Научная статья на тему 'Исследование влияния иппотерапии в реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом'

Исследование влияния иппотерапии в реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1202
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / HIPPOTHERAPY / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ / REHABILITATION OF CHILDREN / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CHILDREN''S CEREBRAL PALSY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Евгения Александровна, Ключникова Александра Николаевна

Представлен экспериментальный материал по определению эффективности занятий иппотерапией для коррекции двигательных расстройств детей 5-7 лет с детским церебральным параличем. Доказано, что применение занятий иппотерапией для детей с подобными расстройствами способствует улучшению результатов их двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EFFECT OF HIPPOTHERAPY IN REHABILITATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH CEREBRAL PALSY

The experimental material for determining the effectiveness of hippotherapy for correcting motor disorders of children aged 5-7 with cerebral palsy (cerebral palsy) is presented. It has been proved that the use of hippotherapy for children with similar disorders helps to improve the results of their motor abilities.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния иппотерапии в реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом»

УДК 796.01:364.048

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИППОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Е.А. Орлова, А.Н. Ключникова

Представлен экспериментальный материал по определению эффективности занятий иппотерапией для коррекции двигательных расстройств детей 5-7 лет с детским церебральным параличем. Доказано, что применение занятий иппотерапией для детей с подобными расстройствами, способствует улучшению результатов их двигательных способностей.

Ключевые слова: иппотерапия, реабилитация детей, детский церебральный

паралич.

Термин «детские церебральные параличи» (ДЦП) объединяет группу заболеваний, являющихся следствием повреждения головного, а иногда и спинного мозга. Примерно в 57 % случаев заболевание является врожденным [4]. Его основной характерной чертой является нарушение развития психомоторных функций ребенка. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушения координации движений [2].

Успешность реабилитации зависит не только от тяжести поражения центральной нервной системы ребёнка, но и от своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса. В последнее время повышенное внимание уделяется новым методам в комплексной системе реабилитации, к которым можно отнести: акватерапию, кинезиотерапию, ортопедический пневмокомбинезон, анималотерапию (система лечения людей при помощи общения с животными). Среди видов анималотерапии значительный интерес представляют дельфинотерапия (общение с дельфинами) и иппотерапия (общение с лошадьми и верховая езда) [5].

Дельфинотерапия применяется как мощное психотерапевтическое и психокоррекционное средство, суть лечения заключается в ультразвуковом воздействии дельфином на человека при тесном телесном контакте, совместном плавании, общении, играх. С помощью воздействия ультразвуком понижается возбуждение центральной нервной системы, активизируется деятельность головного мозга и различные реакции организма. Кроме взаимодействия с клетками, ультразвук способен снимать болевые ощущения. Дельфинотерапия рассчитана на любой воз -раст пациента, но считается более эффективной в период от 3 до 12 лет [6].

Иппотерапия - метод реабилитации и оздоровления человека, имеющего ограниченные возможности, с использованием в лечебных целях верховой езды на лошадях, является уникальным по эффективности методом [1].

Верховая езда оказывает уникальное биомеханическое воздействие на организм человека. Например, передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Сложные движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время движения всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у больного человека в работу включаются те мышцы, которые хотя и не поражены, но обычно находятся в бездействии. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений.

Иппотерапия - отличный способ для снятия стресса. У ребенка, как правило, находящегося в замкнутом пространстве, возникает ни с чем несравнимая радость от общения с большим и умным животным [6].

Кроме того, непосредственный контакт с животным оказывает положительный эффект на эмоциональное состояние занимающегося, так как лошади, обладая очень мощным биополем, «подпитывают» положительной энергетикой всадника, которая позволяет создавать биологический симбиоз, или единое целое «человек-животное» [3].

Однако несмотря на очевидную эффективность использования верховой езды, литературные сведения, посвященные данному вопросу, весьма немногочисленны.

Для решения данного противоречия было проведено исследование, цель которого состояла в совершенствовании процесса физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП на основе использования занятий иппотерапией.

Предполагалось, что включение в процесс физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП занятий иппотерапией, позволит повысить уровень развития их двигательных способностей, а также окажет положительный эффект на их активность в других видах деятельности, не связанных с верховой ездой.

Главная задача исследования заключалась в подборе доступных упражнений для занятий иппотерапией и экспериментальной проверки эффективности подобных занятий в процессе физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП.

Педагогический эксперимент проводился с мая по октябрь 2016 г. Были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы (п=16) детей дошкольного возраста (5-7 лет) со спастической формой ДЦП (легкой и средней степени тяжести), проживающих в г. Хабаровске. Дети обеих групп занимались лечебной физической культурой с инструктором два раза в неделю (по 40 мин) и дополнительно посещали занятия по два раза в неделю (по 30 мин каждое занятие) (дети контрольной группы -занималась плаванием, а дети экспериментальной группы - верховой ездой на базе спортивно-оздоровительного центра «Мустанг»), кроме того для детей обеих групп каждый день проводился массаж.

