Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / DISTANCE LEARNING / PHYSICAL EDUCATION / PRACTICAL EXERCISES / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кремнева Виктория Николаевна, Кариаули Анна Сергеевна

14 марта 2020 года приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 397 вузы страны перешли на дистанционный формат обучения, что явилось обоснованием для разработки и апробации экспериментальной модели дистанционного обучения в предметной области «Физическая культура». В статье представлен опыт Петрозаводского государственного университета (кафедры физической культуры) в решении данной задачи. Выделены и описаны основные компоненты реализуемой авторами системы, представлены первые результаты включения обучающихся вуза в дистанционный формат обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт», показаны наиболее эффективные варианты реализации практико-ориентированных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кремнева Виктория Николаевна, Кариаули Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF THE DISTANCE LEARNING SYSTEM IN THE SUBJECT FIELD "PHYSICAL CULTURE"

On March 14, 2020, by order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 397, the country's universities switched to the distance learning format, which was the basis for the development and testing of an experimental model of distance learning in the subject field “Physical Culture”. The article presents the experience of Petrozavodsk State University (Department of Physical Education) in solving this problem. The main components of the system implemented by the authors are identified and described, the first results of the inclusion of university students in the distance learning

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

III Международной научно-практической конференции. - Ульяновск, 2015. - С. 106-111.

3. Венгерова, Н.Н. Физкультурно-оздоровительные технологии для учащейся молодежи : учебно-методическое пособие / Н.Н. Венгерова ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2013. - 82 с.

REFERENCES

1. Annenko, V.V. and Oleynik, E.A. (2018), "The influence of the educational process of the professional retraining course in fitness areas "Body and mind functional practice" and "Pilates progressive" on the development of professional competencies of a specialist in physical education and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 19-22.

2. Efimova-Komarova, L.B., Efimov-Komarov, В.Ю. and Buyanov, V.N. (2015), "Modern fitness technologies in the curriculum as a means of increasing interest in classes", Socio-pedagogical aspects of the physical education of youth: a collection of scientific papers of the III International Scientific and Practical Conference, Ulyanovsk, pp. 106-111.

3. Vengerova, N.N. (2013), Fitness technologies for students: teaching tool, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.06.2020

УДК 796.011

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Виктория Николаевна Кремнева, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Анна Сергеевна Кариаули, старший преподаватель, Петрозаводский Государственный

университет

Аннотация

14 марта 2020 года приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 397 вузы страны перешли на дистанционный формат обучения, что явилось обоснованием для разработки и апробации экспериментальной модели дистанционного обучения в предметной области «Физическая культура». В статье представлен опыт Петрозаводского государственного университета (кафедры физической культуры) в решении данной задачи. Выделены и описаны основные компоненты реализуемой авторами системы, представлены первые результаты включения обучающихся вуза в дистанционный формат обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт», показаны наиболее эффективные варианты реализации практико-ориентированных заданий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, практические занятия, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p180-184

ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF THE DISTANCE LEARNING SYSTEM IN THE SUBJECT FIELD "PHYSICAL CULTURE"

Victoria Nikolaevna Kremneva, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Anna Sergeevna Kariouli, the senior teacher, Petrozavodsk State University

Abstract

On March 14, 2020, by order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 397, the country's universities switched to the distance learning format, which was the basis for the development and testing of an experimental model of distance learning in the subject field "Physical Culture". The article presents the experience of Petrozavodsk State University (Department of Physical Education) in solving this problem. The main components of the system implemented by the authors are identified and described, the first results of the inclusion of university students in the distance learning

format in the discipline "Physical Culture and Sport" are presented, the most effective options for the implementation of practice-oriented tasks are shown.

Keywords: distance learning, physical education, practical exercises, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории России вузам Российской Федерации была дана рекомендация организовать работу обучающихся в электронной информационно-образовательной среде [7]. Задача, которая встала перед коллективом кафедры физической культуры, во многом отличалась от задач организации дистанционного обучения по другим предметным областям, в содержание которых входят теоретические разделы. Первое, из чего исходили педагоги, как не превратить практическую дисциплину в «якобы практический курс». Второе, и в дистанционном формате усвоение предметной области «Физическая культура» должно (согласно требованиям ФГОС ВО) формировать универсальную компетенцию «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности» [8].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации данных задач кафедрой физической культуры была выстроена и апробирована система дистанционного обучения, включающая следующие компоненты:

1. Практические занятия:

1.1. Основные занятия (для студентов основной, подготовительной и специальной медицинских групп). Вариантами наполнения практического занятия было либо участие в практическом занятии онлайн на платформе Zoom, TrueConf, либо самостоятельное выполнения комплекса упражнений на основе «Индивидуальной программы двигательной активности» с видео отчетом или выполнение варианта домашней тренировки, предложенного преподавателем физической культуры. Для реализации этого компонента были подобраны, разработаны и представлены на сайте ПетрГУ комплексы для самостоятельных занятий в домашних условиях для обучающихся, относящихся к основной и подготовительной медицинской группам; для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; комплексы силовых тренировок для юношей и девушек, варианты кардио-программ, программы тренировок с акцентом на разные группы мышц, комплексы упражнений на гибкость и растяжку, а также видео примеры разминок и заминок) [1].

