Научная статья на тему 'Занятия на природе'

Занятия на природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ГОРНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замалетдинов И.В.

Статья посвящена актуальным вопросам методики детско-юношеского спортивного туризма. Рассмотрены проблемы современного состояния дополнительного образования в туристической сфере, даются рекомендации по подготовке школьников к походам, в том числе горным, разной степени сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятия на природе»

В результате можно констатировать, что уровень экскурсионного дела в Кемеровской области растёт. Об этом свидетельствует высокое качество экскурсий, проводимых в рамках областных конкурсов (2019 год стал первым, где из более чем 80 участников финала областного конкурса «Юный экскурсовод Кузбасса» ни один не читал свою экскурсию, свободно владея устной речью). Растёт и уровень экскурсий в музеях образовательных учреждений, представители которых участвуют в областных мероприятиях. Главным же показателем того, что развитие экскурсионного дела в Кузбассе движется в правильном направлении, на наш взгляд, служит тот факт, что из двух поездок делегации Кемеровской области на Всероссийский конкурс экскурсоводов образовательных учреждений из восьми кузбассовцев пятеро заняли призовые места.

Список литературы

1. Аксельрод В. И. Петербургская модель школьного экскурсоведения. Этапы становления, традиции, современное состояние // Мир экскурсий. 2010. № 4(25). С. 5-10.

2. Бон Г. Н. Образовательные экскурсии, их основные задачи и место в учебном курсе // Мир экскурсий. 2010. № 4(25). С. 11-12.

3. Бутьян А. П., Тельманова А. С. Принципы и основы организации туристско-экс-курсионной деятельности в образовательной организации. URL: http://www.kuztur42.narod.ru/documents.htm

4. Емельянов Б. В. Экскурсоведение : учеб.. М. : Сов. спорт, 2007. 128 с.

5. Илюшин А. М., Кузнецова Е. Е. К историческим знаниям о родном крае через школьную археологию // Теоретический и практический взгляд на современное состояние науки : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (29-30 сентября 2015 г.). Кемерово : КузГТУ, 2015. С. 106-112.

6. Кузнецова Е. Е., Илюшин А. М. Школьная археология в современной практике Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 31 марта 2014 г. Ч. 4. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 76-78.

7. Половцов В. В. Педагогическое значение экскурсий // Мир экскурсий. 2014. № 4(25). С. 13-14.

8. Тельманова А. С. Реализация социокультурных функций музея посредством детского культурного туризма // Музей и проблемы «Культурного туризма» : материалы восьмого круглого стола (Санкт-Петербург, 8-9 апреля 2010 г. СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2010. С. 112-115.

9. Фридман В. Экскурсии для школьников // Мир экскурсий. 2014. № 4(25). С. 3-4.

10. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика : монография. СПб. : Высш. шк., 2009. 184 с.

И. В. Замалетдинов

Занятия на природе

Статья посвящена актуальным вопросам методики детско-юношеского спортивного туризма. Рассмотрены проблемы современного состояния дополнительного образования в туристической сфере, даются рекомендации по подготовке школьников к походам, в том числе горным, разной степени сложности.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, спортивный туризм, горный туризм.

Практические занятия на местности с юными туристами являются важнейшей частью их подготовки к будущим походам. Не секрет, что однообразие средств и методов работы с детьми порождает скуку, снижает интерес к спортивно-оздоровительному

туризму, тормозит рост спортивных результатов. Мои наблюдения показывают, что наибольшие затруднения педагоги испытывают при проведении занятий в природной среде: выбор места, учет погодных условий, подъездов и отъездов к месту проведения занятий, отсутствие учебного полигона. По содержанию материал статьи был задуман как восполнение пробела в учебных программах, она, скорее является дополнением к программам. С ее помощью педагоги смогут углубить свои знания. Я не старался повторять темы, изложенные в других методических изданиях. Конечно, автору не удалось охватить все многообразие детского горного туризма, не удалось избежать «кусков» изложения, но эти «куски» является не только недостатком, но и достоинством статьи, так как позволяет читать или проявить интерес. В последнее время в горные походы хлынуло большое количество школьников из «равнинных» районов страны. Это стало даже какой-то модой у детей, признаком «крутизны». Сам факт увеличения числа юных туристов, конечно, не может меня не радовать. Но также настораживает и вызывает тревогу их слабая физическая, теоретическая и тактическая подготовка. В чем причина этого? На мой взгляд, это низкая педагогическая и спортивная квалификация педагогов дополнительного образования детей.

