УДК 796.526(470.5)
ББК 4582.6(235.55) ГСНТИ 77.31.15 Код ВАК 05.02.22
Назаров Владимир Лазаревич,
доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 52, корп. 3, к. 141; e-mail: nazarov@sky.ru
Поляков Антон Владимирович,
магистрант, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; мастер спорта по скалолазанию; 620072, г. Екатеринбург, ул. Высоцкого, д. 30, к. 7; e-mail: polyakov361@gmail.com
«ROCK STUDIO» КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНТРА СКАЛОЛАЗАНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Rock Studio (Рок Студио); скалодром; скалолазание; эталонная трасса; боул-деринг, интер-прайз.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрена проблема нехватки современных открытых для всех скалодромов в г. Екатеринбурге. Систематизированы наиболее эффективные варианты строительства и оборудования скалолазных центров.
Nazarov Vladimir Lazarevich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Institute of Physical Education, Sport and Youth Policy, Ural Federal University n. a. the first president of Russia B. N. Yetlsyn.
Polyakov Anton Vladimirovich
Student of Master's degree of The Institute of Public Administration, Urals Federal University, Department of Sports Management. Master of sport of rock climbing, prizewinner of Russian and international competitions.
«ROCKSTUDIO»: TTECOOCCPT OF RRCK-CCIMBING CCNTTR IN EKATERINBURG
KEY WORDS: RockStudio; climbing wall; rock-climbing; recordwall; bouldering; entre-prises.
ABSTRACT. The problem of shortage of modern, opened for everyone climbing walls in Ekaterinburg is discussed. Systematized are the most effective suggestions for the constructing and equipping climbing centers.
Из восьми видов спорта, стоящих в шорт-листе Международного олимпийского комитета, только в скалолазании мы действительно являемся мировыми лидерами. Скалолазание - динамично развивающийся вид спорта. В 2010 году он признан олимпийским. Борьба за включение его в программу Олимпиады - 2020, увы, проиграна, однако ледолазание, выделенное как самостоятельное направление в альпинизме наряду со скалолазанием, было представлено на олимпиаде в Сочи как показательный вид.
Екатеринбург - и в первую очередь база Уральского федерального университета -владеет богатыми традициями скалолазания. Уральская школа альпинизма и скалолазания была и остается одной из сильнейших в мире. Это демократичный вид спорта. Он доступен людям разных возрастов, профессий и достатка. Сегодня скалолазание -не только экстремальный спорт, но и востребованная, модная форма досуга, позволяющая держать себя в форме и тонусе, приобретающая все большую популярность среди молодежи и наиболее активных групп населения. К тому же в ряду экстремальных ви-
дов спорта он - один из самых безопасных, доступен практически для всех, в том числе для детей, идеален для всей семьи. Семьи -частые гости на скалодромах. Для них это в меньшей степени тренировка, а в большей -возможность собраться и провести время вместе, занимаясь сплачивающим «спортом для всех» - лазанием по красивым камешкам. Напомним: существует лазание с веревкой на высоте и лазание над матами не выше 3-4 метров (боулдеринг).
Наши «передовики» Москва и Санкт-Петербург, используя отечественный и европейский опыт, уже многого достигли в создании скалолазных центров - как для профессионалов, так и для любителей. А в Екатеринбурге в наличии только 4 скалодрома, удовлетворяющие минимальным требованиям высоты и площади стен (двум из них уже почти 20 лет!). Из них лишь один и то условно соответствует международным стандартам. Это построенный в 2012 году скалодром УрГЭУ-СИНХ. Другая проблема состоит в том, что все скалодромы принадлежат либо университетам, либо детско-юношеским спортивным школам, соответственно, коммерческое их использование
© Назаров В. Л., Поляков А. В., 2014
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
крайне ограничено. В то время как в Москве, по данным федерации скалолазания России, минимальным требованиям отвечают 20 площадок, в Санкт-Петербурге - 16.
