Научная статья на тему 'ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОФСОЮЗОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОФСОЮЗОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Екатерина Владимировна

В статье описаны компьютерные программы Fitify и Pacer, подобранные преподавателями кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и внедренные в занятия по физической культуре, проводимые в дистанционном формате. Также описана структура построения таких занятий. Проведен анализ ответов анкетирования по вопросу степени удовлетворенности форматом обучения на занятиях физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE ST. PETERSBURG HUMANITARIAN UNIVERSITY OF TRADE UNIONS AS PART OF DISTANCE LEARNING

The article describes the computer programs Fitify and Pacer selected by teachers of the Department of Physical Education of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions and implemented in physical education classes conducted in a remote format. The structure of building such classes is also described. The analysis of the questionnaire response on the degree of satisfaction with the format of training in physical education classes was carried out.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В CАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОФСОЮЗОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 796.799 ББК 75.4

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17202

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГУМАНИТАРНОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОФСОЮЗОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Е. В. Чистякова

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия

В статье описаны компьютерные программы Fitify и Pacer, подобранные преподавателями кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и внедренные в занятия по физической культуре, проводимые в дистанционном формате. Также описана структура построения таких занятий. Проведен анализ ответов анкетирования по вопросу степени удовлетворенности форматом обучения на занятиях физической культуры.

Ключевые слова: студенты, дистанционное обучение, коронавирусная инфекция, компьютерные программы, занятия физической культурой.

Актуальность. В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции Covid-19 в жизнь каждого человека вошли такие понятия, как «дистант» и «удаленка». Практически во всех сферах деятельности работа проводилась в дистанционном формате.

«В середине марта 2020 года Минобрнауки РФ рекомендовало вузам прекратить аудиторные занятия и перевести обучение в дистанционный формат из-за ситуации, связанной с распространением Covid-19, стараясь обезопасить студентов и сотрудников» [4. С. 93—108].

2020/21 учебный год начался и прошел во всех вузах России в рамках дистанционного обучения.

Что такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение — это образовательная модель, где в ходе учебного процесса студент и преподаватель находятся физически в разных местах. Такая модель реализуется с помощью современных технологий: компьютера, планшета, мобильного телефона с подключением к сети Интернет [1. С. 53—55].

Во время обучения в дистанционном формате у студентов снизилась двигательная активность. Они больше времени проводили, сидя дома за компьютерами и ноутбуками. У них не было даже необходимости добираться до места учебы и обратно [3. С. 216—221; 5]. Помимо снижения двигательной активности во время дистанционного обучения студентам не хватало очного общения как с однокурсниками, так и с преподавателями, а также атмосферы занятия.

Обучение в домашних условиях у некоторых студентов вызывало трудности, связанные с от-

сутствием силы воли и мотивации, необходимых для самостоятельного изучения учебного материала.

Дистанционное обучение имеет не только недостатки, но и преимущества: использование современных технологий, индивидуальный темп обучения, возможность скачать материалы лекций, презентаций и в свободное время повторно посмотреть их, самообучение.

В отличие от многих дисциплин вуза, дисциплины «физическая культура и спорт» и «элективные курсы по физической культуре и спорту» — это не только лекционные занятия, а в большей степени практические занятия со студентами.

Так как на начало 2020/21 учебного года не было единой разработанной методики проведения практических занятий в сложившейся обстановке, каждый вуз самостоятельно принимал решение об использовании той или иной интернет-платформы и имеющихся систем дистанционного образования.

В каких-то вузах занятия по физической культуре проводились в виде теоретических занятий с использованием системы Moodle. Студенты должны были самостоятельно изучить теорию по физической культуре и спорту и выполнить предложенные тестовые задания.

В каких-то вузах студенту преподаватель давал практическое задание, которое он выполнял самостоятельно. Выполнение задания студент записывал на видео и присылал его преподавателю через различные мессенджеры [2. С. 7—18].

