Научная статья на тему 'ЗАНЯТИЯ ИППОТЕРАПИЕЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

ЗАНЯТИЯ ИППОТЕРАПИЕЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глазкова Е. И., Рукавишникова И. Ю., Гребнева К. А., Тарасенко А. В.

Актуальность исследования обоснована необходимостью применения иппотерапии в сфере двигательной реабилитации детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. В статье проведен анализ проблемы данного процесса, который позволил разработать экспериментальную методику с учетом необходимых факторов. Цель исследования - разработать экспериментальную методику занятий иппотерапией с использованием комплексов физических упражнений для детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Задачи исследования: разработать методику занятий иппотерапией с использованием комплексов физических упражнений для детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии; показать эффективность разработанной методики в процессе двигательной реабилитации детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Методы и организация исследования. Исследование было проведено в Городищенском районе г. Волгограда на базе семейного конного клуба «Живая Тропа» в течение 6 месяцев в 2021 г. В педагогическом эксперименте участвовали дети 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии в количестве 23 человек (экспериментальная n=11 и контрольная n=12 группы). Методами исследования: анализ и синтез научно-методических источников; анализ анкет детей; оценка показателей функционального состояния и оценка показателей физической подготовленности; педагогический эксперимент и математическая статистика. Результаты исследования. Методика занятий иппотерапией с использованием комплексов физических упражнений для детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии реализовалась в два этапа: первый - этап обучения и второй - этап совершенствования техники двигательных действий. Для каждой группы были подобраны блоки физических упражнений с учетом оптимальной физической нагрузки, соответствующие особенностям детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Экспериментальная методика эффективна и экспериментально обоснована. Выводы. Анализируя полученные в процессе педагогического исследования результаты можно сделать вывод о том, что улучшения показателей функционального состояния и показателей физического состояния занимающихся ЭГ по сравнению с КГ обусловлены поэтапным использованием физических упражнений, которые способствовали улучшению изучаемых показателей детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии в процессе двигательной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глазкова Е. И., Рукавишникова И. Ю., Гребнева К. А., Тарасенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIPPOTHERAPY FOR CHILDREN AGED 12-13 YEARS OLD WITH DEVIATIONS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

The relevance of the study is justified by the need to use hippotherapy in the field of motor rehabilitation of children aged 12-13 years with intellectual disabilities. The article analyzes the problem of this process, which made it possible to develop an experimental technique, taking into account the necessary factors. The purpose of the study is to develop an experimental method of practicing hippotherapy using sets of physical exercises for children aged 12-13 with intellectual disabilities. The purpose of the study is to develop an experimental method of practicing hippotherapy using sets of physical exercises for children aged 12-13 with intellectual disabilities. Research objectives: to develop a methodology for practicing hippotherapy using sets of physical exercises for children aged 12-13 with intellectual disabilities; to show the effectiveness of the developed methodology in the process of motor rehabilitation of children aged 12-13 with intellectual disabilities. Research methods and organization. The study was conducted in the Gorodishchensky district of Volgograd on the basis of the Living Trail family equestrian club for 6 months in 2021. The pedagogical experiment involved 23 children aged 12-13 with intellectual disabilities (experimental n = 11 and control n=12 groups). Research methods: the analysis and synthesis of the scientific and methodological sources; the analysis of children's questionnaires; the assessment of functional state indicators and assessment of physical fitness indicators; the pedagogical experiment and mathematical statistics. Research results. The methodology of hippotherapy classes with using complexes of physical exercises for 12-13-year-old children with intellectual disabilities was implemented in two stages: the first - the stage of training and the second - the stage of improving the technique of motor actions. For each group, blocks of physical exercise were selected, taking into account the optimal physical activity, corresponding to the characteristics of children aged 12-13 with intellectual disabilities. The experimental technique is effective and experimentally substantiated. Conclusions. Analyzing the results obtained in the process of pedagogical research, we can conclude that the improvement in the indicators of the functional state and indicators of the physical condition of those involved in the EG compared to the CG are due to the gradual use of physical exercises, which contributed to the improvement of the studied indicators of children aged 12-13 years with intellectual disabilities in motor rehabilitation process.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТИЯ ИППОТЕРАПИЕЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