Причем в этих столицах развита не только спортивная составляющая, но и коммерческая отрасль. Люди могут отдохнуть, занимаясь интересным развивающим видом спорта. И спрос на эту услугу постоянно повышается. Поэтому строятся новые современные многофункциональные ска-лодромы, имеющие развитую инфраструктуру. Они предлагают оздоровительные, развлекательные, детские программы, мероприятия по сплачиванию коллективов (Teambuilding). Кстати, корпоративные занятия - это одно из нововведений на столичных скалодромах. Например, на сегодняшний день в числе корпоративных клиентов скалолазного центра «BIG-WALL» в Москве такие компании, как Victorinox, Canon, Coca-Cola, Exante, Luxoft, Elko, AT-Consulting, Microsoft, Рив Гош и др.
Екатеринбург, занимающий в России 4 место по численности населения, называют «третьей столицей страны», а он на сегодняшний момент не имеет ни одного скало-дрома, где жители могли бы позаниматься в удобное для них время и в комфортных условиях - то есть не только вечером, когда все спортзалы часто бывают переполнены. Необходимость в скалодроме, адаптированном и для спортсменов, и для любителей, сегодня назрела. В утренние и дневные часы, когда наплыв клиентов небольшой, здесь параллельно могут тренироваться спортсмены детских спортивных школ, тем самым снижая нагрузку на остальные тренажеры города.
Рынок спортивных услуг такого профиля в Екатеринбурге только зарождается, поэтому устройство специализированного спортивного центра не только поможет общему физическому здоровью жителей, но и при правильной маркетинговой политике станет прибыльным бизнесом. Организация соревнований различного масштаба, мастер-классов и других спортивных мероприятий на вместительной арене, включающей современный скалодром, привлечет не только именитых спортсменов, но и спонсоров и партнеров. А грамотный PR событий превратит такую спортивную арену в один из наиболее рентабельных и востребованных «товаров» на современном рынке. При этом в качестве позитивного примера можно использовать опыт успешно функционирующих коммерческих спортивных объектов наших столиц.
Мы выявили необходимые характеристики современного скалодрома с точки
зрения требований спорта, а также определили наиболее востребованные и успешные с коммерческой точки зрения спортивно-развлекательные дополнения к тренажеру. Систематизировав собранные данные, мы создали концепцию современного спортивного сооружения, востребованного на рынке спортивных услуг. Концепция центра скалолазания «Rock Studio activity center» включает многофункциональный скало-дром, способный принять соревнования международного уровня, а также развлекательные элементы «Clip'n Climb», являющиеся интересным дополнением к спортивной составляющей комплекса.
«Rock Studio activity center» позиционируется как первый в Екатеринбурге полноценный спортивный скалодром с развлекательными системами, открытый для всех желающих. Самый высокий в регионе (15, 55 м), он включает плоскости для всех видов лазания, в том числе первую в Свердловской области сертифицированную рекордную трассу для тренировок и соревнований на скорость.
Составляющие спортивного центра и их обоснование
15-метровая эталонная трасса для скоростного лазания. До 2007 года все соревнования на скорость в скалолазании проводились в классическом формате, то есть на каждые соревнования организаторы придумывали и создавали новое расположение зацепок на тренажере - трассу. В связи с возможностью включения скалолазания в программу олимпийских игр Международный Олимпийский Комитет рекомендовал придумать универсальную трассу для всех спортсменов для фиксации рекордов. Постепенно она вводилась на некоторых международных и, соответственно, российских соревнованиях. С 2011 г. все официальные старты без исключения проводятся только на эталонной (или приближенной к ней)трассе.