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов пошел своим путем. Практические занятия в рамках дистанционного обучения

по дисциплинам «физическая культура и спорт» и «элективные курсы по физической культуре и спорту» проводились как при очной форме обучения, но с использованием подобранных преподавателями кафедры физического воспитания компьютерных программ на базе конкретной интернет-системы.

Цель исследования: внедрение в процесс проведения практических занятий по физической культуре компьютерных программ в условиях дистанционного обучения в СПбГУП.

Задачи: 1. Подбор компьютерных программ для дальнейшего применения на учебных занятиях.

2. Реализация использования выбранных компьютерных погРаммв учебном процессе.

3. Проведение онлайн-анкетирования студентов СПбГУП для выявлееся всепениудсвлевворен-ности занятиями физической культуры в дистан-ционусч Цвемате.

Организация исследования. На протяжении всего 2020/2 Я учебного геца щзаквыескее зенятиу по дисциплинам «физическая культура и спорт» и «электчвные кэдзсы по физочаскеу культуре е спорту» в рамках дистанционного обучения проводились строго по учебному расписанию учебное время 2 раза в неделю. Все учебные занятия в СПбГУП проводились на платформе Mirapolis Virtual Room.

Первые две недели с начала дистанционного обучения занязия фиеичеыкой цйьтурой оркпо-давателями кафедры физического воспитания СПбГУП пряводилисз вживеюе Нч это фоума оа>-ганизации занятия в дистанционном формате оказалась неудобнскцр-зт ямсутсевш! восможностиу преподавателя контролировать учебный процесс и своевкежкнко в реакчном оркмечт мвзрекптэоыаяе ошибки у студентов при выполнении физических упражоаий

В связи с этим преподаватели кафедры физического воспитания СПбГУП вынуждены были

найти другой способ проведения практических занятий, сохранив методику проведения как при очной форме обучения.

Преподавателями кафедры физического воспитания студентам с 1-го по 3-й курсы всех специальностей были рекомендованы для последующей установки на мобильные телефоны бесплатные программы Fitify и Pacer. Также были объяснены принципы работы в этих программах.

Для работы со студентами, занимающимися в основной медицинской группе здоровья, использовалась программа Fitify.

Положительные стороны программы Fitify:

• простота и удобство использования программ ы в домашних условиях;

• широкий выбор физических упражнений для развития различных мышачнак групп, как без инвентаря, так и с инвентарем;

• возможность своевременно корректировать ошибки при выполнении упражнений в ре-арьномвзеиенш;

• возможность составлять собственные трени-¡зовчи томчре упучшеывя фчзивыской формы;

• индивидуальный подход к построению занятия.

Используя программу Fitify, студенты основной медицинской группы могли выполнять физиче-екиеугфзжневия длз уизвырш! яюбыгс ившечных групп.

Программа состоит из 5 блоков (рис. 1).

Силовой блок, йога и растяжка, высокоинтенсивный авгеувальный итенинг и кардио, блок особые тренировки — все эти блоки уже с гото-уымшвзмнлексужа ызениронек, но синдавиду-альным подбором упражнений ориентированным на воираст, вжп, весоростчвышяитазавели и уровень физической подготовленности. Эти данные каждый студент вводил при регистрации в программе.

Рассмотрим отдельно каждый блок.

Рис. 1. Тренировочные блоки в программе Fitify

Силовой блок. В него входят следующие комплексы тренировок: тренировка всего тела, тренировки на мышцы торса, нижнюю часть тела и верхнюю часть тела.

Йога и растяжка. В этот блок входят комплексы тренировок: гибкое тело, растяжка всего тела, растяжка верхней части тела, растяжка нижней части тела и растяжка спины.

В блок высокоинтенсивного интервального тренинга и кардио входят следующие комплексы тренировок: высокоинтенсивная тренировка, легкое кардио, табата, плиометрические прыжки.