1.2. Дополнительные занятия

• Проект «Недельный рывок» включал ежедневные практические задания в команде по видео материалам в группе в социальной сети «В Контакте». По итогам каждой недели определялась команда победителей, и к итоговой сумме каждого участника добавлялся бонусный 1 балл. Такой командный вариант выполнения упражнений оказался эффективным и востребованным у студентов в условиях самоизоляции.

• Выполнение мини-комплексов упражнений на время «Вызов!». Выполнение мини-комплексов было предложено в варианте соревнования, с задачей за наименьшее время выполнить определенное задание или за определенное время выполнить наибольшее количество заданий. В соревновательном варианте определялись лучшие участники (победители и призеры), которые поощрялись дополнительными баллами. Такой вариант выполнения физических упражнений позволил не только решать учебные задачи предметной области «Физическая культура», соревновательный элемент помог усилить мотивацию студентов на более качественное выполнение заданий, а так же продолжить в дистанционном формате спортивно-массовую работу, которой в университете уделяется всегда большое внимание [6]. Видео примеры выполнения каждого вызова записаны преподавателями кафедры, а условия выполнения доступны студентам на электронной странице кафедры физической культуры сайта ПетрГУ [1].

• Выполнение самостоятельных беговых, пеших и велосипедных тренировок с дистанционным контролем преподавателя через мобильное приложение 8ТЯЛУЛ, которое успешно используется в ПетрГУ для контроля за процессом самостоятельных занятий [2, 3,]. В связи с введением режима самоизоляции тренировки по приложению были запрещены и возобновлены с 8 мая 2020 года [9].

2. Методико-практические занятия.

2.1. Методико-практические работы с целью самообследования своего организма (изучение показателей физического развития и состояния функциональных систем), сопоставление полученных данных о своем состоянии с нормами, заполнение «Паспорта здоровья» [4]. Цель данных работ - научить студентов анализировать свое состояние, на основе полученных сведений делать выводы об уровне своего здоровья.

2.2. Проект «Составление индивидуальной программы двигательной активности», который выполнялся на основе данных самоанализа, полученных при выполнении методико-практических работ, с обоснованием цели и задач физического и функционального развития. Исходя из поставленных задач, подбираются средства физического воспитания, определяется дозировка, интенсивность упражнений (с учетом показателей физического и функционального состояния организма). Данный вид работы предусматривает консультации с преподавателями, использование литературы и электронные образовательных ресурсов.

2.3. Тестовые задания на платформе ПетрГУ шооШе (студентам предлагалось выбрать один из электронных учебно-методических комплексов дисциплины «Физическая культура и спорт» по своему элективному направлению).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика включения студентов в дистанционное обучение в предметной области «Физическая культура и спорт» отражена на диаграмме 1.

100

80

60

40

20

79

83

62

45

6.03-27.03

I

28.03-18.04

19.04-12.05

13.05-25.06

Диаграмма 1 - Динамика включенности студентов ПетрГУ в ДО

Анализируя данные, можно отметить, что студенты с нарастанием включались в процесс дистанционного обучения. Предполагаем, что большинству нужно было время, чтобы психологически начать принимать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с новыми требованиями и вариантами работы.

Интерес составлял не только сам факт включения/не включения студентов в дистанционную работу, но и сведения о выборе студентами предпочитаемых заданий. На диаграмме 2 «Предпочтения студентов ПетрГУ в выборе заданий дистанционной работы» представлено процентное соотношение приоритета выбранных заданий студентами вуза за период дистанционного обучения. Так как некоторые варианты заданий можно было выполнить только один раз за весь период дистанционного обучения (например, ме-тодико-практическая работа, проект личной недельной активности, тест на платформе шооШе), а другие (например, практические занятия) можно выполнять несколько раз в неделю, нами учитывался сам факт обращения студентом к этому заданию. Кроме этого, системой дистанционного обучения, разработанной кафедрой физической культуры

0

предусмотрен личностно-ориентированныи подход, заключающийся в том, что каждый студент мог выбирать из всего спектра вариантов работ, как все предложенные задания, так и остановиться на чем-либо одном, подходящем и удобном именно ему (в силу индивидуальных личностных особенностей, учитывая задачи физического и функционального совершенствования).

