Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
568
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
травматизм / травма / физическая культура / спорт / способы защиты / риск / студенты / injuries / trauma / physical culture / sports / ways of protection / risk / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.И. Теплухин, Д.С. Юдин, О.О. Крыжановская, Е.А. Митрохин, Е.А. Самсонова

Занятия по физической культуре отличается от других предметов высокой двигательной активностью, дисциплинированностью, развитием высокой концентрации внимания, профилактикой гиподинамии и гипокинезии, а также взаимодействием в контактных видах спорта и направлениях, что в свою очередь, при нарушении техники безопасности может привести к травматизму. В статье рассмотрены причины травматизма, способы защиты от них и общие рекомендации по уменьшению риска получения травм. В рамках исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 120 студентов Сибирского государственного университета геосистем и технологий. В ходе апробации полученных результатов самыми травматичными направлениями, которые были определены студентами, – это баскетбол, футбол и волейбол, что позволяет обратить внимание на соблюдение техники безопасности и условий проведения занятий в дальнейшем. В результате был составлен список рекомендаций по предупреждению травматизма на занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.И. Теплухин, Д.С. Юдин, О.О. Крыжановская, Е.А. Митрохин, Е.А. Самсонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF INJURIES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE UNIVERSITY

Physical education classes differ from other subjects in high motor activity, discipline, the development of high concentration of attention, the prevention of hypodynamy and hypokinesia, as well as interaction in contact sports and directions, which, in turn, in case of safety violations can lead to injuries. The article considers causes of injuries, how to protect oneself from them and general recommendations to reduce the risk of injury. As part of the study, the survey involves 120 students of the Siberian State University of Geosystems and Technologies took part. During the testing of the results, the most traumatic areas are determined by students – basketball, football and volleyball, and this allows to pay attention to the observance of safety precautions and the conditions for conducting classes in the future. As a result, a list of recommendations for the prevention of injuries in physical education is compiled.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

Элемент1.М5Моос11е«Лекция»исполь^с^вани^1яс испсл^;^ованиемвиде-оматериала был разработан для разделов, содержащих лексическую инфор-сыцию покзучаемпм земамивН^ег.». в<^иге». Дсннполяет ипп^оимваи рззлзчнпе м^ьпшег^иснызобъек^1^1иютрнпдовет^мацесс понимания и овладения учебным материалом. И, как видно из рисунка 3, данный в ид таеовылказаеопслдм1Н1 ссмжным. Нбольшее клличеслиосаудннтов (9%), чсл дпееныо^^^вх с лиедминоксыаез адаикН, сп лппавкывсь с поставленной перед длм^епью.

■ усикшне дпеанылыдь д иадаыылл 72%

■ ык дпеавылыдь д иадаыылл Л% ■сл ныпeлыылы иадаыыл 21%

Рис.а. Л^е^о^мксс^пы вык^г^к^см^я эллмепта 1 'Лензия" с вкпюлением лие еознщыниН кт се^^елл' удеТпого пособия Okrug, Region, Town

Выполнение всех заданий являлось обязательным для получения итоговой оценки за курс «Иностранный язык», однако от 20 до 22% студентов не присту-

пали к выполнению заданий в обозначенное время дистанционной работы и не имеют положительной оценки за курс «Иностранный язык».

Обобщая полученные результаты, мы можем сказать, что в среднем 95% студентов, приступавших к выполнению заданий в электронном курсе, справились с поставленными перед ними задачами по изучению лексического материала на заданную тему. При этом большее количество студентов достигло успеха при выполнении задания на построение собственного высказывания. Более сложным оказалось выполнить задание с использованием видеоматериала. Однако первостепенной оказалась проблема отсутствия активности значительного количества студентов (20 - 22%) в электронном дистанционном курсе в отведенное для осуществления учебного процесса время. Данный процент, на наш взгляд, является значительным. Эта проблема остается дискуссионной и требующей детального рассмотрения для ее решения.

LMS Moodle обладает достаточным набором для осуществления дистанционного обучения иностранному языку. Спектр возможностей гораздо шире, чем было представлено в статье, однако заметим, что рассматривался только лексический аспект Несомненно, смешанная (гибридная) система преподавания остается наиболее предпочтительной, на наш взгляд, но и при использовании исключительно дистанционных технологий можно эффективно осваивать различные аспекты языка.