Блок особые тренировки. В этот блок входят: разминка, тренировка на восстановление, тренировка на баланс и координацию и 7-минутная тренировка.

Каждая тренировка — это определенный готовый подбор упражнений с возможностью регулирования времени продолжительности тренировки и с выставлением или отменой разминки перед тренировкой.

Также в программе Fitify есть блок собственных тренировок.

В этом блоке каждый студент имел возможность самостоятельно создать тренировку на любую группу мышц со своим подбором упражнений, продолжительностью выполнения упражнения, интервалом и временем отдыха.

Для работы со студентами, относящимися к подготовительной и специальной медицинской группы, занимающихся скандинавской ходьбой, использовалась программа Pacer.

Положительные стороны программы Pacer:

• простота и удобство использования программы;

• доступный и понятный интерфейс;

• возможность контролировать выполнение задания, как со стороны студента, так и преподавателя;

• возможность задавать километраж, время ходьбы или количество пройденных шагов;

• возможность видеть пройденный маршрут через геолокацию.

Перейдем теперь к структуре построения занятия по физической культуре в дистанционном формате.

Занятие по физической культуре, как и положено, начиналось с подготовительной части. Целью этой части является подготовка мышечно-связоч-ного и суставного аппарата организма для основной физической работы.

Подготовительная часть занятия делилась на вводную часть и разминку.

Во вводной части преподаватель объявлял задачи занятия и проводил перекличку студентов.

По окончании переклички начиналась общая разминка. В разминке принимали участие и студенты основной медицинской группы и занимающиеся скандинавской ходьбой.

Разминка проводилась с использованием подборки видео с разминками в течение 10—15 минут.

На экран монитора выводилось видео разминки, а также студенты. В течение всей разминки студенты подключали свои камеры группами по 10—12 человек по запросу преподавателя. Количество выводимых на экран монитора студентов зависело от качества работы платформы Mirapolis Virtual Room.

Подключение камер студентов было необходимо для контроля выполнения задания для своевременной корректировки ошибок, возникающих при выполнении тех или иных физических упражнений, а также для снижения травматизма.

После разминки начиналась основная часть занятия. Цель этой части занятия — оказание основного оздоровительного и тренирующего воздействия на организм через выполнение физических упражнений.

Продолжительность этой части занятия составляла 55—60 минут.

Вначале преподаватель давал задание отдельно для студентов основной медицинской группы и отдельно для студентов, занимающихся скандинавской ходьбой.

Студенты, относящиеся к основной медицинской группе, занимались под контролем преподавателя по программе Fitify или с использованием видео тренировок.

В отличие, от видео тренировок, используя на занятии программу Fitify, преподаватель сам решал какой комплекс упражнений для развития какой мышечной группы давать студентам и сам задавал продолжительность работы.

Если в занятие использовалось видео тренировки, то на экран монитора выводилось само видео и студенты группами по 10—12 человек.

Если на занятии использовалась программа Fitify, то на экран выводились только студенты группами по 15—20 человек. Смена групп студентов происходила по команде преподавателя через 10—15 минут.

На протяжении основной части занятия студенты неоднократно подключали свои камеры и выводились на экран монитора, но и после отключения камеры работа не прекращалась.

В то же время студенты, занимающиеся скандинавской ходьбой, используя программу Pacer, шли на улицу и проходили заданное количество шагов за определенное время.

В течение скандинавской ходьбы студенты подключали свои камеры по запросу преподавателя.

По завершении работы в основной части занятия, начиналась заключительная часть продолжительностью 10—15 минут. Цель этой части — постепенное снижение функциональной активности организма и подведение итогов занятия.

В заключительной части занятия все студенты, занимающиеся скандинавской ходьбой и студенты основной медицинской группы, отчитывались о проделанной работе.