Эталонная трасса - тренажер для лазания, имеющий постоянную высоту и ширину (15,55 м * 6 м), угол нависания составляет 5 градусов. Расположение зацепов всегда одинаковое, что дает возможность спортсменам улучшить свое время, отрабатывая лазание по ней на тренировочном тренажере. Однако в России есть лишь 5 городов, в которых есть полноценная 15-метровая эталонная трасса: Москва, Тюмень, Пермь, Красноярск, Надым. В других городах, где развито скалолазание, как правило, нет скалодромов, имеющих такую высоту, поэтому для тренировок на скорость используется тренажер меньшей высоты и другого нависания. Так и в Екатеринбурге, одном из
сильнейших городов в лазании на скорость в России и на международной арене, сегодня нет такого тренажера.
С появлением эталонной стенки многочисленным спортсменам Екатеринбурга и области не нужно будет уезжать в другие города, чтобы подготовиться к соревнованиям.
Преимущества:
- возможность проведения соревнований любой категории;
- эталонная стенка не имеет ограничений в использовании и может использоваться в любом другом виде лазания;
- скорость - самый зрелищный и понятный вид в скалолазании.
Искусственная скала в спортивном центре - тренажер, полностью имитирующий скальную породу, дает возможность лазания как с дополнительными зацепами, так и без них. Это лучшие технологии на сегодняшний день; такая скала позволяет прочувствовать скальный рельеф. Это очень популярная модель, она используется в торговых центрах, гостиницах, курортах и других местах скопления людей.
Боулдеринг-сектор. Боулдеринг -самый популярный в Европе и очень зрелищный вид скалолазания. Он представляет собой лазание на высоте до 5 метров без веревки. Страховка осуществляется с помощью специальных гимнастических матов. Преимущества:
• для тренировок не обязателен партнер,
• высокая пропускная способность,
• развитое и популярное направление в Москве, Санкт-Петербурге, Европе.
• возможность частого проведения коммерческих соревнований с привлечением спонсоров и партнеров,
• мастер-классы спортсменов мирового уровня,
• разнообразные трассы любого уровня,
• накрутка трасс не требует больших усилий и привлечения специальной техники.
Стенки начального уровня. Детские боулдеры - экономичные стенки начального уровня; предназначены для людей, впервые познакомившихся со скалолазанием. Позволяют поверить в себя, привыкнуть к высоте. На таких стенках также возможны тренировки на скорость.
Система развлекательных комплексов для всей семьи «Clip'n Climb». С усилением конкуренции на рынке спортивных комплексов развлекательная составляющая постепенно становится конкурентным преимуществом. Нужно искать так называемые изюминки. В нашем случае в качестве изюминки мы используем спортивно-развлекательные аттракционы, направленные на физическое развитие детей,
их социализацию, сплачивание семьи и совершенствование других полезных качеств. Развлекательные стенки от компании Е^ TRE-PRISES включают разнообразные приключенческие конструкции различных уровней сложности. Такие стенки особо рекомендованы для детей дошкольного возраста как развивающие и в то же время притягивающие к себе ребенка, как магнит, разрушающие любые комплексы. Такие парки развлечений сейчас популярны на скалодромах США и Европы.
Внедрение развлекательной составляющей в спортивный комплекс существенно увеличит число и разнообразие клиентов и, соответственно, уменьшит срок окупаемости спортивного объекта, который имеет решающее значение для инвестора.
Веревочный городок. В Европе данный вид проведения досуга известен уже довольно давно и пользуется стабильным спросом. Во многих европейских городах работают веревочные парки. Они настолько популярны там, что в пределах одного города можно встретить несколько десятков веревочных парков. Что же касается России, то у нас веревочные парки только-только начинают появляться и распространяться. Такой парк привлекает не только детей и подростков, но и взрослых.
Строительство веревочного городка не очень сложно технически, он может располагаться как в помещении, так и на открытом воздухе. В нашем случае, поместив такой аттракцион в высоком здании, мы имеем неоспоримые преимущества:
• независимость от времени года и погодных условий;
• задействуется свободное пространство в воздухе.