Библиографическийсписок

1. ПолатЕ.С.,БухаркинаМ.Ю. Теорияипрактика дистанционногообучения. Москва, Издательский центр «Академия», 2004: 10 - 28.

2. Яркова Е.Л. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов при изучении профессионального английского языка в вузе с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37229896

3. Чиркова В.М. Применение методов гибридной педагогики в преподавании иностранного языка. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41585504

4. История возникновения и основные характеристики системы управления обучением Moodle. Available at: https://poisk-ru.ru/s5994lt1.html

5. Худолей Н.В. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в вузе. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018; Т. 15, № 4: 410 - 423

6. Андуганова М.Ю., Степина С.Д. Унифицированная модель применения электронных информационных ресурсов регионального контента с целью создания электронной образовательной среды при уровневом подходе к преподаванию дисциплины «иностранный язык» (английский) для студентов-бакалавров Югорского государственного университета. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36487748&

References

1. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Teoriya ipraktika distancionnogo obucheniya. Moskva, Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004: 10 - 28.

2. Yarkova E.L. Povyshenie 'effektivnosti samostoyatel'noj raboty studentov pri izucheniiprofessional'nogo anglijskogo yazyka v vuze s ispol'zovaniem sovremennyh informacionno-kommunikativnyh tehnologij. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37229896

3. Chirkova V.M. Primenenie metodov gibridnoj pedagogiki v prepodavanii inostrannogo yazyka. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41585504

4. Istoriya vozniknoveniya i osnovnye harakteristiki sistemy upravleniya obucheniem Moodle. Available at: https://poisk-ru.ru/s59941t1.html

5. Hudolej N.V. Ispol'zovanie LMS Moodle pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2018; T. 15, № 4: 410 - 423

6. Anduganova M.Yu., Stepina S.D. Unificirovannaya model'primeneniya 'elektronnyh informacionnyhresursovregional'nogokontenta scel'yusozdaniya 'elektronnojobrazovatel'noj sredy pri urovnevom podhode k prepodavaniyu discipliny «inostrannyj yazyk» (anglijskij) dlya studentov-bakalavrov Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36487748&

Статья поступила в редакцию 14.10.20

УДК 378.172

Teplukhin E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), 'Head of Department of Physical Education, Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk, Russia,2 senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: tepluxin73@mail.ru

Yudin D.S., Head of Department of Physical Education and Sports of the Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: yudin@siu.ranepa.ru

Kryzhanovskaya O.O., senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: k.o.o@ngs.ru Mitrokhin E.A., 'postgraduate, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul); 2senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk); 3senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: mig3672@mail.ru

Samsonova E.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: zheka-lyzhi@mail.ru

PREVENTION OF INJURIES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE UNIVERSITY. Physical education classes differ from other subjects in high motor activity, discipline, the development of high concentration of attention, the prevention of hypodynamy and hypokinesia, as well as interaction in contact sports and directions, which, in turn, in case of safety violations can lead to injuries. The article considers causes of injuries, how to protect oneself from them and general recommendations to reduce the risk of injury. As part of the study, the survey involves 120 students of the Siberian State University of Geosystems and Technologies took part. During the testing of the results, the most traumatic areas are determined by students - basketball, football and volleyball, and this allows to pay attention to the observance of safety precautions and the conditions for conducting classes in the future. As a result, a list of recommendations for the prevention of injuries in physical education is compiled.

Key words: injuries, trauma, physical culture, sports, ways of protection, risk, students.

