Научная статья на тему 'Реабилитация детей 4-6 лет со спастической формой церебрального паралича средствами иппотерапии'

Реабилитация детей 4-6 лет со спастической формой церебрального паралича средствами иппотерапии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
558
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ / ДЕТИ 4-6 ЛЕТ / ИППОТЕРАПИЯ / CEREBRAL PALSY / SPASTIC FORM / REHABILITATION / CHILDREN 4-6 YEARS / HIPPO THERAPY / HEALTH EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов В.Ю., Бакулина Е.Д., Пилосян Н.А., Еремин М.В.

Социальная интеграция и комплексная реабилитация инвалидов с церебральными параличами занимает одно из ведущих мест в физической реабилитации. Медицинские работники и специалисты лечебной физической культуры во всех уголках земного шара в качестве реабилитации инвалидов с церебральными параличами стабильно используют средства иппотерапии. Авторами разработана и апробирована методика применения средств иппотерапии в процессе развития двигательных функций и формирования навыков бытового самообслуживания у детей 4-6 лет с проявлением спастической формы детского церебрального паралича. Методика включает три этапа проведения занятий с выполнением упражнений на лошади, направленных на нормализацию патологического мышечного тонуса, формирование правильного двигательного стереотипа, стимуляцию тактильной и проприоцептивной чувствительности, развитие моторики рук и уменьшение дизартрии, повышение уровня двигательных функций, что способствует социально-бытовой реабилитации детей с данным заболеванием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпов В.Ю., Бакулина Е.Д., Пилосян Н.А., Еремин М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Child of age 4-6 rehabilitation of spastic form of cerebral paralysis by means of ippotherapy

Social integration and comprehensive rehabilitation of people with disabilities with cerebral palsy occupies one of the leading places in physical rehabilitation. Medical workers and specialists of therapeutic physical culture in all corners of the globe as a rehabilitation of people with disabilities with cerebral palsy stably use the means of hippo therapy (Equine-assisted therapy). The authors developed and tested the technique of hippo therapy in the process of development of motor functions and the formation of skills of household self-care in children aged 4-6 with the manifestation of a spastic form of infantile cerebral palsy. The technique includes three stages of conducting exercises with the performance of exercises on the horse, aimed at normalizing the pathological muscle tone, the formation of the correct motor stereotype, the stimulation of tactile and proprioceptive sensitivity, the development of motor skills and the reduction of dysarthria, increasing the level of motor functions, which contributes to social rehabilitation of children with this disease

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей 4-6 лет со спастической формой церебрального паралича средствами иппотерапии»

УДК 376.2

В. Ю. КАРПОВ, Н. А. ПИЛОСЯН, Е. Д. БАКУЛИНА, М. В. ЕРЕМИН

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА СРЕДСТВАМИ ИППОТЕРАПИИ

Социальная интеграция и комплексная реабилитация инвалидов с церебральными параличами занимает одно из ведущих мест в физической реабилитации. Медицинские работники и специалисты лечебной физической культуры во всех уголках земного шара в качестве реабилитации инвалидов с церебральными параличами стабильно используют средства иппотерапии. Авторами разработана и апробирована методика применения средств иппотерапии в процессе развития двигательных функций и формирования навыков бытового самообслуживания у детей 4-6 лет с проявлением спастической формы детского церебрального паралича. Методика включает три этапа проведения занятий с выполнением упражнений на лошади, направленных на нормализацию патологического мышечного тонуса, формирование правильного двигательного стереотипа, стимуляцию тактильной и проприоцептивной чувствительности, развитие моторики рук и уменьшение дизартрии, повышение уровня двигательных функций, что способствует социально-бытовой реабилитации детей с данным заболеванием.

Ключевые слова: церебральный паралич, спастическая форма, реабилитация детей, дети 4-6 лет, иппотерапия.

Social integration and comprehensive rehabilitation ofpeople with disabilities with cerebral palsy occupies one of the leading places in physical rehabilitation. Medical workers and specialists of therapeutic physical culture in all corners of the globe as a rehabilitation ofpeople with disabilities with cerebral palsy stably use the means of hippo therapy (Equine-assisted therapy). The authors developed and tested the technique of hippo therapy in the process of development of motor functions and the formation of skills of household self-care in children aged 4-6 with the manifestation of a spastic form of infantile cerebral palsy. The technique includes three stages of conducting exercises with the performance of exercises on the horse, aimed at normalizing the pathological muscle tone, the formation of the correct motor stereotype, the stimulation of tactile and proprioceptive sensitivity, the development of motor skills and the reduction of dysarthria, increasing the level of motor functions, which contributes to .social rehabilitation of children with this disease.