Сегодня столице Урала необходим ска-лодром площадью не менее 1500 кв. м. При этом мы сразу реализуем то, до чего столичные скалодромы доходили путем проб и ошибок. В зависимости от того, для чего люди ходят на скалодром, возраста, рода занятий, у людей возникают дополнительные потребности, которые мы должны в полной мере удовлетворить наилучшим образом здесь и сейчас, предлагая оздоровительные процедуры, детскую комнату, кафе, программы проведения досуга, спортивный магазин и др. Основные характеристики скалодрома представлены ниже.
• Общая площадь зала около 1500 кв. м.
• Площадь поверхности стен для лазания порядка 1000 кв. м (для сравнения: сейчас в Екатеринбурге самый большой -400 кв. м, в Москве - 1500)
• Высота помещения - 17 м.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
• Стоимость скалодрома и инфраструктуры - порядка 30 млн. руб.
• Окупаемость проекта составляет 3 года.
Данные сформированы на основе соответствующих исследований и переговоров с дистрибьюторами компании ENTRE-PRISES (Франция) - эксклюзивным партнером IFSC (Международной федерации скалолазания). По нашим расчетам, сам скалодром окупится менее чем за 3 года эксплуатации. При включении дополнительных источников дохода, указанных выше, период возмещения затрат сократится. Катализатором экономической активности будет являться также проведение в Екатеринбурге матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Определяя затратные и доходные статьи бюджета, мы не включали туда строительство здания или арендную плату. Пока что это открытый вопрос. Все остальные экономические показатели были учтеныв. Срок эксплуатации спортивного скалодрома довольно сложно оценить. Гарантия производителя при ежегодном осмотре составляет порядка 10 лет, а если судить по реальным примерам, то скалодромы Екатеринбурга, собранные руками энтузиастов, активно используются уже 20-й год. Стоит отметить такой положительный факт строительства или аренды здания под скалодром, как использование высоты помещения. Несомненно, высота здания обходится намного дешевле его площади. В нашей концепции мы максимально задействовали свободное пространство в воздухе. Данный факт является неоспоримым преимуществом при сравнении финансовой отдачи различных объектов инвестирования.
Большое внимание нужно уделить организации соревнований различного масштаба, мастер-классов и других спортивных событий на вместительной арене, включающей современный скалодром. Они позволяют привлекать не только именитых спортсменов, но и спонсоров и партнеров.
Одним из методов повышения рентабельности проекта является сотрудничество с крупными компаниями, коммерческими организациями. Такое партнерство дает возможности для расширения рекламной кампании, привлечения новых СМИ. Эффективное взаимодействие возникает и при участии спонсоров, занимающихся продажей сопутствующих товаров и услуг, например, спортивной обуви или одежды. Но и этим поддержка не ограничивается. Такие компании, как Red-Bull, Adidas, Gore-Tex, Porche, Raiffeisen bank, Ford и другие, тоже нашли свои плюсы в сотрудничестве со спортсменами и, в частности, с федерациями скалолазания. Они спонсируют чемпионаты
и кубки мира, организуют собственные коммерческие старты. Конечно, солидные компании акцентируют свое внимание на европейском спортивном рынке, но и они понимают, что в России есть большие перспективы найти покупателя своей продукции через спортивные мероприятия. Ведь поддержка спорта всегда ассоциируется с ответственностью и деловой дисциплиной.
Все это можно понять в процессе общения, например, с представителями старейшей и одной из лучших сегодня компаний производителей скалодромов ENTREPRISES (Франция). Эта компания действительно хочет работать в России, что ей это интересно и выгодно, предлагает хорошие скидки и условия (в отличие, скажем, от конкурентов в России и Болгарии). Для такой компании будет престижно создать качественный скалодром в столице Урала. Недавно компания ENTRE-PRIZES c помощью питерских скалолазов возвела небольшой скалодром в Перми, и существует много положительных отзывов о работе с этой европейской фирмой (хотя рассматривались и другие варианты производителей). Для таких компаний важен не только сиюминутный экономический эффект, но и авторитет в глазах заказчика.