Е.И. Теплухин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, доц. Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: tepluxin73@mail.ru Д.С. Юдин, зав. каф. физического воспитания и спорта Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: yudin@siu.ranepa.ru

О.О. Крыжановская, ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: k.o.o@ngs.ru Е.А. Митрохин, аспирант, институт физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул; ст. преп. Сибирского государственного университета геосистем и технологий, г. Новосибирск, доц. Сибирского института управления -филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: mig3672@mail.ru

Е.А. Самсонова, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: zheka-lyzhi@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Занятия по физической культуре отличается от других предметов высокой двигательной активностью, дисциплинированностью, развитием высокой концентрации внимания, профилактикой гиподинамии и гипокинезии, а также взаимодействием в контактных видах спорта и направлениях, что в свою очередь, при нарушении техники безопасности может привести к травматизму. В статье рассмотрены причины травматизма, способы защиты от них и общие рекомендации по уменьшению риска получения травм. В рамках исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 120 студентов Сибирского государственного университета геосистем и технологий. В ходе апробации полученных результатов самыми травматичными направлениями, которые были определены студентами, - это баскетбол, футбол и волейбол, что позволяет обратить внимание на соблюдение техники безопасности и условий проведения занятий в дальнейшем. В результате был составлен список рекомендаций по предупреждению травматизма на занятиях физической культурой.

Кточевые слова: травматизм, травма, физическая культура, спорт, способы защиты, риск, студенты.

В современном мире большое внимание уделяется здоровью каждой личности, разрабатываются все больше новых направлений и программ по привлечению людей к активной жизненной позиции, в т.ч. к двигательной активности. Ежегодно проводится масса физкультурно-спортивных мероприятий, флешмобов и онлайн-марафонов. Но в то же время самым простым и доступным средством поддержания физической формы выступают занятия по физической культуре.

Физическая культура является очень важной частью жизни современного общества, но в то же время безграмотное самостоятельное составление планов тренировок и неправильное выполнение техники упражнений могут привести не к оздоровлению, а, наоборот, - к травматизму. Травматизму также подвержены абсолютно все, даже на практических занятиях по физической культуре в учебных заведениях. Опасность травматизма заключается в дальнейшем ухудшении состояния здоровья или вероятности оперативного вмешательства. Для предотвращения данных ситуаций необходимо не только владеть знаниями по оказанию первой медицинской помощи, но и обладать средствами и методами, направленными на профилактику травматизма и особенностей выбранных физических упражнений (грамотное исполнение техники, соблюдение нагрузки, анализ самочувствия и подготовка групп мышц перед выполнением упражнений).

На сегодняшний день в высших учебных заведениях уделяют огромное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма учащихся, безопасности на занятиях, так как травматизм все чаще случается непредвиденно [1, с. 88]. Помимо этого, не стоит забывать, что травматизму также подвержены люди со слабым физическим развитием. Согласно статистике, ежегодно увеличивается количество студентов, относящихся к подготовительным или специальным медицинским группам здоровья, и сокращается количество студентов основной (I группы) здоровья. Профилактика травматизма - это приоритет общественного здравоохранения, который будет иметь значительные последствия для снижения долгосрочных последствий травматизма.

На занятиях физической культурой и спортом студенты входят в группу риска, которая подвержена травматизму, поскольку пары физической культуры отличаются от других высокой двигательной активностью занимающихся, использованием различного спортивного инвентаря. Спорт и отдых поощряются как часть здорового образа жизни на протяжении всей жизни и во всем мире, однако травматизм, связанный с физической культурой и спортом, является значительным, и существует относительная нехватка исследований оценки стратегий профилактики травматизма во всех видах спорта и направлениях.

Профилактика травматизма является одной из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута в первую очередь соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры. Именно поэтому одним из основных направлений в работе преподавателей является забота о том, чтобы этот риск был как можно меньше [2, с. 12].

Целью данной исследовательской работы является изучение м етодовпро-филактики травматизма при занятиях физической культурой.

К причинам возникновения травматизма можно отнести плохое фозическое развитие и неправильно подобранные комплексы упражнений, направлений, а также нагрузка и вес, условия и место занятий, экипировка и инвентарь, слабое осведомленность о собственном уровне здоровья и ограничениях в физических упражнениях и так далее.

Одной из распространенных причин спортивных травм выделяют плохие методы тренировки, неадекватную «разминку» и отсутствие концентрации внимания [3, с. 19].

По данным институтов здравоохранения, наиболее распространенные спортивные травмы включают растяжения, ушибы, травмы колена, надрывы и разрывы связочного аппарата, переломы и вывихи.