Keywords: cerebral palsy, spastic form, rehabilitation, children 4— 6years, hippo therapy, health effect.

Проблема реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом, на протяжении многих лет привлекает к себе особое внимание специалистов

© Карпов В. Ю., Пилосян Н. А., Бакулина Е. Д., Еремин М. В., 2017

разного профиля. Растет количество разнообразных центров, занимающихся лечением этого сложного и тяжелого заболевания. Однако работа, как правило, направлена лишь на коррекцию нарушений в физической сфере. Существенное дифференцирование направлений кор-

рекционной деятельности, разнесение задач воспитания и лечения по разным учреждениям приводит к неизбежному снижению эффективности реабилитации [1, 4].

По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1000 новорожденных регистрируется от 13 до 15 случаев ДЦП, по частоте встречаемости спастические формы выходят на первый план. Проблема реабилитации и социальной адаптации имеет особую актуальность в связи с увеличением числа инвалидов [7].

Сложившаяся ситуация в обществе с подрастающим поколением отражает общую тенденцию, характеризующую ухудшение состояния здоровья населения страны. В основе детской инвалидности лежат заболевания, встречающиеся в возрасте до 15 лет на 10 тыс. детей: 52,45 случаев - болезни нервной системы и органов чувств; психические расстройства - 31,2 случаев, умственная отсталость - 21,88 случаев; в 28,2 случаях встречаются врожденные аномалии развития. Для эффективного решения проблемы реабилитации детей-инвалидов необходим поиск современных технологий реабилитационной деятельности с участием педагогических кадров и социальных служб [5].

Являясь естественно-биологическим методом терапии, социальная интеграция и комплексная реабилитация инвалидов с церебральными параличами занимает одно из ведущих мест в физической реабилитации.

Уникальность иппотерапии как средства реабилитации заключается в непосредственном воздействии ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки на больного человека при осуществлении тесного

контакта с лошадью, благодаря чему наблюдается стабильно выраженный оздоровительный эффект [8]. И. Штраус, отмечая многообразие различных биомеханических воздействий и высочайший эмоциональный эффект при занятиях иппотерапией, высказывает мнение о невозможности получения подобного эффекта при использовании других средств адаптивной физической культуры. Д. М. Цверава, давая определение иппотерапии, рассматривает ее как средство и уникальную форму лечебной физкультуры, где инструментом реабилитации является лошадь, а также разные исходные положения, принимаемые человеком во время верховой езды.

Цель исследования - разработать и апробировать методику применения средств иппотерапии в процессе развития двигательных функций и формирования навыков бытового самообслуживания у детей 4-6 лет с проявлением спастической формы детского церебрального паралича.

Методы и организация исследования

Нами были выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; медико-педагогическое тестирование (оценка степени тяжести клинических проявлений); педагогическое тестирование (функциональной категории ходьбы, характеристика устойчивости вертикальной позы, моторики рук); методы математической статистики.

Исследование проводилось в Адлерском районе г. Сочи, в «Школе адаптивной физической культуры Добежиных».

В нем приняли участие 15 детей 4-6 лет с диагнозом детский церебральный паралич со спастической формой заболевания. Изучены необходимые для проведения исследования материалы: личные дела каждого ребенка, заключения осмотра детского невропатолога, дневник реабилитации.

Педагогическое наблюдение применялось при выполнении описания характерных особенностей двигательных нарушений и самообслуживания у детей с ДЦП в процессе реабилитации в условиях игровой деятельности, что позволило получить данные об уровне их интеллектуальных и физических возможностей. Наблюдение проводилось исследователями, специалистами центра с непосредственным участием родителей.

Экспериментальная методика включала в себя три этапа.

Цель вводного этапа - повысить готовность ребенка при выполнении комплекса упражнений второго этапа и добиться снижения патологического мышечного тонуса. На этом этапе применялась езда верхом на лошади с использованием положений пассивной укладки и нейрофизиологической посадки. Продолжительность этапа может варьироваться в зависимости от понижения патологического тонуса у ребенка после проведения первого блока занятий [3].

Занятия второго этапа направлены на развитие двигательных функций ребенка по онтогенетической схеме. Задача исследователя - добиться снижения патологического мышечного тонуса и способствовать развитию мелкой моторики рук. Для этого использовался комплекс физических упражнений, выполняемых в онтогенетической последовательности [2].