Слабое знание опасностей, которые сопровождают горные походы, отсутствие знаний особенностей горного рельефа, климата, тактики передвижения по пересеченной местности, неумение ориентироваться в горной местности. Неумение грамотно действовать в случае возникновения опасности и изменения погоды в горах. Всего тридцать лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так или иначе, занимался туризмом, краеведением, а дети, говоря о туризме, подразумевали палатку, спальник, песни у костра. Слово «туризм» сегодня обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все реже, а дети городов все чаще уходят не вглубь лесов, а в пучину социальных сетей, к виртуальным кострам.

В настоящее время спортивный туризм стал развиваться в двух направлениях: «Маршруты» и «Дистанция». Про «Дистанции» я писать не стану, это больше напоминает спорт, а вот направление «Маршруты» как вид туризма подходит для детей самого разного возраста, способностей и интересов. Оно формирует поисково-исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы, связанные с прохождением маршрута и проживанием в полевых условиях. Увлекает познанием природы, истории родного края, воспитывает патриотизм, дает практические знания, необходимые в жизни, позволяет выполнить нормативы для получения значков «Юный турист», «Турист России» и юношеских разрядов.

Проведение горных походов в среднегорье стало актуальным, так как многие высокогорные районы буквально отрезаны от нас. К сожалению, методические пособия по организации практических занятий на местности с детьми весьма слабо освещают проблему или просто отсутствуют. Резюмируя имеющиеся во многих брошюрах, статьях методические указания, сделал следующий вывод: исходя из своего сорокапятилетнего стажа работы педагогом и высокого спортивного мастерства, хочу дать некоторые советы молодым педагогам по организации и проведению занятий. Каждое занятие на природе (а это 4-6 часов) требует от педагога специальной подготовки, подбора снаряжения, туристского инвентаря в соответствии с целями и задачами. Для всех занятий существуют общие негласные правила и нормы, которые необходимо знать и соблюдать.

Все занятия должны иметь воспитывающий характер, учитывать, прежде всего, необходимость воспитания школьника всесторонне и гармонически развитой личностью. Постановка задач, выбор средств и методов должны соответствовать возрасту детей, уровню их физической подготовленности и накопленному опыту туристской походной практики. На первых этапах обучения необходимо применять средства, совершенствующие общефизическую подготовку. Следует обеспечивать единство взаимосвязи и

взаимопонимания всех видов спортивной подготовки: теоретической, физической, технической, тактической, морально-волевой; повышать уровень выполнения двигательных действий, свойственных тем или иным видам туризма; соблюдать постепенность в возрастании нагрузок и их соответствие задачам, поставленным на занятиях.

Учебные занятия с детьми лучше проводить в ближайшей пригородной или лесопарковой зоне. Организуя занятия и подходя к месту проведения, старайтесь сохранить в целостности траву, грибы, цветы, мох, не ломать веток, если они оказались на пути. Двигаться только по тропам. Также аккуратно проходите по лугам, по полянам, зря не трогайте несъедобные грибы и полевые цветы. Природоохранная работа с детьми должна вестись постоянно. Обучение следует проводить регулярно в выходные, праздничные и каникулярные дни при всякой погоде. Дети должны привыкать к нагрузкам при любой погоде. Так создается запас моральных и физических сил, запас надежности в условиях внезапного ухудшения погодных условий.