Так как студенты участвуют в самых разных направлениях физической культуры и видах спорта, то и риск получения травм может варьироваться от выбранного вида. Эти травмы должны быть соответствующим образом предотвращены и устранены, чтобы защитить студента. При этом следуют быть осведомленным и соблюдать правила безопасности. В виду этого в вузах принято на первых вводных занятиях проводить инструктаж по технике безопасности, в котором рассказывают преподаватели о месте проведения занятий, необходимой экипировке и последствиях несоблюдения рекомендаций, о поведении, специфике выбранного направления, противопоказаниях и т.д. Если у студентов есть ограничения, преподаватели рекомендуют обратиться к специалистам медицин-

ских учреждений (врачу ЛФК или ведущему специалисту по их ограничению) по поводу возможности занятий в данном направлении, а также к инструктору ЛФК или СМГ за помощью в составлении разрешенных упражнений, техники выполнения и выполняемой нагрузки.

Из связанных с физической активностью травм, требующих госпитализации, следует назвать переломы и травмы мягких тканей, а также мышечные травмы. Но большинство спортивных травм - это вывихи, растяжения и разрыв связок, при этом меньшая доля приходится на переломы, а также кровоподтеки или раны. Делаем вывод, что большинство травм связано с вывихами частей тела и переломами.

С точки зрения того, где происходят травмы, наиболее распространенными участками являются колено и голень, за которыми следуют локоть и предплечье, запястье, рука и голова. Большинство травм вызваны неудачным падением, контактом с другим человеком и перенапряжением (включая травмы, вызванные напряженными или повторяющимися движениями).

В статье Джордана Смита, преподавателя физической культуры, рассмотрены вопросы изучения появления травм [4, с. 28]. По статистике, ежегодный уровень травматизма от спортивных и развлекательных мероприятий составляет около 6%, но эта цифра, скорее всего, не отражает действительные показатели получаемых спортивных травм, так как многие травмированные люди не обращаются в больницу за лечением.

Помимо этого отмечено, что около трех четвертей всех спортивных травм приходится на мужчин. Это, вероятно, связано с рядом факторов, включая более высокие показатели участия, тенденцию мужчин брать на себя больший риск, а также характер традиционно мужских видов спорта и деятельности.

Риск травм также сильно связан с возрастом, молодые люди менее подвержены травматизму и быстрее восстанавливаются, чем пожилые. Это, возможно, обнадеживает, учитывая, что «страх травмы» является обычно барьером для физической активности среди пожилых людей [5, с. 76].

В рамках изучения вопросов травматизма среди студентов СГУГиТ в 2019 -2020 учебном году за полгода обучения 120 человек в возрасте от 18 до 21 года прошли опрос. Респондентам предлагалось в анонимном порядке ответить на ряд вопросов, включающих данные о полученных травмах, характере травм, где была получена травма и в каком направлении, какие рекомендации по профилактике травматизма они знают и т.д.

Проведенный опрос показал, что больше всего травм было получено на занятиях по направлениям баскетбол (42%), футбол (35%) и волейбол (23%). Данные виды спорта являются контактными, что выступает одной из причин травматизма. Также стоит учитывать силы удара по мячу, скорость его полета и т.д. Среди наиболее часто встречающихся травм на занятиях по физической культуре респонденты выделили следующие: травмы голеностопа, плеча и коле-ок,аеавже бедра. Ан алез ируяпрец еетное со отндозоие сравмпо зонам локвци и, стоит обратить внимание на нижние конечности части тела, в общей сложности

Рис. 1. Соотношение полученных травм

их травматизм составляет практически половину получаемых всех травм = 49% (рис. 1). Из опрошенных не было выявлено студентов, которые получили бы травмы спины, грудной клетки или ребер, что в контактных видах спорта встречается наиболее часто.

неразвитые или " не разогретые" мышцы 11 %

невним ательно сть. низкая концентрация внимания 20 %

Рис. 2. Причины получения травм

На рис. 2 перечислены основные причины получения травм на занятиях физической культуры студентами. Таким образом, большинство травм происходит из-за неудачных падений и низкой концентрации внимания.

Для того чтобы разобраться в причинах травматизма, мы решили узнать уровень осведомленности студентов о методах и средствах профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом.