Притягивает к себе внимание коммерческий проект Adidas RockStars. В 2006 году была построена Porche RockStars Arena в Штутгарте на 7500 сидячих мест для проведения коммерческих стартов по разным видам спорта, в том числе и по скалолазанию. Организаторы не просто проводят соревнования, а создают настоящий праздник для города и с каждым годом выстраивают его все привлекательнее. Поэтому и залы не пустуют. А ведь Штутгарт - город с начеле-нием 613 тыс. жителей, более чем в 2 раза меньше Екатеринбурга!
Экстремальные игры KIA WORLD EXTRIM GAMES в Шанхае (от создателей X-Games) известны на весь мир. Приглашение получают лучшие райдеры и спортсмены мира (скейт-борд, уличные велосипеды, ролики, мотоциклы, скалолазание и не только). Своей популярностью эти игры обязаны главному спонсору - производителю автомобилей Kia, а также грамотным и опытным организаторам из США. Призовые гонорары спортсменов здесь гораздо больше, нежели на официальных стартах. Все соревнования транслируются по телевидению и в Интернете, а финальные стадии - в прямом эфире.
Что касается России, в 2013 году Adidas был одним из организаторов пилотного проекта в Москве Big-Wall Masters, эти соревнования среди сильнейших скалолазов
страны также собрали большое количество зрителей, участников и партнеров.
Санкт-Петербург уже несколько лет культивирует небольшие самобытные соревнования по боулдерингу (не требуют большой высоты, дают хорошую пропускную способность). Коммерческие старты проходят на небольших скалодромах чуть ли не каждую неделю, собирая не только петербуржских скалолазов и любителей экстрима, но и иногородних спортсменов. Неслучайно в сборной России по боулде-рингу сейчас 4 из 5 спортсменок живут и тренируются в Санкт-Петербурге. Самый известный в России коммерческий старт «Кубок Луча», проходящий в несколько этапов, собирает огромное число спортсменов и зрителей. На текущий этап в июле было зарегистрировано более 300 участников со всей России!
У нас в городе, несомненно, есть успешные спортивные объекты - ДИВС, КРК «Уралец» и другие. Но, очевидно, у нас есть большие перспективы не только для игровых видов спорта. Именно в Екатеринбурге, стоящем на границе Европы и Азии, среди Уральских гор, престижнее всего создать спортивный центр, включающий современный скалодром. Это станет еще одним шагом к формированию бренда города в спортивном мире и улучшит инвестиционный климат для российских и зарубежных компаний. Необходимо обоюдовыгодное партнерство. Возможности и перспективы для
такого объекта широчайшие. По примеру Adidas RockStars, Big-Wall Masters, город станет ареной спортивных событий с уральской изюминкой. Строительство комфортабельного скалодрома создаст в Екатеринбурге качественно новую форму досуга для сотен и тысяч людей, новые возможности для проведения таких мероприятий, которые поднимут значимость города.
Данная концепция была предложена представителю крупной компании по управлению и инвестированию в коммерческую недвижимость, получила положительную оценку и может быть реализована в одном из строящихся спортивных объектов Екатеринбурга. Проект рассматривается исключительно с коммерческой точки зрения и нуждается в спонсорской поддержке. Несомненно, GR-коммуникации всегда присутствуют в таких крупных мероприятиях. Как было описано в концепции, мы будем выстраивать отношения с детскими спортивными школами и учебными учреждениями, предоставляя специальные условия. Эта и другие социально-культурные стороны проекта должны заинтересовать Администрацию Екатеринбурга. В дальнейшей разработке и последующей реализации проекта мы рассчитываем на финансовую поддержку как отечественного, так и зарубежного бизнеса и готовы предложить более детальную информацию по нему всем заинтересованным сторонам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Скалодромы России. URL: http://www.c-f-r.ru/halls/.
2. Особенности PR-кампаний в спортивной индустрии. URL: http://mbschool.ru/articles/sport/ osobennosti_pr_kampaniy.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. В. Брызгалов.