Отчеты оформлялись в виде скриншотов, которые студентами загружались в библиотеку контента Mirapolis Virtual Room. Затем по просьбе преподавателя студент открывал этот скриншот и преподаватель проверял выполнение задания.

Таким образом проводились занятия по фюи-ческой культуре на протяжении всего учебного года.

Резулдталы асследозанид. Поели деместра обучения в дистанционном формате в январе 2021 года преподавателями кафедры физического воспитания СПбГУП Лш пллведен ониайнанклтный опрот с целью выявления степени удовлетворенности форматом оОачевилла зинуплл физтеекдй кульлуры. Анкетный опрос состоял из 4 вопросов:

Удобно ли Вем оЛачатилял дисталииянлом формате по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и«Флсятивные курсы по физической культуре и спорту»?

Как изменилля у Вес уролень мотивации и занятиям по физической культуре в рамках дистанционной формы?

Удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме по дисциплинам «Физи-

453

ческая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»?

Считаете ли Вы, что занятия физической культурой в дистанционном формате полностью удовлетворяют ваши потребности в двигательной активности?

В анкетном опросе приняли участие 475 студентов СПбГУП 1—3-х курсов всех специальностей. Всего было получено 1900 ответов. Полученные данные были обработаны стандартной программой Excel.

Проанализировав ответы анкетирования, мы получили следующие результаты.

На 1-й вопрос 453 студента ответили, что им удобно обучаться в дистанционном формате по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» и только 22 человека ответили неудобно (рис. 2).

На 2-й вопрос 308 студентов ответили, что у них увеличнтдя уровеоь ноаивацло о звнятиям по физической культуре в рамках дистанционной формы. 127 человек ответили, что уровень мотивации у них не изменился, а 40 — уменьшился (рис. 3).

На 3-й вопрос 460 студента ответили, что они удовлетворены процессом обучения в дистан-О иоуяом р е жоме вило ц уплин ам «Фисичес кая культура и спорт» и «Элективные курсы по физи-челилйуулыуреи слортл». И только 15 человек ответили отрицательно (рис. 4).

Нв л-й вепроезжееаорования Л68 студентов ответили, что занятия физической культурой в дистанционном формате полностью удовлетворяют их потребности в двигательной активности. 7 человек сиитают, ото тдкме оаноуия не удоолетьлртют их потребности в двигательной активности (рис. 5).

Заключение. Внедрение выбранных преподавателями кафедры физического воспитания СПбГУП компьютерных программ Fitify и Pacer е плоцесспр оведения практического занятия по

453 студента - ответили "да" 22 студента - ответили "нет"

Рис. 2. Ответы студентов СПбГУП на 1 вопрос анкетирования

308 студентов - увеличился уровень мотивации

127 студента - не изменился уровень мотивации

40 студентов - уменьшился уровень мотивации

Рис. 3. Ответы студентов СПбГУП на 2 вопрос анкетирования

460

460 студента - удовлетворены процессом обучения 15 студентов - неудовлетворены процессом обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Ответы студентов СПбГУП на 3 вопрос анкетирования

468

468 студента - ответили "да" 7 студентов - ответили "нет"

Рис. 5. Ответы студентов СПбГУП на 4 вопрос анкетирования

физической культуре в дистанционном формате позволило повысить уровень мотивации к занятиям и увеличить эффективность работы. Этому свидетельствуют результаты проведенного анкетного опроса среди студентов СПбГУП.

Также такая форма проведения практического занятия в рамках дистанционного обучения дисциплинам «физическая культура и спорт» и «элективные курсы по физической культуре и спорту» позволила сохранитьпринципыобученияикоммуникацию между всеми участниками учебного процесса.

В настоящее время при выходе на очную форму обучения многие студенты СПбГУП, занимаясь в спортивно-оздоровительном комплексе

им. М. М. Боброва в тренажерном зале, помимо работы на тренажерах используют и программу Fitify в своих тренировках.