Респондентам был задан вопрос о выполнении общеразвивающих и разогревающих упражнениях перед основной нагрузкой. Ответы показали (рис. 3), что 65% опрошенных выполняют подготовительную часть занятий для разогрева необходимых групп мышц, но при этом 35% опрошенных сразу начинают ускоренно заниматься, как правило, в большинстве случаев это опоздавшие на занятия студенты, и именно они попадают в первую очередь в группу риска по травматизму.

■ делают ОРУ Рис. 3. Отношение студентов к разминке

На вопрос о соблюдении правил безопасности и рекомендаций по технике выполнения упражнений 7% опрошенных ответили, что всегда соблюдают правила безопасности и учитывают рекомендации по технике исполнения, в свою очередь, ряд респондентов (28%) считают это излишним и не соблюдают правила безопасности.

На вопрос о частоте получаемых травм при выполнении упражнений 66% опрошенных ответили, что не получают травм или очень редко, 34% часто получают травмы. Соответственно, возвращаясь к вопросу о ОРУ перед основной частью занятий, одинаковое количество опрошенных получают травмы. Таким образом, можно сказать, что студенты, делающие подготовительные, общераз-вивающие и разогревающие упражнения, соблюдающие правила безопасности, практически не получают травмы или очень редко.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), многие спортивные травмы предсказуемы и предотвратимы.

Библиографический список

Рассмотрим некоторые методы их профилактики [6, с. 25 - 26]:

• профилактика травматизма на основе физических упражнений показала снижение травматизма в спорте. Существуют спортивные програм-мы-«разминки», которые доказали свою эффективность в снижении травматизма;

• разогрев мышц улучшает кровоток в мышцах и позволяет повысить температуру мышц, что помогает предотвратить мышечные напряжения или слезы;

• обеспечение правильным оборудованием для занятий, таким как шлемы, предохранители голени, фиксаторы лодыжки, перчатки и другие для предотвращения ушибов;

• наличие перерывов и возможность восстановления водно-соляного баланса.

Существуют рекомендации по уменьшению риска получения травмы [7, с. 24]:

1) растягивание мышц до и после занятия повышает их гибкость и эластичность. Повышенная гибкость позволит лучше работать во время основной тренировки и минимизировать риск травм. Плохая форма, однако, все еще может привести к разрыву связок;

2) мышцы реагируют на тепло и будут иметь большую гибкость к растяжению, следовательно, необходимо проводить ряд упражнений на разогревание. Соответствующая разминка, имитирующая спортивные движения, увеличит кровоток, эластичность мышц и поможет уменьшить спортивные травмы. Теплые мышцы менее подвержены травмам. Упражнения необходимо подбирать согласно выбранному направлению или виду спорта;

3) регулярная тренировка способствует сопротивлению ушибам как у взрослых, так и у молодых людей. Нужно включить соответствующие возрасту упражнения сопротивления в свой еженедельный план тренировок;

4) контроль нагрузки: имеющиеся доказательства позволяют предположить, что риск травм высок, когда человек занимается слишком много или занимается слишком мало, все должно быть в меру. Данная точка зрения предполагает, что это быстрые или чрезмерные колебания в тренировочной нагрузке, которые предрасполагают людей к травмам, а не только интенсивные тренировки;

5) профилактика старых травм: следовать инструкциям по предотвращению ранее полученных травм, следить за нагрузками и использовать дополнительную экипировку или инвентарь для предотвращения повторных рецидивов. Для этого стоит придерживаться рекомендаций:

1. История травмы. Предыдущие ушибы или растяжения грозят превратиться в хронические проблемные зоны для многих спортсменов. Крайне важно «размяться» и растянуть ранее травмированные части.

2. Регулярность тренировок и режим восстановления. Дни восстановления уменьшают количество травм, давая мышцам и соединительным тканям возможность восстанавливаться между тренировками.

