УДК 378.147
Джаббарова Г.Э. преподаватель русского языка академический лицей ТашПМИ
ЗАНЯТИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ
Аннотация: В этом статье рассматривается преподавание русского языка как иностранный язык в национальных группах
Ключевые слова: Русский язык, иностранный язык, учебник, преподавание
Jabbarova G.E.
Russian language teacher in the academic lyceum TashPMI RUSSIAN LANGUAGE ACTIVITIES IN ACADEMIC LYCEES
Abstract: This article is devoted to the teaching of the Russian language as a foreign language in national groups
Keywords: Russian language, foreign language, textbook, teaching
В современной действительности всё больший удельный вес приобретает знание иностранных языков.
В настоящее время у нас в стране, стремящейся занять достойное место в мировом сообществе, придаётся большое значение изучению и преподаванию иностранных языков.
В число таких языков входит и русский язык, который (наряду с другими языками) является катализатором знаний. По данным ЮНЕСКО, на русском языке публикуется 1/3 всей научно - технической информации, 77% поступающей информации кодируется на язык.
В принципиально новых социально - экономических условиях интеграции нашей Республики в мировое сообщество, интенсивного развития рыночных отношений назрела необходимость в создании и внедрению в образовательный процесс нового поколения учебников, современных педагогических и информационных технологий.
В Законе об образовании Республики Узбекистан важное место отводится среднему специальному, профессиональному звену.
Согласно Закону, лицеи и колледжи призваны обеспечивать интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углублённое, дифференцированное и профессионально ориентированное обучение учащихся.
Главной задачей описания русского языка как иностранного следует считать выделение основного русского языка, его базисной лексики и грамматики.
Современная дидактика в содержании обучения иностранному языку выделяет три основных компонента: лингвистический, психологический и методологический.
В качестве наиболее важных принципов описания русского языка как иностранного можно выделить следующие:
1. Минимизация языка в учебных целях:
2. Специфическая интерпретация фактов иностранного языка;
3. Двуплановость описания (активный и пассивный аспекты);
4. Функциональность описания основных единиц языка;
5. Учёт родного языка учащихся.
По словам К.Д. Ушинского, «хороший учебник - это фундамент хорошего образования». Поэтому, при составлении учебника по русскому языку как иностранному следует исходить из тех важных задач, которые, с одной стороны, отводятся средним специальным учебным заведениям в Национальной программе по подготовке кадров, с другой стороны, предъявляются к учебнику как основному пособию определяющему совместную работу преподавателя и учащихся в сложном процессе обучения последних речевой деятельности и изучения ими языка как общественного явления и семиотической системы. Решение этих задач поможет формированию «второй языковой личности».
Учебник будет состоять из трёх частей и представлять собой теории -практический курс русского языка, рассчитанный на два года обучения.
В нём реализуется аспектно - комплексная методическая концепция: занятия организуются с выделением аспектов (фонетика, графика, изучении которых основное внимание будет уделяться формированию и развитию всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Аспектно - комплексный подход обусловлен необходимостью практического овладения языком и одновременно осознанием системы языка как объекта изучения.
Содержание учебника русского языка для групп с узбекским языком обучения академических лицеев будет отличаться от учебных пособий для среднего специального звена прежде всего расширением его «лингвистических границ» и более целенаправленной реализацией принципа коммуникативной и прагматической направленности.
В целом занятия по русскому языку в академическом лицее на базе планируемого учебника должны сформировать у обучаемых комплекс знаний, умений и навыков как коммуникативно - речевых, так и обще учебных, необходимых для дальнейшего получения образования в вузах.
Использованные источники:
1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство- Ташкент, 2005.
2. Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. Ташкент. 1988.
3. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. Ташкент. 1996.