На третьем этапе проходило закрепление эффекта снижения патологического тонуса, возможного снижения его рецидивов, а также доверительное общение с лошадью. Решались задачи по закреплению навыка пассивной ходьбы, снижению патологического тонуса, развитию проприорецепции [6]. Средством воздействия на ребенка была верховая езда в положении нейрофизиологической посадки и кормление лошади с ладони. Дозировка выполнения упражнений на каждом из этапов составила 4-5 серий по 6-8 раз, моторная плотность занятия на уровне 55-60 % - оптимальном уровне для детей с ограниченными возможностями [9].

Результаты исследования

До проведения научного эксперимента был выявлен уровень развития двигательных функций и навыков бытового самообслуживания детей 4-6 лет со спастической формой церебрального паралича [7]. Лечебно-профилактическое воздействие иппотерапии на организм человека основано на влиянии психогенного фактора - мотивация пациента и его личная заинтересованность в результатах деятельности, и биомеханического фактора - влияние колебаний во время верховой езды в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Все дети, участвующие в эксперименте, после курса иппотерапии повторно проходили тестирование на определение степени тяжести клинических проявлений. В таблице отражены полученные средние данные оценки степени тяжести клинических проявлений у детей до и после проведения педагогического эксперимента.

Оценка степени тяжести клинических проявлений у детей со спастической формой детского церебрального паралича до и после эксперимента (п = 15)

Тесты (баллы) До курса иппотерапии *ср ± о После курса иппотерапии Хср ± о Достоверность различий Р*

Оценка двигательных функций 2,0 ± 1,03 2,5 ± 1,35 Р > 0,05

Оценка степени социально-бытовой адаптации 1,7 ± 0,7 2,3 ± 1,1 Р > 0,05

Оценка речевых нарушений 2,3 ± 1,11 2,9 ± 1,03 Р > 0,05

Комплексная оценка степени тяжести клинических проявлений 2,2 ± 1,03 2,7 ± 1,08 Р > 0,05

Меньше всего баллов группа набрала в тесте на оценку социально-бытовой адаптации, скорее всего, это связано с возрастом группы и маленьким опытом освоения этих навыков, а также с гиперопекой со стороны взрослых.

По окончании курса были получены следующие результаты: оценка двигательных функций увеличилась на 25 % (Р > 0,05), оценка степени социально-бытовой адаптации увеличилась на 35 % (Р > 0,05).

Оценка речевых нарушений изменилась на 26 % (Р > 0,05). Комплексная оценка степени тяжести клинических проявлений увеличилась на 22 % (Р > 0,05), что говорит о положительной динамике влияния курсов.

Дети, участвовавшие в эксперименте, повторно проходили тестирование на изменение функциональных категорий ходьбы. По результатам, полученным в ходе исследования, видно, что в категории «Не способен ходить» до начала эксперимента и после проведения эксперимента количество детей не изменилось. К категории «Зависим, уровень 2» до начала эксперимента относилось 7 детей, после проведения курса иппотерапии к ней стало относиться 5 детей, что озна-

чает улучшение двигательных функций у двоих детей. К категории «Зависим, уровень 1» относилось 2 детей, после курса иппотерапии стал относиться 1 ребенок. В категорию «Независим при ходьбе по ровной поверхности» после курса иппотерапии было отнесено двое детей.

Улучшение функциональной категории ходьбы после курса произошло у 6 детей, у всех остальных детей показатель не изменился. Показатель ходьбы - это один из критериев оценки координации движения, так как сам тест направлен на качественный показатель, указывающий на равновесие в движении, способность передвигаться с одной, двумя опорами.

Для определения изменения работы вестибулярного аппарата повторно применялось тестирование на устойчивость вертикальной позы. До начала эксперимента результаты характеристики вертикальной позы у детей по градации «Не может стоять» составляло 5 детей, по окончании эксперимента в данной градации осталось трое детей. В градации «Способен стоять в стойке ноги врозь менее 30 секунд» до эксперимента было 6 детей, после его проведения - 7 чело-

век. Это связано с тем, что у нескольких детей произошли улучшения функционального состояния мышечно-связочно-го аппарата туловища.

К градации «Способен стоять в стойке ноги врозь более 30 секунд» - 2 ребенка были отнесены до проведения эксперимента, после эксперимента в данной градации остался 1 ребенок. До проведения педагогического эксперимента 2 ребенка относились к градации «Способен стоять в основной стойке менее 30 секунд», после проведения эксперимента в данной градации остались двое детей. В характеристике «Способен стоять в основной стойке более 30 секунд» до эксперимента детей не определялось, после проведения курса иппотерапии к данной градации был отнесен одни ребенок. У восьмерых детей показатель никак не изменился, что связано прежде всего с тем, что у них средняя степень клинических проявлений.