УДК 371.73+371.921

ЗАНЯТИЯ ИППОТЕРАПИЕЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Елена Игоревна Глазкова, преподаватель, Ирина Юрьевна Рукавишникова, студент,

Ксения Андреевна Гребнева, студент, Александра Витальевна Тарасенко, студент,

Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

Актуальность исследования обоснована необходимостью применения иппотерапии в сфере двигательной реабилитации детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. В статье проведен анализ проблемы данного процесса, который позволил разработать экспериментальную методику с учетом необходимых факторов. Цель исследования - разработать экспериментальную методику занятий иппотерапией с использованием комплексов физических упражнений для детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Задачи исследования: разработать методику занятий иппотерапией с использованием комплексов физических упражнений для детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии; показать эффективность разработанной методики в процессе двигательной реабилитации детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Методы и организация исследования. Исследование было проведено в Городищенском районе г. Волгограда на базе семейного конного клуба «Живая Тропа» в течение 6 месяцев в 2021 г. В педагогическом эксперименте участвовали дети 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии в количестве 23 человек (экспериментальная n=11 и контрольная n=12 группы). Методами исследования: анализ и синтез научно-методических источников; анализ анкет детей; оценка показателей функционального состояния и оценка показателей физической подготовленности; педагогический эксперимент и математическая статистика. Результаты исследования. Методика занятий иппотерапией с использованием комплексов физических упражнений для детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии реализовалась в два этапа: первый - этап обучения и второй - этап совершенствования техники двигательных действий. Для каждой группы были подобраны блоки физических упражнений с учетом оптимальной физической нагрузки, соответствующие особенностям детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Экспериментальная методика эффективна и экспериментально обоснована. Выводы. Анализируя полученные в процессе педагогического исследования результаты можно сделать вывод о том, что улучшения показателей функционального состояния и показателей физического состояния занимающихся ЭГ по сравнению с КГ обусловлены поэтапным использованием физических упражнений, которые способствовали улучшению изучаемых показателей детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии в процессе двигательной реабилитации.

Ключевые слова: иппотерапия, двигательная реабилитация, отклонения в интеллектуальном развитии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p54-57

HIPPOTHERAPY FOR CHILDREN AGED 12-13 YEARS OLD WITH DEVIATIONS IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Elena Igorevna Glazkova, the teacher, Irina Yuryevna Rukavishnikova, the student, Kseniya

Andreevna Grebneva, the student, Aleksandra Vitalievna Tarasenko, the student, Volgograd

State Physical Education Academy

Abstract

The relevance of the study is justified by the need to use hippotherapy in the field of motor rehabilitation of children aged 12-13 years with intellectual disabilities. The article analyzes the problem of this process, which made it possible to develop an experimental technique, taking into account the necessary factors. The purpose of the study is to develop an experimental method of practicing hippotherapy using sets of physical exercises for children aged 12-13 with intellectual disabilities. The purpose of the study is to develop an experimental method of practicing hippotherapy using sets of physical exercises for children aged 12-13 with intellectual disabilities. Research objectives: to develop a methodology for prac-

ticing hippotherapy using sets of physical exercises for children aged 12-13 with intellectual disabilities; to show the effectiveness of the developed methodology in the process of motor rehabilitation of children aged 12-13 with intellectual disabilities. Research methods and organization. The study was conducted in the Gorodishchensky district of Volgograd on the basis of the Living Trail family equestrian club for 6 months in 2021. The pedagogical experiment involved 23 children aged 12-13 with intellectual disabilities (experimental n = 11 and control n=12 groups). Research methods: the analysis and synthesis of the scientific and methodological sources; the analysis of children's questionnaires; the assessment of functional state indicators and assessment of physical fitness indicators; the pedagogical experiment and mathematical statistics. Research results. The methodology of hippotherapy classes with using complexes of physical exercises for 12-13-year-old children with intellectual disabilities was implemented in two stages: the first - the stage of training and the second - the stage of improving the technique of motor actions. For each group, blocks of physical exercise were selected, taking into account the optimal physical activity, corresponding to the characteristics of children aged 12-13 with intellectual disabilities. The experimental technique is effective and experimentally substantiated. Conclusions. Analyzing the results obtained in the process of pedagogical research, we can conclude that the improvement in the indicators of the functional state and indicators of the physical condition of those involved in the EG compared to the CG are due to the gradual use of physical exercises, which contributed to the improvement of the studied indicators of children aged 12-13 years with intellectual disabilities in motor rehabilitation process.

