать с занятиями по развитию общей выносливости (возможно, в виде домашних заданий с контролем преподавателя) или в программный материал обычных уроков включать больше упражнений на развитие качества общей выносливости.

Динамика показателей функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта в конце педагогического эксперимента представлена в табл. 3.

Учитывая задачи ППФП профессии электромонтёра ВЛП и контактной сети, можно сказать, что экспериментальная группа улучшила основные показатели комплекса профессионально важных физических качеств, за исключением показателя общей выносливости.

Ранг

2^3!

2-31

Координация движений

Максимальный темп движений

Сила мышц

Общая выносливость

Координация и чувствительность пальцев

Точность действий

Дифференцированность усилий

1

5

4

5

6

О Скалолазы О Электромонтёры

Оценка ранговой значимости двигательных действий для скалолазов и электромонтёров ВЛП и контактной сети

Показатели функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта

в начале педагогического эксперимента

Пока- ^\затель Группа Статистиче- ские показатели Динамометрия правая, кг Динамометрия левая, кг Физиологи- ческий тремор Чувствительность пальцев правая, мм Чувствительность пальцев левая, мм ЖЕЛ, л Становая сила, кг РДО Координация, с

Экспери- X 41,2 41,7 6,2 2,0 2,2 4,35 132,0 10,6 4

ментальная, п= 18 о 5,49 6 2,5 0,77 1 0,76 19,2 4,9 12,8

т 1,3 1,45 0,6 0,2 0,24 0,18 4,6 1,7 4,5

Конт- X 39,9 41,9 6,5 2,81 2,8 4,5 130,8 15,6 9

рольная, /7 = 20 о 3,74 4,8 2Д 0,74 1,2 0,5 18,7 5,3 2,8

т 0,85 1,1 0,5 0,2 0,27 1,1 4,3 2,0 1,0

расч 0,8 0,1 0,4 2,0 1,1 0,25 0,2 1,9 1Д

р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Таблица 2

Показатели функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта

в конце педагогического эксперимента

Пока- Х^атель Группа х. Статистиче- ские показатели Динамометрия правая, кг Динамометрия левая, кг Физиологи- ческий тремор Чувствительность пальцев правая, мм Чувствительность пальцев левая, мм ЖЕЛ, л Становая сила, кг РДО Координация, с

Экспери- X 46,3 47,9 4,6 1,43 1,62 4,4 167,2 7 28

ментальная, п= 18 о 7,6 7Д 2,18 0,5 0,5 0,76 13,6 6 16,2

т 1,8 1,7 0,53 0,12 0,12 0,18 3,3 2,12 5,9

Конт- X 41,6 43,2 6,0 2,72 2,72 4,6 143,8 14,6 6

рольная, п = 20 о 5,9 5,9 2Д 0,74 0,7 0,53 16,0 7 3,5

т 1,21 1,35 0,48 0,17 0,16 1Д2 3,7 2,65 1,32

расч 2,09 2,13 2,28 6,45 2,2 1 4,6 2,23 3,7

р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

С. А. Полиевский, Л. Ю. Смолова

Таблица 3

Динамика показателей функциональной и физической подготовки студентов Саратовского техникума железнодорожного транспорта в конце педагогического эксперимента

Показатель Экспериментальная группа п = 18 Контрольная группа п = 20

абс. % абс. %

Динамометрия правой кисти, кг 5,1 11,8 1,7 4,2

Динамометрия левой кисти, кг 6,2 13,3 1,3 3

Физиологический тремор 1,6 32 0,5 8,4

Чувствительность пальцев правой руки, мм 0,57 28 0,13 5

Чувствительность пальцев левой руки, мм 0,58 26 0,08 3

ЖЕЛ, л 0,05 1 0,1 3,5

Становая сила, кг 35,2 21,1 13,0 9,2

РДО 3,6 34,2 1,0 7

Координация, с 24 85,7 3 7,2

Таблица 4

Результаты конкурса профессионального мастерства экспериментальной и контрольной групп, баллы

Тест Группа Запайка Скрутка Страховка Теория Сумма

Экспериментальная 4,7 4,6 5 4,9 19,2

Контрольная 3,6 3,8 4,1 4,5 15,9

Данные «Конкурса профессионального мастерства», проведённого в конце производственной практики 3-го года обучения (длительностью 6 недель) сразу же после окончания ПЭ, подтвердили, что эти качества действительно отражаются на процессе обучения. Конкурс состоял из трёх практических и одного теоретического теста, которые оценивались по 5-балльной системе. Средний балл за каждый тест конкурса и общая сумма баллов экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 4. Видно, что экспериментальная группа имела результаты тестов « Конкурса профессионального мастерства» по овладению профессией электромонтёра более высокие, чем контрольная.

В дальнейшем необходимым представляется создание наиболее перспективных методик работы на тренажёрах-скалодромах: игрового метода, соревновательного метода, оценка средств усиления наглядности обучения, нормирование нагрузок в недельном цикле тренировочных занятий.

Научно-практические разработки в этом направлении послужат основой для дальнейшего внедрения в практику физического воспитания студентов СПУ и НПУ экстремальных видов спорта и тренажёров, оборудования из их арсенала.

В практическом плане очень важным является обеспечение безопасности тренировочных и самостоятельных занятий на тренажёрах, включая особенности техники безопасности и обучения по её разделам в каждом конкретном случае, организация мест занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастно-половым особенностям занимающихся.

Выводы:

1. Экстремальные виды спорта могут быть применены как основа ППФП электромонтёров ВЛП только после составления профессиограм-мы и детального спортографического анализа в зависимости от требований, предъявляемых

профессией к организму, наличия риска, опасности в работе.

2. Занятия на скалодроме способствуют развитию большинства профессионально важных физических качеств электромонтёра контактной сети и высотных линий передач.

3. Необходимо дополнительно использовать в учебно-тренировочном процессе упражнения для развития общей выносливости.

4. Скалолазание может быть использовано в качестве основного средства ППФП в программе физической подготовки студентов специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и «Электроснабжение на железнодорожном транспорте» в учебных заведениях СПО.

Список литературы

1. Егорычев, А. О. Психолого-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов : монография / А. О. Егорычев. М. : РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003. 231 с.

2. Каткова, А. М. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста с преимущественным использованием тренажёра, имитирующего скальный рельеф : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Анастасия Михайловна Каткова. М., 2012. 24 с.

3. Полиевский, С. А. Стимуляция двигательной активности : монография / С. А. Полиевский. М. : Физ. культура, 2006. С. 36-45.

4. Полиевский, С. А. Профессиональная и военно-прикладная физическая подготовка на основе экстремальных видов спорта : монография / С. А. Полиевский, Р. Т. Раевский, Г А. Ямалетди-нова. Екатеринбург : Гуманитар. ун-т, 2013. 392 с.

5. Раевский, Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений : учеб. пособие для вузов / Р. Т. Раевский, С. М. Канишевский. Краматорск : ОНПУ, ДГМА, 2003. 100 с.

6. Раевский, Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка / Р. Т. Раевский, С. М. Ка-нишевский // Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. Орёл : Наука и техника, 2008. С. 194-224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.