УДК 376.2
Н.А. ПИЛОСЯН, В.Ю. КАРПОВ, Е.Д. БАКУЛИНА, М.В. ЕРЕМИН
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
Сложившаяся ситуация в обществе с подрастающим поколением отражает общую тенденцию, характеризующую ухудшение состояния здоровья населения страны. В статье представлены результаты проведенного исследования по оценке степени тяжести клинических проявлений и двигательных функций у детей со спастической формой детского церебрального паралича в возрасте 4-6 лет.
Ключевые слова: реабилитация, дети, церебральный паралич, клинические проявления, функциональные категории, манипулятивная деятельность рук.
The general trend of younger generation's deterioration of the health status reflects the current situation in society with country's population health in general. The article presents the results of a study to assess the severity of clinical manifestations and motor functions at children with a spastic form of cerebral palsy aged 4-6.
Keywords: rehabilitation, children, cerebral palsy, clinical manifestations, functional categories, hands manipulative activity.
Проблема реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом, на протяжении многих лет привлекает к себе особое внимание специалистов разного профиля. Растет количество разнообразных центров, занимающихся лечением этого сложного и тяжелого заболевания. Однако работа, как правило, направлена лишь на коррекцию нарушений в физической сфере. Существенное дифференцирование направлений коррекционной деятельности, разнесение задач воспитания и лечения по разным учреждениям приводит к неизбежному снижению эффективности реабилитации [1, 2].
По данным Всемирной организации здравоохранения на 1000 новорожденных регистрируется от 13 до 15 случаев детского церебрального паралича, по частоте встречаемости спастические формы выходят на первый план. Проблема реабилитации и социальной адаптации имеет особую актуальность, в связи с увеличением количества число инвалидов [1].
Сложившаяся ситуация в обществе с подрастающим поколением отражает общую тенденцию, характеризующую ухудшение состояния здоровья населения страны. В основе детской инвалидности лежат заболевания, встречающиеся в возрасте до 15 лет на 10 000 детей - 52,45 случаев - нервной
© Пилосян Н А., Карпов В.Ю., Бакулина Е.Д., Еремин М.В., 2017
системы и органов чувств; психические расстройства 31,2 случаях, умственная отсталость в 21,88; в 28,2 случаях встречаются врожденные аномалии развития.
Реабилитация детей-инвалидов является оптимальным решением проблемы инвалидности. Для эффективного решения проблемы реабилитации детей инвалидов необходимо осуществить поиск современных технологий реабилитационной деятельности с участием педагогических кадров и социальных служб [3. 5].
Являясь естественно-биологическим методом терапии, социальная интеграция и комплексная реабилитация инвалидов с церебральными параличами занимает одно из ведущих мест в физической реабилитации. Отечественными и зарубежными учеными были изучены и апробированы инновационные подходы, средства и методы физической реабилитации инвалидов. [4, 6, 7].
Цель исследования - определить уровень двигательных функций и формирование навыков бытового самообслуживания у детей 4-6 лет с проявлением спастической формы детского церебрального паралича.
При подготовке педагогического эксперимента нами были отобраны методы для исследования двигательных функций детей, которые удовлетворяли необходимым требованиям:
• значимость исследуемых показателей для проведения физической реабилитации и приобретения навыков бытового самообслуживания;
• доступность и простота проведения исследования.
Для проведения оценки навыков бытового самообслуживания инвалидов необходимо обращать внимание на отдельные характеристики:
1) проявление способности к удержанию вертикальной позы;
2) удержание позы в положении сидя и стоя;
3) определения состояния двигательной сферы;
4) развитость мелкой моторики для выполнения навыков бытового самообслуживания.
При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение; медико-педагогическое тестирование (оценка степени тяжести клинических проявлений); педагогическое тестирование (функциональной категории ходьбы, характеристика устойчивости вертикальной позы, моторики рук); методы математической статистики.
Исследование проводилось в Адлерском районе г. Сочи, Краснодарского края на базе «Школы адаптивной физической культуры Добежиных». В исследовании принимали участие дети в количестве 15 человек 4-6 лет с диагнозом детский церебральный паралич со спастической формой заболевания. Были проведены тесты по оценке степени тяжести клинических проявлений у детей со спастической формой детского церебрального паралича; определению функциональной категории ходьбы у детей со спастической формой детского церебрального паралича; выявлению характеристики устойчивости вертикальной позы у детей со спастической формой детского
церебрального паралича; по оценке манипулятивной деятельности рук детей со спастической формой детского церебрального паралича в тесте «Пуговицы».
Нами был проведен осмотр и тестирование детей на наличие двигательных нарушений, выявляя уровень тяжести заболевания. До проведения основного научного эксперимента был выявлен уровень развития двигательных функций и навыков бытового самообслуживания детей со спастической формой церебрального паралича 4-6 лет. Исходные средние данные оценки степени тяжести клинических проявлений у детей до проведения педагогического эксперимента представлены в табл. 1.
В проведение тестирования принимали участие специалисты «Школы АФК Добежиных», детский невропатолог, под наблюдением которого находились дети до эксперимента, во время и после.