3 3 1

Г

□ Видео-отчеты

■ методико-практическая работа

□ страва

□ Тест тоос)1

■проекличной активности

□ он-лайн занятия

■ Недельный рывок

□ больничные листы

■ Вызов

Диаграмма 2. - Предпочтения студентов ПетрГУ в выборе заданий дистанционной работы (в процентах от

общего количества)

Как видно, большая часть студентов (72%) предпочла вариант практических самостоятельных домашних тренировок с видеотчетом (преподавателями кафедры за исследуемый период проверено более 7,5 тысяч роликов, поступивших от студентов). Вторым и третьим по приоритету стало выполнение методико-практических работ (21%) и выполнение кардио-тренировок по приложению Strava (20%). Остальные варианты заданий были менее популярны, однако их вклад в расширение возможностей дистанционной работы по дисциплине достаточно значим.

Предложенная кафедрой физической культуры система дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» была достаточно успешно реализована и по окончанию семестра большая часть студентов (73 %) выполнила необходимые для получения аттестации требования согласно балльному регламенту [5].

Таким образом, система дистанционного обучения, разработанная кафедрой физической культуры ПетрГУ и включающая разнообразные варианты заданий (практические и методико-практические), позволяет не только поддерживать двигательную активность студента, должный уровень физического развития, функционального состояния, позволяет осуществлять контроль за выполнением практической физической деятельности (необходимый в педагогическом процессе), но и создает условия для осознанного положительного отношения студентов к выполняемым самостоятельно физическим упражнениям, учит целенаправленному подбору средств физического воспитания, и в конечном счете (как мы надеемся) приведет к формированию устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Сайт Петрозаводского Государственного университета. - URL : https://petrsu.ru/structure/466/kafedrafizitcheskojk (дата обращения: 28.03.2020).

2. Кариаули, А.С. Особенности построения занятий по физической культуре в системе общеуниверситетской ликвидации пропущенных занятий / А.С. Кариаули // Туризм и образование: исследования и проекты : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. -Петрозаводск, 2018. - С. 160-165.

3. Кариаули, А.С. Векторы использования социальных сетей и мобильных приложений в дисциплине «Физическая культура» / А.С. Кариаули // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 51-54.

4. Исследование и мониторинг функционального состояния физиологических систем студентов Петрозаводского государственного университета / В.М. Кирилина, Л.М. Киэлевяйнен,

Л.Е. Блажевич [и др.] - Петрозаводск : [б. и.], 2019. - 80 с.

5. Кремнева, В.Н. Балльно-рейтинговая система оценивания по дисциплине «Физическая культура» / В.Н. Кремнева, Н.В. Соловьева // Непрерывное образование: опыт ПетрГУ Исследования преподавателей и студентов : электронный сборник научных статей / научный редактор Т.А. Бабакова. - Петрозаводск, 2016. - С. 85-89. Для электронного сборника должен быть электронный адрес

6. Кремнева, В.Н. Кафедра физической культуры: становление, развитие, современность / Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов : материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. - Петрозаводск, 2016. - С. 26-32.

7. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397. - URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения: 16.03.2020).

8. Портал Федеральных государственных образовательный стандартов высшего образования. - URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/010301_B_3_16022018.pdf (дата обращения: 10.02.2020)

9. О разрешении загородных прогулок с 7 мая 2020 года : распоряжение главы Республика Карелия. - URL: https://stolicaonego.ru/news/glava-karelii-razreshil-zagorodnye-progulki/ (дата обращения: 07.05.2020).

REFERENCES

1. Distance learning in the discipline "Physical Culture and Sports", Site of Petrozavodsk State University, available at: https://petrsu.ru/structure/466/kafedrafizitcheskojk.

2. Kariouli A.S. (2018), "Features of the construction of physical education classes in the system of university-wide elimination of missed classes", Tourism and Education: Research and Projects. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Petrozavodsk, pp. 160-165.

3. Kariouli A.S. (2019), "The vectors of using social networks and mobile applications in the discipline "Physical Culture"", Physical culture: education, training, No 1, pp. 51-54.

4. Kirilina V.M. (2019), Research and monitoring of the functional state of physiological systems of students at Petrozavodsk State University, Petrozavodsk.

5. Kremneva V.N. and Solovieva N.V. (2016), "A point-rating system for assessing the discipline "Physical Culture", Continuing education: PetrSU experience. Studies of teachers and students. Electronic collection of scientific articles, in T.A. Babakova (Ed.), Petrozavodsk, pp. 85-89

6. Kremneva V.N. (2016), "Department of Physical Culture: Formation, Development, Contemporaneity", Development of Physical Culture, Sports and Tourism: Regional Experience, Conference Materials of the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of Petrozavodsk State University, pp. 26-32.

7. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs, in the conditions of preventing the spread of a new corona-virus infection in the territory of the Russian Federation', Order of the of March 14, 2020 No. 397, available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/en/documents/card/?id_4=1064.

8. Portal of Federal State Educational Higher Education Standards, available at: http://fgosvo.ru/.

9. Head of the Republic of Karelia (2020), "On permission of country walks from May 7, 2020", available at: https://stolicaonego.ru/news/glava-karelii-razreshil-zagorodnye-progulki/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.