Начинать надо с выбора и подготовки места, где можно проводить практические занятия. Педагог, как правило, это делает в свободное время. Полигон должен быть недалеко от учебного заведения или местожительства. Путь, маршрут к месту проведения занятия должен быть коротким. Всегда оповещать родителей ребенка о времени и месте проведения практических занятий и их окончания. Особо обратить внимание на подготовку группового и личного снаряжения, одежду детей, которая должна соответствовать погодным условиям, взять перекус, если не будет костра. При выборе полигона необходимо, чтобы рядом был эмоциональный центр (его называют доминантой) - обзорная точка, с которой открывается прекрасный вид, наличие памятников культуры, природы и истории недалеко от места занятий. Наличие речки, оврага, обрыва позволят разнообразить занятия. При отсутствии пересеченного рельефа можно использовать отдельно стоящие деревья, вместо скального участка - карьеры, старые постройки и даже использовать искусственные опоры в виде вкопанных столбов. Продумывая задания, педагог должен исходить из окружающих условий. Навесную переправу следует организовать над речкой или оврагом, кочки и движение по жердям - на болотистом участке, и т. п. При проведении занятий в условиях естественного рельефа учитывать, что свои коррективы вносит погода. В зимнее время важно не забывать про рукавицы, теплую обувь и термос с чаем. Недопустимо организовывать учебные занятия, даже на коротких отрезках, через труднопроходимые участки леса. На пути детей не должно быть таких препятствий, как заборы, глубокие канавы, ямы, овраги, строительные площадки.

Снаряжение и инвентарь подбираются в зависимости от темы занятий. Основа успеха - во всесторонней скрупулезной подготовке. Использование горного снаряжения, специальных приспособлений для подъемов и спусков. Основная веревка, применяемая для страховки, должна иметь прочность не менее 1000 кг и обладать оптимальными эксплуатационными качествами: хорошо скользить и держаться в руках, быть легкой, удобной в работе, хорошо завязываться в узлы. Веревка не должна быть ни шероховатой, ни тугой, ни мягкой. Желательно пользоваться разноцветными веревками: они хорошо видны на склонах и облегчают ориентировку при большом количестве веревок на занятиях. Для удобства середина веревки отмечается цветной изоляционной лентой. Количество занимающихся на одного педагога на практических занятиях не должно превышать 10-12 человек; при большем числе теряется возможность индивидуального подхода и, как следствие, ухудшается качество учебного процесса.

Учебную работу необходимо проводить по своей разработанной методике, при строгом соблюдении мер безопасности. Только при сочетании этих двух факторов может быть заложена основа успешного проведения занятия. На выбранной площадке дети оборудуют бивуак, занимаются заготовкой и пилкой дров, окапывают кострище для приготовления пищи. Можно и нужно использовать старые кострища. Все это желательно устраивать рядом от места занятий.

При обучении юных туристов необходимо добиваться решения четырех главных задач: воспитание и развитие специфических двигательных навыков (техника); формирование и совершенствование таких качеств, как быстрота, выносливость, сила, ловкость; воспитание волевых качеств; выработка в потребности регулярных занятиях и формирование желания участвовать в походах и учебных соревнованиях. Важно увлечь юных спортсменов, ибо это может стать прочной основой всех будущих успехов. У детей должна быть постоянная потребность участвовать в походах и соревнованиях, а это зависит от того, сумеет ли педагог наладить приносящие радость разнообразные и интересные практические занятия, отвечающие ожиданиям детей.

Известно, что большинство знаний сразу же после занятий забывается, поэтому целью учебного процесса является формирование прочных навыков, умений и физических качеств. Для закрепления знаний, умений выполнения приемов, а также для поддержания и улучшения физической формы необходимо регулярно повторять пройденный материал. В основе занятий в любом виде спорта лежит многократное повторение технических приемов, выполнение упражнений, стимулирующих развитие специальных качеств. В зависимости от уровня подготовленности детей и наличия учебного полигона содержание учебного процесса усложняется. На каждом занятии нужно отрабатывать один сложный элемент или выход из какой-нибудь ситуации: например, развязать затянувшийся прусик, завязать одним концом узлы «восьмерка», «схватывающий», разжечь костер и вскипятить чай. Можно предложить детям вязать узлы в больших перчатках, рукавицах, вслепую. Закрепление того или иного элемента должно способствовать его дальнейшему совершенствованию путем применения технических упражнений и тактических приемов.