Таблица 1
Оценка степени тяжести клинических проявлений у детей со спастической формой
детского церебрального паралича (п = 15)
№ Тест До эксперимента Хср.+о
1 Оценка двигательных функций (баллы) 2,0+1,03
2 Оценка степени социально-бытовой адаптации (баллы) 1,7+0,7
3 Оценка речевых нарушений (баллы) 2,3+1,11
4 Комплексная оценка степени тяжести клинических проявлений (баллы) 2,2+1,03
До проведения курса иппотерапии оценка двигательных функций в среднем равна 2,0 баллам, оценка степени социально-бытовой адаптации - 1,7 баллов, оценка речевых нарушений - 2,3 балла и комплексная оценка степени тяжести клинических проявлений - 2,2 балла.
В табл. 2 отражены количественные показатели теста функциональных категорий ходьбы у детей 4-6 лет с проявлениями спастической формы детского церебрального паралича до проведения педагогического эксперимента.
Таблица 2
Функциональные категории ходьбы у детей со спастической формой детского
церебрального паралича (п = 15)
№ Категории Количество человек до эксперимента
0 Не способен ходить 5
1 Испытывает зависимость, уровень 2 7
2 Зависимость, уровень 1 1
3 Зависимость, нуждается в присмотре 2
4 Проявление независимости при ходьбе по ровной поверхности 0
5 Проявление независимости 0
До проведения занятий по иппотерапии в категории «Не способен ходить» количество человек составило 5 детей, в категории «Зависим, уровень 2» - 7 детей, в категории «Зависим, уровень 1» - 1 ребенок, «Зависим, нуждается в присмотре» - двое детей, «Независим при ходьбе по ровной поверхности» и в категории «Независим» таких детей не определялось.
В табл. 3 приведены исходные показатели по тесту на устойчивость вертикальной позы детей 4-6 лет с проявлением спастической формы детского церебрального паралича до проведения педагогического эксперимента.
Таблица 3
Характеристика устойчивости вертикальной позы у детей со спастической формой
детского церебрального паралича (п = 15)
Градация Характеристика возможности поддержания вертикальной позы Количество человек до эксперимента
Продолжительность
0 Не может стоять самостоятельно 5
1 Способность стоять в стойке ноги врозь Менее 30 с 6
2 Способность стоять в стойке ноги врозь Более 30 с 2
3 Способность стоять в основной стойке Менее 30 с 2
4 Способность стоять в основной стойке Более 30 с -
До проведения занятий по иппотерапии были получены результаты характеристики вертикальной позы у детей по градации: «Не может стоять» - 5 детей, «Способен стоять в стойке ноги врозь, менее 30 секунд» - 6 детей, «Способен стоять в стойке ноги врозь, более 30 секунд» - 2 ребенка, «Способен стоять в основной стойке, менее 30 секунд» - 2 ребенка, в характеристики «Способен стоять в основной стойке более 30 секунд» детей не определялось.
В табл. 4 отражены исходные показатели оценки манипулятивной деятельности рук детей 4-6 лет с проявлением спастической формы детского церебрального паралича до проведения педагогического эксперимента.
Таблица 4
Оценка манипулятивной деятельности рук детей со спастической формой детского церебрального паралича в тесте «Пуговицы» (п = 15)
№ Застегивание пуговиц за 20 с Количество человек до эксперимента
1 Не застегивает пуговицы 6
2 Застегивает 1 пуговицу 2
3 Застегивает 2 пуговицы 4
4 Застегивает 3 пуговицы 1
5 Застегивает 4 пуговицы 2
6 Застегивает 5 пуговиц -
В тесте «Пуговицы» при застегивании пуговиц за 20 секунд: не застегивали пуговицы 6 детей, застегивали 1 пуговицу 2 ребенка, застегивали 2 пуговицы 4 ребенка, застегивал 3 пуговицы 1 ребенок, а также 4 пуговиц застегнули двое детей.
Анализ результатов проведенного педагогического исследования двигательных функций и навыков бытового самообслуживания детей 4-6 лет с проявлением спастической формы детского церебрального паралича показал, что испытуемые имели различные степени двигательных нарушений. В связи с этим, средняя оценка степени выявленных проявлений до начала эксперимента была равна 2,2 балла.
Литература
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. Киев: Слово, 2009. 156 с.
2. Исанова В.А. Современные представления о реабилитации и её проблемы в России // ЛФК и массаж. 200V. № 1. С. 3-5.
3. Карпов В.Ю., Козьяков Р.В., Пилосян Н.А. Комплексная реабилитация детей 5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития // Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области материалы II научной конференции. 2016. С. 69-V2.
4. Карпов В.Ю., Пилосян Н.А., Скоросов К.К. Комплексная реабилитация речевой функции детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей международной научно-практической конференция. 2016. С. 150-152.
5. Кунчевская С.В., Пилосян Н.А. Возможности адаптивной двигательной рекреации в преодолении нарушений речевой деятельности у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Sochi Journal of Economy. 2012. № 2. С. 260-263.
6. Пилосян Н.А., Карпов В.Ю., Скоросов К.К. Физическая реабилитация детей 5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 10-1. С. V0-V3.
V. Pilosyan N.A., Kunchevskaya S.V. Adaptive sports for persons with deviations in intellectual development // European Journal of Physical Education and Sport. 2014. № 1 (3). С. 51-53.