В структуру занятий экспериментальной группы были включены:

• знакомство с лошадью;

• свободное катание на лошади в комфортном для ребенка положении;

• езда верхом в различных положениях (полусидя, сидя, полулёжа);

• пассивные упражнения и упражнения с помощью инструктора;

• активные упражнения (наклоны корпуса, упражнения с предметами (мяч, гимнастическая палка), качание шенкелей с различной амплитудой с дополнительным грузом или без него;

• упражнения «Ножницы», «Мельница»;

• упражнения сбивающего характера (неожиданная для всадника смена аллюров или направления);

• упражнения с закрытыми глазами, использование различных исходных положений;

• движения в различных направлениях;

• дыхательные упражнения (все упражнения выполнялись верхом на лошади, идущей шагом, рысью, со сменой аллюров).

Страховка во время занятия осуществлялась справа и слева. При необходимости, волонтер страховал ребенка, находясь вместе с ним на лошади. Упражнения выполнялись в игровой форме.

Уровень развития двигательных способностей детей дошкольного возраста с ДЦП определялся по методике С.А. Луценко [6] («способность к самостоятельной ходьбе - 20 м» (параметры оценки: возможность использования вспомогательных средств и степень оказания помощи по 4-х бальной шкале), «силовая выносливость мышц спины» (количество подъемов плеч и туловища за 1 мин).

Результаты тестирования двигательных способностей детей до эксперимента представлены в табл. 1.

Результаты тестирования исходного уровня развития двигательных способностей детей обеих групп показали, что все показатели находятся на достаточно низком уровне.

Таблица 1

Результаты предварительного тестирования двигательных

способностей детей

№ Имя Возраст Тесты (С.А. Луценко, 2014)

п/п испытуемых (лет) № 1 (из 4-х баллов) № 2 (кол-во раз за 1 мин)

Экспериментальная группа

1 Марина С. 6 1 8

2 Аделина Б. 5 1 9

3 Юля Я. 6 1 9

4 Катя С. 5 1 10

5 Арсений Д. 7 1 11

6 Артем Ч. 7 1 10

7 Иван П. 6 1 8

8 Федор И. 5 1 9

Контрольная группа

1 Алиса В. 5 1 9

2 Жанна З. 6 1 8

3 Вера Т. 7 1 9

4 Таня М. 5 1 10

5 Леша А. 7 1 10

6 Юра А. 5 1 10

7 Витя Ш. 6 1 9

8 Егор К. 5 1 9

Примечание: Тест № 1 - «способность к самостоятельной ходьбе - 20 м» (из 4-х баллов); Тест № 2 - «силовая выносливость мышц спины» (кол-во подъемов плеч и туловища за 1 мин).

Результаты тестирования после окончания эксперимента свидетельствуют о положительных сдвигах в уровне тестируемых способностей у детей обеих групп, но в экспериментальной группе эти сдвиги были немного лучше. Данные результаты представлены в табл. 2.

Так, в тесте № 1 «самостоятельно пройти дистанцию в 20 м» результаты оказались следующие:

• в контрольной группе улучшение показателей произошло только у 5 детей, а именно: трое детей «остались» на прежнем уровне, а именно, могли пройти данную дистанцию только с использованием костылей или трости, нуждались в помощи взрослых (по 1 баллу); 5 чел. передвигались, опираясь на трость без помощи взрослых (по 2 балла);

• в экспериментальной группе: 7 детей из 8, хотя и незначительно, но улучшили показатели данного теста, а именно: только один ребенок «остался» на прежнем уровне (1 балл); 7 чел. выполнили задание на 2 балла.

Таблица 2

Результаты итогового тестирования двигательных способностей детей

№ п/п Имя испытуемых Возраст (лет) Тесты (С.А. Луценко, 2014)

№ 1 (из 4-х баллов) № 2 (кол-во раз за 1 мин)

До После До После Разница

Экспериментальная группа

1 Марина С. 6 1 2 8 15 7

2 Аделина Б. 5 1 2 9 15 6

3 Юля Я. 6 1 1 9 16 7

4 Катя С. 5 1 2 10 17 7

5 Арсений Д. 7 1 2 11 18 7

6 Артем Ч. 7 1 2 10 18 8

7 Иван П. 6 1 2 8 15 7

8 Федор И. 5 1 2 9 16 7

Контрольная группа

1 Алиса В. 5 1 2 9 15 6

2 Жанна З. 6 1 1 8 14 6

3 Вера Т. 7 1 1 9 15 6

4 Таня М. 5 1 2 10 16 6

5 Леша А. 7 1 2 10 17 7

6 Юра А. 5 1 2 10 17 7

7 Витя Ш. 6 1 2 9 16 7

8 Егор К. 5 1 1 9 15 6

Примечание: Тест № 1 - «способность к самостоятельной ходьбе - 20 м» (из 4-х баллов); Тест № 2 - «силовая выносливость мышц спины» (кол-во подъемов плеч и туловища за 1 мин).

