Научная статья на тему 'ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Ольга Ивановна

Обсуждаются проблемы, связанные с организацией занятия-тренинга как формы подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены основные приемы работы преподавателя со студентами в рамках занятия-тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING SESSION AS THE FORM OF THE STUDENTS’ TRAINING TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the issues, associated with the organization of the training sessions as the form of the students’ training to the pedagogical activity in the context of the inclusive education. There are considered the basic techniques of the work of the lecturer with the students in the context of the training session.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

педагогические науки

klastera [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.akvo br.ru/pljusy_obrazovatelnogo_klastera.html (data obra-shcheniya: 15.02.2021).

12. Frolova N.D. Principy i podhody racional'nogo formirovaniya innovacionno-obrazovatel'nogo klastera [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj ekono-micheskij forum 2012. URL: http://www.be5.biz/ ekonomika1/r2012/2883.html (data obrashcheniya: 01.04.2021).

13. Chvanova M.S., Malysheva N.V., Kisele-va I.A., Peredkov V.M., Samohvalov A.V. Proektnaya deyatel'nost' studentov i shkol'nikov na osnove klasternogo podhoda / M.S. Chvanova // Vestn. Tamb. gos. un-ta. 2009. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-i-shkolni kov-na-osnove-klasternogo-podhoda (data obrashche-niya: 03.04.2022).

14. Shamova T.I. Klasternyj podhod k razvi-tiyu obrazovatel'nyh sistem // Vzaimodejstviya obra-zovatel'nyh uchrezhdenij i institutov sociuma v obes-pechenii effektivnosti, dostupnosti i kachestva obra-zovaniya regiona: materialy H Mezhdunar. obrazovat. foruma: 2 ch. (Belgorod. 24-26 okt. 2006 g.). Belgorod, 2006.

The realization of the project activities of the students of the educational cluster as the condition of their professional self-identification

The article deals with the description of the use of the project activities of the students in the educational cluster for the activation of their professional self-identification. There are mentioned the criteria and markers of the evaluation of the efficiency of the use of the project activity. There is demonstrated that the observed, in the process of the project activity, growth of independence, the motivated students' activity and the development of the practical skills have positive effect on the level of the professional self-identification.

Key words: educational cluster "school - university - company", project activities of students, professional self-identification.

О.и. урусова

(Гродно, Республика Беларусь)

занятие-тренинг как форма Подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования

Обсуждаются проблемы, связанные с организацией занятия-тренинга как формы подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. Рассмотрены основные приемы работы преподавателя со студентами в рамках занятия-тренинга.

Ключевые слова: занятие-тренинг, инклюзивное образование, студенты, профессиональное образование, педагогическая деятельность.

Профессиональное образование - это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ее ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности [8].

Современное профессиональное образование будущего педагога ставит перед собой задачи, связанные с профессиональной подготовкой грамотного и компетентного специалиста:

- формировать у студентов умения проектировать процесс обучения и воспитания, ставить образовательные цели, отбирать содержание учебного материала, методы и технологии на основе системы знаний в области теории и методики педагогической деятельности;

- повышать воспитательный потенциал студентов [1];

- осуществлять процессы обучения и воспитания на рефлексивной основе, использовать систему средств контроля и оценки учебных достижений и процесса воспитания обучающихся;

- осуществлять эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе норм инклюзивной этики;

- формировать у студентов самостоятельность, творческую активность, инициативу,

(Статья поступила в редакцию 05.12.2022)

О Урусова О.И., 2023

ИЗВЕСТИЯ вгпу

как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни [1]. Реализация поставленных задач достигается посредством применения как традиционных, так и инновационных форм организации обучения.

Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся [3].

В Республике Беларусь, согласно концепции развития инклюзивного образования лиц с ОПФР, создается целостная система инклюзивного образования лиц с ОПФР, что обусловлено значительным разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с ОПФР; продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институциализация; наиболее остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования; обучением значительной части лиц с ОПФР по образовательным программам не основного, а специального образования [5].

Актуальность развития инклюзивного образования лиц с ОПФР обусловлена также тем, что 28 сентября 2016 г. Республика Беларусь ратифицировала конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (указ Президента Республики Беларусь № 401 от 24.09.2015 г.), в которой говорится, что «государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни...» [4, ст. 24]. Данная статья требует разрабатывать непрерывную модель формирования и развития социального опыта у лиц с ОПФР, таким образом, подталкивая к поиску новых методов, форм, средств, нового содержания образования и создания социально-педагогических условий для обучения, воспитания и развития лиц с ОПФР [6]. кодекс Республики Беларусь об образовании регулирует реализацию конституционного права на образование лиц с ОПФР [3].