6) гидратация - обязательное условие поддержание водно-соляного баланса. Пытаться работать без питьевой воды до и во время тренировки нельзя. Водный баланс должен всегда соблюдаться;

7) питание. Питание должно быть полноценным, включающим белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Мышечная недостаточность в середине упражнения приведет к болезненным разрывам в ткани, которые, как известно, заживают вечно;

8) отдых. Избегайте чрезмерной тренировки и, по крайней мере, должен быть один выходной день от фитнес-режима каждую неделю. Делать перерыв, если плохое, предболезненное самочувствие и истощение или сильный физический дискомфорт. Обязательный контроль состояния здоровья, чтобы исключить любые серьезные изменения состояния здоровья или травмы.

Спортсмены с большим количеством последовательных дней тренировок имеют больше риска травмирования, чем периодические занятия физической культурой. Убеждение многих спортсменов о том, что чем больше они тренируются, тем лучше они будут играть, - заблуждение. Отдых - это важнейший компонент правильной тренировки. Он может сделать человека сильнее и предотвратить травмы вследствие чрезмерной нагрузки, усталости и неверных суждений.

Таким образом, следует придерживаться простых правил на занятиях физической культурой и спортом, всегда делать подготовительные и разогревающие комплексы упражнений и движений, чтобы подготовить свое тело, пить определенную норму воды в день и делать «растяжку» - вот основные рекомендации. Тем самым уменьшится травматизм студентов, увеличатся показатели эффективности и качества занятий.

1. Васильева В.Е. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Москва: ФиС, 2014.

2. Величко В.К. Физкультура без травм. Москва: Просвещение, 2015.

3. Грачев О.К. Физическая культура: учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. Москва; Ростов-на-Дону, 2015.

4. Как предотвратить травмы от спорта и физических упражнений. Available at: https://theconversation.com/how-to-prevent-injury-from-sport-and-exercise-68914

5. Демин Д.Ф. Профилактика спортивного травматизма. Москва: Физкультура и спорт, 2015.

6. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура: учебник. Москва: ФЛИНТА: Наука, 2011.

7. Юмашев ГС. Травматология и ортопедия. Москва: Медицина, 2015.

References

1. Vasil'eva V. E. Vrachebnyj kontrol' i lechebnaya fizkul'tura. Moskva: FiS, 2014.

2. Velichko V.K. Fizkul'tura bez travm. Moskva: Prosveschenie, 2015.

3. Grachev O.K. Fizicheskaya kul'tura: uchebnoe posobie dlya studentov medicinskih i farmacevticheskih vuzov. Moskva; Rostov-na-Donu, 2015.

4. Kakpredotvratit' travmy ot sporta i fizicheskih uprazhnenij. Available at: https://theconversation.com/how-to-prevent-injury-from-sport-and-exercise-68914

5. Demin D.F. Profilaktika sportivnogo travmatizma. Moskva: Fizkul'tura i sport, 2015.

6. Vajner 'E.N. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnik. Moskva: FLINTA: Nauka, 2011.

7. Yumashev G.S. Travmatologiya i ortopediya. Moskva: Medicina, 2015.

Статья поступила в редакцию 09.10.20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.17

Teplukhin E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), 'Head of Department of Physical Educaton, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia);2 senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: tepluxin73@mail.ru

Mitrokhin E.A., postgraduate, Department of Physical Education and Sports, Siberian Institute, Branch of RANEPA (Novosibirsk); senior lecturer, Siberian State University of Geosystem and Technology, Graduate Institute of Physical Culture (Novosibirsk, Russia), E-mail: mig3672@mail.ru Yudin D.S., Head of Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: yudin@siu.ranepa.ru

Samsonov A.Yu., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: sea3005@ngs.ru

Samsonova E.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, Branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: zheka-lyzhi@mail.ru

DIFFERENTIATED APPROACH TO PHYSICAL ACTIVITY IN PREVENTION OF DISEASES OF STUDYING UNIVERSITIES. A sedentary lifestyle is strongly associated with the risk of diseases that may be acquired or due to lack of physical activity. To date, the mechanisms that mediate these issues have not been fully studied. It is assumed that a sedentary lifestyle alters key hypodynamic, inflammatory and metabolic processes, which leads to poor health and general well-being. The article examines different approaches (social, psychological, physical) and causes associated with reduced physical activity, ways to prevent and general recommendations for reducing disease risk. The authors conducted a survey in which 150 students of the Siberian Institute of Management (a branch of the RANEPA) of 1-4 years of study throughout the 2019/2020 academic year took part. During the analysis of the results, one of the main patterns is noted: with a decrease in physical activity, students show a deterioration in well-being, the appearance or exacerbation of already existing diseases. The purpose of this study is to identify reasons for the decrease in physical activity and sedentary behavior in university students.