Пеший горный туризм отличается от других видов спорта тем, что практические занятия, участие в походах, организация питания, проживание детей в палатке проходят в естественных природных условиях. Обучающиеся должны уметь приспособиться к условиям нахождения в лесу, под дождем и снегом. Занятия на свежем воздухе имеют важное преимущество: они дают эмоциональную разгрузку, вносят разнообразие в учебный процесс, благоприятно сказываются на укреплении здоровья и физического развития школьников. Более эмоциональны и, в конечном счете, способствуют росту спортивного мастерства.

В то же время туризм - это сложный вид спорта, требующий овладения множеством общих и специальных знаний. Вопросы обучения юных туристов до настоящего времени изучены мало. К сожалению, пока только изыскиваются возможности создания специализации «Маршрут», «Дистанция» в вузах страны. В настоящее время кадры педагогов дополнительного образования детей комплектуются из инструкторов спортивного туризма, учителей. Проводить практические занятия надо не более 1-2 раз в месяц. Лучший эффект дают праздничные и каникулярные 2-3-дневные занятия - сборы. Они по форме могут напоминать туристический мини-поход, хотя туристские цели в них не являются основными. Улучшение качества занятий тесно связано с разнообразием его методов: чем они многообразнее, тем интереснее проходят занятия, а учебный материал легче усваивается детьми. Поэтому следует применять широкий набор методов: словесное изложение, личный показ и показ с помощью помощников, обучение «от противного» - на ошибках детей. Педагог обязан грамотно и безукоризненно показать технический прием, соответствующий определенному этапу обучения, так, чтобы обучаемый, попробовав выполнить его, понял его необходимость и целесообразность, еще не освоив до автоматизма. При этом очень важно своевременно обращать внимание на типичные ошибки. Начальная отработка приемов, разучивание упражнения, закрепление умений и навыков на учебных соревнованиях - все это должно найти свое место в учебной работе педагога. Ограниченность времени, особенно зимой, определяет необходимость очень тщательного отбора учебного материала. Важно на всех занятиях обеспечить

надежное усвоение детьми набора стандартных знаний, умений и навыков. Следует помнить, что хороши только те приемы обучения, которые позволяют всем детям овладеть навыками, предусмотренными учебной программой. Дефицит учебного времени определяет проведение занятий таким образом, чтобы в группе занималось одновременно как можно больше учащихся, а в идеале - все члены группы.

Желательно как можно больше занятий проводить спортивно-игровым методом: ребята больше всего любят играть. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отметил, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Спортивно-игровой метод проведения занятий - отличная школа закалки воли и характера. Спортивно-игровая ситуация вносит в занятия обилие эмоций независимо от того, участник ты или болельщик. В этих условиях надо суметь реализовать свои двигательные возможности, а этому детей, кстати, тоже надо учить. Это высокая интенсивность физических нагрузок, а также проверка степени усвоения упражнений в условиях быстрого выполнения и на фоне сбивающих факторов. Игры помогают педагогу понять характер ребенка. Кроме приобретения навыков туризма, оздоровительного эффекта ребята в таких играх учатся понимать лес, не бояться его (особенно городские дети), уважительно и бережно относиться к природе, любить ее, видеть красоту родного края.