При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т. д.) и способностей включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку [4, с. 5].

Учитывая нормативно-правовую базу Республики Беларусь, инклюзивные тенденции в учреждения дошкольного, общего среднего, дополнительного образования, необходимо целенаправленно готовить студентов к реализации педагогической деятельности в инклюзивном образовании.

В рамках реализации инновационных форм обучения в профессиональном образовании студентов проанализируем занятие-тренинг. Занятие-тренинг как инновационная форма успешной подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования ставит перед собой целью вооружить студентов профессиональными компетенциями в работе с детьми с ОПФР в условиях инклюзивного образования. Обозначенная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

- формировать у студентов умения осуществлять организацию адаптивной образовательной среды в условиях инклюзивного образования;

- формировать у студентов умения включать лиц с ОПФР в совместное обучение с нор-мотипичными детьми;

- формировать у студентов умения внедрять толерантные тенденции в микросоциум (дошкольную группу, класс);

- формировать у студентов умения осуществлять мероприятия по профилактике стереотипов и случаев дискриминации лиц с ОПФР;

- формировать у студентов умения взаимодействовать с родителями лиц с ОПФР и с родителями нормотипичных детей;

- формировать у студентов умения осуществлять мероприятия по преодолению негативных установок педагогов и родителей в отношении детей с ОПФР;

- формировать у студентов умения совершенствовать профессионализм педагогов-предметников по вопросам инклюзивного образования.

Отмеченные выше задачи реализуются в рамках учебных дисциплин «Инклюзивное

образование», «Основы инклюзивной и специальной дидактики в дошкольном образовании», «Основы инклюзивной и специальной дидактики в школьном образовании», «Лого-педагогика» (раздел «Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание») для студентов специальностей 1-01 01 01 «Дошкольное образование», 1-01 02 01 «Начальное образование», 1-03 03 01 «Логопедия», 1-03 03 08 «Олигофренопедагогика» в Гродненском государственном университете имени Янки Купа-лы кафедрой теории и методики специального образования педагогического факультета.

Занятие-тренинг - форма организации учебной деятельности студентов, в рамках которой осуществляются формирование и отработка профессиональных компетенции, способов деятельности, практических действий и закрепления теоретического учебного материала. На занятиях-тренингах преподавателем рассматриваются следующие направления педагогической работы в инклюзивном образовании: образовательное, методическое, сопроводительное, работа с родителями. Названные направления отрабатываются посредством следующих приемов: ролевые игры, педагогические ситуации, упражнения с разными видами педагогической деятельности, моделирование конкретных ситуаций.

Так, образовательное направление рассматривается сквозь призму ролевой игры, в которой присутствует педагог класса, тьютор, учащиеся с нормотипичным развитием, учащиеся с ОПФР. На основании полученных ролей и учебного сценария студенты разыгрывают различные ситуации обучающего содержания. Например, в классе обучающийся с ОПФР -инвалид-колясочник. Задача: включить данного учащегося в образовательный процесс по совместному выполнению коллажа. Важно: все студенты должны быть задействованы.

Методическое направление реализуется посредством моделирования конкретной педагогической ситуации. Преподаватель предлагает актуальные формы методической работы: лекции, методический совет, семинар-практикум, круглый стол. Студенты на выбор определяют форму работы. Преподаватель называет требования к ее подготовке, а после этого назначает ответственных за конкретную форму методической работы. Например, при «проведении» методического совета определяется тема инклюзивного образования и докладчики. На повестку выносится 3 вопроса. Материалы каждого вопроса преподаватель готовит заранее и предлагает их студентам. В те-

КИЕ НАУКИ -

чение 15 минут студенты готовятся к выступлению, после этого докладывают теоретический материал. Каждый вопрос обсуждается всей студенческой группой, совместно принимаются решения, выдвигаются рекомендации для заинтересованных субъектов образовательной инклюзии (родителей, педагогов, администрации).

Сопроводительное направление содержит в себе форму психолого-педагогического сопровождения (далее - ППС) лиц с ОПФР в инклюзивном образовании. Студентов необходимо подготовить к участию в ППС. Наиболее результативными здесь выступают упражнения с разными видами педагогической деятельности в рамках реализации Положения о III 1С. ППС осуществляется группой специалистов: педагогом-психологом, учителем-дефек-тологом, социальным педагогом, классным руководителем, воспитателем, педагогом-предметником, медицинским работником, представителем администрации учреждения образования. Деятельность специалистов ППС направлена на реализацию инклюзивных подходов для решения задач социальной адаптации и развития детей с ОПФР, формирование социального интереса к детям с ОПФР у всех родителей инклюзивного класса (группы) [2, с. 10]. Студентам предлагаются упражнения следующей тематики: заседание группы ППС, адаптация ребенка с ОПФР в классе, изучение межличностного взаимодействия в семье, где воспитывается ребенок с ОПФР. Каждое упражнение подкреплено практическими материалами заявленной тематики. Студенты работают в паре. После анализа практических материалов каждая пара докладывает в группе содержание своей темы. Идет совместное обсуждение и выработка рекомендаций (по необходимости).