Keywords: hippotherapy, motor rehabilitation, deviations in intellectual development.

ВВЕДЕНИЕ

Отклонения в интеллектуальном развитии занимают лидирующую позицию из всех нарушений здоровья человека, в мире насчитывают более 300 млн. человек, которые страдают этим недугом. С каждым годом количество лиц с нарушениями в интеллектуальной сфере постоянно растет. Среди всего контингента лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии число тех, у кого отмечается легкая степень, составляет 0,7-2,1% из числа людей с нарушением интеллекта [1].

Широкую популярность иппотерапия получила из-за того, что занятия положительно влияют на развитие физической и психической личности ребенка с нарушениями в интеллектуальной сфере, при которой используются гимнастические упражнения на лошади. Отмечается, что оздоровительный эффект достигается в возрасте от 5 до 12 лет, учитывая, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии отстают от сверстников, то для них занятия являются актуальными.

Основным средством, оказывающим положительное влияние на психосоматическое здоровье в двигательной реабилитации, являются специальные упражнения [2].

В процессе анализа и синтеза научно-методических источников нами было выявлено, проблематика занятий иппотерапии с детьми 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии изучена недостаточно и является актуальной.

Цель исследования - разработать экспериментальную методику занятий иппотера-пией с использованием комплексов физических упражнений для детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено в Городищенском районе г. Волгограда на базе семейного конного клуба «Живая Тропа» в течение 6 месяцев в 2021 г. В педагогическом эксперименте участвовали дети 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии: экспериментальная группа (n=14) и контрольная группа (n=13).

В процессе исследования мы разработали методику, которую внедряли в два этапа: первый - этап начального освоения и второй - этап закрепления техники движений. Для каждой группы были подобраны блоки физических упражнений с учетом оптимальной физической нагрузки, соответствующие особенностям детей 12-13 лет и степени заболевания. Для первой группы проводилась утренняя гигиеническая гимнастика, в которой занятия начались с ходьбы в среднем темпе на месте, затем с адаптацией к нагрузке по

залу. Гимнастика длилась 11-14 минут, в которой выполнялось 12-17 упражнений с 5-7 повторениями.

Вторая группа занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии начинали разминку непосредственно на живой лошади, а первая группа начинала разминку на деревянном коне (муляже). Продолжительность разминки составила 8-11 минут, где использовалось 7-12 упражнений, а число подходов ровнялось 4-6 раз. Специально подобранные упражнения применялись для постепенного изменения изучаемых показателей. Категорично были исключены прыжковые упражнения на лошади.

Исходные положения (сидя - стоя) вариативно применялись для занятий иппоте-рапией у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Занятия длились от 25 до 30 минут с 22-23 упражнениями, в которых применялись оборудования и инвентарь: гимнастические палки, мячи разной величины и веса, гантели и кольца. На занятиях отмечался достаточно высокий уровень плотности. Физическая выносливость (общая) имела средний уровень: высокая интенсивность (50%), средняя интенсивность (30%) и низкая интенсивность (20%) упражнений. С целью снижения ЧСС и регуляции психофизической сферы детей применялись специальные дыхательные упражнения с продолжительным выдохом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методика занятий иппотерапией применялась в экспериментальной группе и способствовала улучшению изучаемых показателей у обследуемого контингента в процессе двигательной реабилитации.

Для экспериментального обоснования нашей методики, мы провели исследование начальных и конечных показателей функционального состояния и показателей физической подготовленности у детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии в контрольной и экспериментальной группах. Различия межгрупповых и внутригрупповых отличий определялись посредством ^критерия Стьюдента.