Список литературы

1. Волкова, Н. П. Особенности дистанционного обучения в вузах в современных условиях / Н. П. Волкова // Успехи гуманитарных наук. — 2020. — № 8. — С. 53—55.

2. Воронин, Д. М. Организация занятий физической культурой в дистанционном формате / Д. М. Воронин, Е. Г. Воронина, А. В. Киселев, И. В. Киселева // Современные здоровьесберега-ющие технологии. — 2020. — № 2. — С. 7—18.

3. Савельева, О. Ю. Подготовка педагогов физической культуры в системе дистанционного образования бакалавров на примере дисциплины «Теория и методика плавания» / О. Ю. Савельева, В. Ю. Карпов, А. В. Гусев, А. Д. Калинин, Ф. Р. Сибгатулина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 10 (152). — С. 216—221.

Поступила в редакцию 15 октября 2021 года

4. Смирнова, А. С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии / А. С. Смирнова // Вестник Приамурского государственного университета имени Шолом-Алей-хема. — 2020. — № 4 (41). — С. 93—108.

5. Рекомендации для дистанционного обучения ЭК по ФКиС / Казанский Федеральный университет. — URL: https://kpfu.ru/physical/rekomendacii-dlyadistancionnogo-obucheniya-fk.

Для цитирования: Чистякова, Е. В. Занятия физической культурой в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов в рамках дистанционного обучения / Е. В. Чистякова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 2. — С. 13—19.

Сведения об авторе

Чистякова Екатерина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: 0000-0003-3046-1003. Author ID: 474579. E-mail: Katarina-skvo@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 2, pp. 13—19.

Physical education classes at the St. Petersburg Humanitarian University of trade unions as part of distance learning

Chistyakova E.V.

Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences. Saint Petersburg, Russian. ORCID ID: 0000-0003-3046-1003. Author ID: 474579. E-mail: Katarina-skvo@mail.ru

The article describes the computer programs Fitify and Pacer selected by teachers of the Department of Physical Education of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions and implemented in physical education classes conducted in a remote format. The structure of building such classes is also described. The analysis of the questionnaire response on the degree of satisfaction with the format of training in physical education classes was carried out.

Keywords: students, distance learning, coronavirus infection, computer programs, physical education classes.

References

1. Volkova N. P. Osobennosti distancionnogo obu-cheniya v vuzah v sovremennyh usloviyah [Features of distance learning in universities in modern conditions]. Uspekhi gumanitarnyh nauk [Achievements of the humanities], 2020, no 8, pp. 53—55 (In Russ.).

2. Voronin D. M. Organizaciya zanyatij fiziches-koj kulturoj v distancionnom formate [Organization of physical education classes in a remote format]. Sovremennye zdorovesberegayushchie tekhnologii [Modern health-saving technologies], 2020, no 2, pp. 7—18 (In Russ.).

3. Saveleva O. Yu. Podgotovka pedagogov fizicheskoj kultury v sisteme distancionnogo obra-zovaniya bakalavrov na primere discipliny «Teoriya i metodika plavaniya» [Training of teachers of physi-

cal culture in the system of distance education of bachelors on the example of the discipline "Theory and methodology of swimming"]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University], 2017, no. 10 (152), pp. 216—221 (In Russ.).

4. Smirnova A. S. Organizaciya distancionnogo obucheniya studentov v usloviyah pandemii [Organization of distance learning for students in a pandemic]. Vestnik Priamurskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni Sholom-Alejhema [Bulletin of the Amur State University named after Sholom Aleichem], 2020, no 4 (41), pp. 93—108 (In Russ.).

5. Rekomendacii dlya distancionnogo obucheniya EK po FKiS [Recommendations for distance learning

of EC on FKiS]. Kazanskiy Federaonyiy universitet physical/rekomendacii-dlyadistancionnogo-obucheni-[Kazan Federal University]. URL: https://kpfu.ru/ ya-fk (In Russ.).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.