Работа с родителями предполагает решение педагогических ситуаций, в рамках которых студенты только на практических примерах учатся взаимодействовать с родителями в учреждении образования, на дому. Практические примеры представлены преподавателем в разных формах: на карточках, в устной форме (слово педагога), с помощью видеосюжетов в онлайн-режиме, приглашение педагога-практика инклюзивного образования с конкретными примерами. Можно предложить работы в индивидуальной форме, в парах, в подгруппах (3-5 человек), в группах. В результате все педагогические ситуации анализируются и принимаются конкретные решения.

известия вгпу

В течение занятия-тренинга преподаватель помогает отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявляет ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

Важным структурным компонентом занятия-тренинга является рефлексия. Ее цель -определить уровень усвоения заявленного в цели и задачах практического материала, вывить общее учебное настроение группы, обозначить проблемные моменты занятия. В рефлексии принимают участие все студенты. Преподаватель так структурирует время занятия-тренинга, чтобы хватило времени на рефлексию. Учитываются личностные особенности каждого студента. При проведении рефлексии предлагаются следующие вопросы:

1. Что на занятии запомнилось? Конкретизируйте. Объясните свой ответ.

2. Что на занятии было неинтересным? Почему?

3. Какие моменты на занятии были сложными для восприятия и реализации? Почему?

4. Чтобы бы Вы хотели пожелать для дальнейших занятий-тренингов?

Таким образом, занятие-тренинг как форма подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования направлено на всестороннее развитие профессиональных и личностных качеств студентов, формирование профессиональных компетенции инклюзивной практики, практических способов деятельности в разных ситуациях педагогической деятельности, межличностного взаимодействия; применения полученных умений в разных нестандартных педагогических ситуациях со всеми субъектами инклюзивного образования.

список литературы

1. Борытко Н.М. Теория обучения. Волгоград, 2006.

2. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Вып. 2: Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении: метод. рекомендации. М., 2010.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г., № 243-3: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. Минск, 2011.

4. Конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН, 13 дек. 2005 г., резолюция 61/106 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 01.11.2016).

5. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Минск, 2015.

6. Организация Объединенных Наций. Декларации [Электронный ресурс]. 2013. URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/decl_education. shtml (дата обращения: 19.05.2017).

7. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2015.

8. Терминологический словарь студента /

сост. С.С. Ситничук. Красноярск, 2016.

* * *

1. Borytko N.M. Teoriya obucheniya. Volgograd, 2006.

2. Dmitrieva T.P. Inklyuzivnoe obrazovanie. Vyp. 2: Organizaciya deyatel'nosti koordinatora po in-klyuzii v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metod. reko-mendacii. M., 2010.

3. Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii: 13 yanv. 2011 g., № 243-Z: prinyat Palatoj predstavite-lej 2 dek. 2010 g.: odobr. Sovetom Resp. 22 dek. 2010 g. Minsk, 2011.

4. Konvenciya o pravah invalidov General'noj Assamblei OON, 13 dek. 2005 g., rezolyuciya 61/106 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.un.org/ru/do cuments/decl_conv/conventions/disability.shtml (data obrashcheniya: 01.11.2016).

5. Koncepciya razvitiya inklyuzivnogo obrazo-vaniya lic s osobennostyami psihofizicheskogo razvitiya v Respublike Belarus'. Minsk, 2015.

6. Organizaciya Ob#edinyonnyh Nacij. Deklaracii [Elektronnyj resurs]. 2013. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/decl_education.shtml (data obra-shcheniya: 19.05.2017).

7. Pedagogika / pod red. V.A. Slastenina. M., 2015.

8. Terminologicheskij slovar' studenta / sost. S.S. Sitnichuk. Krasnoyarsk, 2016.

Training session as the form

of the students' training

to the pedagogical activity

in the context of the inclusive education

The article deals with the issues, associated with the organization of the training sessions as the form of the students' training to the pedagogical activity in the context of the inclusive education. There are considered the basic techniques of the work of the lecturer with the students in the context of the training session.

Key words: training session, inclusive education, students, professional education, pedagogical activity.

(Статья поступила в редакцию 11.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.