Результаты оценки функционального состояния: показатель «ЧСС» в ЭГ достоверно снизился на 8,1%, (р<0,05), а в КГ недостоверно на 4,9%, (р>0,05); показатель «проба Штанге» в ЭГ улучшился достоверно на 19,8%, (р<0,05), а в КГ недостоверно на 8,3%, (р>0,05); показатель «проба Генчи» в ЭГ улучшился достоверно на 14,7%, (р<0,05), а в КГ недостоверно на 8,1%, (р>0,05); показатель «Теппинг-тест» у в ЭГ улучшился достоверно на 9,9%, (р<0,05), а в КГ недостоверно и незначительно на 2,4%, (р>0,05).

Динамика результатов оценки физической подготовленности: показатель «бег 30 метров» в ЭГ улучшился достоверно на 10,3%, (р<0,05), а в КГ недостоверно и незначительно на 3,7%, (р>0,05); показатель «прыжок в длину с места» в ЭГ улучшился достоверно на 13,8%, (р<0,05), а в КГ недостоверно на 6,4%, (р>0,05); показатель «метание малого мяча на дальность» в ЭГ улучшился достоверно на 8,7%, (р<0,05), а в КГ недостоверно и незначительно на 2,6%, (р>0,05); показатель «подтягивание из виса на высокой перекладине» в ЭГ улучшился достоверно на 9,2%, (р<0,05), а в КГ недостоверно на 3,3%, (р>0,05); показатель «проба М.Е. Ромберга» в ЭГ улучшился достоверно на 11,4%, (р<0,05), а в КГ недостоверно на 4,3%, (р>0,05).

ВЫВОДЫ

Анализируя полученные в процессе педагогического исследования результаты можно сделать вывод о том, что улучшения показателей функционального состояния и показателей физического состояния занимающихся ЭГ по сравнению с КГ обусловлены поэтапным использованием физических упражнений, которые способствовали улучшению изучаемых показателей детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии в процессе двигательной реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробышева С. А. Коррекционно-оздоровительная методика оптимизации психофизического состояния старших школьников с легкой степенью умственной отсталости / С.А. Дробышева, Н.В. Седых // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 2 (28). - С. 72-77.

2. Седых, Н.А. Применение оздоровительной аэробики в адаптивном физическом воспитании девушек старшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Н.В. Седых, С.А. Дробышева, Е.Э. Червякова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2020. - № 3 (33). - С. 135-141.

REFERENCES

1. Drobysheva, S.A. and Sedyh, N.V., (2019), "Corrective and health-improving technique for optimizing the psychophysical state of older schoolchildren with a mild degree of mental retardation", Physical education and sports training, Vol. 28, No. 2, pp. 72-77.

2. Sedyh, N.V., Drobysheva, S.A. and Chervaykova, E.E., (2020), "The use of recreational aerobics in the adaptive physical education of girls of senior school age with intellectual disabilities", Physical education and sports training, Vol. 33, No. 3, pp. 135-141.

Контактная информация: glazkova666@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2022

УДК 796.012.61

РЕШЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимир Анатольевич Глубокий, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск; Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, Восточно-Сибирский юридический институт МВД России, г. Иркутск; Александр Владимирович Афанасьев, кандидат педагогических наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

Аннотация

В данный момент существует проблема укрепления здоровья.Целью научного исследования являлась разработка рекомендаций по выполнению упражнений оздоровительной направленности. Физическая подготовка рассматривалась как единый процесс, позволяющий решать одновременно задачи развития, поддержания на необходимом уровне двигательных кондиций, здоровья. Проведенное исследование позволило выявить средства оздоровительной направленности, которые оказывают положительное влияние на двигательную подготовленность сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: сотрудники, оздоровительная физическая культура, боевые приемы борьбы, физическая подготовка, гимнастика, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p57-60

SOLUTION OF HEALTH-IMPROVING TASK IN PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION Vladimir Anatolyevich Glubokiy, the candidate in pedagogical sciences lecturer, senior lecturer, Siberian Law Institute of the MIA of Russia, Krasnoyarsk; Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk; Aleksandr Vladimirovich Afanasyev, the candidate in pedagogical sciences lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the

Russia, Khabarovsk

Abstract

At the moment, there is a problem of health promotion. The purpose of the scientific study was to develop recommendations for the implementation of recreational exercises. Physical training was consid-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.