Для сравнительного определения данных оценки манипулятивной деятельности рук детей 4-6 лет с заболеванием детского церебрального паралича тест «Пуговицы» проводился повторно после проведения педагогического эксперимента.

При проведении теста «Пуговицы» при застегивании пуговиц за 20 секунд: не застегивали пуговицы 6 детей, после эксперимента - 5 детей. Застегивали 1 пуговицу 2 ребенка до и после эксперимента. Застегивали 2 пуговицы 4 ребенка, после курса иппотерапии 2 пуговицы застегивал 1 ребенок. Застегивал 3 пуговицы 1 ребенок до проведения эксперимента, после эксперимента двое детей стали застегивать по 3 пуговицы, а также 4 пуговицы застегнули двое детей, после эксперимента трое детей смогли застегнуть по 4 пуговицы. До проведения эксперимента 5-6 пуговиц

не застегивал никто из детей, после курса иппотерапии 5 и 6 пуговиц стали застегивать по одному ребенку.

Выполнение теста на манипулятив-ную деятельность рук в условиях помещения у некоторых детей вызвало большую трудность. В то же время при выполнении упражнений на лошади с использованием предметов в виде игрушек и трудностей с исполнением схвата и манипуляций с различными предметами не было. Мы нашли объяснение этому в том, что в связи с биомеханическим воздействием при ходьбе лошади наблюдается снижение общего гипертонуса мышц ребенка. Спазм сгибателей ладони и пальцев, не позволяющих выполнить схват, нейтрализуется удерживаемым предметом, и появляется возможность выполнения упражнения. При этом замечено, что в месте удержания длина обхвата предмета должна соизмеряться с расстоянием между кончиками большого и указательного пальцев ребенка.

Анализируя результаты тестирования, можно предположить, что, возможно, улучшения произошли в связи с формированием новых двигательных рефлексов. Так как в вертикализации позы помимо мышечного тонуса участвуют такие морфофункциональные структуры, как мозжечок и вестибулярный аппарат, при занятии иппотерапией, возможно, происходит улучшение и этих связей.

Заключение

Методика использования иппотерапии хорошо воздействует на развитие двигательных функций ребенка, улучшает работу вестибулярного аппарата, повышает двигательную активность детей, стимулирует речевую и манипулятив-

ную функции, повышает эмоциональный фон ребенка. В большинстве показателей тестирования была достигнута положительная динамика: оценка двигательных функций увеличилась на 25 %, комплекс-

ная оценка степени тяжести клинических проявлений - на 22 %. Вместе с тем показатели степени социально-бытовой адаптации выросли на 35 %, а речевых нарушений - на 26 %.

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т. Детские церебральные параличи. Киев: Слово, 2009. 156 с.

2. Карпов В. Ю., Козьяков Р. В., Пило-сян Н. А. Комплексная реабилитация детей 5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития//Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области: материалы II науч. конф. 2016. С. 69-72. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=27551423

3. Карпов В. Ю., Пилосян Н. А., Скоро-сов К. К. Комплексная реабилитация речевой функции детей 5-6 лет с задержкой психического развития//Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития:сб. статейМеждунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 150-152. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=26759209

4. Комаров М. Н., Карпов В. Ю., Пилосян Н. А. Проблемы реабилитации и ее виды в современном обществе// Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. 2017. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=28876838

5. Пилосян Н. А., Карпов В. Ю., Скоро-сов К. К. Физическая реабилитация детей

5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 10-1. С. 70-73. URL:http://elibrary.ru/item. asp?id=26740995

6. Пилосян Н. А., Карпов В. Ю., Сергеева Л. А. Развитие двигательных способностей и познавательной деятельности детей 7-8 лет с умственной отсталостью средствами ритмической гимнастики // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 4-3 (76). С. 72-74. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=25838305

7. Педагогическая оценка двигательных функций у детей 4-6 лет со спастической формой детского церебрального паралича / Н. А. Пилосян, В. Ю. Карпов, Е. Д. Бакулина и др. //Вестник РМАТ. 2017. № 2. С. 100-104.

8. Применение иппотерапии при физической реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП) / С. С. Гриднева, А. Д. Коптева, В. К. Климова и др. // Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 163-165.

9. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / пер. с нем. М.: МККИ, 2000. 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.