При проведении занятий используются следующие способы организации учебной деятельности: фронтальный, групповой, поточный и индивидуальный. Можно в работе с новичками использовать такой принцип: ошибся - вернись и выполни правильно. Обучать какому-либо навыку желательно в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы дети могли запомнить движения сразу. При обучении тем или иным техническим приемам у ребят вырабатывается серия навыков, которые, сливаясь в процессе занятий в логическую непрерывную цепочку, образуют так называемый динамический стереотип. Какой бы ни был применен способ организации занятий, в любом случае важно обеспечивать необходимую физическую нагрузку с учетом подготовленности детей, их возраста, соблюдать требования техники безопасности - надевать рукавицы при спуске по веревке, на страховке, завинчивать муфту карабина. Вопросы безопасности должны постоянно находиться в поле зрения педагога. При отработке определенных элементов, приемов, особенно если они требуют внимания педагога в плане обеспечения безопасности, не рекомендуется форсировать учебный процесс. Педагог должен чувствовать состояние ребенка, его готовность к выполнению упражнений и не допускать утомления группы. Не следует в начальный период (4-6 мес.) требовать от детей выполнения приемов на скорость, время. Это может привести к закреплению «грязного» выполнения приема. Не следует также переходить от одних методов обучения к другим с учетом изменяющихся внешних условий.

На природе, когда педагог становится безусловным авторитетом, а ребята неосознанно копируют все его действия, педагог должен быть безупречно порядочным, скромным, естественным, воспитанным. Недопустима малейшая распущенность. Распоряжения следует подавать в повелительном наклонении, например: «Встаньте», «Сядьте», «Возьмитесь». Обследуйте местность, прежде чем привести туда детей. Выясните, безопасны ли подходы к воде и берег - есть ли вероятность их обрушения в результате оползня, подмыва, насколько чиста вода. Склон, выбранный для проведения занятий, должен отвечать требованиям безопасности: под ним не должно быть крупных камней, коряг, пней, особенно под крутыми участками. Определите границы лагеря, в котором дети могут безопасно находиться. Местность должна полностью соответствовать физической подготовленности ребят. Вокруг территории лагеря не должно быть участков, представляющих опасность для жизни занимающихся: непроходимых болот,

оползней, глубоких ям, крутых обрывистых скатов. За территорию лагеря без разрешения педагога уходить запрещается. На биваке группа проводит более половины суток. От комфортности бивака и поддержания порядка на нем зависит успех проведения занятий. Во время заготовки дров, приготовления пищи педагог обязательно должен называть фамилию или имя ребенка, которому поручается та или иная работа. Все дети должны постоянно находиться в поле зрения педагога. Занятия проходят при строжайшем соблюдении дисциплины. Недопустимо проведение занятий и страховка с некачественным снаряжением. Никогда не бросайте ничего в лесу и не закапывайте стекло, металл и пластик: они долго разлагаются. Уносите их обратно с собой. Не устраивайте отхожих мест и не мойтесь мылом ближе, чем в 60 м от ближайшей воды, чтобы не загрязнять ее. Остатки дров (поленья, сучья) нужно сложить аккуратным штабелем под деревом - они пригодятся другим группам. Не следует оставлять на лугу, поляне разбросанные сучья, жерди, поленья. Большой заботой педагога должно быть воспитание в ребятах желания оставить после себя вид нетронутой поляны, показать другим, что здесь были опытные, грамотные, культурные спортсмены-туристы. Всего за учебный год можно организовать 6-8 учебных выходов и 3-4 учебных сбора в каникулы. Педагогам надо помнить и знать, что в отличие от других видов спорта в туризме часть времени уходит на подготовку трассы и установку снаряжения: в пределах 30 мин. до и 30 мин. после занятий.

О. Н. Сычевская

Методика проведения туристских прогулок в ДОУ с применением здоровьесберегающей технологии

Спортивная туристическая прогулка посвящена 75-й годовщине освобождения блокадного Ленинграда от фашистских захватчиков.

Здоровье дошкольника - это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.

Ключевые слова: лыжная подготовка, туристическая прогулка, здоровый образ жизни, духовно-нравственное воспитание дошкольников, отдых, игра и спорт.

Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем. Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой медик. Его основная задача - сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.

Лыжи. Значение ходьбы на лыжах, методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе на лыжах. Поход - туристическая прогулка на лыжах

Подготовительный этап

Педагог заранее определяет маршрут спортивной прогулки, способы передвижения. Путь должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми инструктор по физической культуре и воспитатель заранее хорошо ознакомились. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами. В зависимости от времени года и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.