В тесте № 2 дети обеих групп продемонстрировали повышение результатов, но в экспериментальной группе разница между исходными и конечными результатами составила от 7 до 8 раз за мин, а в контрольной группе - от 6 до 7 раз, в среднем улучшение произошло в контрольной группе - на 39,1 %, а в экспериментальной - на 42,9 %. Это может быть обусловлено, как небольшим периодом проведения педагогического эксперимента, так и тяжестью самого заболевания.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что включение в процесс физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП занятий иппотерапией, способствует повышению уровня развития их двигательных способностей, а именно: в экспериментальной группе - 7 детей (из 8) «самостоятельно прошли дистанцию в 20 м», опираясь на трость без помощи взрослых, в контрольной группе таких детей, оказалось, только пять, а результаты теста № 2 «силовая выносливость мышц спины» в среднем улучшились на 42,9 и 39,1 % соответственно.

Кроме того, родители отметили, что у детей возросла активность и в других видах деятельности, не связанных с верховой ездой, а именно в проявлении интереса в общении с другими детьми, заинтересованность при посещении соревнований и театрализованных конных представлений и праздников. Поэтому, занятия иппотерапией могут быть рекомендованы для реализации в комплексной реабилитации детей с подобными формами двигательных расстройств.

Список литературы

1. Бикнелл Д., Хелен Х., Вебб Д. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов (практическое руководство) / пер. с англ. М.: дет. эколог. центр «Живая нить»; Мос. КСК инвалидов, 1999. 56 с.

2. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе: метод. пособие / А.И. Денисенков [и др.]. М., 2004. 56с.

3. Луценко С.А. Коррекция двигательных способностей детей младшего школьного возраста со спастической диплегией с использованием метода иппотерапии // Адаптивная физическая культура. 2014. № 4. С. 25-28.

4. Мякишева Н.А. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.

5. Топоркова Н.А. Мониторинг формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП // Адаптивная физическая культура. 2012. № 3. С. 36-38.

6. Филипенков В.В. Роль дельфинотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями // Достижения вузовской науки. 2013. № 3. С. 21-24.

Орлова Евгения Александровна, аспирантка, an_kluchnikova@,mail. ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Ключникова Александра Николаевна, канд. пед. наук, проф., an_kluchnikova@, mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры

STUDY OF THE EFFECT OF HIPPOTHERAPY IN REHABILITATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH CEREBRAL PALSY

E.A. Orlova, A.N. Klyuchnikova

The experimental material for determining the effectiveness of hippotherapy for correcting motor disorders of children aged 5-7 with cerebral palsy (cerebral palsy) is presented. It has been proved that the use of hippotherapy for children with similar disorders helps to improve the results of their motor abilities.

Key words: hippotherapy, rehabilitation of children, children's cerebral palsy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Orlova Evgeniya Aleksandrovna, postgraduate, Russia, an_kluchnikova@mail.ru, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Klyuchnikova Alexandra Nikolaevna, Associate professor an_kluchnikova@,mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture

УДК 796.011

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Н.В. Попова

Рассмотрена модульно-рейтинговая технология обучения бакалавров института физической культуры и спорта. Раскрыта специфика деятельности бакалавров института физической культуры и спорта. Проанализированы и выделены основные составляющие компоненты критериев оценки качества деятельности преподавателя.

Ключевые слова: деятельность, контроль, балльно-рейтинговая система, оценочная технология, квалиметрия педагогического труда.

В связи с модернизацией отечественного образования, обусловленной требованиями Болонского соглашения, обеспечивающими вступление России в современное образовательное пространство, происходят изменения требований к качеству образования и системе ее оценки. Учреждениям высшего образования необходим поиск, разработка и применение современных систем и технологий оценок качества подготовки выпускников.

Повышение качества образования, и первую очередь высшего, является ключевой задачей, а для России - еще и актуальной. Поиск путей ее решения требует четкого определения связанных с этим проблем.

Вопрос повышения качества образования получает в последнее время довольно широкое освещение, во многом благодаря тому, что концепция модернизации российского образования декларирован главной задачей российской образовательной политики, а также тому, что руководители высших учебных заведений справедливо усматривают в качестве образования гарантию устойчивого положения на рынке образовательных услуг.

Система менеджмента качества - продукт корпоративной работы вуза, созданный с учетом специфики и индивидуальных особенностей, традиционно сложившихся в конкретном учебном заведении, составляющим его уникальность и имидж на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.