Key words: physical activity, sedentary lifestyle, cardiovascular diseases, disease prevention, students.

Е.И. Теплухин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физической культуры, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, доц. Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: tepluxin73@mail.ru Е.А. Митрохин, аспирант, институт физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул; ст. преп. Сибирского государственного университета геосистем и технологий, г. Новосибирск, доц. Сибирского института управления -филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: mig3672@mail.ru

Д.С. Юдин, зав. каф. физического воспитания и спорта Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: yudin@siu.ranepa.ru

А.Ю. Самсонов, доц., Сибирский институт управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: sea3005@ngs.ru Е.А. Самсонова, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: zheka-lyzhi@mail.ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ

Малоподвижный образ жизни тесно связан с риском появления заболеваний, которые могут быть приобретены или обусловлены нехваткой физической активности. На сегодняшний день механизмы, которые опосредуют эти вопросы, до конца не изучены. Предполагается, что малоподвижный, особенно «сидячий» образ жизни изменяет ключевые гиподинамические, воспалительные и метаболические процессы, что приводит к ухудшению здоровья и общего самочувствия. В статье рассмотрены различные подходы (социальный, психологический, физический) и причины, связанные с уменьшением физической активности, способы предотвращения и общие рекомендации по уменьшению риска заболеваний. Авторами был проведен опрос, в котором приняли участие 150 студентов Сибирского института управления - филиала РАНХиГС 1 - 4 курсов обучения на протяжении всего 2019 - 2020 учебного года. В ходе анализа полученных результатов была отмечена одна из главных закономерностей: при снижении физической активности у обучающихся наблюдается ухудшение самочувствия, появление или обострение уже имеющихся заболеваний. Цель этого исследования состояла в выявлении причин снижения физической активности и малоподвижного поведения у обучающихся вуза.

Ключевые слова: физическая активность, сидячий образ жизни, сердечно-сосудистые заболевания, профилактика заболеваний, студенты.

Физическая культура является уникальной системой физического воспитания студентов вузов, которая обеспечивает их возможностью овладеть дополнительными двигательными умениями и навыкам, развить физическую форму и получить грамотное представление о физической и двигательной активности. Регулярные занятия физической культурой позволяют получать преимущества над теми, кто не занимается, например: профилактика воспалительных процессов и заболеваний, травматизма, безопасность жизнедеятельности и укрепление иммунитета, поддержание психического и физического состояния здоровья, мобильность и высокая работоспособность.

Программа физического воспитания - это то место, где студенты узнают обо всех преимуществах, полученных от физической активности, а также навыки, умения и знания, необходимые для полноценного удовлетворения физической активности в их жизни. Физическая активность относится к любым движениям тела, связанными с расходом энергии, и охватывает весь спектр от умеренных или энергичных упражнений до неинтенсивных (ходьба, общение с сокурсника-

ми, повседневные жизненные ситуации). Преимущества регулярного вовлечения в низкую, среднюю и активную физическую деятельность были очевидны в течение многих десятилетий в отношении профилактики различных заболеваний (сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, психических, простудных и др.).

Данные последнего десятилетия указывают на то, что малоподвижный, «сидящий», пассивный образ жизни не является единственным медиатором здоровья и развития неинфекционных заболеваний. Недавние исследования представили доказательства того, что сидячий образ жизни (СОЖ) связан с негативными показателями здоровья. Более конкретно, эти исследования сообщают о связи между длительными периодами СОЖ и общей заболеваемостью и смертностью, что не может быть просто объяснено различиями в вовлечении активности низкой, средней или высокой интенсивности. Аналогичным образом исследования показали сопоставимую связь между СОЖ и развитием метаболических заболеваний (ожирение, метаболический синдром и сахарный диабет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.